УДК 336.22:330.46
эволюция трактовки категории «налоговый потенциал»
Г.Л. ПОПОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества E-mail: [email protected] Тамбовский государственный технический университет
В статье отмечается, что региональное развитие является одним из важнейших факторов, взаимосвязанных с тенденциями развития страны и относящихся к стратегическим национальным приоритетам. В настоящее время одним из ключевых положений регионального развития является концепция устойчивого развития региона - конкретизация учения В. Вернадского о ноосфере и теории устойчивости состояний А. Ляпунова. Ведущим направлением реализации этой концепции является создание предпосылок для устойчивого развития территорий. Этот процесс должен способствовать удовлетворению потребностей общества не только в настоящем, но и в будущем. Устойчивое развитие региона - это способность демонстрировать стабильный рост по комплексу ключевых показателей (финансово-экономических, социальных, экологических, инновационных, информационных и прочих) в долгосрочной перспективе. Такое развитие невозможно без создания соответствующих условий. Поэтому возникает необходимость грамотного управления им, которое может быть достигнуто при соблюдении баланса интересов между стратегической устойчивостью и социально-экономическим развитием.
Подчеркнуто, что многие проблемы изначально зарождались на уровне региона и только позже приобретали национальные размеры. Поэтому особенности сбалансированности и устойчивости развития региона рассматриваются на общегосударственном уровне. В условиях глобальной экономики мощь государства (или региона) оценивается не столько валовыми объемами производства и наличием доступных природных ресурсов, сколько степенью обладания центрами и инструментами управления производственными, товарными, финансовыми и информационными процессами и потоками.
Представлен новый взгляд на понятие «налоговый потенциал» как на системную категорию. Проводится взаимосвязь между процессом устойчивого развития региона и уровнем достигнутого налогового потенциала. Выделяются этапы эволюции рассматриваемого понятия. Определены особенности формирования налогового потенциала.
Ключевые слова: налоговый потенциал, регион, определение, устойчивое развитие, взаимовлияние
Исследованию проблем, связанных с территориальным развитием, посвящали свои научные труды экономисты всего мира. В России важность развития регионов определена в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Региональное развитие является одним из важнейших факторов, взаимосвязанных с тенденциями развития страны и относящихся к стратегическим национальным приоритетам. В настоящее время одним из ключевых положений регионального развития является концепция устойчивого развития региона, которая является конкретизацией учения В. Вернадского о ноосфере и теории устойчивости состояний А. Ляпунова.
Важным направлением реализации этой концепции является создание предпосылок для устойчивого развития территорий. Этот процесс должен способствовать удовлетворению не только потребностей общества в настоящем, но и в будущем [28]. Устойчивое развитие региона - это способность демонстрировать
стабильный рост по комплексу ключевых показателей (финансово-экономических, социальных, экологических, инновационных, информационных и прочих) в долгосрочной перспективе [23]. Устойчивое развитие региона невозможно без создания условий для его сбалансированного развития. Поэтому возникает необходимость грамотного управления им, которое может быть достигнуто при соблюдении баланса интересов между стратегической устойчивостью и социально-экономическим развитием.
Многие проблемы изначально зарождались на уровне региона и только позже приобретали национальные размеры. Поэтому о сбалансированности и устойчивости развития региона проявляется забота на общегосударственном уровне. В условиях глобальной экономики мощь государства (или региона) оценивается не столько по валовым объемам производства и наличию доступных природных ресурсов, сколько по наличию и степени обладания центрами и инструментами управления производственными, товарными, финансовыми и информационными процессами и потоками [16, 20].
Развитие региона неразрывно связано с ростом системы потенциалов, которые определяют направление регионального развития. Как отмечено в Большой советской энциклопедии (т. 21), потенциалом считаются средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованными для достижения определенной цели, осуществления
Рис. 1. Система потенциалов, влияющих на процесс устойчивого развитие региона
плана, решения какой-либо задачи. Только при соблюдении баланса между системой потенциалов можно говорить об устойчивом, сбалансированном региональном развитии.
Процесс устойчивого развития региона - это системное взаимодействие комплекса факторов, оказывающих влияние на обеспечение эффективного функционирования региональной эколого-социально-экономической системы, которая принадлежит к классу открытых стационарных систем (рис. 1). Некоторые экономисты [1, 26] выделяют три группы факторов, оказывающих влияние на процесс устойчивого развития территорий.
Из всего этого следует, что процесс устойчивого развития региона неразрывно связан с реализацией следующих потенциалов:
- экономического потенциала, выражающегося через комплексную оценку способности региона к расширенному воспроизводству с учетом основных факторов развития [25];
- социального потенциала, являющегося системной совокупностью возможностей и способностей индивидуума, социальных групп и общества, которые реализуются через их действия, взаимодействия и отношения, ориентированы на обеспечение общественного воспроизводства [9];
- экологического потенциала, который представляет способность природных систем без ущерба для себя отдавать человеку продукцию в рамках
хозяйства данного исторического типа [31].
Взаимосвязь налогового и бюджетного потенциалов проявляется через налоговую составляющую в доходной части бюджета. Как отмечает в своей работе Н. Нестерова, под бюджетным потенциалом понимают «...максимально возможные расходы, которые может позволить себе бюджет, исходя из дополнительных поступлений» [18]. Его оценивают не только с позиций поступления налоговых платежей, но и по эффективности их использования. Формирование доходной части бюджета оказывает влияние на выполнение
текущих и перспективных задач, стоящих перед государством. Выполнение их осуществляется за счет использования расходной части бюджетов различных уровней.
Таким образом, можно говорить о влиянии бюджетного потенциала территорий на финансовый потенциал, под которым подразумевается способность финансовой системы региона обеспечивать рост и развитие территорий в долгосрочной перспективе через:
- реализацию механизмов регулирования, управления финансовой инфраструктурой;
- использование финансовых инструментов, ориентированных на достижение определенных финансовых результатов, обеспечение расширенного воспроизводства и социального развития [8, 33].
Количественной характеристикой финансового потенциала является совокупная величина финансовых поступлений, которая включает налоговую и неналоговую части бюджета, целевые финансовые заимствования и прочие финансовые потоки [15]. Российские экономисты С. Зенченко, М. Пащенко [12, 13] отмечают наличие цепочки взаимосвязи между финансовым и налоговым потенциалами, рассматривая его как финансовую категорию.
Однако понятие «налоговый потенциал» является более емким. Исследуемый показатель не только определяет качественную характеристику уровня развития территорий, но также служит одним из индикаторов, позволяющих дать количественную оценку происходящим социально-экономическим процессам. Таким образом, можно согласиться и с мнением А. Каратаева [14], рассматривающего налоговый потенциал как экономическую категорию, а также с экономистами А. Коломийцем, А. Мельником и И. Рзаевым, проводящими параллели между исследуемым показателем и макроэкономическими характеристиками развития [15, 26]. Следовательно, можно говорить о налоговом потенциале как о системной категории, являющейся одним из индикаторов устойчивого развития территорий.
Налоговый потенциал региона - это многогранная характеристика регионального развития, отражающая происходящие бизнес-процессы, официально достигнутый уровень доходов населения. Также он служит косвенной характеристикой уровня развития социальной сферы на анализируемой территории. Это один из ключевых показателей регионального финансово-социально-экономического развития.
Налоговые поступления относятся к категории основных количественных оценок налогового потенциала. Уровень собираемости налогов, размеры налоговых льгот и задолженность по налогам являются результирующим фактором, характеризующим сформировавшийся на определенной территории и в определенный период времени налоговый процесс. Его содержание (в экономическом понимании), как отмечает С. Барулин, составляют законодательно закрепленные отношения управления «...налоговыми бюджетами на основе действующей системы налогообложения, налоговой системы и налогового механизма» [5] в рамках действующей налоговой политики. Реализация налогового процесса должна соответствовать сложившимся на определенный период времени:
- общественному мировоззрению;
- идеологии;
- социально-демографическим условиям;
- производственно-технической базе;
- инновационным бизнес-процессам [17].
Следовательно, налоговый потенциал следует
связывать не только с экономическими, но и с социальными процессами, протекающими в обществе. На рост налогового потенциала оказывают влияние и увеличение социального потенциала, проявляемое через создание условий для реализации личности в обществе, и рост социальной ответственности личности, и повышение уровня образования, и пр. Социальный потенциал будет способствовать повышению исследуемого показателя через рост инновационного потенциала, сокращение теневой экономики и прочие факторы.
Налоговый потенциал в свою очередь оказывает влияние на экологический потенциал территории через реализацию воспроизводственной подфункции экономической функции налогов. Одним из назначений подфункции является формирование внебюджетных фондов, предназначенных для финансирования природоохранных мероприятий, направленных на поддержание экологии. К «экологическим» налогам относятся земельных налог, налог на добычу полезных ископаемых, транспортный налог и пр. [30]. Через систему экологически ориентированных налогов проводится аккумулирование финансовых поступлений с последующим финансированием природоохранных мероприятий, ориентированных на снижение экологических последствий человеческой деятельности. Таким образом, наблюдается взаимосвязь между состоянием
экологии и уровнем социально-экономического развития территории [28].
Это подтверждает закон ноосферы В. Вернадского, который определял неизбежность перехода биосферы в ноосферу, т.е. сферу, где человеческий ум будет играть ключевую роль в системе «человек-природа». Следовательно, процесс естественного саморазвития будет заменен на процесс регулирования, базирующийся на стратегии эколого-социаль-но-экономического развития, разработанной человечеством на основе прогнозно-плановых расчетов [28]. Воспроизводственная подфункция налогов является одним из направлений практической реализацией закона ноосферы В. Вернадского.
Итак, налоговый потенциал оказывает влияние на эколого-социально-экономическое развитие и служит одним из индикаторов устойчивого развития территорий (регионов). Несмотря на огромный интерес ученых к этой научной категории, до сих пор не сформировано единого определения понятия «налоговый потенциал территории (региона)». Кроме того, за последние два десятилетия это понятие постоянно пересматривалось, уточнялось и дополнялось.
Эволюция понятия «нало]
Современными экономистами были разработаны различные определения категории «налоговый потенциал региона», включающие как узкую, так и широкую трактовку. Более того, в 2000-2014 гг. в различных источниках появилось свыше 30 толкований термина «налоговый потенциал» [24] (табл. 1).
В большинстве из представленных определений понятия «налогового потенциала» он рассматривается как максимально возможная совокупность налоговых ресурсов, сформированных на территории региона.
В представленных характеристиках налогового потенциала делается акцент:
- на проводимую налоговую политику в стране, налоговое законодательство (У. Алиев [3], А. Ми-шачкова, А. Грязнова);
- обеспеченность налоговых баз (В. Рощупки-на) или предельно вероятную и допустимую сумму налоговых платежей (Ф. Агузарова, С. Токарева);
- совокупность финансовых (налогооблагаемых) ресурсов, способных быть эффективно мобилизованными (А. Коломиец, А. Мельник, М. Шалюхина);
Таблица 1
зый потенциал (региона)»
Автор (год опубликования) Определение
Т.Ф. Юткина (2000) Налоговый потенциал можно определять из расчета соотношений элементов создаваемой и потребляемой стоимости, устанавливая соотношение долей совокупного дохода общества (в статистике это валовой внутренний продукт) и перераспределенных через фонды потребления сумм налогового дохода [32]
А.Л. Коломиец, А.Д. Мельник (2000) Налоговый потенциал в широком смысле представляет собой совокупность финансовых ресурсов, которая может быть эффективно мобилизована через налогообложение в системе «население - хозяйство - территория», в координатах которой протекают основные процессы жизнедеятельности общества в границах региона [15]
А.Г. Грязнова (2002) Налоговый потенциал - условная возможность государства собрать в бюджет налоги и сборы за определенное время. Налоговый потенциал государства определяется состоянием хозяйства и внешней торговли, налоговым законодательством и налоговой политикой*
В.А. Белостоцкая (2002), А.Н. Волошина (2003) Налоговый потенциал региона - максимальная сумма налогов, которая может быть собрана в регионе без разрушения его производительного потенциала [7]
Приказ Министерства финансов РФ от 27.08.2004 № 243 «О методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений» Расчетные налоговые доходы - налоговый потенциал - являются оценкой доходов, которые могут быть собраны в бюджет муниципального образования из налоговых источников, закрепленных за бюджетом муниципального образования
В.Г. Пансков (2006) Налоговый потенциал представляет собой максимально возможную сумму налоговых поступлений за определенный промежуток времени (обычно финансовый год) в условиях действующего налогового законодательства. Иными словами, это - потенциальная способность территории обеспечить максимальные налоговые доходы бюджета [21]
Налогообложение Taxation - 19 -
Окончание табл. 1
Автор (год опубликования) Определение
О.Г. Калинина (2006) Под налоговым потенциалом региона понимается максимально возможный объем налоговых поступлений, собранных на территории региона за определенный период времени в рамках действующего законодательства при оптимальном использовании финансовых, природных, производственных и демографических ресурсов региона, а также с учетом проводимой региональной налоговой политики
Счетная палата РФ (2007) Налоговый потенциал - максимально возможная сумма поступлений в условиях действующего налогового законодательства [4]
С.И. Ислямутдинов (2007) Налоговый потенциал - это мера возможности территориального образования моби-лизировать максимальный (целевой) объем налоговых платежей, соответствующий эталонному состоянию системы налогообложения территории
С.В. Зенченко, М.П. Пащенко (2008) Налоговый потенциал - потенциальная (планируемая) возможность получить доходы в связи с имеющимися доходными полномочиями у соответствующих уровней органов власти [12]
Д.Э. Кусраева (2010) Налоговый потенциал субъекта РФ рассматривается в работе как экономическая категория, выражающая совокупность финансовых отношений, складывающихся по поводу трансформации налоговых ресурсов субъекта РФ в налоговые доходы бюджета, эффективность которой определяется степенью паритетности фискальной и регулирующей функций налогообложения в условиях достигнутого уровня развития экономической системы и ее институциональной организации
А.С. Каратаев (2010) Налоговый потенциал можно характеризовать как систему информации, необходимой для регулирования экономического развития [14]
С.Г. Синельников-Мурылев, П.А. Кадочников, Г.И. Идрисов (2011) Под налоговым потенциалом отдельного региона (по какому-либо налогу) обычно подразумеваются максимальные налоговые поступления, которые могут быть собраны в данном регионе при условии применения единых условий взимания налога (ставка, база, льготы и т.д.) и единых (средних или максимальных) усилиях налоговой администрации [27]
Е.В. Власова (2012) Налоговый потенциал необходимо рассматривать как расчетную величину, дающую качественную характеристику состояния экономики страны или региона и меняющуюся вследствие применения определенной налоговой политики в условиях фактического налогообложения к источникам и объектам, существующим и взаимодействующим в рамках экономического комплекса [6]
Н.М. Залуцкая (2012) Налоговый потенциал - многогранное системное явление, зависящее от региональных особенностей и условий хозяйствования, от ресурсно-сырьевого, демографического, инновационного, производственного и других потенциалов [10]
А.А. Миронов (2012) Налоговый потенциал региона в широком его значении - это обеспечение достаточного объема налоговых поступлений для устойчивого развития региона и его территорий в условиях постоянного развития налоговой политики и методов налогового администрирования. В узком его значении - максимально возможный объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в сложившихся условиях использования ресурсов региона и действующего законодательства
Ф.С. Агузарова, С.К. Токарева (2013) Под налоговым потенциалом подразумевается предельно вероятная и допустимая сумма налоговых платежей и сборов в конкретном экономическом пространстве [2]
*См. Финансово-кредитный словарь под общ. ред. А.Г. Грязновой.
- системное явление (или системную информацию) (А. Каратаев, Н. Залуцкая);
- качественную характеристику экономическо- п го состояния (Е. Власова);
- налоговые поступления, необходимые для устойчивого развития территории (А. Миронов).
Таким образом, в экономической литературе г налоговый потенциал характеризуется с различных о позиций: б
- как системная экономическая категория;
- как элемент основы межбюджетных отношений;
- как фискальная категория;
- как ресурсная категория [6, 29].
В рассмотренных трактовках понятия «налоговый потенциал» существует неоднозначность в оценках объемов налоговых поступлений. Однако большинство исследователей придерживаются
мнения, что к налоговому потенциалу следует относить максимально возможный объем налоговых поступлений (В. Белостоцкая, А. Волошина, Н. Климова, А. Мишачкова, С. Осипов, Е. Осипова [19], Х. Исаев, М. Шалюхина и др.). Также на этих позициях стоят и эксперты Счетной палата Российской Федерации.
Эволюционным этапом в определении налогового потенциала региона стал 2010 г. До этого времени понятие «налоговый потенциал» рассматривалось в более узком смысле - как количественная характеристика максимально возможного объема поступления налоговых доходов в бюджеты различных уровней на ограниченной территории. В более поздние годы трактовка этого термина расширилась, стала более емкой и перешла из количественной категории в качественную (табл. 2).
В широком смысле налоговый потенциал стал определяться экономистами как категория, характеризующая тенденции экономического развития. Этот показатель рассматривается как система информации (А. Каратаев) или системное явление (Н. Залуцкая), взаимосвязанное не только с состоянием экономики территории (Е. Власова), но и с устойчивым развитием территорий (А. Миронов).
Опираясь на исследования отечественных экономистов, можно формулировать следующие определения.
В узком смысле налоговый потенциал региона -это максимальный объем поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет региона с учетом сложившихся существенных внутренних и внешних факторов, позволяющих дать качественную оценку уровня финансово-экономического развития территорий.
В широком смысле налоговый потенциал - это системная категория, которая сформировалась на определенной территории и в определенное время в результате воздействия эколого-социально-эконо-
мических факторов, и является характеристикой устойчивогоразвития территорий.
Налоговый потенциал оказывает влияние на формирование каждого из перечисленных потенциалов (бюджетного, финансового, экономического, социального и экологического, качества жизни и устойчивого развития территории).
Рост объемов налоговых поступлений является одной из задач налогово-бюджетной политики, так как налоговые доходы составляют существенную часть в составе доходов территорий. Таким образом, рост налогового потенциала оказывает большое влияние на увеличение бюджетного потенциала. Воздействие налогового потенциала на финансовый потенциал проявляется через финансовые механизмы аккумулирования и реализации собственных и перераспределенных налоговых ресурсов, направленных на эффективное социально-экономическое развитие территории, обеспечивающее финансовую устойчивость [11] и развитие в длительной перспективе (рис. 2).
Влияние налогового потенциала на экономический потенциал проявляется через создание предпосылок для расширенного воспроизводства за счет:
- перевооружения основных средств;
- роста производительности труда;
- инвестиционной активности;
- прочих механизмов, позволяющих снизить налоговое бремя.
Взаимосвязь между налоговым и экологическим потенциалами проявляется через систему налогов, ориентированных на аккумулирование финансовых ресурсов для проведения природоохранных мероприятий.
Рост налогового потенциала создает предпосылки для увеличения социального потенциала через аккумулирование финансовых потоков, ориентированных на решение социальных задач (здравоохранение, образование и пр.), что должно
Таблица 2
Эволюционные этапы формирования понятия «налоговый потенциал»
Этап Характеристика Авторы
I этап (до 2010 г) Как финансово-экономическая категория Т.Ф. Юткина, А.Л. Коломиец, А.Д. Мельник, М.Н. Шалюхина, А.Г. Грязнова, В.А. Белостоцкая, А.Н. Волошина, Н.М. Климова, Х.К. Исаев, С.Н. Алехин, С.В. Зенченко, М.П. Пащенко, А. Мишачкова, УИ. Алиев, С.Л. Осипов, Е.С. Осипова, В.В. Рощупкина, Счетная палата РФ
II этап (с 2010 г. по настоящее время) Как системная категория А.С. Каратаев, Е.В. Власова, Н.М. Залуцкая, А.А. Миронов, Г.Л. Попова
Финансовые источники формирования
* ё
о «
S Р
р fS
« S
H «
5 и
" s
u S
4
5 ft
¡2
Налоговый потенциал
Область воздействия
Бюджетный потенциал. Финансовый потенциал. Экономический потенциал. Экологический потенциал. Социальный потенциал. Устойчивое развитие
Направления реализации
Формирует доходную часть бюджета.
Аккумулирует финансовые потоки через систему привлечения собственных финансовых ресурсов территорий.
Создает предпосылки для расширенного воспроизводства.
Аккумулирует целевые финансовые ресурсы природоохранного назначения.
Формирует финансовые потоки, ориентированные на реализацию социально значимых задач.
Консолидирует налоговые поступления, ориентированные на создание условий для устойчивого развития территории
Рис. 2. Источники формирования и направления реализации налогового потенциала территории
способствовать формированию условий общественного воспроизводства.
Согласно учению В. Вернадского, будущее человечества - это создание ноосферы, где все глобальные процессы будут осуществляться с помощью разума, т.е. под контролем и управлением людей. Следовательно, одним из источников аккумулирования целевых финансовых потоков, направленных на создание условий для выживания человечества в условиях ограниченных природных ресурсов и лимитированной окружающей среды, будут являться налоговые поступления. Они служат количественным выражением фактически достигнутого уровня налогового потенциала. Исследуемый показатель обеспечивает формирование финансовых потоков в целях поддержания динамического равновесия между ключевыми направлениями эколого-соци-ально-экономического развития территорий.
Итак, можно определить следующие особенности формирования налогового потенциала.
1. Налоговый потенциал как финансовая категория отражает способность аккумулировать налоговые поступления, исходя из сложившегося на территории правового поля и ресурсной базы.
2. Налоговый потенциал выступает как результат воздействия эколого-социально-экономических факторов.
3. Налоговый потенциал выступает как совокупность имеющихся на территории природных,
социальных и финансовых ресурсов, являющихся объектом налогообложения и участвующих в процессе устойчивого регионального развития.
4. Формирование текущего налогового потенциала должно осуществляться с учетом возможности будущих поколений обладать налоговым потенциалом не ниже сложившегося уровня.
5. Налоговый потенциал имеет ограничение в пространстве и во времени.
6. Налоговый потенциал рассматривается как финансовая категория, характеризующая защищенность территории от воздействия факторов риска и неопределенности (экономическая безопасность территории) [1, 6, 11, 22, 29].
7. Налоговый потенциал - это системная категория, отражающая достигнутый уровень эко-лого-социально-экономического развития и через механизмы обратной связи оказывающая влияние на тенденции регионального развития.
Список литературы
1 . Абраменко И.П., Лавриков С.В. Природно-хо-зяйственные императивы и социальные приоритеты экологизации экономики // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). 2013. № 3.
2 . Агузарова Ф. С. Теоретические и методологические подходы к оценке налогового потенциала //. Terra Economicus. 2013. № 3. С. 10-13.
3. Алиев У.И. Анализ налогового потенциала субъектов Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации как инструмента стратегического бюджетного планирования. URL: http://www.2010. forumstrategov.ru/upload/documents/ aliev.pdf.
4. Аналитическая записка «Анализ состояния и проблемы формирования доходного потенциала субъектов Российской Федерации» // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2007. № 1.
5. Барулин С.В. Налоговый менеджмент: учеб. пособие. М.: Омега-Л. 2007. 272 с.
6. Власова Е.В. Налоговый потенциал как объективная экономическая категория // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1. С. 12-16.
7. Волошина А.Н. Анализ налогового потенциала и пути повышения эффективности его использования // Налоговый вестник. 2002. № 7.
8. ГолодоваЖ.Г. Оценка бюджетно-налогового потенциала региона в условиях реформирования системы межбюджетных отношений // Финансы и кредит. 2009. № 5. С. 33-40.
9. Докторович А.Б. Социальный потенциал как предмет системного исследования // Россия и современный мир. 2007. № 3. С. 179-189.
10. Залуцкая Н.М. Налоговый потенциал как фактор территориального развития // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 2. С. 44-47.
11. Зенченко С.В. Формирование и оценка финансового потенциала региона: монография. Ставрополь: Изд. Северо-Кавказского государственного технического университета. 2007.
12. Зенченко С.В. Бюджетный потенциал региона и проблемы его оценки // Вопросы структуризации экономики. 2008. № 4. С. 73-74.
13. Зенченко С.В. Финансовый потенциал региона и его экономическое содержание // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2008. № 3.
14. Каратаев А.С. Факторы, влияющие на налоговый потенциал крупнейшего налогоплательщика // Финансы. 2010. № 1.
15. Коломиец А.Л. О понятиях налогового и финансового потенциала региона // Налоговый вестник. 2000. № 1. С. 3.
16. Коряков А.Г. Теоретические предпосылки развития российских регионов в контексте концепции устойчивого развития // Теория и практика общественного развития. 2012. № 6.
17. МакаркинаЛ.Н. Налоговый потенциал: понятие и роль в развитии региона // Академический вестник. 2012.№ 3. С. 192-197.
18. Нестерова Н.Н. Бюджетный потенциал региона и пути его повышения // Вестник ТГТУ. 2013. № 6.
19. Осипов С.Л. Вариативные модели измерения налогового потенциала // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2010. № 4. С. 135-143.
20. Особенности воспроизводства регионального капитала: сущность, подходы к оценке, методы управления / под ред. Ю.В. Савельева. Петрозаводск: Институт экономики Карельского научного центра РАН. 2008.
21. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учеб. для вузов. М.: МЦ-ФЭР. 2006. 592 с.
22. Позднякова Т.А. Сущность, содержание и форма материализации налогового потенциала территории // Управление экономическими системами. 2012. № 8.
23. Попова Г.Л. Анализ качества социально-экономического развития региона: понятия и критерии // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 29. С. 25-31.
24. Попова Г.Л. Финансово-экономический анализ дифференциации налогового потенциала регионов Центрального федерального округа // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 1. С. 7-17.
25. Рейтинг регионов России по экономическому потенциалу // Рейтинги. 2010. № 8. С. 10-12.
26. Рзаев И.М. Анализ и оценка факторов, влияющих на налоговый потенциал региона // Перспективы науки. 2011. № 11. С. 179-182.
27. Синельников-Мурылев С.Г. Налог на прибыль предприятий: анализ реформы 2001 г. и моделирование налогового потенциала регионов. М.: Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара). 2011. 180 с.
28. Социально-экономический потенциал устойчивого развития: учебник / под ред. Л.Г. Мельника и Л. Хенса. Сумы: Университетская книга. 2007. 1120 с.
29. Суглобов А.Е. Экономическое содержание налогового потенциала в современных моделях экономического развития // Налоги и налогообложение. 2009. № 7.
30. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. М.: КноРус. 2009. 480 с.
Налогообложение Taxation - 23 -
31. Щуков В.Н. Экономический потенциал ре- 33 . Ярелин Р.Р. Теоретические основы финансо-
гионов России и эффективность его использования: вого потенциала региона // Современные проблемы
учеб. пособие. Иваново: ИГТА. 2002. 58 с. науки и образования. 2011. № 6.
32 . Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. М.: ИНФРА-М. 2000. 429 с.
Finance and credit Taxation
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
EVOLUTION OF INTERPRETATION OF THE TAX POTENTIAL CATEGORY
Galina L. POPOVA
Abstract
The article points out that the regional development is one of the major factors, which are interrelated with the trends of the country development and belong to the strategic national priorities . Nowadays one of the key aspects of regional development is the concept of sustainable development of a region, i . e . the substantiation of the noosphere doctrine of V. Vernadsky and the stability theory of A . Lyapunov. Creating the conditions for sustainable development of territories is the leading area of the concept implementation This process has to contribute to the satisfaction of the present and future needs of the society The sustainable development of a region is an ability to demonstrate stable growth within a set of key indicators (financial and economic, social, ecological, innovation, information and other) on a long-term horizon . Such development is impossible without creating appropriate conditions; therefore, there is a need to manage it competently. It is possible to achieve competent management by observing the balance of interests between the strategic stability and social and economic development The author emphasizes that many problems initially originate at the regional level and only later they grow to the level of national dimensions. Therefore, the features of balance and stability of regional development are subject to consideration at the nation-wide level In the conditions of global economy the estimation of the power of the State (or a region) bases on the degree of possessing the centers and instruments of managing production, commodity, financial and information processes and data-flows, rather than on gross output and availability of natural resources . The author provides a new outlook on the "tax potential" concept as a system category
and traces an interrelation between the process of sustainable development of a region and the level of achieved tax potential . The study identifies evolution stages of the concept under consideration and specifics of building tax potential .
Keywords: tax potential, region, definition, sustainable development, mutual influence
References
1. Abramenko I.P., Lavrikov S.V. Prirodno-khozyaistvennye imperativy i sotsial'nye prioritety ekologizatsii ekonomiki [The natural and economic imperatives and social priorities of economy's greening]. Vestnik Yuzhno-Rossiiskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI) - Bulletin of Southern Russian State Technical University (NPI), 2013, no . 3 .
2 . Aguzarova F. S . Teoreticheskie i metodolog-icheskie podkhody k otsenke nalogovogo potentsiala [Theoretical and methodological approaches to tax potential assessment]. TerraEconomicus, 2013, no. 3, pp.10-13.
3. Aliev U.I. Analiz nalogovogo potentsiala sub "ektov Severo-Kavkazskogo federal 'nogo okruga Rossiiskoi Federatsii kak instrumenta strategicheskogo byudzhetnogo planirovaniya [An analysis of tax potential of the territorial subjects of the North Caucasus Federal District of the Russian Federation as an instrument of strategic budget planning]. Available at: http://www.2010.forumstrategov.ru/upload/documents/ aliev.pdf. (In Russ.)
4 . Analiticheskaya zapiska "Analiz sostoyaniya i problemy formirovaniya dokhodnogo potentsiala sub"ektov Rossiiskoi Federatsii" [An analytical note
"An analysis of the state and problems of building the earning power of the territorial subjects of the Russian Federation"]. Byulleten ' Schetnoi palaty Rossiiskoi Federatsii - Bulletin of Audit Chamber of Russian Federation, 2007, no. 1.
5 . Barulin S . V. Nalogovyi menedzhment: uchebnik [Tax management: a manual]. Moscow, Omega-L Publ., 2007, 272 p.
6. Vlasova E . V. Nalogovyi potentsial kak ob"ektivnaya ekonomicheskaya kategoriya [The tax potential as an objective economic category]. Vektor nauki Tol 'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta -Vector of science of Togliatti State University, 2012, no. 1, pp. 12-16.
7. Voloshina A.N. Analiz nalogovogo potentsiala i puti povysheniya effektivnosti ego ispol'zovaniya [An analysis of tax potential and the ways of increasing its application efficiency]. Nalogovyi vestnik - Tax bulletin, 2002, no. 7.
8 . Golodova Zh . G . Otsenka byudzhetno-nalogov-ogo potentsiala regiona v usloviyakh reformirovaniya sistemy mezhbyudzhetnykh otnoshenii [Assessment of budgetary and tax capacity of a region in the conditions of reforming the system of inter-budgetary relations]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2009, no. 5, pp.33-40.
9. Doktorovich A.B. Sotsial'nyi potentsial kak predmet sistemnogo issledovaniya [The social potential as a subject of system research]. Rossiya i sovre-mennyi mir - Russia and modern world, 2007, no. 3, pp.179-189.
10 . Zalutskaya N . M . Nalogovyi potentsial kak faktor territorial'nogo razvitiya [Tax potential as a factor of territorial development]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Buryat State University, 2012, no. 2, pp. 44-47.
11. Zenchenko S . V. Formirovanie i otsenka finan-sovogo potentsiala regiona: monografiya [Formation and assessment of the financial capacity of a region: a monograph]. Stavropol, North Caucasian State Technical University Publ., 2007.
12 . Zenchenko S . V. Byudzhetnyi potentsial regiona i problemy ego otsenki [Budgetary capacity of a region and problems of its assessment]. Voprosy strukturizat-sii ekonomiki - Issues of economy structuring, 2008, no. 4, pp. 73-74.
13 . Zenchenko S . V. Finansovyi potentsial regiona i ego ekonomicheskoe soderzhanie [Financial capacity of a region and its economic substance]. Vestnik Severo-Kavkazskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo
universiteta - Bulletin of North Caucasian State Technical University, 2008, no. 3.
14. Karataev A.S. Faktory, vliyayushchie na nalogovyi potentsial krupneishego nalogoplatel'shchika [Factors influencing the tax potential of the largest taxpayer]. Finansy - Finance, 2010, no. 1.
15 . Kolomiets A . L . O ponyatiyakh nalogovogo i finansovogo potentsiala regiona [The concepts of tax and financial capacity of a region]. Nalogovyi vestnik -Tax bulletin, 2000, no. 1.
16 . Koryakov A . G . Teoreticheskie predposylki razvitiya rossiiskikh regionov v kontekste kontseptsii ustoichivogo razvitiya [Theoretical basis of the Russian regions' development in the context of the sustainable development concept]. Teoriya i praktika obshchestven-nogo razvitiya - Theory and practice ofsocial development, 2012, no. 6.
17. Makarkina L.N. Nalogovyi potentsial: ponya-tie i rol' v razvitii regiona [Tax potential: the concept and the role in the regional development]. Akadem-icheskii vestnik - Academic bulletin, 2012, no. 3, " pp.192-197.
18 . Nesterova N .N . Byudzhetnyi potentsial regiona i puti ego povysheniya [Budgetary capacity of a region and the ways of its increase]. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta - Bulletin of Tambov State Technical University, 2013, no. 6.
19. Osipov S.L. Variativnye modeli izmereniya nalogovogo potentsiala [The variable models of tax potential measurement]. Uchenye zapiski Komsomol 'skogo-na-Amure gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta - Bulletin of Komsomolsk-on-Amur State Technical University, 2010, no. 4, pp. 135-143.
20 . Osobennosti vosproizvodstva regional'nogo kapitala: sushchnost', podkhody k otsenke, metody upravleniya [The specifics of regional capital reproduction: the essence, approaches to assessment, methods of management]. Petrozavodsk, Institute of Economics of Karelian Research Center of RAS Publ., 2008.
21 . Panskov V. G . Nalogi i nalogooblozhenie v Rossiiskoi Federatsii: uchebnik [Taxes and taxation in the Russian Federation: a textbook]. Moscow, International Center of Financial and Economic Development Publ., 2006, 592 p.
22. Pozdnyakova T.A. Sushchnost', soderzhanie i forma materializatsii nalogovogo potentsiala territorii [The essence, contents and form of tax capacity materialization of a territory]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami - Management of economic systems, 2012, no 8
23 . Popova G . L . Analiz kachestva sotsial'no-eko-nomicheskogo razvitiya regiona: ponyatiya i kriterii [The quality analysis of social and economic development of a region: concepts and criteria]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2011, no. 29, pp. 25-31.
24 . Popova G . L . Finansovo-ekonomicheskii analiz differentsiatsii nalogovogo potentsiala regionov Tsentral'nogo federal'nogo okruga [Financial and economic analysis of the tax capacity differentiation of the Central Federal District regions]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya - Financial analytics: science and experience, 2012, no. 1, pp. 7-17.
25 . Reiting regionov Rossii po ekonomicheskomu potentsialu [Rating of the Russian regions by their economic potential]. Reitingi - Ratings, 2010, no. 8, pp.10-12.
26. Rzaev I.M. Analiz i otsenka faktorov, vliyay-ushchikh na nalogovyi potentsial regiona [An analysis and assessment of factors influencing the tax capacity of a region]. Perspektivy nauki - Prospects of science, 2011, no. 11, pp. 179-182.
27. Sinel'nikov-Murylev S.G. Nalog na pribyl' predpriyatii: analiz reformy 2001 g. i modelirovanie nalogovogo potentsiala regionov [Corporate income tax: an analysis of reform of 2001 and modeling of tax capacity of regions]. Moscow, Gaidar Institute Publ., 2011, 180 p.
28 . Sotsial'no-ekonomicheskii potentsial ustoi-chivogo razvitiya: uchebnik [Social and economic po-
tential of sustainable development: a textbook]. Sumy, Universitetskaya kniga Publ., 2007, 1120 p.
29. Suglobov A.E. Ekonomicheskoe soderzhanie nalogovogo potentsiala v sovremennykh modelyakh ekonomicheskogo razvitiya [The economic substance of tax potential in modern models of economic development] . Nalogi i nalogooblozhenie - Taxes and taxation, 2009, no. 7.
30 . Tarasova V. F. Nalogi i nalogooblozhenie: uchebnik [Taxes and taxation: a textbook]. Moscow, KnoRus Publ., 2009, 480 p.
31. Shchukov V.N . Ekonomicheskii potentsial regionov Rossii i effektivnost'ego ispol'zovaniya: uchebnik [An economic capacity of the Russian regions and the efficiency of its use: a textbook]. Ivanovo, Ivanovo State Textile Academy Publ., 2002, 58 p.
32. Yutkina T.F. Nalogi i nalogooblozhenie: uchebnik [Taxes and taxation: a textbook]. Moscow, INFRA-M Publ., 2000, 429 p.
33. Yarelin R.R. Teoreticheskie osnovy finansovo-go potentsiala regiona [Theoretical bases of financial capacity of a region]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2011, no. 6.
Galina L. POPOVA
Tambov State Technical University, Tambov,
Russian Federation
galina2011. popova@yandex . ru