А.Н. Воронков
Воронков Андрей Николаевич — профессор кафедры менеджмента и маркетинга Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, доктор экономических наук, профессор
E-mail: [email protected]
Экономическая безопасность логистических систем электронной коммерции
В статье рассмотрены новые аспекты экономической безопасности, связанные с развитием логистики электронной коммерции в России. Определены внутренние и внешние угрозы экономической безопасности в сфере информатизации логистических процессов.
The article examines new aspects of economical safety, connected with development of e-business logistics in Russia. Domestic and foreign threats of economical safety in sphere of informatization of logistical processes are determine.
С середины XX века в экономике развитых стран стали происходить структурные изменения, связанные со стремительной информатизацией всех сторон хозяйственной, в том числе логистической, деятельности. К концу XX века тенденция информатизации захватила и экономику России, что существенно изменило среду функционирования логистических систем и породило новые вызовы экономической безопасности.
К числу технологий, связанных с информатизацией логистических операций, относятся стандарты «электронного обмена данными» — система EDI (Electronic Data Interchange) и «электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте» — система EDIFACT (Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport). Обе эти системы утверждены Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН и рекомендованы для глобального применения в управлении, торговле, логистике.
Современная модификация этой системы — система Internet EDI. С ее помощью можно обеспечить взаимодействие участников цепи на основе «виртуальной части сети». В данном случае не нужно инвестировать значительные средства в установление системы, достаточно компьютера, модема, программного обеспечения и подсоединения к системе Интернет через провайдера.
Дальнейшее развитие электронных средств коммуникаций привело к появлению электронного бизнеса, электронной коммерции — е-коммер-ции (Electronic Commerce — e-Commerce). Такая форма торговли имеет и другое название — Интернет-коммерция (Internet Commerce — i-Commerce). Е-коммерция также ассоциируется с такими решениями и инструментами, как порталы, электронные торговые площадки, е-рынки, е-аукционы и виртуальные цепи поставок.
Термины «е-коммерция» и «е-бизнес» часто выступаюткак синонимы, однако большинство специалистов считает, что е-коммерция — это только одна из составляющих е-бизнеса. Понятие «е-коммерция» относится в основном к трансакциям (покупки и продажи товаров и услуг) через Интернет. Е-бизнес включает широкий диапазон бизнес-процессов, которые косвенно связаны с коммерческими трансакциями. Вместо двусторонних взаимоотношений между поставщиком и клиентом е-бизнес все больше будет осуществляться на основе сетевых структур цепей поставок, составленных из групп поставщиков и групп клиентов.
Е-коммерция не только позволяет добиваться интеграции компаний в цепях поставок, но и обеспечивает необходимую гибкость, благодаря которой компании могут быстро подсоединяться к сетевым структурам электронного (на базе Интернета) бизнеса и столь же быстро выходить из нее, а также оперативно создавать новые товары и услуги или изменять прежние. Эта новая форма е-ком-мерции получила название динамичных сделок (dynamic trading).
Важнейшей частью е-коммерции и е-бизнеса является электронное снабжение (е-снабжение).
Е-снабжение — это совместное использование информационных и коммуникационных технологий в виде электронных средств для улучшения процессов управления внешней и внутренней закупочной деятельностью и поставщиками. Эти инструменты и решения позволяют получить ряд вариантов, способствующих более качественному управлению закупками и поставками. Или более короткое определение. Е-снабжение — это закупки и поставки товаров и услугкатегории «Бизнес—Бизнес» через Интернет.
Е-снабжение стало возможным после появления открытого стандарта XML (extensible Markup
и
и
з-
р
е
ко
й
о
I
£
о
тро
к
е
§
с
и
с
І
с
е
с
и
о
с;
с
о
I
с
а
с
о
со
е
Ю
К
а
с
е
о
і
8
о
в
ков
I
о
оро
В
и
и
а-
р
е
й
о
і
і
о
тро
к
е
§
с
и
с
І
с
е
с
гис
о
ть
с
о
і
с
а
с
о
со
е
Ю
я
кая
с
е
о
I
8
0
ї
<
в
ков
1
о
оро
В
Language) — структурированного языка, позволяющего легче идентифицировать типы данных в самых различных форматах, приемлемого для всех стандартных Интернет-технологий. Причем информация мгновенно передается с компьютера пользователя непосредственно в бэк-офис поставщика. Однако уже делается попытка объединить все управляющие подсистемы в единую систему, связанную интегрированными информационными технологиями (IT). Речь идет о бэк- и фронт-офисе логистики. Бэк-офис — это IT-системы, согласующие внутренние нужды логистической системы, а фронт-офис — IT-системы, согласующие ее внешние взаимодействия.
Важную роль в е-снабжении играют е-торго-вые площадки.
Е-торговая площадка — это веб-сайт, позволяющий покупателям выбирать нужного себе поставщика из множества имеющихся. В этом случае ситуацию контролирует покупатель, так как открытая торговая площадка помогает ему оценить всех потенциальных поставщиков конкретного товара или услуги и принимать обоснованные решения в отношении того, что и где ему лучше купить.
Одним из инструментов современного е-снаб-жения являются е-тендеры, а к инструментам е-тендеров относятся е-аукционы.
Е-аукционы определяются как электронный рынок, который может существовать в контекстах закупок сырья и электронных закупок готовой продукции, так называемых систем В2В (Business-to-Business — Бизнес—Бизнес), когда осуществляются закупки сырья и полуфабрикатов при продаже готовой продукции потребителям В2С (Business-to-Consumer — Бизнес—Потребитель или Business-to-Customer — Бизнес— Конечный потребитель), а также В2в (Busines-to-Government — Бизнес—Правительство) при взаимоотношениях коммерческих и бюджетных (государственных) организаций. В 2002 году 83% всехзакупок сырья в Великобритании осуществлено по системе В2В, а во всем мире уровень закупок по этой системе превысил 2 трлн долларов 1. Главная тенденция — в В2С уже укореняются известные торговые бренды, раскручивающие спрос в этом сегменте методами рефлексивного управления. Сегодня очевидно, что традиционные компании в сфере В2С уже перехватили инициативу у компаний Новой экономики. По мере конвергенции Старой и Новой экономик фактически разобщенные сегодня схемы В2В и В2С будут объединяться в единый, наиболее выигрышный с точки зрения издержек формат В2В2С.
В конце 90-х годов XX века в рамках EDI разработаны две системы: система кодирования товаров (Item Coding — IC) и система перевода денег (Е^^гопю fund transfer — EFT). В первом случае каждая упаковка товара снабжается электронной этикеткой, которая позволяет логистическим служ-
бам отслеживать весь путь данной единицы товара. Во втором случае, если выполнено условие поставки, расчетчерез задействованные банки (со стороны поставщика и со стороны потребителя) осуществляется автоматически. Коммуникационные инновации в области логистики позволяют теперь на электронном уровне полностью отслеживать всю логистическую систему от момента получения заказа до стадии финальных расчетов, то есть весь процесс товародвижения по системе В2В-IC-В2С-EFT.
Важнейшей частью е-коммерции является е-сорсинг, позволяющий быстро отыскивать нужные рынки, цены и поставщиков, существенно улучшая принимаемые решения по закупкам.
Е-сорсинг предоставляет пользователю инструменты, позволяющие выявлять потенциальных поставщиков и в ходе переговоров обговаривать с ними условия, ведущие к самым низким затратам сторон. Кэлементам е-сорсинга относяте-аук-ционы, е-каталоги, автоматизацию ведения контрактов с поставщиками, электронный анализ рынка продукции и поставщиков и ряд других информационных инструментов.
Е-каталоги — это веб-страницы, где содержится информация о товарах и услугах, предлагаемых и продаваемых поставщиком (продавцом), обеспечивающие поддержку размещения онлайновых заказов и осуществления платежей.
Е-биржа — это веб-сайт категории В2В, на котором покупатели и поставщики встречаются для осуществления сделок.
Основные инновации в области информационных технологий, используемые в международной логистике: коммуникационные информационные системы, компьютеризация, роботизация, штрих-кодирование, электронная коммерция (В2В, В2С), система ЭДИ (В2В-Ю-В2С^Т).
Наряду с традиционными видами электронной коммерции В2В, В2С, развиваются новые ее виды: G2В (Government-to-Business — Правительство— Бизнес), G2С (Government-to-Citizen — Правительство—Гражданин), G2G (Government-to-Govern-ment — Правительство—Правительство), А2С (Administration-to-Consumer — Администрация— Потребитель).
Первая в мире система А2С (Administration-to-Consumer) была реализована в 2005 году правительством Франции, по которой все административные услуги гражданам стали предоставляться через Интернет. Аналогичную систему планируется создать и в России.
Новые перспективы для розничной электронной коммерции открывает практика Р2Р (Peer-to-Peer — Равный—Равный). Она заменяетсуществу-ющие сегодня в сети Интернет клиент-серверные взаимодействия (World Wide Web — WWW) на прямые межкомпьютерные взаимодействия в любых конфигурациях — вся мировая сеть может работать на один ПК. Практика Р2Р либерализует сеть, повышает надежность сохранения данных и ме-
няет характер обмена данными и приложениями. Сервер как некий «хозяин» становится ненужным — его место занимает сетевой коммутатор.
Появляется независимый е-рынок. Это связь в варианте М2М (Мапу^о-Мапу — Многие—Многие) среди потребителей и поставщиков через независимого посредника. У независимых е-рын-ков самый широкий круг участников, что максимально расширяет доступ, однако затрудняет достижение глубокого уровня сотрудничества.
Сетевая электронная коммерция ликвидирует пространство. Заказчик не желает знать, где находится продавец, а продавцу безразлично, откуда поступают заказы на его товар. В е-коммерции происходит временное и пространственное разделение актов продажи и покупки. Продажа завершается после оформления и оплаты заказа, покупка завершается после доставки заказа удовлетворенному потребителю, то есть возникает противоречие — продажа требует централизации, а поставка должна быть максимально децентрализована. Е-коммерция также разделяет производство и продажу. Роль производства в этой коммерции замещает снабжение. Пример наиболее успешных фирм показывает, что сила электронной торговли состоит в предложении товаров самых разнообразных марок, то есть лозунг«Продаем то, что производим» заменяется на «Продаем то, что можем поставить».
Электронная торговля по сравнению с традиционным применением компьютеров меняет форму и содержание функций информационных систем дистрибуции.
Электронная торговля не заменяет физическую доставку товаров и услуг клиенту-получателю. На фоне развития электронных информационных потоков все большее значение приобретает бесперебойность процессов реального продвижения продуктов, то есть транспортировки, манипулирования, хранения, комплектации ассортимента и т. п. Сфера реальных логистических процессов будет определять диапазон и темпы развития новых форм коммуникации между участниками электронного рынка.
В условиях масштабного развертывания процессов глобализации и информатизации происходит трансформация национальных логистических систем и, соответственно, изменяется среда их функционирования. Она характеризуется следующими чертами:
1) глобализация системы мирохозяйственных связей, мировых сырьевых, товарных, финансово-валютных рынков и других, с одной стороны, приводит к расширению возможностей для развития бизнеса, а с другой — интернационализирует риски и угрозы экономической безопасности национальных логистических систем, делает их более уязвимыми от глобальных и международных экономических процессов и явлений;
2) информационно-коммуникационная глобализация, осуществляемая на базе передовых
информационно-коммуникационных технологий, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ к мировым информационным, научным и другим ресурсам, а с другой — мультиплицирует угрозы экономической безопасности логистических систем;
3) виртуализация обмена информацией и деятельности отдельных граждан,компаний,правительственных органов несет существенное снижение издержек, но одновременно приводит к росту числа ошибок и сбоев в нормальном течении логистических процессов,персонализировать ответственность за которые не представляется возможным;
4) стираются внешние территориальные границы отдельных государств и регионов, которые становятся виртуально проницаемы (становятся проницаемы национальные финансовые и налоговые системы), а также повышается уязвимость информационного поля логистических систем;
5) формируются различные виртуально-сетевые правительственные и неправительственные институты и организации, самоорганизующиеся гражданские и бизнес-сообщества, что усложняет внешнюю среду логистических систем;
6) возрастает роль информации как главного фактора производства и роль интеллектуальной собственности в обеспечении конкурентных преимуществ логистических систем на внутреннем и мировых рынках и по этой же причине возникает новая группа угроз, связанных с необходимостью эффективной правовой защиты интеллектуального капитала;
7) расширяются возможности получения доходов, связанных с инновационным предпринимательством, электронной деятельностью и бизнесом в сети «Интернет», при этом виртуальный электронный бизнес остается крайне слабо защищенным как в техническом, так и в правовом отношении, высоки риски как его ведения, так и взаимодействия с подобными структурами, так как в ряде случаев они оказываются мошенническими;
8) развиваются электронные, дистанционные формы занятости (электронное рабочее место, электронный офис, электронное предприятие, офшорное программирование и пр.). С одной стороны, это снижение издержек, а с другой — ослабление возможностей контроля над деятельностью персонала, снижение управляемости внут-риорганизационных процессов и, как следствие, падение уровня экономической безопасности;
9) возникают электронные формы регулирования экономической и общественной деятельности, а также электронные формы управления и взаимодействия государства с населением и бизнесом, что усложняет решение задач экономической безопасности;
10) усиливается международная конкуренция между отдельными странами и межгосударственными экономическими центрами, и победа в ост-
8
8
а-
о.
8
>5
0
1 I О & §
о
0
1
о
О
о
0
1
о
<3
с
о
со
ф
ю
к
а
о
0
1
8
о
со
8
I
О
&
со
£
5Г
О.
0
1 I
о
&
5
О
0
1
о
о
£
О
£
о
0
1
о
<3
с
о
со
ф
ю
к
8
о
ф
0
1
0 ї <
ш
52
1 о & щ
рой конкурентной борьбе требует постоянных инноваций с целью поддержки постоянного технологического лидерства на глобальных рынках, в этой связи даже временное снижение эффективности логистической системы недопустимо, то есть сила угроз экономической безопасности возрастает2.
Указанные факторы (дестабилизирующие в своем большинстве) являются новыми угрозами экономической безопасности, порожденными информатизацией логистических процессов. Эти угрозы разделяют на внешние и внутренние.
Внешние угрозы могут проявляться в следующих формах:
— сбор конфиденциальной информации в различных системах связи, в том числе путем несанкционированного доступа в компьютерные сети;
— использование, в основном, импортных аппаратных и программно-аппаратных комплексов при создании отечественных информационных телекоммуникационных систем, что существенно увеличивает возможности иностранных спецслужб получать важную конфиденциальную информацию из наших телекоммуникационных систем (ФАПСИ располагает сведениями о так называемых скрытых функциональных возможностях программного обеспечения и других средствах и методах перехвата информации, которые могут быть заложены в телекоммуникационные системы. Актуальной проблемой в данной области является выявление в программном продукте иностранного производства скрытых функциональных возможностей, в том числе средств конспиративного (негласного) съема информации, реализующих деструктивные функции в системе)3;
— попытки продвижения на российский рынок зарубежныхсредств защиты информации, разработанных, в большинстве своем, с учетом интересов спецслужб. (В связи с этим принципиально недопустимо использование для закрытия государственно значимой информации импортных средств шифрования. Именно такая норма содержится в законодательстве США, где запрещено использовать технические и программные средства зарубежного производства в интересах обеспечения национальной безопасности);
— использование информационного оружия против информационных систем;
— подключение к открытым информационным системам, в том числе Интернету, наряду с прогрессом в продвижении к единому информационному пространству таит в себе и специфические опасности для национальных информацион-ныхсистем.
Внутренние угрозы проявляются в таких формах, как:
— попытки проникновения «хакеров» в компьютерные сети органов государственной власти, банков, предприятий и т. п.;
— утрата конфиденциальных сообщений, пе-редаваемыхсредствами документальной электросвязи, кражи и уничтожение банковской информации и программного обеспечения систем электронных платежей, отправка фальшивых авизо с использованием кодов подтверждения достоверности межбанковских операций и возможностей локальных сетей коммерческих банков. По данным специалистов США, снятие элементов защиты информации с компьютерных систем приведет к разорению 20% средних компаний в течение нескольких часов, 48% потерпят крах через несколько дней,33% банков «лопнет» через несколько часов, 50% — через несколько дней. Суммарный ежегодный ущерб от компьютерных преступлений только в странах Западной Европы составляет порядка 30 млрд долларов4. В России ущерб от компьютерных преступлений до сих пор интегрально не подсчитывался, но с учетом их возможных масштабов сумма ущерба представляется весьма значительной. В связи с этим компьютерная преступность становится важнейшей проблемой как для России, так и для всего мирового сообщества;
— непредумышленные дефекты самих информационных систем и действия операторов, которые могут привести к возникновению нештатных ситуаций в информационных системах.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы экономической безопасности логистичес-кихсистем электронной коммерции обостряются, приобретают новое качество, для их разрешения необходимы согласованные усилия государства, общества и бизнеса.
Примечания
1. См.: Дыбская В.В. Логистика: Учебник / В.В.Дыбская, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова. — М., 2009. — С. 287.
2. См.: Государство и рынок: новое качество взаимодействия в информационно-сетевой экономике: В 2 т. / Под ред. С.А. Дятлова, Д.Ю. Миропольского, В.А. Плотникова. — СПб., 2007. — Т. 1. — С. 113—114.
3. См.: ЛопатинВ.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. — СПб., 2000. — С. 286.
4. См. там же. — С. 287.