Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ДОГОВОРА ОБ ОКАЗАНИИ ЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ'

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ДОГОВОРА ОБ ОКАЗАНИИ ЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
418
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗРЕЛИЩНАЯ УСЛУГА / SPECTACULAR SERVICE / ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ ЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ / CONTRACT OF THE PROVISION OF ENTERTAINMENT SERVICES / ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА / CONCLUSION OF THE CONTRACT / СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА / ESSENTIAL TERMS OF THE CONTRACT / ФОРМА ДОГОВОРА / CONTRACT FORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеев И.В.

Отношения по оказанию зрелищных услуг охватываются конструкцией гражданско-правового договора. Защита прав и охраняемых законом интересов участников соответствующих правоотношений возможна при правильном заключении соответствующего договора, который оформляется приобретением билета с соблюдением требований к его содержанию и форме. В статье обосновывается наличие четырех существенных условий и простой письменной формы договора об оказании зрелищных услуг. Автор делает вывод о том, что договор оказания зрелищных услуг заключается не в устной форме с наличием письменного доказательства, а именно в простой письменной форме. Набирающая обороты в последнее время практика зрелищных организаций по продаже билетов на спектакли, концерты и спортивные мероприятия через сеть Интернет еще в большей степени свидетельствует о наличии простой письменной формы рассматриваемого договора. Автор отмечает, что несоблюдение простой письменной формы договора оказания зрелищных услуг должно иметь юридические последствия, предусмотренные в п. 1 ст. 162 ГК РФ, а именно - лишать стороны в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает права приводить письменные и другие доказательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT AND FORM OF CONTRACT FOR THE PROVISION ENTERTAINMENT SERVICES

Entertainment services is a particular form of a civil contract. The ability to protect the rights and legitimate interests of participants in such relationships is possible with the right conclusion of a contract - to buy ticket in relevant content and form. The article covers four essential conditions and the simple written form of the contract. The author makes a conclusion that the agreement on the provision of entertainment services is not orally with written evidence, namely in writing. Gaining momentum in the practice of entertainment organizations for the sale of tickets for shows, concerts and sporting events via the Internet to an even greater extent indicates the presence of a simple written form of the Treaty under consideration. The author notes that the failure to comply with the simple written form of the contract provide spectacular services should have legal consequences provided for in paragraph 1 item 162 of the civil code, namely to deprive the parties in case of dispute, be referred to the confirmation of the transaction and its terms on witness testimony, but does not deprive the right to give written and other evidence.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ДОГОВОРА ОБ ОКАЗАНИИ ЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ»

И.В. МАТВЕЕВ, кандидат юридических наук, доцент, заместитель директора Института государственного управления и права по направлению «Юриспруденция»,

заведующий кафедрой гражданского права и процесса

ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления»

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ДОГОВОРА ОБ ОКАЗАНИИ ЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ

Отношения по оказанию зрелищных услуг охватываются конструкцией гражданско-правового договора. Защита прав и охраняемых законом интересов участников соответствующих правоотношений возможна при правильном заключении соответствующего договора, который оформляется приобретением билета с соблюдением требований к его содержанию и форме. В статье обосновывается наличие четырех существенных условий и простой письменной формы договора об оказании зрелищных услуг.

Автор делает вывод о том, что договор оказания зрелищных услуг заключается не в устной форме с наличием письменного доказательства, а именно в простой письменной форме. Набирающая обороты в последнее время практика зрелищных организаций по продаже билетов на спектакли, концерты и спортивные мероприятия через сеть

I.V. MATVEEV, candidate of legal sciences, associate professor, vice-director of the State government and law Institute on the Jurisprudence direction, the head of the Civil law and civil procedure chair in the State University of Government

THE CONTENT AND FORM OF CONTRACT FOR THE PROVISION ENTERTAINMENT SERVICES

Entertainment services is a particular form of a civil contract. The ability to protect the rights and legitimate interests of participants in such relationships is possible with the right conclusion of a contract - to buy ticket in relevant content and form. The article covers four essential conditions and the simple written form of the contract.

The author makes a conclusion that the agreement on the provision of entertainment services is not orally with written evidence, namely in writing. Gaining momentum in the practice of entertainment organizations for the sale of tickets for shows, concerts and sporting events via the Internet to an even greater extent indicates the presence of a simple written form of the Treaty under consideration.

The author notes that the failure to comply with the simple written form of the contract provide

Интернет еще в большей степени свидетельствует о наличии простой письменной формы рассматриваемого договора.

Автор отмечает, что несоблюдение простой письменной формы договора оказания зрелищных услуг должно иметь юридические последствия, предусмотренные в п. 1 ст. 162 ГК РФ, а именно - лишать стороны в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает права приводить письменные и другие доказательства.

Ключевые слова: зрелищная услуга, договор об оказании зрелищных услуг, заключение договора, существенные условия договора, форма договора.

spectacular services should have legal consequences provided for in paragraph 1 item 162 of the civil code, namely to deprive the parties in case of dispute, be referred to the confirmation of the transaction and its terms on witness testimony, but does not deprive the right to give written and other evidence.

Key words: spectacular service, contract of the provision of entertainment services, the conclusion of the contract, the essential terms of the contract, the contract form.

Просмотр кинофильма, спектакля (концерта, циркового представления) и спортивного соревнования в специально оборудованных для этой цели сооружениях и (или) помещениях, бесспорно, находится в сфере гражданско-правового регулирования, поскольку, возмездно приобретая билет, лицо получает право на то, чтобы увидеть зрелище определенной продолжительности и вида. Под зрелищем Словарь русского языка понимает «то, что представляется взору, привлекает взор (явление, происшествие, пейзажи и т.п.)»1. Правоотношения по оказанию зрелищных услуг в подавляющем большинстве случаев возникают из договора. Как верно утверждает М.Н. Малеина, «о заключении гражданско-правового договора можно говорить, если территория проведения мероприятия ограждена, проход осуществляется по пригласительным билетам, пропускам (другим документам) или дополнительно введена плата»2.

При отсутствии легального определения рассматриваемого договора в российском законодательстве представляется возможным использование дефиниции, разработанной отечественной правовой наукой. Так,

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. Л.И. Скворцова. М., 2005. С. 231.

2 Малеина М.Н. Правовое регулирование оказания услуг по организации и проведению массовых культурно-зрелищных мероприятий в открытых общественных местах // Журнал росс. права. 2013.

№ 3. С. 32.

«по договору об оказании зрелищных услуг зрелищная организация обязуется продемонстрировать гражданину результат своей творческой и иной деятельности в форме публичного показа или исполнения, а гражданин вправе требовать обеспечение ему доступа для пользования благами культуры с учетом установленных правил для удовлетворения своих культурных потребностей и организации досу-га»3.

Таким образом, обязательства по оказанию зрелищных услуг являются по своей природе договорными, так как порождаются таким основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, указанным в ст. 8 ГК РФ, как договор. Договор об оказании зрелищных услуг есть разновидность договора возмездного оказания услуг, нормы о котором содержатся в гл. 39 ГК РФ. Сторонами договоров оказания зрелищных услуг являются исполнитель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) и заказчик (зритель), в качестве которого выступает физическое лицо. В тех случаях, когда организация покупает билеты на зрелищное мероприятие для своих работников с целью проведения корпоративного культпохода, она лишь представляет их интересы в соответствующем право-

3 Малеина М.Н. Договор об оказании зрелищных услуг // Развитие гражданского законодательства на современном этапе: Сб. материалов конф., посвященной 80-летнему юбилею В.П. Мозолина. М., 2005. С. 50.

отношении, поскольку только физическое лицо, обладающее сознанием и интеллектом, будучи стороной данного договора, в состоянии осмыслить суть происходящего на киноэкране, сцене или спортивной площадке и оценить качество оказываемой услуги. Подобную конструкцию ни в коей мере нельзя отождествлять с договором в пользу третьего лица, поскольку согласно п. 4 ст. 430 ГК РФ в случае, когда третье лицо отказалось от права, предоставленного ему по договору, кредитор может воспользоваться этим правом, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору. В рассматриваемом случае кредитор — юридическое лицо в силу своих особенностей никогда не сможет воспользоваться правами зрителя.

Ввиду того, что ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436 (с послед. изм.) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»4 обязала исполнителя зрелищной услуги присвоить ей установленный данным законом знак информационной продукции соответствующей возрастной категории, то субъекты - зрители могут быть дифференцированы в зависимости от возраста на зрителей: не достигших шести лет, достигших шести лет, достигших 12 лет, достигших 16 лет, достигших 18 лет, что в объявлении о проведении зрелищного мероприятия (афише) указывается, соответственно, как 0+, 6+, 12+,

4 См.: СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 48.

16+, 18+ (п. 1 ст. 12 указанного Закона).

С учетом вышеназванных возрастных ограничений, введенных законодателем в зависимости от содержания информации, которое может получить лицо от зрелищной услуги, малолетний в возрасте от 6 до 14 лет может быть самостоятельным участником рассматриваемых отношений в соответствии с п/п. 3 п. 2 ст. 28 ГК РФ, если, приобретая билет на зрелищное мероприятие, он распоряжается средствами, предоставленными ему законными представителями, либо с согласия законных представителей третьим лицом для конкретной цели -посещения кинотеатра, театра (концертного зала) или спортивного сооружения или свободного распоряжения. Также не существует преград (кроме вышеуказанных информационных возрастных ограничений) и для заключения договора оказания зрелищных услуг зрителем с дееспособностью несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет, поскольку это может быть распоряжением своими доходами (п/п. 1 п. 1 ст. 26 ГК РФ) либо квалифицироваться как сделка по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями либо третьими лицами с согласия законных представителей (на основании п/п. 4 п. 2 ст. 26 и п/п. 3 п. 2 ст. 28 ГК РФ). Лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными в соответствии со ст. 29 ГК РФ, не могут быть самостоятельными субъектами договоров по оказанию зрелищных услуг,

от имени и в их интересах подобные сделки могут совершать их опекуны. Ограниченные в дееспособности лица на основании ст. 30 ГК РФ вправе самостоятельно приобретать билеты на зрелищные мероприятия только с согласия попечителя.

Представляется, что в качестве существенных условий договора оказания зрелищных услуг должны выступать: предмет договора — конкретная зрелищная услуга, сроки начала и окончания оказания услуги, цена услуги.

Для договорной конструкции возмездного оказания услуг сроки начала и окончания оказания услуги являются существенными условиями в силу ст. 783 ГК РФ, согласно которой общие положения о подряде (ст. 702 - 729) и положения о бытовом подряде (ст. 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Принимая во внимание, что согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, можно прийти к выводу о том, что сроки начала и окончания оказания услуги - существенное условие рассматриваемых договоров по оказанию зрелищных услуг. Следует заметить, что довольно часто исполнитель зрелищной услуги не только указывает в билете и в афише время начала и время окончания зрелищного мероприятия, но и приглашает зрителя быть в фойе уже за час до его начала. На спортив-

ных мероприятиях это в первую очередь связано с необходимостью прохождения личного досмотра работниками полиции, который может затянуться, благодаря чему зритель не попадет на трибуны к началу соревнований. Кроме того, для тех зрителей, кто пришел на стадион раньше, сегодня принято организовывать различные конкурсы и викторины, а для пришедших с ними детей - специальные анимационные программы. В театрах и концертных залах, как правило, за час до начала спектаклей и концертов работают рестораны и буфеты, а также зрителям может быть предложена культурная программа в виде выступления молодых артистов.

В соответствии со ст. 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г.5 цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно. При этом организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих службу по призыву. Цена зрелищной услуги также является существенным условием рассматриваемых договоров в силу той же ст. 783 ГК РФ, по смыслу которой к договорам возмездного оказания услуг, в котором на стороне заказчика выступает физическое лицо, которое заказывает услугу для личного потребления, не свя-

5 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.

занного с осуществлением предпринимательской деятельности, применяются положения о бытовом подряде (ст. 730 - 739). Статья 735 ГК РФ гласит, что цена в договоре бытового подряда определяется соглашением сторон и не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами. Таким образом, цена в рассматриваемых договорах - существенное условие, однако возможность ее согласования носит весьма условный характер, поскольку цены на зрелищные услуги устанавливаются исполнителем зрелищной услуги и не могут обсуждаться при заключении договора. Думается, что выбор зрителем билета подороже, но ближе к сцене, или подешевле, но на верхних ярусах не есть возможность согласования условия о цене. Это скорее согласование условия о месте в зале, которое для конкретных зрителей можно считать существенным и возвести в ранг условия, относительно которого по заявлению сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор на оказание зрелищных услуг считается заключенным с момента продажи билета. Продаже билета предшествует анонсирование зрелищного мероприятия неопределенному кругу лиц в месте его проведения, на афишах в городских театрально-зрелищных кассах, в средствах массовой информации. Если такое анонсирование зрелищного мероприятия содержит все его существенные условия, то его в соответствии с п. 2 ст. 437 ГК РФ

можно считать публичной офертой. При этом данная публичная оферта содержит срок для ее акцепта, который определяется временем и датой начала мероприятия с поправкой на разумный срок для того, чтобы от места продажи билета добраться до места оказания зрелищной услуги.

Покупая билет на зрелищное мероприятие, указанное в публичной оферте, зритель в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ совершает фактическое действие в срок для ее акцепта по выполнению одного из указанных в ней условий договора об оказании зрелищной услуги, а именно - по ее оплате. Согласно п. 3 ст. 434 ГК РФ письменная форма считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ. Предложение, указанное в афише, следует считать письменным в силу того, что афиша содержит информацию о фильме, спектакле, репертуаре в целом, спортивном мероприятии либо их совокупности, которые утверждены исполнителем услуги, за подписью его руководителя или иного уполномоченного на это лица и печатью организации. Это может быть Приказом по зрелищной организации или иным внутренним актом, которым подтверждается факт того, что данный спектакль, например, будет сыгран в определенную дату и в определенное время. Таким образом, видя в афише указание на исполнителя соответствующей зрелищной услуги, зритель понимает, что данное предло-

жение исходит именно от него, и данное объявление содержательно является отображением письменного документа об утверждении репертуара, назначении футбольного матча, киносеанса и т.п. Совершая акцепт публичной оферты путем покупки билета в кассе, зритель заключает договор зрелищных услуг.

Продавая билет на зрелищное мероприятие, кассир как представитель исполнителя зрелищной услуги оставляет корешок билета, содержащий ту же информацию, что и проданный зрителю билет, себе. Таким образом, мы имеем дело с единым документом, который исходит от исполнителя зрелищных услуг и после его приобретения за отрывом корешка находится у зрителя, который, проходя на зрелищное мероприятие, предъявляет его контролеру (также представителю исполнителя услуг), который фактически совершает гашение билета путем надрыва или отрыва контроля, фиксируя факт того, что зритель уже воспользовался своим правом посетить организацию, оказывающую зрелищные услуги.

Следует заметить, что билет на зрелищное мероприятие - это билет на предъявителя, поскольку его обладатель может путем простой передачи (традиции) уступить свои права требования к исполнителю зрелищной услуги. Правда, в борьбе со спекуляцией сегодня Большой театр России в качестве эксперимента проводит продажу билетов на некоторые спектакли по паспортам, указывая в этих билетах информа-

цию об имени, фамилии и отчестве зрителя, и, соответственно, пропуская в театр по удостоверениям личности. Тем не менее это пока частный единичный случай, позволяющий говорить об именном характере билетов в один из многочисленных театров страны.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что договор оказания зрелищных услуг заключается не в устной форме с наличием письменного доказательства, а именно в простой письменной форме. В пользу этого вывода можно привести следующие аргументы.

1. Субъектный состав рассматриваемого договора прямо диктует необходимость соблюдения простой письменной формы сделки. Так, согласно п/п. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения (поскольку в соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческим организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения, правило п/п. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ должно распространяться и на сделки индивидуальных предпринимателей с физическими лицами).

2. Норма п. 1 ст. 160 ГК РФ, устанавливая общий порядок совершения действий сторонами по зак-

лючению сделки в письменной форме, в абз. 2 содержит отсылочную норму к п. 3 ст. 434 ГК РФ, который определяет, что письменная форма считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ, что в совокупности представляет иной, отличный от установленного в абз. 1 п. 1 ст. 160 ГК РФ порядок соблюдения простой письменной формы сделки, представляющей собой публичную оферту исполнителя зрелищной услуги и ее акцепт зрителем путем приобретения билета последним, с отрывом корешка билета и оставлением его у исполнителя услуг с дальнейшим предъявлением билета зрителя на контроле и его гашением.

Набирающая обороты в последнее время практика зрелищных организаций по продаже билетов на спектакли, концерты и спортивные мероприятия через сеть Интернет еще в большей степени свидетельствует о наличии простой письменной формы рассматриваемого договора.

Необходимо отметить, что несоблюдение простой письменной формы договора оказания зрелищных услуг должно иметь юридические последствия, предусмотренные в п. 1 ст. 162 ГК РФ, а именно - лишать стороны в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает права приво-

дить письменные и другие доказательства. Итак, для заключения договора оказания зрелищных услуг необходимо достижение между его сторонами в простой письменной форме соглашения по предмету (называнию зрелищной услуги), срокам ее начала и окончания, а также по цене оказываемой услуги.

Библиографический список:

1. Малеина М.Н. Договор об оказании зрелищных услуг // Развитие гражданского законодательства на современном этапе: Сб. материалов конф., посвященной 80-летнему юбилею В.П. Мозолина. М., 2005.

2. Малеина М.Н. Правовое регулирование оказания услуг по организации и проведению массовых культурно-зрелищных мероприятий в открытых общественных местах // Журнал росс. права. 2013. № 3.

3. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под общ. ред. Л.И. Скворцова. М., 2005.

References (transliteration):

1. Maleina M.N. Dogovor ob okazanii zrelishhnyh uslug // Razvitie grazhdan-skogo zakonodatel'stva na sovremennom jetape: Sb. materialov konf., posvjashhen-noj 80-letnemu jubileju V.P. Mozolina. M., 2005.

2. Maleina M.N. Pravovoe reguliro-vanie okazanija uslug po organizacii i provedeniju massovyh kul'turno-zrelishhnyh meroprijatij v otkrytyh obshhestvennyh mestah // Zhurnal ross. prava. 2013. № 3.

3. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka / Pod obshh. red. L.I. Skvorcova. M., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.