УДК 81.827
Л. Н. Авдонина
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ПЕТЕРБУРГ»
В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЕ МИРА А. БЛОКА
Аннотация. Статья посвящена моделированию концепта «Петербург», одного из важнейших компонентов концептосферы русской культуры, в творчестве поэта Серебряного века А. Блока. Проведенный анализ показывает когнитивную сформированность и устойчивость исследуемого концепта в сознании поэта. В структуре концепта преобладает энциклопедическое поле с объемной описательной зоной, достаточно объемен образный компонент, ярко выражен неоценочный характер.
Ключевые слова: когнитивное исследование, художественная картина мира, семантико-когнитивный метод, разработка модели концепции.
Abstract. The article deals with making a model of the concept “Petersburg”, one of the major components of the Russian culture’s conceptosphere, in works of the Silver Age’s poet A. Blok. The carried out analysis shows cognitive development and stability of the research concept in the poet’s mind. In the concept’s structure the encyclopedic field with extensional descriptive range prevails, a figurative component is extensional enough and non-evaluative nature is pronounced.
Keywords: cognitive research, artistic picture of the world, semantic-cognitive method, making a model of the concept.
Когнитивные исследования на современном этапе - интенсивно развивающееся научное направление, которое направлено на осмысление и познание действительности сознанием. Лингвокогнитивные исследования достигают этой цели лингвистическими методами.
Данное исследование посвящено изучению лексической объективации концепта «Петербург» в художественной картине мира А. Блока и выполнено в рамках семантико-когнитивного метода, разрабатываемого научной школой Воронежского государственного университета [1, c. 74-81].
В статье с лингвокогнитивной точки зрения рассматривается индивидуально-авторский концепт «Петербург» в художественной картине мира А. Блока. «Петербург» - важнейший компонент концептосферы русской культуры и важнейший элемент концептосферы поэта Серебряного века.
Блоковский Петербург - явление совершенно уникальное в русской художественной картине мира. Осмыслить город и постичь его «душу», как считает Н. П. Анциферов, можно, рассматривая город в единстве всех сторон его жизни - сил природы, характера архитектурного пейзажа, быта населения и его духовной жизни [2, с. 28-44].
Задача данного исследования - моделирование концепта «Петербург» в поэзии А. Блока. Для этого проведена когнитивная интерпретация номинативного поля и выявлено 146 разных когнитивных признаков, образующих содержание концепта «Петербург» в поэзии А. Блока.
Метод полевого описания позволяет представить концепт «Петербург» в индивидуально-авторской концептосфере поэта следующим образом.
Ядро концепта - 35 % всех зафиксированных актуализаций концепта: город 59, шумный 42, голоса людей 37, туманный 34, находится на Неве, огни, снежный 28, мрачный, сумрачный 24.
Ближняя периферия - 39 %: молчащий, затихающий 19, каменный 18, ненастная погода в городе, слабо освещенный, черный, ветреный 15, морской 14, столица России, сонный, безлюдный 13, светят окна 12, многолюдный 11, сожженный, дымящий 10, ночной, звуки дверей и окон зданий, пьяные люди 9, греховный, развратный, серый, адский, красный, мой родной 8, носит имя Петербург/Петроград, белые ночи 7, расположен на побережье Финского залива, звонят колокола, холодная Нева, весенний 6, Исаакиевский и Казанский соборы, таинственный, веселые люди, модный 5.
Дальняя периферия - 19,5 %: находится на севере, огромный, тревожный, работающий, мертвый, металлический, развлекающийся, пыльный, звуки животных, много полиции и городовых, памятник Петру 4, город Петра, суетливый, бледный, синий, поющий, узкие проходы, зеркальная Нева, солнечный, белый, слепой, непонятный, покорный, золотой, напоминает о Пушкине, острова, древний Сфинкс, находится на болоте, печальный, вечерний, нравственно искалеченный, Фонтанка 3, напоминает о Петре, звон ледохода, осенний, знойный, скучающий, пестрый, грязный, буржуйский, закрытый, великолепный, светлый, красив в мороз, находится на озерах, Екатеринин канал и другие каналы, курортный поселок Дюны, дачный поселок Лесной, дачный поселок Озерки, есть Аничков мост, Академия Наук, Средний проспект, 9 линия, 10 линия, несет опасность, грозный 2.
Крайняя периферия - 6,5 %: всемирно известный, безумный, удален от центра России, рыдающий, влюбленный, много транспорта, поглощает людей, революционный, успокаивает, погружен в заботы, праздничный, кисейные занавески, блестит, вонючий, добрый, вдохновляющий, самодержавный, нахальный, надменный, большевистский, дачный поселок Старая Деревня, станция Ланская, дачный поселок Шувалово, Сестрорецкий курорт, Вольный остров, Елагин остров, Крестовский остров, Елагин мост, Зимний дворец, Петропавловская крепость, Новодевичий монастырь, Московская застава, здание Городской думы на Невском проспекте, сенат, музей восковых фигур на Невском, кинематограф, Театр музыкальной драмы, ресторан «Вилла Родэ», ресторан на станции Озерки, Коломяжский ипподром, дом на Гагаринской, дом М. П. Боткина на Николаевской набережной, гардиннотюлевая фабрика, скульптурная группа барона П. К. Клодта, мост через Пряжку, 7 линия, 8 линия, Забалканский проспект, площадь Сената, Сенная площадь, набережная 1.
Анализ полевой структуры концепта в индивидуально-авторской кон-цептосфере А. Блока отчетливо показывает, что концепт «Петербург» в сознании поэта является устойчивым когнитивным образованием, 74 % когнитивных признаков которого приходится на ядро и ближнюю периферию, и эти признаки устойчиво актуализируются в текстах. Яркость, многочисленность и рекуррентность когнитивных признаков ядра и ближней периферии концепта свидетельствуют о ценности, когнитивной сформированности и устойчивости концепта в сознании поэта, важности номинации этих признаков в поэтических текстах.
Образное содержание концепта «Петербург» в художественной картине мира А. Блока включает перцептивные и когнитивные образные признаки. Перцептивные образные признаки возникают на основе восприятия предмета концептуализации органами чувств и являются в концепте «Петербург»
А. Блока самыми многочисленными и рекуррентными - всего 423 объективации из 794.
Перцептивный образ Петербурга включает 42 когнитивных признака.
Визуальные признаки: туманный 34, огни 28, мрачный, сумрачный 24, каменный 18, слабо освещенный, черный 15, светят окна 12, сожженный, дымящий 10, ночной, серый, красный 8, белые ночи 7, весенний 6, металлический 4, бледный, синий, узкие проходы, белый, вечерний, золотой 3, пестрый, грязный, осенний, светлый 2, блестит, кисейные занавески 1.
В концепте выделяется погруженность Петербурга во мрак и темноту, во мглу и туман (туманный 34, мрачный, сумрачный 24, сожженный, дымящий 10, ночной 9, вечерний 3). Для поэта важны цветовые образы Петербурга, установленные в концепте с помощью признаков: черный 15, серый, красный 8, синий, белый 3, пестрый 2. Такой признак концепта, как белые ночи, определяет географическое положение северной столицы, а признаки каменный, металлический отражают архитектурные особенности Петербурга - города, построенного на болотных топях из камня и металла. Эти признаки вполне традиционны для концепта «Петербург» как национального концепта и представлены также в петербургском тексте русской литературы.
Акустические признаки не менее значимы, чем визуальные, однако их меньше (8 когнитивных признаков, 122 объективации концепта): шумный 42, голоса людей 37, молчащий, затихающий 19, звуки дверей и окон зданий 9, звонят колокола 6, звуки животных 4, поющий 3, звон ледохода 2.
Выделяются акустические признаки, характеризующие Петербург как город разнообразных звуков (шумный 42, звуки дверей и окон зданий 9), как место, населенное людьми (голоса людей 37). Одновременно важным является признак, передающий городскую тишину: молчащий, затихающий (19 объективаций концепта, или 15,6 % от общего числа объективаций акустического образа).
Тактильные признаки (7 когнитивных признаков, 73 объективации концепта) отражают климатические условия Петербурга: снежный 28, ненастная погода в городе, ветреный 15, холодная Нева 6, пыльный 4, солнечный 3, знойный 2.
В рамках петербургского текста, в соответствии с традицией, в структуре образного компонента выделяются отрицательные и положительные природные явления [3, с. 312], своеобразно переосмысленные поэтом. Для А. Блока оказывается привлекательной «снежность» и «ветреность» холодного северного города (3 когнитивных признака, 49 объективаций, или 67,1 % от общего числа объективаций тактильного образа Петербурга): снежный 28, ветреный 15, холодная Нева 6. Менее частотны объективации концепта, характеризующие сырую, дождливую погоду (1 когнитивный признак, 15 объективаций концепта, или 20,6 % соответственно): ненастная погода в городе 15. Немногочисленны тактильные образы, характеризующие в художественной картине мира А. Блока летний город (3 признака, 9 объективаций концепта, или 12,3 % соответственно): пыльный 4, солнечный 3, знойный 2. Это объясняется фактами биографии поэта: в зимнее время А. Блок жил в Петербурге, а на лето уезжал в подмосковное Шахматово.
Обонятельный признак в концепте «Петербург» всего один, единичен он и в плане актуализации: вонючий 1 (А. Блок имел в виду вонь петербургских дворов).
Когнитивный образ Петербурга включает метафорические и метонимические характеристики предмета концептуализации: сонный 13, мертвый, тревожный 4, слепой, печальный, непонятный, покорный 3, скучающий, грозный 2, безумный, рыдающий, влюбленный, поглощает людей, нахальный, надменный 1 - всего 15 когнитивных признаков, 43 объективации концепта.
Концептуальные метафоры формируют когнитивный чувственнонаглядный образ, который наполняет концепт «Петербург» конкретным образным содержанием, закрепляющим его в универсальном предметном коде мышления. Переносные характеристики создают в художественной картине мира А. Блока антропоморфный образ города, обладающего определенными человеческими качествами: физическими (сонный 13, мертвый 4, слепой 3), психическими (тревожный 4, печальный, непонятный 3, безумный 1), моральными (покорный 3, скучающий, грозный 2, поглощает людей, нахальный, надменный 1), эмоциональными (рыдающий, влюбленный 1). Метафоризация наиболее полно передает индивидуальную художественную картину мира, репрезентируя творческое видение экстралингвистической ситуации в совокупности ее компонентов, отражая специфику ее преломления в сознании А. Блока.
Энциклопедическое поле концепта «Петербург» в художественной картине мира А. Блока включает 72 признака, 256 актуализаций концепта: город 59, находится на Неве 28, столица России 13, морской 14, пьяные люди 9, мой родной 8, носит имя Петербург/Петроград 7, расположен на побережье Финского залива 6, Исаакиевский и Казанский соборы, модный, веселые люди 5, находится на севере, работающий, памятник Петру 4, находится на болоте, острова, Фонтанка, древний Сфинкс, зеркальная Нева, город Петра, напоминает о Пушкине 3, напоминает о Петре, находится на озерах, закрытый, Екатеринин канал и другие каналы, несет опасность, буржуйский, курортный поселок Дюны, дачный поселок Лесной, дачный поселок Озерки, Аничков мост, Академия Наук, Средний проспект, 9 линия, 10 линия 2, удален от центра России, всемирно известный, погружен в заботы, революционный, самодержавный, большевистский, дачный поселок Старая Деревня, станция Ланская, дачный поселок Шувалово, Сестрорецкий курорт, Елагин мост, Вольный остров, Елагин остров, Крестовский остров, Московская застава, Новодевичий монастырь, Зимний дворец, Петропавловская крепость, скульптурная группа барона П. К. Клодта, здание Городской думы на Невском проспекте, сенат, музей восковых фигур на Невском, кинематограф, Театр музыкальной драмы, ресторан «Вилла Родэ», ресторан на станции Озерки, Коломяжский ипподром, дом на Гагаринской, дом М. П. Боткина на Николаевской набережной, гардинно-тюлевая фабрика, мост через Пряжку, 7 линия, 8 линия, Забалканский проспект, площадь Сената, Сенная площадь, набережная 1.
В энциклопедическом поле концепта «Петербург» в поэзии А. Блока выявлены следующие когнитивные признаки категориальной зоны: город 59, столица России 13 - всего 2 признака, 72 объективации концепта. Данные признаки содержат указание на родовой признак (город представляет собой «крупный населенный пункт, административный, промышленный, торговый и культурный центр» [4, с. 336]) и столичный статус Петербурга (столица - «главный город, административно-политический центр государства» [5, с. 272]). Категориальные признаки в поэтическом сознании А. Блока немногочисленны:
от общего числа когнитивных признаков энциклопедического поля составляют 2,8 %, хотя рекуррентность языковых объективаций данного признака составляет 28 %, т.е. в 10 раз больше, что свидетельствует об актуальности данного признака в концепте «Петербург».
Выявлены следующие дифференциальные признаки: находится на Неве 28, морской 14, расположен на побережье Финского залива 6, находится на севере 4, находится на болоте, острова, Фонтанка 3, находится на озерах, Екатеринин канал и другие каналы 2, удален от центра России, Вольный остров, Елагин остров, Крестовский остров 1 - всего 13 когнитивных признаков, 69 объективаций концепта.
Группа дифференциальных признаков в энциклопедической зоне концепта обозначает расположение столичного города, связанное в основном с «водной стихией»: названа самая крупная река Петербурга, «виновница» серьезных наводнений, другие реки и каналы города; указана близость столицы к Балтийскому морю и Финскому заливу; обозначена болотистая местность и расположение города на озерах: находится на Неве, морской, расположен на побережье Финского залива, находится на болоте и др. А. Блок указывает на место столичного города (расположен на побережье Финского залива) - болотистые земли в устье Невы на побережье Финского залива, принадлежавшие в разные годы всем северным народам: древним славянам, финнам, шведам [6, с. 13-18].
В структуре концепта «Петербург» актуализируется географическое положение столицы как северного города (находится на севере) и его отдаленность от центральных районов страны (удален от центра России), расположение дачного пригорода на островах (острова, Вольный остров, Елагин остров, Крестовский остров).
Описательная зона концепта «Петербург» в художественной картине мира А. Блока включает следующие признаки: пьяные люди 9, Исаакиевский и Казанский соборы, модный, веселые люди 5, работающий, памятник Петру 4, зеркальная Нева, древний Сфинкс, напоминает о Пушкине 3, напоминает о Петре, закрытый, несет опасность, буржуйский, курортный поселок Дюны, дачный поселок Лесной, дачный поселок Озерки, Аничков мост, Академия Наук, Средний проспект, 9 линия, 10 линия 2, всемирно известный, погружен в заботы, революционный, самодержавный, большевистский, дачный поселок Старая Деревня, станция Ланская, дачный поселок Шувалово, Сестрорецкий курорт, Елагин мост, Московская застава, Новодевичий монастырь, Зимний дворец, Петропавловская крепость, скульптурная группа барона П. К. Клодта, здание Городской думы на Невском проспекте, сенат, музей восковых фигур на Невском, кинематограф, Театр музыкальной драмы, ресторан «Вилла Родэ», ресторан на станции Озерки, Коломяжский ипподром, дом на Гагаринской, дом М. П. Боткина на Николаевской набережной, гардинно-тюлевая фабрика, мост через Пряжку, 7 линия, 8 линия, За-балканский проспект, площадь Сената, Сенная площадь, набережная 1 -всего 54 когнитивных признака, 97 объективаций концепта.
Художественное сознание А. Блока отразило наличие в Петербурге дачных пригородов, которые были излюбленным местом прогулок поэта: курортный поселок Дюны, дачный поселок Лесной, дачный поселок Озерки, дачный поселок Старая Деревня, станция Ланская, дачный поселок Шувало-во, Сестрорецкий курорт.
Среди когнитивных признаков концепта, относящихся к описательным, выделяются признаки, называющие узнаваемые городские реалии: Средний проспект, 9 линия, 10 линия, Московская застава, здание Городской думы на Невском, сенат, музей восковых фигур на Невском, кинематограф, Театр музыкальной драмы, ресторан «Вилла Родэ», Коломяжский ипподром, дом на Гагаринской, дом М. П. Боткина на Николаевской набережной, гардиннотюлевая фабрика и др. Характерно, что среди них нет главной реалии городского пространства Петербурга - Невского проспекта (выявлены только признаки: здание Городской думы на Невском проспекте, музей восковых фигур на Невском), несмотря на то, что А. Блока называли «певцом Невского проспекта».
Общественно-политическая роль столичного города в истории России и мира представлена в основном единичными объективациями и не играет особой роли в поэтическом сознании А. Блока: буржуйский, революционный, самодержавный, большевистский.
В поэтическом сознании А. Блока, прежде всего, закреплены признаки, определяющие Петербург как местожительство людей, которым иногда дается характеристика: пьяные люди, веселые люди. Выделяемые в описательной зоне концепта «Петербург» признаки являются результатом осмысления деятельности жителей, которые не только пьют и веселятся: работающий, погружен в заботы. Среди указанных признаков концепта выделяется самый частотный по актуализации в описательной зоне признак пьяные люди, 9 объективаций которого свидетельствуют о рекуррентности концепта в индивидуально-авторской концептосфере А. Блока (9,3 % от общего количества объективаций описательной зоны).
В описательную зону входят когнитивные признаки, отражающие в художественной картине мира А. Блока связь концепта «Петербург» с культурой России и ее историей, достопримечательностями города и конкретными деятелями литературы и искусства. В поэтическом сознании А. Блока данные признаки акцентируют внимание на важных культурно-исторических памятниках северной столицы: Исаакиевский и Казанский соборы, памятник Петру, древний Сфинкс, Академия Наук, Зимний дворец, Петропавловская крепость, скульптурная группа барона П. К. Клодта и др.
Единичные объективации описательных признаков, которые свидетельствуют о неактуальности указанных признаков, разнообразны. Так, лирическое повествование поэта о любви к Л. Д. Менделеевой, составляющее символический сюжет сборника «Стихи о Прекрасной Даме», разворачивается на фоне петербургских «пейзажей»: дом на Гагаринской, дом М. П. Боткина на Николаевской набережной. Когнитивный признак Зимний дворец выявлен в концепте «Петербург» в связи с революционными событиями 1905 г., а признаки Новодевичий монастырь, Петропавловская крепость участвуют в создании реальных исторических картин жизни Петербурга в поэме «Возмездие». Появление образа романтически возвышенной и в то же время трагически униженной Незнакомки определяется когнитивными признаками ресторан «Вилла Родэ», ресторан на станции Озерки. Когнитивный признак в концепте «Петербург» Театр музыкальной драмы характерен для цикла «Кармен», отразившего увлечение А. Блока оперной актрисой Л. А. Дельмас.
Среди значимых для А. Блока имен в концепте «Петербург» выделяются имена А. С. Пушкина и царя Петра I: напоминает о Пушкине 3 - памятник
Петру 4, напоминает о Петре 2; причем когнитивных признаков и объективаций концепта, относящихся к царю, вдвое больше, чем когнитивных признаков и объективаций, относящихся к первому поэту России.
В энциклопедическом поле концепта «Петербург» выделяется идентификационная зона, признаки которой индивидуализируют концепт: мой родной 8, носит имя Петербург/Петроград 7, город Петра 3 - всего 3 когнитивных признака, 18 объективаций концепта.
Один из важных когнитивных признаков идентификационной зоны индивидуально-авторского концепта носит имя Петербург/Петроград объективируется с помощью имени собственного и его дериватов, причем переименование города в 1914 г. отражено только одной лексемой (дериватом) -петроградское.
Выделенный признак город Петра создает представление о Петербурге как о городе, названном в честь царя-реформатора, основавшего город на северной окраине России. А. Блоку как филологу, окончившему Петербургский университет, было известно, что название северной столицы соединяет «три языка - латынь (sanctus - святой), греческий (petros - камень) и немецкий (Burg - крепость), а имя русского царя как бы совпадает с именем Христова апостола, покровителя города и императора [7, с. 9]. Однако в поэтическом сознании А. Блока, как и в обыденном, наименование города связывается именно с именем царя Петра.
Один из главных признаков зоны концепта «Петербург» в художественной картине мира А. Блока - мой родной, который выражает отношение поэта к любимому городу. Признак достаточно рекуррентен (3 % от общего числа объективаций энциклопедического поля концепта) и характеризует особое чувство поэта к Петербургу - любовь-ненависть, любовь-страдание.
Интерпретационное поле концепта «Петербург» в художественной картине мира поэта включает 17 признаков, 72 объективации концепта.
Оценочная зона объединяет 6 когнитивных признаков, 24 объективации концепта «Петербург», выражающих нравственную и эстетическую оценку. А. Блок применяет в основном нравственные критерии, оценивая Петербург (4 когнитивных признака, 20 актуализаций концепта): греховный, развратный, адский 8, нравственно искалеченный 3, добрый 1. Эстетические критерии в оценке столицы немногочисленны и составляют всего 2 когнитивных признака (4 объективации концепта): великолепный, красив в мороз 2. Отметим, что преобладает нравственная оценка отрицательного плана: 75 % от общего числа «нравственных» признаков оценочной зоны; нравственная оценка положительного плана составляет соответственно 25 %. Выявленная эстетическая оценка является положительной и составляет 33 % от общего количества признаков оценочной зоны.
Утилитарная зона объединяет 9 когнитивных признаков, выражающих прагматическое отношение поэта к Петербургу: безлюдный 13, многолюдный 11, огромный, развлекающийся, много полиции и городовых 4, суетливый 3, много транспорта, успокаивает, праздничный 1 - всего 42 объективации концепта.
В структуре концепта актуализируются большие размеры города, которые образуют признаки, характеризующие городское пространство и определяющие Петербург как местожительство людей: многолюдный, огромный, причем для поэта оказывается важной населенность столицы, на что указыва-
ет количество объективаций концепта. В то же время для А. Блока важны когнитивные признаки, характеризующие столичный центр как город, в котором отсутствуют в какой-то момент люди (чаще всего ночью или в отдаленных от центра районах): когнитивный признак безлюдный достаточно ре-куррентен (13 объективаций составляет 31 % всех объективаций концепта в утилитарной зоне).
Мифологическая зона концепта «Петербург» в поэзии А. Блока объединяет признаки, передающие образ фантастически прекрасного города, которым был всегда для поэта Петербург: таинственный 5, вдохновляющий 1 -2 признака, 6 объективаций концепта. Любимый город выступает для А. Блока источником вдохновения, символом таинственной, неземной красоты.
Когнитивные слои концепта пронизывают все содержание концепта, все его макрокомпоненты. По мнению И. А. Стернина, можно говорить об оценочном и неоценочном когнитивных слоях (а также о позитивно- и негативно-оценочных слоях), о современном и историческом когнитивных слоях, о диспозициональном (вероятностные признаки) и ассертивном (утвердительные признаки) когнитивных слоях [8, с. 7].
В содержании концепта «Петербург» в художественной картине мира А. Блока выявлены неоценочные и оценочные когнитивные слои.
Неоценочные признаки (104 признака из 146 когнитивных признаков): город 59, шумный 42, голоса людей 37, туманный 34, находится на Неве, огни, снежный 28, молчащий, затихающий 19, каменный 18, ненастная погода в городе, слабо освещенный, черный, ветреный 15, морской 14, столица России, сонный, безлюдный 13, светят окна 12, многолюдный 11, сожженный, дымящий 10, ночной, звуки дверей и окон зданий 9, серый, красный 8, носит имя Петербург/Петроград, белые ночи 7, расположен на побережье Финского залива, звонят колокола, весенний 6, Исаакиевский и Казанский соборы, модный 5, находится на севере, работающий, металлический, звуки животных, много полиции и городовых, памятник Петру 4, город Петра, синий, вечерний, белый, непонятный, покорный, напоминает о Пушкине, Фонтанка, острова, древний Сфинкс, находится на болоте 3, напоминает о Петре, звон ледохода, осенний, пестрый, буржуйский, закрытый, находится на озерах, Екатеринин канал и другие каналы, курортный поселок Дюны, Академия Наук, Аничков мост, Средний проспект, 9 линия, 10 линия 2, удален от центра России, рыдающий, влюбленный, много транспорта, революционный, погружен в заботы, блестит, самодержавный, большевистский, дачный поселок Старая Деревня, дачный поселок Лесной, станция Ланская, дачный поселок Озерки, дачный поселок Шувалово, Сестрорецкий курорт, Вольный остров, Елагин остров, Крестовский остров, Елагин мост, Зимний дворец, Петропавловская крепость, Новодевичий монастырь, Московская застава, здание Городской думы на Невском, сенат, музей восковых фигур на Невском, кинематограф, Театр музыкальной драмы, ресторан «Вилла Родэ», ресторан на станции Озерки, Коломяжский ипподром, дом на Гагаринской, дом М. П. Боткина на Николаевской набережной, гардинно-тюлевая фабрика, скульптурная группа барона П. К. Клодта, мост через Пряжку, 7 линия, 8 линия, За-балканский проспект, площадь Сената, Сенная площадь, набережная 1.
Остальные когнитивные признаки являются оценочными, среди которых 18 когнитивных признаков положительно-оценочных и 24 когнитивных признака отрицательно-оценочных.
Как видно из полученных данных, в концепте «Петербург» более ярко выражен неоценочный слой, что позволяет сделать вывод о преимущественно неоценочном характере концепта «Петербург» в концептосфере А. Блока.
Такова макроструктура концепта «Петербург» в художественной картине мира А. Блока: образное содержание, информационное содержание, интерпретационное поле, когнитивные слои. В структуре концепта преобладает энциклопедического поле с объемной описательной зоной, достаточно объемен образный компонент, ярко выражен неоценочный характер. Родной город поэта предстает перед нами многоплановым, противоречивым, величественным.
Список литературы
1. Попова, З. Д. Семантико-когнитивный анализ языка / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Воронеж : Истоки, 2007. - 250 с.
2. Анциферов, Н. П. «Непостижимый город...». Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина / Н. П. Анциферов. - СПб. : Лениздат, 1991. -335 с.
3. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: Избранное / В. Н. Топоров. - М. : Прогресс - Культура, 1995. - 624 с.
4. Словарь русского языка : в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой ; АН СССР ; Ин-т рус. яз. - М. : Русский язык, 1981. - Т. 1. - 698 с.
5. Словарь русского языка : в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой ; АН СССР ; Ин-т рус. яз. - М. : Русский язык, 1984. - Т. 4. - 794 с.
6. Синдаловский, Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах / Н. А. Синдаловский. - СПб. : Норинт, 2003. - 480 с.
7. Качурин, М. Г. Санкт-Петербург в русской литературе : в 2 т. / М. Г. Качу-рин, Г. А. Кудырская, Д. Н. Мурин. - СПб. : Свет, 1996. - Т. 1. - 352 с.
8. Стернин, И. А. Основные компоненты структуры концепта и проблема сопоставления концептов / И. А. Стернин // Язык и национальное сознание. - Воронеж : Истоки, 2008. - Вып. 10. - С. 4-23.
Авдонина Лионора Николаевна старший преподаватель, кафедра романо-германской филологии, Пензенский государственный университет
E-mail: [email protected]
Avdonina Lionora Nikolaevna Senior lecturer, sub-department of Romanic and Germanic philology. Penza State University
УДК 81.827 Авдонина, Л. Н.
Содержание и структура концепта «Петербург» в художественной картине мира А. Блока / Л. Н. Авдонина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - № 1 (13). -С.97-105.