Научная статья на тему 'Комплексная методика физической подготовки будущих врачей'

Комплексная методика физической подготовки будущих врачей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1597
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОГРАММА / ВЫПУСКНИК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Журавская Наталья Сергеевна, Шакирова Ольга Викторовна, Шестёра Альбина Александровна, Каерова Елена Владиславовна

Сегодня рынок труда диктует всё более жестокие условия выпускникам современных медицинских вузов. Вопрос профессионализма будущих врачей волнует не только работодателей, но и общество в целом. Труд медицинских работников относится к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека. Он характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, требует большого объема оперативной и долговременной памяти, наличия определенного уровня здоровья, физической силы и выносливости, содержит элементы творчества и связан с ответственностью за здоровье и жизнь других людей. Физическое воспитание студентов-медиков должно осуществляться с учетом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности, приобретения необходимых компетенций. В статье приводится теоретическое обоснование и результаты педагогического эксперимента по определению эффективности комплексной методики использования современных средств физической культуры (фитнес), разработанной с учётом профессиограммы врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Журавская Наталья Сергеевна, Шакирова Ольга Викторовна, Шестёра Альбина Александровна, Каерова Елена Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comprehensive methodology of physical training of future doctors

Today, the labor market dictates ever more brutal conditions to the graduates of the modern medical schools. Question of professionalism of the future physicians are concern not only for the employers, but also for the society as a whole. The work of medical specialists is among the most difficult and responsible types of human activity. It is characterized by the substantial intellectual workload requiring a large volume of prompt and long-term memory, the presence of some level of health, physical strength and endurance; it contains the elements of creativity and is associated with the responsibility for the health and the lives of others. Physical education of the medical students should be subject to the conditions and nature of their future professional activity, acquisition of required competencies. The article provides the theoretical substantiation and the results of the pedagogical experiment to determine the effectiveness of the integrated methodology for the use of the modern means of physical culture (fitness), tailored to the job description of the doctor.

Текст научной работы на тему «Комплексная методика физической подготовки будущих врачей»

УДК 796.011

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ

ВРАЧЕЙ

Наталья Сергеевна Журавская, доктор медицинских наук, профессор, Ольга Викторовна Шакирова, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой, Дальневосточный федеральный университет» (ФГАОУ ВПО «ДВФУ»), Владивосток; Альбина Александровна Шестёра, доцент, Елена Владиславовна Каерова, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Тихоокеанский государственный медицинский университет» (ГБОУВПО «ТГМУ»), Владивосток

Аннотация

Сегодня рынок труда диктует всё более жестокие условия выпускникам современных медицинских вузов. Вопрос профессионализма будущих врачей волнует не только работодателей, но и общество в целом. Труд медицинских работников относится к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека. Он характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, требует большого объема оперативной и долговременной памяти, наличия определенного уровня здоровья, физической силы и выносливости, содержит элементы творчества и связан с ответственностью за здоровье и жизнь других людей. Физическое воспитание студентов-медиков должно осуществляться с учетом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности, приобретения необходимых компетенций. В статье приводится теоретическое обоснование и результаты педагогического эксперимента по определению эффективности комплексной методики использования современных средств физической культуры (фитнес), разработанной с учётом профессиограммы врача.

Ключевые слова: физическая подготовка, профессиограмма, выпускник медицинского вуза.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p74-79

COMPREHENSIVE METHODOLOGY OF PHYSICAL TRAINING OF FUTURE

DOCTORS

Natalia Sergeevna Zhuravskaya, the doctor of medical sciences, professor, Olga Viktorovna

Shakirova, the doctor of medical sciences, senior lecturer, department chair, Far Eastern Federal University, Vladivostok; Albina Aleksandrovna Chestera, the senior lecturer, Elena Vladislavovna Kaerova, the candidate of pedagogical sciences, department chairman, Pacific

State Medical University, Vladivostok

Annotation

Today, the labor market dictates ever more brutal conditions to the graduates of the modern medical schools. Question of professionalism of the future physicians are concern not only for the employers, but also for the society as a whole. The work of medical specialists is among the most difficult and responsible types of human activity. It is characterized by the substantial intellectual workload requiring a large volume of prompt and long-term memory, the presence of some level of health, physical strength and endurance; it contains the elements of creativity and is associated with the responsibility for the health and the lives of others. Physical education of the medical students should be subject to the conditions and nature of their future professional activity, acquisition of required competencies. The article provides the theoretical substantiation and the results of the pedagogical experiment to determine the effectiveness of the integrated methodology for the use of the modern means of physical culture (fitness), tailored to the job description of the doctor.

Keywords: physical training, professiogram, graduates of the medical school.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по специальности «Лечебное дело» пока-

зал, что, в соответствии с профессиограммой врача, помимо профессиональных компетенций, у выпускника современного медицинского вуза должны быть сформированы здоровьесберегающие компетенции. Для системы высшего профессионального образования проблема формирования здоровьесберегающих компетенций студентов становится все более актуальной, так как образовательная система пока не обеспечивает необходимый и достаточный уровень их сформированности у выпускников высшего учебного заведения [3, 5]. Здоровьесберегающее образование становится необходимым условием подготовки студентов медицинского вуза, потому что врач на сегодняшний день является единственной реальной личностью, способной в процессе лечения пациентов сохранить их здоровье [1]. Сложилась проблемная ситуация, выражающаяся в противоречии между уровнем социальной потребности в высококвалифицированных врачах и эффективностью выбора средств и методов физического воспитания в подготовке будущих врачей. Необходимо внедрять методики, способствующие не только компенсации недостатка двигательной активности современной молодежи, но и эффективному воздействию на профессионально важные физические качества современными средствами физической культуры [6]. Новые методики должны предусматривать специфику деятельности будущего врача и способствовать наиболее эффективному восстановлению организма после трудового дня посредством активного отдыха, переключения внимания с одного вида деятельности на другой, эмоциональной разгрузки [7]. Необходимо повысить качество образования и нацелить преподавателей на подготовку медицинских работников, способных конкурировать на рынке труда, а не просто на передачу знаний по отдельным дисциплинам [2]. Для решения данной проблемы мы предлагаем внедрение в учебный процесс по физическому воспитанию студентов - медиков комплексной методики физической подготовки, основным средством которой является фитнес, разработанной с учётом про-фессиограммы врача.

МЕТОДИКА

Для определения эффективности использования разработанной нами комплексной методики был проведён педагогический эксперимент. В нём приняли участие 50 студенток 2-го курса, обучающихся по специальности 060601 «Лечебное дело», которые были разделены на две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), по 25 человек в каждой. В КГ занятия физической культурой проводились в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Физическая культура» для специальности «Лечебное дело». В ЭГ занятия проводились по предлагаемой нами комплексной методике, при этом основное внимание уделялось профессионально значимым физическим качествам врача. В ЭГ основным средством физической культуры служил фитнес, включавший в себя различные тренировочные программы. Для оценки физического развития девушек 17-19 лет использовали ряд антропометрических и физиометрических показателей: весоростовой индекс, жизненный индекс легких (ЖИЛ), силовые показатели (результаты кистевой и становой динамометрии). Весоростовой показатель определяется как соотношение общей массы тела (г) к росту (см), при этом в норме у девушек на каждый сантиметр роста должно приходиться 325^375 г. Превышение верхней границы свидетельствует об избытке массы тела, а величина меньше нижней границы указывает на ее недостаток. Расчет жизненного индекса позволяет оценить, какое количество воздуха в мл приходится на 1 кг веса обследуемого и определяется соотношением жизненной емкости легких (ЖЕЛ) в мл к весу в кг, косвенно свидетельствуя о функциональных возможностях внешнего дыхания. У девушек средние величины индекса находятся в пределах 55^60 мл/кг. Силовой индекс определяется процентным отношением мышечной силы отдельных групп мышц к массе тела по формулам: кистевая сила (кг) / масса тела (кг) х 100,0% и становая сила (кг) / масса тела (кг) х 100,0% . Средние величины у девушек при этом находятся в диапазоне 48,0^50,0% для силы кисти, 135,0^150,0% для становой силы.

Нами были изучены показатели физической подготовленности девушек 17-19 лет: скоростная и общая выносливость, силовая и скоростно-силовая выносливость, скоростно-силовые способности. Результаты контрольных испытаний уровня физической подготовленности оценивались по пятибалльной системе. В конце педагогического эксперимента полученные данные были подвергнуты статистической обработке. Были найдены средние величины, позволяющие получить обобщенную характеристику явлений по всем количественным признакам, проведена оценка достоверности динамики результатов исследования по ^критерию Стьюдента.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В процессе изучения научно-методической литературы выяснилось, что большинство авторов, изучающих проблемы физической подготовки студентов-медиков, в большей степени определяли круг профессионально важных физических качеств, используя методы наблюдения и анкетирования. Стоит помнить, что наиболее полную информацию о характеристике профессии даёт профессиография. Проанализировав профессиограмму врача - выпускника лечебного факультета, мы выяснили, что для успешной трудовой деятельности ему необходим определённый набор физических качеств: высокая координация кистей рук, тонкая осязательная чувствительность пальцев, умение соизмерить и дозировать усилие, выносливость зрительного анализатора, четкая речь, сила мышц верхнего плечевого пояса и брюшного пресса. Профессиональные требования к личностным способностям и качествам специалиста в области медицины включают стрессоустойчи-вость, умение управлять собой, организованность, социальный интеллект (умение понимать поведение других людей), развитые коммуникативные способности, ответственность, способность сопереживать и ориентироваться в экстремальных условиях, уравновешенность, тактичность. Результаты, полученные в ходе эксперимента, позволили нам подобрать эффективные современные средства физической культуры для коррекции физического состояния и уровня здоровья студенток-медиков с учётом развития профессионально важных качеств. Разработанная нами комплексная методика включала в себя три периода подготовки - вводный, основной и заключительный. Всем периодам соответствовал чёткий алгоритм действия на занятиях и степень нагрузки, что позволило более эффективно использовать средства физической культуры, в основу которых легли упражнения из различных фитнес программ, позволяющие совершенствовать профессионально значимые физические функции студенток-медиков. Программа занятий разрабатывалась с учетом семестрового обучения студентов и представляла собой урочные занятия: I этап занятий соответствовал осеннему семестру, II этап занятий - весеннему семестру. Продолжительность каждого этапа составила 17 недель. При разработке программы мы исходили из основ теории и методики оздоровительной физической культуры и соблюдали такие методические правила, как постепенное наращивание интенсивности и длительности нагрузки, систематичность, применение разнообразных средств, способствующих разносторонней тренировке. Отличительной чертой вводного периода явилось разделение подготовительной части практического занятия на два блока. Первый блок включал в себя упражнения на тренажёре Боссу, представляющим собой резиновую надувную полусферу на пластмассовой платформе диаметром 63 см и высотой до 20^25 см, по краям которой имеются ручки для переворачивания или переноски тренажёра. Упражнения выполнялись в медленном темпе, слитно, с постоянным контролем правильности техники движений. Во второй комплекс входили 5-6 упражнений из системы стретчинг, направленных на совершенствование гибкости и развитие подвижности в суставах. Упражнения подбирались с учетом специфики трудовой деятельности врача, были направлены на восстановление функционального состояния мышц и носили оздоровительный характер. Второй блок содержал упражнения системы стрейтчинг, направленные на работу всех групп мышц, принимающих непосредственное участие в трудовых

операциях врача. Акцент делался на поддержание частоты сердечных сокращений (ЧСС) в диапазоне 130^140 уд/мин. Комплексная направленность занятий этого периода с поэтапным решением задач оказывали эффективное влияние на физическое развитие. В основном периоде направленность занятий заключалась в повышении функциональных резервов кардиореспираторной и опорно-двигательной систем организма и избирательном воздействии на профессионально важные качества студенток-медиков. Занятия предусматривали выполнение упражнений с различным уровнем сложности. Упражнения на тренажёре Боссу усложнялись шагами под музыку, упражнениями на координацию, движениями максимальной амплитуды с большим количеством повторений. В силовой комплекс входили упражнения для развития силы и силовой выносливости мышц верхних и нижних конечностей, плечевого пояса, спины и брюшного пресса. Использовались упражнения с бодибарами - специальными гимнастическими палками длиной около 120 см и весом от трех до семи килограммов, определить который можно по цвету наконечников: желтый, синий, оранжевый и фиолетовый. Применялись упражнения системы Пи-латес для всех сегментов тела, выполнение которых сопровождалось концентрацией на дыхательном ритме, правильности выполнения и осознанием воздействия каждого упражнения на ту или иную группу мышц. Силовой блок основной части занятий носил избирательную направленность, использовались упражнения с бодибарами в различных исходных положениях. Так как к профессионально важным качествам врача относятся сила и статическая выносливость «позных» мышц и плечевого пояса, наряду со статическими и динамическими упражнениями использовались и статико-динамические упражнения, характеризующиеся комбинированием статического и динамического режимов мышечных напряжений [4]. На данном этапе подготовки ЧСС не должна была превышать 130 уд/мин. На занятиях использовались комплексы стретчинга, акцентированные на развитие гибкости. С целью приобретения навыка подбора упражнений оздоровительной направленности студенткам необходимо было самостоятельно разработать и провести комплекс упражнений, используя современные фитнес программы. Во время заключительного периода осуществлялось тестирование студенток, контроль уровня овладения теоретическим материалом, подведение итогов самостоятельной работы и её коррекция. Для усвоения знаний о требованиях к физическим качествам и навыкам в будущей профессии мы проводили со студентками семинарские занятия. Для определения эффективности воздействия комплексной методики физической подготовки, основными средствами которой являются упражнения различных фитнес программ, на тестируемые качества был проведён сравнительный анализ конечных результатов, показанных студентками ЭГ и КГ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По динамике показателей физического развития и физических качеств судили об эффективности комплексной методики использования современных средств физической культуры (фитнес), разработанной с учётом профессиограммы врача (таблицы 1 и 2).

Анализируя результаты динамики тестов сгибания и разгибания рук в упоре на коленях, характеризующих силовые способности мышц плечевого пояса, можно говорить о достоверном повышении. Так, до эксперимента студентки отжимались в среднем 23,3±0,54 раз, после его окончания количество отжиманий увеличилось до 28,9±0,45 раз. Результаты теста на поднимание плечевого пояса также достоверно повысились (с 34,3 раз в начале эксперимента до 45,8 раз после эксперимента), как и на удержание угла в упоре сидя сзади (повышение показателя произошло в среднем с 54 до 62 раз). Значительно улучшилась гибкость, в наклоне вперед сидя до эксперимента, данный показатель равнялся в среднем 5,27 см, после - 8,29. Результаты итогового контроля физической подготовленности студенток-медиков позволили доказать эффективность воздействия упражнений фитнес программы на силу мышц живота, спины и плечевого пояса.

Таблица 1

Показатели профессионально важных физических качеств студенток-медиков до и _после эксперимента (п=50)_

Показатели Период исследования M±m t-критерий Достоверность различий, Р

ЭГ КГ

Подъем туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены, кол-во раз До 34,26±0,35 33,41±0,52 0,119 >0,05

После 45,76±0,35 36,31±0,52 0,789 <0,05

Удержание угла в упоре сидя сзади, см До 54,0±0,51 40,0±0,45 0,213 >0,05

После 62,0±0,51 54,0±0,45 0,892 <0,05

Подъем туловища из положения лежа на животе, руки за головой, кол-во раз До 34,85±0,45 34,87±0,52 0,268 >0,05

После 42,83±0,45 36,22±0,52 0,658 <0,05

Разгибание рук в упоре лежа на коленях, кол-во раз до 23,32±0,54 23,38±0,32 0,348 >0,05

После 28,85±0,45 26,24±0,51 0,944 <0,05

Наклон вперёд из положения сидя, см До 5,27±0,85 6,45±083 0,412 >0,05

После 8,29±0,85 6,45±083 3,414 <0,05

У студенток КГ до начала эксперимента и после его окончания достоверного увеличения показателей по всем тестам не произошло.

Таблица 2

Показатели состояния здоровья и физического развития студенток ЭГ и КГ (п=50)

Функциональные пробы Период исследования M±m t-критерий Достоверность различий, Р

ЭГ КГ

ЧСС в покое, уд/мин До 73,6±6,7 72,4±5,4 0,686 >0,05

После 67,1±3,5 71,48±4,2 0,685 < 0,05

АД, мм.рт.ст. До 126/82±4,1 128/86±7,4 0,230 >0,05

После 122/80±1,2 124/82±1,3 0,229 < 0,05

Частота дыхания, кол-во раз в мин До 18,7±3,1 19,2±1,9 0,667 >0,05

После 15,2±1,1 18,21±1,7 0,679 < 0,05

Проба Ромберга, с До 7,5±3,2 7,8±1,6 0,164 >0,05

После 9,90±3,3 8,39±1,4 0,163 < 0,05

Проба Штанге, с До 46,9±3,5 44,4±2,7 0,402 >0,05

После 52,66±2,3 46,1± 2,1 0,403 < 0,05

Проба Генчи, с До 17,8±2,8 16,8±3,6 1,001 >0,05

После 19,85±1,8 17,54±3,5 1,001 < 0,05

Индекс Руфье, баллы До 12,4±1,8 12,2±2,2 0,126 >0,05

После 9,4±2,4 10,9±1,8 0,233 < 0,05

ЖЕЛ, мл До 2593,7±0,6 2346,2±1,5 0,228 >0,05

После 2840,3±0,1 2530,3±1,8 0,342 < 0,05

Силовой индекс правой руки До 31,99±1,13 25,32±1,06 0,279 >0,05

После 34,68±0,72 27,67±0,64 0,178 < 0,05

Силовой индекс левой руки До 30,44±0,61 23,65±1,14 0,264 >0,05

После 32,48±0,68 24,22±0,59 0,158 < 0,05

Силовой индекс силы спины До 89,75±3,82 91,00±2,69 0,406 >0,05

После 95,52±2,88 93,25±2,38 0,398 < 0,05

В ЭГ после окончания исследования различия между результатами до и после педагогического эксперимента были достоверны по показателям ЖЕЛ, индекса Руфье, что свидетельствует о лучшей переносимости физической нагрузки. Таким образом, можно констатировать, что в проведенном исследовании достигнута цель и теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность комплексной методики использования современных средств физической культуры (фитнес), разработанной с учётом профессиограммы врача.

ВЫВОДЫ

Анализ профессиограммы позволил выявить профессионально значимые физические качества (статическая выносливость мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, общая выносливость), необходимые в профессиональной деятельности врача. Раз-

работанная комплексная методика физической подготовки будущих врачей включала в себя эффективные современные средства физической культуры (фитнес), подобранные с учётом необходимости развития профессионально важных физических качеств. Основными средствами физической подготовки являлись преобразованные композиции на тренажёре Боссу, упражнения по системе стретчинг, упражнения по методу Пилатес и упражнения с бодибарами. Использовали теоретическую подготовку в виде семинарских занятий по вопросам самостоятельного использования современных средств физической культуры (фитнес). В проведенном исследовании полученные результаты подтвердили высокую эффективность комплексной методики использования современных средств физической культуры (фитнес), направленных на развития физических качеств студенток-медиков, о чем объективно свидетельствуют положительные сдвиги уровня физических способностей, функциональной подготовленности и состояния здоровья занимающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева, И.О. Профессиография и её роль в развитии профессионализма / И.О. Авдеева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2013. - № 2. - С. 40-44.

2. Аникеева, Н.Г. Формирование здоровьесберегающей компетенции студентов при профессиональной подготовке в вузе на материале дисциплины «Физическая культура» : дис. ... канд. пед. наук / Аникеева Н.Г. - Тюмень, 2009. - 218 с.

3. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 23.

4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физическая культура и спорт, 2008. - 402 с.

5. Пчелина, И.В. Профессиональная ориентация в подготовке врачей / И.В. Пчелина, В.Г. Дьяченко ; Дальневосточ. гос. мед. ун-т. - Хабаровск : Издательский центр ДВГМУ, 2004. -145 с.

6. Эммерт, М.С. Комплексная методика профессионально-прикладной физической подготовки студенток - будущих специалистов по управлению персоналом / М.С. Эммерт // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 5. - С. 74-78.

7. Штода, М.Л. Структура и особенности экспериментальной методики подготовки спортсменов в фитнес-аэробике / М.Л. Штода, И.Е. Артамонова // Актуальные проблемы развития спортивных танцев, аэробики и фитнеса : сборник трудов / Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 2010. - С. 70-73.

REFERENCES

1. Avdeeva, I.O. (2013), "Profession graph and her role in development of the professionalism", Society: sociology, psychology, pedagogics, No. 2, pp. 40-44.

2. Anikeeva, N.G. (2009), Formation of health saving competence of students at vocational training in higher education institution on discipline material "Physical culture", dissertation, Tyumen.

3. Balsevich V.K. (1996), "Concept of alternative forms of the organization of physical training of children and youth", Physical culture: education, education, training, No. 1, pp. 23.

4. Matveev, L.P. (2008), Theory and technique of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.

5. Pchelina, I.V. and Dyachenko, V.G. (2004), Vocational guidance in training of doctors, DVGMU publishing center, Khabarovsk.

6. Emmert, M.C. (2011), "Complex technique of professional and applied physical training of students - future HR managers", Physical culture: education, education, training, No. 5, pp. 74-78.

7. Shtoda, M.L. and Artamonova, I.E. (2010), "Structure and features of an experimental technique of training of athletes in fitness aerobics", Actual problems of development of sports dances, aerobics and fitness: collection works, Volgograd, pp. 70-73.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.