Научная статья на тему 'Содержание и методы преподавания декоративного рисунка в высшем профессиональном образовании'

Содержание и методы преподавания декоративного рисунка в высшем профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / ДЕКОРАТИВНЫЙ РИСУНОК / ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА / ДЕКОРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакин М. О.

Статья рассматривает вопрос о месте и роли преподавания декоративного рисунка студентам в области традиционного прикладного искусства. Прослеживается связь общепрофессионального курса с циклом профессиональных дисциплин мастерством и моделированием текстильных изделий. На материале учебных программ по мастерству и моделированию, программ по академическому рисунку, а также на основе полученных результатов показана необходимость изучения академического и декоративного рисунка для студентов данной специальности, как основы художественного профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломакин М. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и методы преподавания декоративного рисунка в высшем профессиональном образовании»

М. О. Ломакин

Высшая школа народных искусств (институт)

Содержание и методы преподавания декоративного рисунка в высшем

профессиональном образовании

В современных условиях художники традиционного прикладного искусства призваны сохранять и развивать национальные художественные традиции. Перед ними встают новые задачи, возможность решения которых предполагает высокий уровень профессиональной подготовки.

Развить у учащихся способность к созданию художественного изделия, в котором бы традиции русского прикладного искусства обрели бы новое, современное звучание, является целью профессионального художественного образования. Художник-мастер должен владеть не только профессиональными техническими приемами исполнительского мастерства. Важно воспитать в будущих мастерах способность творчески мыслить, понимать природу художественного творчества [12, с. 5].

Анализ теоретической литературы показал, что применение инновационных методик является необходимым условием для повышения эффективности формирования учебного предмета и его преподавания [13, с. 2].

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы преподавателя в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. В настоящее время в педагогической литературе выделено довольно большое число методов обучения и воспитания [1]. Кроме традиционных известный педагог-теоретик, востоковед М.И. Махмутов указывает пять методов преподавания и пять методов учения [15, с. 54]. Выделяется целая группа дидактических методов организации занятий, интенсивно разрабатываются эвристические методы (мозгового штурма, эмпатии, инверсии, эвристических вопросов и др.).

Но, несмотря на это, проблема методов обучения, как в теории обучения, так и в реальной педагогической практике преподавания декоративного рисунка для будущих художников декоративно-прикладного искусства, остается весьма актуальной [20, с. 10].

Категория методов обучения выводит на ответ на традиционный дидактический вопрос - как учить. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод является сердцевиной учебного процесса, связующим звеном между намеченной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели - содержание - методы - формы - средства обучения» является определяющей [4].

Метод в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Целью предмета является овладение учащимися основами знаний об истории, развитии, специфики декоративного рисунка в контексте современного состояния традиционного прикладного искусства. Развитие умения использовать выразительные средства декоративного рисунка при создании декоративных переработок натурных изображений с учетом требований различных специализаций традиционного прикладного искусства. Развитие понимания дальнейшего поступательного движения декоративных разработок при создании проектов по специальности.

Важнейшими составляющими методики являются содержание, методы и формы обучения.

При определении содержания, форм и методов обучения следует в первую очередь исходить из требований конкретной специализации, по которой обучаются студенты, какие знания и навыки необходимы для эффективной профессиональной деятельности, для успешного творческого роста в каждой конкретной области традиционного прикладного искусства.

Содержание обучения должно вытекать из задач, стоящих перед студентами

той или иной специализации в краткосрочной и долгосрочной перспективе. К

32

важнейшим характеристикам изучаемого материала могут быть отнесены его содержание, сложность, степень структурированности [13, с. 23].

Содержание учебных программ зависит от целей обучения, от специализации студентов, от уровня подготовки студентов и опыта преподавателя. Успех в освоении учебного материала в значительной степени зависит от того, в какой степени содержание учебного материала соотносится с образовательным уровнем, опытом и интересами обучающихся. Ошибки при определении содержания учебной программы ведут к серьезным нарушениям в усвоении учащимися учебного материала, при этом оказываются неэффективными квалификация преподавателя, методы преподавания и самые благоприятные условия обучения.

Другой фактор, оказывающий влияние на результаты обучения, сложность изучаемого материала. Чем сложнее изучаемый материал, тем больше времени требуется для его усвоения. При этом профессиональный опыт и образовательный уровень обучающихся играют важную роль. Для облегчения усвоения сложного учебного материала необходимо широкое использование наглядных средств, демонстрация образцов из методического фонда, применение активных методов обучения.

Степень структурированности учебного материала, то есть то, насколько он хорошо систематизирован и насколько четко, логично и последовательно организован, также оказывает значительное влияние на успех обучения. Чем лучше структурирован учебный материал, тем легче он воспринимается и усваивается обучающимися. Учебный материал должен быть организован так, чтобы не только передать обучающимся основные сведения по изучаемой теме, но и помочь им легче установить связи между разными частями программы, сформировать системное, комплексное понимание изучаемого предмета.

Декоративный рисунок является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств, искусства графики. В нем проявляются закономерности эстетического отношения человека к действительности и искусства к действительности, общие с живописью, скульптурой, архитектурой.

В процессе исторического развития графического декоративного рисунка сложились и некоторые универсальные законы (принципы) и правила композиций. Это принципы и правила, соблюдение которых обеспечивает в формах такие свойства, как целостность, гармоничность и соразмерность.

По своей эстетической специфике декоративный рисунок очень близок традиционному прикладному искусству, характерному для народного искусства эстетическому восприятию вещей и обстановки. В частности, обобщенность и заостренность образов свойственна всему народному изобразительному творчеству, в котором изображаемое воспринимается укрупнено, цельно, без мелочей. Лаконичность форм, украшений, смысловая точность, конкретность и интенсивность тона, контрасты в фактурной проработке отдельных элементов композиции - эти и другие черты органически присущи и народному изобразительному творчеству, и высокому профессиональному декоративному рисунку. Притягательной силой декоративного рисунка является разнообразие и практичность многих его методов и приемов.

Именно поэтому для целого ряда заданий в программе «Академический рисунок» предусмотрены разделы, посвящённые декоративной переработке натурных рисунков, в которых обучающийся может развить свои возможности и выявить свои способности в любом из их видов. Следовательно, проблема изучения содержания и методики преподавания предмета «Декоративный рисунок» является актуальной.

Методика преподавания предмета «Декоративный рисунок», являющегося промежуточной ступенью, связью между предметами общепрофессионального цикла и мастерством и проектированием, и, следовательно, основанного на традиционной народной культуре, сравнительно молодой раздел методики преподавания образовательной области «Декоративно-прикладное искусство». Но уже сегодня можно утверждать, что наряду с общеизвестными педагогическими принципами в нее должны быть включены следующие специальные положения:

- опора на изучаемую специализацию традиционного прикладного искусства и его каноны;

- связь с теоретическими положениями эстетики;

- формирование понятийного аппарата;

- целенаправленное развитие интересов;

- рациональный выбор учебных заданий.

Для приобретения четкой и уверенной графической техники и навыков в рисунке работать следует главным образом пером, так как работа им требует особенно твердой и уверенной руки. Однако метод обучения декоративному рисунку строится в немалой степени на изучении и, часто, на копировании образцов. Самостоятельное значение декоративный рисунок приобретает при создании самостоятельного декоративного решения на основе авторского рисунка с натуры [21, с. 45].

На занятиях по декоративному рисунку также важную роль играет умение компоновать лист, делать его выразительным. Преподаватель должен учитывать отличительные особенности декоративного рисунка по отношению к натурному рисованию и по отношению к задачам по мастерству и учитывать их при организации занятий, знать разнообразные методические приемы работы и уметь их применять, правильно используя каждый из них в нужные моменты.

Особенности каждой специализации традиционного прикладного искусства одновременно являются и основными закономерностями композиции декоративных работ. Это относится к таким принципам, как утилитарность изображений, т. е. изображения на предметах быта, а также сами произведения декоративно-прикладного и народного искусства не являются самостоятельными, какими являются произведения станковой живописи или станковые графические листы. Изображения декоративного характера служат украшению предметов. Поэтому при разъяснении этой закономерности следует объяснять учащимся, что изобразительные элементы на изображаемых предметах не могут доминировать, закрывать форму предмета. В этом случае следует привести примеры удачного и неудачного решения художественной разработки предметов на примерах произведений графического и декоративно-прикладного искусства.

Характер декоративной переработки изображения зависит, прежде всего, от

35

его положения в композиции и пластической ролью, которую он играет для композиционного целого, является ли он доминантой, центральным элементом композиции, или является второстепенным, подчиненным. Например, в натюрморте предметы, составляющие центральное ядро композиции по отношению к фону или плоскости стола, или в портрете голова, руки к одежде или к окружению. На каких предметах уместны изображения различных растительных форм, на каких абстрактные декоративные элементы. Необходимо учитывать и форму предмета, его пластические особенности, его масштаб. Так, для чайника не подходит рисунок геометрических граненых фигур - треугольников, прямоугольников. Здесь уместны округлые формы - близкие к растительным мотивам. На предметах прямоугольной формы хорошо компонуются узоры в виде полос (параллельных, перпендикулярных, пересекающихся под прямым углом, составляющих прямоугольник, квадрат). Очевидно, что такие тематически насыщенные декоративные элементы совершенно не применимы при работе с изображением человека, при которой требуется портретная характеристика. Здесь должны применяться более абстрактные, строго отобранные формы, тесно связанные с такой сложной, индивидуальной формой, как человеческое лицо и тело. Все это нужно пояснять на примерах образцов - как лучших работ студентов из методического фонда, так и на примерах произведений классического искусства.

Композиция декоративного элемента для разработки какого-то конкретного предмета или вещи зависит также от материала, из которого они изготовлены, а также тоновой насыщенности фона, на котором изображен предмет.

С изложенными принципами композиции тесно переплетается вопрос о декоративной переработке форм растительного и животного мира. Степень декоративной переработки (трактовки) играет здесь важную роль, так как значительно влияет на выразительность композиции [21, с. 100].

При объяснении каждого из заданий преподаватель должен раскрыть один из важных законов декоративной графики - сохранение определенной плоскости. Смысл этой закономерности в том, что в декоративных работах не показываются

светотеневые эффекты, передающие иллюзию объемности рисуемых предметов.

36

Объясняется это тем, что изображения на предметах преследуют цель их украшения при условии сохранения восприятия той степени объемности, которая у них имеется. Поэтому для декоративных элементов характерно плоское или сильно упрощенное изображение различных тематических составляющих.

Преподаватель должен также дать обучающимся представление о таких закономерностях декоративно-прикладного искусства, как ритм, симметрия, асимметрия, выделение центра. Это следует делать путем разъяснения этих понятий и показа произведений декоративно-прикладного искусства, а также лучших работ студентов.

При раскрытии таких понятий, как «ритм» и «симметрия», можно говорить о сущности композиции узора, о зависимости характера композиции от ритма, симметрии, асимметрии, выделения центра, о динамичности узора, которая зависит от степени передачи впечатления движения, яркости контрастов.

При построении композиции важное значение имеет также различная степень силуэтности изобразительных элементов (светлотная тональность) и характер тонового решения.

Преподаватель должен всегда помнить, что для успешного выполнения композиций различных декоративных переработок необходимо систематически знакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», показывать и анализировать произведения этого вида искусства (оформление одежды, мебели, посуды, украшения зданий).

Наглядными пособиями на занятиях по декоративному рисунку могут быть различные схематические рисунки и таблицы, наборы репродукций по декоративно-прикладному искусству, лучшие работы студентов. Хорошим средством наглядности являются также рисунки преподавателя на отдельных листах, которые показывают порядок декоративной переработки форм предметного, растительного и животного мира, изображений человека, последовательность построения линейной композиции орнамента.

Так как от характера декоративной переработки зависит выразительность

будущей композиции, то контуры предметов можно сделать или более округлыми

37

(линии будут плавные), или же более гранеными, ломаными, что придаст различный характер ритму, движению композиции. Об этом следует рассказать учащимся до того, как они начнут непосредственное выполнение эскизов композиции.

При объяснении сущности таких понятий, как «ритм», «симметрия», «асимметрия», «центр», в линейных композициях узоров учитель пользуется наглядными пособиями (образцами декоративно-прикладного искусства, их репродукциями). Например, для передачи ритма в композиции необходимо рассмотреть чередование двух или более элементов изображения. В узоре-полосе могут быть изображены различные растительные или пластические элементы. Для показа симметричности полосу делят пополам вертикальной чертой. Посередине, например, изображается в вертикальном положении ягода земляники, а слева и справа - чередующиеся листья и ягоды земляники, но в наклонном положении. Таким образом, будет соблюдена симметричность композиции и выделен ее центр [21, с. 35-51].

В декоративной работе очень важно как ее композиционное, пластическое и тоновое решение, так и профессиональное исполнение и грамотная подача на просмотре. В этой связи очень важно знание студентами графических материалов, умение ими работать и использовать их особенности и возможности. Необходимо воспитывать культуру подачи работ, их оформления и компоновки экспозиции, так как неудачное расположение работы на экспозиции способно сильно снизить впечатление от нее, а удачное - значительно подчеркнуть ее качества. Все эти моменты являются элементами воспитания общей художественной культуры, разносторонней личности каждого обучающегося.

Одна из основных целей обучения - предоставление будущим художникам-

мастерам знаний, которые помогут им лучше выполнять свою работу. Дело не

ограничивается лишь непосредственной передачей сведений, необходимого им для

успешного выполнения своих профессиональных задач. Одна из важнейших целей

обучения - повышение уровня общей художественной культуры студентов, а также

общую цель и важность возрождения традиционного прикладного искусства на

38

настоящем этапе. Эту задачу в ходе обучения позволяет решить предоставление обучающимся информации, которая дает им возможность лучше понимать место и роль предметов «Академический рисунок» и «Декоративная графика» в системе их профессионального образования, перспективы развития данной области, необходимость постановки образования на профессиональную базу.

Форма подачи учебного материла при обучении может быть разной - от устной до непосредственного показа преподавателем практических приемов владения рисунком и графикой, в зависимости от контингента обучающихся, целей обучения и содержания материала. Практические рисовальные навыки могут быть получены учащимися только в ходе непрерывной аудиторной и самостоятельной работы, поскольку эти навыки связаны с физическими аспектами выполнения профессиональной деятельности. Чтобы учащиеся могли овладеть этими навыками, надо не только дать им информацию о том, что они должен делать, но также показать, как они должны выполнить эту работу. Для развития и закрепления навыков необходимым условием обучения является как можно больший объем практической работы под руководством преподавателя и самостоятельной. Освоение необходимых профессиональных навыков выполнения простых и сложных задач предполагает при обучении как знакомство с правильным выполнением тех или иных действий, так и своевременную обратную связь (что делается хорошо, правильно, где ошибки), и подкрепление со стороны преподавателя. Обратная связь обеспечивается также внутренними нервно-мышечными стимулами. Такая обратная связь очень важна для освоения навыков работы с материалами и инструментами, поскольку каждый материал имеет свой изобразительный язык, обладает особыми художественными качествами, неповторимыми индивидуальными чертами.

Следует еще раз подчеркнуть, насколько важно сохранить непрерывность,

взаимосвязь дисциплин общепрофессионального цикла - академический рисунок

и декоративную графику и дисциплин профессионального цикла - мастерство и

проектирование, с упором на базовую роль академического рисунка. Именно здесь

коренится роль, которую несет на себе обучение академическому и декоративному

39

рисунку будущих художников декоративного прикладного искусства.

Список литературы:

1. Бардина Р.А. Изделия НХП и сувениры. - М., 1986.

2. Бердслей О. Шедевры графики. - М., 2002.

3. Бесчастнов Н.П.Черно-белая графика. - М., 2002.

4. Бредник Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. -Ростов н\Д, 2000.

5. Герчук Ю.А. Что такое орнамент? - М., 1998

6. Жегалова С.К. Русская народная живопись. - М., 1975.

7. Звонцов В.М. Основы понимания графики. - М., 1963.

8. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. -М., 1981.

9. Кузнецова Э.В. Искусство силуэта. - Л., 1970.

10.Кулебакин Г.М. Рисунок и основы композиции. 3-е изд. - М., 1988.

11.Лаптев А.И. Рисунок пером. - М., 1962.

12.Максимович В.Ф. Народные художественные промыслы [Текст]: Науч.-метод. пособие для преподавателей и студентов высш. и сред. учеб. заведений культуры и искусства/ В.Ф. Максимович. - М.: Флинта, 1999.

13. Максимович В.Ф. Исторический аспект и современное состояние образования в области народной художественной культуры России [Текст]: [Моск. шк. художеств. ремесел]/ В.Ф. Максимович // Профессионал. - 2001.

14.Маслова Г.Е. Орнамент в русской народной вышивке. - М., 1978.

15.Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. — Казань, 1972.

16.Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М., 1994.

17.Пармон Ф.М. Композиция костюма. - М., 1997.

18.Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. - М., 1981.

19. Ростовцев Н.Н История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка. - М., 1982.

20.Шорохов Е.В. Композиция; учебник для студентов худож.-граф. Фак. Пед. Ин-тов, 2-е изд. - М., 1986.

21.Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции. - М., 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.