Научная статья на тему 'Концепт «Петербург» в творческой эволюции А. Блока'

Концепт «Петербург» в творческой эволюции А. Блока Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
390
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. БЛОК / КОНЦЕПТ "ПЕТЕРБУРГ" / ЭВОЛЮЦИЯ / КОГНИТИВНЫЙ ПРИЗНАК / ОБЪЕКТИВАЦИЯ / ПОЛЕВАЯ СТРУКТУРА / ЯДРО / БЛИЖНЯЯ ПЕРИФЕРИЯ / ДАЛЬНЯЯ ПЕРИФЕРИЯ / КРАЙНЯЯ ПЕРИФЕРИЯ / A. BLOK / SAINT PETERSBURG CONCEPT / EVOLUTION / COGNITIVE CHARACTERISTIC / OBJECTIVATION / FIELD STRUCTURE / CORE / CLOSE PERIPHERY / FAR PERIPHERY / EXTREME PERIPHERY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Авдонина Лионора Николаевна, Гордеева Татьяна Александровна

Актуальность и цели. Статья посвящена исследованию эволюции концепта «Петербург» в художественной картине мира А. Блока. Изучение концептов обусловлено постоянным интересом филологической науки к проблеме восприятия и интерпретации художественного текста в антропоцентрическом и когнитивном аспектах, потребностью в использовании методики семантико-когнитивного анализа для исследования топонимического концепта «Петербург» как одного из центральных компонентов русской концептосферы в художественной картине мира А. Блока. Цель работы выявление динамики развития концепта «Петербург» в концептосфере А. Блока. Материалы и методы. Источником исследования являются лирические стихотворения и поэмы А. Блока 1898-1921 гг., которые составляют, по мнению поэта, лирическую трилогию. В результате анализа более 1000 стихотворных текстов было зафиксировано 151 стихотворение и 3 поэмы и определен материал исследования 711 фрагментов текста, объективирующих исследуемый концепт. Изучение языкового материала проводилось с помощью описательного метода, семантико-когнитивного анализа, метода полевого структурирования. Результаты. Исследование концепта «Петербург» в перспективе творчества А. Блока показало, что изменение художественного мировосприятия поэта отразилось в частотности актуализации когнитивных признаков концепта «Петербург»: I этап (1898-1903 гг.) 68 когнитивных признаков, 212 объективаций; II этап (1904-1908 гг.) 88 когнитивных признаков, 349 объективаций; III этап (1909-1921 гг.) 89 когнитивных признаков, 233 объективации. Анализ полевой структуры концепта в связи с эволюцией творчества А. Блока отчетливо показывает, что концепт «Петербург» в сознании поэта на всех трех этапах творчества является устойчивым когнитивным образованием: 70,8, 73, 67,4 % объективаций концепта в каждый период соответственно приходятся на ядро и ближнюю периферию и регулярно актуализируются в текстах. Выводы. Творческая эволюция А. Блока ярко проявилась в актуализации когнитивных признаков концепта «Петербург» в художественной концептосфере мира поэта. Содержание концепта «Петербург» в художественной картине мира А. Блока отражает динамичную эволюцию мифологизированного мировоззрения А. Блока, диалектику осмысления поэтом Петербурга и устремленность его сознания к историзму и реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF “PETERSBURG” IN ALEXANDER BLOK’S CREATIVE EVOLUTION

Background. The article focuses on studying the evolution of the concept of “Petersburg” from a perspective of Alexander Blok’s artistic worldview. Concepts are studied by philology because they are of unfailing interest in term of comprehending and interpreting a literary text in its anthropocentric and cognitive aspects. The paper uses methods of semantic and cognitive analysis to study a toponymical concept of “Petersburg” as one of the core elements of the Russian concept sphere from a perspective of Alexander Blok’s artistic worldview. The purpose of the paper is to reveal the evolution of the concept of “Petersburg” as a part of Alexander Blok’s concept sphere. Materials and methods. The source of information for the study is lyric verses and poems by Alexander Blok dated 1898-1921, which, according to the author, form a lyric trilogy. As a result of the analysis, 151 verses and 3 poems were chosen as further research material. There are 711 text fragments objectifying the concept under study. The researchers used the descriptive method, the semantic-cognitive analysis and the field structure method. Results. The research has proved that alteration of the poet’s artistic worldview is represented by the frequency of actualization of the cognitive characteristics of the concept of “Petersburg”. The 1st period (1898-1903) includes 68 cognitive characteristics and 212 objectivations. The 2nd period (1904-1908) includes 88 cognitive characteristics and 349 objectivations. The 3rd period (1898-1903) includes 89 cognitive characteristics and 233 objectivations. The analysis of the concept’s field structure shows that the concept of “Petersburg” is a permanent cognitive notion at every period of Blok’s work. 70,8, 73, 67,4 % of the concept’s objectivations are in the core and the close periphery of the concept and are frequently actualized in the studied texts. Conclusions. We can clearly see Blok’s artistic evolution due to cognitive characteristics of the concept of “Petersburg” in the artistic concept sphere of his worldview. The concept’s content reveals the dynamic evolution of poet’s mythological worldview, his understanding of Saint Petersburg and the way his mind inclines to history and reality.

Текст научной работы на тему «Концепт «Петербург» в творческой эволюции А. Блока»

УДК 81.827

Л. Н. Авдонина, Т. А. Гордеева

КОНЦЕПТ «ПЕТЕРБУРГ» В ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ А. БЛОКА

Аннотация.

Актуальность и цели. Статья посвящена исследованию эволюции концепта «Петербург» в художественной картине мира А. Блока. Изучение концептов обусловлено постоянным интересом филологической науки к проблеме восприятия и интерпретации художественного текста в антропоцентрическом и когнитивном аспектах, потребностью в использовании методики семантико-когнитивного анализа для исследования топонимического концепта «Петербург» как одного из центральных компонентов русской концептосферы в художественной картине мира А. Блока. Цель работы - выявление динамики развития концепта «Петербург» в концептосфере А. Блока.

Материалы и методы. Источником исследования являются лирические стихотворения и поэмы А. Блока 1898-1921 гг., которые составляют, по мнению поэта, лирическую трилогию. В результате анализа более 1000 стихотворных текстов было зафиксировано 151 стихотворение и 3 поэмы и определен материал исследования - 711 фрагментов текста, объективирующих исследуемый концепт. Изучение языкового материала проводилось с помощью описательного метода, семантико-когнитивного анализа, метода полевого структурирования.

Результаты. Исследование концепта «Петербург» в перспективе творчества А. Блока показало, что изменение художественного мировосприятия поэта отразилось в частотности актуализации когнитивных признаков концепта «Петербург»: I этап (1898-1903 гг.) - 68 когнитивных признаков, 212 объекти-ваций; II этап (1904-1908 гг.) - 88 когнитивных признаков, 349 объективаций; III этап (1909-1921 гг.) - 89 когнитивных признаков, 233 объективации. Анализ полевой структуры концепта в связи с эволюцией творчества А. Блока отчетливо показывает, что концепт «Петербург» в сознании поэта на всех трех этапах творчества является устойчивым когнитивным образованием: 70,8, 73, 67,4 % объективаций концепта в каждый период соответственно приходятся на ядро и ближнюю периферию и регулярно актуализируются в текстах.

Выводы. Творческая эволюция А. Блока ярко проявилась в актуализации когнитивных признаков концепта «Петербург» в художественной концепто-сфере мира поэта. Содержание концепта «Петербург» в художественной картине мира А. Блока отражает динамичную эволюцию мифологизированного мировоззрения А. Блока, диалектику осмысления поэтом Петербурга и устремленность его сознания к историзму и реальности.

Ключевые слова: А. Блок, концепт «Петербург», эволюция, когнитивный признак, объективация, полевая структура, ядро, ближняя периферия, дальняя периферия, крайняя периферия.

L. N. Avdonina, T. A. Gordeeva

THE CONCEPT OF "PETERSBURG" IN ALEXANDER BLOK'S CREATIVE EVOLUTION

Abstract.

Background. The article focuses on studying the evolution of the concept of "Petersburg" from a perspective of Alexander Blok's artistic worldview. Concepts

are studied by philology because they are of unfailing interest in term of comprehending and interpreting a literary text in its anthropocentric and cognitive aspects. The paper uses methods of semantic and cognitive analysis to study a toponymical concept of "Petersburg" as one of the core elements of the Russian concept sphere from a perspective of Alexander Blok's artistic worldview. The purpose of the paper is to reveal the evolution of the concept of "Petersburg" as a part of Alexander Blok's concept sphere.

Materials and methods. The source of information for the study is lyric verses and poems by Alexander Blok dated 1898-1921, which, according to the author, form a lyric trilogy. As a result of the analysis, 151 verses and 3 poems were chosen as further research material. There are 711 text fragments objectifying the concept under study. The researchers used the descriptive method, the semantic-cognitive analysis and the field structure method.

Results. The research has proved that alteration of the poet's artistic worldview is represented by the frequency of actualization of the cognitive characteristics of the concept of "Petersburg". The 1st period (1898-1903) includes 68 cognitive characteristics and 212 objectivations. The 2nd period (1904-1908) includes 88 cognitive characteristics and 349 objectivations. The 3rd period (1898-1903) includes 89 cognitive characteristics and 233 objectivations. The analysis of the concept's field structure shows that the concept of "Petersburg" is a permanent cognitive notion at every period of Blok's work. 70,8, 73, 67,4 % of the concept's objectivations are in the core and the close periphery of the concept and are frequently actualized in the studied texts.

Conclusions. We can clearly see Blok's artistic evolution due to cognitive characteristics of the concept of "Petersburg" in the artistic concept sphere of his worldview. The concept's content reveals the dynamic evolution of poet's mythological worldview, his understanding of Saint Petersburg and the way his mind inclines to history and reality.

Key words: A. Blok, Saint Petersburg concept, evolution, cognitive characteristic, objectivation, field structure, core, close periphery, far periphery, extreme periphery.

Концепт «Петербург» в индивидуально-авторской языковой картине мира А. Блока является важным компонентом русской культуры и общественно значимым концептом русской художественной концептосферы. Актуальность концептуальных исследований обусловлена постоянным интересом филологической науки к проблеме восприятия и интерпретации художественного текста в антропоцентрическом и когнитивном аспектах, потребностью в развитии и совершенствовании методики семантико-когнитивного анализа концептов в целом и топонимических концептов в частности.

Различные аспекты филологических исследований на современном этапе развития науки представлены в работах Г. М. Васильевой, С. П. Хиж-няка, Е. А. Хомякова [1-3]. Когнитивная лингвистика активно использует семантико-когнитивный подход «от языка к смыслу» в методике лингвоког-нитивного анализа: исследование начинается с некоего ключевого слова или группы слов, затем выявляется набор определенных семантических признаков, которые в результате последующей когнитивной интерпретации позволяют определить структуру объективируемого данным языковым средством концепта [4, с. 62].

Использование методики семантико-когнитивного направления в лингвистике позволяет обнаружить «особенности не только национального, но и группового мышления, и все разнообразие индивидуально-авторских кон-цептосфер», поэтому может быть применена к анализу художественных и публицистических текстов [5, с. 13]. Концептуальный анализ, предложенный З. Д. Поповой и И. А. Стерниным [5, с. 111-151], не ограничен жесткой техникой приемов и допускает определенное варьирование с учетом особенностей изучаемого концепта.

Выявление динамики развития индивидуально-авторского концепта «Петербург» в концептосфере А. Блока является целью данной работы. Моделирование содержания и структуры концепта «Петербург» поэта-символиста на всех этапах его творчества позволит установить когнитивные признаки концепта в разные периоды творчества и на основе их объективации осмыслить диалектику мировоззрения А. Блока.

Цель и задачи исследования определяют выбор методов: описательный и семантико-когнитивный методы, контекстуальный и семный анализы, метод полевого структурирования.

Источником исследования являются лирические стихотворения и поэмы А. Блока 1898-1921 гг., которые составляют, по мнению поэта, лирическую трилогию. В результате анализа более 1000 стихотворных текстов было зафиксировано 151 стихотворение и 3 поэмы и определен материал исследования - 711 фрагментов текста, объективирующих исследуемый концепт.

Обращение к Петербургу для поэта-символиста не является случайностью. Блоковский Петербург - явление совершенно уникальное в русской художественной картине мира: «Образ этого города составлен из черт, отобранных рукою такою нервною, и подвергся такому одухотворению, что весь превращен в захватывающее явление редчайшего внутреннего мира» [6, с. 428]. Петербург как культурно-исторический феномен представляет собой сложный синтез материально-духовных ценностей. Осмыслить город и постичь его «душу», как считает Н. П. Анциферов, можно, рассматривая город в единстве всех сторон его жизни - сил природы, характера архитектурного пейзажа, быта населения и его духовной жизни [7, с. 28-44]. Образ Петербурга, в художественных символах которого отражается диалектика философских и поэтических взглядов художника слова, его устремленность к историзму, становится частью мифологизированной концепции творческой эволюции А. Блока.

Работая над изданием в 1910-1911 гг. своего первого «Собрания стихотворений», поэт определяет трехтомную структуру сборника, тем самым выделив в своем творчестве три этапа: 1898-1903 гг., 1904-1908 гг., 1909-1911 гг. В последующих изданиях собрание сочинений А. Блока остается лирической трилогией, а поэзия последних лет включается в третий том. Соответственно и мы отмечаем в творчестве поэта три периода: I период включает произведения 1898-1903 гг.; II период - произведения 1904-1908 гг., III период -произведения 1909-1921 гг.

Выявленные в результате когнитивной интерпретации 146 признаков (794 актуализаций) концепта «Петербург» в поэзии А. Блока распределены по трем периодам творчества поэта и представлены в табл. 1 в порядке убывания частоты объективации.

Таблица 1

Сопоставление когнитивных признаков концепта «Петербург» в поэзии А. Блока в связи с тремя периодами творчества

I этап II этап III этап

1 2 3

город 19 город 31 шумный 15

шумный 15 голоса людей 24 огни 15

сумрачный 12 туманный 16 снежный 13

на Неве 10 снежный 13 туманный 10

туманный 8 шумный 12 город 9

черный 8 затихающий 10 на Неве 9

затихающий 7 морской 10 ветреный 9

слабо освещенный 7 каменный 9 адский 8

светят окна 7 на Неве 9 голоса людей 8

огни 6 пьяные 9 сумрачный 7

звуки дверей и окон зданий 6 огни 7 безлюдный 7

столица России 5 греховный 7 носит имя Петербург/

голоса людей 5 серый 7 Петроград 6

каменный 5 слабо освещенный 7 ненастная погода 5

холодная Нева 5 красный 7 многолюдный 4

сонный 5 ненастная погода 7 каменный 4

Исаакиевский и Казанский сонный 7 морской 4

соборы 5 безлюдный 6 столица России 3

ненастная погода 3 черный 6 напоминает о Пушкине 3

ночной 3 сожженный 6 острова 3

тревожный 3 столица России 5 светят окна 3

Фонтанка 3 мой родной 5 мой родной 3

металлический 3 сумрачный 5 белые ночи 3

на севере 2 ветреный 5 ночной 3

многолюдный 2 многолюдный 5 много полиции и городовых 3

сожженный 2 модный 4 курортный поселок Дюны 2

снежный 2 весенний 4 затихающий 2

звонят колокола 2 мертвый 4 сожженный 2

таинственный 2 развлекающийся 4 таинственный 2

слепой 2 пыльный 4 огромный 2

бледный 2 белые ночи 3 непонятный 2

поющий 2 ночной 3 звуки животных 2

закрытый 2 звуки дверей и окон зданий 3 буржуйский 2

нравственно искалеченный 2 звонят колокола 3 великолепный 2

на побережье Финского веселые люди 3 Академия Наук 2

залива 2 вечерний 3 каналы 2

Аничков мост 2 синий 3 черный 1

Средний проспект 2 работающий 3 сонный 1

9 линия 2 солнечный 3 на побережье Финского

10 линия 2 город Петра 3 залива 1

греховный 1 памятник Петру 3 серый 1

красный 1 на побережье Финского слабо освещенный 1

белые ночи 1 залива 3 звонят колокола 1

ветреный 1 звуки животных 2 холодная Нева 1

весенний 1 светят окна 2 весенний 1

веселые люди 1 огромный 2 веселые люди 1

работающий 1 узкие проходы 2 модный 1

много полиции и городовых 1 зеркальная Нева 2 суетливый 1

суетливый 1 покорный 2 бледный 1

узкие проходы 1 золотой 2 белый 1

зеркальная Нева 1 на болоте 2 покорный 1

белый 1 скучающий 2 золотой 1

Окончание табл. 1

1 2 3

звон ледохода 1 пестрый 2 на севере 1

светлый 1 красив в мороз 2 на болоте 1

безумный 1 на озерах 2 звон ледохода 1

печальный 1 носит имя Петербург/ знойный 1

знойный 1 Петроград 1 осенний 1

грозный 1 напоминает о Петре 1 печальный 1

поглощает людей 1 всемирно известный 1 грязный 1

праздничный 1 таинственный 1 нравственно искалеченный 1

добрый 1 тревожный 1 удален от центра России 1

вдохновляющий 1 металлический 1 рыдающий 1

скульптурная группа барона суетливый 1 влюбленный 1

П. К. Клодта 1 поющий 1 много транспорта 1

дачный поселок Старая белый 1 несет опасность 1

Деревня 1 слепой 1 вонючий 1

дом на Гагаринской 1 непонятный 1 грозный 1

дом М. П. Боткина на севере 1 большевистский 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на Николаевской набережной 1 осенний 1 памятник Петру 1

гардинно-тюлевая фабрика 1 печальный 1 напоминает о Петре 1

древний Сфинкс 1 грязный 1 мост через Пряжку 1

7 линия 1 светлый 1 Елагин мост 1

8 линия 1 революционный 1 дачный поселок Шувалово 1

успокаивает 1 поселок Лесной 1

погружен в заботы 1 дачный поселок Озерки 1

несет опасность 1 Сестрорецкий курорт 1

кисейные занавески 1 Елагин остров 1

блестит 1 Крестовский остров 1

самодержавный 1 Петропавловская крепость 1

нахальный 1 Новодевичий монастырь 1

надменный 1 Московская застава 1

дачный поселок Лесной 1 здание Городской думы

станция Ланская 1 на Невском проспекте 1

дачный поселок Озерки 1 сенат 1

Вольный остров 1 кинематограф 1

Зимний дворец 1 Театр музыкальной драмы 1

музей восковых фигур 1 ресторан «Вилла Родэ» 1

ресторан на станции Коломяжский ипподром 1

Озерки 1 древний Сфинкс 1

древний Сфинкс 1 Забалканский проспект 1

набережная 1 площадь Сената 1 Сенная площадь 1

Метод полевого описания позволяет представить каждый период концепт «Петербург» в индивидуально-авторской концептосфере А. Блока следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Сопоставление полевой структуры концепта «Петербург» в поэзии А. Блока в связи с тремя периодами творчества

I этап II этап III этап

(212 актуализаций) (349 актуализаций) (233 актуализации)

1 2 3

Ядро - 26,4 %: Ядро - 15,7 %: Ядро - 18,5 %:

город 19, шумный 15, город 31, голоса людей 24 шумный, огни 15, снежный 13

сумрачный 12, на Неве 10

Продолжение табл. 2

1 2 3

Ближняя периферия - 44,4 %: туманный, черный 8, затихающий, слабо освещенный, светят окна 7, огни, звуки дверей и окон зданий 6, столица России, голоса людей, каменный, холодная Нева, сонный, Исаакиевский и Казанский соборы 5, ненастная погода, ночной, тревожный, Фонтанка, металлический 3 Ближняя периферия - 57,3 %: туманный 16, снежный 13, шумный 12, затихающий, морской 10, каменный, на Неве, пьяные 9, огни, греховный, серый, слабо освещенный, красный, ненастная погода, сонный 7, безлюдный, черный, сожженный 6, столица России, мой родной, сумрачный, ветреный, многолюдный 5, модный, весенний, мертвый, развлекающийся, пыльный 4 Ближняя периферия - 48,9 %: туманный 10, город, на Неве, ветреный 9, адский, голоса людей 8, сумрачный, безлюдный 7, носит имя Петербург/Петроград 6, ненастная погода 5, многолюдный, каменный, морской 4, столица России, напоминает о Пушкине, острова, светят окна, мой родной, белые ночи, ночной, много полиции и городовых 3

Дальняя периферия - 15,1 %: на севере, многолюдный, сожженный, снежный, звонят колокола, таинственный, слепой, бледный, поющий, закрытый, нравственно искалеченный, на побережье Финского залива, Аничков мост, Средний проспект, 9 линия, 10 линия 2 Дальняя периферия - 17,2 %: белые ночи, ночной, звуки дверей и окон зданий, звонят колокола, веселые люди, вечерний, синий, работающий, солнечный, город Петра, памятник Петру, на побережье Финского залива 3, звуки животных, светят окна, огромный, узкие проходы, зеркальная Нева, покорный, золотой, на болоте, скучающий, пестрый, красив в мороз, на озерах 2 Дальняя периферия - 9,4 %: курортный поселок Дюны, затихающий, сожженный, таинственный, огромный, непонятный, звуки животных, буржуйский, великолепный, Академия Наук, каналы 2

Крайняя периферия - 14,1 %: греховный, красный, белые ночи, ветреный, весенний, веселые люди, работающий, много полиции и городовых, суетливый, узкие проходы, зеркальная Нева, белый, звон ледохода, светлый, безумный, печальный, знойный, грозный, поглощает людей, праздничный, добрый, вдохновляющий, скульптурная группа барона П. К. Клодта, дачный поселок Старая Деревня, дом на Гагаринской, дом М. П. Боткина на Николаевской набережной, гардинно-тюлевая фабрика, древний Сфинкс, 7 линия, 8 линия 1 Крайняя периферия - 9,8 %: носит имя Петербург/ Петроград, напоминает о Петре, всемирно известный, таинственный, тревожный, металлический, суетливый, поющий, белый, слепой, непонятный, на севере, осенний, печальный, грязный, светлый, революционный, успокаивает, погружен в заботы, несет опасность, кисейные занавески, блестит, нахальный, самодержавный, надменный, дачный поселок Лесной, станция Ланская, дачный поселок Озерки, Вольный остров, Зимний дворец, музей восковых фигур, ресторан на станции Озерки, древний Сфинкс, набережная 1 Крайняя периферия - 23,2 %: черный, сонный, на побережье Финского залива, серый, слабо освещенный, звонят колокола, холодная Нева, весенний, веселые люди, модный, суетливый, бледный, белый, покорный, золотой, на севере, на болоте, звон ледохода, знойный, осенний, печальный, грязный, нравственно искалеченный, удален от центра России, рыдающий, влюбленный, много транспорта, несет опасность, вонючий, грозный, большевистский, памятник Петру, напоминает о Петре, мост через Пряжку, Елагин мост, дачный поселок Шувалово, поселок Лесной, дачный поселок Озерки, Сестрорецкий курорт,

Окончание табл. 2

1 2 3

Елагин остров, Крестовский остров, Петропавловская крепость, Новодевичий монастырь, Московская застава, здание Городской думы на Невском проспекте, сенат, кинематограф, Театр музыкальной драмы, ресторан «Вилла Родэ», Коломяжский ипподром, древний Сфинкс, Забалканский проспект, площадь Сената, Сенная площадь 1

Результаты исследования полевой структуры концепта в связи с периодами творчества А. Блока, представленные в табл. 2, отчетливо показывают, что концепт «Петербург» в сознании поэта на I, II и III этапе творчества является устойчивым когнитивным образованием: 70,8, 73, 67,4 % объективаций концепта в каждый период соответственно приходятся на ядро и ближнюю периферию и регулярно актуализируются в текстах.

Концепт «Петербург» в художественной картине мира А. Блока представлен нежесткой структурой: когнитивный признаки свободно перемещаются из одного слоя в разные периоды творчества поэта.

Движение когнитивных признаков наблюдается прежде всего в ядре концепта. Ядерный признак город сохраняется в ядре первого и второго периода творчества, однако в третьем периоде когнитивный признак город перемещается в ближнюю периферию. В первом периоде творчества А. Блока актуализируются как ядерные признаки сумрачный, на Неве, которые переместились в ядро из ближней периферии концепта. Одновременно ядерный признак голоса людей обнаруживается в ближней периферии. Во втором периоде творчества поэта в ядре концепта выделяются два когнитивных признака: город, голоса людей. Ядерный признак шумный переместился в ближнюю периферию. В третьем периоде творчества А. Блока сохраняется один ядерный признак шумный и выделяются как ядерные когнитивные признаки огни, снежный, которые переместились в ядро из ближней периферии.

Нежесткая структура концепта «Петербург» в индивидуально-авторской концептосфере А. Блока проявляется, как можно наблюдать из табл. 2, на уровне ближней, дальней и крайней периферии.

В первый период творчества А. Блока в ближнюю периферию из дальней периферии перемещаются такие когнитивные признаки, как холодная Нева, Исаакиевский и Казанский соборы, тревожный, Фонтанка, металлический. Когнитивные признаки ближней периферии снежный, многолюдный, сожженный обнаруживаются в дальней периферии, а когнитивные признаки греховный, красный - в крайней периферии. В крайней периферии первого периода творчества поэта оказываются когнитивные признаки ближней периферии (ветреный) и дальней периферии (весенний, веселые люди, работающий, много полиции и городовых, суетливый, узкие проходы, зеркальная Нева, белый, звон ледохода, светлый, печальный, знойный, древний Сфинкс).

Во второй период творчества А. Блока в ближнюю периферию из дальней перемещаются такие когнитивные признаки, как многолюдный, модный, весенний, мертвый, развлекающийся, пыльный. Когнитивные признак ближней периферии светят окна, звуки дверей и окон зданий обнаруживаются в дальней периферии. В крайней периферии второго периода творчества поэта оказываются следующие когнитивные признаки дальней периферии: носит имя Петербург/Петроград, напоминает о Петре, таинственный, тревожный, металлический, суетливый, поющий, белый, слепой, непонятный, на севере, осенний, печальный, грязный, светлый, дачный поселок Лесной, дачный поселок Озерки, древний Сфинкс.

В третий период творчества А. Блока в ближнюю периферию из дальней перемещаются такие когнитивные признаки, как носит имя Петербург/Петроград, напоминает о Пушкине, острова, белые ночи, много полиции и городовых. Когнитивные признаки ближней периферии затихающий, сожженный обнаруживаются в дальней периферии. В крайней периферии второго периода творчества поэта оказываются когнитивные признаки ближней периферии (черный, сонный, серый, слабо освещенный) и дальней (на побережье Финского залива, звонят колокола, холодная Нева, весенний, веселые люди, модный, суетливый, бледный, белый, покорный, золотой, на севере, на болоте, звон ледохода, знойный, осенний, печальный, грязный, нравственно искалеченный, памятник Петру, напоминает о Петре, поселок Лесной, дачный поселок Озерки). В третьем периоде творчества А. Блока концепт «Петербург» в художественной картине мира обладает достаточно объемной крайней периферией (54 когнитивных признака и 23,2 % актуализаций), что позволяет говорить о многоаспектности и многогранности в изображении северной столицы, интересе поэта к окружающему миру, проявляющемуся в разнообразии образов.

Выявлено следующее распределение когнитивных признаков анализируемого концепта по периодам творчества поэта: I период - 68 когнитивных признаков, II период - 88 когнитивных признаков, III период - 89 когнитивных признаков. Таким образом, исследуемый концепт имеет разный объем в разные периоды творчества поэта.

Проведено исследование актуализации когнитивных признаков концепта «Петербург» в художественной картине мира поэта на каждом этапе.

1898-1903 гг. - первый период творчества А. Блока - время ученичества, «освоение традиций романтизма, Пушкина и поэтов "пушкинской плеяды", "чистой лирики"», а также период «создания мифа о преображении лирического "я" (и мира) высокой любовью под влиянием философии Вл. Соловьева» [8, с. 140].

Для первого периода творчества А. Блока (1898-1903 гг.) наиболее актуальны следующие шесть когнитивных признаков (72 объективации концепта): город, шумный, сумрачный, находится на Неве, туманный, черный. Среди них доминирующими признаками в I периоде творчества поэта по сравнению с остальными периодами являются следующие: сумрачный, находится на Неве, черный - всего три когнитивных признака (4,4 % от общего числа признаков исследуемого концепта в I периоде), 30 объективаций (14,2 % от общего числа объективаций исследуемого концепта в I периоде).

Обнаружены когнитивные признаки концепта «Петербург», характерные только для I периода творчества поэта и не выявленные в остальных пе-

риодах: Исаакиевский и Казанский соборы, Фонтанка, закрытый, Аничков мост, Средний проспект, 9 линия, 10 линия, безумный, поглощает людей, праздничный, добрый, вдохновляющий, дачный поселок Старая Деревня, дом на Гагаринской, дом М. П. Боткина на Николаевской набережной, гардинно-тюлевая фабрика, скульптурная группа барона П. К. Клодта, 7 линия, 8 линия - всего 19 когнитивных признаков (28 % от общего числа признаков исследуемого концепта в I периоде), 31 объективация (14,6 % от общего числа объективаций исследуемого концепта в I периоде).

Художественное обобщение темы Петербурга в поэзии II периода творчества А. Блока многопланово и представлено наиболее ярко. Можно с уверенностью утверждать, что именно в эти годы город становится основной темой творчества поэта (ср.: 88 когнитивных признаков, или 60 %, от общего числа признаков; 349 объективаций концепта, или 44 %, от общего числа объективаций концепта). Во II период творчества А. Блока концепт «Петербург» представлен разнообразными когнитивными признаками, отражающими противоречивый мир городской жизни в восприятии поэта.

Для второго периода творчества А. Блока (1904-1908 гг.) являются наиболее актуальными десять когнитивных признаков: город, голоса людей, туманный, снежный, шумный, затихающий, морской, каменный, на Неве, пьяные. Среди них доминирующими когнитивными признаками во II периоде творчества поэта по сравнению с остальными периодами являются следующие: город, голоса людей, туманный, затихающий, морской, каменный - всего шесть когнитивных признаков (6,8 % от общего числа признаков исследуемого концепта во II периоде), 100 объективаций (28,7 % от общего числа объективаций исследуемого концепта во II периоде).

Выявлены когнитивные признаки концепта «Петербург», характерные только для II периода творчества поэта и не обнаруженные в остальных периодах: пьяные, мертвый, развлекающийся, пыльный, город Петра, синий, солнечный, вечерний, скучающий, пестрый, красив в мороз, на озерах, всемирно известный, революционный, успокаивает, погружен в заботы, кисейные занавески, блестит, самодержавный, нахальный, надменный, станция Ланская, Вольный остров, Зимний дворец, музей восковых фигур на Невском, ресторан на станции Озерки, набережная - 27 когнитивных признаков (30,7 % от общего числа признаков исследуемого концепта во II периоде), 56 объективаций (16 % от общего числа объективаций исследуемого концепта во II периоде).

Противоречивость петербургской жизни в поэтическом сознании А. Блока в этот период отражается, с одной стороны, в отрицательно-оценочных признаках концепта (24 когнитивных признака, 81 объективация):

сумрачный, черный, сожженный, ночной, пьяные, греховный, серый, красный, модный, тревожный, мертвый, развлекающийся, пыльный, узкие проходы, слепой, покорный, печальный, суетливый, скучающий, грязный, несет опасность, кисейные занавески, нахальный, надменный, а с другой - в положительно-оценочных (13 когнитивных признаков, 27 объективаций): мой родной, таинственный, веселые люди, огромный, синий, поющий, зеркальная Нева, солнечный, золотой, светлый, красив в мороз, всемирно известный, успокаивает. Как видно из приведенных данных, рекуррентность языковых объективаций концепта отрицательно-оценочного плана втрое превосходит рекуррентность языковых объективаций положительно-оценочного плана.

Все указанное выше соотносится с мнением А. А. Александрова о том, что город Блока «подвижен, бесконечен, обманчив», «многолик», описания городской жизни предельно лаконичны, «более живые и более русские (петербургские)», чем в условных, наполненных мрачным пафосом текстах В. Брюсова, признанного авторитета в урбанистической теме [9, с. 93-94]. В цикле «Город», одном из основных циклов второго периода творчества, поэт открывает мир городской жизни, который был стихийным в полном значении этого слова, «разноголосым миром с туманно очерченными контурами добра и зла, отделенным от "высших сфер" и предоставленным самому себе -игре его грешных, страшных и соблазнительных призраков» [10, с. 55-56].

В третий период творчества А. Блока (1909-1921 гг.) для концепта «Петербург» в художественном сознании поэта наиболее актуальны следующие признаки: шумный, огни 15, снежный 13, туманный 10, город, на Неве, ветреный 9 - 7 когнитивных признаков (7,9 % от общего числа признаков исследуемого концепта в III периоде) и 80 объективаций (34,3 % от общего количества объективаций исследуемого концепта в III периоде).

Обнаружены когнитивные признаки концепта «Петербург», характерные только для III периода творчества поэта и не выявленные в остальных периодах: адский, напоминает о Пушкине, острова, курортный поселок Дюны, буржуйский, великолепный, Академия Наук, каналы, удален от центра России, рыдающий, влюбленный, много транспорта, вонючий, большевистский, мост через Пряжку, Елагин мост, дачный поселок Шувалово, Сестро-рецкий курорт, Елагин остров, Крестовский остров, Петропавловская крепость, Новодевичий монастырь, Московская застава, здание Городской думы на Невском проспекте, сенат, кинематограф, Театр музыкальной драмы, Коломяжский ипподром, Забалканский проспект, площадь Сената, Сенная площадь - 31 когнитивный признак (34,8 % от общего числа признаков исследуемого концепта в III периоде), 47 объективаций (20,2 % от общего числа объективаций исследуемого концепта в III периоде).

Исследование когнитивных признаков концепта «Петербург» в художественной картине мира поэта подтверждает, что в зрелые годы в поэзии А. Блока отчетливо проявился интерес к окружающему миру и конкретности образов, к истории прошлого и событиям настоящего, что особенно характерно для поэмы «Возмездие» и «Двенадцать». Концептуальные признаки отразили в художественном сознании поэта перелом в исторической жизни России, кризис старого мира, конец индивидуализма. В центре повествования в поэзии III периода образ Петербурга, образ этот «грандиозен и исполнен величайшей внутренней тревоги» [11, с. 156].

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что в творческой эволюции поэта изменяется его художественное мировосприятие, что отражается в частотности актуализации отдельных когнитивных признаков концепта «Петербург». Наиболее активно рекуррентность языковых объектива-ций концепта «Петербург» в концептосфере А. Блока проявляется во II период творчества поэта: 349 актуализаций, т.е. на 16,5 % больше, чем I в периоде, и на 15 % больше, чем в III периоде.

Как показало проведенное исследование, не актуальна для личностной концептосферы А. Блока сама номинация Петербург (встречается один раз), единичны номинации Зимний дворец, крепость, ни разу не упоминается Нев-

ский проспект. Следовательно, можно сделать вывод: наиболее типичные номинации Петербурга и его частей, опоэтизированные в петербургском тексте другими художниками слова, не используются А. Блоком, поэт замечает и осмысливает иные, конкретные признаки и качества Петербурга, менее тривиальные.

Таким образом, родной город А. Блока является важной составляющей художественного творчества поэта и одним из центральных концептов его индивидуально-авторской концептосферы. Творческая эволюция А. Блока ярко проявилась в актуализации когнитивных признаков концепта «Петербург» в художественной концептосфере мира поэта. Содержание концепта «Петербург» в художественной картине мира А. Блока отражает динамичную эволюцию мифологизированного мировоззрения А. Блока, диалектику осмысления поэтом Петербурга и устремленность его сознания к историзму и реальности. В ходе дальнейших когнитивных исследований предполагается изучить своеобразие концепта «Петербург» в творчестве поэтов Серебряного века.

Список литературы

1. Васильева, Г. М. О лингвокультурологическом подходе к описанию новых метафорически мотивированных значений в контексте задач учебной лексикографии / Г. М. Васильева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 4 (28). - С. 147-156.

2. Хижняк, С. П. Терминология искусствоведения как особый вид термино-систем / С. П. Хижняк // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. - № 3. - С. 144-150.

3. Хомяков, Е. А. Коды культуры в жаргонной фразеологии / Е. А. Хомяков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2014. - № 3. - С. 151-160.

4. Рудакова, А. В. Когнитология и когнитивная лингвистика / А. В. Рудакова. -Воронеж : Истоки, 2004. - 80 с.

5. Попова, З. Д. Семантико-когнитивный анализ языка / З. Д. Попова, И. А. Стер-нин. - Воронеж : Истоки, 2007. - 250 с.

6. Пастернак, Б. Л. Воздушные пути / Б. Л. Пастернак. - М. : Сов. писатель, 1982. - 495 с.

7. Анциферов, Н. П. «Непостижимый город...» / Н. П. Анциферов. - СПб. : Лениздат, 1991. - 335 с.

8. Минц, З. Г. Блок и русский символизм: Избранные труды : в 3 кн. Кн. 3: Поэтика русского символизма / З. Г. Минц. - СПб. : Искусство-СПб., 2004. - 480 с.

9. Александров, А. А. Блок в Петербурге - Петрограде / А. А. Александров. -Л. : Лениздат, 1987. - 238 с.

10. Максимов, Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока / Д. Е. Максимов. - Л. : Сов. писатель, 1975. - 528 с.

11. Орлов, В. Н. Поэт и город. Александр Блок и Петербург / В. Н. Орлов. - Л. : Лениздат, 1980. - 272 с.

References

1. Vasil'eva G. M. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumani-tarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2013, no. 4 (28), pp. 147-156.

2. Khizhnyak S. P. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitar-nye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2014, no. 3, pp. 144-150.

3. Khomyakov E. A. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Guma-nitarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2014, no. 3, pp. 151-160.

4. Rudakova A. V. Kognitologiya i kognitivnaya lingvistika [Cognitive science and linguistics]. Voronezh: Istoki, 2004, 80 p.

5. Popova Z. D., Sternin I. A. Semantiko-kognitivnyy analiz yazyka [Semantic-cognitive language analysis]. Voronezh: Istoki, 2007, 250 p.

6. Pasternak B. L. Vozdushnyeputi [Air ways]. Moscow: Sov. pisatel', 1982, 495 p.

7. Antsiferov N. P. «Nepostizhimyy gorod...» ["An incomprehensible city..."]. Saint-Petersburg: Lenizdat, 1991, 335 p.

8. Mints Z. G. Blok i russkiy simvolizm: Izbrannye trudy: v 3 kn. Kn. 3: Poetika russkogo simvolizma [Blok and the Russian symbolism: Selected works: in 3 books. Book 3: Poetics of the Russian symbolism]. Saint-Petersburg: Iskusstvo-SPb., 2004, 480 p.

9. Aleksandrov A. A. Blok v Peterburge - Petrograde [Blok in Petersburg - Petrograd]. Leningrad: Lenizdat, 1987, 238 p.

10. Maksimov D. E. Poeziya i proza Al. Bloka [A. Blok's poetry and prose]. Leningrad: Sov. pisatel', 1975, 528 p.

11. Orlov V. N. Poet i gorod. Aleksandr Blok i Peterburg [A poet and the city. Alexander Blok in Petersburg]. Leningrad: Lenizdat, 1980, 272 p.

Авдонина Лионора Николаевна

кандидат филологических наук, доцент, кафедра романо-германской филологии, Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: lionora50@mail.ru

Avdonina Lionora Nikolaevna Candidate of philological sciences, associate professor, sub-department of Germanic and Romanic philology, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Гордеева Татьяна Александровна доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой романо-германской филологии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: gordejewa@mail.ru

Gordeeva Tatiana Aleksandrovna Doctor of philological sciences, professor, head of sub-department of Germanic and Romanic philology, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 81.827 Авдонина, Л. Н.

Концепт «Петербург» в творческой эволюции А. Блока / Л. Н. Авдонина, Т. А. Гордеева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 4 (36). - С. 93-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.