7 См.: Козлихин И.Ю. Право, закон и власть в современной России // Наш трудный путь к праву: материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца / сост. В.Г. Графский. М., 2006. С. 66-67.
8 См.: КудринаК.Ю. Влияние зарубежного законодательства как факультативного фактора на законотворчество в России // Личность. Ученый. Учитель: памяти профессора Виктора Степановича Основина / под ред. Т.Д. Зражевской. Воронеж, 2008. С. 241-242.
9 Немытина М.В. Пространство сравнительно-правовых исследований // Методология сравнительно-правовых исследований. Жидковские чтения: материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 30 марта 2012 г.) / под ред. Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной. М., 2013. С. 21.
10 См.: Чернявский А.Г. О некоторых особенностях законотворческой техники и методологии ее исследования в современной России // Вестник Академии права и управления. 2011. № 23. С. 23.
11 Василевич Г.А. Национальная правовая система и европейский опыт // Законотворчество субъектов Российской Федерации: установление и реальность: сборник научных трудов / отв. ред. А.Ф. Малый. Архангельск, 2006. С. 25.
12 См.: Лукьянова Е.Г. Глобализация и правовая система России (основные направления развития). М., 2006. С. 14.
13 См.: Там же. С. 16.
14 См.: Там же. С. 95.
15 Тихомиров Ю.А. Закон, стимулы, экономика. С. 65.
Е.Н. Лебедева
СОДЕРЖАНИЕ И ЧЕРТЫ ПРАВОСТИМУЛИРУЮЩЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
В статье рассматриваются содержание и черты правостимулирующей политики государства. Содержание правостимулирующей политики государства исследовано с позиций широкого и узкого понимания. Отражено наличие основных и специальных признаков, которые охарактеризованы по существу.
Ключевые слова: правостимулирующая политика государства, категория, понятие, признаки, стимул, правовой институт, оптимизация.
E. N. Lebedeva
THE CONTENT AND FEATURES OF LAW STIMULI POLICY OF THE STATE
The article examines the content and features of the right enabling policies. Of law stimuli policy of the state content is investigated from the standpoint of the broad and narrow sense. Reflected the presence of basic and special features, which are characterized by substantially.
Key words: of law stimuli policy of the state, category, concept, signs, stimuli, legal institution, optimization.
Этимологический смысл понятия «правостимулирующая политика» состоит в том, что в ней не рассматриваются во взаимодействии право, стимулы и политика, а концептуально-гносеологически соединяются между собой в одно единое неделимое понятие, требующее всестороннего, постоянного временного осмысления развития с точки зрения теории и практики. В связи с этим возникает насущная потребность общества и государства исследовать правости-мулирующую политику как общетеоретическую категорию, т.е. определить ее понятие, сущность, признаки, цели, задачи, принципы, рассмотреть другие качественные параметры. В значимости раскрытия содержания правостимули-рующей политики, в понимании ее как «подушки безопасности» для населения
© Лебедева Елена Николаевна, 2014
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия) 37
страны содержатся основополагающие интересы любых субъектов, а также объективные правовые средства, изначально рассматриваемые как позитивные, инициирующие прогрессивное развитие. Наличие оптимальности юридического стимулирования поведения человека, получение реального соотношения его нуждам практического развития опосредуется исследованием, нахождением, непосредственным или косвенным отображением в праве факторов, влияющих на установки активного творческого потенциала личности. При всей дальнейшей характеристике правовой политики исходим из посыла ее видовой принадлежности к правовой политике как наиболее общей категории1.
Последовательное становление России на путь четкого регулирования и стимулирования разнородных отношений все более обязывает к изучению природы, сущности, характеристик и других значимых факторов механизма правового стимулирования социального активного поведения, лежащего в основе эффективной и оптимальной правостимулирующей политики государства. Теоретическое познание и практика действия механизма правового стимулирования, изучение взаимодействия работы его частей, широкомасштабное, но продуманное использование его возможностей приводят к непротиворечивому состоянию экономики, культуры, социальных взаимосвязей2.
При разнообразии форм собственности правовой механизм реализации стимулов нацелен на стабильное существование уже рыночной экономики. Легитимация частной собственности посредством ее закрепления в Конституции России в 1993 г. и далее в гражданском законодательстве стала последовательным поворотом развития, стимулом поддерживаемого инициативного поведения людей, й при котором стопроцентная подчиненность личности государству прекращает свое §■ существование, а активность и результативность общественных формирований й возрастают3. Право собственности признано в современной России и в междуна-| родном масштабе естественным правом человека, со всеми вытекающими отсюда | последствиями. На основании этого права отчуждение хозяина от собственности | просто физически невозможно, а социальная активность при его наличии в соб-° ственническом измерении и на благо всего общества, многократно возрастает. | При свободе собственности и рыночных условиях производства основополагаю-
| щие общественные отношения во всех странах регулируются законами, целевой >§ аспект действия которых направлен на максимально выверенные и работающие | механизмы. Подчеркивая мысль о регулировании, в основном, не запрещающего | и ограничивающего характера, а преимущественно стимулирующего, мы отда-& ем себе отчет в том, что многоукладность экономики подразумевает наличие и '§ противоречивых интересов, которые право и законодательство с помощью в т.ч. § стимулирующих средств может значительно приближать друг к другу, способство-§ вать выработке позитивного русла становления государства, общества. Отражая 1 передовой характер стимулирования в праве, Н.И. Матузов и А.В. Малько считают, | что в процессе осуществления различных механизмов, связанных с правовыми стимулами, противоположные интересы в результате свободного противоборства, как энергетики прогресса, могут созвучно реализовываться4.
Следовательно, механизм правового стимулирования - это система правовых стимулирующих средств, организованных строго единообразным, последовательным, логическим, определенным образом воздействующих на интересы 38 субъектов с целью побуждения их к активному поведению.
Право закрепляет и юридически оформляет с помощью правовых стимулов формы и виды государственной политики. Значение имеет информационно-психологический аспект его действия через закрепление стимулов. На этом основании правостимулирующая политика есть самостоятельный феномен, имеющий свои качественные характеристики. Она связывает воедино категории «право», «стимулы», «политика», где нельзя говорить о формальном взаимодействии и соединении понятий. Охарактеризуем квинтэссенцию взаимосвязи для понимания природы и сущности правостимулирующей политики. Сосредоточим внимание на аспекте стимулирования при комплексной характеристике правостимулирующей политики.
Политика понимается как феномен, который не только определяет специфические функции управления людьми для выработки известных форм поведения, но и как социальное благо, ценность, поддерживаемая членами этого сообщества5. Политика в наиболее широком философско-социальном масштабе - это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями, государством и народом. В «правовом» понимании политика выступает инструментом (набором определенных средств) достижения социального компромисса. Право рассматривается как система норм, которые, в свою очередь, закрепляют разнообразные юридические средства, в т.ч. правовые стимулы. В нашем аспекте исследования наличие только (и исключительно) компромисса оказывается мало. Необходимо выстроить и изучить феномен правостимулирующей политики.
Актуальность рассмотрения стимулирующего аспекта действия правовой политики через правовые средства, такие как дозволения, льготы, поощрения,
В
свободы и другие, может разрешить насущные проблемы и, с другой стороны, т
н
ликвидировать препятствия, возникающие на пути действия механизма право- С вого регулирования. |
Главное в понимании закрепления и реализации правовой политики через к стимулирующие правовые средства - это то, какие социальные задачи данные г
о
правовые механизмы могут закрепить и обеспечить, где и в каком порядке их Д
а
можно использовать в практической правовой деятельности для достижения со- т
в
циально значимых результатов. Ранее мы не случайно акцентировали внимание н
о
на механизме правового стимулирования, т.к. именно наличие стимулирующих ю правовых средств, организованных наиболее последовательным образом, обе- д
и
спечит прогресс инициативы и развития. о
к
Политика через юридические стимулирующие средства может предполагать а большее число вариантов, путей достижения прогресса. При приоритетном по- | нимании стимулируемого развития, анализируя право в виде самостоятельной ии социальной и культурной ценности, политика должна осознанно трактовать № его как цель и, следовательно, содействовать действительной демократизации 1
о
государства. Формирование системы законодательства через закрепление си- ~ стемы стимулов способствует выгодному взаимодействию политики и права с 4 подавляющим количеством стимулирующих правовых средств. Гармонизация отношений ведет к взаимной заинтересованности стимулов и политики при дальнейшим формировании абстракции более высокого уровня - правостимули-рующей политики государства. Правостимулирующая политика предназначена выступать механизмом комплексного разрешения общественных проблем через права, поощрения, льготы с учетом потребностей и интересов социальных групп6. 39
Таким образом, правостимулирующая политика - это основанная на совокупности позитивных юридических средств, идей, задач, программ научная, последовательная концептуально-практическая и информационно-целенаправленная деятельность государства, иных структур и социальных групп, осуществляемая в области права посредством стимулов, выступающая действенным средством по созданию эффективного механизма стимулируемого развития прогрессивных отношений.
При выделении черт правостимулирующей политики она, как и все комплексные категории, имеет основные и специфические (специальные) параметры. К основным характеристикам могут быть отнесены: волевой, государственно-властный характер, публичное содержание и т.п.
Выделим специальные признаки правостимулирующей политики. Они сводятся к следующему:
1. Обладает абстрактно-идеальной природой и выступает обобщающей концептуально-методологической категорией, основывающейся на стимулирующих началах - принципах в правовой жизни. Данное положение понимается через уникальную возможность развития приоритетных направлений государственной деятельности путем набора позитивных средств при максимальной поддержке положительного поведения через расширение демократии, социальной активности, самоуправления и подобных передовых основ жизнедеятельности человечества. В этой характеристике акцент смещается к психологическим особенностям стимулов и возможности всей правостимулирующей политики влиять на умы людей путем мотивации поведения через удовлетворение растущих усложняющихся потребностей.
2. Понимается через краеугольные материальные категории, составляющие сущностную константу правостимулирующей политики, такие как: правовые стимулы, правовое стимулирование, механизм правового стимулирования, политика и др. Эти понятия выражаются в осязаемых реальных стимулирующих разносторонних средствах: поощрениях, льготах, правах, свободах, дозволениях, рекомендациях, концепциях, посланиях и т.п. При уяснении действия этих категорий и их взаимопроникновении, при исследовании всей правостимули-рующей политики можно познать ее содержание. Перед нами комплексная категория, требующая постоянного осмысления на общетеоретическом уровне и далее на отраслевом, видовом, организационном и т.д. Понимаем разноплановость категории с позиций назначения осуществления с ее помощью масштабных преобразований человеческого общежития внутри страны, уяснения ее роли в интеграции, глобализации мирового сообщества.
3. Основывается на отработанных и реализуемых механизмах правового регулирования конкретных общественных отношений, подразумевающих наличие всех его частей для эффективной работы. Стимулирование можно понимать широко как регулирование через проработанную систему стимулов. Элементы продуманного, последовательного воздействия, регулирования подразумевают, во-первых, наличие механизмов регулирования и, во-вторых, их развитие с целью максимальной активизации при помощи набора стимулов. Стимулирующие провозглашения в концепциях, направлениях, перспективах развития - это действительно мощный рычаг становления обновленных отношений в виде направляющего вектора, но пагубность подобных повальных и повсеместных положений очевидна, т.к. что-либо «отдельно стоящее» провозгласить легко, а привести в системность, выявить социальную значимость, обеспечить механизмами, т.е. предусмотреть комплексный путь на стезе поступательного
развития - совсем иное поведение и иные результаты. Стимулирующее воздействие быстрей, «сродни молнии», оказывает влияние на психологию людей, именно поэтому для отсутствия элементов спонтанности, сиюминутности такие публичные политико-правовые документы опасны, порождают хаос, дисбаланс в государстве и должны носить не лавинообразный, а взвешенный, а, значит продуманный «дозированный», механизированный характер.
4. Обусловливается гносеологической основой политико-правовой стимулирующей деятельности (логические, системные, диалектические, корреляционные, морально-этические, ценностно-ориентационные и другие аспекты). Важно понимать подобные широкие взаимосвязи, сложившиеся в реальной действительности, учитывать истоки, преобразовывать последствия, исправлять недостатки. Осмысление, например, уголовного преследования ведет к пониманию разрастающегося количества заключенных и их рецидивное противоправное поведение в последующем. Значит принудительные работы (уборка мусора, общественных мест, их благоустройство, восстановительные мероприятия) будут щадящим (стимулирующим) наказанием преступнику и полезны обществу. Преступность несовершеннолетних может частично предотвращаться воспитательными, просветительными, рекомендательными, поощрительными мерами.
Мировая практика и российский опыт показывают неактуальность насильственного свержения достигнутых результатов. Провозглашение реформ не должно провоцировать быстрейший развал, а стимулировать подъем. Правостимулирующая политика соотносит интересы личности, государства. Ее средства не «приживутся» в действительности, если не будут отвечать вышеперечисленным параметрам.
5. Рассматривается в виде одного из направлений единой общенациональной е
т
политики, при котором акцент делается на гуманные, демократические, раз- и решительные, дозволительные средства, поддерживаемые набором стимулов. а Демократия трактуется не как вседозволенность, а умение выстроить отношения о
в
различными средствами и методами в пределах четко очерченных правовым о
регулированием пределов; детерминируется специфической юридической ин- а
формацией в политико-правовой сфере посредством поэтапного и разносторон- |
него введения разнообразных стимулов, начиная с областей частного права и е
«переходом» стимулов на регулирование публичных отношений; существует и о
основывается на основании укрепления публичной власти и государственности р
для демократизации институтов гражданского общества, стимулирования Ч
отношений взаимодействия гражданского общества и правового государства. о
6. Организует и оформляет соответствующими стимулирующими правовыми К средствами различные виды государственной политики: экономическую, со- м циальную, культурную, финансовую, экологическую, правотворческую, право- I реализационную, судебную, правоохранительную и другие для быстрейшего ¡§
сл
развития приоритетных направлений. В этом признаке отмечены первичные 00 частные аспекты действия правостимулирующей политики в конкретных сферах 2 жизнедеятельности, классифицируемых по разным критериям. Это узкое пони- 4 мание категории для показания неоднородности ее действия по составляющим элементам действительности. Одну стимулирующую окраску с преобладанием поощрений имеют трудовые отношения (системы опережающей, подкрепляющей оплаты, мотивация качества и наукоемкости труда, меры удержания высококвалифицированных кадров, гибкий социальный пакет, надбавки, доплаты, разряды за стаж работы), льготы в налогообложении (особо при предпринимательской 41
деятельности). Иные стимулы при вертикали власти, в частности максимум самостоятельности в решении вопросов своего ведения, получают передовые регионы.
Стимулирование позиционируется как деятельность «надполитического» смысла и содержания в области объективно-субъективного понимания, существующая по отношению к другим видам государственной политики: национальной, научно-технической и т.д. Во всех перечисленных видах политики широко устанавливаются стимулирующие средства, нормы-стимулы, правостимулирую-щие отношения, правостимулирующие акты реализации прав.
7. Выступает частью правовой жизни общества, где утверждаются самостоятельность, инициатива, активность, самоуправление через установление правостиму-лирующих средств. Формируется и осуществляется многочисленными и разноуровневыми субъектами, которые, в свою очередь, требуют полного и скрупулезного рассмотрения, что способствует сближению институтов правового государства и гражданского общества. В правовой жизни общества существуют разнообразные составляющие: от слагаемых правомерного до противоправного поведения. Отражая реалии жизнедеятельности, исходим из понимания необходимости регулирования при невозможности полной ликвидации негативных явлений и присутствие, соответственно, ограничивающих, карательных средств наряду со стимулирующими. Еще одна целеполагающая грань стимулов в соотношении с другими средствами - это нахождение более действенных путей и рычагов «противоядия» насилию.
Таким образом, наиболее полное понимание правостимулирующей политики складывается из ее узкой трактовки как политики в области права и широкого понимания, как концептуальной государственной деятельности, осуществляемой повсеместно и в отношении всех сфер общественной жизни посредством разноплановых стимулирующих средств.
В отношении правостимулирующей политики также можно констатировать ситуацию, согласно которой, она может выступать как концепция и как реальность. В универсально-бытовом понимании концепция отвечает на вопрос о том, какой должна быть изучаемая субстанция и отражает ее понимание в области должного, а реальность показывает положение вещей в повседневной жизни, т.е. в области сущего. Говоря о разрыве между концепцией и реальностью, мы вынуждены не только признать его наличие и материальность в силу объективно-субъективных причин, но и отразить стремление к максимальному преодолению их отдаленности.
Мы не заблуждаемся по поводу того, что все проблемы общественного развития можно решить с помощью исключительно стимулов7. Изначально дело за правовым регулированием, где отсутствуют пробелы и противоречия, существует баланс законодательства. Обязательно установление механизмов работы права и закона, соотнесение «пакетов» законов и подзаконных нормативных правовых актов. Должное место отводится запретам, которые всегда важны для ненарушения юридических предписаний. Стимулы же применяем взвешенно осторожно для ненаказуемой, а разумной инициативы.
Сама конструкция требует понимания не на уровне научных мыслей, абстракций, гипотез, субъективного (узкого восприятия стимулов), а объективного отражения существующих общественных процессов, становление которых происходит наиболее быстро с помощью юридических стимулов. Правостиму-лирующая политика существует объективно в роли упорядочивающей категории, предоставляющей широкие возможности субъектам в самореализации и в становлении общественных институтов. К подобным стимулируемым процессам в пределах правостимулирующей политики относим: укрепление государствен-
ности посредством переговоров, рекомендации, политическии плюрализм, выборы различных уровнеИ органов государственной власти, соотнесение регулирования и развития рынка, расширение четко очерченного круга вопросов самостоятельного разрешения в отношениях федеративного устройства страны и т.д., а к стимулирующим средствам - аналитические экспертизы, общественные союзы, фонды, палаты, демонстрации, собрания, митинги, декларации и т.п.
Отдельное значение придаем развитию стимулирующего законодательства в пределах правостимулирующей политики. Законодательство рассматриваем основной составляющей частью реального материального донесения стимулов до умов людей, и оно требует серьезного отдельного осмысления в качестве средства становления правостимулирующей политики в Российской Федерации8.
Комплексное исследование правостимулирующей политики в современной России подразумевает рассмотрение ее субъектов, объектов, видов, уровней, форм, методов, правовой основы, приоритетов, целей, средств, механизмов реализации и осуществления, путей повышения эффективности. Также важно изучать право-стимулирующую политику в различных сферах жизнедеятельности российского общества, например, в социальной, в предпринимательстве, экологии, международных отношениях. Учитывая федеративное устройство Российского государства, необходимо сформировать концептуальные подходы к характеристике уровней правостимулирующей политики: общефедерального, регионального, муниципального, локального9. Обозначенные ориентиры подразумевают разработку концепции правостимулирующей политики в пределах проблем теории и практики, где понятие концепции включает в себя теоретико-методологическую систему взглядов о правостимулирующей политике. Концептуальные положения направлены на быстрейшее преодоление кризисных явлений и выход страны на принципиально новый уровень развития. Правостимулирующая политика должна учитывать мировой опыт развития, основываться на общепризнанных мировых стандартах при учете российской специфики. Слепое копирование и перенесение даже положительного опыта далеко не всегда оправдано и может носить только выверенный характер. Положения концепции правостимулирующей политики (при всей своей обязательной стабильности) не являются догмами и могут изменяться в соответствии с различной обстановкой, ситуацией, историческими факторами.
1 См., например: Малько А.В. Теория правовой политики. М., 2012. С. 10-25; Поощрительная правовая политика / под ред. А.В. Малько, Р.А. Пузикова. М., 2012. С. 21-40.
2 См., например: Лебедева Е.Н. Правостимулирующая политика и правовые режимы: проблемы взаимодействия // Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты /под ред. А.В. Малько, И.С. Барзиловой. М., 2012. С. 159-176.
3 См., например: Климова Г.З., Сенякин И.Н. Законодательство Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы развития // Реабилитация как правовой институт (вопросы теории и практики). Саратов, 2005. С. 8-108.
4 См.: Мату зов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях становления рыночных отношений // Государство и право. 1995. №4. С. 11-20.
5 См.: Рыбаков О.Ю. Человек в политике: пути самореализации / под ред. В.Б. Устьянцева. Саратов, 1995. С. 48.
6 См.: Лебедева Е.Н. Правостимулирующая политика в современной России: общетеоретический аспект / под ред. А.В. Малько. Саратов, 2014. С. 31-89.
7 См., например: Лебедева Е.Н. Стимулирующая правовая политика: понятие и признаки // Поощрительная правовая политика / под ред. А.В. Малько, Р.А. Пузикова. С. 111-137.
8 См., например: Хабриева Т.Я. Стратегия социально-экономического развития России и модернизация законодательства // Концепция развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой и Ю.А. Тихомирова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 21-24.
9 См., например: Лебедева Е.Н. Правостимулирующая политика в современной России // Современное право. 2011. № 4. С. 3-7.