Научная статья на тему 'Закономерности и принципы формирования готовности к профессиональной мобильности у студентов в условиях провинции'

Закономерности и принципы формирования готовности к профессиональной мобильности у студентов в условиях провинции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОВИНЦИЯ / ПОДХОДЫ / СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ПРИНЦИПЫ / PROFESSIONAL MOBILITY / PROVINCE / APPROACHES / THE STYLE OF ACTIVITY / PROFESSIONAL SELF-ACTUALIZATION / PATTERNS AND PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нужнова Светлана Валерьевна

В статье на основе антропоцентрического подхода в сочетании с гуманистическим, акмеологическим и синергетическим подходами раскрыта сущность феномена профессиональной мобильности; уточнено понятие «готовность» к профессиональной мобильности в условиях малого города; выделены принципы и закономерности, позволяющие оптимизировать процесс подготовки к профессиональной мобильности в условиях провинции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pattern and the principles of formation of students' professional mobility in the province

The article deals with the anthropothentic, humanistic, acmeism and synergetic approaches as the bases of such category as students' professional mobility. The term readiness to the professional mobility in the province is defined more precisely; the principles and patterns which improve the process of the professional mobility formation in province are given.

Текст научной работы на тему «Закономерности и принципы формирования готовности к профессиональной мобильности у студентов в условиях провинции»

УДК Н 881 ББК 74.584

Нужнова Светлана Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент Троицк

Nuzhnova Svetlana Valeryevna

Candidate of Pedagogics,

Associate Professor Troitsk

Закономерности и принципы формирования готовности к профессиональной мобильности у студентов в условиях провинции Patterns and Principles of Students’ Professional Mobility Readiness

in the Province

В статье на основе антропоцентрического подхода в сочетании с гуманистическим, акмеологическим и синергетическим подходами раскрыта сущность феномена профессиональной мобильности; уточнено понятие «готовность» к профессиональной мобильности в условиях малого города; выделены принципы и закономерности, позволяющие оптимизировать процесс подготовки к профессиональной мобильности в условиях провинции.

The article deals with the anthropocentric, humanistic, acmeological and synergetic approaches as the basis of such category as students’ professional mobility. The term “readiness” to the professional mobility in the province is defined more precisely; the principles and patterns which improve the process of the professional mobility formation in province are given.

Ключевые слова: профессиональная мобильность; провинция; подходы; стиль деятельности; профессиональная самоактуализация; самореализация; закономерности; принципы.

Key words: professional mobility; province; approaches; the style of activity; professional self-actualization; patterns and principles.

В последние годы проблеме формирования профессиональной мобильности выпускников вузов уделяется достаточно много внимания. Особенно данная проблема актуальна для вузов, расположенных в малых городах, где проблема трудоустройства выпускников стоит достаточно остро.

Исследование особенностей провинции и провинциального образования позволило нам выделить три группы факторов, которые являются значимыми при формировании профессиональной мобильности в вузе в малом городе:

- факторы, обусловливающие востребованность в провинции мобильных специалистов: ограниченный рынок труда в провинции и проблемность трудоустройства по специальности, неопределенность перспектив развития отдельных отраслей и территорий в целом, высокая обусловленность эффектив-Вестник ЧГПУ5'2009 122

ности трудовой деятельности профессиональными и личностными качествами каждого субъекта;

- факторы, предопределяющие необходимость подготовки мобильных специалистов непосредственно на местах: высокая степень своеобразия экономической и политической жизни каждого региона, отличные от больших городов культурно-психологические особенности населения, невозможность кадрового обеспечения провинции специалистами, закончившими столичные вузы, необходимость повышения культурного уровня провинции и снятия социальной напряженности, низкая доступность престижного «столичного» высшего образования для выпускников из провинции;

- факторы, способствующие формированию мобильных специалистов в провинции: отличные от больших городов культурно-психологические особенности обучающихся, их малая численность, позволяющие индивидуализировать образовательный процесс, способствовать студенческому самоуправлению; единение студентов и преподавателей, характерное для малых городов, что создает благоприятную почву для реализации идей фасилитации преподавателями процесса профессионального и личностного становления студентов и т.д.

Анализ выделенных факторов позволяет говорить о необходимости изучения феномена профессиональной мобильности в контексте условий провинции и выявления закономерностей и принципов формирования готовности выпускников провинциальных вузов к профессиональной мобильности в конкретных условиях провинциального образования.

Впервые понятие «профессиональная мобильность», обозначающее качества личности, определяющее её адаптацию в социально-профессиональной жизни, было введено в научный обиход сравнительно недавно, в рамках социологических исследований (П.А. Сорокин, 1927 г). Большой вклад в изучение этого феномена внесли социологи США, Европы и России (Э.Ф. Джексон, Г.Д. Крокет, П.М. Бло, О.Д. Данкен, Б. Шефер и др.), так как свои исследования в области социальной мобильности эти ученые связывали с проблемой профессиональной мобильности. В педагогических исследованиях определения поня-

тия «профессиональная мобильность» (М.И. Дьяченко [6], Л.А. Кандыбович [6], Э.Ф. Зеер [8], и др.) и его структуры (П.Р. Атутов [1], С.Я. Батышев [2], А.П. Беляева [3] и др.), как правило, отражают специфику технических рабочих специальностей. Попытка «универсализации» этого понятия, т.е. расширения его радиуса применимости (к различным профессиям, в частность и ко вновь возникающим - этот процесс имеет тенденцию активно развиваться в условиях информационного общества) с одной стороны, и отражения в нем специфики провинции и провинциального вузовского образования - с другой, привели нас к необходимости уточнения понятийного аппарата исследования.

Важно подчеркнуть, что социально-экономический подход к изучению профессиональной мобильности, который на сегодняшний день можно считать традиционным, обращает внимание на внешнюю сторону процесса в ущерб раскрытия его внутреннего смысла. При этом в качестве основных факторов, определяющих профессиональную мобильность, называются: отсутствие рабочих мест, низкая заработная плата, бытовая неустроенность и т.д. (т.е. в данном случае мобильность продиктована необходимостью адаптироваться к реальным жизненным ситуациям). Формирующими факторами мобильности в рамках этого подхода, в первую очередь, становятся государство, семья, рынок труда и т. д., а не образование и профессиональное саморазвитие.

Изучение феномена профессиональной мобильности с позиций антропоцентрического подхода в сочетании с гуманистическим, акмеологическим и синергетическим подходами позволяет посмотреть на проблему профессиональной мобильности по-новому. В рамках рассматриваемых подходов мобильность понимается как внутреннее самосовершенствование личности, основанное на стабильных ценностях и потребности в самосовершенствовании [11]. В этом случае в качестве результата профессиональной мобильности рассматривается не только когнитивная и инструментальная её составляющие, но и внутренняя свобода и раскрепощенность личности, её способность быстро реагировать на происходящие изменения в социуме, умение перестроиться (при необходимости) в профессиональной деятельности. Такое понимание «профессиональной мобильности» позволяет говорить о профессиональной мобильности не только Вестник ЧГПУ5'2009 124

как об изменении трудового статуса: например, перехода занятого в положение незанятого, превращение наемного работника в самозанятого, неквалифицированного - в квалифицированного, занятого полное рабочее время - в частично занятого и т.д. Оно позволяет учесть, что в условиях глобализации общественных проблем, ведущих к формированию современного информационного общества, возникают новые виды человеческой деятельности, которые ставят людей перед необходимостью оперативно реагировать на происходящие изменения, чаще всего в ситуации неопределенности и риска. Образ современного человека в этом случае ассоциируется с образом человека, способного «выстраивать свою жизнедеятельность», обладать внутренней гибкостью, иметь разнообразные интересы, понимать и принимать ценности самосовершенствования. Сказанное выше позволяет нам определить профессиональную мобильность в условиях провинции как реализованную готовность личности к профессиональной самоактуализации и профессиональной самореализации в условиях ограниченного и нестабильного трудового рынка провинции.

Профессиональная мобильность - это сложное образование в структуре личности специалиста, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизни, поэтому для выпускника вуза мы можем говорить только о готовности к профессиональной мобильности. В ракурсе проводимого исследования готовность целесообразно рассматривать как качество личности, позволяющее при встрече со значимой информацией (ситуацией), трансформировать деятельность, изменять мотивы, определяющие деятельность и влияющие на такую трансформацию, находить оптимальный для данных конкретных условий стиль деятельности. При этом важны установки на использование прошлого опыта в новых ситуациях; готовность к «пересмотру» своего образа мира; профессионально-личностной самореализации; устойчивая позитивная мотивация к образовательной деятельности; оптимальное сочетание мотивации достижения успеха и избегания неудач. Обобщая вышесказанное, мы определяем готовность к профессиональной мобильности в условиях провинции как качество личности, обеспечивающее оптимальный стиль её деятельности в процессе

профессиональной самоактуализации и самореализации в условиях ограниченного и нестабильного трудового рынка провинции.

Формирование и совершенствование качеств личности, определяющих готовность к профессиональной мобильности, - это сложный многогранный процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности человека. Однако основы готовности к профессиональной мобильности закладываются на начальном этапе при получении высшего профессионального образования. Если проанализировать опыт подготовки специалистов в современной высшей школе, то можно прийти к заключению, что содержание и перечень дисциплин образовательных программ (особенно университетских) в целом обеспечивают фундамент для профессиональной мобильности выпускников. В основном, первые два-три года обучения посвящены изучению общеобразовательных дисциплин и дисциплин, дающих необходимую культурологическую подготовку, на старших курсах происходи углубленное освоение профессиональных дисциплин и приобретение профессиональных компетенций. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что речь, как правило, не идет о целенаправленном формировании готовности к профессиональной мобильности. Данное качество выпускника на сегодняшний день - это побочный продукт высшего образования, в том числе и провинциального.

Исследуя факторы, способствующие формированию готовности к профессиональной мобильности в условиях провинциального вуза с позиций гуманистического подхода в сочетании с антропоцентрическим, синергетическим и акмеологическим подходами, мы выявили закономерности (внешней обусловленности, внутренней обусловленности, организационно-педагогической эффективности) и принципы, составляющие ядро концепции формирования готовности к профессиональной мобильности у студентов провинциального вуза. Рассмотрим их подробнее.

Определяя готовность к профессиональной мобильности в условиях провинции как качество личности, обеспечивающее оптимальный стиль её деятельности, мы считаем необходимым дать некоторые пояснения относительно

этого конструкта применительно к теме исследования. Е.А. Климов индивидуальный стиль деятельности определяет как устойчивую систему способов, обусловленную типологическими особенностями личности, которая складывается под воздействием её стремления к наилучшему осуществлению конкретной деятельности. Согласно мнению ученого, существует «ядро» индивидуального стиля, которое определяют природные данные человека и своеобразная «пристройка» к ядру - группа особенностей деятельности, связанных с максимальным использованием человеком своих сильных сторон и компенсацией или преодолением недостатков, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков (сознательных или стихийных) [9]. Именно целенаправленное развитие «пристройки» к «ядру» индивидуального стиля позволяет приспособить природные особенности человека к оптимальному поведению в условиях нестабильности и неопределённости.

Связывая профессиональную мобильность с индивидуальным стилем деятельности, многие исследователи [4; 5; 8 и др.], рассматривают мобильность как механизм социальной и профессиональной адаптации, который определяется системой личностных качеств, позволяющих максимально приспособиться к условиям деятельности. Ученые выделяют различные качества, влияющие на адаптивное поведение личности. Однако при этом обращается внимание на развитие именно тех качеств, которые не являются генетически предопределёнными (относятся к «пристройке», а не к «ядру» индивидуального стиля деятельности), т.е. возможно их целенаправленное формирование. Поэтому в модели личности, готовой к профессиональной мобильности целесообразно выделение в качестве базовой системы именно этих качеств.

При этом ученые и практики [5; 12; 13 и др.], говоря о мобильности, указывают, прежде всего, на значимость эмоционально-волевой сферы готовности личности к переменам в жизни. Поэтому мы считаем необходимым при подготовке к профессиональной мобильности формирование индивидуальной системы нравственных ценностей, некоторого нравственного стержня, позволяющего правильно ориентироваться в быстроменяющихся условиях современного общества.

Не менее важным компонентом профессиональной мобильности, как утверждают П.Р. Атутов [1], С.Я. Батышев [2], А.П. Беляева [3], М.И. Дьяченко [6], Л.А. Кандыбович [6], Э.Ф. Зеер [8], и др., являются фундаментальные знания и обобщенные способы деятельности. Это определяется тем, что одной из основных характеристик профессиональной мобильности специалиста является быстрое освоение новых знаний, необходимых для расширения рамок профессиональной деятельности или для освоения совершенно новых профессий, при этом владение фундаментальными знаниями и обобщенными способами деятельности является основным условием, обеспечивающим быстрое усвоения нового знания.

Создание условий для формирования компенсаторного механизма, охватывающего все стороны личности, обеспечивающего оптимальный стиль её деятельности, который по своей природе глубоко индивидуален, возможно только при организации индивидуальной траектории личностного и профессионального развития для каждого конкретного студента. При этом необходимо помнить, что корректировка личностных качеств - это сложный неоднозначный процесс, при котором педагогические воздействия не всегда определяют положительный результат. Исходя из этого можно сформулировать следующие закономерности внутренней обусловленности формирования готовности к профессиональной мобильности: 1) процесс формирования готовности к профессиональной мобильности как сложного психолого-педагогического конструкта, охватывающего мотивационно-волевые, когнитивные и коммуникативные стороны личности, должен предусматривать индивидуальную траекторию становления специалиста и строится на основе нелинейной зависимости от педагогических воздействий; 2) при формировании готовности к профессиональной мобильности возможно выделение инвариантных компонентов в структуре мобильного специалиста, связанных с фундаментальными знаниями, системой нравственных ценностей, базовыми личностными качествами, необходимыми для профессиональной самореализации в условиях провинции. Закономерности внутренней обусловленности формирования готовности к про-

фессиональной мобильности реализуются в нашем исследовании через принципы актуализации мировоззренческих ценностей, фундаментализации и при-родосообразности.

Изучение научных публикаций по рассматриваемой проблеме позволяет утверждать, что большинство ученых, работающих в этой области (Т. А. Арташкина, В.С. Гнездилов, Л. Гребнев, В.Н. Степанов и др.), считают возможным и целесообразным решение проблемы кадрового обеспечения провинции через организацию развернутой системы подготовки квалифицированных специалистов на местах. При этом авторы называются и приоритетные задачи, решение которых позволит достичь указанной цели: усиление роли регионального компонента в содержании образования как фактора, способствующего формированию профессиональной мобильности в условиях конкретного региона; организация содействия столичных вузов внедрению современных образовательных технологий и профессиональному росту профессорско-преподавательского состава региональных вузов; повышение роли региональных вузов в формировании социальной и культурной среды, привлекательной для реализации жизненных устремлений всех жителей региона и др.

Особо значима для подготовки мобильного специалиста последняя составляющая, поэтому при подготовке к профессиональной мобильности в провинциальном вузе, прежде всего, следует учитывать, тот факт, что высшее учебное заведение в небольшом городе - это своеобразный культурный центр провинции, интегрирующий стержень в межнациональных отношениях, фактор надежной национальной безопасности. Однако социологические исследования последнего времени свидетельствуют, что у населения провинциальных городов России ощущается дефицит социальной и культурной самоидентификации, отчего происходит распыление лучших свойств их национального характера. Сохранение культурной субстанции в данных условиях - это залог моральной консолидации членов территориального сообщества на основе традиций, исторической и этнической памяти. В связи с этим социокультурная составляющая образования в провинции приобретает особый статус. Вузу необходимо спо-

собствовать развитию отношений между многонациональной культурой региона и социумом через разнообразные виды своей деятельности, только тогда можно надеяться на возрастание привлекательности провинции в плане профессиональной самореализации для молодежи. Эти положения нашли подтверждение в проведенных нами исследованиях, в результате которых были выявлены группы факторов, отражающие особенности провинции, которые являются значимыми при формировании профессиональной мобильности в вузе, расположенном в малом городе. В числе факторов, предопределяющих необходимость подготовки мобильных специалистов непосредственно на местах, была отмечена высокая степень своеобразия экономической и политической жизни каждого региона. Этот фактор имеет немаловажное значение при организации подготовки к профессиональной мобильности. Так А.К. Костин, рассматривая региональное образование как стратегическое направление образовательной политики России, отмечает, что особенности региона как территориальной и социально-культурной общности, представляющей уникальное сочетание природных, экономических, социальных и политических процессов предопределяет создание своих моделей и программ образования. Автор подчеркивает, что указанные модели должны строиться в контексте единого образовательного пространства, но с учетом многообразия тенденций социального характера и в сочетании со спецификой местного опыта [10]. Сказанное выше позволило нам выделить следующую закономерность внешней обусловленности: подготовка мобильного специалиста, успешного в условиях специфического рынка труда провинции, возможна и необходима непосредственно на местах при активном использовании в педагогической системе вуза образовательного опыта провинции и учете культурно-исторических традиций региона.

Одной из основных целей профессионального образования является формирование у студента целостной структуры будущей профессиональной деятельности. При этом принцип профессиональной направленности является ведущим, системообразующим принципом профессионального образования, важнейшим принципом деятельности при организации учебной, внеаудиторной и

исследовательской работы студентов [7]. Включение студентов в активную профессиональную деятельность должно содержать как предметный контекст (формирование профессионального мышления, компетенций), так и социальный, способствующий формированию умений социального взаимодействия и общения, совместного принятия решений, ответственности за дело, за себя и за других.

Основной характеристикой обучения контекстного типа, реализуемого с помощью системы новых и традиционных форм и методов обучения, является моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Такой тип обучения будет тем более эффективен, чем теснее связь теории с практикой, чем в большей степени модели будущей профессиональной деятельности совпадают с реальной профессиональной деятельностью. Поэтому при формировании профессиональной мобильности в условиях рынка труда малого города необходимо использовать модели профессиональной деятельности, максимально приближенные к конкретным условиям провинции. Исходя из вышесказанного в качестве следующей закономерности внешней обусловленности мы выделяем: формирование готовности к профессиональной мобильности будет эффективным при включенности студента в профессиональную и квазипрофессиональную деятельность на основе использования потенциала провинции. Закономерности внешней обусловленности реализуются нами через принципы целостности, открытости и культу-росообразности.

Закономерность организационно-педагогической эффективности связана с проблемой совершенствования педагогического процесса - получением максимально возможного результата при минимальных затратах. Данная закономерность выявлена нами при исследовании феномена формирования готовности студентов к профессиональной мобильности и управления им с позиций синергетического подхода, который позволяет: рассматривать человека как сложную вероятностную систему открытого типа, способную при определенных условиях к самоорганизации и саморазвитию; учитывать нелинейную зависимость из-

менений параметров личности от педагогических воздействий и индивидуальность траектории профессионального развития студента; рассматривать педагогическую систему подготовки к профессиональной мобильности в условиях провинции как и открытую и вероятностную, проходящую в своем развитии стадии устойчивого и неустойчивого развития.

Данная закономерность сформулирована в следующем положении: процесс развития открытых, нелинейных, неравновесных систем, к которым относится и педагогическая система формирования готовности к профессиональной мобильности, представляет собой последовательную смену трех этапов: устойчивого развития, возникновения противоречий, структуирования и роста упорядоченности, что предопределяет введение новых стилей педагогического управления на этапах неустойчивого развития. Данная закономерность предопределяет необходимость учета при формировании готовности к профессиональной мобильности принципов опережающего управления и вероятност-ности.

Вышеперечисленные закономерности и принципы формирования готовности к профессиональной мобильности, выявленные в ходе теоретического осмысление рассматриваемого процесса с позиций гуманистического, антропоцентрического, синергетического, акмеологического и компетентностного подходов, составляют теоретико-методологическую основу концепции формирования готовности к профессиональной мобильности у студентов провинциального вуза.

Библиографический список

1. Атутов, П.Р. Методологические проблемы национально-регионального образования [Текст] / П.Р. Атутов, М.М. Будаева // Педагогика. - 2001. - № 2. - С. 25 - 32.

2. Батышев, С.Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации [Текст] / С.Я. Батышев. - М.: Просвещение, 1987. - 135 с.

3. Беляева, А.П. Тенденции развития профессионального образования [Текст] / А.П. Беляева // Педагогика. - 2003. - № 6. - С. 21-27.

4. Бочкарёва, Л.П. Индивидуально - психологические предпосылки профессиональной переориентации [Текст]: автореф. дис. ... канд. псих. наук / Л.П. Бочкарёва. - СПб., 1992.

- 28 с.

5. Дворецкая, Ю.Ю. Психология профессиональной мобильной личности [Текст]: автореф. дис. ... канд. псих. наук / Ю.Ю. Дворецкая.- Краснодар, 2007. - 30 с.

6. Дьяченко, М.И., Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко. - Минск, 1985.

- 71 с.

Вестник ЧГПУ5'2009 132

7. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст]: учебное пособие / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 321 с.

8. Зеер, Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании [Текст] / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2000. - № 3(5) -С. 90 -102.

9. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности [Текст] // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 74-77.

10. Костин, А.К. Регионализация образования - стратегическое направление образовательной политики [Текст] / А.К. Костин // Педагогика. - 2005. - №8. - С. 26-32.

11. Лесохина, Л.Н. К обществу образованных людей... / Теория и практика образования взрослых [Текст] / Л.Н. Лесохина. - СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998. - 266 с.

12. Неделько, Е.Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза [Текст]: дис.. канд. пед. наук. / Е.Г. Неделько. - Магнитогорск, 2007. - 138 с.

13. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст] / Д.В. Чер-нилевский. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 437с.

Bibliography

1. Atutov, P.R. Methodological Problems of National and Regional Education [Text] / P.R. Atutov, M.M. Budaev // Pedagogic. -2001. - №2.- P.25-32.

2. Batyshev, S.Ya. The Reform of Professional School; Experience, Tasks and Ways of Realization [Text] /S.Ya. Batyshev. - M.: Prosveshchenie, 1987. - 135 p.

3. Belyaeva, A.P. The Tendencies of Professional Education. [Text] / A.P. Belyaeva // Pedagogic. - 2003. - №6. - P. 21-27.

4. Bochkareva, L.P. Individual and Psychological Reasons for Professional Reorientation. [Text] / L.P. Bochkareva. - SPb, 1992. - 28 p.

5. Chernilevsky, D.V. Didactic Technologies at Higher School [Text] / D.V. Chern-ilevskyy. - M.: YUNITY, 2002. - 437 p.

6. Dvoretskaya Yu.Yu. Psychology of a Person’s Professional Mobility [Text]: Author’s Abstract.. Thesis / Yu.Yu. Dvoretskaya. - Krasnodar, 2007. - 30 p.

7. Dyachenko, M.I. Readiness to the Activity Under Strenuous Conditions. Psychological Aspect [Text] / M.I. Dyachenko, L.A. Kandybovich, V. A. Ponomarenko. - Minsk, 1985. - 71 p.

8. Klimov, E.A. Individual Style of Activity [Text] / Psychology of Individual Differences [Text] // Edited by Yu.B. Gippenreiter, V.Ya. Romanov. - M.: MGU, 1982. - P.74-77.

9. Kostin, A.K. Regional Education - Strategy of Educational Policy [Text] / A.K. Kostin // Pedagogic. - 2005. - №8. - P. 26-32.

10. Lesokhina, L.N. The Society of Educated People.Theory and Practice of Adults’ Education [Text] / L.N. Lesokhina. -SPb.: IOR RAO “Tuskarora”, 1998. - 266 p.

11. Nedelko, E.G. Formation of Motivational Readiness to the Professional Mobility of Students of Higher Educational Establishments [Text]: Thesis / E.G. Nedelko. - Magnitogorsk, 2007. - 138 p.

12. Zagvyazinsky, V.I. The Theory of Studies: Modern Version [Text] / Student Book / V.I. Zagvyazinsky. - M.: Academy, 2001. - 321 p.

13. Zeer, E.F. Key Qualifications and Competences in the Self-Oriented Professional Education. [Text] / E.F. Zeer // Education and Science. - 2000. - №3 (5) - P.90-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.