УДК 336.225.673
З. С. ЯКУПОВ,
кандидат экономических наук, доцент
Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия
О РОЛИ ИНСТИТУТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Цель: исследование научных подходов к институту налогового контроля, учитывающее базовые теории и научные концепции, влияющие на функционирование данного института.
Методы: в работе применялись логический и статистический методы, а также методы дедукции и индукции, научного абстрагирования.
Результаты: обосновано положение о том, что устойчивое развитие экономики может быть достигнуто при активизации финансового и налогового механизма. Институт налогового контроля рассматривается в качестве амортизатора экономических кризисов. Предложены механизмы влияния на кризисы и сведения к минимуму потерь как налогоплательщиков, так и государства.
Научная новизна: предложена модель функционирования налоговых рычагов и механизмов устойчивого развития России.
Практическая значимость: заключается в возможности повысить значение и эффективность налоговых механизмов устойчивого развития.
Ключевые слова: налоги и налогообложение; институт налогового контроля; стабильное устойчивое развитие экономики; налоговая политика; налоговые механизмы; экономические санкции; Российская Федерация.
Введение
Экономику устойчивого развития можно определить как отрасль науки, изучающую поведение людей и организаций в условиях ограниченных природных ресурсов. При рассмотрении данной теории следует определиться с понятиями, применяемыми при ее изучении. Под устойчивостью мы понимаем способность экономической системы сохранять текущее состояние при влиянии внешних воздействий, противостоять этим воздействиям, сопротивляться негативным явлениям. Наиболее близким синонимом понятия «устойчивый» в данном контексте следует признать термин «стабильный». Каждая система (экономическая, экологическая, финансовая, бюджетная, налоговая) имеет свои критерии устойчивости и стабильности. Термин «развитие» в словосочетании «устойчивое развитие» также требует изучения. Следует обратить внимание, что речь в принципе может идти о росте экономических показателей (национального дохода, валового внутреннего продукта, прибыли и т. д.), или о развитии экономики и ее отраслей (технологий, глубины переработки сырья и т. д.), а также об одновременном росте и развитии экономики. Между понятиями рост и развитие имеется существенная разница: рост предполагает увеличение масштабов и значений количественных показателей деятельности, в то время как развитие
характеризуется изменением качественных показателей. Теоретически допустимо, что экономика может расти, но при этом особо не развиваться, или может иметь постоянные показатели, т. е. не расти, но при этом развиваться. Нам представляется, что исходя из таких определений, применительно к условиям современной России можно говорить о механизмах устойчивого стабильного развития, поскольку при сохранении санкций в течение длительного срока в какой-то период времени может не наблюдаться экономического роста по совокупности показателей в стране. При таком подходе важно сконцентрировать внимание на факторах устойчивого стабильного развития, которые безусловно имеются в России. Речь должна идти об инновационном качественном развитии экономики и об источниках такого развития.
Что касается самих показателей устойчивого развития, в статье С. Бобылева, Н. Зубаревич, С. Соловьевой [1] вполне обоснованно отмечается, что традиционные макроэкономические показатели недостаточно полно отражают проблематику устойчивого развития. Авторы статьи предложили индекс устойчивого развития для России, который позволяет, по их мнению, сбалансированно учитывать экономические, социальные и экологические показатели.
Проблемы устойчивого развития экономики можно рассматривать в следующих плоскостях:
- (1) общемировой аспект, связанный с экологическими проблемами и состоянием природной среды во всем мире, включая Россию;
- (2) аспект, связанный с продолжением последнего мирового финансового кризиса;
- (3) страновой аспект, характеризующий особенности в понимании проблемы устойчивого развития для экономики России и связанный с нынешними политическими и экономическими обстоятельствами страны.
Указанные аспекты глубоко взаимосвязаны и взаимозависимы, несмотря на то, что это не столь очевидно на первый взгляд. Общемировой аспект проблемы изначально увязывается с деятельностью «Римского клуба» и публикациями по проблемам пределов роста экономики в рамках избранной человечеством парадигмы и отражен в трудах D. H. Meadows, D. L. Meadows, J. Randers, W. W. Behrens [2] и других исследователей.
Второй аспект рассмотрен в статьях В. Мау [3] и В. Мау, А. Улюкаева [4]. Авторы исходят из научной предпосылки, что глобальный кризис, начавшийся в 2007-2008 гг., остается определяющим фактором социально-экономического развития ведущих стран, включая Россию.
Третий из указанных аспектов связан с тем, что сложности в экономическом состоянии современной России были спровоцированы введением в 20142015 гг. по инициативе США санкций против ряда российских организаций и лиц в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины с целью международной изоляции России. Истинные причины кризиса кроются в структуре самой экономики России, которая не воспользовалась благоприятными условиями для модернизации экономики в благодатные 2000-е гг. и фактически не вышла из кризиса 2008 г. Действие санкций, наряду с падением цен на нефть и курса рубля, стали одним из главных дестабилизирующих факторов для развития финансового кризиса. Его особенность заключается в том, что он в полной мере касается только России, в то время как более ранние (предшествующие) кризисы носили общемировой характер.
Если рассматривать проблему в общемировом масштабе, следует отметить, что концепция устойчивого развития сформировалась в результате трансформации концепции экологического развития (экоразвития), впервые озвученной на Первой всемирной конференции по проблемам защиты окружающей среды в Стокгольме в 1972 г. В разработке проблем экоразвития приняли участие такие ученые, как Л. Роббинс [5]; R. Costanza [6]; R. Costanza, P. Daly [7]; G. Daily [8]; F.W. Forrester [9]. В дальнейшем вопросам устойчивого
развития были посвящены работы отечественных ученых В. И. Данилова-Данильяна [10]; В. И. Данилова-Данильяна, К. С. Лосева [11]; Н. Н. Моисеева [12, 13].
B. А. Зубакова [14]; Н. Ф. Реймерс [15]; Б. Боске [16]. Общие вопросы взаимодействия человека с природой затронуты в работах, авторами которых являются Ф. А. Хаек [17]; А. Д. Урсул [18].
Вопросам формирования экономической политики в условиях глобальных и локальных экономических и финансовых кризисов уделено внимание в работах таких отечественных и зарубежных авторов, как А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева и др. [19]; Ричард А. Мас-грейв, Пегги Б. Масгрейв [20]; Дж. Ю. Стиглиц [21]; Е. Т. Гайдар [22]; Д. Сорокин [23]; Б. Лавровский, Г. Жигульский, И. Мурзов [24]. Устойчивый интерес к проблемам стратегии развития России проявляет
C. Ю. Глазьев [25, с. 55-69], который придерживается мнения о необходимости смены научной парадигмы экономического развития, определяемой стремлением фирмы к максимизации прибыли на рынке. В своей статье С. Глазьев [26] исследовал фундаментальные вопросы денежно-кредитной политики в контексте вызовов национальной безопасности России в связи с введением экономических санкций и обосновал рекомендации по переходу от внешних к внутренним источникам долгосрочного кредита с одновременным принятием мер по прекращению оттока капитала из страны.
Несмотря на широкое обсуждение проблем, в научной литературе недостаточно внимания уделяется вопросам разработки финансовых налоговых механизмов стимулирования устойчивого развития, включая институт налогового контроля. В условиях возникновения новых концепций и теорий, которые имеют большое значение для развития экономики, разработка таких механизмов представляется весьма актуальной. Этим в значительной степени определятся выбор предмета настоящего исследования.
Результаты исследования
Концепция устойчивого развития относится к относительно новым моментам развития экономики. Ее появление изначально было связано с объявленным кризисом современной парадигмы экономического развития, основанной на все большем привлечении и потреблении ограниченных природных ресурсов для удовлетворения возрастающих потребностей человека. Экологические проблемы человечества связаны с экономическим ростом, по времени они возникли вместе с развитием капиталистических отношений, когда объемы производственной деятельности стали соизмеримыми с имеющимися природными ресурсами,
что привело в конечном итоге к невозможности самовосстановления и самоочищения природных объектов.
Экономисты, экологи и представители других наук все чаще пишут о необходимости смены парадигмы развития человеческой цивилизации. По мнению Т. А. Акимовой и Ю. Н. Мосейкина, «человек слишком далеко зашел в своем пренебрежении к утратам природы» [27, с. 19]. Основная причина большинства негативных воздействий на природу заключается в росте (или стабильно большом объеме) добычи полезных ископаемых, в том числе нефти и газа, использовании вредных технологий производства и др.
Экономические, экологические и другие проблемы в мире в конечном итоге замыкаются на вопросах финансирования, налогообложения и контроля за поступлением налогов. Теорию налогового контроля мы рассматриваем как составную часть учения о налоговой системе государства. Современные концепции налогообложения и налогового контроля нашли отражение в работах таких ученых, как А. В. Аронов, В. А. Кашин [28]; А. В. Брызгалин [29]; Л. Н. Лыкова, И. С. Букина [30]; И. А. Майбуров [31]; Л. И. Гонча-ренко [32]; Г. Г. Нестеров, Н. А. Попонова, А. В. Терзи-ди [33]; И. В. Осокина, М. Е. Косов [34]; В. Г. Пансков [35, 36]; А. И. Погорлецкий [37]; А. Н. Романов [38]; Д. Г. Черник [39]; Т. Ф. Юткина [40] и др. Обобщенная динамическая модель функционирования налоговой
системы с точки зрения институционального подхода представлена на рис. 1.
С точки зрения институционального подхода налоговая система представляет собой механизмы взаимодействия основных подсистем и элементов налоговой системы, включая, с одной стороны, налогоплательщиков и налоговых агентов, а с другой -налоговых администраторов.
Указанные подсистемы, состоящие из людей (организаций), являются основными игроками в налоговой системе. Полем, на котором происходит игра, является система законодательно установленных налогов и сборов, а правила игры заданы налоговым законодательством, включая Налоговый кодекс РФ. Таким образом, в нашей модели налоговая система представлена как сложная динамическая система, основной функцией которой является обеспечение фискальной и контрольной функций. Исходя из модели функционирования налоговой системы, нами предложена блок-схема формирования концепции налогового контроля (рис. 2).
Блок-схема представляет двухмерную модель концепции налогового контроля, по которой можно проследить как прямые, так и обратные связи в отношениях теории государства, объектов и субъектов права при осуществлении налогового контроля. Можно видеть эволюцию теорий и концепций, участвующих в формировании института налогового контроля.
Налоговая система государства
Рис. 1. Динамическая модель функционирования налоговой системы* (Fig. 1. The dynamic model of the tax system functioning)
* Источник: составлено автором.
Базовые теории, на которых основывается институт налогового контроля
- теории государства, права и государственного управления;
- общая теория финансов, налогов и денежных отношений;
- теории экономических (хозяйственных) систем;
- теория хаоса и саморегулирования систем;
- теория экономических изменений и т. д.
Принципы налогообложения и налогового контроля
- правовые;
- организационные;
- методологические и методические;
- финансовые и др.
Организационные принципы формирования налоговой системы
- бюджетно-налогового федерализма;
- единства налоговой системы;
- стабильности (устойчивости);
- эластичности и т. д.
Научные концепции,
как (факторы), влияющие на институт налогового контроля
- глобализации;
- информатизации;
- формирования налоговой доктрины и стратегии государства;
- государственно-частного партнерства;
- корпоративного налогового контроля;
- государственного налогового менеджмента;
- устойчивого развития и др.
Рис. 2. Блок-схема формирования концепции налогового контроля* (Fig. 2. The block diagram of the tax control concept formation)
* Источник: составлено автором.
Данные блок-схемы свидетельствуют о том, что в формировании института налогового контроля участвуют множество базовых теорий и научных концепций. Следует отметить, что в настоящее время они разработаны в разной степени глубины и детализации. Среди базовых теорий, на которых основывается институт налогового контроля, ведущее место принадлежит теории государства. Специалисты не подвергают сомнению, что с появлением и укреплением государства налоги стали одним из важнейших институтов в экономической структуре общества. Для достижения жизнестойкости государство и налоги должны были непрерывно изменяться и совершенствоваться по мере смены исторических эпох, сопровождавшихся не только развитием производительных сил и производственных отношений, но и моральных правил, устоев и других институтов человеческого общества.
В основу концепции мы положили учение К. Маркса, который раскрыл законы функционирования экономической системы капитализма и рассматривал налоги в системе расширенного общественного воспроизводства как один из видов затрат экономических агентов. Далее мы исходим из того, что в ХХ в. вопросы налогообложения были основательно исследованы Дж. М. Кейнсом в контексте анализа государственного регулирования экономики, включая анализ таких
важнейших макроэкономических показателей, как национальный доход, инвестиции, сбережения, потребление, занятость населения и т. д. Было доказано, что механизмы рыночной экономики, базирующиеся на саморегулировании, не способны обеспечить рациональное использование различных видов ресурсов и бескризисный рост и развитие экономики. Соответственно, Дж. М. Кейнс придавал большое значение государству в централизованном регулировании экономики и активной роли налогов и налоговой политики правительства в этом процессе [41, с. 94].
Финансовые аспекты проблемы устойчивого развития связаны с источниками покрытия расходов на экологические цели и на модернизацию экономики. Для России особенно актуальны также вопросы финансирования инновационного развития. Однако следует также учитывать, что в системе распределительных отношений важное место принадлежит не только расходам, но и доходам государства. Широкое распространение в мире в прошлом веке получила теория экологического налогообложения А. Пигу (1877-1959), который предложил принцип «загрязнитель платит». Он называл экологические расходы, связанные с загрязнениями и ликвидацией их последствий, внешними по отношению к данному предприятию, т. е. экстернальными, и предлагал превратить
их во внутренние издержки путем установления для компаний, загрязняющих окружающую среду, специального налога, рассчитываемого исходя из возникших экологических расходов. В экономической теории предлагаемый налог получил название «налог Пигу», а концепция автора была названа «интернализацией» издержек. Теоретические подходы, предложенные А. Пигу, используются во многих странах при формировании источников финансирования экологических расходов.
Россия является страной с высоким уровнем зависимости от конъюнктуры сырьевых рынков, поэтому считалось, что источники для инновационного развития можно изыскать главным образом в нефтегазовом секторе экономики. Для этого требуется разработка эффективных механизмов изъятия природной горной ренты в бюджет в условиях, когда государство, являясь собственником природных ресурсов, недополучает весьма значительную ее часть. Обеспеченность страны природными ресурсами необходимо использовать как фактор поворота к инновационному пути развития. Следует отметить, что ведущие экономисты страны, в числе которых Б. Н. Кузык и Ю. В. Яковец, в ряду важнейших предпосылок стратегии инновационного прорыва называют высокий уровень обеспеченности страны природными ресурсами, что «избавляет от необходимости тратить крупные средства на их импорт, более того - дает дополнительные возможности (включая мировую природную ренту) для инновационного обновления экономики» [42, с. 443-444]. Значение российских доходов, получаемых от обложения налогами и пошлинами добычи, реализации и экспорта нефти, газа и нефтепродуктов показано в табл. 1.
Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что у российского государства имеются различные рычаги маневрирования каналами для мобилизации рентных доходов и соответствующего налогового регулирования.
На рис. 3 представлена укрупненная модель функционирования финансовых и налоговых рычагов и механизмов устойчивого развития России. По нашему мнению, важное место в модели должно принадлежать системе налоговых амортизаторов экономики. Эффективная система налогового контроля - это составная часть управления эффективной экономикой. Нам представляется, что институт налогового контроля должен выступать в качестве амортизатора (гасителя) экономических кризисов. Эффективность системы налогового контроля заключается не только в том, чтобы пережить экономические кризисы - это минимальное требование к системе. Важной является
Таблица 1
Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2006-2012 гг. (% ВВП)1
(Enlarged government budget revenues from taxes on production and export of oil and oil products, 2006-2012 (% of GDP))
Наименование Год
2006 2008 2010 2012
Налоговые доходы и платежи 35,99 % 36,04 % 31,90 % 34,22 %
Доходы от налогов и пошлин, связанные с обложением нефти, газа и нефтепродуктов 11,61 % 11,17 % 8,86 % 11,08 %
из них:
НДПИ на нефть 3,86 % 3,81 % 2,80 % 3,41 %
НДПИ на газ 0,36 % 0,24 % 0,21 % 0,43 %
Акцизы на нефтепродукта 0,48 % 0,34 % 0,38 % 0,58 %
Вывозные таможенные пошлины на нефть 4,47 % 4,32 % 3,70 % 3,98 %
Вывозные таможенные пошлины на газ 1,28 % 1,19 % 0,43 % 0,69 %
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты 1,17 % 1,27 % 1,34 % 1,81 %
Таможенная пошлина (при вывозе из Республики Беларусь за пределв1 Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти) 0 0 0 0,19 %
Дохода от налогов и прочих платежей, не связанный с обложением нефти, газа и нефтепродуктов 24,38 % 24,87 % 23,04 % 23,14 %
возможность влиять на кризисы и сводить к минимуму потери как налогоплательщиков, так и государства.
Уровни эффективности налогового контроля можно определить следующим образом: 1) адаптация к кризисным явлениям; 2) проявление гибкости при проведении налогового контроля; 3) включение инструментов и механизмов реагирования на признаки наступления кризисных ситуаций.
Актуальность изложенных положений заключается в том, что в последние десятилетия многие страны подолгу находятся в зоне экономического и финансового кризисов. Механизмы реализации указанных положений могут идти по пути развития принципов делового партнерства между налогоплательщиками и налоговыми органами. Налоговые органы должны подсказать организациям, предпринимателям, как вести дела в условиях кризиса. Вполне объяснимо, что в условиях кризиса часть предприятий вынуждены проводить неординарные, рисковые операции, чтобы сохранить бизнес.
1 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.: одобрено Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 г. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70292510/ (дата обращения: 11.02.2015)
Институты налогов и налогообложения
Налоговые и не налоговые формы мобилизации природной ренты в бюджет
Институт налогового контроля
Жесткий контроль за поступлением природной ренты в бюджет и внебюджетные фонды
Контроль за формированием и использованием экологических фондов Контроль за формированием и использованием Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
Встроенные механизмы налоговых амортизаторов (налогового контроля)
Налоговая политика в условиях стабильного бескризисного развития
Налоговая политика в условиях кризиса
Формирование финансовых источников для модернизации экономики
Налоговые аспекты концепции устойчивого развития
Рис. 3. Модель функционирования налоговых рычагов и механизмов устойчивого развития России* (Fig. 3. The model of functioning of taxation tools and mechanisms for sustainable development of Russia)
* Источник: составлено автором.
В этих условиях налоговые органы должны выступать больше как консультанты, а не как противоборствующая сторона в налоговом процессе. В условиях кризиса по результатам проверок малого и среднего бизнеса можно отказаться от начисления денежных штрафов, сделав упор на взимание недоимок и пени. Можно уменьшить и количество выездных проверок, при проведении которых может быть установлен дифференцированный подход по видам налогов. Особенно аккуратно, с соблюдением законодательства и с максимальным учетом принципов, заложенных в ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), следует проверять налог на прибыль организаций, поскольку прибыль влияет на инвестиции. Тем самым бюджет получит экономию на трансакционных издержках при проведении проверок.
В условиях все более часто повторяющихся кризисов налоговый контроль и налоговая система в целом должны развиваться, а не «пробуксовывать» в ожидании того, что правительство примет решение о повышении ставок налогов, или введет новые налоги. К сожалению, это привычная реакция правительства на кризисы, отчасти поддерживаемая и в научных кругах (см. работу А. И. Погорлецкого [37, с. 397]).
Выводы
Одним из механизмов устойчивого развития России может стать институт налогообложения и налогового контроля. В современных российских условиях институт налогового контроля должен выступать в качестве амортизатора экономических кризисов. В этих условиях важно не поддаться искушению повышения ставок налогов или продумыванием вопроса о введении новых налогов.
Список литературы
1. Бобылев С., Зубаревич Н., Соловьева С. Вызовы кризиса: как измерять устойчивость развития? // Вопросы экономики. 2015. № 1. C. 147-160.
2. Meadows D.H., Meadows D.L., Randers J., Behrens W. W. III. The limiting to growth. N.-Y.: Potomac, 1972. P. 207.
3. Мау В. Социально-экономическая политика России в 2014 году: выход на новые рубежи? // Вопросы экономики. 2015. № 2. C. 5-31.
4. Мау В., Улюкаев А. Глобальный кризис и тенденции экономического развития // Вопросы экономики. 2014. № 11. C. 4-24.
5. Роббинс Л. Предмет экономической науки. THESIS. М., 1993. Т. 1. Вып. 1.
6. Costanza R. What is Ecological Economics? // Ecological Economics. 1989. Vol. 1.
7. Costanza R., Daly P. Natural capital and sustainable development // Conservation Biologi. 1992. Vol. 6. Pp. 37-46.
8. Daily G. Nature's Services Societal Dependence on Natural Ecosystems. Island, Washington, DC, 1997.
9. Forrester F.W. World dynamics. Cambridge (Mass.), 1971. 144 p.
10. Данилов-Данильян В.И. Экологическое мировоззрение и экологическая альтернатива развития человеческой цивилизации // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция. М.: Диполь-Т, 2004.
11. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 416 c.
12. Моисеев Н.Н. Быть или не быть... человечеству? М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. 70 с.
13. Моисеев Н.Н. Универсум, информация, общество. М.: Устойчивый мир, 2001. 200 с.
14. Зубаков В.А. XXI в. Сценарии будущего: анализ последствий глобального экологического кризиса. СПб., 1995. 255 с.
15. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: Изд-во журнала «Россия молодая», 1992. 365 c.
16. Боске Б. Экологизация налоговой системы России. М.: Русский Университет, 2001. 116 с.
17. Хаек Ф.А. Дорога к рабству / пер. с англ. М.: Экономика, 1992. 176 с.
18. Урсул А.Д. Ноосферная стратегия. Переход России к устойчивому развитию. М.: Ноосфера, 1998. 500 с.
19. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева и др.; науч. ред. Е.Т. Гайдар. М.: Проспект, 2010. 656 с.
20. Масгрейв Ричард А., Масгрейв Пегги Б. Государственные финансы: теория и практика / пер. с англ. М.: Бизнес Атлас, 2009. 716 с.
21. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора / пер. с англ. М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. 720 с.
22. Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М.: Российская политическая энциклопедия (РОС-СПЭН), 2006. 440 с.
23. Сорокин Д. О стратегии развития России // Вопросы экономики. 2010. № 8. С. 32-33.
24. Лавровский Б., Жигульский Г., Мурзов И. Кризис и налоговые ресурсы // Вопросы экономики. 2010. № 7. С. 39-51.
25. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010. 255 с.
26. Глазьев С.Ю. Санкции США и политика Банка России: двойной удар по национальной экономике // Вопросы экономики. 2014. № 9. C. 13-29.
27. Акимова Т. А., Мосейкин Ю.Н. Экономика устойчивого развития: учеб. пособие. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. 430 с.
28. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. 544 с.
29. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговый контроль и производство по делам о налоговых правонарушениях. Теория и практика применения гл. 14 Налогового кодекса РФ. Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2007. 304 с.
30. Лыкова Л.Н., Букина И.С. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для магистров. М.: Издательство Юрайт, 2013. 428 с.
31. Майбуров И.А., Соколовская А.М. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 591 с.
32. Налоговое администрирование: учеб. пособие / под ред. Л.И. Гончаренко. М.: КНОРУС, 2009. 448 с.
33. Нестеров Г.Г., Попонова Н.А., Терзиди А.В. Налоговый контроль: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2009. 384 с.
34. Осокина И.В., Косов М.Е. Налоговый контроль в налоговом процессе: учебник. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. 448 с.
35. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010. 680 с.
36. Пансков В.Г. Налоговый контроль: проблемы решаются, вопросы остаются // Финансы и кредит. 2012. № 3. С. 8-14.
37. Погорлецкий А.И. Налоговое регулирование в условиях глобального экономического кризиса // Налоговые реформы. Теория и практика / И.А. Майбуров и др.; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 463 с.
38. Организация и методы налоговых проверок: учеб. пособие / под ред. проф. Н. Романова. 4-е изд. доп. и перераб. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. 334 с.
39. Черник Д.Г. Налоги. М.: Финансы и статистика, 1997. 687 с.
40. Юткина Т.Ф. Формирование методологии налого-ведения // Налоговые реформы. Теория и практика / И.А. Майбуров и др.; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 463 с.
41. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег М.: Гелиос АРВ, 2002. 352 с.
42. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. 2-е изд., доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. 624 с.
В редакцию материал поступил 20.02.15 © Якупов З.С., 2015
Информация об авторе
Якупов Замир Сагирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры налоги и налогообложение, Институт экономики, управления и права (г Казань)
Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42, тел.: (843) 231-92-90 E-mail: [email protected]
Как цитировать статью: Якупов З.С. О роли институтов налогообложения и налогового контроля в реализации стратегии устойчивого развития современной России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 125-133.
Z. S. YAKUPOV,
PhD (Economics), Associate Professor Institute of Economics, Management and Law (Kazan), Russia ON THE ROLE OF TAXATION AND TAX CONTROL INSTITUTIONS IN IMPLEMENTATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT STRATEGY IN MODERN RUSSIA
Objective: to research scientific approaches to the institution of tax control, taking into account the basic theories and scientific concepts that affect the functioning of this institution.
Methods: logical and statistical methods were applied, as well as methods of deduction and induction, scientific abstraction.
Results: it is proved that sustainable economic development can be achieved by enhancing the financial and taxation mechanism. The institute of tax control is viewed as a softener of economic crises. Mechanisms are proposed to influence the crises and to minimize the losses of both taxpayers and the state.
Scientific novelty: the model is proposed of the taxation tools and mechanisms for sustainable development of Russia.
Practical value: the possibility to increase the value and efficiency of the taxation mechanisms for sustainable development.
Key words: taxes and taxation; institution of tax control; stable and sustainable economic development; taxation policy; taxation mechanisms; economic sanctions; the Russian Federation.
References
1. Bobylev, S., Zubarevich, N., Solov'eva, S. Vyzovy krizisa: kak izmeryat' ustoichivost' razvitiya? (Challenges of the crisis: how to measure the sustainability of development?) Voprosy ekonomiki, 2015, no. 1, pp. 147-160.
2. Meadows, D.H., Meadows, D.L., Randers, J., Behrens, W.W. III. The limiting to growth. N.-Y.: Potomac, 1972, p. 207.
3. Mau, V. Sotsial'no-ekonomicheskaya politika Rossii v 2014 godu: vykhod na novye rubezhi? (Social-economic policy of Russia in 2014: reaching new stages?) Voprosy ekonomiki, 2015, no. 2, pp. 5-31.
4. Mau, V., Ulyukaev, A. Global'nyi krizis i tendentsii ekonomicheskogo razvitiya (Global crisis and trends of economic development). Voprosy ekonomiki, 2014, no. 11, pp. 4-24.
5. Robbins, L. Predmet ekonomicheskoi nauki. THESIS (Object of economics. THESIS). Moscow, 1993, vol. 1, vyp. 1.
6. Costanza, R. What is Ecological Economics? Ecological Economics, 1989, vol. 1.
7. Costanza, R., Daly, P. Natural capital and sustainable development. Conservation Biologi, 1992, vol. 6, pp. 37-46.
8. Daily, G. Nature's Services Societal Dependence on Natural Ecosystems. Island, Washington, DC, 1997.
9. Forrester, F.W. World dynamics. Cambridge (Mass.), 1971, 144 p.
10. Danilov-Danil'yan, V.I. Ekologicheskoe mirovozzrenie i ekologicheskaya al'ternativa razvitiya chelovecheskoi tsivilizatsii (Ecological outlook and ecological alternative to the humanity development). Institut istorii estestvoznaniya i tekhniki im. S.I. Vavilova. Godichnaya nauchnaya konferentsiya. Moscow: Dipol'-T, 2004.
11. Danilov-Danil'yan, V.I., Losev, K.S. Ekologicheskii vyzov i ustoichivoe razvitie (Ecological challenge and sustainable development). Moscow: Progress-Traditsiya, 2000, 416 p.
12. Moiseev, N.N. Byt'ili ne byt'... chelovechestvu? (To be or not to be... for the humanity?) Moscow: Izd-vo MNEPU, 2000, 70 p.
13. Moiseev, N.N. Universum, informatsiya, obshchestvo (Universum, information, society). Moscow: Ustoichivyi mir, 2001, 200 p.
14. Zubakov, V.A. XXI v. Stsenarii budushchego: analiz posledstvii global'nogo ekologicheskogo krizisa (21st c. Scenarios of the future: analysis of consequences of the global ecological crisis). Saint-Petersburg, 1995, 255 p.
15. Reimers, N.F. Nadezhdy na vyzhivanie chelovechestva. Kontseptual'naya ekologiya (Hopes for the humanity survival. Conceptual ecology). Moscow: Izd-vo zhurnala «Rossiya molodaya», 1992, 365 p.
16. Boske, B. Ekologizatsiya nalogovoi sistemy Rossii (Ecologization of the Russian taxation system). Moscow: Russkii Universitet, 2001, 116 p.
17. Khaek, F.A. Doroga k rabstvu (Way to slavery). Moscow: Ekonomika, 1992. 176 s.
18. Ursul, A.D. Noosfernaya strategiya. PerekhodRossii k ustoichivomu razvitiyu (Noosphere strategy. Russia's transition to sustainable development). Moscow: Noosfera, 1998, 500 p.
19. Krizisnaya ekonomika sovremennoi Rossii: tendentsii i perspektivy (Crisis economy of modern Russia: trends and prospects). Moscow: Prospekt, 2010, 656 p.
20. Masgreiv, Richard A., Masgreiv, Peggi B. Gosudarstvennye finansy: teoriya i praktika (State finance: theory and practice). Moscow: Biznes Atlas, 2009, 716 p.
21. Stiglits, Dzh.Yu. Ekonomikagosudarstvennogo sektora (Economics of state sector). Moscow: Izd-vo MGU: INFRA-M, 1997, 720 p.
22. Gaidar, E.T. Gibel' imperii. Uroki dlya sovremennoi Rossii (Fall of the empire. Lessons for the modern Russia). Moscow: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 2006, 440 p.
23. Sorokin, D. O strategii razvitiya Rossii (On the development strategy of Russia). Voprosy ekonomiki, 2010, no. 8, pp. 32-33.
24. Lavrovskii, B., Zhigul'skii, G., Murzov, I. Krizis i nalogovye resursy (Crisis and taxation resources). Voprosy ekonomiki, 2010, no. 7, pp. 39-51.
25. Glaz'ev, S.Yu. Strategiya operezhayushchego razvitiya Rossii v usloviyakh global'nogo krizisa (Strategy of priority development of Russia under global crisis). Moscow: Ekonomika, 2010, 255 p.
26. Glaz'ev, S.Yu. Sanktsii SShA i politika Banka Rossii: dvoinoi udar po natsional'noi ekonomike (The USA sanctions and the Bank of Russia policy: double stroke on the national economy). Voprosy ekonomiki, 2014, no. 9, pp. 13-29.
27. Akimova, T.A., Moseikin, Yu.N. Ekonomika ustoichivogo razvitiya: ucheb. posobie (Economy of sustainable development: tutorial). Moscow: ZAO «Izdatel'stvo «Ekonomika», 2009, 430 p.
28. Aronov, A.V., Kashin, V.A. Nalogovayapolitika i nalogovoe administrirovanie: ucheb. posobie (Taxation policy and taxation administration: tutorial). Moscow: Magistr: INFRA-M, 2013, 544 p.
29. Bryzgalin, A.V., Bernik, V.R., Golovkin, A.N. Nalogovyi kontrol' i proizvodstvo po delam o nalogovykh pravonarusheniyakh. Teoriya i praktika primeneniya gl. 14 Nalogovogo kodeksa RF (Taxation control and procedure of cases of tax violations. Theory and practice of application of Art. 14 of the Russian Taxation Code). Ekaterinburg: Nalogi i finansovoe pravo, 2007, 304 p.
30. Lykova, L.N., Bukina, I.S. Nalogovye sistemy zarubezhnykh stran: uchebnik dlya magistrov (Tax systems of foreign countries: textbook for a Master course). Moscow: Izdatel'stvo Yurait, 2013, 428 p.
31. Maiburov, I.A., Sokolovskaya, A.M. Teoriya nalogooblozheniya. Prodvinutyi kurs: uchebnik (Theory of taxation. Advanced course: textbook). Moscow: YuNITI-DANA, 2011, 591 p.
32. Goncharenko, L.I. Nalogovoe administrirovanie: ucheb. posobie (Taxation administration: tutorial). Moscow: KNORUS, 2009, 448 p.
33. Nesterov, G.G., Poponova, N.A., Terzidi, A.V. Nalogovyi kontrol': ucheb. posobie (Taxation control: tutorial). Moscow: Eksmo, 2009, 384 p.
34. Osokina, I.V., Kosov, M.E. Nalogovyi kontrol' v nalogovom protsesse: uchebnik (Tax control in the taxation procedure: textbook). Moscow: Magistr: INFRA-M, 2010, 448 p.
35. Panskov, V.G. Nalogi i nalogooblozhenie: teoriya i praktika: uchebnik dlya vuzov (Taxes and taxation: theory and practice: textbook for universities). Moscow: Yurait, 2010, 680 p.
36. Panskov, V.G. Nalogovyi kontrol': problemy reshayutsya, voprosy ostayutsya (Tax control: problems are solved, question remain in place). Finansy i kredit, 2012, no. 3, pp. 8-14.
37. Pogorletskii, A.I. Nalogovoe regulirovanie v usloviyakh global'nogo ekonomicheskogo krizisa. Nalogovye reformy. Teoriya ipraktika (Tax regulation under global economic crisis. Tax reforms. Theory and practice). Moscow: YuNITI-DANA, 2010, 463 p.
38. Romanov, N. Organizatsiya i metody nalogovykh proverok: ucheb. posobie (Organization and methods of tax audits: tutorial). Moscow: Vuzovskii uchebnik: INFRA-M, 2012, 334 p.
39. Chernik, D.G. Nalogi (Taxes). Moscow: Finansy i statistika, 1997, 687 p.
40. Yutkina, T.F. Formirovanie metodologii nalogovedeniya. Nalogovye reformy. Teoriya i praktika (Forming the methodology of taxation studies. Tax reforms. Theory and practice). Moscow: YuNITI-DANA, 2010, 463 p.
41. Keynes, J. M. Obshchaya teoriya zanyatosti, protsenta i deneg (The general theory of employment, interest and money). Moscow: Gelios ARV, 2002, 352 p.
42. Kuzyk, B.N., Yakovets, Yu.V. Rossiya-2050: strategiya innovatsionnogoproryva (Russia-2050: strategy of innovative breakthrough). Moscow: ZAO «Izdatel'stvo «Ekonomika», 2005, 624 p.
Received 20.02.15
Information about the author
Yakupov Zamir Sagirovich, PhD (Economics), Associate Professor of the Chair of Taxes and Taxation, Institute of Economics, Management and Law (Kazan)
Address: 42 Moskovskaya Str., 420111, Kazan, tel.: (843) 231-92-90
E-mail: [email protected]
; ^ Г..
How to cite the article: Yakupov Z.S. On the role of taxation and tax control institutions in implementation of sustainable development strategy in modern Russia. Aktual'niyeproblemy ekonomiki iprava, 2015, no. 1 (33), pp. 125-133.
V_
© Yakupov Z.S., 2015