Научная статья на тему 'Содержание и генезис электронного бизнеса в рамках понятий информационной экономики'

Содержание и генезис электронного бизнеса в рамках понятий информационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
527
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и генезис электронного бизнеса в рамках понятий информационной экономики»

СОДЕРЖАНИЕ И ГЕНЕЗИС ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В РАМКАХ ПОНЯТИЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Родионов А.Ю. (rodionov@au.ru)

Казахский Экономический Университет им. Турара Рыскулова

Появившиеся в США в 80-х гг. XX в. концепции «электронной коммерции» и «электронного бизнеса»1, основаны на ранее выдвинутых там идеях глобальной информационной экономики. Например, в трудах послевоенного американского экономиста, приверженца кеансианской школы Ф. Мэчлапа (F. Machlup) /1/.

Одно из первых научных определений электронной коммерции, позднее ставшее классическим, было дано Владимиром Звасом (Vladimir Zwass) в 1996 г. в программной статье первого номера «Международного журнала электронной коммерции»:

Электронная торговля — распределение деловой информации, отношений окружения бизнеса и проведения деловых сделок посредством телекоммуникационных сетей. В сегодняшнем бизнес-окружении, где оперативные границы между фирмами стали проницаемыми, поскольку они, эти границы, стали мешать предпринимательству и разделять межфирменные и внутрифирменные деловые процессы. Поэтому, электронная коммерция здесь включает отношения покупки-продажи и сделки между компаниями, а также общие процессы, которые поддерживают торговлю в пределах отдельных фирм /2/. Здесь вызывает большие сомнения приложимость описываемых форм информационного взаимодействия только к отношениям купли-продажи, оставляя в стороне такие важные этапы как, например, маркетинг, подготовка продаж, послепродажное обслуживание. Так же, на наш взгляд, далеко не любые «телекоммуникационные сети» следует рассматривать как необходимое условие для ведения электронного предпринимательства.

С появлением оптического телеграфа, системы визуальной передачи сообщений посредством семафорной азбуки, который был распространен в 1 -й половине XIX в., началась эра активного развития обмена деловой информацией. Первый оптический телеграф был построен в 1794 г. между Парижем и Лиллем (225 км) французами — братьями Клодом и Игнасом Шапп (Chappe). Передающее семафорное устройство из подвижных реек устанавливалось на башне. Линия состояла из цепочки башен, отстоящих друг от друга на расстоянии прямой видимости. Передача сообщения производилась последовательно от башни к башне и поэтому требовала значительного времени. В 1839-1854 гг. действовала самая длинная в мире линия оптического телеграфа между Петербургом и Варшавой (1200 км); передаваемый сигнал проходил по ней из конца в конец за 1 5 минут.

1 Термины «электронный бизнес» или «электронное предпринимательство» считаем синонимами, аналогично тому, как термины «новации» и «инновации» считаются взаимозаменяемыми.

2 Владимир Звасс, американский ученый восточно-европейского происхождения, профессор Менеджмента информационных систем и компьютерных наук Колумбийского Университета, главный редактор журнала "International Journal of Electronic Commerce" с 1996 г.

Быстрое развитие телеграф получил с началом применения электрических импульсов в 1819 г. В 1837 г. Самуэль Морзе (Samuel Morse) придумал систему передачи информации посредством электрического телеграфа в виде точек и тире, так называемую азбуку Морзе, и аппарат для быстрой передачи информации на огромные расстояния. Это открытие послужило толчком для прокладки телеграфных линий, соединивших в течение несколько десятилетий все части планеты. В сороковых годах XIX века несколько телеграфных линий пересекли Атлантический океан, а в последующие годы телекоммуникационные сети связали все континенты Земли.

Таким образом, во 2-й половине XIX в. сложились глобальные телекоммуникационные сети, позволившие передавать значительные объемы информации, в первую очередь административной и деловой. Эти изменения в сфере обмена информацией вызвали синергетический эффект, выразившийся в существенных изменениях в теории и практике государственного управления и предпринимательства, дав возможность западноевропейским державам создать самые крупные в мировой истории колониальные империи и войти капитализму в фазу империализма. Однако существовавшие в те годы телекоммуникационные сети, и в первую очередь телефонные линии1 не привели к возникновению и широкому применению концепции электронного предпринимательства в современном понимании.

Пытаясь снять отмеченное выше противоречие, С. Пун (S. Poon), базируясь на определении, данном В. Звассом в 1 996 г., постаралась в 1 999 г. сузить дефиницию, ограничившись только одним видом открытых телекоммуникационных сетей, и определила электронную коммерцию следующим образом:

...распределение деловой информации, отношений окружения бизнеса и проведения сделок бизнеса посредством технологий, основанных на использовании Интернета /4/.

Однако в таком случае определение страдает излишней узостью, поскольку в электронном предпринимательстве, особенно для внутрифирменных деловых процессов, используются внутренние закрытые телекоммуникационные сети (intranets) и специально построенные внешние закрытые телекоммуникационные сети (extranets), не являющиеся подмножествами глобальной сети Интернет.

С этой точки зрение определение, данное в публикации консалтинговой компании «Эрнст энд Янг» в 1998 г., лишено подобных ограничений, в нем

электронная коммерция определяется как практика проведения маркетинга, закупок и продажи товаров и/или информации через электронные сети, включая Интернет и частные сети /5/.

Согласно некоторым из ныне существующих определений, электронная коммерция трактуется преимущественно как экономические отношения, связанные, главным образом, с передачей прав собственности. Наиболее наглядно этот подход выразился в определении 1997 г. юриста Европейской Комиссии:

11 Телефон — электроакустический прибор для преобразования электрических колебаний в звуковые. Запатентован американским изобретателем Александром Белл (Graham Bell) в 1876 г. Телефон является крупным орудием сообщения. С развитием городской жизни телефон приобретает все большую важность, в особенности в Америке — стране усиленного промышленного темпа. /3/

Электронная коммерция есть передача прав собственности используя информационные инфраструктуры, которые поддерживают одну или большее количество стадий сделки /6/.

Однако нам представляется, что подобный юридический подход отражает, во-первых, недооценку практики ведения бизнеса посредством информационной инфраструктуры, а во-вторых, отнюдь не всякое применение этой инфраструктуры на одной из стадий сделки может рассматриваться как электронная коммерция. Так, развивающаяся с 1973 г. практика проведения финансовых трансакций в защищенном режиме, которая осуществляется бельгийской корпорацией S.W.I.F.T. s.c.r.l., может рассматриваться как собственно электронная коммерция лишь в некоторой мере1.

Подобные услуги представляют собой реализацию концепции Electronic Data Interchange (EDI) — «электронный документооборот», находившей в развитых капиталистических странах свое применение с 70-х гг. XX в.. Электронная коммерция возникла именно как технология для поддержания внешних деловых контактов. Через EDI-системы осуществлялось взаимодействие между отделами сбыта и снабжения крупных корпораций, т. е. исторически электронная коммерция в виде EDI возникла и развивалась на Западе как система класса «бизнес-бизнес» (В2В, business-to-business). В то время самого понятия системы класса «бизнес-потребитель» (B2C, business-to-consumer) не было вовсе, и ситуация эта сохранялась вплоть до появления и широкого распространения Интернета в середине 1990-х гг. /7/.

Стремясь избежать подобной ограниченной трактовки электронной коммерции, американские ученые Р. Калакота (R. Kalakota) и Э. Винстон (A. Whinston) , специально занимавшиеся изучением проведения электронных платежей, воспользовались возникшей парадигмой в качестве зонтика для интеграции широкого круга новых и старых форм информационного взаимодействия между субъектами экономической деятельности. Они предложили на Международной конференции по электронной коммерции (Остин, США) осенью 1995 г., а в 1996 г. опубликовали в ставшей теперь классической книге «Границы электронной коммерции», следующее расширительное описание электронной коммерции как:

покупка и продажа информации, продукции и услуг через компьютерные сети /8/.

В их следующей книге «Электронный бизнес: руководство менеджера» они предложили три основные класса систем приложений для электронной коммерции:

а) межфирменный, т. е. «бизнес-бизнес» (В2В, business-to-business);

б) внутрифирменный, (intranets) и

1 По данным корпорации БЖи.Т., опубликованным на сервере в Интернете http://www.swiit.com в 2000 г. проведено около 1,2 млрд трансакций, среднедневной оборот составляет более 5 триллионов долларов, что принесло компании, в которой занято 1600 сотрудников, 476 млн евро дохода и 1 млн евро чистой прибыли.

2 Андреу Винстон, профессор бизнеса и руководитель Центра изучения электронной коммерции Университета Остина, штат Техас, США - http://cism.bus.utexas.edu/.

Рэви Калакота, бывший студент А. Винстона, профессор экономического факультета Росчестер-ского университета, штат Нью-Йорк, США.

в) потребительский, т. е. «бизнес-потребитель» (B2C, business-to-consumer) /9/.

Позже другие исследователи обозначили новые основные классы: правительственный, т. е. «правительство-граждане» (G2C, government-to-citizen);

тендерный, т. е. «бизнес-правительство» (B2G, business-to-government); аукционный, т. е. «потребитель-потребитель» (C2C, consumer-to-consumer). Наряду с пониманием электронной коммерции как канала для взаимодействия между агентами на рынке стали появляться определения электронной коммерции как продукта, самого по себе создающего стоимость. Именно такое понимание сыграло свою роль в «интернет-лихорадке», вызванной стремительным и зачастую малообоснованным ростом котировок акций вновь образованных компаний, занимавшихся электронной коммерцией в США в 1997-2000 гг.

Постепенно с развитием практики электронного бизнеса определение этой концепции стало вбирать в себя и другие виды предпринимательской деятельности, не связанной напрямую с отношениями купли-продажи, а ставя акцент на характере взаимодействия между субъектами экономической деятельности. Так например, в диссертационном исследовании, выполненном в университете Св. Галлена (Швейцария) оно дефинируется следующим образом:

Электронная торговля должна быть понята как концепция, которая суммирует различные аспекты с противопоставлением некоторых центров-фокусов (в форме координации, моделей бизнеса, среды) подобно электронным рынкам, электронным магазинам, intra- и extranets, и интернет-торговли /1 0/.

С развитием практики компьютерно-медиатизированного взаимодействия агентов на рынке у ученых и практиков получила хождение расширительная трактовка термина «электронная коммерция», которая по своей сути описывает электронный бизнес в целом. По мере роста всемирной сети Интернет появились новые термины «интернет-бизнес», «интернет-коммерция», «интернет-рынок», «интернет-экономика» и другие. Вот какое определение дается в брошюре консалтинговой компании Pricewaterhouse Coopers:

Электронный бизнес — интеграция систем, процессов, организаций, цепей, создающих стоимость, и рынков, использующих Интернет и связанные с ним технологии и концепции. Электронная коммерция — лишь часть электронного бизнеса и ограничена по существу маркетингом и процессами продажи /11/. Вместе с тем в последние годы ряд ученых старается выразить определение электронной коммерции как процесса. Вот какое определение дано в материалах «Центра изучения электронной коммерции»:

Внутренние процессы предпринимательства (например, производство, складирование, финансирование, ведение операций), а также процессы межфирменного взаимодействия (например, логистика, ведение переговоров, ценообразование) применяют те же технологии и информационные сети, что и процессы класса «бизнес-потребитель» /12/.

Таким образом, в начале XXI в. в научном сообществе сложилось понимание того, что электронная коммерция в узком смысле есть часть электронного бизнеса, а в широком смысле является синонимом электронного бизнеса. Однако давняя при-

верженность западных экономистов к изучению преимущественно стадии распределения и обмена в ущерб процессам производства и потребления зачастую вынуждает их по-прежнему использовать не вполне корректный термин «электронная коммерция».

Анализ вышеприведенных и прочих определений выявляет их весьма противоречивый характер, но в то же время почти все они содержат в себе нечто общее, такие элементы, как:

а) использование телекоммуникационных сетей и информационных технологий, применение которых играет критическую роль (т. е. взаимодействие осуществляется в электронной или цифровой форме);

б) прикладная значимость в различных формах взаимодействия между субъектами экономической деятельности, (т. е. нацеленное не только на межфирменные отношения, но и на обслуживание потребителей и нерыночный сектор);

в) характер взаимодействия выходит за рамки традиционных контактов в формате «человек-человек» (т. е. обычного — лицом к лицу либо по телефону), существенно снижая издержки;

г) обслуживание одной или несколько стадий предпринимательской деятельности (маркетинг, производство, продажу, поставку и послепродажное обслуживание);

д) сочетание функций канала для взаимодействия между агентами на рынке наряду с функциями продукта, непосредственно создающего стоимость;

е) в некоторых случаях раскрывает отношение к электронной коммерции и бизнесу как к процессу.

Всю глубину и богатство содержания целостно и системно существующего многогранного явления электронного предпринимательства нельзя выразить через анализ его отдельной стороны, трудно адекватно охарактеризовать каким-то одним определением. Тем не менее, понимая электронный бизнес как категорию из понятийного аппарата информационной экономики и применяя законы управления и самоорганизации экономических систем, нами сформулировано следующее определение:

Электронный бизнес — интеграция систем, процессов, организаций, каналов обмена информации, рынков и цепей, создающих стоимость, в которых использование Интернета и связанных с ним телекоммуникационных сетей, информационных технологий и методологий играет ключевую роль в одной или нескольких стадиях предпринимательской деятельности /13/. Следует обратить внимание на некоторые аспекты данного определения. Во-первых, всякая предпринимательская деятельность, и в том числе электронный бизнес, является целенаправленной попыткой извлечь предполагаемую заранее пользу из предлагаемого предприятия. Во-вторых, эта польза не сводится исключительно к экономическому критерию прибыли. В-третьих, определение не ограничивается новинками телекоммуникационных сетей и информационных технологий, а включает в себя методологические аспекты, к примеру, в таких областях, как административная система или управление трудовыми ресурсами. В-четвертых, определение не акцентируется лишь на одном факте использования подобных технологий и методологии. Тем самым подчеркивается их ключевая роль во взаимодействии основных компонентов системы. Таким образом, если кто-либо эпизодически применяет воз-

можности какой-нибудь телекоммуникационной сети для отправки клиентам информации о новых товарах компании, то подобную практику вряд ли следует считать подходящей под определение. В-пятых, общественно необходимым элементом определения является прикладной характер инновации. В-шестых, электронный бизнес — это динамический неравновесный процесс. При этом переход системы из равновесного состояния в неравновесное или из одного неравновесного состояния в другое происходит под влиянием внешних возмущений. И в-седьмых, первоосновой процесса электронного предпринимательства является интеграция систем, процессов, организаций.

При этом анализ должен быть перенесен с процессов спонтанного, стихийного проявления самоорганизации системы на раскрытие механизмов функционального управления этими процессами путем информационного моделирования, программирования и контроля. Особое внимание должно быть уделено исследованию причинно-следственных связей, возникающих между последовательностью и характером принимаемых субъектами управления решений и обусловленных ими последовательностью изменений состояния системы (информационных параметров, меры организованности).

Тема возникновения, происхождения и становления электронного бизнеса носит многогранный и многоаспектный характер. Однако в обширной библиографии по электронной коммерции и предпринимательству практически нет специальных работ, посвященных генезису исследуемого явления. Имеющиеся в научной литературе краткие историографические обзоры не претендует на всесторонность изложения материала и глубину разработки научной темы, ограничиваясь изучением исторического развития отдельных секторов этого рынка/14/. Исследователи в первую очередь подвергают анализу вопросы деятельности компаний, а также структуру и функции этого сектора информационной экономики, тогда так проблемы ее развития в историческом плане остаются за пределами внимания авторов. Очевидно, что относительная новизна данного экономического явления существенно затрудняет анализ генезиса электронного предпринимательства.

Касаясь вопросов, связанных с установлением периодизации развития электронного предпринимательства, автор, используя имеющуюся литературу и опубликованные источники, в первую очередь провел разбивку на периоды в зависимости от характера преобладающей коммуникационной среды ведения бизнеса (см. Таблица 1 ).

На первой из выделенных стадий (20-е гг. XIX в. - 50-е гг. XX в.) формировались предпосылки для последующего возникновения электронного бизнеса посредством создания глобальной телекоммуникационной инфраструктуры. Среди функционировавших в эти годы средств коммуникаций превалировали аналоговые средства связи, средства вычислительной техники практически отсутствовали, что сдерживало разработку цифровых средств коммуникации.

На втором этапе (60-80-е гг. XX в.) в условиях активного развития средств вычислительной техники, космической связи и цифровой информационной телекоммуникации происходило создание глобальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в качестве необходимого условия для зарождения электронного предпринимательства /15/.

Таблица 1

Периодизация генезиса электронного предпринимательства по типу доминирующей коммуникационной инфрастуктуры

Период Тип доминирующей коммуникационной инфраструктуры Годы Средства коммуникаций Лидеры бизнеса

Первый аналоговая (нецифровая) телекоммуникационная 20-е гг. XIX в. -50-е гг. XX в. телеграф, телефон, радио, телевизор AT&T, Bell Telephone, BBC

Второй информационно-телекоммуникационная 60-80-е гг. XX в. компьютер, телекс, факс, спутники связи IBM, Western Union Telegraph Company

Третий компьютерно-медиатизированная с 90-х гг. XX в. Интернет, электронная почта, мобильная связь America-On-Line, Microsoft, Cisco, Yahoo

На третьем этапе, начавшемся в 90-е гг. XX в. и продолжающемся по настоящее время, была осуществлена широкая компьютеризация общества, появилась густая сеть оптико-волоконной и беспроводной мобильной связи, стремительно сформировалась глобальная информационная сеть Интернет и сфера услуг, связанных с ней (экономика Интернета), а также разрабатывались теоретические аспекты функционирования электронных рынков в современных условиях.

При рассмотрении информационного аспекта структурно-функционального анализа любого вида бизнеса, и в первую очередь занятого производством и торговлей, необходимо выделить два компонента: внутреннее ядро процесса предпринимательства и оболочку, контактирующую с внешним миром (см. Рисунок 1). В ядро включена вся внутренняя бизнес-логика. В центре внимания западных концепций развития крупного корпоративного бизнеса с восьмидесятых годов находятся так называемые ERP-системы (Enterprise Resource Planning). Считается, что ERP-системы являются наиболее полнофункциональными для успешного и устойчивого развития деловых процессов в производственных, торговых, транспортных и других компаниях /16/.

Электронная коммерция

Рисунок 1 - Единое интегрированное ядро из ERP- и EDMS-систем.

Другая тенденция в развитии западной управленческой мысли касалась вопросов необходимости документального оформления как бизнес-процессов, происходящих внутри компании, так и внешних связей, складывающихся вокруг любого бизнеса. Проявление внутренней логики ведения бизнеса компании (управленческого «потока работ») оформлялось в виде неких документов, т. е. происходило в направлении так называемых EDMS-систем (Enterprise Document Management System) и систем документооборота. Эти же системы использовали и для документального оформления внешних связей компании, развертывая единые интегрированные системы внешнего и внутреннего документооборота /17/.

Создание единого интегрированного ядра из ERP- и EDMS-систем всегда рассматривалось как важная тактическая задача развития корпорации. Вокруг такого ядра строилась оболочка — несколько систем контакта с внешним миром: системы маркетинга, сервисные службы, системы собственно коммерческие — сбыт и снабжение. С помощью изменений внешней оболочки происходит «подстраивание» бизнеса к изменениям внешних условий его существования. Поэтому системы, составляющие эту оболочку, строились таким образом, чтобы можно было легко их перестраивать и видоизменять в зависимости от новых условий, складывающихся для бизнеса, или от локальных и региональных особенностей, возникающих при расширении компании.

Вначале электронная коммерция возникла именно как технология для поддержания внешних деловых контактов. Заметим, что на Западе элементы электронной коммерции существует более трех десятков лет в виде EDI-систем. Примером активного развития EDI-систем служит успешная деятельность бельгийской компании S.W.I.F.T. s.c.r.l., оказывающей услуги по передаче сообщений и взаимодействию между субъектами финансовой деятельности в защищенном режиме. В течение 26 лет компания увеличила свою клиентскую базу более в чем 1 4 раз, став бесспорным лидером в своем секторе. Так в 2000 г. она имела среди своих клиентов более 7000 финансовых институтов в 192 странах мира (см. Рисунок 2) /18/.В середине восьмидесятых годов S.W.I.F.T. s.c.r.l. начала эксплуатацию спутниковых систем телекоммуникаций, позволившая предоставить новые виды услуг, что привело к двукратному увеличению количества клиентов.

Для максимальной эффективности В2В-взаимодействия EDI-системы напрямую интегрировались в ERP-системы, являясь как бы их продолжением. т. е. с помощью EDI корпорации взаимодействовали напрямую, минуя промежуточные оболочки, что уменьшало в несколько раз стоимость торговых трансакций. Описанию функционирования и развития этой методологии посвящен широкий круг литературы, например, обзор Т. Джеласси (T. Jelassi) и О. Фигона (O. Figon) в журнале MIS "Quarterly" /19/.

Нельзя забывать, что EDI-системы неплохо работали еще до начала широкого использования технологий Интернета. Происходило это потому, что все вышеперечисленное — ERP, EDMS, EDI — суть не технологии, а методологии. В этом и заключается главная особенность западного бизнеса — в его основе лежат методологии, а не технологии. Во все времена — и раньше, и теперь — технологии меняются существенно быстрее методологий. Например, приходом UNIX-систем на смену

мэйнфреймам1 был вызван процесс переноса ERP-, EDMS- и EDI-систем с мэйнфреймов на UNIX, а затем, после широкого распространения платформы Wintel — персональных компьютеров на базе процессоров корпорации Intel, управляемых семейством операционных систем компании Microsoft, начался переход и на нее. При этом собственно методологии ERP, EDMS и EDI изменились весьма незначительно.

Рисунок 2 - Основные показатели деятельности компании S.W.I.F.T. s.c.r.l. в 19742000 гг.

Источник: S.W.I.F.T. s.c.r.l., 2001.

Тем не менее во 2-й половине 1990 гг. быстрое приобретение информационно-коммуникационной средою свойств компьютерно-медиатизированной среды, создаваемой глобальной сетью Интернет, и взрывной рост масштабов разнообразной экономической деятельности на ее основе вывели электронный бизнес на очередной этап его развития.

Революционизирующее влияние Интернета на мир информационных и телекоммуникационных технологий не имеет исторических аналогов. Изобретение телеграфа, телефона, радио и компьютера подготовило почву для происходящей ныне беспрецедентной интеграции (см. Таблица 2). Интернет одновременно является и средством общемирового вещания, и механизмом распространения информации, и средой для сотрудничества и общения людей, охватывающей весь земной шар.

Первым документальным описанием социального взаимодействия, которое станет возможным благодаря сети, была серия заметок, написанных Дж. К. Р. Лик-лайдером (I. С. R. Licklider) из Массачусетского технологического института в августе 1962 г. /21/. В этих заметках обсуждалась концепция «Галактической сети». Автор предвидел создание глобальной сети взаимосвязанных компьютеров, с помощью которой каждый сможет быстро получать доступ к данным и программам, расположенным на любом компьютере. По духу эта концепция очень близка к современному состоянию Интернета. В октябре 1962 г. Ликлайдер стал первым руководителем ис-

1 Аналогами майнфреймов в СССР были семейства совместимых электронно-вычислительные машины общего назначения третьего поколения Единой Серии (ЕС), выпускавшиеся в 70-90-е гг. XX в. в странах Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и СССР. /20/

следовательского компьютерного проекта в управлении перспективных исследований и разработок Министерства обороны США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA).1

Таблица 2

Количество лет, потребовавшееся информационным и телекоммуникационным технологиям на охват ими 50-ти миллионов пользователей

Виды информационных и телекоммуникационных технологий Годы

телефон 74

радио 39

телевидение 13

компьютеры 16

Интернет 5

Источник: International Telecommunications Union, 1999 /22/.

После семи лет напряженной работы группы исследовательских центров по проектированию и построению сети к концу 1969 г. четыре компьютера были объединены в первоначальную конфигурацию ARPANET - взошел первый росток Интернета. Скорость передачи по каналам вновь созданной сети составляло в те годы 50 Кб/с.2

В последующие годы число компьютеров, подключенных к ARPANET, быстро росло. Одновременно велись работы по созданию функционально полного протокола межкомпьютерного взаимодействия и другого сетевого программного обеспечения. В декабре 1970 г. рабочая группа разработчиков завершила работу над первой версией протокола, получившего название «Протокол управления сетью» (Network Control Protocol, NCP). После того, как в 1971-1972 гг. были выполнены работы по реализации NCP на узлах ARPANET, пользователи сети наконец смогли приступить к разработке приложений.

В октябре 1972 г. Роберт Кан (Robert E. Kahn) организовал успешную демонстрацию ARPANET на Международной конференции по компьютерным коммуникациям (International Computer Communication Conference, ICCC). Также в 1972 г. появилось первое «горячее» приложение — электронная почта — когда Рэй Томлинсон (Ray Tomlinson) написал базовые программы пересылки и чтения электронных сообщений. Позже Л. Робертс (Lawrence G. Roberts) добавил к этим программам возможности выдачи списка сообщений, выборочного чтения, сохранения в файле, пе-

1 Управление Advanced Research Projects Agency (ARPA) сменило название на Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA) в 1971 г., затем вернулось к прежнему названию ARPA в 1993 г. и, наконец, снова стало именоваться DARPA в 1996 г. В данной статье используется текущее название — DARPA.

2 Публикации RAND (американская некоммерческая организация, занимающаяся стратегическими исследованиями и разработками) стали причиной возникновения ложных слухов о том, что проект ARPANET как-то связан с построением сети, способной противостоять ядерным ударам. Создание ARPANET никогда не преследовало такой цели. Только в исследовании RAND по надежным голосовым коммуникациям, не имевшем прямого отношения к компьютерным сетям, рассматривались условия ядерной войны. Однако в более поздних работах по тематике Интернета действительно делался акцент на устойчивости и живучести после потери значительной части сетевой инфраструктуры.

ресылки и подготовки ответа. С тех пор более чем на десять лет электронная почта стала крупнейшим сетевым приложением. Для своего времени электронная почта была тем же, чем в наши дни является WWW (World Wide Web или просто Web) — «глобальная паутина», — исключительно мощным катализатором роста всех видов потоков данных между людьми.

Однако для реализации открытой сетевой архитектуры, на которой построен Интернет, требовался протокол управления сетью, отличный от применявшегося протокола NCP. В итоге Кан разработал новую версию протокола, позднее получившего название Transmission Control Protocol/Internet Protocol (TCP/IP — протокол управления передачей/межсетевой протокол) /23/. Большое распространение в 1980-е гг. локальных сетей, персональных компьютеров и рабочих станций дало толчок бурному росту Интернета. Чтобы сделать сеть более дружественной, компьютерам были присвоены имена, делающие ненужным запоминание числовых адресов. Пол Мокапетрис (Paul Mockapetris) из Института информатики университета Южной Калифорнии придумал доменную систему имен (Domain Name System, DNS). DNS позволила создать масштабируемый распределенный механизм для отображения иерархических имен компьютеров (например, www.strana.ru) в адресах Интернета.

Еще одной проблемой, вызванной ростом Интернета, стало внесение изменений в программное обеспечение. Стратегия встраивания протоколов Интернета, и в первую очередь TCP/IP, в операционную систему, поддерживаемую сетевым сообществом, явилась одним из ключевых элементов успешного и повсеместного распространения Интернета. Однако Интернет — это не только собрание технологий, но и собрание сообществ. Успехи Интернета в значительной степени объясняются как его способностью удовлетворить основные социальные потребности, так и возможностью эффективно использовать общественность для развития инфраструктуры. Исторически первым механизмом была электронная почта, затем к ней добавились разделение файлов и удаленный доступ; сейчас пришел черед всемирной паутины /24/.

В 1989 г. Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) и Эл Вецца (Al Vezza) из Европейской лаборатории физики элементарных частиц в Женеве (французская аббревиатура — CERN) распространили предложение разработать «гипертестовую систему» для возможности легкого обмена информацией между географически разделенными командами физиков /25/. В предложении были три важных компонента:

• полноценный пользовательский интерфейс, использующий гипертекст;

• возможность включать в себя широкий диапазон технологий и типов документов;

• универсальная программа просмотра: т. е. любой человек в сети, вне зависимости от типа платформы и компьютера, мог бы легко прочитать опубликованный документ.

CERN и Массачусетский технологический институт основали WWW консорциум (W3C) и проект начал реализовываться. В марте 1993 г. трафик глобальной паутины составил 0,1% от полного трафика магистралей Интернет. Шесть месяцев спустя, демонстрируя свои аппетиты, он составил 1% от полного трафика Интернет. Этот десятикратный рост продолжился и в 1 994 г. Этот же десятикратный рост на-

блюдался и в числе хостов (Web-серверов), в ноябре 1993 г. их было около 500, а в апреле 2001 г. уже около 30 миллионов /26/.

Наиболее распространенным протоколом в глобальной паутине стал HyperText Transfer Protocol (HTTP), предназначенный для просмотра гипертекстовых страниц на WWW-серверах, наряду с ним используются протокол передачи файлов — File Transfer Protocol (FTP) обеспечивает пересылку файлов из файловой системы сервера в локальную файловую систему клиента и наоборот. Кроме этого применяется семейство протоколов передачи и приема электронной почты SMTP и POP, а также ряд других.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Около 50 лет назад В. Буш (V. Bush) впервые выдвинул идею гипертекста как систему Mемекс (Memex), которая состояла бы из устройства, «...способного сохранять большие объемы информации, обновлять и пополнять существующие в системе информативные накопления, и в то же время всегда готового быстро и эффективно находить любую сохраненную ранее информацию» /27/. В 1967 г. Т. Нелсон (Th. H. Nelson) определил понятие гипертекст как объединение связей/соединений, созданных на подобии функциональной организации взаимодействий человеческого мозга. В 1993 г. Х. Борман и С. фон Солмс (H. Borman & S. von Solms) дали современное определение гипертекста: «Гипертекст — это множество неиерархически объединенных между собой информативных накоплений, позволяющее пользователям соединять различные его части при помощи связей и ссылок. Информация в гипертекстовых системах представлена в виде узлов и соединений» /28/.

24 октября 1995 г. Федеральный сетевой совет США единодушно одобрил резолюцию, определяющую термин «Интернет». Это определение разрабатывалось при участии специалистов в области сетей и в области прав на интеллектуальную собственность и по-прежнему остается классическим /29/.

Интернет — это глобальная информационная система, которая:

• логически взаимосвязана пространством глобальных уникальных адресов, основанных на межсетевом протоколе (IP) или на последующих расширениях или преемниках IP;

• способна поддерживать коммуникации с использованием семейства протокола управления передачей/межсетевого протокола (TCP/IP) или его последующих расширений/преемников и/или других IP-совместимых протоколов;

• обеспечивает, использует или делает доступными на общественной или частной основе высокоуровневые услуги, надстроенные над описанной здесь коммуникационной и иной, связанной с ней, инфраструктурой.

Раннее опубликованная дефиниция, принадлежащая американским ученым-экономистам Е. Кролу и Е. Хофману (E. Krol & E. Hoffman), предлагала более глубокое квантифицирование в системе понятий информационного общества и его экономики, но также в виде трех (взаимодополняющих) составляющих определения Интернета:

1) сеть сетей, базирующаяся на TCP/IP;

2) множество людей, пользователей и разработчиков интернет-сайтов;

3) все множество ресурсов, доступных пользователям Интернета /30/.

Обратите внимание, что данное определение рассматривает Интернет как объединение всех его составных частей: стандартных протоколов связи, объединение всех сетей, распределение ресурсов и даже культуру Интернета (См. Рисунок 3). Об-

разно выражаясь, Интернет может быть представлен в виде трехслойной пирамиды, находящейся в окружении среды научных знаний и информации.

Электронный

биЗнес \ НауЧные знания и

^^етевые услуги и сообществ^^ инфОрмация

Прикладные протоколы FTP, HTTP, ^^ Telnet, SMTP и POP и другие

' / Коммуникационная инфраструктура

X сети и базовой протокол TCP/IP "^т"

V _ /

Рисунок 3 - Глобальная сеть Интернет в информационном обществе.

В основании пирамиды лежит слой коммуникационной инфраструктуры и базового протокола TCP/IP. Второй слой образуют протоколы, поддерживающие коммуникацию. Завершает пирамиду слой сетевых услуг, куда можно добавить также и сетевые сообщества, возникшие на основе использования услуг Интернета. Исходя из предлагаемой структуры, электронный бизнес, применяющий технологии и услуги Интернета, необходимо отнести к третьему (верхнему) слою Интернета.

Становление Интернета в начале 90-х гг. XX в. первоначально не поколебало методологических основ западного бизнеса, хотя и заставило серьезно пересмотреть технологические концепции ведения как внутренних, так и внешних бизнес-процессов. В первую очередь это отразилось на внешних оболочках бизнеса.

Уже существующие EDI-системы электронной коммерции начали применять интернет-технологии, и большинство EDI-систем стали предлагать более простые в использовании и, главное, более дешевые варианты Web-интерфейсов. На смену традиционным EDI-стандартам, ориентированным на технологии предыдущего поколения, пришли стандарты, использующие интернет-технологии (Рисунок 4).

В качестве примера развития EDI-систем на этом этапе также характерен опыт корпорации S.W.I.F.T. s.c.r.l. , которая с 1993 г. стала применять интернет-технологии для проведения финансовых коммуникаций, что послужило дополнительным катализатором увеличения объема услуг, оказываемых компанией. В ноябре 2002 г. состоялся перевод системы SWIFT на стандарт ISO 15022, поддерживающий поступление денежных средств на счета банков на следующие сутки, так называемая схема Т+1 /31/. Действовавшие до этого момента стандарты ISO 7775 и ISO 1152 обеспечивали зачисление финансовых переводов через трое суток, по так называемой схеме Т+3. Такой переход, по оценкам экспертов, окажет существенное влияние на функционирование мировой финансовой системы.

Мировой опыт показывает, что системы управления документами (EDMS-системы) и системы поддержки документооборота начали обрастать так называемы-

ми интранет-оболочками, в которых стали широко использоваться дружественность и гибкость Web-интерфейсов. Оболочки маркетинга и сервиса трансформировались в экстранет-системы, которые также состыковывались с корпоративными ББМБ-системами. Дальнейшее развитие интранет- и экстранет-систем привело к появлению корпоративных порталов, в которых корпорации пытаются интегрировать все внешние и внутренние потоки неструктурированной информации и отображения деловых процессов в документах (Рисунок 4).

Корпоративный портал

ШН B2B

^____Электронная коммерция (EDI)

Рисунок 4 - Развитие интегрированного ядра из ERP- и EDMS-систем в систему электронного бизнеса на базе интернет-технологий.

Таким образом, информационно-коммуникационная среда ведения бизнеса стала приобретать свойства компьютерно-медиатизированной среды. Поэтому с середины 1990-х гг. при создании новых форм организации, а также при модернизации существующих, их разработчики, как правило, ориентируются на следующие основные потенциальные преимущества, предоставляемые Интернетом /32/.

1. Экономия на перемещениях. Приемлемые (для уровня доходов в развитых странах) затраты на подключение к сети Интернет практически из любой точки сделали возможным уменьшение ограничивающих факторов разного географического положения участников совместной деятельности.

2. Внутрифирменное информационное пространство. Легкость, с которой пользователи Интернета могут публиковать информацию и получать доступ к созданным информационным ресурсам, позволяет снизить затраты на формирование и поддержание внутренней информационной среды организации.

3. Коллективное формирование информационных ресурсов. Простота и оперативность обмена сообщениями для групп и коллективов практически любого размера создают возможность повышения степени участия всех сотрудников в формировании внутренней информационной среды организации.

4. Внутрифирменная координация. Развитие в сети Интернет средств «коллективной работы» создало лучшие возможности для координации совместной деятельности групп людей. Это может применяться как на внутрифирменном уровне, так и на уровне глобальных рынков. Дешевые средства для организации обратных

связей позволяют имитировать и проигрывать в реальном времени возможные экономические решения, в которых задействовано большое количество участников. Расширение возможностей и повышение качества координации работ для различных конфигураций коллективов исполнителей изменило структуру внутрифирменных затрат: стало дешевле передавать на исполнение работы временным работникам или внешним компаниям, чем держать для этого штатных сотрудников. Данная ситуация получила название аутсорсинг (outsourcing).

Каких же объемов достиг мировой электронный бизнес за последние годы и в какой мере можно говорить о масштабности стоящей за ним так называемой «новой экономики»? По данным маркетингового исследования, проведенного американской корпорацией Forrester Research, Inc., одного из всемирно признанных лидеров консалтинга электронного предпринимательства (e-consulting), объем мировой электронной коммерции класса «бизнес-бизнес» и «бизнес-потребитель» в 2000 г. оценивается в 657,2 млрд долларов (см. Таблица 3).

Таблица 3

Мировая электронной коммерции в 2000 г.

Объем, млрд долларов Доля в мировом объеме, % ВВП, шш млрд долларов Доля в мировом объеме, %

США 488,7 74,4% 8350,1 21,5%

Канада 17,4 2,6% 726,1 1,9%

Мексика 3,2 0,5% 752,0 1,9%

Северная Америка 509,3 77,5% 9828,2 25,3%

Япония 31,9 4,9% 3042,9 7,8%

Австралия 5,6 0,9% 426,4 1,1%

Южная Корея 5,6 0,9% 685,7 1,8%

Тайвань 4,1 0,6%

другие страны 6,5 1,0%

Тихоокеанский регион 53,7 8,2%

ФРГ 20,6 3,1% 1837,8 4,7%

Великобритания 17,2 2,6% 1234,4 3,2%

Франция 9,9 1,5% 1293,8 3,3%

Италия 7,3 1,1% 1196,3 3,1%

Нидерланды 6,5 1,0% 364,3 0,9%

Другие страны 25,9 3,9%

Западная Европа 87,4 13,3%

Латинская Америка 3,6 0,5%

Остальной мир 3,2 0,5%

Весь мир 657,2 100,0% 38804,9 100,0%

Источник: Forrester Research, Inc., 2001 /33/, Всемирный банк, 2001 /34/.

При этом на долю Соединенных Штатов приходится почти три четверти мирового оборота электронной коммерции. Другие лидеры — Япония — 31,9 млрд долларов (4,9%) и ФРГ — 20,6 млрд долларов (3,1%) существенно уступают США, доля остальных стран «большой семерки» составляет лишь 7,5%.

К сожалению, в материалах маркетингового исследования скупо отражена применявшаяся в нем методология измерения, что дает основания принять приведенную величину мирового объема электронной коммерции лишь как оценочную. Для сравнения в двух последних столбцах таблицы приведены: величины объема валового внутреннего продукта, по паритетной покупательной способности доллара США в 1999 г. и доля страны к мировому объему этого показателя, взятые из годового отчета Всемирного банка за 2000/2001 г. Измерения осуществлялись по методике данной организации, приводящей покупательную способность национальной валюты к доллару США, которая уравнивает покупательную способность различных национальных валют (111111 долларов США) и отличающейся от официального обменного курса.

Тем не менее даже из этих сведений очевидно, что народные хозяйства некоторых развитых стран, не говоря уже о странах с переходной экономикой и развивающихся, оказались не готовыми к применению многообещающих возможностей информационной экономики. Впервые новую форму неравенства выявили и изучили в 1994 г. в ходе исследования сельских районов США, предпринятых Национальной телекоммуникационной и информационной администрации Министерства торговли, данный феномен получил наименование «цифровое разделение» (Digital Divide) /35/. Для решения обозначившейся проблемы были привлечены значительные финансовые средства и интеллектуальные силы западного общества1.

Для проведения оценки готовности и способности государств к переходу к информационному обществу и экономике рядом исследовательских центров были разработаны специальные методики. Одну из первых подобных методик предложил в 1998 г. Проект по политике в компьютерных системах (Computer Systems Policy Project, CSPP), ведущийся рядом американских компаний — лидеров сектора информационных технологий /37/. Ее авторы квантифицировали состояние информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, возможности субъектов предпринимательства и простых граждан по получению доступа к современным видам связи, уровень развитости национального сектора сетевых услуг и приложений, развитие собственного электронного бизнеса, потенциал трудовых ресурсов, необходимых для функционирования информационной экономики.

Позже она легла в основу методики оценки готовности развивающихся стран к сетевому обществу, разработанной Центром по международному развитию Гарвардского университета, штат Массачусетс, США (Harvard University's Center for International Development, CID). В данной методике акцент делался на изучении состояния системы образования и обучения применению информационных и телекоммуникационных технологий, а также исследования изменений государственной и общественной политики в этой сфере /38/.

Сходная методика была применена в 1999-2001 гг. американской компанией McConnell International LLC для сравнительной классификации 53-х наиболее критичных для мирового развития стран, еще не вошедших в постиндустриальную ста-

1 Например, программа «Информация для Развития» (ш/ОБеу), осуществляемая Всемирным банком с сентября 1995 г. В рамках этой программы в 2000 г. 115 проектов получило финансирование на общую сумму 22 млн долларов. /36/

дию развития, по степени готовности к включению в информационное общество, произведенной по заказу специализированной организации ООН /39/.

В число исследуемых стран на втором этапе исследования (май 2001 г.) были включены ряд стран СНГ: Россия, Украина, Казахстан и Туркменистан. На приведенной ниже диаграмме (см. Рисунок 5) показана ситуация с инициативами по развитию информационного общества в 53-х странах мира. Отчет акцентирует внимание на двух ключевых аспектах этих акций: воздействие и инновации.

Воздействие — создание изменений в обществе, путем проведения множества акций и вовлечения в них значительного числа людей.

Инновации — новые технологии и бизнес-модели, поддержанные этими технологиями, воздействующие на себестоимость, скорость и прозрачность поставки услуг и продуктов.

Характерной чертой приведенных выше и подобных им исследований является использование при описании состояния электронного бизнеса и информационного общества в целом четырех стадий, которые можно обозначить как начальная стадия, стадия готовности, становления и расцвета.

'-kiV +

SfcfKD-lrtC Hi "In BtHXytftt

rvpv

Й1ИЫ h.L'.-kii

ilLHH.1 +

FmiifT

T ■ H.TJ -fi

B KifJll-IVKi .Tllri^

ЬкИфИ

linn

Ч-

Ч1-.1- i".

TV^

ГЪт

I- T, U.-JH'H

tWML

F

l~V_4 Ы11 ■

KJDOjC-TI™ -341

\PhlH

ГСЮПНПЪ

-TtjimpiM +

Мшия

ЧСРг«

i-ч-и + ::>пн-1>с

■ г

HI "I.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CiuiMJjiciinci

ОДЭ

TiiOJl.i,

F'lcuikt

Инноваци и

Рисунок 5 - Готовность к информационному обществу: инновации и воздействие Источник: McConnell International, LLC, 2001 /39/.

Необходимо признать, что проблему создания современной информационной экономики руководство стран СНГ поставило еще семь лет назад, приняв в Минске 26 мая 1 995 г. решение о проведении согласованной политики по формированию единого информационного пространства Содружества Независимых Государств. Однако до последнего времени в большинстве стран СНГ серьезной работы в этом направлении не велось, исключением является, пожалуй, только Россия.

Однако утверждению экспертов компании McConnell International, электронный бизнес ни в одной стране СНГ, из числа подвергнутых оценке (Россия, Украина, Казахстан и Туркменистан), не вышел из стадии готовности (см. нижний левый угол

на диаграмме выше). Заметно отстает, даже по сравнению со странами переходной экономики, в этих государствах количество и масштаб инноваций в этом секторе.

Несмотря на то, что осознание перемен произошло повсеместно, далеко не все страны прилагают максимум усилий, чтобы следовать новой парадигме развития. В результате «электронного разделения» мира происходит расслаивание на два яруса, когда передовые страны отрываются от остальных за счет бурного развития новых отраслей. Последствия такого разделения могут быть катастрофичны для стран «второго яруса». Это и снижение уровня экономической прибыли предприятий, и отсталость социального развития, и ослабление политических позиций.

Литература

1. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. -Princeton, Princeton Univ. Press, 1962.

2. Vladimir Zwass. Electronic Commerce: Structures and Issues // International Journal of Electronic Commerce, Vol. 1, No. 1, Fall, 1996. - pp. 3-23. Адрес в Интернете - http://www.gvsu.edu/ssb/ijec/v1n1/p003full.html [Июль 2001].

3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб.: Изд-во «Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон».

4. Poon S. Determinants of Small Business Internet Usage: A Multi-method Investigation of Perceived Benefits // 10th International Electronic Commerce Conference, Bled, Slovenia, Moderna Organizacija, 1999. - pp. 465-483.

5. Ernst & Young: E-Commerce & connecting to the customer, 1998 (added by HansDieter Zimmermann). Адрес в Интернете - http://www.ey.com/global/vault.nsf/ US/J00200/$file/J00200.pdf [Июль 2001].

6. Steyer R. M. Definition of Electronic Commerce, e-commerce // Contribution to ecommerce mailing list of the European Commission, 28 April 1997.

7. Сари Калин. Электронная торговля между предприятиями — дело тонкое // Мир электронной коммерции. М.: Изд-во «Открытие системы». - 2000. - № 1. -С. 48-55. Адрес в Интернете - http://www.osp.ru/ecom/2000/01/048.htm [Июль 2001].

8. Kalakota R., Whinston A. Frontiers of electronic commerce. - Addison-Wesley, 1996. - p. 487.

9. Kalakota R., Whinston A. Electronic Commerce : A Manager's Guide. - Addison-Wesley; 1997. - p. 461.

10. Schubert P. Virtuelle Transaktionsgemeinschaften im Electronic Commerce: Management, Marketing und soziales Umfeld. - St.Gallen: Dissertation Universität St.Gallen, 1999.

11. Pricewaterhouse Coopers, 1999, E-Business made in Switzerland, Zürich, p. 5. Адрес в Интернете - http://www.pwcglobal.com/ch/ger/ins-sol/publ/ebiz/ebizmadeinch.pdf [Июль 2001].

1 2. What Is Electronic Commerce? Адрес в Интернете -http://crec.bus.utexas.edu/resources/ecfaq/ecfaqa1.html [Июль 2001].

13. Родионов А. Ю. Содержание электронного бизнеса в рамках информационной экономики // Центрально-азиатский Интернет форум: на пути к новой эконо-

мике. Интернет технологии. Бизнес и Интернет: материалы междунар. научно-практ. конф.: Сб. науч. трудов. - Алматы: ITECA. - 2001. - С. 23.

14. Кочергин Д. А. Рынок электронных денег в России: структура и особенности функционирования: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 1999. Адрес в Интернете - http://ecash.nm.ru/images/Pdf/8%20.pdf [Июль 2001].

15. Паринов С. И. Сетевая экономика в виртуальном пространстве // Вестник РФФИ.- 1999. - № 3 (17). Адрес в Интернете - http://intra.rfbr.ru/pub/vestnik/ V3_99/1_9.htm [Июль 2001].

16. O'Leary D. E. Enterprise Resource Planning Systems: Systems, Life Cycle, Electronic Commerce, and Risk. - Cambridge Univ. Pr., 2000, p. 240.

17. Новомлинский Л. Российские «УХАБЫ.» на пути от электронной коммерции к электронному бизнесу // Мир электронной коммерции. М.: Изд-во «Открытие системы». - 2000. - № 3. - С. 40-43. Адрес в Интернете - http://www.osp.ru/ecom/ 2000/03/040.htm [Июль 2001].

18. SWIFT history. Адрес в Интернете -http://www.swift.com/index.cfm?item_id=1243 [Июль 2001].

19. Jelassi T., Figon O. Competing through EDI at Brun Passot: achievements in France and ambitions for the single European market // MIS Quarterly. - 1994. -No 18 (4), p. 337-352.

20. Пржиялковский В. В. Семейство ЕС ЭВМ. Адрес в Интернете -http://www.computer-museum.ru/history_cccp/es_hist.htm [Июль 2001].

21. Kleinrock. L. Information Flow in Large Communication Nets // RLE Quarterly Progress Report. - July 1961. Адрес в Интернете - http://www.lk.cs.ucla.edu/LK/Bib/ REPORT/PhD [Июль 2001].

22. Challenges to the Network 1999: Internet for Development. - Geneva, International Telecommunications Union, 1 999.

23. Краткий курс истории Интернета / Лейнер Б., Серф В., Кларк Д. и др. Пер. с анг. // Мир Internet. - 1997. - № 11. - С. 45-56.

24. Паринов С. Истоки интернет-цивилизации // InterNet. - 1999. - № 15. -С. 28-34. Адрес в Интернете - http://www.ieie.nsc.ru:8101/parinov/net-istoki.htm [Июль 2001].

25. Berners-Lee Т. Information Management: A Proposal. - Geneva, CERN. March 1989, May 1990. Адрес в Интернете - http://www.w3.org/History/1989/proposal.html [Июль 2001].

26. Zakon R. Hobbes' Internet Timeline. WWW Growth. Адрес в Интернете http://www.zakon.org/robert/internet/timeline [Июль 2001].

27. Bush, V. As We May Think // Atlantic Monthly. - No. 176 (1). - 1945. - pp. 101108.

28. Borman H., von Solms S.H. Hypermedia, Multimedia and Hypertext - Definitions and Overview // Electronic Library. - No. 11 (4-5). - 1993. - pp. 259-268.

29. FNC Resolution: Definition of "Internet". 10/24/95. Адрес в Интернете -http://www.itrd.gov/fnc/Internet_res.html [Июль 2001].

30. Krol E., Hoffman E. FYI on "What is the Internet?' // Network Working Group Request for Comments No. 1462. - 1993. - FYI: 20.

31. ISO 15022:1999. Securities — Scheme for messages (Data Field Dictionary). -Geneva. - International Organization for Standardization. - 1999. Адрес в Интернете -http://www.iso15022.org [Июль 2001].

32. Паринов С. И., Яковлева Т. Т. Экономика 21 века на базе интернет-технологий / Материалы электронного семинара РВЛЭС. - 1998. Адрес в Интернете -http://rvles.ieie.nsc.ru:8101/HyperNews/get/forums/21century.html [Июль 2001].

33. Forrester Findings. - Forrester Research, Inc., май 2001 Адрес в Интернете -http://www.forrester.com/ER/Press/ForrFind/0,1768,0,00.html [Июль 2001].

34. World Development Report 2000/2001: Attacking Poverty. - World Bank. -Washington. - 2001. - pp. 274-275. Адрес в Интернете - http://www.worldbank.org/ poverty/wdrpoverty/report/tab 1 .pdf [Июль 2001 ].

35. Falling Through the Net: A Survey of the "Have Nots" // Rural and Urban America. - NTIA U.S. Department of Commerce. Washington. - 1995. Адрес в Интернете - http://www.ntia.doc.gov/ntiahome/fallingthru.html [Июль 2001].

36. Annual Report 2000. - Washington, InfoDev, 2001. Адрес в Интернете -http://www.infodev.org/library/ann00.pdf [Июль 2001].

37. Readiness Guide for Living in the Networked World. - Washington, CSPP, 1998. Адрес в Интернете - http://www.cspp.org/projects/readiness [Июль 2001].

38. Readiness for the Networked World: Guide for Developing Countries. - Boston, Center for International Development Harvard University, 1 999. Адрес в Интернете -http://www.readinessguide.org [Июль 2001].

39. Risk E-Business: Seizing the Opportunity of Global E-Readiness. - McConnell International, 2000. Адрес в Интернете - http://www.mcconnellinternational.com/ ereadiness/EReadinessReport.htm [Июль 2001].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.