Научная статья на тему 'ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ОБ ОКАЗАНИИ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ'

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ОБ ОКАЗАНИИ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
269
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЛУГА / SERVICE / ТЕАТР / THEATRE / ЗРИТЕЛЬ / SPECTATOR / КАЧЕСТВО ТЕАТРАЛЬНОЙ УСЛУГИ / QUALITY OF THEATRICAL SERVICE / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЗРИТЕЛЕЙ / SAFETY OF THE AUDIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеев И.В.

Статья посвящена правовому положению сторон договора об оказании театральнозрелищных услуг. Исследуя вопросы обязательств зрителя и исполнителя театрально-зрелищной услуги, автор обосновывает необходимость принятия единого нормативного правового акта, который вобрал бы в себя разбросанные по отдельным законам и подзаконным актам нормы, регулирующие общественные отношения в указанной сфере. Особое внимание в статье уделено трудностям в реализации права зрителя на возврат купленного билета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBLIGATIONS OF THE PARTIES UNDER THE AGREEMENT ON RENDERING PERFORMANCE SERVICES

Article is devoted a legal status of contract parties about rendering performance services. Researching questions of obligations of the spectator and the contractor performance services, the author proves necessity of accepting of the uniform standard legal act which would incorporate, scattered on separate laws and other acts the rates regulating public relations in specified sphere. The special attention is given in the clause to difficulties in realization of the right of the spectator on return of the purchased ticket.

Текст научной работы на тему «ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ОБ ОКАЗАНИИ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ»

МАТВЕЕВ И.В.,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель директора Института государственного управления и права по направлению «Юриспруденция», заведующий кафедрой гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ОБ ОКАЗАНИИ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ

Аннотация. Статья посвящена правовому положению сторон договора об оказании театральнозрелищных услуг. Исследуя вопросы обязательств зрителя и исполнителя театрально-зрелищной услуги, автор обосновывает необходимость принятия единого нормативного правового акта, который вобрал бы в себя разбросанные по отдельным законам и подзаконным актам нормы, регулирующие общественные отношения в указанной сфере. Особое внимание в статье уделено трудностям в реализации права зрителя на возврат купленного билета.

Ключевые слова: услуга, театр, зритель, качество театральной услуги, обеспечение безопасности зрителей.

MATVEEV I.V.,

candidate of legal sciences, associate professor vice-director of the State government and law Institute on the Jurisprudence direction; the head of the Civil law and civil procedure chairin the State University of Government

OBLIGATIONS OF THE PARTIES UNDER THE AGREEMENT ON RENDERING PERFORMANCE SERVICES

Summary. Article is devoted a legal status of contract parties about rendering performance services. Researching questions of obligations of the spectator and the contractor performance services, the author proves necessity of accepting of the uniform standard legal act which would incorporate, scattered on separate laws and other acts the rates regulating public relations in specified sphere. The special attention is given in the clause to difficulties in realization of the right of the spectator on return of the purchased ticket.

Key words: service, theatre, the spectator, quality of theatrical service, safety of the audience.

УДК - 347 ББК - 67.404

Сторонами договора об оказании театральнозрелищных услуг являются исполнитель — театр, и зритель. В соответствии с п. 3 «Положения о театре в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.03.1999 г. № 329 (ред. от 23.12.2002 г.) «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» [6] под театром понимается организация, основной деятельностью которой являет-

ся подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве. При этом в п. 7—8 Положения о театре определено, что театр является некоммерческой организацией, учредителем (учредителями) театра могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Рос-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 10 • 2016

сийской Федерации, органы местного самоуправления, а также граждане и юридические лица, в том числе иностранные, и лица без гражданства.

В качестве зрителя в договоре об оказании театрально-зрелищных услуг выступает физическое лицо, которое вправе заключать подобный договор сообразно правилам ст. 26 и 28 ГК РФ. Как справедливо замечает М.Н. Малеина, «в деловой практике каждого театра введены возрастные ограничения на посещение спектаклей» [2]. Так, например, в Большой театр дети до пяти лет не допускаются, начиная с пяти лет дети могут посещать только дневные спектакли, а с 10 лет — вечерние спектакли. Московский театр «Ленком» разрешает посещение спектаклей с 10 лет, Московский театр драмы и комедии на Таганке — с 16 лет. Государственный Академический Малый театр и Российский Молодежный театр на билетах не указывают возраст, с которого возможно посещение данных театров. Последний вариант представляется приемлемым в силу того, что Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с последующими изменениями и дополнениями) [9], обязывает зрелищные организации, в том числе исполнителя зрелищной услуги, присвоить ей установленный знак информационной продукции соответствующей возрастной категории. В связи с этим представляется более эффективным указание возрастного ограничения не применительно к театру вообще либо с учетом посещения дневного или вечернего спектакля, а в связи содержанием предлагаемой театральной постановки.

Права и обязанности сторон договора об оказании театральнозрелищных услуг можно подразделить на общие, содержащиеся в действующем законодательстве для всех видов возмездного оказания услуг, и специальные, закрепленные в правилах посещения зрелищных организаций, являющиеся по своей природе договорными.

К данному виду услуг применяются нормы гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [8] о воз-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 10 • 2016

мездном оказании услуг и гл. I и III Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями и дополнениями; далее - ЗоЗПП) [7], согласно которым исполнитель обязан предоставить информацию об услуге, оказать услугу лично, если иное не предусмотрено договором, и качественно, а заказчик (в данном случае зритель) - оплатить услугу.

Предметом договора об оказании театрально-зрелищных услуг являются действия исполнителя по оказанию зрелищной услуги, которая выражается в показе живого действия (спектакля, концерта, циркового представления иной сценической постановки). Кроме того, одной из важнейших преддоговорных обязанностей те-атральнозрелищной организации является предоставление потенциальному зрителю информации о спектакле.

Из обязанностей исполнителя теат-ральнозрелищной услуги вытекает право его контрагента - зрителя, требовать предоставления полной и достоверной информации об услуге и надлежащего исполнения обязательств, связанных с ее оказанием, включая вопросы ее качества. В свою очередь, исполнитель зрелищной услуги имеет право требовать от зрителя ее оплаты.

Предоставление исполнителем услуги информации зрителю о спектакле означает помещение в афише данных об авторе пьесы и музыки, ее названии, режиссере-постановщике, составах исполнителей, времени начала спектакля его продолжительности или окончании.

Вопросы качества театральной услуги едва ли не самые спорные. В отсутствие цензуры со стороны государства в настоящее время существует механизм сдачи-приема спектакля художественному совету театра, который окончательно решает вопрос о том, быть или не быть данному спектаклю. Однако в антрепризных труппах такого органа, как правило, не существует, в связи с чем качество спектакля может быть оценено зрителем и критиками только после его выхода на широкую публику. В связи с этим вызывает одобрение попытка определить критерии каче-

ства спектакля как зрелищной услуги, предпринятая в отечественной юридической науке, а именно:

«а) спектакль должен соответствовать авторскому тексту драматурга и воплощать идеи режиссера, постановщика и других творческих работников, занятых в спектакле;

б) исполнители обязаны иметь соответствующее образование и обладать профессиональным мастерством;

в) содержание сценического действия не может нарушать требования закона и морали» [2].

К вышеперечисленному можно добавить и то, что содержание сценического действия должно быть понятно зрителю без специальной подготовки; музыка и шумовые эффекты, звучащие во время спектакля, не должны быть слишком громкими, а живая речь актеров должна быть слышна зрителю с нормальным слухом.

Рассмотренные выше права и обязанности не в полной мере охватывают все возможные права и обязанности сторон рассматриваемого соглашения, При этом не существует ни одного специального нормативного правового акта, в котором непосредственно прописывались бы права и обязанности субъектов договора об оказании театрально-зрелищных услуг.

Сложившуюся ситуацию можно квалифицировать как пробел в законодательстве, выход из которой видится в применении к театрально-зрелищным услугам норм о правовом положении исполнителя и зрителя, содержащихся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. № 1264 «Об утверждении правил по киновидеообслужива-нию населения» по аналогии закона, согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ, в части, не противоречащей сути театрально-зрелищных услуг. Подобное имело место в практике разрешения споров, возникших из договора об оказании театрально-зрелищных услуг. Согласно Определению Мосгорсуда от 14 июля 2011 г. по делу № 33-21693 [3], судебная коллегия нашла правомерным применение постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. № 1264 «Об утверждении правил по

киновидеообслуживанию населения» к сложившимся отношениям между зрителем и театральным центром.

В деловой практике театров, концертных залов и цирков чаще всего права исполнителя и обязанности зрителя по договору об оказании театрально-зрелищных услуг прописываются в правилах посещения театра, а также полностью или частично воспроизводятся на оборотной стороне основной части билета. При этом театры в большей степени уделяют внимание обязанностям зрителей и запретам, которые последние обязаны соблюдать. Так, например, на билетах концертного зала «Крокус сити холл» указано, что зрители обязаны:

- занимать места, указанные в билете;

- сохранять билет до конца мероприятия и предъявлять по требованию администрации и сотрудников службы охраны;

- соблюдать правила поведения в общественных местах;

- сдавать верхнюю одежду в гардероб, а крупногабаритные предметы - в камеру хранения;

- отключать во время проведения мероприятий средства мобильной связи.

Во всех театрах установлен запрет на вход зрителей в партер после третьего звонка. В частности, в правилах посещения Большого театра указано: «Правило третьего звонка. Это очень важное правило — после третьего звонка вход в зрительный зал воспрещен. Рассчитывайте время, необходимое вам для того, чтобы добраться в театр. Иначе может получиться так, что, являясь счастливым обладателем билетов в партер, вы проведете первый акт на верхнем ярусе» [12]. На театральных билетах указываются также запреты на аудиозапись, фото- и видеосъемку, на проход в зрительный зал с напитками и едой.

Среди прав зрителей следует указать право исключительно в цирках провести с собой без приобретения отдельного билета на представление ребенка. Так, например, Правилами посещения Большого Московского цирка [13] установлена возможность бесплатного посещения цирковых представлений детьми до трех лет, если они не занимают отдельного места.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

Кроме того, на билетах всех зрелищных организаций принято указывать права зрителей в случае отмены или замены спектакля.

Помимо рассмотренных выше обязанностей исполнителя театрально-зрелищной услуги, свойственных для любых правоотношений по возмездному оказанию услуг, следует выделить и такие, как:

- обязанность предоставить зрителю указанное в билете место в зрительном зале;

- своевременно начать и закончить представление;

- обеспечить безопасность зрителей.

Уточняя особенности обязанности исполнителя театрально-зрелищной услуги, обратим внимание на то, что в практике драматических и музыкальных театров в течение многих лет принято начинать спектакль на пять минут позже указанного времени на билете, что делается в интересах зрителей, зашедших в театр непосредственно к началу спектакля, которым предоставляется дополнительное время, чтобы дойти до зрительного зала и спокойно занять свое место.

Обязанность обеспечения безопасности зрителей, пришедших на спектакль, выражается как в защите их от актов терроризма, так и от событий, явившихся следствием нарушения исполнителем пожарной, технической, экологической и иной безопасности. Исполняя обязанность по обеспечению безопасности зрителей, Большой театр в своих правилах указывает: «Знайте, что о вашей безопасности в театре позаботятся профессионалы. Комплексное видеонаблюдение, присутствие в зале и фойе сотрудников охраны, обязательная для всех работников и зрителей театра процедура прохода через металлодетек-тор — лишь видимая часть специальных мер, гарантирующих безопасность нашей публики» [12]. Следует заметить, что именно после событий октября 2002 г., когда террористы захватили заложников в Театральном центре на Дубровке, металлокон-троль зрителей при входе в театры, концертные залы и цирки стал обязательным.

Обеспечение исполнителем театраль-нозрелищной услуги пожарной, техничес-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 10 • 2016

кой, экологической и иной безопасности связано с соблюдением соответствующих норм публичного права, например, в Приказе Министерства культуры и массовых коммуникаций № 3 от 26 апреля 2004 г. «Об утверждении форм паспортов технической оснащенности объектов культуры» [10], где должна содержаться информация не только о технической оснащенности сценических площадок и степени их износа, но и о наличии противопожарного обеспечения деятельности зрелищной организации. В пункте 1.28.1 Правил пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства культуры РФ от 1 ноября 1994 г. № 736 (далее - Правила пожарной безопасности), установлено, что директор-распорядитель обязан контролировать недопущение использования декораций, сценического оформления драпировок, не обработанных огнезащитными составами, а также применения в театральных постановках открытого огня (свечи, факелы, огневые эффекты, пиротехнические средства). Кроме того, главный администратор (администратор), согласно п. 1.28.2 Правил пожарной безопасности, обязан не допускать установки в зрительном зале приставных стульев, закрытия дверей выходов на трудно открывающиеся запоры, загромождения путей эвакуации, курения в запрещенных местах, применения нагревательных приборов в помещениях, кроме специально отведенных для этой цели мест.

Помимо этого, театрально-зрелищная организация обязана, с учетом большого скопления зрителей, создавать в зрительном зале надлежащий микроклимат, обеспечивая проветривание указанного помещения и поддержание в нем соответствующего сезону температурного режима.

Нарушение театрами правил пожарной, технической, экологической и иной безопасности нередко являлось основанием для исков о закрытии сценических площадок, что подтверждается судебной практикой [4].

Среди специальных прав театра как исполнителя театрально-зрелищной услуги следует назвать право театра на за-

мену исполнителя и на замену спектакля. Если первое не связано с изменением договора, то второе именно знаменует собой право театрально-зрелищной организации на изменение договора и будет рассмотрено далее.

Право на замену исполнителя в спектакле, которым обладает, в силу договора, театр, не может трактоваться как изменение договора, поскольку сценическая постановка является симбиозом авторского текста и музыки, режиссерской мысли и исполнительского мастерства актера, и в этом смысле замена одно актера другим не изменяет содержания указанной в билете зрелищной услуги. Однако в деловой практике театров имеются случаи, когда в афише значится «Артист N в спектакле В этом случае возникает ситуация, когда оказываемая театром зрелищная услуга специально поименована заявленным именем актера, и, если данный актер в указанном спектакле на сцену не выйдет, подобное можно квалифицировать как изменение договора. Так, например, в 2006 г. в афише Краснодарского театра оперы и балета указывалось участие знаменитой российской примы-балерины в балете А. Адана «Жизель» [14]. Когда стало ясно, что заявленная в афише солистка будет заменена другой, менее известной, театру пришлось снизить цены на билеты, что можно трактовать именно как изменение договора. Таким образом, право театра на замену исполнителя в зависимости от ситуации может иметь различные юридические трактовки.

Театр, цирк, организатор концерта отвечают перед зрителем как исполнители соответствующего вида зрелищной услуги за нарушение своих обязательств. Как верно указывает М.Н. Малеина, «нарушения театром обязательств перед зрителем проявляются в отсутствии информации о возрастных ограничениях на посещение спектакля, о составе исполнителей или несоблюдении объявленного времени проведения спектакля; в необоснованном прерывании спектакля; в не обеспечении безопасности зрителей; в постановке спектакля, не соответствующего нормам закона и морали» [2]. К данному перечню можно

добавить отсутствие информации о времени окончания или продолжительности спектакля, слишком громкое усиление звука во время спектакля либо слишком тихое звучание голоса актеров со сцены, не позволяющее понять сути происходящего на сцене, некачественное гардеробное и буфетное обслуживание, ненадлежащий микроклимат и температурный режим в зрительном зале.

Представляется, что гражданско-правовая ответственность исполнителя театрально-зрелищной услуги должна строиться по принципу вины (п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ). Аргументами в пользу данной позиции являются риски исполнителя, связанные с проведением массового мероприятия и с воспроизведением на сцене живого сценического действия.

Мерами ответственности исполнителя театрально-зрелищных услуг, в частности, являются: возмещение зрителю убытков, компенсация морального вреда, запрет на осуществление деятельности.

Специфика заключения договора об оказании театрально-зрелищных услуг не предполагает ответственности зрителя за неоплату услуг, поскольку получить билет на театральное представление можно только после его оплаты. В числе нарушений, допускаемых зрителями, можно назвать опоздание в театр и зрительный зал, пронос в зрительный зал неразрешенных предметов и вещей, причинение вреда имуществу театра, нарушение общественного порядка в театре, несанкционированное использование во время спектакля фото- и видеоаппаратуры, а также осуществление аудиозаписи спектакля.

При опоздании в театр и зрительный зал согласно правилам сложившейся практики зритель лишается права просмотра в партере акта, на который он опоздал, и может при наличии свободных мест занять место на балконе или в другом верхнем ярусе. При отсутствии свободных мест там ему придется смотреть спектакль стоя. В случае попытки проноса в зрительный зал больших сумок, продуктов питания либо иных запрещенных предметов зритель предупреждается о недопустимости подобных действий и обязан сдать их в гар-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

дероб или камеру хранения. При виновном причинении вреда имуществу театра зритель обязан его возместить по правилам гл. 59 ГК РФ. Представляется, что в случае нарушения общественного порядка по аналогии с правилами деловой практики проведения спортивных соревнований зритель может быть удален из театра без компенсации стоимости билета.

Что же касается несанкционированного использования фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры, то данные нарушения являются нарушением авторских и смежных прав исполнителя, за которые зрители могут быть привлечены к ответственности в соответствии со ст. 1301 и 1311 ГК РФ. При этом исполнитель театрально-зрелищной услуги может по своему выбору требовать от зрителя либо возмещения убытков, либо денежной компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда. Кроме того, за подобные действия зритель может быть привлечен и к уголовной ответственности на основании п. 2 ст. 146 УК РФ.

Положения гл. 29 ГК РФ об изменении и расторжении договора должны применяться к отношениям сторон по договору об оказании театрально-зрелищных услуг. Однако трудно представить, что кто-то когда-либо обращался к театру с иском об изменении или расторжении договора в связи с существенным нарушением условий договора или изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

Практика театрально-зрелищной деятельности показывает, что сегодня рассматриваемый договор чаще всего изменяется или расторгается в соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ и п. 2 ст. 782 ГК РФ в связи с предусмотренным договором правом исполнителя услуги на односторонний отказ. Так, на билетах подавляющего большинства театров значится: «Дирекция театра оставляет за собой право на замену или отмену спектакля». При этом при отмене спектакля, что можно квалифицировать именно как односторонний отказ от договора, билеты подлежат возврату в течение 10 дней. При замене спектакля возникает

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

предложение театра (публичная оферта) на изменение договора, поскольку меняется содержание зрелищной услуги. Если зритель соглашается смотреть спектакль вместо заявленного ранее, то он это осуществляет путем конклюдентного действия -проходом в театр через контроль, несмотря на письменное предупреждение о замене спектакля при входе и устное напоминание об этом контролера, которое в подобных случаях должно быть обязательным. Если зритель не согласен с предлагаемым театром изменением договора, то он обязан до начала спектакля сдать билеты в кассу театра и получить стоимость билета.

Возможность получения зрителем при отмене или замене спектакля только стоимости билета не в полной мере соответствует положению п. 2 ст. 782 ГК РФ, где сказано, что исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Представляется, что убытки зрителя при отмене или замене спектакля могут превышать стоимость билета и включать в себя транспортные расходы, расходы на услуги визажиста и парикмахера и др., в связи с чем возмещение убытков зрителю не должно ограничиваться только возвратом стоимости билета. Следует заметить, что данное право зрителя должно гарантироваться театром во всех случаях отмены или замены спектакля независимо от причины подобного изменения или расторжения договора.

На билетах большинства театров, концертных залов и цирков значится, что приобретенные билеты обмену и возврату не подлежат. Тем самым исполнитель театрально-зрелищной услуги заведомо отказывает зрителю в реализации права на односторонний отказ от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ и ст. 32 ЗоЗПП). Данное является следствием либо проявления правового нигилизма руководителями и администраторами театрально-зрелищных организаций, либо незнанием действующего законодательства. Так, «Алексеев, купивший билеты в Московский театр Школа совре-

менной пьесы для себя и своей жены на комедию «Провокация», где должен был играть их любимый актер Сергей Юрский, приехал к зданию театра заранее, а жена, увы... Перед началом спектакля Алексеев подошел к администратору и, объяснив ситуацию, попытался сдать свой билет (второй находился у супруги) в кассу театра. Услышав вежливый, но принципиальный отказ, который сопровождался рекомендациями обратиться в суд, несостоявшийся зритель дождался свою второю половину, и они вместе, влившись в поток железных коней, уныло отправились в обратный путь домой. Через несколько дней Алексеев, посчитав, что с ним поступили несправедливо, обратился за консультацией в «Общество защиты прав потребителей Московской области». Получив разъяснения, что он имел право отказаться от посещения театра и при этом требовать возврата денег, но за вычетом фактически понесенных театром расходов, он решил написать исковое заявление в суд с требованием обязать театр вернуть ему деньги за неиспользованный билет, что и было сделано с помощью юристов Общества. Суд же, рассмотрев требование потребителя, признал их законными и иск удовлетворил» [16].

Вопросы, связанные с практическим осуществлением зрителем своего права на возврат билета за последнее время исследовались в работах Д. Бунькова [1], И.В. Стюфеевой [11], Л.Б. Ситдиковой и С.В. Ха-лудоровой [5], которые, юридически обосновывая рассматриваемое право, едины в мысли о необходимости его строгого соблюдения театрально-зрелищными организациями. Для облегчения реализации п. 1 ст. 782 ГК РФ и ст. 32 ЗоЗПП зрителю и в связи с практической сложностью расчета фактически понесенных расходов исполнителя театрально-зрелищной услуги, приходящегося на одного зрителя, целесообразно на уровне нормативного акта закрепить право зрителя в разумный срок до начала представления сдать билет в кассу театра, получив за него, по крайней мере, часть его стоимости.

Тем не менее, в отсутствие такой нормы сегодня уже несколько московских те-

атров в своих внутренних правилах посещения приняли решения прописать возможность реализации права зрителя на возврат стоимости билета при выясненной впоследствии невозможности посещения спектакля. Так, на обратной стороне билета в Московский театр им. А.С. Пушкина значится: «Возврат билетов по инициативе зрителя возможен лишь при условии возмещения театру фактически понесенных им расходов». В отличие от Московского театра им. А.С. Пушкина, в п. 3.1 Правил продажи билетов Малого театра [17] установлено, что покупатель билета вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг и вернуть билет в любое время с возвратом полной стоимости билета. Данное дает основания говорить, что Малый театр, соблюдая установленный действующим законодательством минимум, предоставляет своим зрителем большие права в части возврата билета, по сравнению с тем, что гарантирует закон. Вопросы содержания обязательств сторон по договору театрально-зрелищных услуг, бесспорно, требуют унификации на уровне нормативного правового акта, в котором были бы отражены права и обязанности зрителей и исполнителей театрально-зрелищных услуг, а также изложены последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения указанных обязанностей.

Список литературы:

[1] Буньков Д. Билеты... подлежат возврату // ЭЖ-Юрист. 2013. № 3.

[2] Малеина М.Н. Договор об оказании театральных услуг // Законодательство. 2006. № 8.

[3] Определение Мосгорсуда от 14 июля 2011 г. по делу № 33-21693 // Справочно-пра-вовая система «Консультант Плюс»: Судебная практика.

[4] Определение Нижегородского областного суда от 28 декабря 2010 г. по делу № 3311572 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: Судебная практика.

[5] Ситдикова Л.Б., Халудорова С.В. Театрально-зрелищные услуги в сфере культуры // Культура: управление, экономика, право. 2016. № 1.

[6] Собрание законодательства РФ. 1999. № 22. Ст. 2322.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

[7] Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

[8] Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

[9] Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 48.

[10] Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: Эксперт.

[11] Стюфеева И.В. Потребитель возвращает билет // Подготовлен для СПС «Консультант Плюс», 2012.

[12] http://www.bolshoi.ru/visit/sbory(дата обращения: 11.03.2016).

[13] http://www.bigcirc.ru/main/rules (дата обращения: 01.03.2016).

[14] http://www.kp.ru/online/news/11013 (дата обращения: 10.04.2016).

[15] http://www.randevucity.net/news/ main.php?id=2879&id_rub=1&cpage=1 (дата обращения: 10.04.2016).

[16] http://f389.narod.ru/sud-theatr.html (дата обращения: 30.10.2016).

[17] http://www.maly.ru/tickets/rules (дата обращения: 30.10.2016).

Spisok literatury:

[1] Bun'kov D. Bilety'... podlezhat vozvratu // E'Zh-Yurist. 2013. № 3.

[2] Maleina M.N. Dogovor ob okazanii teatral'ny'x uslug // Zakonodatel'stvo. 2006. № 8.

[3] Opredelenie Mosgorsuda ot 14 iyulya 2011 g. po delu № 33-21693 // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: Sudebnaya praktika.

[4] Opredelenie Nizhegorodskogo oblastnogo suda ot 28 dekabrya 2010 g. po delu № 33-11572 // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: Sudebnaya praktika.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5] Sitdikova L.B., Xaludorova S.V. Teat-ral'no-zrelishhny'e uslugi v sfere kul'tury' // Kul'tura: upravlenie, e'konomika, pravo. 2016. № 1.

[6] Sobranie zakonodatel'stva RF. 1999. № 22. St. 2322.

[7] Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. № 3. St. 140.

[8] Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. № 5. St. 410.

[9] Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. № 1. St. 48.

[10] Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: E'kspert.

[11] Styufeeva I.V. Potrebitel' vozvrashhaet bilet // Podgotovlen dlya SPS «Konsul'-tant Plyus», 2012.

[12] http://www.bolshoi.ru/visit/sbory(data obrashheniya: 11.03.2016).

[13] http://www.bigcirc.ru/main/rules (data obrashheniya: 01.03.2016).

[14] http://www.kp.ru/online/news/11013 (data obrashheniya: 10.04.2016).

[15] http://www.randevucity.net/news/ main.php?id=2879&id_rub=1&cpage=1 (data obra-shheniya: 10.04.2016).

[16] http://f389.narod.ru/sud-theatr.html (data obrashheniya: 30.10.2016).

[17] http://www.maly.ru/tickets/rules (data obrashheniya: 30.10.2016).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.