ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378.6 ББК 74.5
Анисимова Наталия Анатольевна Кафедра педагогики Курганский государственный университет Anisimova Natalia Anatolievna Chair of Pedagogics Kurgan State University Содержание и особенности подготовки студентов ВУЗа к проявлению профессиональной мобильности Content and Peculiarities of Higher School Students’ Training for Professional
Mobility Showing
В статье раскрывается содержание работы по подготовке студентов высшего учебного заведения к проявлению профессиональной мобильности как совокупности деятельности студентов и преподавателей по формированию когнитивной, профессиологической, личностной готовности. Дается типология проявления профессиональной мобильности, описываются ее структурные элементы.
The article reveals the content of work for higher school students’ training for their professional mobility developing, which is seen as a complex of the students’ and teachers’ activity for cognitive, professional and personal readiness. The typology of professional mobility showing is given and its structural elements are described.
Ключевые слова: готовность, профессиональная мобильность, студенты вуза, типология проявления профессиональной мобильности,
профессиональная подготовка будущих специалистов.
Key words: readiness, professional mobility, higher school students, typology of professional mobility showing, future experts’ training.
Современные социально-экономические условия, характеризующиеся быстрой переориентацией с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие, предопределяют принципиально новые требования к профессиональной подготовке специалистов. В этом контексте обостряется внимание к проблеме воспитания личности, готовой к успешной самореализации в мире труда, исследованной в педагогической практике недостаточно. Решение указанной проблемы возможно посредством подготовки мобильных специалистов, способных саморазвиваться в обществе полном неопределенности.
Актуализация проблемы проявления профессиональной мобильности в профессиональной деятельности, обусловленная требованиями рынка труда
объективно предполагает научное обоснование ее решения на этапе профессиональной подготовки будущих специалистов.
В тоже время многоаспектность проблемы приводит к тому, что существуют различные подходы в определении понятия «мобильность». Социологи в качестве ключевого понятия определяют «социальную мобильность», по которой понимается перемещение индивида между различными уровнями социальной иерархии (социальными стратами, профессиональными образовательными сферами, социально-классовыми категориями), а так же, как фактор социальной стратификации в обществе (М. Вебер, Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, Н. Сорокин, Д. Бенедикс).
Психологи, говоря о мобильности личности, определяют ее как механизм адаптации личности к быстро меняющимся условиям среды жизни и деятельности (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, А.Н. Демин, Е.А. Климов, К.К. Платонов, В. Д. Шадриков и др.), выделяя при этом три взаимосвязанные сущности: как качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека; деятельность личности, детерменированная меняющими среду условиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии; процесс преобразования личности и окружающей его профессиональной среды (Л.В. Горюнова), а так же как характеристику личности, необходимую для интеграции профессионального развития, соглассованности профессионального сознания и постановки реалистических целей истинных смыслов труда (А.К. Маркова).
С позиции компетентностного подхода ученые профессиональную мобильность рассматривают как критерий профессиональной компетентности (И.Г. Шпакина), как готовность и способность к смене выполнения производственных заданий и освоению новых специальностей (Э.Ф. Зеер) и рассмотрение ее в качестве совокупности ключевых компетенций, которые выходят за пределы одной профессии, подготавливая специалиста к смене и освоению новых видов профессионального труда.
Профессиональная мобильность нами рассматривается с позиции профориентологии, в рамках которой профессиональная мобильность является формой, механизмом и средством успешного профессионального
самоопределения специалиста в среду самостоятельной жизни и профессиональной деятельности (В. Л. Савиных).
Целью подготовки студентов к проявлению профессиональной мобильности является формирование у них готовности в освоении новых профессиональных знаний, обеспечивающих их успешную адаптацию в среду профессиональной деятельности в условиях динамичного рынка труда.
Выделенная цель предполагает реализацию следующих задач: успешное освоение предметов общепрофессионального цикла; формирование положительной мотивации на проявление профессиональной мобильности формирование личностных качеств профессионала, способствующих появлению профессиональной мобильности; развитие адаптационного потенциала личности в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Объективной основой формирования готовности будущих специалистов к проявлению профессиональной мобильности являются: динамизм рынка труда; подвижность конъюнктуры профессии на рынке труда; динамичное сочетание спроса и предложений на рынке профессионального руда4 региональные требования и особенности регионального рынка труда; объективная детерменированность смены уровня квалификации, специальности, профессии, места работы, профессионального и социального статуса; влияние социальной и профессиональной среды.
Субъективной основой являются: потребность в успешном
профессиональном самоопределении; сочетание свободы выбора профессии с возможностью коррекции профессионального самоопределения; осознанность, самостоятельность, адекватность в принятии решения о смене квалификации, специальности, профессии, места работы, социально-профессионального статуса.
Содержанием профессиональной мобильности с позиции профориентологического подхода является: оценка существующей ситуации адекватности профессионального самоопределения; оценка возможных вариантов изменения существующей ситуации профессионального самоопределения; оценка собственных возможностей к смене квалификации, специальности, профессии, места работы, жительства, социально-
профессионального статуса; выбор нового варианта профессионального самоопределения; реализация выбора нового варианта профессионального самоопределения; оценка успешности сделанного выбора профессионального самоопределения; коррекция сделанного выбора успешности профессионального самоопределения ;поиск новых вариантов, путей социально-профессионального самоопределения.
Результатом подготовки студентов к проявлению профессиональной мобильности является готовность, под которой мы понимаем интегративное качество личности, включающее образовательную успешность, адаптивность, профессионально-образовательную активность, инициативность в проявлении мобильности, коммуникативно-организаторские способности, рефлексивные умения.
Структурными элементами подготовки студентов к проявлению профессиональной мобильности являются: когнитивный, профессиологический, процессуальный, коррекционно-оценочный, результативный, адаптивный
компоненты.
Рис 1. Структура подготовки студентов вуза к проявлению профессиональной мобильности в будущей профессиональной деятельности.
В качестве основной особенности проявления мобильности будущих специалистов мы выделяем двойственный характер ее проявления.
Данная ситуация, доведенная до кризиса и осознаваемая как необходимая потребность в ее разрешении предполагает проявление мобильности, которую мы назвали образовательно-профессиональной. Она рассматривается нами как форма образовательной и профессиональной мобильности, направленная на коррекцию профессионального выбора и осуществления мер по смене вуза, факультета, специальности. В связи с тем, что она осуществляется в системе профессионального образования формой проявления мобильности является образовательно-профессиональная мобильность студентов вуза.
Как показывает практика образовательной деятельности в вузе и в профессиональной школе, данная проблема носит скрытый характер или замалчивается руководителями профессионального учреждения. В условиях существующей демографической ситуации, связанной с сокращением количества выпускников школ и конкурентной борьбой на рынке
образовательных услуг в вузе, не смотрят на личные интересы поступающих. Прием в вузы по результатам единого государственного экзамена также не предусматривает учет способностей, интересов и возможностей абитуриентов при поступлении в вуз. Если добавить сюда отсутствие системы профориентационной работы в школе, то можно сделать вывод о том, что объективно существует основа для проявления образовательнопрофессиональной мобильности студентов, связанной с коррекцией
неправильного выбора профессии, вуза, факультета, специальности как средства разрешения кризиса «третьего курса».
В связи с вышеизложенным наблюдаются следующие варианты его разрешения: отказ от проявления образовательно-профессиональной
мобильности и формирование намерения получить диплом о высшем профессиональном образовании; отказ от проявления образовательно-
профессиональной мобильности и перенос ее проявления, связанной со сменой профессии на период после окончания вуза; проявление образовательнопрофессиональной мобильности, связанной со сменой выбранной специальности в рамках факультета; проявление образовательно-
профессиональной мобильности, связанной со сменой специальности и факультета; проявление образовательно-профессиональной мобильности, связанной со сменой вуза.
Мы считаем, что оптимальным периодом проявления образовательнопрофессиональной мобильности является окончание первого курса. Однако проблема коррекции профессионального выбора профессии, вуза, факультета, специальности в процессе обучения в вузе осложняется тем, что осознание неправильности профессионального выбора и проявление потребности в его коррекции у каждого студента формируется по-разному. В основном от одного года до трех лет обучения в вузе.
Во-вторых, весь контингент студентов - это будущие профессиональные работники, которых необходимо готовить к проявлению профессиональной мобильности в будущей самостоятельной профессиональной деятельности. В соответствии с этим речь идет о подготовке студентов - будущих профессиональных работников к ее проявлению.
Таким образом, можно констатировать следующее:
- в конце двадцатого столетия Россия впервые столкнулась с проблемой профессиональной мобильности как необходимого условия выхода их экономического и социального кризиса;
- современное высшее образование не в состоянии обеспечить запросы общества на подготовку специалистов, обладающих высокой профессиональной мобильностью, способных к постоянному саморазвитию, что обусловлено знаниевым подходом в профессиональной педагогике, узкой специализацией;
- особенностью профессиональной мобильности является ее двойственный характер, обусловленный статусом студента, связанный с коррекцией выбора профессии, вуза, факультета, специальности;
- разработан когнитивно-профессиологический подход в исследовании профессиональной мобильности студентов.
Библиографический список
1. Горюнова, Л.В. Профессиональная мобильность специалиста в контексте компетентностного подхода [Текст] / Л.В. Горюнова // Педагогика. - 2006. - № 3. - С. 54 -60.
2. Дворецкая, Ю.Ю. Система ценностных ориентаций личности, сменившей профессию [Текст] / Ю.Ю. Дворецкая // Человек. Сообщество. Управление. - 2006. - № 2. -С. 22-28.
3. Дворецкая, Ю.Ю. Личностные особенности специалистов с разным уровнем профессиональной мобильности [Текст] / Ю.Ю. Дворецкая // Человек. Сообщество. Управление: взгляд молодого исследователя. - 2007. - № 4. - С. 31 - 35.
4. Кочеткова, А. Формирование человеческого капитала (системно-концептуальный подход) [Текст] // Alma mater Вестник высшей школы, 2004. -№11.-С.17-21.
5. Соколова, М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе: дис.. .канд. пед. наук [Текст] / М.Л. Соколова. - Архангельск, 2001. - 202 с.
6. Социология: Энциклопедия [Текст] / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - С. 213 - 215.
Bibliography
1. Dvoretskaya, Yu.Yu. Valuable Orientations System of a Person Having Changed Specialization [Text] / Yu.Yu. Dvoretskaya // Person. Community. Management. - 2006. - № 2. -P. 22-28.
2. Dvoretskaya, Yu.Yu. The Experts’ Personal Peculiartities With a Different Level of Professional Mobility [Text] / Yu.Yu. Dvoretskaya // Person. Community. Management: Young Researcher’s View. - 2007. - № 4. - P. 31 - 35.
3. Goryunova, L.V. Expert’s Professional Mobility in the Context of Competance Approach [Text] / L.V.Goryunova // Pedagogics. - 2006. - № 3. - P. 54 - 60.
4. Kochetkova, A. Human Capital Forming (System-and-Conceptual Approach) [Text] / A. Kochetkova // Alma mater, Higher School Herald. - 2004. - № 11. - P. 17-21.
5. Sociology: Encyclopedia [Text] / A.A. Gritsanov, V.L. Abushenko, G.M. Evelkin, G.N. Sokolov, O.V. Tereshchenko. - Minsk: Book House, 2003. - P. 213 - 215.
6. Sokolova, M.L. Students’ Individual Educational Routes Designing at a Higher School: Diss. ... Cand. of Ped. [Text] / M.L. Sokolova. - Arkhangelsk, 2001 - 202 p.