Научная статья на тему 'Особенности трудовой деятельности специалистов по управлению персоналом, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки студенток'

Особенности трудовой деятельности специалистов по управлению персоналом, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки студенток Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
528
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЯЖЕСТЬ И НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДА / IMPORTANT PROFESSIONAL QUALITIES / PROFESSIONAL / PRACTICAL AND APPLYING TRAINING / DIFFICULTY AND INTENSITY OF WORK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эммерт Мария Сергеевна

В данной статье представлены результаты исследования особенностей трудовой деятельности специалистов по управлению персоналом, которые позволили определить комплекс профессионально значимых физических и психических качеств специалиста. Знание о специфике труда, условиях протекания трудовых операций и о необходимом наборе профессионально важных психофизических качеств, способствует рациональному и обоснованному подбору средств физической культуры для профессиональноприкладной физической подготовки будущих специалистов по управлению персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Эммерт Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particularities of the working activity of specialists on human resource management defining the context of professional physical training of students

This article is devoted to the results of special research of the working activity of specialists human resource management, which could discov er the complex of physical and psychological qualities of specialists. The knowledge of features of the work, its conditions and operations, the necessity of important professional qualities helps to find the most intelligent and efficient means of physical culture in order to train future specialists in a good professional, practical and applying form in the field of personal management.

Текст научной работы на тему «Особенности трудовой деятельности специалистов по управлению персоналом, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки студенток»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

гигиены Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (СибГУФК), педагог дополнительного образования Городского Дворца детского (юношеского) творчества.

КОРЯГИНА Юлия Владиславовна, доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии и физиологии спортивной медицины и гигиены, руководитель межкафедральной лаборатории «Медико-

биологическое обеспечение спорта высших достижений» СибГУФК, мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу.

Адрес для переписки: e-mail: minion2001@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 30.08.2011 г.

© Е. С. Шумилин, Ю. В. Корягина

УДК 37.037:378 М. С. ЭММЕРТ

Омский государственный технический университет

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК_____________________________________

В данной статье представлены результаты исследования особенностей трудовой деятельности специалистов по управлению персоналом, которые позволили определить комплекс профессионально значимых физических и психических качеств специалиста. Знание о специфике труда, условиях протекания трудовых операций и о необходимом наборе профессионально важных психофизических качеств, способствует рациональному и обоснованному подбору средств физической культуры для профессиональноприкладной физической подготовки будущих специалистов по управлению персоналом.

Ключевые слова: профессионально важные качества, профессионально-прикладная физическая подготовка, тяжесть и напряженность труда.

Введение. Рыночная экономика современного государства, неотъемлемой частью которой является конкуренция, выдвигает свои требования к молодым специалистам. Положение выпускников вузов на рынке труда характеризуются неоднозначностью, которая определяется специфичностью направлений подготовки выпускников и их востребованностью на рынке труда. В ситуации превышения предложения рабочей силы на рынке труда, сформированного в основном за счет специалистов по управлению персоналом со стажем, выпускникам, только что окончившим вуз и преимущественно не имеющим опыта работы по специальности, достаточно сложно выдержать конкуренцию и претендовать на качественные рабочие места [1].

В настоящее время появилась настоятельная необходимость в широком использовании новых, активных методов обучения в вузе, позволяющих сократить путь от приобретения знаний к их применению на практике. Процесс обучения должен представлять собой рациональную совокупность различных дидактических форм, методов и средств, с помощью которых возможно воспроизвести предметное и социальное содержание профессионального труда [2, 3].

Основным критерием профессиональной подготовленности человека к трудовой деятельности является соответствие требованиям производства, и его

физического состояния. Профессиональная работоспособность человека, в основе которой лежат специальные знания, умения, навыки и определенный набор профессионально значимых физических и психических качеств, в свою очередь оказывает влияние на продуктивность труда[4].

Каждому конкретному виду труда свойственна определенная совокупность функций, которую можно представить в виде различных подфункций и трудовых операций. Порядок и объем включения физических и умственных потенций человека, интенсивность и повторяемость целесообразных движений, их продолжительность существенно меняются в зависимости от санитарно-гигиенических и социальноэкономических условий, в которых протекает процесс труда. В этой связи следует подчеркнуть, что в структуре цикла разных видов труда могут преобладать те или иные функции, выполнение которых образует функциональное содержание труда работника [5].

Физическое воспитание студентов вузов, в рамках раздела профессионально-прикладной физической подготовки, осуществляется с учетом условий их предстоящей профессиональной деятельности, специфики труда, причин утомления и профессиональных заболеваний. На основании этого используются различные средства физической культуры и спорта для формирования у студентов професси-

онально значимых физических и психических качеств, сокращения сроков адаптации на рабочем месте и повышения устойчивости организма к рабочим нагрузкам [6 — 8].

По мнению А. О. Егорычева [9], каждая профессия обладает двигательной спецификой, особенностями протекания трудовых операций и предъявляет различные требования к организму рабочих. Для плодотворного выполнения трудовых операций каждому рабочему необходимо обладать определенным набором профессионально значимых (важных) качеств.

Профессионально важные качества — это отдельные черты, свойства, качества индивида, соответствующие требования к человеку какой-либо определенной профессии, способствующие успешному овладению ею [10].

Выявление особенностей трудовой деятельности специалистов по управлению персоналом, определяющих содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов, и явилось целью данной работы.

Методы и организация исследования. Для изучения условий и характера трудовой деятельности специалистов по управлению персоналом нами были проведены хронометрирование, анкетирование, наблюдения, изучение и анализ документальных материалов. Исследование проводилось на базе предприятий ОАО «Омская электрогенерирующая компания», ОАО «ОмскВодоканал» и ООО НПО «Мостовик». В исследовании приняли участие 132 специалиста по управлению персоналом, женщины в возрасте до 40 лет.

Результаты и их обсуждение. В результате проведенного исследования выявлено, что большую часть рабочего времени специалист проводит в неудобной сидячей позе (до 55 %). Наибольшую локальную нагрузку при стереотипных рабочих движениях испытывают мышцы кистей и пальцев рук (до 60 000), статическая нагрузка приходится в большей степени на мышцы корпуса. За смену выполняется до 50 наклонов корпуса. Перемещение в пространстве составляют по горизонтали — до 4 км, по вертикали — до 2 км за смену.

Результаты хронометрирования свидетельствуют о том, что регламентированные перерывы и их продолжительность составляют 3 — 7 % рабочего времени. Следует отметить, что в это время входит и обеденный перерыв.

Наблюдение за работой специалиста по управлению персоналом показало, что в течение всего рабочего дня ему приходится решать должностные задачи с выбором решения по известным алгоритмам и работать по серии инструкций. Вся полученная сотрудником информация обрабатывается и вносится в электронную базу данных предприятия, происходит постоянное обновление, дополнение и коррекция существующей информационной базы. Длительность сосредоточенного наблюдения составляет 26 — 51 % от времени смены. Так же было зафиксировано время, отводимое на наблюдение за экранами мониторов ПК, которое составляет 7 — 8 часов, т.е. практически 100 % рабочего времени.

Анализ карт аттестации рабочего места свидетельствует о том, что размер объекта различения по отношению к длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) — 5—1 мм — более 50 %, 1 —0,3 мм — до 50 %, менее 0,3 мм — до 25 %. При этом нами отмечено, что число производственных объектов одновременного наблюдения могло достигать 6—10.

Время активных действий сотрудника, по результатам наших наблюдений, составляет всего 10—19 % от времени смены и 76 — 80 % отводится на выполнение производственных заданий или повторяющихся операций, что свидетельствует о монотонности производственной обстановки.

С целью выявления причин утомления специалистов по управлению персоналом было проведено анкетирование. Из анализа анкет установлено, что большинство опрошенных — 46,2 % (61 специалист) — в начале рабочего дня чувствуют себя нормально, 23,5 % (31 специалист) — хорошо и 30,3 % (40 специалистов) — недостаточно отдохнувшими. При этом

72.7 % респондентов (96 человек) указывают, что утомление скорее эмоциональное, чем физическое.

При этом 100 % респондентов подчеркивают, что для наиболее плодотворной и продолжительной профессиональной деятельности необходимы занятия физической культурой в свободное от работы время.

91.7 % (121 человек) опрошенных не отказались бы принимать участие в различных формах организации производственной физической культуры. И всего 11,4 % респондентов (15 человек) занимаются физической культурой в свободное время.

Описание санитарных условий труда в карте аттестации рабочего места специалиста по управлению персоналом свидетельствует о степени вредности и опасности труда, который соответствует 3,2 классу. Этот класс характеризуется такими уровнями вредных факторов, которые вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большей части случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости. Это может проявиться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности; это, в первую очередь, те болезни, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем, появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний [11]. Данный класс вредности и опасности относят к вредным по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников.

Наибольший интерес при изучении условий труда управленца вызывают такие факторы трудового процесса, как тяжесть и напряженность труда. На наш взгляд, именно тяжесть и напряженность трудового процесса в большей степени определяют профессионально важные физические и психические качества специалиста.

Основные показатели тяжести трудового процесса свидетельствуют о гиподинамии работников (рабочая поза — сидя, общее количество перемещений 6 км), локальная нагрузка на мышцы кистей и пальцев рук. Основным системами организма и группами мышц, испытывающими нагрузку, являются — зрительный анализатор, мышцы рук и плечевого пояса, мышцы шеи, спины, брюшного пресса.

Показатели напряженности трудового процесса свидетельствуют о высокой эмоциональной напряженности, ответственности за принятые решения, постоянном общении с людьми, связанным с решением вопросов различной сложности. Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических и номинальных значений параметров. Работа в условиях дефицита времени. Число объектов одновременного наблюдения составляет от 6 до 10 (различная оргтехника, сотрудники предприятия).

Особенности трудовой деятельности специалистов по управлению персоналом, выявленные в ходе данного исследования, позволяют определить

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

Рис. 1. Особенности трудовой деятельности, определяющие профессионально прикладную физическую подготовку студенток, будущих специалистов по управлению персоналом

профессионально значимые физические и психические качества исследуемых, к которым относятся:

— общая выносливость, статическая выносливость мышц спины и брюшного пресса, развитый мышечный аппарат плечевого пояса и кистей рук;

— оперативная память, переключение, объем и распределение внимания, развитое логическое мышление, способность самоуправления и самоорганизации, коммуникативные и организаторские способности (рис. 1).

Таким образом, определение комплекса профессионально значимых психофизических характеристик служит фактическим материалом для разработки программ профессионально-прикладной физической подготовки для студенток, обучающихся специальности «Управление персоналом». Представленные в данной работе результаты исследования особенностей трудовой деятельности специалиста по управлению персоналом позволяют конкретизировать задачи профессионально-прикладной физической подготовки для студентов данной специализации. В соответствии с ними, подобрать наиболее эффективные средства и методы физической культуры для подготовки конкурентоспособного молодого специалиста, который может не только быстро адаптироваться к трудовым нагрузкам, но и поддерживать на высоком уровне профессиональную работоспособность.

Библиографический список

1. Дмитриева, Ю. А. Повышение уровня конкурентоспособности выпускников вузов по специальности «Управление персоналом» на рынке труда : дис.... канд. экон. наук / Ю. А Дмитриева. — М., 2010. — 175 с.

2. Григорьев, В. И. Кризис физической культуры студентов

и пути его преодоления / В. И. Григорьев // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 2. — С. 54 — 61.

3. Наталов, Г. Г. С чего начать модернизацию образования? / Г. Г. Наталов // Теория и практика физической культуры. — 2003. - № 12. - С. 2-12.

4. Остроушко, С. В. Профессиональная направленность в физическом воспитании студентов финансово-экономических специальностей : дис. канд. пед. наук / С. В. Остроушко. — Хабаровск, 1999. — 156 с.

5. Галкин, Ю. П. Коэффициент активности / Ю. П. Галкин — Смоленск : Б. и., 1990. — 158 с.

6. Жидких, В. П. Профессионально- прикладная физическая культура в системе подготовки специалистов-строителей : автореф. дис. . д-ра пед. наук / В. П. Жидких. - Омск, 2000. -47 с.

7. Коровин, С. С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся

молодежи : автореф. дис д-ра пед. наук / С. С. Коровин. —

М., 1997. — 50 с.

8. Полянский, В. П. Теоретико-методологические основы совершенствования профессионально-прикладной физической культуры (её содержания и форм) в современном обществе : автореф. дис. д-ра пед. наук / В. П. Полянский. — М., 1999. — 62 с.

9. Егорычев, А. О. Теория и технология управления психофизической подготовкой студентов к профессиональной деятельности : дис. .д-ра пед. наук / А. О. Егорычев. — Ярославль, 2005. — 317 с.

10. Марищук, В. Л. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук. — М. : Просвещение, 1990. — 256 с.

11. Ефимова, Е. И. Тяжесть и напряженность трудового процесса : учеб. пособие / Е. И. Ефимова. — СПб. : ПГУПС, 2008. — 77 с.

ЭММЕРТ Мария Сергеевна, преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт».

Адрес для переписки: е-шаД: шапуа_1а1апоуа@И81.т

Статья поступила в редакцию 08.09.2011 г.

© М. С. Эммерт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.