Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

СОДЕРЖАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ-ГЕОГРАФОВ / ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамирова К. Н.

Необходимость обновления содержания географического образования в высшем учебном заведении обусловлена необходимостью учета новых критериев оценки образования. В настоящее время результатами образования являются не знания и умения, а уровни способностей обучающихся к решению учебных и жизненных задач (жизненные навыки и компетенции). В исследовании основа формирования содержания географического образования рассматривается с позиции следующих принципов и положений: научность; междисциплинарность; гуманизация образования; глобальность и региональность; экологизация; проблемность; системность и целостность. В вышеназванном аспекте миссия кафедры географии и туризма Казахского национального женского педагогического университета заключается в создании комплекса научно-педагогических и организационно-методических условий, обеспечивающих географическое образование студентов на основе единства учебных, учебно-методических, научных, воспитательных и инновационных процессов с учетом международного опыта. В этой связи цель кафедры географии и туризма связана с подготовкой квалифицированных географов, обладающих динамичной профессиональностью, социально-профессиональными компетенциями и способных к эффективной реализации нововведений в сфере географического образования, науки и производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамирова К. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF GEOGRAPHIC EDUCATION AS A BASIS FOR PREPARING FUTURE EXPERTS

The need to update the content of geographical education in higher education is due to the need to take into account new criteria for evaluating education. At present, the results of education are not the knowledge and skills, but the levels of students' abilities to solve educational and life tasks (life skills and competences). In the study, the basis for the formation of the content of geographical education is considered from the position of the following principles and provisions: scientific nature; interdisciplinary nature; humanization of education; globality and regionality; ecological approach; problem solving; consistency and integrity. In the above-mentioned aspect, the mission of the Department of Geography and Tourism of the Kazakh State Women's Teacher Training University is to create a complex of scientific, pedagogical and organizational and methodological conditions that provide students with geographical education based on the unity of educational, scientific, educative and innovative processes taking into account international experience. In this regard, the goal of the department of geography and tourism is associated with the training of qualified geographers with dynamic professionalism, socio-professional competencies and capable of effective implementation of innovations in the field of geographical education, science and production.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

МРНТИ 14.35.07.

СОДЕРЖАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

К.Н. Мамирова

к.п.н., и.о. профессора Казахский государственный женский педагогический университет email: mamirova.kulashgeo@gmail.com

Необходимость обновления содержания географического образования в высшем учебном заведении обусловлена необходимостью учета новых критериев оценки образования. В настоящее время результатами образования являются не знания и умения, а уровни способностей обучающихся к решению учебных и жизненных задач (жизненные навыки и компетенции). В исследовании основа формирования содержания географического образования рассматривается с позиции следующих принципов и положений: научность; междисциплинарность; гуманизация образования; глобальность и региональность; экологизация; проблемность; системность и целостность. В вышеназванном аспекте миссия кафедры географии и туризма Казахского национального женского педагогического университета заключается в создании комплекса научно-педагогических и организационно-методических условий, обеспечивающих географическое образование студентов на основе единства учебных, учебно-методических, научных, воспитательных и инновационных процессов с учетом международного опыта. В этой связи цель кафедры географии и туризма связана с подготовкой квалифицированных географов, обладающих динамичной профессиональностью, социально-профессиональными компетенциями и способных к эффективной реализации нововведений в сфере географического образования, науки и производства.

Ключевые слова: географическое образование, содержание географического образования, подготовка специалистов-географов, основы формирования содержания географического образования, компетенции образования

Развитие общества определяет необходимость реформирования системы образования, а значит и географического образования. Одной из задач в условиях модернизации географического образования является его интеграция в единое мировое образовательное пространство, характеризующееся гармонизацией образовательных стандартов. Важным положением Болонского процесса является ориентация образования на конечный результат в виде фиксированного набора ключевых компетенций.

Основываясь на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта, а также основных видах деятельности выделяют следующие группы ключевых компетенций: общекультурные, учебно-познавательные, информационные и коммуникативные компетенции.

Общекультурная компетенция определяется как «круг вопросов по отношению к которым обучающийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности; это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, опыт освоения научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира»[1; 3].

Формирование общекультурной компетенции происходит на базе общекультурного содержания образования, включающего в себя «основы изучаемых наук, отечественных и мировых традиций, получивших отражение в учебных предметах и образовательных областях, и выражается в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, текстовых и иных произведений, считающихся фундаментальными достижениями человечества». Без овладения этим комплексом знаний, идей, ценностных представлений, способов познания, мышления и практической деятельности невозможно взаимоотношение и взаимодействие людей, гармония человека и общества, человека и природы.

Роль географии в подготовке обучающихся к жизни, к поведению в природе, обществе, государстве огромна, и поэтому трудно переоценить значение географических знаний и географической культуры как составной части общей культуры человека. В то же время в

системе географического образования просматривается противоречие между содержательным потенциалом науки географии и уровнем его усвоения в рамках учебного процесса. Потенциал географического образования заключается в гуманистическом характере решаемых им задач: усиление культурологических функций; «окультуривание» его содержания; культивирование здорового образа жизни, знаний рационального природопользования и охраны природы, развитие географического мышления; продуктивное и творческое развитие личности. Все это позволяет географии вносить существенный вклад в формирование общекультурной компетенции студента.

В современных условиях сдвиг культуры в эпицентр географического образования повышает его значимость, обеспечивает преемственность поколений, ориентирует систему географического образования на диалог с культурой, позволяет рассматривать географическое пространство как продолжение культуры, отражает меру гуманности по отношению к природе, социуму, глубину духовности и уровень нравственных качеств личности [2; 11].

В этом контексте исследователи из Китая установили, что «образование в интересах устойчивого развития стало приоритетом во многих школьных системах. В средних школах Китайской Народной Республики предмет география традиционно изучает взаимодействие человека и окружающей среды. В проведенном исследовании использовались инновационные методы для анализа содержания стандартов образования и учебников по географии для средней школы. В исследовании участвовали учителя (п = 237) и учащиеся, изучающие географию (п = 246). Полученные результаты иллюстрировали как положительные, так и отрицательные выводы из данных апробируемых работ. В первую очередь, полученные данные свидетельствуют о том, что содержание географического образования важно для реализации идей устойчивого развития. Многие учителя географии в Китае имеют достаточный уровень географических и междисциплинарных знаний. Они умеют использовать содержание учебников и другие учебные материалы. Показатели успеваемости учащихся в выборке из четырех базовых школ демонстрируют хорошие результаты, однако все еще есть возможности для улучшения содержания образования. Большинство студентов хорошо ориентируются в знаниях и понятиях, в необходимых ресурсах, экологических проблемах и вопросах изменения климата, однако, большинство не смогли понять и оценить причинно-следственные связи, например, касающиеся международных событий и документов, последних прогнозируемых данных, исследований глобального потепления, а также показали недостаточность формирования навыков, характеризующих конкретную оценку устойчивого развития территории и регионов. Выводы и предложения исследователей были связаны с предоставлением студентам больше практических занятий и возможностей проведения экспериментов и лабораторных работ, с улучшением знаний и компетенций учителей, с созданием платформы для обмена идеями через современные коммуникационные технологии. Исследователи считают, что идеи устойчивого развития должны быть интегрированы и реализованы в повседневной жизни» [3; 5].

Профессиональная компетентность будущего учителя географии предполагает адекватное восприятие, осмысление природных и социальных процессов действительности (отражение, познание, моделирование мира). Он определяет систему знаний - множество связанных элементов, представляющих собой определенное целостное образование и характеризующихся такими качествами, как гибкость, динамичность, вариативность, прогностичность, преемственность и целостность [4;12].

Формирование картографической культуры - важнейший элемент профессиональной подготовки учителя географии. Карта как образно-знаковая модель действительности является одновременно предметом и средством труда педагога. Развитие картографического метода исследования в различных областях знаний, активное внедрение геоинформационных системных технологий существенно расширяют круг пользователей географической карты, что требует повышения общего уровня картографической грамотности населения [5; 3].

Взаимосвязь всей системы общекультурных компетенций применительно к учителю географии можно представить следующим образом:

-понимание места географии в системе современного научного знания и ее значения; знание основ истории географии и главных направлений ее современного развития;

-знание фундаментальных идей, законов, закономерностей, лежащих в основе географической науки;

-знание основных географических понятий, классических и современных методов, средств, приемов, технологий профессиональной деятельности по специальности, способность применять, перерабатывать, конкретизировать и развивать [6; 3].

Система знаний будущего учителя географии характеризуется следующими качествами: осознание реалий современного мира, которое выступает как форма его моделирования; глубина (содержательность, уровень постижения истины, значительность проникновения в нее); обобщенность, категориальность; диалектичность, т.е. отражение явлений действительности во взаимосвязях и развитии; способность отражать их противоречия [7;201]. Следовательно, ключевым действием в формирования общекультурной компетенции студента в процессе изучения географии является усиление общекультурного содержания географического образования, а также разработка технологий и методов преподавания географии в соответствии с реализуемыми культурологическим и компетентностным подходами. Применительно ко всем направлениям географической науки резко возросло требование активного использования информационных и инновационных технологий в исследованиях. Особое внимание уделяется новым технологиям в картографировании, компьютерной картографии, использованию геоинформационных систем и глобальных информационных сетей

Следовательно, основу формирования содержания географического образования мы рассматриваем с позиции следующих принципов и положений:

- научность. Географическое образование должно быть ориентировано на узловые проблемы современной жизни, отражать новейшие тенденции развития мировой и казахстанской географической науки;

- междисциплинарность. География представляет собой как бы интегрированную науку, которая обеспечивает обобщение и переосмысление результатов, полученных другими науками. Следовательно, она обладает врожденной междисциплинарностью;

- гуманизация образования. Принцип гуманизации предусматривает обновление и переоценку содержания самой географической науки, постановку человека в центре всех происходящих явлений и процессов;

- глобальность и региональность. Этот принцип становится краеугольным принципом географического образования в вузе и школе. Казахстан стал частью мирового сообщества, выдвигающей и доказывающей свои национальные интересы;

- экологизация. Только географическая наука с позиции устойчивого развития природы и общества способна охватить все проблемы, комплексно способствовать решению экологических вопросов;

- проблемность. Все проблемы как в природе, так и в обществе имеют свое прошлое, настоящее и будущее, и все они способствуют развитию мышления и разрешению проблем;

- системность и целостность. Упор в образовании делается на интегрированную географию, имеющую природоведческую и общественную направленность. Вся структура географического образования представлена как единая неразрывная система с постепенным усложнением материала.

К самым основным компетенциям по географии, мы относим информационную, ценностно-коммуникативную, учебно-интеллектуальную и исследовательскую компетенции. Это связано с функциями школьного предмета география научить ученика адекватно воспринимать окружающую среду, уметь в нем ориентироваться, правильно использовать географическую информацию и географическую карту, эмоционально-ценностно воспринимать и рационально воздействовать на природные комплексы нашей планеты и своей местности [8; 204].

Показатели значимости предметного содержания определяются целями географического образования, а содержательное раскрытие этих целей основывается на анализе материала географии. Формирование и развитие компетенции обучающихся должно осуществляться через методы, технологии и приемы обучения. Системное структурирование содержания будет важным средством и условием формирования географического мышления. Системообразующим звеном в конструировании процесса обучения выступают цели предмета, что предполагает отбор содержания учебного материала, подбор форм и методов обучения, подготовку методического обеспечения учебного процесса.

Следовательно, необходимость обновления содержания географического образования обусловлена необходимостью учета критериев оценки образования, которые рассматривают

результатом образования не знания и умения, а уровень способности обучающихся к решению учебных и жизненных задач (жизненные навыки и компетенции) [9;26].

В вышеназванном аспекте миссия кафедры географии и туризма Казахского национального женского педагогического университета заключается в создании комплекса научно-педагогических и организационно-методических условий, обеспечивающих географическое образование студентов на основе единства учебных, учебно-методических, научных, воспитательных и инновационных процессов с учетом международного опыта. В этой связи цель кафедры географии и туризма связана с подготовкой квалифицированных географов, обладающих динамичной профессиональностью, социально-профессиональными компетенциями и способных к эффективной реализации нововведений в сфере географического образования, науки и производства [10; 9].

Для достижения целей на кафедре географии и туризма реализуются следующие стратегические направления деятельности кафедры:

- подготовка профессиональных и научных кадров высшей квалификации, отвечающих потребностям внутреннего рынка труда и международным требованиям;

- обеспечение условий для качественного образования;

- концентрация интеллектуального потенциала ППС на улучшение образовательного процесса и активное внедрение передового опыта в учебный процесс;

- расширение международных научных и образовательных связей;

- совершенствование материально-технического, учебно-методического и научно-исследовательского потенциала кафедры, обеспечивающей решение приоритетных задач.

Таким образом будущий специалист географ должен:

- обладать знаниями, понятиями и представлениями о происхождении и развитии природы в целом;

- знать цели и задачи профессиональной деятельности; иметь и уметь использовать необходимый объем географических знаний о физико-географических и экономико-географических особенностях;

- знать и уметь применять методы и современные технологии изучения природы;

- уметь использовать методы преподавания и инновационные приемы обучения географических и смежных дисциплин в школе и других учебных заведениях;

- уметь использовать теоретические и практические навыки работы с географическими источниками знаний, на достаточно научном и доступном уровне преподнести материал учащимся;

- уметь использовать передовые методы преподавания дисциплин и планировать проведение занятий;

- иметь навыки работы с картографическими, статистическими, научными, публицистическими и другими источниками;

- быть компетентным в профессионально-педагогической и научной деятельности, в решении педагогических задач, в оценке знаний и умений учащихся, в вопросах учебной программы по географии и его использования в процессе обучения средней школе [11; 21].

В процессе исследования нами выделены факторы, влияющие на подготовку специалиста-географа. Они связаны со спросом специалистов-географов на рынке труда, с учетом международного опыта образования, опыта международного географического союза (МГС) и Хартии географического образования, с образовательной программой и учебным планом специальности, с учетом мнения работодателей при разработке образовательной программы, с научно-методической базой и обеспеченностью учебным оборудованием, с деятельностью профессорско-преподовательского состава кафедры, с пониманием взаимосвязей между природными компонентами и комплексами; с пониманием причинно-следственных связей между явлениями и процессами, с использованием географических знаний и умений при решении прикладных вопросов, с использованием междисциплинарного подхода для усвоения естественно-научных понятий при решении любых жизннных ситуаций, с развитием критического мышления при усвоении географических понятий о явлениях и процессах окружающей среды, с умением работать с географической информационной системой (ГИС) и др. [12; 23].

В этой связи, ученые из Индонезии считают, что «использование аудиовизуальных средств в обучении географии в старших классах средней школы: 1) улучшает способность обучающихся

к критическому мышлению; 2) аудиовизуальные носители и разработка материалов на основе аудиовизуальной информации развивает познавательную и творческую деятельность

Рис. Компетенции, формирумые по специальности «География»/составлено автором/

К примеру, цикл базовых и профилирующих дисциплин образовательной программы бакалавриата 5В060900-География нами включено 9 модулей:

1. Науки о Земле.

2. География Казахстана.

3. Основы естественных наук.

4. Физическая география и ландшафтоведение.

5. Современные информационные технологии в географии.

6. Физическая и экономическая география мира.

7. Методика преподавания географии и проблемы школьного учебника.

8. Природопользование и охрана природы.

9. Географические исследования. Краеведение и прикладная география.

Далее рассмотрим компетенции, необходимые для специалиста-географа, в частности на примере формирования модуля "Природопользование и охрана природы»:

- уметь давать экономико-географическую характеристику техногенным преобразованиям земной поверхности; понимать сущность и классификацию систем природопользования;

- уметь оценивать ладшафты для промышленных, сельскохозяйственных и мелиоративных проектов и работ;

- уметь прогнозировать состояние и пути использования ресурсов;

- уметь давать оценку особенностям формирования и функционирования геотехнических систем сельскохозяйственного, промышленного и транспортного природопользования;

- использовать возможности практического применения прикладной географии в различных областях жизнедеятельности человека;

- понимать и уметь анализировать процесс трансформации природно-техногенных комплексов (ПТК) и геотехнических систем (ГТС);

-уметь использовать знания и умения о свойствах природных и природно-антропогенных комплексов при решении задач рационального использования ресурсов и охраны природы [14;

9].

В итоге, профессиональная деятельность бакалавра географии включает в себя следующие виды деятельности:

- образовательная деятельность в качестве учителя географии, экологии и основ экономики в различных учебных заведениях (школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.п.), организатора туристско-краеведческой и экологической работы в школе;

- научно-исследовательская деятельность: выполнение научных исследований по профильным дисциплинам в различных организациях (география, геология, экология, картография, гидрология, метеорология, география почв, туризм и др.);

- проектная деятельность: выполнение общих и специализированных разработок в проектных и конструкторских организациях (топографические съемки, создание карт, метеоплощадок), экологических троп, рекреация, обводнение, реконструкция, районная планировка (например, производственной и социальной инфраструктуры, природных и социально-экономических объектов и др.);

- производственно-управленческая деятельность в государственных структурах различного уровня (отделы образования, акиматы, отделы охраны природы и земельных ресурсов, туристско-краеведческие и природоохранной организации и т.п.);

- экспертная деятельность в должности экспертов в различных организациях по проблемам охраны природы, природопользования, народонаселения, регионов и др. (экспертиза проектов, планы, программы и прогнозы развития стран, городов, районов и сельских округов, оценочные процедуры, обоснования проектов и т.д.);

- организационно-технологическая деятельность в качестве инженеров в системе мониторинга за природной средой, сотрудников земельных и природоохранных организаций, в туристско-краеведческих и экологических учреждениях и др. [15; 21].

Список литературы

1 Международная хартия географического образования. [электронный ресурс]. -http://www.geokyiv.org/en/component/k2/item/123-international-charter-on-geographical-educatio.

2 Kozlova E.P.Geography.Textbook. Orenburg. 2002.

3 Fengtao Guo, Joseph Lane, Yushan Duan, Joseph P. Stoltman. Sustainable Development in Geography Education for Middle school in China. //Sustainabilty 2018,10,3896;

doi: 10/3 390/sul 10113896.

4 Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч.тр. /под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. стр.12-14.

5 Терещенко Т.А. Международная хартия географического образования и подготовка географов в Казахстане // География в школах и вузах Казахстана.№6,2018,стр.3-5.

6 Мамирова К.Н., Алимова Н.С. Географическое образование и вопросы подготовки географов в педагогическом вузе // География в школах и вузах Казахстана.№1,2018, стр.3-5.

7 Ivleva M.I. Historical heritage in high school: the perspectives of eco philosophical approach. Сб. межд.конф. Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования,сохранение и развитие. СПб.: РГПУ им. А.Герцена. 2016. с. 201-204.

8 Ilinskiy S.V., Mosin V.G. The problems of the study of the world heritage in the modern school. Сб. межд. конф. Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования,сохранение и развитие. СПб.: РГПУ им. А.Герцена. 2016. с. 204-206.

9 Harvey F. (2015) A primer of GIS: Fundamental geographic and cartographic concepts. -Guilford Publications. 23-25 p.

10 International Geographical Union (2017) "Geography, Culture and Society for Our Future Earth". 2-3 p. http://www.cnfg.fr/wp-content/uploads/2017/12/Charter_2016-IGU-CGE_May_9.pdf.

11 Kish, George (2002) "International Geographical Union: A Brief History" GeoJournal 26, No. 2:224-228

12 https:// geographyofrussa.com/osnovnye-modeli-universitetskoi-geografii-v-stranax-mira.

13 T. Gayatri, H. Soegiyanto and P. Rintayati. Development of Contextual Teaching Learning-Based Audio Visual Adobe Flash Media to Improve Critical Thinking Ability of Geography Learning at Senior High School. 1st UPI International Geography Seminar 2017 IOP Publishing/ IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science 145 (2018) 012004

14 Мамирова К.Н. Реализация компетентностного обучения посредством учебника. «Вестник Академии педагогических наук Казахстана», №3, 2010, с. 9-11.

15 Мамирова К.Н. Образовательная, научно-инновационная и социальная деятельность кафедры географии Казахского государственного женского педагогического университета. Журнал «География и экология 21 века». № 6, 2013, с. 21-23.

ГЕОГРАФИЯЛЬЩ Б1Л1М МАЗМ¥НЫ - БОЛАШАЦ МАМАНДАРДЫ ДАЙЫНДАУДЬЩ

НЕГ1З1

К.Н. Мамирова п.г.к., профессор м.а.

Казак мемлекетпк кыздар педагогикальщ университета email: mamirova.kulashgeo@gmail.com

Жогары бшм берудеп географиялык бшм мазм^нын жацарту кажеттшп бiлiмдi багалаудын критерийлерш ескерумен байланысты. Б^л критерийлер бшм берудщ нэтижесiн тек бшм жэне дагдылармен гана байланыстырмай, бшм алушылардыц вмiрдегi эр тYрлi мэселелердi шешу бiлу кабшетшпмен ^штастырады (вмiрлiк дагдылар мен к¥зыреттшктерд^. Зерттеуде географиялык бiлiм мазм^нын калыптастыру онын гылымилыгымен; пэнаралык байланыстарымен; гуманизациялау принципке сэйкесттмен; жаЬандылылык пен аймактылык; экологияландыру; проблемалык; жYЙелiлiк жэне тугастылык ^станымдар мен ережелердщ т^ргысынан карастырылган. Казак ^лттык кыздар педагогикалык университетiнiн география жэне туризм кафедрасыныц миссиясы халыкаралык тэшрибеш ескере отырып оку, оку-эдiстемелiк, гылыми, тэрбие жэне инновациялык процестердiн бiрлiгi негiзiнде студенттерге географиялык бiлiм берудi камтамасыз ететiн гылыми, педагогикалык, ^йымдастырушылык жэне эдiстемелiк жагдайларды камтамасыз ету болып табылады. Осыган байланысты география жэне туризм кафедрасыныц максаты географиялык бшм беру, гылым жэне вндiрiс саласында инновациялык кызметтi тиiмдi жYзеге асыруга кабiлеттi, динамикалык кэсiбилiкке, элеуметпк-кэаби к^зыреттшкке ие бiлiктi географтар мамандарды даярлау.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т}йт свздер: географиялыц бШм беру, географиялыц бшгм мазмуны, географ мамандарын дайындау, географиялыц бшм мазмунын цалыптастыру неггздерг, бшм цузыретт1л1ктер1

CONTENT OF GEOGRAPHIC EDUCATION AS A BASIS FOR PREPARING FUTURE

EXPERTS

K.N. Mamirova Cand. Sci. (Geography), acting Professor Kazakh State Women's Teacher Training University email: mamirova.kulashgeo@gmail.com

The need to update the content of geographical education in higher education is due to the need to take into account new criteria for evaluating education. At present, the results of education are not the knowledge and skills, but the levels of students' abilities to solve educational and life tasks (life skills and competences). In the study, the basis for the formation of the content of geographical education is considered from the position of the following principles and provisions: scientific nature; interdisciplinary nature; humanization of education; globality and regionality; ecological approach; problem solving; consistency and integrity. In the above-mentioned aspect, the mission of the Department of Geography and Tourism of the Kazakh State Women's Teacher Training University is to create a complex of scientific, pedagogical and organizational and methodological conditions that provide

31

students with geographical education based on the unity of educational, scientific, educative and innovative processes taking into account international experience. In this regard, the goal of the department of geography and tourism is associated with the training of qualified geographers with dynamic professionalism, socio-professional competencies and capable of effective implementation of innovations in the field of geographical education, science and production.

Key words: geographical education, the content of geographical education, training of specialists-geographers, the basics of the formation of the content of geographical education, competence of education

Поступило в редакцию 23.01.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.