Научная статья на тему 'Содержание и структура деятельности по управлению земельными ресурсами России и ЕС при формировании национальных рамок квалификации и образовательного стандарта для подготовки кадров в области управления земельными ресурсами и земельными отношениями'

Содержание и структура деятельности по управлению земельными ресурсами России и ЕС при формировании национальных рамок квалификации и образовательного стандарта для подготовки кадров в области управления земельными ресурсами и земельными отношениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ СТРОЙ / СТРУКТУРНЫЕ ЧАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ И ЗЕМЕЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ / ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / РАМКИ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИИ / СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПЛАНА / LAND SYSTEM / STRUCTURAL PARTS OF LAND RESOURCES MANAGEMENT AND LAND RELATIONS / GENERAL AND SPECIALIZED MECHANISMS / QUALIFICATION FRAMEWORK / PROFESSIONAL STANDARD / EDUCATIONAL STANDARD / COMPETENCIES / CURRICULUM STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогатнёв Юрий Михайлович, Игнэр Стефан, Щерба Валентина Николаевна, Веселова Марина Николаевна, Хоречко Ирина Владимировна

Произошедшие в России аграрные преобразования изменили сущностные параметры земельного строя. Это привело к изменению всей системы управления земельными ресурсами и земельными отношениями. Однако содержание и механизмы управления по большей части сохранились с дореформенного периода. Поэтому возникает настоятельная необходимость их совершенствования. С другой стороны Россия достаточно тесно интегрирована в мировую экономическую систему, поэтому все предполагаемые совершенствования должны соотноситься с общими мировыми тенденциями развития отдельных сфер экономики. Программа «Темпус-Элфрус» решает проблему сопряжения образования в сфере управления земельными ресурсами России и стран ЕС. Для определения возможных и допустимых преобразований в содержании профессиональной подготовки необходимо соотнесение понятийного аппарата используемого в этих странах. Система управления земельными ресурсами и земельными отношениями России и стран ЕС достаточно схожа, однако имеются различия в её структуре и содержании составных частей. Данная работа направлена на изучение и сопоставление понятийного аппарата в области управления земельными ресурсами и земельными отношениями в России и странах ЕС; установление приемлемых изменений в механизмах управления земельными ресурсами и земельными отношениями в Российской Федерации. На основании этого, предлагается технология перехода от Национальных рамок квалификации к профессиональному стандарту и образовательному стандарту. На примере содержания федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Землеустройство и кадастры» показана технология формирования учебного плана: от видов работ в профессиональном стандарте к видам и объектам профессиональной деятельности в образовательном стандарте и через компетенции к содержанию основных учебных единиц. Этот подход рекомендуется использовать при формировании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования в соответствие с вводимым профессиональным стандартом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогатнёв Юрий Михайлович, Игнэр Стефан, Щерба Валентина Николаевна, Веселова Марина Николаевна, Хоречко Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contents and structure of activities for land resources management in Russia and the EU in national framework of qualification formation and the educational standard for training in the field of land resources management and land relations

The agrarian transformations in Russia changed the essential parameters of a land system. This led to the change in the whole system of land resources management and land relations. However the contents and mechanisms of management mostly remained since the pre-reform period. Therefore, there is an urgent need of their improvement. On the other hand Russia is rather closely integrated into the world economic system, that's why any improvement has to correspond to the general world development tendencies in a certain spheres of economy. The program "Tempus-Elfrus" solves the problem of interface of education in the sphere of land resources management of Russia and the EU countries. To identify possible and admissible change in the content of the training it should require correlation of conceptual apparatus used in these countries. The control system of land resources management and the land relations of Russia and the EU have much in common, however, there are differences in its structure and the maintenance of components. This work aims at studying and comparison of a conceptual framework in the field of land resources management and land relations in Russia and the EU countries; establishment of the acceptable changes in mechanisms of land resources management and land relations in the Russian Federation. According to this study the technology of transition from the 129 НАУКИ О ЗЕМЛЕ national framework of qualification to the professional and educational standards is offered. The technology of curriculum formation is shown on the example of the educational standard "Land use planning and cadastre": from the types of jobs in the professional standard to the types of professional activity in the educational standard and through the competences to basic training units. This approach is recommended to use when forming the federal state educational standard of the higher education in compliance with the introduced professional standard.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура деятельности по управлению земельными ресурсами России и ЕС при формировании национальных рамок квалификации и образовательного стандарта для подготовки кадров в области управления земельными ресурсами и земельными отношениями»

УДК 378.016:332.54

Ю.М. Рогатнев, С. Игнэр, В.Н. Щерба, М.Н. Веселова, И.В. Хоречко

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ РОССИИ И ЕС ПРИ ФОРМИРОВАНИИ

НАЦИОНАЛЬНЫХ РАМОК КВАЛИФИКАЦИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ И ЗЕМЕЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Произошедшие в России аграрные преобразования изменили сущностные параметры земельного строя. Это привело к изменению всей системы управления земельными ресурсами и земельными отношениями. Однако содержание и механизмы управления по большей части сохранились с дореформенного периода. Возникает настоятельная необходимость их совершенствования. С другой стороны, Россия достаточно тесно интегрирована в мировую экономическую систему, поэтому все предполагаемые совершенствования должны соотноситься с общими мировыми тенденциями развития отдельных сфер экономики. Программа «Темпус-Элфрус» решает проблему сопряжения образования в сфере управления земельными ресурсами России и стран ЕС. Для определения возможных и допустимых преобразований в содержании профессиональной подготовки необходимо соотнесение понятийного аппарата, используемого в этих странах. Система управления земельными ресурсами и земельными отношениями России и стран ЕС достаточно схожа, однако имеются различия в ее структуре и содержании составных частей. Данная работа направлена на изучение и сопоставление понятийного аппарата в области управления земельными ресурсами и земельными отношениями в России и странах ЕС; установление приемлемых изменений в механизмах управления земельными ресурсами и земельными отношениями в Российской Федерации. На основании этого предлагается технология перехода от национальных рамок квалификации к профессиональному стандарту и образовательному стандарту. На примере содержания Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Землеустройство и кадастры» показана технология формирования учебного плана: от видов работ в профессиональном стандарте к видам и объектам профессиональной деятельности в образовательном стандарте и через компетенции к содержанию основных учебных единиц. Этот подход рекомендуется использовать при формировании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования в соответствии с вводимым профессиональным стандартом.

Ключевые слова: земельный строй, структурные части управления земельными ресурсами и земельными отношениями, общие и специализированные механизмы, рамки квалификации, профессиональный стандарт, образовательный стандарт, компетенции, структура учебного плана.

Введение

Написание данной статьи вызвано участием авторов в Международном проекте 530690-TEMPUS-1-2012-1-PL-TEMPUS-SMHES, предполагающем разработку отраслевой квалификационной рамки в сфере землеустройства в России и внедрение новых образовательных программ, совместимых с программами зарубежных партнеров. Различия в содержании образовательных программ в области землеустройства и кадастров требуют уточнения понятий и терминов, корректировки образовательных стандартов, учебных планов с целью признания двойных дипломов в России и странах ЕС.

Основная часть

Земельная реформа в России привела к изменению системы землепользования. Исчезли крупные сельскохозяйственные землепользования, на их месте образовались многообразные по площади и организационно-правовым формам землепользования. Так же, как в странах Западной Европы, основным «кирпичиком» системы землепользования в России стал земельный участок, являющийся объектом собственности. Однако в нашей стране право частной собственности на земельный участок может быть индивидуальным (юридического или физического лица) и общим (совместным или долевым). Кроме того, земельные участки мо-

© Рогатнев Ю.М., Игнэр С., Щерба В.Н., Веселова М.Н., Хоречко И.В., 2016

119

гут находиться в собственности государства и муниципалитета. Однако в хозяйственном использовании могут находиться как земельные участки, так и землепользования. Землепользование - часть территории, находящаяся в хозяйственном ведении, использовании одного хозяйствующего субъекта, которая может быть образована из нескольких земельных участков, принадлежащих одному юридическому лицу и используемых в едином хозяйственном процессе. Кроме того, земельные участки могут использоваться и на других правах (аренда, сервитут и т.д.). Российское законодательство позволяет создать предпринимателю временное (до 1 года) землепользование путем кратковременной аренды без регистрации права аренды на земельные участки. Поэтому в России в системе использования земли в настоящее время распространен дуализм - земельный участок как объект права собственности, и землепользование как объект хозяйственного использования земель и земельных участков на разных правах. Именно это первое значительное отличие российской и западноевропейской понятийной основы.

Исторические пути развития сферы деятельности по управлению земельными ресурсами и землеустройству в каждой стране определялись как общими закономерностями исторического развития общества, так и особенностями земельного строя, экономической и политической системы страны. Это привело к тому, что сфера управления земельными ресурсами в разных странах имеет различные структуры. Единый по сути «пирог» в разных странах по-разному разрезан. В данной статье сделана попытка сопоставить терминологический и понятийный аппарат Европейского союза и России в сфере управления земельными ресурсами. Европейские понятия сложились и достаточно долго находятся в употреблении. В России ситуация сложная. Земельная реформа привела к необходимости совершенствования понятийного аппарата, которое в настоящее время не завершено. Применяемые понятия отражают как новое содержание системы управления земельными ресурсами рыночной экономики, так и частично прежний исторический опыт. При сопоставлении понятий используются не только установленные в законодательном порядке современные определения, но и понятия прошлого периода, адаптированные к современному содержанию управления земельными ресурсами.

На основании представленных схем Ханса Маттсона, Геральда Линднера, Рейнфри-

да Мансбергера [1-4] система управления земельными ресурсами в Европе распадается на три хотя и взаимосвязанные, но в достаточной мере обособленные части - Land-Policy, Land-administration, Land-management. В России ситуация несколько иная. Земельная политика, конечно, осуществляется, но как специальный институт управления не выделяется. Она существует в виде стратегического планирования, оформляется в виде государственных программ. Это идет из исторического прошлого России. При наличии в СССР одной политической партии не возникало необходимости периодических значительных изменений в целях, задачах и содержании управления в целом по стране на основе коррекции основ законодательства. Тогда как в Европе в условиях развитого парламентаризма при смене правящей партии или коалиции происходили именно корректировки политики, в том числе и земельной. В настоящее время Россия также пытается создать постоянно проявляющийся высший уровень управления земельными ресурсами. Это требует формирования специального института управления - земельной политики. Но, по нашему мнению, этот институт является составной частью всей системы управления земельными ресурсами и земельными отношениями государства. Важным вопросом в этом случае является установление уровня, на котором осуществляется земельная политика. В условиях федеративного устройства России это является прерогативой не только государства, но и субъектов федерации в пределах установленных Конституцией РФ их полномочий. Земельной политикой не могут заниматься муниципалитеты и хозяйствующие субъекты. Таким образом, земельная политика в России должна стать высшим уровнем управления земельными ресурсами.

Уровень тактического управления по предложенной европейскими коллегами схеме фактически состоит из двух частей: собственно управления (Land-management) и земельного администрирования - регулирования (Land-administration). Европейская модель управления земельными ресурсами и земельными отношениями основывается на понятии «регулирование». Являются ли понятия «регулирование» и «управление» синонимами? Что из них относится к более общим понятиям, а какое понятие подчиненное? Думается, что регулирование относится к актам непосредственного воздействия, в первую очередь, государства, а управление может быть как непосредственным, так и опосредованным. Можно полагать, что управление - более общее понятие, включающее в том числе непосредственное воздействие - регулирование.

В России технологическая структура управления складывается при выделении механизмов управления (система способов, методов):

- административного (иногда административно-правового),

- правового,

- экономического,

- специализированного.

Соотношение структур управления (европейской и российской) представлено в табл. 1. Здесь представлена попытка соотнести основные понятия управления в российской и европейской трактовке по уровням управления.

Таблица 1

Управление земельными ресурсами и земельными отношениями - Land management

Направление (структурная часть) Уровень

Государственный Муниципальный Частный, хозяйственный

Федеральный Региональный

1. Государственное стратегическое управление - земельная политика - Land-Policy - Strategic management of land + + - -

2. Текущее управление - ThecurrentLand-management: 2.1. Административный механизм - администрирование - Land-administration + + + -

2.2. Правовой механизм - Legal framework for Land-administration + + + -

2.3. Экономический механизм (налогообложение, экономическое стимулирование, льготирование, компенсационные выплаты, штрафы и др.) - Economic mechanism of management of landresour ces + + + +

2.4. Специализированные механизмы 2.4.1. Землеустройство - Land use planning The Organization of land use + + + +

2.4.2. Территориальное планирование -Landuseplanning, Territorial planning + - - -

2.4.3. Ленд-девелопмент - Landdevelopment - - - +

2.4.4. Земельный кадастр - Land cadastre + - - -

2.4.5. Мониторинг земель - Überwachung der Länder + + - -

2.4.6. Государственный земельный надзор - Landgovernance + + - -

2.4.7. Земельный контроль - Land governance, Land control - - + -

В России используется обобщающее понятие «управление земельными ресурсами». При отсутствии такого понятия в Европе, тем не менее, считается, что управлением охвачены не только земельные ресурсы, но и неразрывно связанные с ними земельные отношения. В европейской системе государственное регулирование земельных отношений выделено как обобщающее понятие, включающее земельную политику, землеустройство и управление земельными ресурсами. Таким образом, в России в рассматриваемой системе примат отдается земельным ресурсам, а в Европе - земельным отношениям. Для сопоставимости двух рассматриваемых систем целесообразно в европейской трактовке также установить общее объединяющее понятие - Land management.

Высшим уровнем управления земельными ресурсами и земельными отношениями является стратегическое управление (Strategic management of land) или земельная политика (Land-Policy). Этот уровень является прерогативой государства, а в условиях федеративного устройства и субъекта федерации - региона. Соглашаясь с мнением европейских коллег о том, что «земельная политика - это набор руководящих принципов использования земельных и природных ресурсов», считаем, что на этом уровне в России управленческие воздействия связаны с принятием и исполнением основополагающих законодательных актов, к которым относятся Конституция РФ, Земельный и Гражданский кодексы РФ.

Все остальные управленческие действия так или иначе относятся к текущему управлению или просто управлению (Thecurrent Land-management). Применительно к российскому опыту дальнейшее деление может содержать механизмы (институты) управления. В трактовке наших коллег они являются функциями, которые содержат цели, комплекс способов, методов, технологий, но различаются принципом принуждения к исполнению управленческих решений. Именно это и является основным отличительным признаком функций. Например, императивный стиль управления доминирует в административном механизме управления, что обеспечивает безусловное выполнение принятого (утвержденного) управленческого решения. К числу институтов - механизмов управления в России относятся: административный, правовой, экономический и целый ряд специализированных.

Административный механизм (институт) опирается на функционирование органов власти (федеральные, региональные и муниципальные), их полномочия и решаемые в системе управления задачи. Как было отмечено ранее, этот механизм использует принцип непосредственного воздействия, императивность управленческих решений и конкретную направленность управления. Применительно к российской терминологии этот механизм напрямую связан с администрированием в процессе управления земельными ресурсами (Land-administration).

Тесно связан с административным механизмом правовой, который также использует принцип непосредственного воздействия и императивность управленческих решений (Legal framework for Land-administration). Однако этот механизм по большей части имеет всеобщий для граждан страны характер и поэтому должен подкрепляться другими конкретными проявлениями административного, экономического и частично специализированных механизмов.

К числу более демократизированных механизмов управления относится экономический механизм (Economic mechanism of management of land resources), основанный на экономических интересах (выгодах и потерях, упущениях) и принципе опосредованного воздействия на объект управления.

Кроме механизмов общего действия, в России используются специализированные механизмы управления земельными ресурсами и земельными отношениями, обеспечивающие управленческое воздействие на конкретный земельный участок или территорию, зону. К ним относятся - территориальное планирование, землеустройство, ленд-девелопмент, государственный земельный надзор, земельный контроль, земельный кадастр, мониторинг земель.

Территориальное планирование (Land use planning, Territorial planning) призвано решать проблемы территориального размещения производства и производительных сил. Это мероприятие носит характер прогноза или долгосрочного плана, проекта. Обязательным условием реализации документов территориального планирования является создание территориальной основы в виде земельных участков и землепользование которые формируются в процессе землеустройства (Land use planning The Organization of land use). Землеустройство, в отличие от территориального планирования, сосредотачивается на земельных ресурсах. Оно имеет прогнозный, плановый уровень в содержании схем землеустройства, проектный при разработке проектов, но в настоящее время в основном проявляется проектный уровень. Проектный уровень в отношении территориального размещения других объектов недвижимого имущества обособленно решался в проектах планировки (Territorial planning). В последние годы эти два ранее достаточно обособленных направления стали объединяться в мероприятие по развитию земельной и иной недвижимости, тесно связанной с конкретным земельным участком, - ленд-девелопмент (Land-development). Это новое мероприятие соединяет как планировочные, так и землеустроительные мероприятия в единое целое. Оно фактически стало третьим (кроме землеустройства и планировки территории), обеспечивающим реализацию решений территориального планирования. Все три мероприятия можно объединить в группу по территориальному планированию, организации использования земли, развитию земельной недвижимости в системе управления земельными ресурсами на этапе выработки и реализации управленческих решений. Они относятся к активным механизмам управления земельными ресурсами - механизмам действия.

Система управления земельными ресурсами ввиду сложности объекта требует значительной информационной основы, отражающей все явления и процессы, связанные с конкретными территориями и земельными участками. Для этих целей используются обязательные, но пассивные элементы системы управления - Земельный кадастр (Land cadaster), мониторинг земель (Überwachung der Länder).

Обязательной частью системы управления земельными ресурсами как в России, так и Европе являются контрольные функции. В России они разделены на две части - государственный земельный надзор (Land governance) и земельный контроль (Land governance, Land control).

На основании рассмотренного представлена система управления земельными ресурсами в терминах России и ЕС (рисунок). Сопоставление понятийно-терминологического аппарата, связанного с управлением земельными ресурсами ЕС и России, показывает, что между ними имеется значительное сходство, основывающееся на едином понимании всей совокупности рассматриваемых явлений, всей системы и различиях, связанных с разным историческим и национальным развитием землепользования и земельных отношений.

В настоящее время в России продолжает меняться понятийный аппарат, что приводит к трансформации ранее устоявшихся подходов. Так, земельный кадастр превратился в кадастр объектов недвижимости, из которого пытаются вывести как самостоятельные мероприятия оценку земель и регистрацию прав на недвижимое имущество. Остается только учет земель как основное содержание кадастра, хотя при этом не ведется учет качественного состояния земельных ресурсов. Часть содержания землеустройства поглощается территориальным планированием, лесоустройством, да и кадастром объектов недвижимости. Для обеспечения целостности и осознанности развития землеустройства и кадастра надо признать, что их содержание не может выступать основным направляющим вектором развития сферы земельных отношений. Таким объединяющим явлением может служить именно управление земельными ресурсами и земельными отношениями. В этом случае все будет выглядеть достаточно логично и структурировано, как целостная система, понятная не только в России, но и в ЕС, что позволяет сформировать в Российской Федерации национальные рамки квалификации, а затем и профессиональный стандарт по управлению зе-

мельными ресурсами и земельными отношениями, адекватными европейским требованиям [5], что обеспечит сходимость профессий в ЕС и России, адекватность их содержания. Можно осуществить формирование национальных рамок квалификации и введение профессионального стандарта Управление земельными ресурсами и земельными отношениями и сформировать образовательный стандарт, призванный обеспечить качественную подготовку специалистов.

Государственный земельный надзор Land governance Земельный контроль Land governance, Land control

Схема управления земельными ресурсами - Land management

Сфера деятельности специалиста вытекает непосредственно из профессионального стандарта и им определяется. В самом общем виде это область действия, пределы распространения профессиональной деятельности, совокупность видов трудовой деятельности,

имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор компетенций для их выполнения. Именно в этой части рамки квалификации Российской Федерации должны быть наиболее близки к общеевропейским. При значительном расхождении интеграция российского образования и европейского невозможна [6; 7].

В реализуемом Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению «Землеустройство и кадастры» область профессиональной деятельности состоит из разноуровневых понятий: «система управления земельными ресурсами и объектами недвижимости» и достаточно мелких ее элементов - «организация территории землепользований», «правоприменительная деятельность по установлению права собственности и контролю использования земельных участков и иных объектов недвижимости». К числу сфер рассматриваемой деятельности отнесены такие, которые являются производными от других - «риелторская и консалтинговая деятельность», «топогра-фо-геодезическое и картографическое обеспечение», «позиционирование объектов недвижимости, кадастровые съемки». Они не являются непосредственно содержанием профессии, но либо создают ее информационную основу, либо сами опираются на результаты этой деятельности. Четкость и правильность установления области профессиональной деятельности и использование ее при формировании образовательного стандарта позволяет правильно ее идентифицировать и позиционировать во всей совокупности профессиональной деятельности в стране. Как ранее было рассмотрено, в сферу управления земельными ресурсами и земельными отношениями входит:

- земельная политика;

- управление (текущее) земельными ресурсами и земельными отношениями - административный, правовой, экономический механизм;

- специализированные механизмы управления - территориальное планирование, землеустройство, ленд-девелопмент, земельный кадастр, мониторинг земель, государственный земельный надзор, земельный контроль.

Именно эти процессы и должны являться основными видами профессиональной деятельности.

Наиболее тесно связаны с видами (областью) профессиональной деятельности объекты профессиональной деятельности. Данные элементы определяют сферу профессиональной деятельности и детализируются задачами профессиональной деятельности. Их взаимодействие формирует требования к квалификации субъекта профессиональной деятельности и применительно к системе профессионального образования, устанавливает требования к результатам обучения. Принимая за основу профессиональные требования к будущему специалисту, образовательный стандарт отражает требования общества к нему как к гражданину.

Учитывая сложность и многогранность главного объекта управления (земля и отношения по поводу ее использования), необходимо при формировании образовательной программы выдержать аспекты (направленности) управленческой деятельности - экологический, экономический, правовой, социальный, технический. Это связано с традиционным комплексным подходом к управлению землей как материальным объектом и пространством жизнедеятельности (техническая и технологическая направленность), природным комплексом и природным ресурсом (экологическая направленность), фактором производства, недвижимого имущества, товара, объекта инвестиций (экономическая направленность), пространством жизнедеятельности и фактором рекреации (социальная направленность), объектом земельно-имущественных отношений (правовая направленность). В процессе сопоставления структурных частей управления земельными ресурсами и земельными отношениями и направленности профессиональной подготовки устанавливается связь системы управления с областями знаний (табл. 2).

Таблица 2

Аспекты (направленность) деятельности по составным частям управления земельными ресурсами

и земельными отношениями

Составные части управления земельными ресурсами и земельными отношениями Техническая Экологическая Экономическая Социальная Правовая

деятельность деятельность деятельность деятельность деятельность

1. Земельная политика -

Land-Policy, Strategic management of land - + + + +

2. Текущее управление - The current Land-management 2.1. Административный механизм - Land administration - - + - +

2.2. Правовой механизм Legal framework for Land- +

administration

2.3. Экономический меха-

низм - Economic mechanism +

of management of landresources

2.4. Специализированные

механизмы

2.4.1. Землеустройство -Land use planning, The Organization of land use + + + + +

2.4.2. Территориальное планирование - Land use planning, Territorial planning - + + + -

2.4.3. Ленд-девелопмент - + + + + +

Land-development

2.4.4. Земельный Кадастр -Land cadastre + - + - +

2.4.5. Мониторинг земель -Überwachung der Länder + + + + +

2.4.6. Государственный зе-

мельный надзор - Land - - - - +

governance

2.4.7. Земельный контроль -Land governance, Land control - - - - +

Таблица 3

Соотношение общих и специализированных механизмов управления

Механизм управления Административный Экономический Правовой

Землеустройство Land use planning, The Organization of land use - + +

Территориальное планирование Land use planning, Territorial planning - + -

Ленд-девелопмент Land-development - + +

Земельный Кадастр Land cadastre - + +

Мониторинг земель Überwachung der Länder - - +

Государственный земельный надзор Land governance + - +

Земельный контроль Land governance, Land control + - +

Компетенции должны соответствовать сфере образовательной деятельности, объектам и видам профессиональной деятельности, а также задачам по их реализации. Если оценивать по этим критериям Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению «Землеустройство и кадастры», то компетенции соответствуют в основном этим требованиям. Однако не все задачи, которые должен решать специалист, на-

шли определенное отражение в компетенциях. Поэтому при разработке нового образовательного стандарта следует более строго подойти к соответствию профессиональных задач и компетенций.

Следующим сложным этапом является переход от компетенций к набору учебных единиц их формирующих. Учебная единица (учебная дисциплина, практика) направлена на освоение заложенной в компетенциях триады профессиональной подготовки (знание, умение, навыки). Как правило, знание обучающийся приобретает в процессе как аудиторных, так и самостоятельных занятий. Проверка знаний осуществляется в процессе теоретического экзамена и тестирования. Знание помогает специалистам рационально организовывать свою профессиональную деятельность и решать различные проблемы, возникающие в процессе ее реализации. Знание описывает, объясняет и предсказывает процессы и явления, происходящие с объектом профессиональной деятельности. Обладание знаниями о законах существования окружающего мира дает специалисту возможность избежать бесполезных и ненужных действий, используя свои способности с максимальным эффектом. Именно поэтому необходимый уровень и объем знания - первая ступень овладения компетенцией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональная деятельность - это выполнение профессиональных работ (действий) специалиста на объекте на основании знания сущности объекта и технологии воздействия на него. Поэтому специалист должен уметь осуществлять профессиональную деятельность, при этом умение - освоенный человеком механизм применения знаний на практике. Но умения, в отличие от знаний, формируются путем специальных упражнений. В процессе обучения студент выполняет отдельные элементы профессиональной деятельности, что позволяет ему перейти от знаний к умению. Осуществлению этой задачи способствуют практические, лабораторные занятия, курсовое проектирование, учебная практика.

Навыком называют такое действие, в составе которого отдельные профессиональные стадии и операции выполняются без специального обдумывания и подготовки, автоматически. Для того чтобы сформировались навыки выполнения определенной операции, студент должен получить знания об объекте и механизме и орудии воздействия на него, освоить технологию проведения операции. При этом навыки появляются после многократного выполнения профессиональных упражнений или осуществления реальной профессиональной деятельности; как правило, формируются в процессе прохождения практики на производстве (студент - исполнитель определенных работ, но не стажер). Окончательно формируются в процессе профессиональной деятельности. Успешно сформированный навык проявляется в систематическом повышении качества и производительности работы, уменьшении количества ошибок. Важный момент - устранение излишних действий и снижение психологических и мышечных затрат. Второй этап овладения навыками связан с объединением отдельных частных движений или действий в одно целостное, когда переход от одного этапа работы к другому происходит плавно, равномерно, без рывков и остановок. На третьем этапе достигнутый уровень квалификации позволяет формировать новые навыки не только по отдельной компетенции, но и по группе компетенций, специалист переводится из категории «исполнитель» в категорию «творец». При длительном отсутствии профессиональной деятельности уровень навыков постепенно снижается.

Учебная дисциплина (единица (блок)) должна, с одной стороны, обеспечивать реализацию профессиональных задач, а с другой - формировать определенные компетенции. Если строго придерживаться буквы Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Землеустройство и кадастры», структура учебного плана бакалавра может выглядеть следующим образом (табл. 4).

Таблица 4

Общая структура учебного плана бакалавриата

№ п/п Учебная дисциплина (единица) -блок учебных дисциплин Число охваченных профессиональных задач Число формируемых компетенций

1 Блок «Землеустройство» 15 5

2 Территориальное планирование 4 -

3 Основы градостроительства и планировка населенных 4

мест

4 Ленд-девелопмент 2 -

5 Почвенное, геоботаническое и другие обследования 1 -

6 Экология землепользования - 1

7 ЭММ - 1

8 Управление земельными ресурсами и земельными от- 4 1

ношениями, землеустройством и кадастром

9 Блок «Кадастры» 7 3

10 Оценка земель 2 1

11 Земельный надзор Земельный контроль 1 1

12 Мониторинг земель и недвижимости 1 1

13 Техническая инвентаризация объектов недвижимости 1 1

14 Блок правовой 1 2

15 Блок «Геодезия» 4 -

16 Информатика - 1

17 Блок «ГИС, ЗИС, АИС» 1 2

18 Философия - 1

19 История - 1

20 Экономика - 1

21 Правоведение - 1

22 Иностранный язык - 1

23 Физическая культура - 1

24 БЖД - 1

25 Методика НИР 3 2

26 Блок резерва - -

Дисциплины (модули) 41 24

27 Портфолио обучающегося - 2

28 Блок «Практика» 41 -

29 ИГАВ 41 24

Итого 41 24

В обязательную часть учебного плана включены дисциплины, нашедшие подтверждение в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (профессиональные задачи и компетенции). Дисциплины по выбору будут представлены в блоке «Дисциплины резерва».

Заключение

При формировании нового федерального государственного образовательного стандарта высшего образования уже на основе профессионального стандарта необходимо учесть недостатки в содержании предыдущих стандартов:

- для интеграции системы образования РФ в общеевропейские стандарты сформировать образовательный стандарт по новому направлению «Управление земельными ресурсами и земельными отношениями»;

- при совершенствовании образовательного стандарта по направлению «Землеустройство и кадастры» учесть опыт разработки национальных рамок квалификации с учетом опыта стран ЕС;

- более определенно обозначить объекты профессиональной деятельности и тесно увязать с ними профессиональные задачи;

- все профессиональные задачи должны быть достаточно определенно и однозначно сопряжены с профессиональными компетенциями;

- при формировании новых образовательных стандартов провести достаточно широкое их обсуждение, а в число разработчиков включить представителей региональных вузов, осуществляющих подготовку специалистов по рассматриваемому направлению.

Список литературы

1. Mansberger, R. How to Enhance the Interest for Surveying Studies / R. Mansberger, G. Steinkellner // Scientia Est Potentia. - Knowledge Is Power FIG Commission 2. - Symposium, 7-9 June, 2007, Prague, P. 95-105.

2. Mattsson, H. The Need of Dynamism in Land Law. In Land Law in Action / H. Mattsson / Published by Swedish Ministry for Foreign Affairs and Royal Institute of Technology, Stockholm, 1997. - P. 9-17.

3. Mattsson, H. The Education and Profession of Land Surveyors in Western Europe / H. Mattsson. - Maan-kaytto (Nordiskt hafte). - Finland, 2000. - P. 62-66.

4. Mattsson, H. Educational Profiles for Land Surveyors in Western and Central Europe / H. Mattsson. - In Enemark, S. and Prendergast, P. (eds) Enhancing Professional Competence of Surveyors in Europe Published by CLGE and FIG in co-operation, 2001. - P. 26-49.

5. Олейникова, О.Н. Профессиональные стандарты как основа формирования рамки квалификаций : метод. пособие / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. - М. : АНО Центр ИРПО, 2011 - 72 с.

6. Рогатнев, Ю.М. Национальные рамки квалификации - основа построения системы подготовки в сфере землеустройства и кадастров / Ю.М. Рогатнев // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2015. - № 9. -С. 85-89.

7. Рогатнев, Ю.М. Развитие содержания образовательной деятельности по направлению «Землеустройство и кадастры» / Ю.М. Рогатнев, В.Н. Щерба // Разработка квалификационных рамок для землеустройства в Российских университетах ELFRUS : материалы междунар. семинаров в рамках проекта Tempus IV 530690 TEMPUS - I-PL-TEMPUS-SMHES - М., 2014. - С. 78-84.

Рогатнев Юрий Михайлович, доктор экон. наук, профессор, Омский ГАУ, e-mail: rumom@mail.ru; Игнэр Стефан, профессор, Варшавский университет естественных наук, e-mail: stefani@levis.sggw.pl; Шерба Валентина Николаевна, кандидат с.-х. наук, доцент, Омский ГАУ, e-mail: zem-omgau@yandex.ru; Веселова Марина Николаевна, кандидат с.-х. наук, доцент, Омский ГАУ, e-mail: mn.veselova@omgau.org; Хоречко Ирина Владимировна, кандидат с.-х. наук, доцент, Омский ГАУ, e-mail: iv.khorechko@omgau.org.

SUMMARY

Yu.M. Rogatnev, S. Ignar, V.N. Scherba, M.N. Veselova, I. V. Khorechko

The contents and structure of activities for land resources management in Russia and the EU in national framework of qualification formation and the educational standard for training in the field of land resources management and land relations

The agrarian transformations in Russia changed the essential parameters of a land system. This led to the change in the whole system of land resources management and land relations. However the contents and mechanisms of management mostly remained since the pre-reform period. Therefore, there is an urgent need of their improvement. On the other hand Russia is rather closely integrated into the world economic system, that's why any improvement has to correspond to the general world development tendencies in a certain spheres of economy. The program "Tempus-Elfrus" solves the problem of interface of education in the sphere of land resources management of Russia and the EU countries. To identify possible and admissible change in the content of the training it should require correlation of conceptual apparatus used in these countries. The control system of land resources management and the land relations of Russia and the EU have much in common, however, there are differences in its structure and the maintenance of components. This work aims at studying and comparison of a conceptual framework in the field of land resources management and land relations in Russia and the EU countries; establishment of the acceptable changes in mechanisms of land resources management and land relations in the Russian Federation. According to this study the technology of transition from the

national framework of qualification to the professional and educational standards is offered. The technology of curriculum formation is shown on the example of the educational standard "Land use planning and cadastre": from the types of jobs in the professional standard to the types of professional activity in the educational standard and through the competences to basic training units. This approach is recommended to use when forming the federal state educational standard of the higher education in compliance with the introduced professional standard.

Keywords: land system, structural parts of land resources management and land relations, general and specialized mechanisms, qualification framework, professional standard, educational standard, competencies, curriculum structure.

Rogatnev Yuri Mikhailovich, Dr. Econ. Sci., Prof., Omsk SAU, e-mail: rumom@mail.ru; Ignar Stefan, Prof., Warsaw University of Life Sciences, e-mail: stefani@levis.sggw.pl; Scherba Valentina Nikolaevna, Cand. Agr. Sci., Assoc. Prof., Omsk SAU, e-mail: zem-omgau@yandex.ru; Veselova Marina Nikolaevna, Cand. Agr. Sci., Assoc. Prof., Omsk SAU, e-mail: mn.veselova@omgau.org; Khorechko Irina Vladimirovna, Cand. Agr. Sci., Assoc. Prof., Omsk SAU, e-mail: iv.khorechko@omgau.org.

УДК 528.48:551.5

Г.Г. Бикбулатова, А.И. Уваров

ДИАГНОСТИКА ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ СРЕДСТВАМИ ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Нестабильность климата в последние десятилетия часто приводит к непредсказуемым последствиям, точнее, рискам для жизнедеятельности человека. Гидрометеорологическими рисками становятся ситуации затопления в результате половодья или паводков вследствие обильного выпадения осадков; засухи вследствие длительного отсутствия осадков или экстремальных температур; экстремальные количества осадков. Для диагностики и оценки гидрометеорологических рисков применяются средства геодезического мониторинга. Огромную роль в геодезическом мониторинге играют спутниковые системы навигации (ССН) и лазерное сканирование, обеспеченное соответствующими программными средствами. Наблюдения с помощью космических летательных аппаратов (КЛА) позволяют составлять оперативный и точный прогноз состояний атмосферы, в частности приземного слоя, столь важного для жизнедеятельности человека. Однако для долговременных прогнозов и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, оценки гидрометеорологических рисков необходимо проводить анализ многолетних рядов данных климатических показателей. На основе обработанных рядов данных средствами геоинформационных систем (ГИС) составляются электронные карты полей распределения атмосферного увлажнения, экстремальных температур, состояния природных объектов, которые отражают многолетние наблюдения на той или иной территории. Полученные современными средствами геодезического мониторинга карты позволяют уточнить экстремальные значения климатических показателей и существенно уменьшить гидрометеорологические риски, предположить возникновение и развитие чрезвычайных ситуаций, уточнить отдельные СНиПы по строительству, проектированию дорог, зданий, сооружений, трубопроводов и других объектов.

Ключевые слова: гидрометеорологические риски, геодезический мониторинг, геоинформационные системы.

Введение

Нестабильность климата в последние десятилетия часто приводит к непредсказуемым последствиям, точнее, рискам для жизнедеятельности человека. Гидрометеорологическими рисками становятся ситуации затопления в результате половодья или паводков вследствие обильного выпадения осадков; засухи вследствие длительного отсутствия осадков или экстремальных температур; экстремальные количества осадков.

В связи с этим роль геодезического мониторинга природных объектов и явлений трудно переоценить.

© Бикбулатова Г.Г., Уваров А.И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.