УДК 796.001.3:378
М. С. ЭММЕРТ
Омский государственный технический университет
№
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ
Результаты нашего исследования, служат фактическим материалом для разработки и внедрения в практику программ профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов по управлению персоналом.
Ключевые слова: профессионально значимые качества, студенты, физическая подготовленность.
Сущность профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов состоит в оптимальном использовании средств, методов и форм физического воспитания с целью достижения и поддержания на базе общей физической подготовки преимущественного развития психических и физических качеств, к которым предъявляются повышенные требования в процессе обучения и освоения профессии [1].
Содержание действующей программы дисциплины «Физическая культура» российских высших учебных заведений, в частности, раздела профессионально-прикладной физической подготовки, не позволяет в полной мере решать задачи целенаправленной подготовки специалистов. Это относится к специалистам по управлению персоналом и содействует поиску эффективных средств и методов подготовки студентов к результативной профессиональной деятельности.
Учитывая результаты, полученные в ходе собственных исследований трудовой деятельности управленцев, анкетирования студенток и анализа научной литературы, мы посчитали, что наиболее целесообразно будет использовать комплексную методику профессионально-прикладной физической подготовки будущих управленцев [2].
Результаты профессиографирования свидетельствуют о том, что к профессионально важным качествам специалиста по управлению персоналом следует отнести общую выносливость (как и для большинства профессий, т.к. она определяет уровень работоспособности специалиста, следовательно, и его утомляемости), статическую и динамическую силу «позных» мышц (спины, брюшного пресса, плечевого пояса), ловкость мышечного аппарата кистей рук; коммуникативные и организационные способности, переключение внимания, логическое мышление, оперативную память и способность самоуправления (стрессоустойчивость). Условно эти качества были объединены в три группы: физические, психические и личностные.
Так же нами было выявлено слабое развитие профессионально важных качеств студенток вуза, с явным их снижением от первого к последнему году обучения. Поэтому в основе разработанной нами комплексной методики лежат средства и методы физического воспитания, использование которых
будет способствовать развитию профессионально важных качеств и сокращению сроков адаптации организма специалистов по управлению персоналом к профессиональной деятельности.
Основное место принадлежит рассмотрению положений общего физического совершенствования, комплексного использования средств повышения физической подготовки будущих специалистов по управлению персоналом. Новым в комплексной методике явилось использование дубль степ-аэробики и подвижных игр, специальных прикладных упражнений, направленных на развитие профессионально важных качеств (общая выносливость, силовая выносливость мышц пресса и спины) и психических функций (внимания, памяти, логического мышления).
Внедрение комплексной методики профессионально-прикладной физической подготовки в учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» будущих специалистов по управлению персоналом благоприятным образом отразилось на повышении физической подготовленности занимающихся. Это сказалось на достоверном (Р>0,05) повышении изучаемых качеств в экспериментальной группе (ЭГ).
К концу эксперимента произошло достоверное изменение показателя, который характеризует уровень развития общей выносливости (12-минутный тест Купера) в контрольной и экспериментальной группах. При этом в ЭГ и контрольной группе (КГ) студентки на начало педагогического эксперимента по среднему показателю имели низкий уровень физической работоспособности. К концу эксперимента уровень работоспособности студенток ЭГ повысился до удовлетворительного, а студентки КГ показали средний результат [3].
Применение на занятиях модифицированных композиций дубль степ-аэробики позволило нам избежать монотонности, присущей аэробным циклическим нагрузкам. Использование музыкального сопровождения на занятиях оздоровительной аэробикой способствовало поддержанию на протяжении всего занятия необходимого для тренировочного воздействия темпа выполнения упражнений. Результаты нашего исследования согласуются с мнением В. Ю. Давыдова [4], И. А. Дубогрызовой [5] и др. авторов и свидетельствуют о положительном воздействии средств аэробики на общую выносливость.
Были выявлены положительные изменения в двух группах у исследуемых статической выносливости мышц спины, но достоверный прирост — только в ЭГ. Анализируя результаты тестирования силы мышц брюшного пресса и плечевого пояса, были выявлены достоверные положительные изменения в двух группах. Однако более выраженные изменения произошли в ЭГ. Результаты статической выносливости мышц брюшного пресса студенток ЭГ достоверно отличались от таковых в КГ (Р>0,05).
Повышение уровня изучаемых показателей мы склонны объяснять внедрением в учебно-тренировочный процесс студенток специально разработанных комплексов упражнений, обеспечивающих избирательно локальное воздействие, динамического, статического и статико-динамического характера. По мнению Л. П. Матвеева [6], тренировочный эффект статико-динамических упражнений и возможность его переноса на различные двигательные действия значительно больше, чем при выполнении изометрических упражнений. Об эффективности применения комплекса упражнений различных режимов мышечных напряжений в физической подготовке студентов вузов свидетельствуют работы О. Ю. Давыдова [7] и Г. Г. Лапшиной [8].
Результаты нашего эксперимента подтверждают тот факт, что использование упражнений различных режимов мышечных напряжений способствует укреплению и повышению функциональных возможностей скелетной мускулатуры и имеет значительный прикладной аспект в подготовке специалистов по управлению персоналом, так как они выполняют функцию удержания туловища в положении сидя за рабочим столом. Использование двух степ-платформ, укороченных гимнастических палок и отягощений позволяет варьировать выбор упражнений и включать силовые комплексы, что делает занятия более разнообразными.
В заключение следует отметить, что предложенная нами комплексная методика профессионально-прикладной физической подготовки оказала существенное влияние на развитие профессионально значимых физических качеств студенток, обучающихся управленческой деятельности.
Библиографический список
1. Жидких, В. П. Профессионально-прикладная физическая подготовка в системе подготовки специалистов-строителей : дис. ... д-ра пед. наук / В. П. Жидких. — Омск, 2000. — 528 с.
2. Эммерт, М. С. Содержание и структура профессионально-прикладной физической подготовки студенток, обучающихся специальности «Управление персоналом» / М. С. Эммерт, В. М. Шулятьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2008. — № 3. — С. 29 — 32.
3. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер. - М. : ФиС, 1987. - 192 с.
4. Давыдов, В. Ю. Методика преподавания оздоровительной аэробики : учеб. пособие / В. Ю. Давыдов, Т. Г. Коваленко, Г. О. Краснова. — Волгоград : Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 2004. — 124 с. — (Современные оздоровительные технологии).
5. Дубогрызова, И. А. Методика дифференцированных занятий оздоровительной аэробикой со студентами технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. А. Дубогрызова. — Смоленск, 2005. — 23 с.
6. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методологические аспекты спорта, профессионально-прикладных форм физической культуры) : учеб. для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. — М. : ФК и С, 1991. — 543 с.
7. Давыдов, О. Ю. Физическое воспитание студентов подготовительного отделения технического вуза с использованием статико-динамических упражнений : дис. . канд. пед. наук / О. Ю. Давыдов. — Екатеринбург, 2006. — 177 с.
8. Лапшина, Г. Г. Содержание и методика подготовки студентов к использованию средств физической культуры и спорта в своей будущей деятельности (на примере редакторской специальности) : автореф. дис. . канд. пед. наук / Г. Г. Лапшина. — Киев, 1992. — 24 с.
ЭММЕРТ Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.10.2014 г. © М. С. Эммерт
Книжная полка
Балашов, Н. Лечебная физкультура / Н. Балашов. - СПб. : Питер, 2013. - с. 210.
Лечебная физическая культура, или, проще говоря, ЛФК, — это большой комплекс, предназначенный для лечения и профилактики целого ряда заболеваний организма человека. Книга в доступной и понятной форме показывает современные подходы к ЛФК, описывает различные методики ее применения. Авторы последовательно представляют основные упражнения, тесты, комплексы, приводят их описание и комментируют достигаемые в ходе их применения результаты.
ББК 75.7/С21
Сафонова, Ж. Б. Физическая активность студентов и лыжная подготовка : моногр. / Ж. Б. Сафонова, О. В. Мараховская, В. Ф. Красавина. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 162 c. - ISBN 978-5-8149-1719-5.
В монографии представлен теоретико-методический материал по использованию подвижных игр на занятиях по лыжной подготовке, подробно рассмотрены вопросы методики обучения лыжным ходам посредством модульной технологии. Для преподавателей физической культуры высших и средних учебных заведений и специалистов в данной области.