Научная статья на тему 'Содержание и структура феномена коммуникативной толерантности в отечественных психолого-педагогических исследованиях'

Содержание и структура феномена коммуникативной толерантности в отечественных психолого-педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
292
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / COMMUNICATORY TOLERANCE / ТОЛЕРАНТНОЕ ОБЩЕНИЕ / TOLERANT COMMUNICATION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО / PROFESSIONALLY RELEVANT PERSONAL QUALITY / ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / PSYCHOSOCIAL CHARACTERISTICS / СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ / SUBJECT MATTER OF THE CONCEPT / КОМПОНЕНТНАЯ СТРУКТУРА / COMPONENTIAL STRUCTURE / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / STRUCTURAL COMPONENTS / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / NATIVE PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL STUDIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Есипов Михаил Алексеевич

В данной статье проанализированы психолого-педагогические исследования отечественных авторов, выполненные за последние двадцать лет и посвященные феномену коммуникативной толерантности. Приведена дефиниция коммуникативной толерантности и перечислены ее типы, выделенные В. В. Бойко. Рассмотрено содержание понятия коммуникативной толерантности, предложенное разными исследователями. Проведен анализ компонентной структуры данного феномена, предлагаемой разными авторами, и дана краткая характеристика входящих в нее компонентов. Объектом рассмотрения в настоящей статье стали исследования Н. А. Асташовой, Е. А. Балдановой, В. В. Бойко, Е. С. Гребенца, В. М. Гришук, Е. А. Калач, Е. Ю. Клепцовой, Л. А. Николаевой, С. В. Русаковой, О. В. Скрябиной, С. Н. Толстиковой, Л. П. Яцевич. В качестве основного содержания понятия «коммуникативная толерантность» разные авторы называют такие ключевые элементы, как «профессиональнозначимое качество личности»; «психосоциальная характеристика»; «устойчивое личностное состояние»; «способность взаимодействия (общения) с другими людьми». Установлено, что наиболее часто в структуре коммуникативной толерантности исследователи выделяют когнитивный, эмоциональный, конативный и мотивационно-ценностный компоненты, при этом, при сохранении схожего содержания, наименования компонентов могут варьироваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The definition and structure of communicatory tolerance in native pedagogical and psychological studies

The native pedagogical and psychological studies of the last two decades devoted to the communicatory tolerance are analyzed in this article. The definition of the phenomenon is given, as well as the types of the communicatory tolerance summarized by V. Boyko. The subject matter of the concept by different authors is considered; the componential structure analysis of the above mentioned phenomenon is conducted; the structural components of communicatory tolerance are briefly described. As the target of research in this article arise the studies conducted by N. Astashova, E. Baldanova, V. Boyko, E. Grebenets, V. Grishuk, E. Kalach, E. Kleptsova, L. Nikolayeva, S. Rusakova, O. Skryabina, S. Tolstikova, L. Yatsevitch. It was discovered that the authors determine as the main subject matter of the concept the following key elements: “professionally relevant personal quality”, “psychosocial characteristics”, “ability to interact/communicate with others”. As for the componential structure of the communicatory tolerance, we came to the conclusion that among most commonly distinguished substructures the authors mention the following: the cognitive, the affective, the conative, and the axiological components. The names of the components, however, can vary within the same or approximate content.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура феномена коммуникативной толерантности в отечественных психолого-педагогических исследованиях»

Мир Науки

научный интернет-журнал

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 6 (ноябрь - декабрь) https://mir-nauki.com/vol5-6.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN617.pdf Статья опубликована 14.12.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Есипов М.А. Содержание и структура феномена коммуникативной толерантности в отечественных психолого -педагогических исследованиях // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37.013.42

Есипов Михаил Алексеевич

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», Россия, Москва1

Доцент

E-mail: pedagog2010@bk.ru

Содержание и структура феномена коммуникативной толерантности в отечественных психолого-педагогических исследованиях

Аннотация. В данной статье проанализированы психолого-педагогические исследования отечественных авторов, выполненные за последние двадцать лет и посвященные феномену коммуникативной толерантности. Приведена дефиниция коммуникативной толерантности и перечислены ее типы, выделенные В. В. Бойко. Рассмотрено содержание понятия коммуникативной толерантности, предложенное разными исследователями. Проведен анализ компонентной структуры данного феномена, предлагаемой разными авторами, и дана краткая характеристика входящих в нее компонентов. Объектом рассмотрения в настоящей статье стали исследования Н. А. Асташовой, Е. А. Балдановой, В. В. Бойко, Е. С. Гребенца, В. М. Гришук, Е. А. Калач, Е. Ю. Клепцовой, Л. А. Николаевой, С. В. Русаковой, О. В. Скрябиной, С. Н. Толстиковой, Л. П. Яцевич. В качестве основного содержания понятия «коммуникативная толерантность» разные авторы называют такие ключевые элементы, как «профессионально-значимое качество личности»; «психосоциальная характеристика»; «устойчивое личностное состояние»; «способность взаимодействия (общения) с другими людьми». Установлено, что наиболее часто в структуре коммуникативной толерантности исследователи выделяют когнитивный, эмоциональный, конативный и мотивационно-ценностный компоненты, при этом, при сохранении схожего содержания, наименования компонентов могут варьироваться.

Ключевые слова: коммуникативная толерантность; толерантное общение; взаимодействие; профессионально-значимое качество; психосоциальная характеристика; содержание понятия; компонентная структура; структурные компоненты; отечественные психолого-педагогические исследования

В последние два десятилетия изучением коммуникативной толерантности в рамках психолого-педагогических исследований занимались Н. А. Асташова, Е. А. Балданова, В. В. Бойко, Е. С. Гребенец, В. М. Гришук, Е. А. Калач, Е. Ю. Клепцова, Л. А. Николаева, С. В. Русакова, О. В. Скрябина, С. Н. Толстикова, Л. П. Яцевич и др.

1 111250, Россия, г. Москва, Красноказарменная ул., д. 14

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

Впервые в научный оборот термин «коммуникативная толерантность» ввел В. В. Бойко, понимая его как отражение в поведении положительной коммуникативной установки. Это «характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприемлемых и неприятных психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию» [4, с. 396].

Несформированность коммуникативной толерантности и отрицательная коммуникативная установка, по мнению автора, выражаются в таких поведенческих реакциях, как завуалированная или открытая жестокость к людям, склонность к необоснованным негативным обобщениям в сфере взаимоотношений и социальной деятельности [4, с. 398]. Л. А. Николаева пишет о коммуникативной интолерантности, понимая под ней отстаивание собственного мнения, отрицательную оценку чужой позиции, решение проблем с позиции властных отношений [9, с. 39].

В. В. Бойко выделил следующие типы коммуникативной толерантности:

• ситуативная коммуникативная толерантность (терпимое отношение данной личности к данному конкретному человеку);

• типологическая коммуникативная толерантность (терпимое отношение человека к собирательным типам личностей или группам людей);

• профессиональная коммуникативная толерантность (терпимое отношение к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности);

• общая коммуникативная толерантность (терпимое отношение к людям в целом; тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека) [4, с. 405].

Обратимся к анализу содержания данного понятия, которые приводят в своих работах отечественные авторы.

Е. А. Балданова определяет коммуникативную толерантность как социально-значимое качество личности, которое проявляется в повседневном межличностном общении, уважительном отношении к взглядам, обычаям, привычкам и вкусам других людей; стремлении к диалогу и сотрудничеству, к положительной оценке окружающих, согласию с их мнением; в эмпатии и эмоциональной гибкости реакций; в наличии адекватного поведения в нестандартных ситуациях, понимания иной точки зрения, умения прощать чужие ошибки и заблуждения; переносимости неприятных или неприемлемых поступков партнеров по общению [2, с. 35].

Е. С. Гребенец коммуникативную толерантность понимает как интегративное личностное качество субъекта, включающее мотивацию к толерантному взаимодействию с партнерами по общению, положительное эмоционально-ценностное отношение к участникам общения, их культуре, национальности, вероисповеданию, социальной принадлежности, взглядам, вкусам, типу поведения; систему взглядов о коммуникативной толерантности, культуре общения; совокупность умений и навыков толерантного поведения, необходимых для повседневного бесконфликтного общения со сверстниками и другими людьми в поликультурном мире [5, с. 30].

В. М. Гришук дает такое рабочее определение коммуникативной толерантности: это «интегральное образование, означающее психосоциальную характеристику личности с доминантной направленностью сознания на терпимое, бесконфликтное коммуникативное

поведение, на особый, доброжелательный тип взаимодействия индивида с другими людьми» [6, с. 44].

Е. А. Калач отмечает, что толерантность, проявляемая индивидом в процессе общения (коммуникативная толерантность), - это, прежде всего, устойчивая психологическая характеристика личности, характеризующаяся двухуровневой структурой: 1) уровнем сознания в виде отношения личности и 2) уровнем поведения как сознательным действием или поступком. Кроме того, по мнению исследователя, данная категория «фиксирует особый терпимый, миролюбивый, бесконфликтный, уважительный, доверительный, эмпатийный, равноценный тип взаимоотношений в рамках субъект-субъектного взаимодействия (общения)» [7, с. 49-50].

Л. А. Николаева понимает коммуникативную толерантность как духовное и физическое состояние индивида, координирующее определенный тип его взаимоотношений с партнерами по коммуникации и включающее в себя ценностные характеристики личности, которые способствуют формированию и развитию толерантного общения. В контексте своего исследования автор отмечает, что в основе феномена коммуникативной толерантности «в профессиональной деятельности юриста лежит частичное или полное принятие воззрений и коммуникативных особенностей партнера по общению для достижений обоюдного или общего благополучия законным путем» [9, с. 39].

С. В. Русакова в рамках своего исследования понимает коммуникативную толерантность как характеристику личности, проявляющуюся во взаимодействии субъектов образовательного процесса и выражающуюся в понимании, принятии и признании другого [10, с. 35].

О. Б. Скрябина, рассматривая коммуникативную толерантность как целостное проявление личности, особое психическое состояние, формулирует такое рабочее определение: «коммуникативная толерантность - это устойчивое личностное состояние, определяющее особый тип взаимодействия с другими людьми и характеризующееся наличием в сознании субъекта успешного личностно-значимого образца терпимого (бесконфликтного) коммуникативного поведения и доминантной направленностью сознания на его выполнение. Оно включает в себя различного рода мотивы, убеждения, направленные на осознание модели вероятного поведения, определение специальных способов действия, оценку возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью совершения поступка» [11, с. 31-32].

С. Н. Толстикова понимает под коммуникативной толерантностью интегральное образование, системообразующую характеристику личности, определяющую индивидуальные способы взаимодействия индивида с другими в целях реализации гармоничной модели поведения. Автор также отмечает, что при этом в сознании субъекта присутствует пример личностно-значимого толерантного коммуникативного поведения, а также направленность на реализацию такового в различных ситуациях [12, с. 26-27].

В своем исследовании, посвященном формированию коммуникативной толерантности у будущих социальных работников, Л. П. Яцевич понимает коммуникативную толерантность как профессионально значимое свойство личности, сформированность которого означает целостность личностного и профессионального развития будущего специалиста [13, с. 31].

Мы видим, что большинство авторов выводят содержание понятия коммуникативной толерантности, исходя из тематики и цели своего исследования, и рассматривают ее как психосоциальную характеристику (Е. А. Балданова, В. В. Бойко, Е. С. Гребенец, В. М. Гришук, Е. А. Калач, С. В. Русакова, С. Н. Толстикова) или как устойчивое личностное состояние (О. Б. Скрябина). Л. А. Николаева в своей дефиниции также отмечает, что коммуникативная толерантность является одновременно и профессионально значимым качеством для будущего

Мир Науки

юриста. Кроме того, все вышеуказанные авторы едины во мнении, что коммуникативная толерантность проявляется как способность взаимодействия с другими людьми. В дефиниции, предложенной Л. П. Яцевич, данная характеристика в явном виде не обозначена, однако автор рассматривает коммуникативную толерантность не только как психосоциальную характеристику, а говорит о неразрывности личностного и профессионального развития специалиста.

В обобщенном виде анализ содержания понятия «коммуникативная толерантность» в работах отечественных авторов представлен в таблице 1. Знак «+» в соответствующей графе означает наличие данного содержания в дефиниции, предложенной автором.

Таблица 1

Содержание понятия «коммуникативная толерантность» в отечественных психолого-педагогических исследованиях

Фамилия И. О. автора (год публикации) СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

Профессионально значимое качество личности Психосоциальная характеристика личности/ устойчивое личностное состояние Способность взаимодействия (общения) индивида с другими людьми

Балданова Е. А. (2011) - + +

Бойко В. В. (1998) - + +

Гребенец Е. С. (2013) - + +

Гришук В. М. (2005) - + +

Калач Е. А. (2006) - + +

Николаева Л. А. (2007) + + +

Русакова С. В. (2014) - + +

Скрябина О. Б. (2000) - + +

Толстикова С. Н. (2002) - + +

Яцевич Л. П. (2010) + + -

Составлено автором

Охарактеризовав содержание понятия «коммуникативная толерантность», перейдем к рассмотрению его структуры, т. е. определим компонентный состав коммуникативной толерантности.

Н. А. Асташова [1], рассматривая толерантность как психосоциальную характеристику личности, выделяет в ней три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный и деятельностный. Поскольку коммуникативная толерантность - это частное проявление толерантности индивида, то можно сделать предположение, что коммуникативная толерантность структурно состоит из тех же компонентов.

Когнитивный компонент - это представление индивида о толерантности, осознание идеи толерантной коммуникации, ее соответствие нравственным принципам. Данная подструктура отражает тип мышления каждого конкретного человека: принципы его понимания окружающей действительности, свойственные ему стереотипы осмысления идей, мнений, принятия решений. Когнитивный компонент - это своего рода «информационное

Мир Науки

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

поле», части которого как бы характеризуют личность со всеми ее особенностями, отображают взаимоотношения в образовательной среде, специфику работы образовательного учреждения и предметное содержание обучения.

Эмоциональный компонент включает в себя относительно устойчивые чувства индивида к различным объектам и процессу толерантного взаимодействия с ними, что выражается в эмоционально-ценностной оценке межличностных отношений. Именно от оценки (за которой всегда стоит выраженная в той или иной степени эмоция и которая является одним из базовых проявлений психической деятельности) и от ее характера и будет зависеть, проявит ли индивид во взаимодействии с другим толерантность или же, напротив, интолерантность; сможет ли он выбрать наиболее эффективные способы поведения и взаимодействия с окружающими и т. п.

Деятельностный компонент показывает предрасположенность к поведению, в основе которого лежит понимание, сотрудничество, коммуникативные умения и навыки. По Н. А. Асташовой, данный компонент имеет особое значение в структуре коммуникативной толерантности. Автор указывает, что «лишь в границах деятельности определенного субъекта любые реальности - деятельностные и воображаемые - выстраиваются в смысловой ряд, в жизненную концепцию» [1, с. 80].

О. Б. Скрябина выделяет следующие структурные компоненты коммуникативной толерантности:

• когнитивный (осознание и интериоризация идей толерантной коммуникации: идеи многомерности общественного бытия, единства в многообразии, абсолютного уважения человека);

• инструментальный (умение проектировать свое взаимодействие как толерантное, овладение совокупностью разнообразных коммуникативных умений, позволяющих партнерам оставаться коммуникативно толерантными по отношению друг к другу и ситуации);

• конативный, или поведенческий (интенсивное участие в коммуникации, инициативность, активность и социальная ответственность, диалогизация общения);

• эмоциональный (отношение личности к процессу и результатам толерантной коммуникации через знак, модальность и силу эмоций, удовлетворенность возникающей системой межличностных отношений);

• мотивационно-ценностный (отношение к собственной коммуникации как к равноправному диалогу, успех в котором может быть достигнут, если будут учтены цели и интересы всех сторон, сохранен паритет и уважение друг к другу). По мнению исследователя, в структуре феномена КТ данный компонент занимает центральное место, выполняя интегрирующую функцию и определяя взаимосвязь остальных структурных компонентов [11, с. 33].

С. Н. Толстикова предлагает более разветвленную структуру коммуникативной толерантности [12, с. 27-35]. По ее мнению, данный феномен представляет собой синтез следующих подструктур:

• идентичность (базовое представление индивидом самого себя и центральных жизненных ценностей);

• аксиологическая (совокупность жизненных смыслов индивида и его мотивационно-ценностное отношение к коммуникации как к равноправному диалогу);

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

• когнитивная (отражение мыслительной деятельности индивида, принципы его понимания действительности, привычные для него стереотипы осмысления проблем и идей);

• сенсорная (особенности чувственного восприятия мира на уровне ощущений, т. е. индивидуальная сенсорная организация индивида и то, какой из каналов восприятия является для него ведущим при взаимодействии с окружающей действительностью);

• эмоциональная (преобладающий фон, в котором преимущественно пребывает индивид: оптимизм/пессимизм, возбуждение/спокойствие, миролюбие/ агрессивность и т. п.);

• характерологическая (устойчивые черты личности, врожденные или приобретенные в ходе воспитания, социализации);

• социально-перцептивная (различные варианты и уровни межличностного и группового восприятия, отражения действительности);

• конативная (особенности поведения индивида, его привычки, рабочий стиль, ритуалы и т. п.).

Интересную и многомерную структуру коммуникативной толерантности приводит В. В.

Бойко [3], насчитывая в ней 10 подструктур, которые представлены ниже.

1. Ценностно-ориентационная. Включает в себя мировоззрение индивида, его основные взгляды, убеждения, представления, жизненные ориентиры, замыслы, потребности, увлечения.

2. Интеллектуальная. Содержит стили мыслительной деятельности индивида, образцы восприятия им настоящей действительности, привычные способы разрешения проблем.

3. Этическая. Включает в себя духовные, нравственные нормы индивида, которые отражают его идеи, оценки и поступки.

4. Эстетическая. Данная подструктура содержит вкусы и предпочтения индивида, определяет его симпатии и антипатии.

5. Сенсорная. Характеризует особенности чувственного восприятия индивидом окружающего мира на уровне ощущений (зрительных, слуховых, тактильных и др.).

6. Эмоциональная. Обозначает «дежурный» эмоциональный фон, настроение, в котором чаще всего пребывает индивид.

7. Характерологическая. Данная подструктура соединяет в себе устойчивые, типичные черты, врожденные или приобретенные, которые развиваются под влиянием окружения, примеров для подражания, в процессе воспитания.

8. Энергодинамическая. Связана с силой энергетического поля индивида, качеством излучаемой им энергии - положительной, отрицательной или нейтральной.

9. Алгоритмическая. Данная подструктура содержит в себе различные качества индивида, объединенные возможностью воспроизводиться (различные бытовые, религиозные и др. ритуалы, стереотипы, стили поведения, работы и т. д.).

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

10. Функциональная. Включает в себя потребности и вытекающие из них желания и предпочтения индивида, способствующие поддержанию его комфортного существования.

Л. А. Николаева, опираясь на структуру коммуникативной толерантности, предложенную В. В. Бойко (10 компонентов-подструктур), разделяет вышеуказанные компоненты на три уровня [9, с. 43-44]:

• биопсихофизиологический (включает в себя интеллектуальный, эмоциональный, характерологический и сенсорный компоненты);

• приобретенный (включает энергодинамический, алгоритмический, функциональный компоненты);

• смыслообразующий (сюда входят мотивационно-ценностный, этический и эстетический компоненты).

Кроме того, Л. А. Николаева, поддерживая подход С. Н. Толстиковой, указывает, что идентичность является стержневым компонентом, отражающим способность индивида определить свое место в социуме и ответить на базовый вопрос «кто я такой?», и включает ее в структуру коммуникативной толерантности в качестве своеобразного «ядра».

Е. А. Калач, соглашаясь с О. Б. Скрябиной, выделяет 4 компонента коммуникативной толерантности: когнитивный, инструментальный, конативный и эмоциональный, которые она рассматривает в единстве с мотивационно-ценностным отношением к коммуникации [7, с. 20], что, на наш взгляд, можно считать еще одним компонентом в структуре коммуникативной толерантности.

Е. А. Балданова приходит к выводу, что коммуникативная толерантность, имея сложную структуру и широкую функциональную нагрузку, позволяет рассматривать ее с разных сторон: как отношение, объективную необходимость, морально-нравственный идеал, норму социальных и межличностных отношений, а также как социально-ценное качество личности. При этом автор выделяет следующие 5 компонентов коммуникативной толерантности [2, с. 38]: мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой.

Е. Ю. Клепцова в своей монографии «Психология и педагогика толерантности» [8] рассматривает коммуникативную толерантность как синтез 4-х компонентов: когнитивного, конативного, эмоционально-волевого и мотивационно-ценностного.

Е. С. Гребенец [5, с. 30], исследуя коммуникативную толерантность старшеклассников, выделяет в ней 3 компонента:

• мотивационно-ценностный (объединяет в себе мотивы, потребности, ценности, отношения, которые регулируют толерантное поведение);

• когнитивный (представляет собой систему знаний о коммуникативной толерантности и культуре общения);

• поведенческий (включает в себя умения и навыки толерантного поведения, выбор оптимального способа общения с учетом индивидуальных особенностей собеседника, способность контролировать свои эмоции и поведение).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. В. Русакова [10, с. 51], описывает коммуникативную толерантность как целостное многоаспектное образование, структурно выделяя в нем 4 компонента: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоциональный, деятельностный.

Таким образом, мы видим, что наименование компонентов коммуникативной толерантности и их количество у разных авторов значительно варьируется. Однако есть

Мир Науки

научный интернат-журнал

подструктуры, которые, с незначительными различиями в наименовании, встречаются в большинстве проанализированных исследований. Это когнитивный, эмоциональный (эмоционально-волевой), конативный (поведенческий, деятельностный) и мотивационно-ценностный (мотивационный, аксиологический) компоненты.

В обобщенном виде структура коммуникативной толерантности с выделением ее компонентов разными авторами представлена в таблице 2. Знак «+» в соответствующей графе означает наличие данного компонента в структуре, предложенной автором.

Таблица 2

Структурные компоненты (подструктуры) коммуникативной толерантности, выделяемые разными авторами

Фамилия И. О. автора (год публикации) СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

аксиологический алгоритмический деятельностный идентичность инструментальный/ социально-перцептивный интеллектуальный когнитивный конативный/поведенческий мотивационный/ мотивационно-ценностный сенсорный функциональный характерологический ценностно-ориентационный/ ценностно-смысловой эмоциональный/ эмоционально-волевой энергодинамический эстетический этический

Асташова Н. А. (2003) - - + - - - + - - - - - - + - - -

Балданова Е. А. (2011) - - - - - - + + + - - - + + - - -

Бойко В. В. (1998) - + - - - + - - - + + + + + + + +

Гребенец Е. С. (2013) - - - - - - + + + - - - - - - - -

Калач Е. А. (2006) - - - - + - + + + - - - - + - - -

Клепцова Е. Ю. (2004) - - - - - - + + + - - - - + - - -

Николаева Л. А. (2007) - + - + - + - - - + + + + + + + +

Русакова С. В. (2014) - - + - - - + - + - - - - + - - -

Скрябина О. Б. (2000) - - - - + - + + + - - - - + - - -

Толстикова С. Н. (2002) + - - + + - + + - + - + - + - - -

Составлено автором

Итак, мы проанализировали содержание понятия и компонентную структуру феномена коммуникативной толерантности, изложенные в отечественных психолого-педагогических исследованиях двух последних десятилетий. В ходе дальнейшего научного поиска нам предстоит сформулировать собственный взгляд на содержание понятия коммуникативной толерантности, выделить и обосновать перечень входящих в нее структурных компонентов в контексте проводимого нами исследования процесса формирования коммуникативной толерантности у РЯ-специалистов в условиях вуза, а также рассмотреть уровневую структуру данного феномена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. научно-методических статей. М.: МПСУ, 2002. С. 74-83.

2. Балданова Е. А. Развитие коммуникативной толерантности студентов технического вуза средствами иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2011. 219 с.

3. Бойко В. В. Коммуникативная толерантность: метод. пособие. СПб.: СПбМАПО, 1998. 24 с.

4. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информационно-издательский дом «ФилинЪ», 1996. 472 с.

5. Гребенец Е. С. Формирование коммуникативной толерантности у старшеклассников во внеучебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 173 с.

6. Гришук В. М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2005. 228 с.

7. Калач Е. А. Учебно-профессиональное взаимодействие как фактор успешного развития коммуникативной толерантности студентов специальности «связи с общественностью»: дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2006. 223 с.

8. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие. М.: Академический проспект, 2004. 176 с.

9. Николаева Л. А. Формирование коммуникативной толерантности студентов -будущих юристов: на примере университетского образования в России и Германии: дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2007. 240 с.

10. Русакова С. В. Психологическое сопровождение развития коммуникативной толерантности у подростков в общеобразовательных учреждениях: дис. ... канд. психол. наук. Шадринск, 2014. 187 с.

11. Скрябина О. Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2000. 209 с.

12. Толстикова С. Н. Развитие коммуникативной толерантности у будущих социальных педагогов системы образования: дис. ... канд. психол. наук. Калуга, 2002. 176 с.

13. Яцевич Л. П. Формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы: дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2010. 193 с.

Мир Науки

Yesipov Mikhail Alekseevich

National research university «Moscow power engineering institute», Russia, Moscow

E-mail: pedagog2010@bk.ru

The definition and structure of communicatory tolerance in native pedagogical and psychological studies

Abstract. The native pedagogical and psychological studies of the last two decades devoted to the communicatory tolerance are analyzed in this article. The definition of the phenomenon is given, as well as the types of the communicatory tolerance summarized by V. Boyko. The subject matter of the concept by different authors is considered; the componential structure analysis of the above mentioned phenomenon is conducted; the structural components of communicatory tolerance are briefly described. As the target of research in this article arise the studies conducted by N. Astashova, E. Baldanova, V. Boyko, E. Grebenets, V. Grishuk, E. Kalach, E. Kleptsova, L. Nikolayeva, S. Rusakova, O. Skryabina, S. Tolstikova, L. Yatsevitch. It was discovered that the authors determine as the main subject matter of the concept the following key elements: "professionally relevant personal quality", "psychosocial characteristics", "ability to interact/communicate with others". As for the componential structure of the communicatory tolerance, we came to the conclusion that among most commonly distinguished substructures the authors mention the following: the cognitive, the affective, the conative, and the axiological components. The names of the components, however, can vary within the same or approximate content.

Keywords: communicatory tolerance; tolerant communication; interaction; professionally relevant personal quality; psychosocial characteristics; subject matter of the concept; componential structure; structural components; native pedagogical and psychological studies

Мир Науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.