Научная статья на тему 'Содержание, формы и методы стратегического и операционного маркетинга в деятельности современных вузов, ориентированных на конкурентоспособность'

Содержание, формы и методы стратегического и операционного маркетинга в деятельности современных вузов, ориентированных на конкурентоспособность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ВУЗА / MARKETING STRATEGY OF THE UNIVERSITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА / COMPETITIVENESS OF GRADUATES / ПОЛЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВУЗА / THE FIELD OF MARKETING OPPORTUNITIES OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронов Александр Александрович, Демьянченко Наталья Васильевна, Каминская Елена Александровна

Статья посвящена описанию перспектив стратегической маркетинговой деятельности современных вузов, ориентированных на реальную конкурентоспособность своих выпускников на рынке труда. Обеспечить соответствие этого показателя реальной рыночной потребности можно на основе внедрения мультиплатформенной концепции, позволяющей реализовать предпринимательскую, исследовательскую и непосредственно образовательную инициативу. Вовлечение обучающихся в различные виды реальной трудовой деятельности обеспечит их реальную компетентность при выполнении стандартных, нестандартных и инновационных трудовых функций. Авторский подход иллюстрирован результатами полевого маркетингового исследования на основе опроса 300 выпускников 2014/13, 2015/14, 2016/15 учебных годов, окончивших государственные, муниципальные и частные образовательные организации высшей школы на территории Краснодарского края, главной целью которого стала оценка конкурентоспособности выпускника современного вуза с позиций его реального трудоустройства на конкурентном рынке трудовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронов Александр Александрович, Демьянченко Наталья Васильевна, Каминская Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents, Forms and Methods of Strategic and Operational Marketing Activities in Deals of Modern Universities, Focused on the Competitiveness

The article describes the prospects of the strategic marketing activities of today’s universities, focused on the real competitiveness of its graduates in the labor market. To ensure compliance of this indicator to the real market needs on the basis of introducing a multi-platform concept that allows you to implement entrepreneurial, research and directly educational initiative. The involvement of students in various types of real work activities provide them with real competence in performing standard, non-standard and innovative job functions. The author’s approach is illustrated with results from field marketing research implemented by the authors based on a survey of 300 graduates 2014/13, 2015/14, 2016/15 training years, who graduated from state, municipal and private educational organizations of higher education on the territory of Kuban, whose main objective was the evaluation of the competitiveness of the graduate of the modern University in terms of its actual employment in the competitive labor market.

Текст научной работы на тему «Содержание, формы и методы стратегического и операционного маркетинга в деятельности современных вузов, ориентированных на конкурентоспособность»

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Воронов Александр Александрович,

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и торгового дела, ФГБОУ ВО «Кубанский

государственный университет», 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская 149

voronov.a@mail.ru

Демьянченко Наталья Васильевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Краснодарский филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 350002, г. Краснодар, ул. Садовая, 23 demjanchenko@mail.ru

Каминская Елена Александровна,

соискатель кафедры кафедры маркетинга и торгового дела ФГБОУ ВО «Кубанский государственный

университет», 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская 149

kaminskaja@mail.ru

Статья посвящена описанию перспектив стратегической маркетинговой деятельности современных вузов, ориентированных на реальную конкурентоспособность своих выпускников на рынке труда. Обеспечить соответствие этого показателя реальной рыночной потребности можно на основе внедрения мультиплатформенной концепции, позволяющей реализовать предпринимательскую, исследовательскую и непосредственно образовательную инициативу. Вовлечение обучающихся в различные виды реальной трудовой деятельности обеспечит их реальную компетентность при выполнении стандартных, нестандартных и инновационных трудовых функций. Авторский подход иллюстрирован результатами полевого маркетингового исследования на основе опроса 300 выпускников 2014/13, 2015/14, 2016/15 учебных годов, окончивших государственные, муниципальные и частные образовательные организации высшей школы на территории Краснодарского края, главной целью которого стала оценка конкурентоспособности выпускника современного вуза с позиций его реального трудоустройства на конкурентном рынке трудовых ресурсов.

Ключевые слова: маркетинговая стратегия вуза; конкурентоспособность выпускника вуза; поле маркетинговых возможностей вуза.

На современном этапе развития национальная система высшего образования в Российской Федерации призвана достичь качественно нового уровня конкурентоспособности, что зафиксировано в соответствующих программных документах и реализуется в ходе соответствующего отраслевого проекта. Подобный рывок должен быть реализован в условиях экономии бюджетного финансирования образования в целом и повышения внимания к качеству образовательной деятель-

ности, а также ее результатам, главным из которых является компетентность и трудоспособность выпускников. Следует подчеркнуть также существующую сегодня асимметричность в развитии рыночных отношений в сфере высшего образования, выраженную в дискриминации доступа коммерческих вузов к государственному заказу и бюджетном заданиям образовательной направленности.

Реализация столь масштабной цели требует от современных

вузов не только формального выполнения аккредитационных показателей, частично отражающих важнейшие аспекты деятельности образовательных организаций, но слабо связанных с операционными и стратегическими результатами их функционирования, но кардинальной переориентации деятельности, модернизации индикаторов конкурентоспособности, преодоления отрыва образовательного процесса от реальной экономической деятельности.

Для достижения и удержания высокого уровня конкурентоспособности в пределах регионального, национального и глобального образовательного пространства российские вузы должны стать реальными инфраструктурными узлами экономики знаний, способными к генерации, монетизации и экономически эффективному использованию конкурентных преимуществ инновационного типа на базе качественного роста интеллектуального капитала профессорско-преподавательского состава и ресурса обучающихся. Подобная трансформация невозможна без переориентации вузовской маркетинговой стратегии, императивом которой должна стать мультиплатформенная активность, интегрирующая образовательную, исследовательскую

и предпринимательскую инициативы в пределах модели конкурентоспособности современной образовательной организации.

Авторский подход к разработке и реализации маркетинговой стратегии современного вуза включает в себя следующие элементы:

1.Конкурентоспособность выпускника вуза как ориентир маркетинговой стратегии современной образовательной организации высшей школы.

2. Реорганизация основного образовательного процесса высшей школы в соответствии с маркетинговыми требованиями к конкурентоспособности выпускника.

3.Поле маркетинговых возможностей вуза на основе мульти-платформенной маркетинговой стратегии.

4.Конкурентоспособность вуза как результат экономически эффективного использования конкурентных преимуществ мульти-платформенной маркетинговой стратегии.

5.Цели, задачи и функции маркетинговой службы современного вуза, реализующего мульти-платформенную модель маркетингового управления. Конкурентоспособность выпускника вуза как ориентир маркетинговой стратегии современной образовательной организации высшей школы охарактеризована на рисунке 1.

На наш взгляд, говорить о реальной конкурентоспособности выпускника современного вуза на рынке трудовых ресурсов целесообразно при наличии не только профессиональной компетентно-

1. Руководитель образовательной организации и штабные подразделения

2. Служба маркетингового управления

3. Образовательная платформа вуза (структуры СПО, факультеты и кафедры ВО, структуры ДПО и инновационных видов обучения)

4. Научно-исследовательская и инновационная платформа вуза

5. Предпринимательская платформа вуза (учебные предприятия)

6. Вспомогательные и обслуживающие подразделения

_±±А_

Организация образовательного процесса на основе вовлечения обучаемых в учебную, проектную и реальную трудовую деятельность, ориентированные на создание реальной компетенции выпускника, позволяющей конкурировать на рынке трудовых ресурсов как совокупности конкурентных преимуществ:

1. Актуальное высшее образование

2. Опыт трудовой деятельности по специальности

3. Опыт разработки и реализации проектов

4. Превышение стандартных квалификационных требований локального / регионального / национального рынка трудовых ресурсов

Рис. 1. Конкурентоспособность выпускника вуза как ориентир маркетинговой стратегии современной образовательной

организации высшей школы

сти, экономической и правовой грамотности, языковой подготовки, но и опыта трудовой деятельности и личных достижений в ней. Имеющая сегодня место парадоксальная ситуация, когда работодатели требуют от выпускников вузов наличия реального профессионального опыта, прекрасно согласуется с необходимостью финансовой автономности и снижения бюджетной зависимости государственных образовательных организаций на базе внедрения мультиплатформенной модели образовательно-производственного бизнеса. В составе подобной платформы возможны, как минимум, три основных направления, участие в которых обеспечит выпускнику достижение или даже превышение стандартных квалификационных требований локального/регионального/национального рынка трудовых ресурсов:

♦ образовательная платформа вуза(в рамках которой возможна трансляция общих и профессиональных знаний как элемента профессиональной компетентности выпускника);

♦ научно-исследовательская и инновационная платформа (основным видом деятельности в пределах которой является проектная работа, в ходе которой обучающийся получает реальные умения);

♦ предпринимательская платформа (как минимум, в формате учебных предприятий, в рамках деятельности которых обучающиеся получат опыт трудоустройства и реальной трудовой деятельности уже в ходе образовательного процесса, а вуз — дополнительный источник финансирования и устойчивости). Отметим, что внедрение подобной модели требует кардинального переосмысления роли мар-

кетинговой службы современных образовательных организаций, которая в современных вузах если и выделена отдельно, то, как правило, узко ориентирована на сопровождение образовательной функции [1]. На самом деле, именно полноценная служба маркетинга, обладающая необходимым потенциалом и наделенная комплексом стратегических маркетинговых функций, способна обеспечить формирование и развитие спроса не только на образовательные, но и на исследовательские и инновационные, а также предпринимательские продукты и услуги современного вуза (рис. 2), обеспечив системную интеграцию нужд и потребностей потребителей образовательных услуг и продуктов с достижением их реальной конкурентоспособности на рынке трудовых ресурсов и активной маркетинговой позицией

Конкурентоспособность выпускника на рынке трудовых ресурсов как основной признак и фактор

конкурентоспособности вуза

Основные формы образовательного процесса:

1. Трансмиссия базовых профессиональных и дополнительных знаний в традиционном контуре образовательного процесса

2. Проектно-исследовательская деятельность в контуре дисциплинарного и междисциплинарного подхода

3. Реальная трудовая деятельность на учебных предприятиях (практики, трудовые стажировки, непосредственно трудовая деятельность)

+

Ожидаемые итоги и приоритетные результаты обучения конкурентоспособного выпускника:

1. Создание собственного бизнеса в пределах предпринимательской платформы вуза

2. Трудоустройство в пределах предпринимательской платформы вуза

3. Создание собственного бизнеса за пределами предпринимательской платформы вуза в региональной / национальной бизнес-среде

4. Трудоустройство за пределами предпринимательской платформы вуза в региональной / национальной бизнес-среде

5. Вовлечение выпускника в непрерывный образовательный процесс в пределах профессионального жизненного цикла (концепция 1о^-М!ее^сайоп)

*

Стратегические маркетинговые результаты:

1. Вуз как диверсифицированный многопрофильный центр предпринимательской, исследовательской и образовательной инфраструктуры, способный к автономной деятельности в пределах региональной / национальной экономики, а также внешнеэкономической деятельности по ассортименту основных и дополнительных продуктов и услуг (предпринимательских, образовательных, научно-исследовательских и проектных) - точка роста «экономики знаний»

2. Выпуск студентов, обладающих реальной профессиональной компетентностью и опытом трудовой деятельности по специальности

3. Потоковая маркетинговая ориентация предпринимательской, образовательной и исследовательско-проектной деятельности

4. Финансовая устойчивость и автономность от бюджетного финансирования

Рис. 2. Реорганизация основного образовательного процесса высшей школы в соответствии с маркетинговыми требованиями к конкурентоспособности выпускника

образовательной организации на перспективных рынках.

От существующего сегодня (недостаточно обоснованного, по нашему мнению) показателя удельного размера выполненной научно-исследовательской работы на одного сотрудника профессорско-преподавательского состава необходимо прийти к мультиформатной образова-тельно-исследовательско-трудо-вой деятельности, которая призвана обеспечить маркетинговые результаты, представленные на авторском рисунке.

Отметим, что авторской подход раскрывает потенциальные возможности позиционирования современных образовательных организаций в качестве диверсифицированного многопрофильного центра предпринимательской, исследовательской и образовательной инфраструктуры, способного к автономной деятельности в пределах региональной/национальной экономики, а также внешнеэкономической деятельности по ассортименту основных и дополнительных продуктов и услуг (предпринимательских, образовательных, научно-исследовательских и проектных),

что в итоге будет способствовать росту содержательного значения вузов как точек роста «экономики знаний».

Дополнительными маркетинговыми результатами мультиплат-форменной маркетинговой ориентации образовательных организаций должны стать выпуск студентов, обладающих реальной профессиональной компетентностью и опытом трудовой деятельности по специальности, потоковая маркетинговая ориентация предпринимательской, образовательной и исследовательско-проек-тной деятельности (в соответствии с идеологией customer lifetime value), а также финансовая устойчивость и автономность от бюджетного финансирования.

Авторский подход предполагает переход современной образовательной организации к комплексному освоению мультиформат-ного поля маркетинговых возможностей (рис. 3).

Как видно из приведенного рисунка, современные вузы обладают внушительными маркетинговыми возможностями на основе образовательной, инновационно-исследовательской и предпринимательской платформ, для полно-

ценного функционирования которых необходима маркетинговая адаптация образовательной организации к рыночной конъюнктуре, выход за пределы «маркетинговой миопии», использование всех доступных конкурентных преимуществ, прежде всего интеллектуального и человеческого капитала.

Освоение рассматриваемого поля маркетинговых возможностей позволяет перейти от рассмотрения современных вузов как узкоспециализированных образовательных организаций, фокусирующихся на традиционных формах образовательного процесса, к пониманию их роли и перспективного значения в качестве «инкубатора» конкурентоспособных кадров, обладающих актуальной профессиональной компетенцией, апробированной и развитой в ходе реальной трудовой деятельности (на учебных предприятиях и при реализации ситуационного формата предпринимательской деятельности).

Авторский подход к оценке конкурентоспособности вуза как результата экономически эффективного использования конкурентных преимуществ мультиплатфор-

Рис. 3. Поле маркетинговых возможностей вуза на основе мультиплатформенной маркетинговой стратегии

менной маркетинговой стратегии охарактеризован на рисунке 4.

Основой количественной оценки конкурентоспособности образовательной организации является расчет показателя эффективности видов/платформ экономической деятельности (в пределах конкурентного рынка) с последующим сопоставлением данного показателя со следующими индикаторами:

1.Сравнение с обобщающим показателем эффективности операционной деятельности региональных вузов в пределах территории базирования, на основании чего возможно формализовать вывод о конкурентоспособности вуза на региональном рынке образовательных и исследовательских услуг.

2.Сравнение с обобщающим показателем эффективности операционной деятельности в целом по экономике региона (вывод

о конкурентоспособности вуза в региональном экономическом пространстве).

3.Сравнение с обобщающим показателем эффективности операционной деятельности по ВЭД «Образование», ВЭД «Научные исследования и разработки» (вывод о конкурентоспособности вуза как субъекта ВЭД (отраслевой конкурентоспособности)).

4.Сравнение с обобщающим показателем эффективности операционной деятельности в целом по экономике страны (вывод о конкурентоспособности вуза в национальном экономическом пространстве). Количественные оценки конкурентоспособности образовательной организации как предпринимательского субъекта призваны дополнить оценку конкурентоспособности ее выпускников и обеспечить формальное описание су-

ществующей и перспективной маркетинговой позиции с учетом требований достижения и удержания конкурентной устойчивости, стабильности и непрерывного поступательного развития.

Цели, задачи и функции маркетинговой службы вуза, реализующего мультиплатформенную модель маркетингового управле-ния,охарактеризованы на рисунке 5.

Для достижения инкорпорированного результата маркетинговой стратегии перспективного вуза, который видится нам как инфраструктурный узел «экономики знаний», обладающий устойчивостью, финансовой автономностью и конкурентоспособностью, выраженной в выпуске конкурентоспособных выпускников, ведении собственной экономической деятельности, способности к генерации и монетизации инноваций, необходимо экономически

Образовательная организация высшей школы современного формата

Рис. 4. Конкурентоспособность вуза как результат экономически эффективного использования конкурентных преимуществ

мультиплатформенной маркетинговой стратегии

эффективное использование базовых маркетинговых платформ.

Оценка достижения мульти-платформенных маркетинговых целей возможна на основе ряда ключевых показателей эффективности:

1.Образовательная платформа: экономия ресурсов на финансирование традиционного образовательного процесса, реальный переход к компетентностной методологии обучения, старт трудовой карьеры обучающихся в ходе обучения. 2. Инновационно-исследовательская платформа: монетизация конкурентного потенциала вуза

в части генерирования и маркетингового сопровождения инноваций в областях специализации, рост масштабов предпринимательской деятельности за счет вовлечения профессорско-преподавательского состава. З.Предпринимательская платформа: актуальная компетентность профессорско-преподавательского состава, реальная профессиональная компетентность обучаемых, дополнительный операционный финансовый результат.

Предлагаемый авторский подход подразумевает системную модернизацию маркетинговой позиции современных образова-

тельных организаций высшей школы, выпускники которых в своей массе лишь частично соответствуют актуальным требованиям рынка трудовых ресурсов, а сами вузы испытывают значительное бюджетное давление и вынуждены секвестировать ключевые образовательные бизнес-процессы, занимаясь бессодержательными, по нашему мнению, попытками обеспечить реальную конкурентоспособность выпускников в формате традиционных образовательных технологий.

Наше видение «вуза будущего» состоит в прикладной реализации сформулированного стратегиче-

Конкурентный потенциал образовательной организации (материально-техническая база, интеллектуальный капитал профессорско-преподавательского состава, маркетинговая компетенция, мультиплатформенная организационная структура, человеческий капитал обучающихся, прочие факторы конкурентоспособности

Маркетинговая служба образовательной организации

Маркетинговые стратегические цели развития образовательной платформы вуза:

1. Модернизация основного образовательного процесса на базе концепции TotalQualityManagement

2. Переход к проектно-ориентированной деятельности как основному виду трансляции и получения умений в составе профессиональной компетенции обучающегося

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вовлечение обучающихся в реальные экономические процессы на облегченных условиях как основной вид получения профессиональных навыков в составе компетенции обучающегося

Маркетинговые стратегические цели развития инновационно-исследовательской платформы вуза:

1. Запуск бизнес-процесса реализации исследовательских и поисково-инновационных проектов на учебных предприятиях вуза и предприятиях - партнерах

2. Инициация и развитие инновационных нано-, микро- и малых предприятий на базе кафедр, факультетов, межвузовских проектных групп

3. Маркетинговое сопровождение и монетизация собственных и внешних инноваций

Маркетинговые стратегические цели развития предпринимательской платформы вуза:

1. Организация экономически эффективной деятельности учебных предприятий вуза

2. Маркетинговое сопровождение прорывных инноваций

3. Расширение ситуационного формата экономической активности: организация и проведение отраслевых и межотраслевых событий

Ключевые маркетинговые показатели эффективности:

1. Образовательная платформа: экономия ресурсов на финансирование традиционного образовательного процесса, реальный переход к компетентностной методологии обучения, старт трудовой карьеры обучающихся в ходе обучения

2. Инновационно-исследовательская платформа: монетизация конкурентного потенциала вуза в части генерирования и маркетингового сопровождения инноваций в областях специализации, рост масштабов предпринимательской деятельности за счет вовлечения профессорско-преподавательского состава

3. Предпринимательская платформа: актуальная компетентность профессорско-преподавательского состава, реальная профессиональная компетентность обучаемых, дополнительный операционный финансовый результат

Ж

Инкорпорированный результат: вуз как инфраструктурный узел «экономики знаний», обладающий устойчивостью, финансовой автономностью и конкурентоспособностью, выраженной в выпуске конкурентоспособных выпускников, ведении собственной экономической деятельности, способности

к генерации и монетизации инноваций

Рис. 5. Цели, задачи и функции маркетинговой службы современного вуза, реализующего мультиплатформенную модель

маркетингового управления

ского маркетингового подхода, учитывающего основные результаты и факторы конкурентоспособности современных образовательных организаций. К их числу необходимо отнести прежде всего материально-техническую базу, интеллектуальный капитал профессорско-преподавательского состава, человеческий капитал обучающихся [2]. Однако реальная конверсия указанных факторов в результаты конкурентной борьбы и предпринимательской деятельности требует переформатирования стратегической и тактической маркетинговой активности, глубокого внедрения мульти-платформенной концепции образовательного бизнеса. На смену

сложившимся шаблонам должна прийти многоплановая маркетинговая деятельность, усиленная интеллектуальными возможностями персонала вуза и стремлениями учащихся, способных стать конкурентоспособными специалистами при условии фактической реализации компетентностного подхода к профессиональному обучению высшей ступени.

Для уточнения оценки конкурентоспособности выпускников современных вузов в контексте их конкурентоспособности нами было реализовано полевое маркетинговое исследование в формате структурированного интервью [3] по следующему плану (табл. 1).

Опыт респондентов в части трудоустройства после окончания вуза охарактеризован в таблице 2.

Современная концепция высшего образования не предусматривает наличия опыта трудоустройства или трудовой деятельности перед началом обучения, равно как в его процессе: об отсутствии опыта трудоустройства заявили 96% респондентов (об отсутствии опыта трудовой деятельности — 98,3%), подобная пассивность сохранялась и в ходе освоения образовательной программы высшего уровня (88,7% опрошенных не получили в ходе нее опыта трудоустройства, 94,3% — опыта реального выполнения трудовой

Таблица 1

План полевого маркетингового исследования модели потребительского поведения и конкурентоспособности выпускников

высших учебных заведений Краснодарского края

Этап исследования Содержание этапа

1. Разработка концепции исследования

2. Определение проблемы Оценить конкурентоспособность выпускника современного вуза с позиций его реального трудоустройства на конкурентном рынке трудовых ресурсов

3. Постановка целей Решение исследовательской проблемы целесообразно на основе достижения каскада целей: 1) исследование опыта трудоустройства после окончания вуза; 2) оценка достаточности профессиональной компетенции, полученной в вузе; 3) оценка собственной конкурентоспособности выпускника на рынке труда; 4) ожидания от обучения в вузе и их оправданность 5) социально-экономический статус и социально-демографические параметры респондента

3.1. Формулирование рабочей гипотезы исследования Получение высшего образования в современном вузе закладывает основы профессиональной конкурентоспособности на рынке трудовых ресурсов, однако нуждается в улучшении за счет роста эффективности трансляции обучаемым реальных умений и навыков в рамках мультиплатформенной маркетинговой концепции перспективного вузовского развития

4. Отбор источников информации

4.1. Вторичная информация Данные Федеральной службы государственной статистики России о количестве действующих вузов и контингенте обучаемых в разрезе основных форм обучения и оплаты

4.2. Первичная информация Результаты опроса 300 выпускников 2014/13, 2015/14, 2016/15 учебных годов, окончивших государственные, муниципальные и частные образовательные организации высшей школы на территории Краснодарского края

5. Сбор информации

Сбор данных осуществляется в соответствии с целями исследования. Эмпирические данные представлены результатами опроса репрезентативной выборки респондентов, имевших опыт обучения в государственных и муниципальных вузах на бюджетной и платной основе, а также в коммерческих вузах региона

6. Полевой этап

Период проведения полевого этапа исследования - сентябрь-октябрь 2016 гг.

7. Анализ информации, разработка выводов и рекомендаций

Полученные данные были переработаны и проанализированы с применением методов группировки, классификации и сравнения, что позволило охарактеризовать достоверность рабочей гипотезы исследования, охарактеризовать конкурентоспособность выпускника современного вуза с позиций его реального трудоустройства на конкурентном рынке трудовых ресурсов, сформулировать рекомендации по ее росту за счет внедрения мультиплатформенной маркетинговой концепции перспективного вузовского развития

функции). При этом большая часть респондентов все-таки ожидала подобной активности от вуза: 66% опрошенных хотели бы получить опыт трудоустройства в ходе обучения, еще 59,3% заявили о возможности участия в трудовой деятельности в ходе обучения.

Основная масса респондентов трудоустраивалась по остаточному принципу после окончания вуза, 7,7% смогли сделать это в течение 3 месяцев после выпуска, 28,3% — от трех до шести месяцев, 44,7% следовали общему тренду регионального рынка труда и были трудоустроены в течение 6 —12 месяцев после выпуска, еще 13,7% выпускников потребовалось более года для начала трудовой деятельности.

Только 39,3% опрошенных первый раз были трудоустроены по полученной специальности (что отражает только трудности прогнозирования конъюнктуры рынка трудовых ресурсов на 4—6 летнюю перспективу, а не недостаточную эффективность образовательного процесса в вузе), за 3 года после выпуска основная масса респондентов (77,7%) успели сменить от одного до трех мест работы (что тоже весьма положительно характеризует их мобильность как элемент конкурентоспособности на рынке трудовых ресурсов). В момент опроса 31,3% опрошенных были трудоустроены по специальности.

Оценка респондентами эффективности освоения компетенций, формирующих конкурентоспособность на рынке трудовых ресурсов, в ходе обучения вузе представлена в таблице 3.

Оценки респондентов в части достаточности профессиональной компетенции полученной в вузе приведены в таблице 4.

Таблица 2

Опыт респондентов в части трудоустройства после окончания вуза и получения высшего образования

Вопросы/ответы анкеты Ответов % ответов

1.1. Имели ли Вы опыт трудоустройства до поступления в вуз?

1.1.1. Да 12 4,0

1.1.2. Нет 288 96,0

1.2. Имели ли Вы опыт трудовой деятельности до поступления в вуз?

1.2.1. Да 5 1,7

1.2.2. Нет 295 98,3

1.3. Получили ли Вы опыт трудоустройства в ходе обучения в вузе?

1.3.1. Да 34 11,3

1.3.2. Нет 266 88,7

1.4. Получили ли Вы опыт трудовой деятельности в ходе обучения в вузе?

1.4.1. Да 17 5,7

1.4.2. Нет 283 94,3

1.5. Хотели ли бы Вы получить опыт трудоустройства в ходе обучения в вузе?

1.5.1. Да 198 66,0

1.5.2. Нет 102 34,0

1.6. Хотели ли бы Вы получить опыт трудовой деятельности в ходе обучения в вузе?

1.6.1. Да 178 59,3

1.6.2. Нет 122 40,7

1.7. В течение какого срока после окончания вуза Вы трудоустроились?

1.7.1. Был трудоустроен до начала обучения в вузе 2 0,7

1.7.2. Был трудоустроен в ходе обучения в вузе 15 5,0

1.7.3. Был трудоустроен в течение 0—3 месяца после окончания вуза 23 7,7

1.7.4. Был трудоустроен в течение 3—6 месяцев после окончания вуза 85 28,3

1.7.5. Был трудоустроен в течение 6—12 месяцев после окончания вуза 134 44,7

1.7.6. Был трудоустроен более чем после 12 месяцев после окончания вуза / так и не был трудоустроен по настоящее время 41 13,7

1.8. Первый раз Вы трудоустроились по полученной в вузе специальности?

1.8.1. Да 118 39,3

1.8.2. Нет 182 60,7

1.9. Сколько раз Вы трудоустраивались с момента окончания вуза до момента опроса (включая текущую занятость)?

1.9.1. 1—3 раза 233 77,7

1.9.2. 4—8 раз 56 18,7

1.9.3. 9 раз и более 11 3,7

1.10. В настоящее время Вы трудоустроены по специальности, полученной в вузе?

1.10.1. Да 94 31,3

1.10.2. Нет 206 68,7

Таблица 3

Оценка респондентами эффективности освоения компетенций, формирующих конкурентоспособность на рынке трудовых ресурсов, в ходе обучения вузе

Компетенция Положительных ответов % ответов

знания умения навыки знания умения навыки

личная 89 56 15 29,7 18,7 5,0

командная 112 67 11 37,3 22,3 3,7

организационная 156 111 56 52,0 37,0 18,7

профессиональная 215 134 62 71,7 44,7 20,7

Таблица 4

Оценка достаточности профессиональной компетенции, полученной в вузе

Вопросы/ответы анкеты Ответов % ответов

1 2 3

2.1. Были ли достаточными для первого трудоустройства знания, умения и навыки, полученные Вами в вузе?

2.1.1. Да 94 31,3

2.1.2. Нет 206 68,7

Только 31,3% опрошенных назвали компетенцию, полученную в вузе, достаточной для первого трудоустройства, причем основные проблемы были отмечены в части командной (как недостаточную ее оценили 88,7% опрошенных) и организационной компетенции (82%), с личной и профессиональной компетенцией дела обстояли чуть лучше (соответственно 48 и 44,7% опрошенных заявили о несоответствии реальным потребностям работодателей). Подчеркнем, что отсутствие в составе вуза учебных предприятий и невозможность в этой связи освоения учащимися реальных трудовых функций приводят к ситуации выпуска «полуфабрикатов», обладающих словарным запасом в выбранной профессиональной области, но мало способных к реальному выполнению трудовых обязанностей (что, судя по оценкам респондентов в части сроков трудоустройства, является общей тенденций российского рынка труда).

Представленные данные весьма красноречиво и негативно отражают реальную эффективность трансляции компонентов профессиональной компетенции в ходе образовательного процесса в высшей школе (отметим, что и полученные оценки отражают весьма высокий образовательный, профессиональный и педагогический уровень преподавателей, которые в крайне малой степени задействованы в реализации прикладных трудовых функций, но в условиях отсутствия системности в развитии высшего образования практически на личном энтузиазме продолжают изыскивать резервы роста эффективности образовательного процесса). Участие в практиках на реальных предприятиях и в организациях отметили

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4 (Окончание)

1 2 3

2.2. Оцените, пожалуйста, достаточность полученных Вами в вузе знаний,

умений и навыков в части:

2.2.1. Личной компетенции

2.2.1.1. Было достаточно для трудоустройства 156 52,0

2.2.1.2. Было недостаточно для трудоустройства 144 48,0

2.2.2. Командной компетенции

2.2.2.1. Было достаточно для трудоустройства 34 11,3

2.2.2.2. Было недостаточно для трудоустройства 266 88,7

2.2.3. Организационной компетенции

2.2.3.1. Было достаточно для трудоустройства 54 18,0

2.2.3.2. Было недостаточно для трудоустройства 246 82,0

2.2.4. Профессиональной компетенции

2.2.4.1. Было достаточно для трудоустройства 166 55,3

2.2.4.2. Было недостаточно для трудоустройства 134 44,7

2.4. В ходе обучения участвовали ли Вы в практиках / стажировках на реальных предприятиях / в организациях?

2.4.1. Да 282 94,0

2.4.2. Нет 18 6,0

2.5. Эти практики/стажировки носили:

2.5.1. Ознакомительный характер 270 90,0

2.5.2. Характер реальной трудовой деятельности 10 3,3

2.5.3. В ходе них было достигнуто трудоустройство 2 0,7

2.6. Предприятия / организации для прохождения преддипломной практики:

2.6.1. Искали сами 243 81,0

2.6.2. Предоставил вуз 57 19,0

2.7. Было ли сделано Вам предложение о трудоустройстве в ходе прохождения пред-

дипломной практики?

2.7.1. Да 15 5,0

2.7.2. Нет 285 95,0

2.8. Проходили ли Вы дополнительное профессиональное обучение в период:

2.8.1. Освоения основной образовательной программы

2.8.1.1. Да 16 5,3

2.8.1.2. Нет 284 94,7

2.8.2. Между окончанием вуза и первым трудоустройством

2.8.2.1. Да 45 15,0

2.8.2.2. Нет 255 85,0

2.8.3. После начала трудовой деятельности

2.8.3.1. Да 234 78,0

2.8.3.2. Нет 66 22,0

2.9. Оцените, пожалуйста, достаточность полученных Вами в вузе знаний, умений

и навыков в части возможности начала реальной трудовой деятельности:

2.9.1. Профессиональная подготовка в целом

2.9.1.1. Достаточная 112 37,3

2.9.1.2. Недостаточная 188 62,7

2.9.2. Правовая грамотность

2.9.12.1. Достаточная 34 11,3

2.9.2.2. Недостаточная 266 88,7

2.9.3. Экономическая грамотность

2.9.3.1. Достаточная 54 18,0

2.9.3.2. Недостаточная 246 82,0

2.9.4. Языковая подготовка

2.9.4.1. Достаточная 72 24,0

2.9.4.2. Недостаточная 228 76,0

2.9.5. Опыт работы с современной компьютерной техникой

2.9.5.1. Достаточная 212 70,7

2.9.5.2. Недостаточная 88 29,3

2.9.6. Опыт работы с современными информационными

и телекоммуникационными системами

2.9.6.1. Достаточная 132 44,0

2.9.6.2. Недостаточная 168 56,0

2.10. Как Вы считаете, обеспечило ли Ваше обучение в вузе получение работы:

2.10.1. Престижной 101 33,7

2.10.2. Хорошо оплачиваемой 134 44,7

2.10.3. Стабильной 55 18,3

2.10.4. Перспективной 89 29,7

Таблица 5

Оценка респондентами собственной конкурентоспособности на рынке труда

Вопросы/ответы анкеты Ответов % ответов

3.1. Оцените, пожалуйста, свою конкурентоспособность на рынке труда:

3.1.1. В момент окончания вуза

3.1.1.1. Высокая 23 7,7

3.1.1.2. Удовлетворительная 206 68,7

3.1.1.3. Неудовлетворительная 71 23,7

3.1.2. В настоящее время

3.1.2.1. Высокая 178 59,3

3.1.2.2. Удовлетворительная 116 38,7

3.1.2.3. Неудовлетворительная 6 2,0

3.2. Как Вы считаете, какие факторы определяют конкурентоспособность работника на современном рынке труда?

3.2.1. Личность выпускника 54 18,0

3.2.2. Опыт трудовой деятельности 254 84,7

3.2.3. Престижная специальность, полученная в вузе 111 37,0

3.2.4. Престижный вуз, в котором проходило профессиональное обучение 145 48,3

3.2.5. Профессиональный уровень работника 265 88,3

3.2.6. Успеваемость в ходе обучения в вузе 48 16,0

3.2.7. Другое 19 6,3

3.3. Какой фактор стал решающим при Вашем последнем трудоустройстве?

3.3.1. Личность 256 85,3

3.3.2. Опыт трудовой деятельности 274 91,3

3.3.3. Престижная специальность, полученная в вузе 154 51,3

3.3.4. Престижный вуз, в котором проходило профессиональное обучение 23 7,7

3.3.5. Профессиональный уровень работника 288 96,0

3.3.6. Успеваемость в ходе обучения в вузе 11 3,7

3.3.7. Другое 7 2,3

3.4. Участвовали ли Вы при трудоустройстве в процедурах конкурсного отбора?

3.4.1. Да 89 29,7

3.4.2. Нет 211 70,3

3.5. Если участвовали, это был:

3.5.1. Первый опыт трудоустройства 16 5,3

3.5.2. Не первый опыт трудоустройства 73 24,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.6. Если участвовали, были ли Вы трудоустроены по результатам конкурсного отбора?

3.6.1. Да 34 11,3

3.6.2. Нет 55 18,3

3.7. Считаете ли Вы фактор обучения в вузе достаточным для обретения конкурентоспособности на рынке труда?

3.7.1. Да 101 33,7

3.7.2. Нет 199 66,3

3.8. Готовы ли Вы к участию в конкурентных формах найма / трудоустройства?

3.8.1. Да 115 38,3

3.8.2. Нет 185 61,7

3.9. Как Вы относитесь к подобным формам трудоустройства?

3.9.1. Положительно 99 33,0

3.9.2. Нейтрально 175 58,3

3.9.3. Отрицательно 26 8,7

3.10. Как Вы считаете, Ваши конкурентные преимущества как работника были сформированы:

3.10.1. Преимущественно в вузе, где я получал высшее образование 88 29,3

3.10.2. В ходе трудовой деятельности 205 68,3

3.10.3. Другое 7 2,3

94% опрошенных, однако 90% респондентов подчеркнули формальность этого этапа обучения, в 81% случаев поиск предприятий для преддипломной практики осуществлялся самостоятельно, только в 5% случаев респондентам было сделано предложение от трудоустройстве по итогам прохождения этой практики (финали-зирующей процесс высшего обучения и позволяющей выпускнику практически представить потенциальному работодателю всю накопленную компетенцию).

В ходе основного образовательного процесса респонденты практически не занимались дополнительным профессиональным образованием (94,7%), хотя после начала трудовой деятельности 78% отметили организацию этого процесса (прежде всего, из-за директивных указаний работодателей в части отдельных умений и навыков, подтверждаемых соответствующими сертификатами и дипломами).

Профессиональную подготовку, полученную в вузе, оценили как достаточную для практического трудоустройства 37,3% выпускников, 11,3% положительно отозвались об обретенной правовой грамотности, 18% — об экономической грамотности, 24% — об языковой подготовке, 44% — о полученном опыте работы с современными информационными и телекоммуникационными системами.

33,7% опрошенных подчеркнули, что обучение в вузе позволило найти им престижную работу, 44,7% — хорошо оплачиваемую, 18,3% — стабильную, 29,7% — перспективную.

Оценки респондентами отдельных аспектов собственной конкурентоспособности на рынке труда представлены в таблице 5.

68,7% опрошенных оценили свою конкурентоспособность на рынке трудовых ресурсов в момент окончания вуза как удовлетворительную, еще 7,7% были уверены в высоком значении лич-

ной конкурентоспособности уже после окончания обучения. Стаж работы стал положительным моментом для 59,3% опрошенных, подчеркнувших достаточный уровень конкурентоспособности

профессионального характера после получения практического опыта реализации трудовой функции.

Среди факторов, формирующих конкурентоспособность работника в современных условиях, опрошенные выделили опыт трудовой деятельности (84,7%) и практически линейно связанный с ним профессиональный уровень работника (88,3% ответов), именно эти факторы с совокупности с личностью конкретного человека определили, по мнению респондентов, успех их трудоустройства в последней должности (соответственно 91,3%, 96, 85,3% ответов). 68,3% опрошенных подчеркнули, что их конкурентные преимущества как работников были сформированы в ходе непосредственно трудовой деятельности.

Ожидания респондентов от обучения в вузе и их оправданность охарактеризованы в таблице 6.

При оценках ожиданий респондентов от обучения в вузе и уровня их оправданности наблюдались определенные противоречия в согласованности ответов опрашиваемых. Так, 84% были в целом довольны полученным высшим образованием, хотя только 47,7% порекомендовали бы своим родственникам вуз, где они обучались (и только 33,7% ? направление подготовки). 63% респондентов подтвердили факт обретения конкурентоспособности на рынке труда после обучения в конкретном вузе, в то время как только 45% подчеркнули получение реальной компетентности непосредственно в процессе высшего образования.

84,7% опрошенных считали оконченный ими вуз престижным (70,7% считали таковой полученную специальность), хотя по спе-

циальности смогли трудоустроиться только 30,7% опрошенных, а быстро найти работу 25,3%. Отметим также, что к числу наименее удовлетворенных ожиданий от обучения в вузе респонденты отнесли опыт трудоустройства (78% негативных ответов) и трудоустройство по итогам обучения (79% опрошенных отметили отсутствие этого этапа во взаимодействии с вузом).

Социально-экономический статус и социально-демографиче-

ские параметры респондентов охарактеризованы в таблице 7.

Отметим, что по уровню заработной платы респонденты характеризовались вполне конкурентоспособными параметрами,в той или иной степени совпадающими со средними оценками этого показателя на региональном рынке трудовых ресурсов Краснодарского края за анализируемый период (что позволяет в целом положительно охарактеризовать конкурентоспособность выпускников

Таблица 6

Ожидания респондентов от обучения в вузе и их оправданность

Вопросы/ответы анкеты Ответов % ответов

4.1. Оправдались ли в целом Ваши ожидания от обучения в выбранном вузе?

4.1.1. Да 252 84,0

4.1.2. Нет 48 16,0

4.2. Порекомендовали ли бы Вы оконченный Вами вуз своим родственникам?

4.2.1. Да 143 47,7

4.2.2. Нет 157 52,3

4.3. Порекомендовали ли бы Вы полученную Вами специальность (направление подготовки) своим родственникам?

4.3.1. Да 101 33,7

4.3.2. Нет 199 66,3

4.4. Позволило ли Ваше обучение в вузе стать компетентным специалистом по выбранной Вами специальности?

4.4.1. Да 135 45,0

4.4.2. Нет 165 55,0

4.5. Позволило ли Ваше обучение в вузе стать конкурентоспособным на рынке труда?

4.5.1. Да 189 63,0

4.5.2. Нет 111 37,0

4.6. Позволило ли полученное Вами образование трудоустроиться по специальности?

4.6.1. Да 92 30,7

4.6.2. Нет 208 69,3

4.7. Позволило ли полученное Вами образование быстро найти работу?

4.7.1. Да 76 25,3

4.7.2. Нет 234 78,0

4.8. Считаете ли Вы оконченный Вами вуз престижным?

4.8.1. Да 254 84,7

4.8.2. Нет 46 15,3

4.9. Считаете ли Вы полученную Вами специальность престижной?

4.9.1. Да 212 70,7

4.9.2. Нет 88 29,3

4.10. Какие Ваши ожидания от обучения в вузе не оправдались?

4.10.1. Профессиональный уровень 54 18,0

4.10.2. Личное развитие 98 32,7

4.10.3. Командная компетенция 175 58,3

4.10.4. Социальное развитие 45 15,0

4.10.5. Языковая подготовка 195 65,0

4.10.6. Компьютерная грамотность 145 48,3

4.10.7. Владение современными информационными и телекоммуникационными системами 168 56,0

4.10.8. Опыт трудоустройства 234 78,0

4.10.9. Стимулирование успеваемости 105 35,0

4.10.10. Стимулирование посещаемости занятий 156 52,0

4.10.11. Трудоустройство по итогам обучения 237 79,0

в 2014—2016 гг.). 57,3% опрошенных смогли начать трудовую деятельность в форме найма, еще 18% сконцентрировали свои усилия на самозанятости, а 23,7% вообще нашли себя в составе семейного бизнеса.

Подводя итоги реализованного исследования необходимо подчеркнуть, что современные вузы, как государственной, так и частной формы собственности, продолжают достаточно эффективно реализовывать образовательную функцию, выпуская на региональный рынок достаточно конкурентоспособных и способных к быстрому профессиональному, личному и командному развитию выпускников. Существенным нюансом при этом является то обстоятельство, что такое развитие происходит не в вузе, а в течение первых попыток трудоустройства в конкурентных условиях соответствующей области рынка трудовых ресурсов. На наш взгляд, современные вузы вполне могут сформировать и реализовать мультиплатформенную маркетинговую стратегию, в рамках которой все заинтересованные стороны повысят уровень удовлетворенности своих ожиданий:

♦ обучающиеся получат первоначальный опыт трудоустройства и трудовой деятельности;

♦ вузы смогут усилить свои финансовые потоки и устойчивость на основе учебных предприятий — диверсифицированных бизнес-единиц;

♦ государство и социальные партнеры получат дополнительный эффект в виде сокращения выхода выпускников на траекторию эффективного и конкурентоспособного профессионального развития.

Таблица 7

Социально-экономический статус и социально-демографические параметры

респондентов

Вопросы/ответы анкеты Ответов % ответов

5.1. Статус респондента

5.1.1. Выпускник вуза за последние 3 года 300 100,0

5.1.2. Прочее (конец интервью) 0 0,0

5.2. Пол

5.2.1. Мужской 150 50,0

5.2.2. Женский 150 50,0

5.3. Возраст

5.3.1. 21—25 лет 285 95,0

5.3.2. 25—30 лет 15 5,0

5.3.3. 30—40 лет 0 0,0

5.3.4. более 40 лет 0 0,0

5.4. Образование

5.4.1. Начальное 0 0,0

5.4.2. Среднее (общее, профессиональное) 0 0,0

5.4.3. Высшее 278 92,7

5.4.4. Два высших / ученая степень 22 7,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.5. Статус в процессе принятия решения о выборе вуза и направления подготовки

5.5.1. Лицо, принявшее решение 98 32,7

5.5.2. Лицо, способствующее принятию решения 112 37,3

5.5.3. Лицо, не участвовавшее в процессе принятия решения 90 30,0

5.6. Опыт работы после окончания вуза, лет

5.6.1. 0—1 год 116 38,7

5.6.2. 1—3 года 180 60,0

5.6.3. более 3 лет 4 1,3

5.7. Опыт работы после окончания вуза по специальности, лет

5.7.1. 0—1 год 64 21,3

5.7.2. 1—3 года 30 10,0

5.7.3. более 3 лет 1 0,3

5.8. Факт первого трудоустройства после окончания вуза

5.8.1. По специальности 104 34,7

5.8.2. Не по специальности 196 65,3

5.9. Срок первого трудоустройства

5.9.1. В течение обучения в вузе 4 1,3

5.9.2. 0—3 месяца после окончания вуза 54 18,0

5.9.3. 3—6 месяцев после окончания вуза 102 34,0

5.9.4. 6—12 месяцев после окончания вуза 98 32,7

5.9.5. более 12 месяцев после окончания вуза 42 14,0

5.10. Формат перового трудоустройства

5.10.1. Наем 172 57,3

5.10.2. Самозанятость 54 18,0

5.10.3. Собственный бизнес (с наймом дополнительных работников) 3 1,0

5.10.4. Трудоустройство в семейное предприятие 71 23,7

5.11. Текущий уровень заработной платы в месяц

5.11.1. До 25 т.р. 109 36,3

5.11.2. 25—50 т.р. 151 50,3

5.11.3. 50—100 т.р. 27 9,0

5.11.4. 100—300 т.р. 11 3,7

5.11.5. более 300 т.р. 2 0,7

ЛИТЕРАТУРА

1. Степченко Т.С. Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний. Авто-реф. дисс. ... кандидата экономических наук / Кубанский государственный университет. Краснодар, 2011.

2. Степченко Т.С. Продвижение бренда вуза в свете «признаков неэффективности» (на примере ЮФУ) // Практический маркетинг. 2013. № 2 (192). С. 13-18.

3. АнуринВ., МуромкинаИ., ЕвтушенкоЕ. Маркетинговые исследования потребительского рынка. СПб.: Питер, 2004. С. 63-64.

Contents, Forms and Methods of Strategic and Operational Marketing Activities in Deals of Modern Universities, Focused on the Competitiveness

Voronov Alexander Alexandrovich,

Doctor of Science (Economy), Professor of Chair of Marketing and Trade Deal, Kuban State University, Stavropolskaja 149, Krasnodar, 350040, Russia (voronov.a@mail.ru)

Demyanchenko Natalya Vasilyevna,

Candidate of Economics, Associate Professor of the Department Management, Krasnodar Filial of Plekhanov Russian University of Economics, Sadovaya 23, Krasnodar, 350002, Russia (demjanchenko@mail.ru)

Kaminskaya Elena Alexandrovna,

Applicant of Chair of Marketing and Trade Deal, Kuban State University, Stavropolskaja 149, Krasnodar, 350040, Russia (kaminskaja@mail.ru)

The article describes the prospects of the strategic marketing activities of today's universities, focused on the real competitiveness of its graduates in the labor market. To ensure compliance of this indicator to the real market needs on the basis of introducing a multi-platform concept that allows you to implement entrepreneurial, research and directly educational initiative. The involvement of students in various types of real work activities provide them with real competence in performing standard, non-standard and innovative job functions. The author's approach is illustrated with results from field marketing research implemented by the authors based on a survey of 300 graduates 2014/13, 2015/14, 2016/15 training years, who graduated from state, municipal and private educational organizations of higher education on the territory of Kuban, whose main objective was the evaluation of the competitiveness of the graduate of the modern University in terms of its actual employment in the competitive labor market.

Keywords: marketing strategy of the university; competitiveness of graduates; the field of marketing opportunities of the university. REFERENCES

1. Stepchenko, T.S. (2011) Formation ofconsumerloyalty to thebrandformarketdeve/opmentofcompanies. The dissertation on competition of a scientific degree of candidate of economic Sciences, Kuban state University, Krasnodar, 2011.

2. Stepchenko, T.S. (2013) Brand Promotion of University in light of the «signs of inefficiency» (for example SFU). Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2013, no. 2, pp. 13—18.

3. Anurin, V.; Muromkina, I.; Evtushenko, E. (2004) Marketing research of the consumer market. Saint Petersburg, Piter Publ., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.