ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011
гигиены Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (СибГУФК), педагог дополнительного образования Городского Дворца детского (юношеского) творчества.
КОРЯГИНА Юлия Владиславовна, доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии и физиологии спортивной медицины и гигиены, руководитель межкафедральной лаборатории «Медико-
биологическое обеспечение спорта высших достижений» СибГУФК, мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу.
Адрес для переписки: e-mail: minion2001@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 30.08.2011 г.
© Е. С. Шумилин, Ю. В. Корягина
УДК 37.037:378 М. С. ЭММЕРТ
Омский государственный технический университет
ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК_____________________________________
В данной статье представлены результаты исследования особенностей трудовой деятельности специалистов по управлению персоналом, которые позволили определить комплекс профессионально значимых физических и психических качеств специалиста. Знание о специфике труда, условиях протекания трудовых операций и о необходимом наборе профессионально важных психофизических качеств, способствует рациональному и обоснованному подбору средств физической культуры для профессиональноприкладной физической подготовки будущих специалистов по управлению персоналом.
Ключевые слова: профессионально важные качества, профессионально-прикладная физическая подготовка, тяжесть и напряженность труда.
Введение. Рыночная экономика современного государства, неотъемлемой частью которой является конкуренция, выдвигает свои требования к молодым специалистам. Положение выпускников вузов на рынке труда характеризуются неоднозначностью, которая определяется специфичностью направлений подготовки выпускников и их востребованностью на рынке труда. В ситуации превышения предложения рабочей силы на рынке труда, сформированного в основном за счет специалистов по управлению персоналом со стажем, выпускникам, только что окончившим вуз и преимущественно не имеющим опыта работы по специальности, достаточно сложно выдержать конкуренцию и претендовать на качественные рабочие места [1].
В настоящее время появилась настоятельная необходимость в широком использовании новых, активных методов обучения в вузе, позволяющих сократить путь от приобретения знаний к их применению на практике. Процесс обучения должен представлять собой рациональную совокупность различных дидактических форм, методов и средств, с помощью которых возможно воспроизвести предметное и социальное содержание профессионального труда [2, 3].
Основным критерием профессиональной подготовленности человека к трудовой деятельности является соответствие требованиям производства, и его
физического состояния. Профессиональная работоспособность человека, в основе которой лежат специальные знания, умения, навыки и определенный набор профессионально значимых физических и психических качеств, в свою очередь оказывает влияние на продуктивность труда[4].
Каждому конкретному виду труда свойственна определенная совокупность функций, которую можно представить в виде различных подфункций и трудовых операций. Порядок и объем включения физических и умственных потенций человека, интенсивность и повторяемость целесообразных движений, их продолжительность существенно меняются в зависимости от санитарно-гигиенических и социальноэкономических условий, в которых протекает процесс труда. В этой связи следует подчеркнуть, что в структуре цикла разных видов труда могут преобладать те или иные функции, выполнение которых образует функциональное содержание труда работника [5].
Физическое воспитание студентов вузов, в рамках раздела профессионально-прикладной физической подготовки, осуществляется с учетом условий их предстоящей профессиональной деятельности, специфики труда, причин утомления и профессиональных заболеваний. На основании этого используются различные средства физической культуры и спорта для формирования у студентов професси-
онально значимых физических и психических качеств, сокращения сроков адаптации на рабочем месте и повышения устойчивости организма к рабочим нагрузкам [6 — 8].
По мнению А. О. Егорычева [9], каждая профессия обладает двигательной спецификой, особенностями протекания трудовых операций и предъявляет различные требования к организму рабочих. Для плодотворного выполнения трудовых операций каждому рабочему необходимо обладать определенным набором профессионально значимых (важных) качеств.
Профессионально важные качества — это отдельные черты, свойства, качества индивида, соответствующие требования к человеку какой-либо определенной профессии, способствующие успешному овладению ею [10].
Выявление особенностей трудовой деятельности специалистов по управлению персоналом, определяющих содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов, и явилось целью данной работы.
Методы и организация исследования. Для изучения условий и характера трудовой деятельности специалистов по управлению персоналом нами были проведены хронометрирование, анкетирование, наблюдения, изучение и анализ документальных материалов. Исследование проводилось на базе предприятий ОАО «Омская электрогенерирующая компания», ОАО «ОмскВодоканал» и ООО НПО «Мостовик». В исследовании приняли участие 132 специалиста по управлению персоналом, женщины в возрасте до 40 лет.
Результаты и их обсуждение. В результате проведенного исследования выявлено, что большую часть рабочего времени специалист проводит в неудобной сидячей позе (до 55 %). Наибольшую локальную нагрузку при стереотипных рабочих движениях испытывают мышцы кистей и пальцев рук (до 60 000), статическая нагрузка приходится в большей степени на мышцы корпуса. За смену выполняется до 50 наклонов корпуса. Перемещение в пространстве составляют по горизонтали — до 4 км, по вертикали — до 2 км за смену.
Результаты хронометрирования свидетельствуют о том, что регламентированные перерывы и их продолжительность составляют 3 — 7 % рабочего времени. Следует отметить, что в это время входит и обеденный перерыв.
Наблюдение за работой специалиста по управлению персоналом показало, что в течение всего рабочего дня ему приходится решать должностные задачи с выбором решения по известным алгоритмам и работать по серии инструкций. Вся полученная сотрудником информация обрабатывается и вносится в электронную базу данных предприятия, происходит постоянное обновление, дополнение и коррекция существующей информационной базы. Длительность сосредоточенного наблюдения составляет 26 — 51 % от времени смены. Так же было зафиксировано время, отводимое на наблюдение за экранами мониторов ПК, которое составляет 7 — 8 часов, т.е. практически 100 % рабочего времени.
Анализ карт аттестации рабочего места свидетельствует о том, что размер объекта различения по отношению к длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) — 5—1 мм — более 50 %, 1 —0,3 мм — до 50 %, менее 0,3 мм — до 25 %. При этом нами отмечено, что число производственных объектов одновременного наблюдения могло достигать 6—10.
Время активных действий сотрудника, по результатам наших наблюдений, составляет всего 10—19 % от времени смены и 76 — 80 % отводится на выполнение производственных заданий или повторяющихся операций, что свидетельствует о монотонности производственной обстановки.
С целью выявления причин утомления специалистов по управлению персоналом было проведено анкетирование. Из анализа анкет установлено, что большинство опрошенных — 46,2 % (61 специалист) — в начале рабочего дня чувствуют себя нормально, 23,5 % (31 специалист) — хорошо и 30,3 % (40 специалистов) — недостаточно отдохнувшими. При этом
72.7 % респондентов (96 человек) указывают, что утомление скорее эмоциональное, чем физическое.
При этом 100 % респондентов подчеркивают, что для наиболее плодотворной и продолжительной профессиональной деятельности необходимы занятия физической культурой в свободное от работы время.
91.7 % (121 человек) опрошенных не отказались бы принимать участие в различных формах организации производственной физической культуры. И всего 11,4 % респондентов (15 человек) занимаются физической культурой в свободное время.
Описание санитарных условий труда в карте аттестации рабочего места специалиста по управлению персоналом свидетельствует о степени вредности и опасности труда, который соответствует 3,2 классу. Этот класс характеризуется такими уровнями вредных факторов, которые вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большей части случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости. Это может проявиться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности; это, в первую очередь, те болезни, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем, появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний [11]. Данный класс вредности и опасности относят к вредным по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников.
Наибольший интерес при изучении условий труда управленца вызывают такие факторы трудового процесса, как тяжесть и напряженность труда. На наш взгляд, именно тяжесть и напряженность трудового процесса в большей степени определяют профессионально важные физические и психические качества специалиста.
Основные показатели тяжести трудового процесса свидетельствуют о гиподинамии работников (рабочая поза — сидя, общее количество перемещений 6 км), локальная нагрузка на мышцы кистей и пальцев рук. Основным системами организма и группами мышц, испытывающими нагрузку, являются — зрительный анализатор, мышцы рук и плечевого пояса, мышцы шеи, спины, брюшного пресса.
Показатели напряженности трудового процесса свидетельствуют о высокой эмоциональной напряженности, ответственности за принятые решения, постоянном общении с людьми, связанным с решением вопросов различной сложности. Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических и номинальных значений параметров. Работа в условиях дефицита времени. Число объектов одновременного наблюдения составляет от 6 до 10 (различная оргтехника, сотрудники предприятия).
Особенности трудовой деятельности специалистов по управлению персоналом, выявленные в ходе данного исследования, позволяют определить
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011
Рис. 1. Особенности трудовой деятельности, определяющие профессионально прикладную физическую подготовку студенток, будущих специалистов по управлению персоналом
профессионально значимые физические и психические качества исследуемых, к которым относятся:
— общая выносливость, статическая выносливость мышц спины и брюшного пресса, развитый мышечный аппарат плечевого пояса и кистей рук;
— оперативная память, переключение, объем и распределение внимания, развитое логическое мышление, способность самоуправления и самоорганизации, коммуникативные и организаторские способности (рис. 1).
Таким образом, определение комплекса профессионально значимых психофизических характеристик служит фактическим материалом для разработки программ профессионально-прикладной физической подготовки для студенток, обучающихся специальности «Управление персоналом». Представленные в данной работе результаты исследования особенностей трудовой деятельности специалиста по управлению персоналом позволяют конкретизировать задачи профессионально-прикладной физической подготовки для студентов данной специализации. В соответствии с ними, подобрать наиболее эффективные средства и методы физической культуры для подготовки конкурентоспособного молодого специалиста, который может не только быстро адаптироваться к трудовым нагрузкам, но и поддерживать на высоком уровне профессиональную работоспособность.
Библиографический список
1. Дмитриева, Ю. А. Повышение уровня конкурентоспособности выпускников вузов по специальности «Управление персоналом» на рынке труда : дис.... канд. экон. наук / Ю. А Дмитриева. — М., 2010. — 175 с.
2. Григорьев, В. И. Кризис физической культуры студентов
и пути его преодоления / В. И. Григорьев // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 2. — С. 54 — 61.
3. Наталов, Г. Г. С чего начать модернизацию образования? / Г. Г. Наталов // Теория и практика физической культуры. — 2003. - № 12. - С. 2-12.
4. Остроушко, С. В. Профессиональная направленность в физическом воспитании студентов финансово-экономических специальностей : дис. канд. пед. наук / С. В. Остроушко. — Хабаровск, 1999. — 156 с.
5. Галкин, Ю. П. Коэффициент активности / Ю. П. Галкин — Смоленск : Б. и., 1990. — 158 с.
6. Жидких, В. П. Профессионально- прикладная физическая культура в системе подготовки специалистов-строителей : автореф. дис. . д-ра пед. наук / В. П. Жидких. - Омск, 2000. -47 с.
7. Коровин, С. С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся
молодежи : автореф. дис д-ра пед. наук / С. С. Коровин. —
М., 1997. — 50 с.
8. Полянский, В. П. Теоретико-методологические основы совершенствования профессионально-прикладной физической культуры (её содержания и форм) в современном обществе : автореф. дис. д-ра пед. наук / В. П. Полянский. — М., 1999. — 62 с.
9. Егорычев, А. О. Теория и технология управления психофизической подготовкой студентов к профессиональной деятельности : дис. .д-ра пед. наук / А. О. Егорычев. — Ярославль, 2005. — 317 с.
10. Марищук, В. Л. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук. — М. : Просвещение, 1990. — 256 с.
11. Ефимова, Е. И. Тяжесть и напряженность трудового процесса : учеб. пособие / Е. И. Ефимова. — СПб. : ПГУПС, 2008. — 77 с.
ЭММЕРТ Мария Сергеевна, преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт».
Адрес для переписки: е-шаД: шапуа_1а1апоуа@И81.т
Статья поступила в редакцию 08.09.2011 г.
© М. С. Эммерт