Научная статья на тему 'Зарождение и развитие преподавания декоративного рисунка в России. История и современность'

Зарождение и развитие преподавания декоративного рисунка в России. История и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
447
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / ДЕКОРАТИВНЫЙ РИСУНОК / ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА / ДЕКОРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ломакин М.О.

Статья кратко рассказывает об истории преподавания декоративного рисунка как основы обучения художников декоративно-прикладного искусства, а также о современном состоянии профессионального образования в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ломакин М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарождение и развитие преподавания декоративного рисунка в России. История и современность»

М.О. Ломакин,

Высшая школа народных искусств (институт)

Зарождение и развитие преподавания декоративного рисунка в России.

История и современность

Понимание декоративно-прикладного искусства как общей основы изобразительного искусства вообще всегда было свойственно русским мастерам [7, 4]. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать совершенные для своего времени произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза, все эти материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Они не подделываются под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в соответствии с их собственными природными свойствами [5, 54]. Это умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией. Так сложились традиционные для многих народов нашей страны виды художественного ремесла: вышивка, кружевоплетение, художественная обработка дерева, кости, металла и других материалов [3, 15].

Истоки российского декоративно-прикладного искусства можно наблюдать в дошедших до нас изделиях ремесленников Древней Руси. Предметы ремесленной деятельности того времени часто достигали высокого художественного уровня, хотя разделить ремесло и художественное творчество еще трудно [1, 12].

Понимания декоративно-прикладного искусства как особого

художественного феномена не существовало до начала XVШ века. С древнейших

времен и до этого времени представители самых различных видов искусств,

иконописцы, гравировщики, копиисты книжных миниатюр, переплетчики и

49

переписчики книг, мастера стенной росписи и лепных украшений, самые различные ремесленники в области декоративно-прикладной деятельности назывались одним словом «художник». Поэтому изначально декоративно -прикладное искусство зарождалось и развивалось в артелях и мастерских ремесленников, особенно благодаря существовавшей в этой среде системе ученичества [9, 14].

Особое место среди ремесленных цехов занимали художественные и книжные мастерские многочисленных монастырей, где занимались созданием икон, переписыванием церковных книг, копированием книжных гравюр и орнаментов, настенной живописью. С конца XVI века центром развития декоративно-прикладного искусства становится Московская оружейная палата, в которой заказы на богато украшенное оружие и предметы быта выполнялись не только для московских царей, но для иностранных монархов [6, 9]. Мастера Оружейной палаты получали также заказы на изделия, предназначенные не только для царского окружения, но также на декоративно-прикладные изделия бытового назначения для широких кругов элиты русского общества.

В царствование Петра I развитие декоративно-прикладного искусства в России получило мощное ускорение. Был открыт ряд школ для обучения молодых людей различным видам прикладного искусства. В каждой такой школе независимо от ее профиля велось систематическое профессиональное обучение рисованию как практическому способу познания и понимания структуры пластической формы. В профессиональный обиход вводятся понятия проектной или декоративной графики, технического рисования [6, 10].

В эпоху царствования Екатерины II продолжалось развитие декоративно-

прикладного искусства в России. Развивалась декоративная графика как единый

инструмент художников-представителей различных видов декоративно-

прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство получало

профессиональную основу, отныне деятельность в этой сфере становилась не

любительством, а профессией. Вместе с ростом культуры этого искусства

постепенно складывалась его неповторимая, чисто русская художественность. Без

50

участия мастеров и художников-прикладников уже не обходилась ни одна из сфер общественной деятельности и частной жизни [6, 10].

Быстрое экономическое развитие России, связанный с ним рост дворцового и гражданского строительства, кораблестроения, фарфорового, фаянсового и стекольного промышленного производства создало повышенный спрос на профессионалов в области декоративно-прикладного искусства и, соответственно, привело к необходимости систематического художественного образования. При Академии наук в 1738 году была открыта рисовальная палата, ставшая центром развития и обучения декоративно-прикладному искусству. Этот год можно назвать годом возникновения в России академической школы обучения декоративно-прикладному искусству. Событием, которое окончательно сформировало русскую школу декоративно-прикладного искусства, было открытие в 1757 году Российской академии художеств. В Академию съезжались учиться художники-прикладники, мастера и их ученики со всей России. Целью учебы было получение академического художественного образования, развитие творческого мышления учащихся, изучение законов композиции, гармонии, понимания общего художественного единства. В это время, когда чувство декоративности у художников-прикладников было естественным, обретение целостного, ансамблевого видения позволило достичь прекрасных результатов в применении в интерьерах и экстерьерах зданий, оформлении бытовых предметов декоративно-прикладного искусства [6, 16].

Развитее и совершенствование российского декоративно-прикладного искусства в XVШ-XIX веках было исключительно плодотворным, развивалась и методика обучения ее академической основе - декоративному рисунку. Качество декоративных композиций и изделий, помимо профессионального их исполнения, зависело и от общего композиционно-пластического решения, поиск которого велся в подготовительных эскизах и проектах [10, 8].

Эскиз, проект не мог возникнуть на пустом месте, мысль художника шла от

реальности, от конкретных, увиденных им предметов окружающей

действительности через пластически-условное переосмысление формы к более

51

абстрактной декоративности. И этот ход мысли диктовался не только эстетическими предпочтениями того или иного художника, особенностями той или иной сферы декоративно-прикладного искусства, но и особенностями основ и материалов, применяемых в декоративной проектной графике, в предварительном рисунке, его техникой. Именно это сделало необходимость создания отдельной дисциплины «Декоративный рисунок», включающий изучение технических особенностей декоративного рисования и применяемых в нем материалов [8, 32].

Художественное видение, организация и оформление проектов текстильных изделий, интерьеров жилых и общественных помещений приобретает со временем все большее значение, художественные решения убранства помещений с использованием произведений и изделий декоративно -прикладного искусства постоянно усложняются с развитием эстетических и практических потребностей. В связи с повышением требовательности к эстетическому качеству окружающей бытовой среды, эстетически значимых предметов быта, одежды и украшений, повышается спрос на художника-профессионала в области декоративно-прикладного искусства [9, 7]. Именно это выдвинуло декоративный рисунок на такую важную, общезначимую позицию в декоративно-прикладном искусстве, какую занимает математика в сфере точных наук. Сфера декоративного рисунка - это сфера художественного мышления.

Декоративный рисунок играет определяющую роль в формировании композиционного мышления. Сущность этой роли состоит в движении мысли от реалистичности к условности, переработка реалистического изображения в условно-стилизованное.

В процессе создания декоративной композиции размещение и

распределение изобразительных элементов происходит по определенной схеме в

логической последовательности, заложенной автором. Изобразительные средства

и стилевые особенности должны быть согласованы, подчинены целому, при этом

нельзя забывать детали, которые играют очень важную роль. Организация

декоративной композиции - это, безусловно, главная задача, стоящая перед

52

художником в работе над произведением декоративно-прикладного искусства. Здесь он использует весь свой опыт натурного рисования, владения графическими материалами, объемно-пластического и плоскостно-пластического мышления [10, 3].

Современное состояние профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства требует выработки новой теоретической концепции преподавания декоративного рисунка как фактора развития творчески-композиционного мышления. Данная теория представляется новой, до этого не рассматривавшейся и не фигурировавшей в программах учебных заведений данного профиля. Автором настоящей статьи разрабатывается понятие четырехчастной последовательности «академический рисунок - декоративный рисунок - проектная графика - изделие декоративно-прикладного искусства» как необходимой основы, базиса развития декоративно-прикладного искусства на современном этапе. Требуется разработка терминологического материала и практического инструментария, разработанного с учетом применения в контексте учебной и учебно-творческой деятельности художников-профессионалов в области декоративно-прикладного искусства, владеющих всем комплексом академических дисциплин.

Список литературы:

1. Бардина, Р.А. Изделия НХП и сувениры / Р.А. Бардина - М., 1986. - 312 с.

2. Бесчастнов, Н.П. Черно-белая графика / Н.П Бесчастнов - М., 2002. - 271 с.

3. Бредник, Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды / Т.О. Бредник - Ростов н\Д, 2000. - 384 с.

4. Бредник, Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизой графики / Т.О. Бредник - Ростов н\Д, 2002. - 320 с.

5. Герчук, Ю.А. Что такое орнамент? / Ю.А. Герчук - М., 1998. - 302 с.

6. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция / К.Т. Даглдиян - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. - 312 с.

7. Жегалова, С.К. Русская народная живопись / С.К. Жегалова - М.: 1975. -160 с.

8. Звонцов, В.М. Основы понимания графики / В.М. Звонцов - М.: 1963. - 62 с.

9. Козлов, В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий / В.Н. Козлов - М.: 1981. - 264 с.

10.Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция / Г.М. Логвиненко - М.: «Владос», 2008. - 161 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.