ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ А.,
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
ЗРЕЛИЩНЫЕ УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
И.В. МАТВЕЕВ,
заведующий кафедрой гражданского права и процесса ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления»
Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право,
семейное право международное частное право E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается понятие зрелищной услуги как объекта гражданских прав, определяются общие, свойственные для всех видов услуг, признаки, а также выявляется правовая специфика зрелищных услуг. Представлена юридическая классификация зрелищных услуг.
Ключевые слова: объекты гражданских прав, услуга, зрелищная услуга.
ENTERTAINMENT SERVICES AS OBJECTS OF CIVIL LAWS
I.V. MATVEEV,
managing chair of the civil law and process of FGBOU VPO «The state university of management»
Annotation. In the clause the concept of entertainment service as object of civil laws is considered, general, peculiar signs for all types of service are determined and also legal specificity of entertainment services comes to light. Legal classification of spectacular services is presented.
Keywords: objects of civil laws, service, entertainment service.
Просмотр кинофильма, спектакля (концерта, циркового представления) и спортивного соревнования в специально оборудованных для этой цели сооружениях и (или) помещениях, бесспорно, находится в сфере гражданско-правового регулирования, поскольку возмездно приобретая билет, лицо получает право на то, чтобы увидеть зрелище определенной продолжительности и вида. Под зрелищем словарь русского языка понимает «то, что представляется взору, привлекает взор (явление, происшествие, пейзажи и т.п.)».
Следует согласиться с мнением М.В. Севостьянова и С.А. Шаронова о том, что «привлекать взор может и неподвижный объект», ввиду чего к зрелищам помимо вышеуказанного можно отнести посещение музеев, выставок, зоопарков и ботанических садов, а также специально оборудованных смотровых площадок, с которых, например, могут открываться виды на город, природный пейзаж, звездное небо. «Зрелищность определяется тем, что ключевым моментом в данном случае является факт удовлетворения зрителем своей эстетической потребности посредством именно чувственного восприятия...». Таким образом, зрелище, являясь смысловым стержнем понятия «зрелищная услуга», характеризуется двумя основными признаками: во-первых, возможностью его созерцать, т.е. внимательно или продолжительно рассматривать, наблюдать, смотреть со смыслом, вникая в предмет, изучая его; во-вторых, воз-
можностью получения эстетической потребности от данного процесса.
Однако не всякое зрелище находится в правовом поле, а только такое, которое либо само по себе является действием профессионального исполнителя зрелищной услуги (спектакль в театре), либо каким-то иным образом, связано с действием этого исполнителя (посещение зоопарка, где объект эстетического наслаждения — животное, однако их показ организован субъектом права в лице зоопарка, который не только кормит животных, но и следит за их чистотой и прочностью клеток, организует охрану. Таким образом, зрелище в юридическом понимании этого слова в отличие от обыденного понимания уже, так как всегда связано с какой-либо профессиональной деятельностью субъекта права по его подготовке и проведению, либо с организацией его просмотра, как это имеет место при использовании смотровых площадок на телевизионных башнях, верхних этажах культовых сооружений и небоскребов, на горных плато.
В обязательственных отношениях приходится иметь дело не со зрелищем, а со зрелищной услугой. Зрелищная услуга по содержанию шире, чем понятие «зрелище», поскольку включает в себя не только само зрелище, но и действия по его подготовке и проведению.
Зрелищная услуга является разновидностью услуг как объектов гражданских прав, указанных в ст. 128 ГК РФ, и ей присущи признаки, свойственные всем услу-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
гам, отличающимся от работ. Легальное определение услуги содержится в п. 5 ст. 38 НК РФ, в соответствии с которой услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Понятие услуги сформулировано и в судебной практике. Так, согласно п. 3 постановления Пленума Верховного суда от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора. Представляется, что данное определение, не указывая в качестве признака услуги отсутствие овеществленного результата ее оказания, создает путаницу между работой и услугой.
Также определение услуги было сформулировано и в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 3 февраля 1999 г. по делу № А56-15238/98, в котором указано, что «обязательством по оказанию услуг является такое правоотношение, в силу которого исполнитель (услугодатель) обязан совершить те или иные действия, результат которых не имеет овеществленного выражения и не может быть гарантирован, а заказчик (услугополучатель) обязан оплатить оказанные услуги». В виду того, что в кино зрелищной услуге результат действий гарантирован, предлагаемое определение также не может претендовать на универсальное понятие услуги.
Традиционно в отечественной цивилистике услуги характеризуются «отсутствием овеществленной формы результата», «направленностью на достижение результата, который неотделим от процесса», «направленностью не на вещь, а на личность услуг получателя», «моментальной потребляемостью (свойством синхронности оказания и получения услуги)», «действиями услугодателя по сохранению или изменению состояния невещественных благ услугополучателя», а также и тем, что «предметом договоров, порождающих обязательства по оказанию услуг, являются результаты деятельности, не существующие отдельно от исполнителей и не являющиеся вещами».
Термин «зрелищные услуги» еще не до конца устоялся в отечественной цивилистике ввиду того, что раз-
ные авторы давали различные названия рассматриваемым услугам. О.А. Красавчиков относил подобные услуги к договорам «культурного и бытового обслуживания граждан», Н.П. Индюков упоминал об услугах, «связанных с удовлетворением культурных потребностей», А.Е. Шерстобитов в системе договоров об оказании услуг выделяли культурно-зрелищные услуги. Данный термин поддерживают М.В. Севостьянов и С.В. Шаронов, которые, проводя различия между зрелищными и культурно-зрелищными услугами, не относят к последним боксерские матчи, автогонки и иные спортивные соревнования.
Представляется, что в рамках правового обеспечения деятельности по оказанию услуг, наиболее удачным термином, который бы ознаменовал собой вид рассматриваемых услуг, является термин «зрелищные услуги», который был введен в научный оборот М.Н. Малеиной, определившей, что важнейший признак зрелищной услуги, который состоит в демонстрации гражданину результата творческой и иной деятельности в форме публичного показа или исполнения.
Использование в качестве необходимого для данного исследования термина «зрелищные услуги» позволяет уйти от ненужной дискуссии о том: насколько спортивные мероприятия являются культурными, должно ли обязательно учреждение культуры оказывать подобные услуги и т.д.
Сопоставляя зрелищные услуги с общими признаками услуг как объектов гражданских прав, следует заметить, что, во-первых, они являются действиями, либо совокупностью действий, последовательно сменяющих или дополняющих друг друга, что очевидно при оказании кино услуг, а также при показе спектаклей, проведении спортивных соревнований. Даже в том случае, когда зрителям предоставляется смотровая площадка для обзора, рассматриваемый поведенческий аспект услуги тоже имеет место, поскольку на ней организуется просмотр, что и составляет в данном случае сущность оказываемой зрелищной услуги. Во-вторых, зрелищная услуга не имеет вещественного результата, ее результат неосязаем и выражен в форме эмоций зрителя. В-третьих, зрелищная услуга неотделима от источника ее оказания, поскольку невозможно ее оторвать от места совершения и завладеть как вещью. В-четвертых, она действительно моментально потребляется: начало показа зрелища совпадает с моментом его потребления, и как правильно утверждают М.В. Севостьянов и С.А. Шаронов «принять услугу до того момента, пока
40
Вестник Московского университета МВД России
№ 12 / 2013
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
не начат процесс ее оказания, невозможно, а после того, как она оказана, также не представляется возможным».
Зрелищным услугам свойственны и свои специфические признаки, а именно: творческий характер, массовость, а также цель их приобретения — проведение досуга. Кроме того потребителем данных услуг может быть только физическое лицо, поскольку лишь обладая сознанием можно эмоционально ощутить факт их оказания, а возможно и качество.
Творческий характер зрелищных услуг означает, что их оказание сопряжено с творческой деятельностью их исполнителя. По мнению Н.В. Дельцовой «творческая деятельность — выход за пределы границ реального мышления. Она основывается на чувствах, интуитивных ощущениях конкретной личности». О.А. Красавчиков считал, что «творческий труд по своей природе является умственным (интеллектуальным) трудом и связан с расходованием нервной энергии, осознанием окружающей действительности, ее оценкой и отражением в тех или других формах». Содержание творческого характера зрелищных услуг можно расширить позицией о том, что их исполнитель обладает необходимыми профессиональными навыками и умениями по осуществлению данного вида творческой деятельности.
По мнению М.В. Севостьянова и С.В. Шаронова кинопоказ и выставки, в отличие от живых сценических действий не обладают признаком творческого характера зрелищной услуги, так как деятельность исполнителя сводится к организационно-техническим мероприятиям, с чем трудно согласиться. Во-первых, потому что во время кинопоказа и выставок демонстрируются объекты, созданные путем творческой деятельности, а, во-вторых, даже организационно-технические действия могут соответствовать элементам творчества: например, своеобразное расположение музеем экспонатов, создание определенного маршрута посещения зоопарка и т.д.
Второй важнейший элемент зрелищной услуги — массовость, под которой следует понимать не столько «направленность для широкого круга зрителей», сколько возможность ее одновременного получения более чем одним лицом в одно и то же время.
Третьим квалифицирующим признаком зрелищной услуги является ее цель, которая состоит в проведении заказчиком зрелищной услуги своего досуга, за исключением ситуации, когда просмотр фильма или спектакля осуществляется критиком, который получает соответствующую зрелищную услугу для выполнения своих трудовых обязанностей.
Из определения зрелищной услуги, данного М.Н. Малеиной, вытекают основания классификации зрелищных услуг в зависимости от способа их оказания, это: публичный показ и публичное исполнение.
В форме публичного показа осуществляется оказание кино зрелищных услуг, посещение музеев и выставок, зоопарков и ботанических садов, смотровых площадок. Зрелищные услуги в форме публичного показа характеризуются, главным образом тем, что зритель видит заранее подготовленное зрелище (полностью снятый кинофильм или полностью подготовленную композицию из картин на выставке, а также подготовленных человеком животных для показа в зоопарке). Оказание зрелищных услуг в форме публичного показа менее рисковое мероприятие, чем аналогичное в форме публичного исполнения, так как при их осуществлении, во-первых, исключена импровизация со стороны исполнителя во время оказания услуги, а, во-вторых, болезнь смотрителя зала, в отличие от болезни актера, не может стать следствием отмены зрелищного мероприятия.
Оказание зрелищных услуг в форме публичного исполнения характеризуется наличием живого действия с участием человека, что говорит о рисковом характере соответствующих мероприятий, поскольку они могут быть отменены или перенесены в связи с объективной невозможностью актера выйти на сцену. Зрелищные услуги в виде публичного исполнения можно подразделить на театрально зрелищные и спортивно зрелищные.
Театрально зрелищные услуги, к которым следует отнести театральные, концертные, цирковые услуги, услуги по проведению зрелищных мероприятий в открытых общественных местах, а также услуги по осуществлению иных сценических действий, характеризуются тем, что зрителю может быть заранее известен результат. Спортивно зрелищные услуги представляют собой организованный публичный показ спортивных мероприятий: матчей, автогонок и т.д., результаты которых не могут быть заранее известны зрителям.
Итак, зрелищные услуги представляют собой разновидность услуг как объектов гражданских прав. Отсутствие у зрелищных услуг материального овеществленного и наличие интеллектуального эмоционального результата, остающегося в сознании зрителя, позволяет их считать именно услугами, а не работами. Зрелищные услуги носят творческий характер, характеризуются массовостью, выражающейся в публичном показе либо публичном исполнении, а также имеют цель их приобретения — проведение досуга.