ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
ПРАВА ЗРИТЕЛЯ (БОЛЕЛЬЩИКА) В ДОГОВОРЕ ОБ ОКАЗАНИИ СПОРТИВНОЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ
ИГОРЬ ВАЛЕНТИНОВИЧ МАТВЕЕВ,
заместитель директора Института государственного управления и права по направлению «Юриспруденция», заведующий кафедрой гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены вопросы правового регулирования отношений, возникающих из договора оказания спортивнозрелищных услуг, а также установленные российскими нормами права зрителей (болельщиков) и особенности их реализации.
Ключевые слова: услуга, договор оказания спортивнозрелищных услуг, организатор спортивного соревнования, зритель (болельщик).
Annotation. This article covers questions of legal regulation of the relations arising from the contact of rendering sport entertainment of services. In the article are considered established Russian by the rules of law of spectators (fans) and feature of their realization.
Keywords: service, the contract of rendering sport entertainment services, the spectator (fan).
Посещение зрителями спортивных соревнований вполне укладывается в гражданско-правовую конструкцию договора возмездного оказания услуг и является услугой, которая предоставляется организатором спортивного соревнования. По договору об оказании спортивнозрелищной услуги одна сторона, организатор спортивного соревнования, обязуется оказать спортивнозрелищную услугу (организовать показ спортивного мероприятия) зрителю, а зритель обязуется ее оплатить.
Сторонами рассматриваемого договора являются организатор спортивного соревнования и зритель. Вопросы правового положения сторон данного договора в общем виде определены в гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Правовой статус организатора спортивного соревнования закреплен Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. (далее - ФЗ о физкультуре и спорте)1, а зрителя, в общем виде, - вышеупомянутым законом, а также принятыми в его исполнение Правилами поведения зрителей при проведении официальных спортивных мероприятий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2013 г. № 1156 ((в ред. Постановления Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 65) далее - Правил поведения зрителей)2. Также нельзя забывать и том, что на зрителя распространяют свое действие и нормы Закона РФ «О защите прав по-
требителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (далее - Закон о ЗИП)3, поскольку им приобретается спортивно-зрелищная услуга для личных целей (как правило, для проведения досуга), не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Понятие зрителя как стороны договора об оказании спортивнозрелищной услуги воспроизведено в ст. 2 ФЗ о физкультуре и спорте, согласно которой зрители - это физические лица, находящиеся в месте проведения спортивного соревнования и при этом не задействованные в проведении такого соревнования, в том числе в организации и обеспечении безопасности при проведении спортивного соревнования. В этой связи возникает вопрос о соотношении понятия болельщик и зритель, которые соотносятся как часть и целое, поскольку болельщик - это зритель, который своим поведением поддерживает определенную команду или спортсмена. На законодательном уровне принимались попытки провести водораздел между данными понятиями. Так, проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 195976-6, внесенный в Государственную Думу Федерального собрания РФ депутатами Н.В. Левичевым, А.В. Беляковым и А.А. Агеевым и впоследствии снятый с рассмотрения (далее - Проект № 195976-6)4, содержал подобную градацию. Согласно положениям Проекта № 195976-6 зритель
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
- это физическое лицо, посещающее спортивное соревнование с целью его просмотра, а спортивный болельщик - это физическое лицо, посещающее спортивные мероприятия с целью просмотра и поддержки определенных спортсменов и их коллективов (спортивных команд). Представляется, что такая дифференциация заказчиков спортивно-зрелищных услуг в рамках законодательства, с одной стороны, была не оправдана, поскольку, во-первых, зритель, пришедший на матч только его посмотреть, может во время оказания спортивнозрелищной услуги начать поддерживать понравившуюся ему команду (т.е. стать болельщиком), и наоборот, разочаровавшись в качестве игры поддерживаемой команды, болельщик, перестав ее поддерживать, досматривая матч, станет зрителем, в связи с чем, юридически сложно будет определить переход из статуса зрителя в статус болельщика и наоборот. Во-вторых, предлагаемое авторами Проекта № 195976-6 различие в статусе между зрителями и болельщиками вряд ли соответствовало нормам ст. 426 ГК РФ о публичном договоре, которым, бесспорно, является рассматриваемый договор, так как публичность договора предполагает его заключение на одинаковых условиях со всеми, в данном случае заказчиками услуги.
В этой связи с точки зрения прав и обязанностей лица, посещающего спортивное соревнование, в соответствии с действующим законодательством существует общий статус зрителя, который включает в себя и активного зрителя, именуемого в психологии и социологии болельщиком. И, тем не менее, п. 2 и 7 Правил поведения зрителей упоминают о так называемом «объединении зрителей», которое представляет собой группу лиц, состоящую из более чем 20 человек, поддерживающих одного из участников спортивных соревнований, аккредитованную организатором официального спортивного соревнования в установленном им порядке. Из чего следует, что ряд зрителей, входящих в это объединение, де-юре все-таки признаются болельщиками (без прямого указания в рассматриваемом подзаконном акте этого слова) и обладают специальным правом, которым не обладают обычные зрители, о чем будет сказано далее по тексту.
Действующее спортивное законодательство не содержит прямых возрастных ограничений для зрителей спортивных соревнований, в связи с чем вопросы возраста, с которого лицо может самостоятельно заключить договор спортивнозрелищных услуг, находятся в рамках ст. 26 и 28 ГК РФ об уровнях дееспособности и возможности самостоятельного совершения сделок, как с согласия законных представителей, так и без такового, а также с учетом норм Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436 (в ред. ФЗ от 28 июля 2012 г. № 139-Ф3) (далее - ФЗ о защите детей от информации)5, обязывающего, в том числе исполнителя спортивнозрелищной услуги присвоить ей, установленный данным законом, знак ин-
формационной продукции, соответствующей возрастной категории.
Лицо получает статус зрителя с момента приобретения входного билета на спортивное соревнование или абонемента. Именно с этого момента оно находится в соответствующем статусе, предполагающем наличие прав, обязанностей и запретов для данной категории субъектов права.
В соответствии с п. 1.3. ст. 20 ФЗ о физкультуре и спорте права и обязанности зрителей при проведении официальных спортивных соревнований устанавливаются в соответствии с данным Федеральным законом правилами поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденными Правительством Российской Федерации. Кроме того, организаторы официальных спортивных соревнований и (или) собственники, пользователи объектов спорта, наряду с правилами поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований вправе устанавливать дополнительные требования к поведению зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, которые не могут противоречить требованиям данного Федерального закона и правилам поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Вход в места проведения официальных спортивных соревнований согласно подп. г) п. 3 Правил поведения зрителей подразумевает принятие и добровольное соблюдение зрителями требований, установленных этими Правилами, действующими в течение всего времени нахождения зрителей в местах проведения официальных спортивных соревнований.
Пунктом 3 Правил поведения зрителей установлены права зрителей официальных спортивных соревнований, которые можно условно с точки зрения их содержания подразделить на права, во-первых, связанные с проходом и проездом на место проведения спортивного соревнования, во-вторых, связанные с обеспечением безопасности зрителей, и, в третьих, связанные с нахождением на территории спортивного сооружения.
К первой группе можно отнести право на:
• проход в места проведения официальных спортивных соревнований для просмотра официального спортивного соревнования при наличии входного билета на такое соревнование или документа, его заменяющего (в том числе аккредитации или приглашения) (подп. г) п. 3 Правил поведения зрителей;
• проход к индивидуальному зрительскому месту с безалкогольными напитками в пластиковых или бумажных стаканах и едой, приобретенными в специализированных торговых точках, расположенных в местах проведения официальных спортивных соревнований (подп. з) п. 3 Правил поведения зрителей);
• пронос в места проведения официальных спортивных соревнований и использование при проведении таких соревнований (подп. и) п. 3 Правил поведения зрителей) личных вещей, не запрещенных к проносу и
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
средств поддержки, отвечающих требованиям (подп. и) п. 3 Правил поведения зрителей;
• проезд к месту проведения официального спортивного соревнования и (или) на прилегающую к нему территорию на личном автотранспорте, а также на пар-ковочное место при наличии пропуска на автотранспорт, выдаваемого организатором официального спортивного соревнования или собственником (пользователем) объекта спорта (подп. л) п. 3 Правил поведения зрителей.
Ко второй группе можно отнести право на:
• уважение и защиту достоинства личности со стороны организаторов и участников официальных спортивных соревнований, собственников (пользователей) объектов спорта и лиц, обеспечивающих охрану общественного порядка и общественную безопасность при проведении официальных спортивных соревнований (подп. а) п. 3 Правил поведения зрителей;
• оказание необходимой медицинской помощи в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации (подп. в) п. 3 Правил поведения зрителей;
• помощь волонтеров, контролеров-распорядителей и иных лиц, привлекаемых к организации официального спортивного соревнования организаторами официальных спортивных соревнований, собственниками (пользователями) объектов спорта, в том числе на получение от указанных лиц информации об оказываемых услугах, о расположении зрительских мест, входов и выходов в местах проведения официальных спортивных соревнований, а также на помощь при эвакуации из указанных мест (подп. о) п. 3 Правил поведения зрителей.
К третьей группе можно отнести право на:
• своевременное получение необходимой и достоверной информации о порядке нахождения в местах проведения официальных спортивных соревнований и выхода из них, об ограничениях и о запретах, связанных с посещением официальных спортивных соревнований (подп. б) п. 3 Правил поведения зрителей;
• нахождение в месте проведения официального спортивного соревнования в течение всего времени проведения такого соревнования (подп. д) п. 3 Правил поведения зрителей;
• пользование всеми услугами, предоставляемыми в местах проведения официальных спортивных соревнований организаторами официальных спортивных соревнований, собственниками (пользователями) объектов спорта и иными лицами, уполномоченными организаторами официальных спортивных соревнований или собственниками (пользователями) объектов спорта на оказание таких услуг (подп. е) п. 3 Правил поведения зрителей;
• занятие индивидуального зрительского места, указанного во входном билете или в документе, его заменяющем (кроме случаев, когда билет или документ, его заменяющий, не гарантируют занятие индивидуального зрительского места), с которого не ограничен зрительный обзор и которое поддерживается в состоянии чистоты и порядка (подп. ж) п. 3 Правил поведения зрителей;
• поддержку участников официальных спортивных соревнований стоя при отсутствии возражений со стороны других зрителей (подп. к) п. 3 Правил поведения зрителей;
• пользование туалетными комнатами (кабинками), расположенными в местах проведения официальных спортивных соревнований, без взимания платы (подп. м) п. 3 Правил поведения зрителей;
• сохранность личных вещей, сдаваемых в камеру хранения, расположенную на объекте спорта (подп. н) п. 3 Правил поведения зрителей.
Право зрителя на пронос на спортивное сооружение средств поддержки подлежит в рассматриваемых в п. 7 Правил поведения зрителей особой регламентации. Так данные средства не должны:
• содержать надписей политического, экстремистского, провокационного или рекламного характера, оскорблений, ненормативную лексику или непристойные изображения (подп. а) п. 7 Правил поведения зрителей;
• содержать нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику экстремистских организаций, а также атрибутику или символику, сходную с ними до степени смешения (подп. б) п. 7 Правил поведения зрителей;
• иметь целью оскорбление чести и достоинства участников, зрителей и (или) организаторов официального спортивного соревнования.
Правила поведения зрителей подразделяют средства поддержки на средства поддержки, пронос которых в места проведения официальных спортивных соревнований не требует предварительного согласования с организатором официального спортивного соревнования и, соответственно, на те, которые требуют согласования.
Для того, чтобы пронос средств поддержки не требовал специального согласования они должны: для бан-неров и флагов - не превышать размеров: 2 метра на 1,5 метра, в том числе на пустотелых древках, не превышающих 1,5 метра в длину и 2,5 сантиметра в диаметре; не являться предметами, использование и (или) хранение которых не допускается законодательством Российской Федерации; иметь перевод на русский язык содержащихся в средствах поддержки слов и (или) выражений на государственных языках республик Российской Федерации и (или) иностранных языках, который заверяется в нотариальном порядке либо организатором официального спортивного соревнования и представляется зрителем уполномоченному лицу при входе в место проведения официального спортивного соревнования. При этом средства поддержки, не требующие предварительного согласования с организатором официального спортивного соревнования, должны размещаться в местах, где они не будут мешать просмотру официального спортивного соревнования другим зрителям.
К средствам поддержки, пронос которых требует предварительного согласования с организатором официального спортивного соревнования, согласно Приложению к Правам поведения зрителей относятся мегафо-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ны, барабаны, духовые приспособления для извлечения звуков (дудки и горны), флаги, баннеры-транспоранты, баннеры-полотнища и флаги-полотнища. В целях согласования возможности проноса вышеуказанных средств поддержки объединение зрителей, под которым п. 2 Правил поведения зрителей понимает в срок не позднее 2-х рабочих дней до дня проведения официального спортивного соревнования, имеет право подать письменную заявку организатору официального спортивного соревнования, если иной сокращенный срок не установлен организатором официального спортивного соревнования. Организатор официального спортивного соревнования или лицо, им уполномоченное на согласование средств поддержки, обязано в течение суток со дня представления на согласование средств поддержки заявителем письменно уведомить заявителя о принятом решении.
В соответствии с п. 12 Правил поведения зрителей на каждое средство поддержки, согласованное в вышеуказанном порядке, объединением зрителей должен быть назначен представитель объединения зрителей, ответственный за его использование при проведении официального спортивного соревнования, удостоверивший свою личность. При этом информация о лице, ответственном за согласованное средство поддержки, представляется объединением зрителей организатору официального спортивного соревнования либо лицу, им уполномоченному. Количество и места размещения согласованных средств поддержки определяются организатором официального спортивного соревнования. Организатор официального спортивного соревнования или лицо, им уполномоченное, обязано письменно уведомить представителя территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, ответственного за обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования, о количестве и местах размещения согласованных средств поддержки в месте проведения официального спортивного соревнования. Следует заметить, что в случае принятия организатором официального спортивного соревнования решения об использовании сектора для активной поддержки одного из участников официального спортивного соревнования, пронос в этот сектор средств поддержки, предназначенных для другого участника, не допускается.
Перечень прав зрителей был бы не полным, если бы мы не обратились к Закону о ЗПП, который действует для данных лиц как потребителей спортивно-зрелищных услуг. В этой связи права заказчика услуг, содержащиеся в Законе о ЗПП, касающиеся договоров об оказании возмездных услуг, применительно к спортив-нозрелищным услугам можно условно подразделить на:
1) права зрителя, корреспондируемые обязанностям исполнителя зрелищной услуги;
2) материальные права зрителя, возникающие в связи с нарушением договорных обязательств исполнителем зрелищной услуги;
3) процессуальные права зрителя, возникающие в
связи с нарушением договорных обязательств исполнителем зрелищной услуги;
К первой группе права потребителя зрелищной услуги относятся:
• право на качество услуги (ст. 4 Закона о ЗИП);
• право на безопасность услуги (ст. 7 Закона о ЗИЛ);
• право на информацию об исполнителе услуги и об услуге (ст. 8 Закона о ЗИП), включая право на информирование об использовании фонограмм исполнителями музыкальных произведений (абз. 12 п. 2 ст. 10 Закона о ЗПП);
• право на информацию о режиме работы исполнителя (ст. 8 Закона о ЗПП);
• право на информацию об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество оказываемой услуги (ст. 36 Закона о ЗПП);
• право на отказ от исполнения договора при нарушении исполнителем сроков оказания услуги (абз. 5 п. 1 ст. 28 Закона о ЗПП);
• право на отказ от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов (ст. 32 Закона о ЗПП).
К материальным правам зрителя, возникающим в связи с нарушением договорных обязательств исполнителем зрелищной услуги, можно отнести права на:
• возмещение убытков, причиненных передачей исполнителем заказчику ненадлежащей информации об услуге (ст. 12 Закона о ЗПП);
• возмещение убытков сверх неустойки за нарушение прав потребителей (ст. 13 Закона о ЗПП);
• возмещение вреда, причиненного недостатками услуги (ст. 14 и абз. 7 п. 1 ст. 29 Закона о ЗПП);
• компенсацию морального вреда, причиненного вследствие нарушения прав потребителя (ст. 14 Закона о ЗПП);
• защиту от действий исполнителя услуг, обусловливающего приобретение одних услуг, обязательным приобретением других услуг (п. 2 ст. 16 Закона о ЗПП);
• уменьшение цены за нарушение сроков оказания услуги (абз. 4 п. 1 ст. 28 Закона о ЗПП);
• уплату неустойки за нарушение сроков начала и окончания оказания услуги ( п. 5 ст. 28 Закона о ЗПП),
• уменьшение цены оказанной услуги при обнаружении ее недостатков (абз. 3 п. 1 ст. 29 Закона о ЗПП).
К процессуальным правам зрителя следует отнести:
• право на выбор подсудности дела о защите прав потребителя (п. 2 ст. 17 Закона о ЗПП);
• право на освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче иска по делу о защите прав потребителя (п. 3 ст. 17 Закона о ЗПП).
Отдельно хотелось бы остановиться на праве зрителя на безопасность услуги, которое установлено в ст. 7 Закона о ЗПП. Так, на электронных билетах, распространяемых некоторыми организаторами матчей Континентальной хоккейной лиги, в Правилах посещения хоккейного матча значится: «Владелец электронного билета, находясь на арене, понимает и соглашается с тем, что принимает на себя все риски получения трав-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
мы, связанные с вылетом шайбы за пределы ледовой площадки». Представляется, что подобные условия договоров оказания спортивнозрелищных услуг являются в силу п. 1 ст. 168 ГК РФ ничтожными, как противоречащими закону и посягающими на публичные интересы. Рассматриваемая норма Правил посещения хоккейных матчей прямо противоречит ст. 1064 ГК РФ, в соответствии с которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом если зритель пострадал от шайбы, выброшенной хоккеистом, то представляется, что организатор спортивнозрелищной услуги обязан возмещать вред по правилам ст. 1068 ГК РФ как причиненный своим работником либо лицом, выполняющим работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным оказанием услуги.
По мнению Е.В. Погосян, «собственник спортивного сооружения обязан обеспечить его безопасность и несет ответственность за нарушение данной обязанности, за исключением случаев наступления несчастного случая, вызванного неосторожным поведением самого пострадавшего»6. Данная позиция многократно высказывалась федеральными судами США. Так, в деле «Эдлинг против Бейсбольной ассоциации Канзаса» суд признал организатора соревнований виновным в несоблюдении требований безопасности на стадионе, поскольку им не были установлены специальные защитные экраны в пределах технической зоны игрового поля»7. Таким образом, организатор спортивных соревнований не в праве снимать с себя ответственность за вред, причиненный зрителю во время оказания зрелищной услуги, однако, доказав неосторожные действия зрителя, он может просить суд освободить себя от ответственности за причинение вреда.
Итак, большинству прав зрителя в договоре об оказании спортивнозрелищной услуги корреспондируют обязанности организатора официального спортивного соревнования, которые зритель может реализовать путем непосредственного обращения к организатору либо к его представителям из обстановки (абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК РФ), в качестве которых выступают контролеры-распорядители и волонтеры. Также реализация прав зрителя возможна путем обращения с жалобой в Роспотреб-надзор либо с иском в суд общей юрисдикции.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 2) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) //СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
3. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. // СЗ РФ. 2007. № 6242. № 50. Ст. 5496.
4. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 // СЗ РФ.1996. № 3.Ст.140.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2013 г. № 1156 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 65) Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных мероприятий // СЗ РФ. 2013. № 51. Ст. 6866.
6. Проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 195976-6 // Справочно-право-вая система «Консультант плюс»: Законопроекты.
7. Погосян Е.В. Формы разрешения спортивных споров. М., 2011.
References
1. The civil code of the Russian Federation (part one) of November 30, 1994 № 51-FZ (with subsequent amendments and additions)//Sz the Russian Federation. 1994. No. 32. St. 3301.
2. The civil code of the Russian Federation (H. 2) of January 26, 1996 № 14-FZ (with subsequent amendments and additions) //Sz the Russian Federation. 1996. No. 5. St. 410.
3. Federal law «On physical culture and sport in the Russian Federation» dated December 4, 2007 // Sz the Russian Federation. 2007. No. 6242. No. 50. St. 5496.
4. The RF law «On protection of consumers' rights dated 7 February 1992 No. 2300-1 // Sz the Russian Feder-ation.1996. No. 3.St.140.
5. The resolution of the Government of the Russian Federation from December 1, 2013 No. 1156 (as amended by the Decree of the RF Government of 30 January 2014, No. 65) On approval of the Rules of conduct of spectators during official sport events // Sz the Russian Federation. 2013. No. 51. St. 6866.
6. The draft Federal law on introducing amendments to the Federal law «On physical culture and sport in the Russian Federation» № 195976-6 // legal reference system «Consultant plus»: Legislation.
7. Pogosyan E.V Forms of the resolution of sports disputes. M., 2011.
1 СЗ РФ. 2007. № 6242. № 50. Ст. 5496.
2 СЗ РФ. 2013. № 51. Ст. 6866.
3 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
4 Справочно-правовая система «Консультант плюс»: Законопроекты.
5 СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 48.
6 Погосян Е.В. Формы разрешения спортивных споров. М., 2011. С. 112.
7 Цит. по: Погосян Е.В. Формы разрешения спортивных споров. М., 2011. С. 113.