Научная статья на тему 'Содержание и структура налогового механизма'

Содержание и структура налогового механизма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2079
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ФИНАНСЫ / НАЛОГИ / НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ / АНАЛИЗ / ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРАВО / ECONOMIC MECHANISM / FINANCES / TAXES / TAX MECHANISM / ANALYSIS / PLANNING / TAX CONTROL / LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иваницкий Виктор Павлович, Привалов Николай Геннадьевич, Привалова Светлана Геннадьевна

Исследуется налоговый механизм. Рассматривается взаимосвязь хозяйственного, финансового и налогового механизмов. Выделены два метода финансового механизма методы принуждения и убеждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иваницкий Виктор Павлович, Привалов Николай Геннадьевич, Привалова Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND STRUCTURE OF TAX MECHANISM

This article is devoted to tax mechanism. The authors have considered the interconnection of economic, financial and tax mechanisms. They offer two methods of financial mechanism methods of compulsion and persuasion.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура налогового механизма»

УДК 336.22(47) В.П. ИВАНИЦКИЙ

ББК 65.261.41(2Рос) доктор экономических наук, профессор

Уральского государственного экономического университета,

г. Екатеринбург e-mail: nvp@usue.ru

Н.Г. ПРИВАЛОВ доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного горного университета

e-mail: oandm@spmi.ru С.Г. ПРИВАЛОВА кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

e-mail: inst_econom@mail.ru

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА

Исследуется налоговый механизм. Рассматривается взаимосвязь хозяйственного, финансового и налогового механизмов. Выделены два метода финансового механизма — методы принуждения и убеждения.

Ключевые слова: хозяйственный механизм, финансы, налоги, налоговый механизм, анализ, планирование, налоговый контроль, право.

V.P. IVANITSKIY

Doctor of Economics, Professor, Ural State University of Economics, Yekaterinburg

e-mail: nvp@usue.ru

N.G. PRIVALOV

Doctor of Economics, Professor, Saint Petersburg State Mining University e-mail: oandm@spmi.ru

S.G. PRIVALOVA PhD of Economics, Associate Professor, Saint Petersburg State University of Civil Aviation

e-mail: inst_econom@mail.ru

CONTENT AND STRUCTURE OF TAX MECHANISM

This article is devoted to tax mechanism. The authors have considered the interconnection of economic, financial and tax mechanisms. They offer two methods of financial mechanism — methods of compulsion and persuasion.

Keywords: economic mechanism, finances, taxes, tax mechanism, analysis, planning, tax control, law.

Понятие хозяйственного механизма в экономической литературе появилось давно. Еще К. Маркс в труде «Капитал» раскрыл содержание хозяйственного механизма при капитализме. Но само понятие в зарубежной теории и практике до сих пор используется крайне редко.

До середины 70-х гг. XX в. отечественные экономисты, рассматривая вопросы, касающиеся сущности экономических категорий

(финансов, бюджета, налогов, кредита, цены и др.), редко использовали данный термин. И только благодаря появлению в правительственных документах понятие «хозяйственный механизм» получило широкое распространение. В экономической литературе стал рассматриваться хозяйственный механизм, его развитие и совершенствование.

Финансы (в том числе и налоги) представляют собой управляющее воздействие госу-

© В.П. Иваницкий, Н.Г. Привалов, С.Г. Привалова, 2012

дарства на субъекты предпринимательской деятельности и физических лиц (рис. 1).

Финансы — часть экономических отношений, поэтому финансовый механизм рассматривается как часть хозяйственного механизма. Следует выделить два определения финансового механизма, взаимно дополняющих друг друга: «...финансовый механизм есть практическая нормативно оформленная деятельность .государства по использованию финансов на уровне экономической категории в хозяйственной деятельности общества» [7, с. 19] и «.финансовый механизм, .представляет собой совокупность форм и методов организации управления и планирования финансов и использования в этих процессах денежных фондов, финансовых рычагов, норм и нормативов, лимитов, стимулов, санкций, резервов, а также финансового законодательства» [21, с. 43].

Рассматривая финансовый механизм, авторы редко применяли понятие «налоговый механизм» и еще реже описывали его. Ради справедливости следует отметить, что составляющие налогового механизма затрагивали В. Мирабо, А. Смит, П. Вобан, Д. Рикардо, Ж. Сисмонди, А. Вагнер, В. Яроцкий в финансовой науке с XVI в. Современные отечественные экономисты либо использу-

ют данный термин без пояснения [4; 3; 16], либо пытаются дать свою трактовку понятия [9; 22]. Первых — значительно больше.

Занимаясь этим вопросом с последней трети XX в., в своих публикациях [7; 12; 13; 17] уже не раз останавливались на этих вопросах. Подводя итог дискуссий на сущность хозяйственного, финансового, бюджетного и налогового механизмов, считаем, что: во-первых, любой механизм представляет собой инструментарий воздействия субъекта управления на объект; во-вторых, совокупность приемов (способов) и методов функционирования системы составляет содержание механизма управления, в том числе финансового и налогового механизмов.

Система налогов — это система элементов, т.е. система существующих налогов, сгруппированных определенным образом. Она является составной частью налоговой системы. Причем группировочным (классификационным) показателем может выступать любой из признаков. А налоговая система — это совокупность системы налогов, органов, осуществляющих функционирование системы налогов и механизма, которые включают в себя принципы, приемы и методы, позволяющие осуществлять функционирование данной системы (рис. 2).

Обратная связь

Рис. 1. Контур управления (источник: [20, с. 126; 14, с. 217])

I. Система налогов 1.1. Налоги

1.2. Принципы организации системы налогов

Налого- вая II. Органы, осуществляющие функцио- 2.1. Налоговые органы

нирование системы налогов 2.2. Таможенные органы

система

III. Налоговый механизм (механизм функционирования системы) 3.1. Принципы функционирования системы налогов

3.2. Методы, при помощи которых работают органы, осуществляющие функционирование системы налогов

3.3. Способы (приемы), которые используются для функционирования системы налогов

Рис. 2. Определение налоговой системы

Анализируя точки зрения экономистов на вопрос «что считать системой финансов, а что финансовой системой», отмечаем отсутствие четкого единообразия в этих категорийных понятиях. По аналогии с системой элементов Д.И. Менделеева под системой финансов (также как под системой налогов) подразумеваем систему элементов, объединенных организационными признаками, а под финансовой системой (также как и под налоговой системой) — совокупность системы элементов, органов и механизма, при помощи которого они осуществляют функционирование.

Несмотря на кажущуюся разницу, цель, стоящая перед субъектом управления, общая: это построение эффективной системы управления обществом. Поэтому едины будут приемы и методы хозяйственного, финансового и налогового механизмов. Это приемы и методы управления.

Вопросы налогового механизма, его составляющих, недостаточно проработаны. И если вопросам о приемах (называя их элементами или формами) еще уделяется внимание, то о методах практически не говорят, подразумевая, что это само собой разумеется.

Поэтому мы рассмотрели сущность механизма1 как совокупность принципов, приемов (способов) и методов функционирования системы по отношению к общей системе хозяйства, системе финансов и системе налогов (табл.) в зависимости от:

- объекта управления;

- управляющего субъекта;

- цели, стоящей перед управляющим субъектом.

Методы (т.е. побуждающая сила действия, движения), по нашему понятию, для каждой группы систем — свои. Рассмотрим подробнее методы функционирования социально-экономических систем, т.е. понятие императивности и методы управления, при

1 Механизм — это: 1) внутреннее устройство (система звеньев) машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие (например, звено механизма, заводной механизм); 2) перен. система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности (например, государственный механизм); 3) перен. последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление (например, механизм кровообращения) [11, с. 346].

помощи которых субъект управления воздействует на объект.

Сущность хозяйственного, финансового и налогового механизмов

Меха- низм Объект Цель, стоящая перед управляющим субъектом Управляющий субъект

Хозяй- ствен- ный Система хозяйства в целом Построение эффективной хозяйственной системы (в том числе производством) 1. Законодательная власть 2. Исполнительная власть

Финан- совый Система финансов Построение эффективной финансовой системы 1. Законодательная власть 2. Из исполнительной власти: финансовые органы

Нало- говый Система налогов Построение эффективной налоговой системы 1. Законодательная власть 2. Из финансовых органов исполнительной власти — органы, занимающиеся налоговыми вопросами (налоговые органы, таможенные органы, и т.д.)

Источник: [7; 13; 17].

Понятие императивности является одним из самых сложных категорийных понятий. Впервые по отношению к финансам данное понятие применил профессор Э.А. Вознесенский, до него рассматривали определяющее и управляющее воздействие государства на финансы и его роль в появлении данной категории. Э.А. Вознесенский, исследовав взаимоотношения базиса и надстройки, их влияние на появление данной экономической категории, указал, что финансы «.связаны и непосредственно обусловлены существованием политической надстройки — государства и могут существовать только как отношения государственно-властного характера» [5, с. 25]. Д.А. Алахавердян отметил: «.финансы .приобретают императивную форму (от лат. ^рега^^ — повелительный), означающую, что непосредственным порождением финансов является надстройка (государство)» [2, с. 25].

В философии с появлением «Критики чистого разума» И. Канта под императивом понимают общезначимое нравственное пред-

писание. Поэтому в зависимости от причин и методов проявления императив подразделяется на: 1) гипотетический, который имеет силу лишь при известных условиях; 2) категорийный, который выражает безусловное, неуклонное долженствование, устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении.

Итак, под императивом [11, с. 240;

6, с. 174] понимается повелительное, безусловное требование, а также правило, выражающее долженствование или объективное принуждение поступать так, а не иначе (требование, приказ, закон). Синонимами «императивный» являются требовательный, категорический, побудительный [11, с. 240]. Проявление императива возможно через принуждение или через убеждение.

Мы считаем, что, во-первых, императивность — это характер воздействия субъекта управления на объект, т.е. это — качественный показатель управления (см. рис. 1 и 2). Осознанием ответственности субъекта управления за результат определяются и те методы, при помощи которых субъект воздействует на объект. Следует выделять:

- методы принуждения;

- методы убеждения.

Недооценка любого из этих двух методов ведет к дисгармонии не только самого процесса управления, но и его результатов.

Современная ситуация, сложившаяся в России, наглядное тому свидетельство. Переход от тоталитарно-административных методов управления экономики страны к рыночным при недостаточном внимании образованию, культуре и науке сказывается не только на общем здоровье нации (наркомания, алкоголизм, взяточничество), но и на хроническом непоступлении средств в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Не только субъект управления воздействует на объект, но и объект оказывает на субъект постоянное воздействие. Эти процессы взаимосвязаны (см. рис. 1). Поэтому обратная связь является критерием успеха проводимых субъектом мероприятий (управляющих воздействий). Результат управления зависит от того, насколько субъект осознает эту обратную связь и будет использовать свое положение не только для личного, но и для достижения общего блага.

Сами понятия «методы принуждения» и «методы убеждения» в экономике не применяются. В экономической литературе иногда встречаются понятия прямых и косвенных методов. Но определений, что считать таковыми, авторы не приводят.

Исходя из этого, во-вторых, целесообразно ввести в экономические науки уже используемые названия, тем более, что они просты и понятны, и разделить методы принуждения на административные и экономикоправовые методы. На наш взгляд, следует выделить два метода императивности, при помощи которых функционируют финансы:

1. Методы принуждения, которые в свою очередь разделяются:

- на административные методы;

- на экономико-правовые методы.

2. Методы убеждения (через образование, культуру, т.е. через осознание необходимости).

В-третьих, под административными методами следует понимать непосредственное воздействие субъекта управления (в том числе государства), проявляющееся через административно-командные способы1 управления, а под экономико-правовыми — те, где субъект воздействует на объекты управления через проводимую им финансовую, ценовую, денежно-кредитную политику и лицензирование видов деятельности, т.е. через создание определенной законодательной базы.

К экономико-правовым методам, используемым государством в отношении налоговой системы как представителя социальноэкономической системы, следует отнести: обязательные требования резервирования, устанавливаемые Центральным банком; определение источника уплаты налога (выручка, затраты, прибыль, доход физического лица); правил по формированию резервных фондов (до или после налогообложения, их размер) и т.д.

Рассматривая последнюю составляющую механизма функционирования системы (приемы), отметим несогласованность понятий, ко-

1 Способ — действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь [11, с. 746].

торые иногда встречаются у исследователей. В литературе [1, с. 51; 2, с. 31; 7, с. 126-150; 10, с. 61-73] чаще всего присутствуют понятия «формы и методы» или «элементы и методы». Причем, прием1 — это единичное (элементарное) действие, осуществляемое для того, чтобы система функционировала; форма2 — внешний вид, или совокупность единичных действий (т.е. приемов и средств), а элемент — это единица системы.

Таким образом, характеристика действия, во-первых, это не форма и не элемент, а прием или способ. Отсюда механизм — это совокупность способов (или приемов) и методов3. Во-вторых, так как в каждой экономической категории свои элементы, считаем, что в отношении социально-экономических систем в зависимости от объекта и его элементов механизм будет индивидуализироваться, принимая черты конкретной экономической категории: хозяйственный, финансово-кредитный, финансовый, налоговый механизмы. Например, для налоговой системы к элементам налога относятся: определение налогоплательщика, налогооблагаемая база, ставка, льготы, сроки уплаты и т.д.

В соответствии с этим налоговый механизм — это совокупность принципов, приемов (способов) и методов, при помощи которых функционирует налоговая система, а финансовый механизм — это совокупность приемов и методов, при помощи которых функционирует финансовая система, а бюджетный механизм — это совокупность приемов (способов) и методов, при помощи которых функционирует бюджетная система и т.д.

Многие отечественные экономисты (Л.И. Абалкин, Д.А. Алахвердян, Н.Г. Сычёв, Б.Г. Болдырев и др.) к основным элементам финансового механизма относят [1; 2; 7; 10; 21]:

1 Прием — это: 1) отдельное действие, движение; 2) способ в осуществлении чего-нибудь [11, с. 580].

2 Форма — это: 1) внешний вид, видимость; 2) способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением; 3) совокупность приемов и средств [11, с. 843].

3 Метод — способ построения и обоснования системы философ. и научного знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности [18, с. 358].

- планирование;

- экономическое стимулирование;

- организационную структуру экономики;

- систему руководства осуществлением плановых заданий;

- разработку методов экономико-математического моделирования;

- системный анализ экономических отношений и создание на этой основе отраслевых автоматизированных систем управления;

- переход в перспективе на общегосударственную систему сбора и обработки информации;

- экономические рычаги (зарплата, цена, прибыль, кредит, в которых реализуется система экономических стимулов);

- организационно-экономическую систему хозяйственного управления;

- финансовое планирование;

- организацию управления финансами;

- финансовые показатели, нормативы и лимиты, финансовое законодательство.

С середины 90-х гг. XX в. появляются новые точки зрения. Например, профессор В.М. Родионова к элементам финансового механизма относит следующие составляющие: планирование, прогнозирование,

право-нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль [19, с. 60-61].

Без определения приемов, форм или элементов профессор Б.А. Райзберг выделяет:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- экономический анализ — первоначальное изучение, исследование экономических процессов, их протекание в ретроспективе;

- прогнозирование — научное предвидение хода событий, построение гипотезы, сценария, модели экономических процессов, которые могут иметь место в будущем;

- планирование — построение плана, способа будущих действий, определение экономической траектории, т.е. содержания и последовательности шагов, ведущих к намеченной цели, установление намечаемых конечных результатов (при этом автор выделяет самопланирование);

- экономическое программирование, т.е. разработка и принятие экономических и социальных программ, которые детализируют план и в отличие от плана могут быть направлены на решение не только цели плана, но и на достижение более широких результатов;

- организацию, т.е. координацию, которая состоит в упорядочении, согласовании, регламентации действий исполнителей, участвующих в работе. При этом вышеуказанный автор отдельно рассматривает оперативное регулирование, учет, статистику и контроль как составные части координации [14, с. 221].

Профессор А.Ю. Казак разделяет пять взаимосвязанных подсистем (блоков) механизма, в совокупности обеспечивающих требуемый уровень воздействия финансового механизма на сферу финансовых отношений:

- информация;

- планирование (прогнозирование);

- право;

- финансовый контроль;

- финансовое оперативное управление (финансовое регулирование) [20, с. 128].

По нашему мнению1, способов (или приемов) механизма (финансового, налогового и т.д.) должно быть семь: информация, учет, анализ, планирование и прогнозирование, текущее исполнение (и связанное с этим — регулирование), контроль и право. Таким образом, к способам (приемам) налогового механизма следует отнести:

1. Финансовую и налоговую информацию.

2. Налоговый учет.

3. Налоговый анализ.

4. Налоговое планирование и прогнозирование.

5. Текущее исполнение налоговых обязательств и налоговое регулирование.

6. Налоговое право.

7. Налоговый контроль.

Все они взаимосвязаны и не могут функционировать индивидуально без взаимодействия друг с другом. Рассмотрим каждый из них в отдельности:

1. Налоговая информация необходима для анализа и принятия грамотного правиль-

1 Авторам импонирует точка зрения профессора А.Ю. Казака, который вместо спорных понятий: формы, элементы и приемы, ввел «взаимосвязанные подсистемы (блоки) механизма, в совокупности обеспечивающие требуемый уровень воздействия финансового механизма на сферу финансовых отношений». Распространив это понятие на весь механизм управления, оно может звучать как «взаимосвязанные подсистемы (блоки) механизма, в совокупности обеспечивающие требуемый уровень воздействия конкретного механизма на сферу отношений, которые он обслуживает».

ного решения в области налогового контроля как на уровне государства, так и предприятия. Налоговая информация должна быть: полной, своевременной и достоверной. Основой налоговой информации являются: данные учетностатистической отчетности, т.е. данные бухгалтерского учета, статистическая информация, отчетность, как налогоплательщиков, так и составляемая налоговыми органами, а также государственными органами власти (финансовыми органами, органами БТИ и др.).

2. Налоговый учет представляет собой отражение в соответствующем порядке всех происходящих процессов для получения полной и достоверной информации, включает в себя учет налогоплательщиков, объектов налогообложения, начисленных и поступивших сумм налогов, пени и штрафов, количества проведенных налоговых проверок и др.

3. На основе полученной налоговой информации проводится налоговый анализ — это анализ и налоговых доходов бюджета и работы с налогоплательщиками. При анализе информации следует различать анализ прошлого, анализ текущего состояния и анализ перспектив, т.е. анализ прошлых результатов и текущего состояния, выявление тенденций оценка причин, повлиявших на результат и анализ перспектив, необходимы и для реальной оценки ситуации и реального как прогнозирования стратегии и планирования тактики осуществления контрольных действий и налогообложения в целом.

4. На основе собранной налоговой информации и проведенного анализа осуществляется налоговое планирование и прогнозирование налоговых доходов бюджета, контрольной работы налоговых органов, составление планов выездных проверок в налоговых органах и т.д.

5. Текущее исполнение налоговых обязательств — налоговое исполнение бюджета (текущее оперативное управление), проведение налоговых проверок и реагирование на изменения, т.е. регулирование.

Регулирование заключается в определении оптимальных размеров собственных и привлеченных источников бюджета любого уровня управления: бюджета государства, бюджета нижестоящего уровня, бюджета предприятия и т.д. Оно осуществляется при помощи изменения элементов либо изменения самих объектов.

Бюджетное регулирование — это процесс, при котором на основе разграничения полномочий между уровнями власти происходит определение размера закрепленных и регулирующих источников доходов. При этом в случае недостаточности собственных средств для покрытия минимального бюджета из бюджета вышестоящего уровня управления для выравнивания бюджетов одного уровня управления (например территорий) выделяется помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций или трансфертов, а также привлекаются нижестоящими бюджетами заемные средства. Бюджетное регулирование основано на принципе взаимопомощи: «каждому обеспечена зримая и незримая помощь всех» [15, с. 521]. При этом необходимо помнить о соизмеримости и целесообразности такой помощи, так как то, что дается легко и бесплатно — не ценится.

Налоговое регулирование является частью бюджетного. Оно осуществляется при помощи введения или отмены налога, или путем внесения изменений в его элементы (изменение состава налогоплательщиков, налогооблагаемой базы, ставок, сроков уплаты и т.д.). Быстрое реагирование на изменения (налоговое регулирование) заключается в быстром реагировании и вмешательстве в процесс выполнения задания по налогам в бюджет. К способам налогового регулирования следует отнести: налоговые льготы, изменение сроков уплаты налога (отсрочка, рассрочка налоговых платежей, налоговый и

инвестиционный налоговый кредит), реструктуризация задолженности и др.

6. Налоговый контроль является одним из приемов (способов) эффективного управления. Как было сказано ранее, контрольную функцию осуществляет субъект управления. Налоговый контроль, в основном, выполняют налоговые и таможенные органы.

7. Правовое регулирование. Деятельность государства в любой области, в том числе и финансов, осуществляется по определенным правилам с соблюдением зафиксированных норм. Субъект управления (в том числе государство), устанавливая способы организации финансовых отношений, закрепляет их в соответствующих актах, законах, приказах. Еще Ф. Энгельс писал: «На известной .ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся . акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом» [8, с. 420].

Таким образом, любой действующий, в том числе эффективно действующий, налоговый механизм включает в себя весь комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых принципов, способов (приемов) и методов, при помощи которых функционирует налоговая система, причем оценивается он в большей степени результативностью именно налогового планирования и налогового контроля.

Список использованной литературы

1. Абалкин Л.И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. М., 1985.

2. Аллахвердян Д.А. Финансово-кредитный механизм развитого социализма. М., 1976.

3. Ассоциация «Налоги России». О проекте налогового кодекса, представленном правительством Российской Федерации // Экономика Урала. 1997. № 14 (20). С. 7.

4. Баранова Л.Г., Врублевская О.В. и др. Бюджетный процесс в Российской Федерации: учеб. пособие. М., 1998.

5. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. М., 1985.

6. Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. Философский энциклопедический словарь. М., 1997.

7. Иваницкий В.П. Формирование и развитие финансового механизма на основе распределения денежных накоплений промышленности (теория и методология). Иркутск, 1984.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений: в 50 т. М., 1955. Т. 37.

9. Налоги и налоговое право: учеб. пособие / под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997.

10. Никольский П.С. Финансы в системе хозяйственного механизма управления промышленностью. М., 1982.

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.

12. Привалова (Угренинова) С.Г. Совершенствование налоговой системы России в условиях переходной экономики: монография. Екатеринбург, 2002.

13. Привалова (Угренинова) С.Г. Теоретические основы налогов и налоговой системы: монография. Екатеринбург, 2008.

14. Райзберг Б.А. Рыночная экономика. М., 1995.

15. Рерих Е.И. Письма: в 8 т. Новосибирск, 1992. Т. 2 (1929—1938).

16. Сабанти Б.М. Финансы современной России: учеб. пособие. СПб., 1993.

17. Угренинова С.Г. Об императивности финансов // Финансы, денежное обращение и кредит: науч. записки. Екатеринбург, 2000. Вып. 5.

18. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев [и др.] 2-е изд. М., 1989.

19. Финансы: учеб. пособие / под ред. В.М. Родионовой. М., 1993.

20. Финансы и кредит: учеб. пособие / авт. коллектив под ред. проф. А.Ю. Казака. Екатеринбург, 1994.

21. Финансы СССР: учеб. / под ред. Н.Г. Сычева, Б.Г. Болдырева. М., 1984.

22. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учеб. М., 1998.

Referenses

1. Abalkin L.I. Khozyaistvennyi mekhanizm razvitogo sotsialisticheskogo obshchestva. M., 1985.

2. Allakhverdyan D.A. Finansovo-kreditnyi mekhanizm razvitogo sotsializma. M., 1976.

3. Assotsiatsiya «Nalogi Rossii». O proekte nalogovogo kodeka, predstavlennom pravitel'stvom Rossiiskoi Federatsii // Ekonomika Urala. 1997. № 14 (20). S. 7.

4. Baranova L.G., Vrublevskaya O.V., i dr. Byudzhetnyi protsess v Rossiiskoi Federatsii: ucheb. posobie. M., 1998.

5. Voznesenskii E.A. Finansy kak stoimostnaya kategoriya. M., 1985.

6. Gubskii E.F., Korableva G.V., Lutchenko V.A. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar'. M., 1997.

7. Ivanitskii V.P. Formirovanie i razvitie finansovogo mekhanizma na osnove raspredeleniya denezhnykh nakoplenii promyshlennosti (teoriya i metodologiya). Irkutsk, 1984.

8. Marks K., Engel's F. Polnoe sobranie sochinenii: v 50 t. M., 1955. T. 37.

9. Nalogi i nalogovoe pravo: ucheb. posobie / pod red. A.V. Bryzgalina. M., 1997.

10. Nikol'skii P.S. Finansy v sisteme khozyaistvennogo mekhanizma upravleniya promyshlennost'yu. M., 1982.

11. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka. M., 1996.

12. Privalova (Ugreninova) S.G. Sovershenstvovanie nalogovoi sistemy Rossii v usloviyakh perekhodnoi ekonomi-ki: monografiya. Ekaterinburg, 2002.

13. Privalova (Ugreninova) S.G. Teoreticheskie osnovy nalogov i nalogovoi sistemy: monografiya. Ekaterinburg, 2008.

14. Raizberg B.A. Rynochnaya ekonomika. M., 1995.

15. Rerikh E.I. Pis'ma: v 8 t. Novosibirsk, 1992. T. 2 (1929-1938).

16. Sabanti B.M. Finansy sovremennoi Rossii: ucheb. posobie. SPb., 1993.

17. Ugreninova S.G. Ob imperativnosti finansov // Finansy, denezhnoe obrashchenie i kredit: nauch. zapiski.

Ekaterinburg, 2000. Vyp. 5.

18. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' / redkol.: S.S. Averintsev, E.A. Arab-Ogly, L.F. Il'ichyov [i dr.] 2-e izd. M., 1989.

19. Finansy: ucheb. posobie / pod red. V.M. Rodionovoi. M., 1993.

20. Finansy i kredit: ucheb. posobie / avt. kollektiv pod red. prof. A.Yu. Kazaka. Ekaterinburg, 1994.

21. Finansy SSSR: ucheb. / pod red. N.G. Sycheva, B.G. Boldyreva. M., 1984.

22. Yutkina T.F. Nalogi i nalogooblozhenie: ucheb. M., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.