Научная статья на тему 'Содержание финансового механизма и его совершенствование в условиях развития рыночных отношений в России'

Содержание финансового механизма и его совершенствование в условиях развития рыночных отношений в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3280
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ЗВЕНЬЯ И ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА / FINANCIAL MECHANISM / FINANCIAL RELATIONS / FINANCIAL INSTRUMENTS / LINKS AND FINANSOVOGOMEKHANIZM ELEMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ишина И. В., Долина О. Н.

Проводится анализ подходов к определению сущности и состава финансового механизма. Раскрывается содержание финансового механизма, его элементы, даются направления его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of approaches to definition of essence and structure of the financial mechanism is carried out. The maintenance of the financial mechanism, its elements reveals, the directions of its improvement are given

Текст научной работы на тему «Содержание финансового механизма и его совершенствование в условиях развития рыночных отношений в России»

Ишина И. В.

д. э. н., профессор, зав. кафедрой «Теория финансов»

Финансового университета

Долина О. Н.

к. т. н., доцент кафедры «Теория финансов»

Финансового университета

Эл. почта:

olgadolina@yandex.ru

СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

Проводится анализ подходов к определению сущности и состава финансового механизма. Раскрывается содержание финансового механизма, его элементы, даются направления его совершенствования.

Ключевые слова: финансовый механизм, финансовые отношения, финансовые инструменты, звенья и элементы финансового механизма.

В воспроизводственном процессе определяющую роль играют финансы, сущность которых представляется большинством российских авторов как распределительные денежные отношения. Касаясь функции финансов, отметим, что этот вопрос является дискуссионным и пока отсутствует единообразие подходов к их определению. Не вдаваясь в глубину дискуссии, в данной работе мы остановимся на рассмотрении

распределительной и контрольной функций финансов. Подчеркнем важность для обеспечения эффективного распределения финансовых ресурсов финансового контроля, поскольку движение денег происходит в определенных направлениях, вектор и величина денежных потоков обусловливаются целевым назначением их использования.

Распределение и перераспределение финансовых ресурсов осуществляются в масштабах мировой и национальной экономик, в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств и, как правило, имеют неравномерный характер. На мировом уровне перераспределение финансового капитала, интеллектуальных ресурсов, высокотехнологичных производств осуществляется в пользу экономически развитых стран, составляющих ядро мировой экономики, которые получают интеллектуальную ренту от периферических экономически менее развитых стран. На уровне национальной экономики перераспределение валового внутреннего продукта (вновь созданной стоимости) осуществляется государством в процессе выполнения им своих функций. На уровне хозяйствующих субъектов распределение полученного дохода от реализации произведенной продукции (работ, услуг) осуществляется в целях покрытия материальных затрат, затрат на оплату труда, амортизации основных средств, других расходов предприятия. Перераспределение чистого дохода в виде прибыли происходит в интересах собственника организации или индивидуального предпринимателя. При этом на всех уровнях перераспределение осуществляется таким образом, что значительный объем финансовых ресурсов направляется в пользу тех субъектов, которые устанавливают механизмы распределения и управляют ими. Это вполне естественно, так как еще А. Смит [1] отмечал, что в условиях рыночных от-

ношений поведением экономических субъектов управляет личный интерес. Поэтому неравномерность распределения финансовых ресурсов обусловлена как объективными причинами, связанными с экономическими или социальными особенностями участников экономических отношений, так и субъективными факторами, обусловленными личными интересами тех, кто распределяет.

Механизм распределения и контроля финансовых ресурсов и фондов денежных средств получил название финансового механизма. Действие финансового механизма проявляется во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования.

От финансового механизма зависят пропорции распределения и перераспределения вновь созданной стоимости. Несовершенство распределительных процессов, обусловливающих действие финансового механизма, может вызвать целый ряд экономических, социальных и финансовых проблем. В российской практике к таким проблемам можно отнести следующие:

- экономические: преимущественно сырьевая ориентация российской экономики, зависимость от мировой конъюнктуры цен на углеводороды; достаточно высокий уровень инфляции; низкий платежеспособный спрос населения в регионах;

- социальные: высокая степень

дифференциации доходов граждан страны; низкий уровень жизни основной массы населения (около 12% населения получает доходы ниже прожиточного минимума, то есть проживает «за чертой бедности» [2]);

- финансовые: структура доходов и расходов (федерального бюджета) не является оптимальной, поскольку преобладают нефтегазовые доходы при су-

щественном дефиците ненефтегазовых доходов; в структуре расходов значительная их доля предусмотрена на национальную оборону и социальную политику (что связано большей частью с недостаточностью средств в Пенсионном фонде России и необходимостью покрывать дефицит его бюджета за счет средств федерального бюджета) [3]. Недостаточно финансируются государством такие стратегически значимые направления, как образование, наука, культура, здравоохранение, которые обеспечивают экономическое и социальное развитие в долгосрочной перспективе и от которых зависит научнотехнологический прогресс, инновационное развитие и стабильность социума.

Основными причинами перечисленных проблем являются следующие:

- финансовый механизм находится в распоряжении субъектов, которые зачастую используют его не в интересах развития экономики и общества в целом, а в интересах определенных социальных групп и отдельных личностей;

- отсутствуют механизмы государственного регулирования первичного распределения доходов в сфере негосударственного сектора, направленные на снижение дифференциации доходов менеджеров и рядовых работников;

- не проработаны методологиче-

ские подходы к распределению расходов бюджетов и обоснованию прогнозов экономических и социальных последствий принимаемых финансовых решений, особенно в части проведения реформ в экономической и социальной сфере (образование, пенсионная система, приватизация государственного

имущества);

- не достаточны финансовые стимулы для органов государственной власти и местного самоуправления по развитию территорий Российской Федерации (обеспеченность рабочими местами, жильем, доходы на душу населения в

регионе, доходы работающего населения и др.);

- не обеспечена полная прозрачность денежных потоков в системе государственных финансов между участниками бюджетного процесса.

Указанные выше проблемы свидетельствуют о неэффективности существующего финансового механизма, о слабой его реакции на процессы распределения, перераспределения и обеспечение их полноценного контроля.

Пути решения очерченного круга проблем возможны только через совершенствование финансовых отношений, которые формируются в условиях реализации конкретного финансового механизма. Поэтому совершенствование финансового механизма требует детального и глубокого исследования его экономического содержания, выявления полной совокупности составляющих его элементов. То есть представляется не-

обходимым построить теоретическую модель финансового механизма, раскрыть его содержание, проанализировать воздействие на него внешних и внутренних факторов. Только на основе подобной детализации можно выявить слабые места, неработающие детали и сбои в финансовом механизме, наметить направления его совершенствования для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.

Поскольку понятие финансового механизма неоднозначно трактуется в научной отечественной и зарубежной литературе, представляет интерес анализ подходов к определению понятия «финансовый механизм» и его состава.

В таблице 1 приведены определения финансового механизма и его состава, данные разными авторами в научной и учебной литературе.

Таблица 1. Определения понятия финансового механизма

и его состава

Определение финансового механизма Состав финансового механизма Автор определения

Часть хозяйственного механизма, с помощью которого реализуются функции финансов Совокупность организационных форм финансовых отношений; порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами и финансовой системой; финансовое законодательство Г. Б. Поляк

Система организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов Обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления В. В. Ковалев

Продолжение таблицы 1

Совокупность способов управлении финансовыми отношениями Формы финансовых отношений в государстве; порядок (правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство А. С. Нешитой

Совокупность форм и методов воздействия на субъекты и объекты финансового управления для достижения намеченных стратегических целей Система государственных законов и нормативных актов, внутренняя система регулирования предприятий; методы финансового управления, финансовые инструменты, рычаги и стимулы, показатели, нормативы, лимиты, информационная база и др. Е. И. Шохин

Совокупность форм и методов управления финансами организации в целях достижения максимальной прибыли Финансовые инструменты, финансовые приемы, методы и модели; обеспечивающие подсистемы-правовая, нормативная, информационная, кадровая, техническая, программная Н. В. Колчина

Инструмент воздействия финансового аппарата и отдельных субъектов хозяйствования на финансовую систему для достижения определенных целей, а также средство обратной связи между субъектом и объектом финансового управления Система установленных государством и предусмотренных законодательством видов и форм организации финансовых отношений; совокупность финансовых инструментов, рычагов, форм и способов регулирования экономических процессов А. П. Балакина, И. И. Бабленкова

Механизм достижения целей и задач финансовой политики; различные приемы организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях Совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина.

Как видно из таблицы 1, в определениях финансового механизма имеются определенные различия. Но экономическая сущность финансового механизма в представленных определениях имеет много схожих характеристик, и определения фактически обогащают друг друга, не вступая в серьезные противоречия. Следует отметить, что более серьезные расхождения имеются в подходах авторов к определению состава

финансового механизма. Указанные в таблице 1 элементы в составе финансового механизма представляются авторами не всегда в систематизированном виде. Наиболее полная систематизация в представлении состава финансового механизма содержится у А. Г. Грязно-вой, Е. В. Маркиной. Авторы детализируют виды, формы и методы организации финансовых отношений в составе финансового механизма, способы коли-

чественного определения его параметров. Отмечается главное предназначение финансового механизма как инструмента осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. С использованием финансового механизма органы власти различного уровня имеют воз-

можность реализовать намеченные цели финансовой политики, решать стратегические и тактические задачи.

Рассмотрим составляющие элементы финансового механизма, указанные в рассматриваемых источниках (табл. 2).

Таблица 2. Составляющие элементы финансового механизма

Элементы финансового механизма Грязнова А. Г., Маркина Е. В. Поляк Г. Б. Ковалев В. В. Балакина А. П., Баблен-кова И. И. Шохин Е. И. Нешитой А. С. Кол-чина Н. В.

Виды организации финансовых отношений + +

Формы организации финансовых отношений + + + + +

Методы формирования и использования финансовых ресурсов + + + +

Способы количественного определения финансовых ресурсов +

Методы управления и организации финансовых отношений + + + + +

Финансовые инструменты + + +

Финансовые рычаги и стимулы + +

Формы и способы регулирования экономических процессов +

Финансовые приемы +

Финансовые модели +

Законодательные и нормативно-правовые акты + + + +

Продолжение таблицы 2

Обеспечивающие подсистемы: информационная, кадровая, техническая. Программная + +

Обособленные сферы финансовых отношений +

Как видно из таблицы 2, большинство авторов включает в состав финансового механизма формы организации финансовых отношений, под которыми авторы, как правило, понимают внешне проявляющийся порядок организации финансов, формирование механизма аккумулирования и перераспределения финансовых ресурсов. Методы управления и организации финансовых отношений включают финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление финансами и финансовый контроль. К методам формирования и использования финансовых ресурсов относится финансовый метод, в том числе бюджетный и налоговый, посредством которых передача финансовых ресурсов осуществляется безвозмездно и безвозвратно; кредитный метод, предполагающий предоставление денежных средств на принципах возвратности, срочности и платности; страховой метод, отличающийся от финансового метода случайным, вероятностным характером перераспределения средств страховых фондов.

Однако, по мнению авторов настоящей статьи, не со всеми элементами, представленными в аналитической таблице 2, следует согласиться с точки зрения их включения в состав финансового механизма. Например, законодательные и нормативно-правовые акты не могут быть элементами финансового механизма, так как это общее понятие, относящееся не только к сфере

финансов, но и к любым другим экономическим отношениям,

регулируемым законодательством. А поскольку мы живем в правовом поле, то законодательными и нормативноправовыми актами регулируются практически все виды экономических, финансовых и социальных отношений (например, Семейный кодекс РФ). По отношению к финансовому механизму законодательные и нормативноправовые акты являются внешним «пусковым» механизмом, так как финансовый механизм «запускается» и регулируется законодательными и нормативно-правовыми актами.

Финансовое законодательство

устанавливает порядок реализации финансовых отношений, органы, уполномоченные от лица государства, осуществляют деятельность по управлению финансами и

соответствующими финансовыми

фондами, структуру и состав финансовых фондов, систему методов мобилизации финансовых ресурсов, их использования, а также критерии эффективности расходования

финансовых ресурсов и т. п.

Также невозможно согласиться с автором (Н. В. Колчиной), включающей в состав финансового механизма финансовые модели, которые, по сути, представляют собой упрощенные варианты реальной действительности, представленные в виде макетов, схем, уравнений, логических описаний. Модели финансового механизма могут форми-

роваться и использоваться для анализа реальных финансовых отношений, их планирования и прогнозирования, принятия стратегических и тактических финансовых решений. Но финансовая модель как таковая не может быть составной частью реального финансового механизма. Только если «модель в модели», то есть модель какого-либо элемента, рассматривается как составная часть, звено модели финансового механизма.

Для уточнения понятия, сущности и назначения финансового механизма обратимся к определению механизма в его первоначальном значении. В толковом словаре Ожегова С.И. механизм в его основном первоначальном смысле определяется как внутреннее устройство (система звеньев) машины, прибора, другого технического устройства, приводящее их в действие, а уже в переносном смысле - как система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности [4].

Развивая это положение, отметим, что финансовый механизм также представляет систему взаимосвязанных звеньев (элементов), приводящих в действие финансовую систему страны, а точнее - обеспечивающих эффективное функционирование финансовой системы как совокупности финансовых отношений и финансовых институтов, участвующих в этих отношениях. При этом под эффективным следует понимать такое функционирование финансовой системы, которое обеспечивает реализацию всех намеченных задач финансовой политики и достижение конечной цели - экономического и социального прогресса, повышения уровня и качества жизни населения.

Для успешного стабильного развития экономики и социальной сферы в России финансовый механизм призван обеспечивать полноценное функционирование системы финансов и реализацию финансовой политики государства,

а также существенно улучшить финансовые условия деятельности предпринимательских структур и способствовать увеличению доходов домашних хозяйств.

Каждое государство должно вырабатывать конкретные механизмы и рекомендации, исходя из понимания того, что чем богаче население страны (не отдельные личности, а широкие слои), тем богаче и само государство. Высокий уровень доходов домашних хозяйств формирует высокий потребительский спрос, способствующий оздоровлению экономики. Соответственно, растет налоговая база и увеличивается доля сбережений. Сбережения составляют основу ссудного капитала и инвестиций, что, в свою очередь, способствует расширенному воспроизводству и научнотехнологическому прогрессу.

Таким образом, финансовый механизм следует рассматривать как систему взаимосвязанных элементов. Причем качественный состав этих элементов будет различаться по сферам и звеньям финансовой системы.

В соответствии с делением общей системы финансов на государственные (муниципальные) и частные финансы различаются и механизмы приведения в действие государственных, муниципальных и частных финансов.

В зависимости от особенностей видов экономической деятельности и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм коммерческих и некоммерческих организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных и муниципальных финансов и т. п.

В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья.

Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они

взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно

самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного

согласования составляющих

финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

Регулирующее воздействие отдельных элементов финансового механизма на функционирование каждого звена финансовой системы и его конкретные показатели позволяет инициировать ускорение развития отдельных приоритетных креативных видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики государства и самих субъектов хозяйствования.

Органы, уполномоченные от лица государства, осуществляют управление государственными и муниципальными финансами и соответствующими финансовыми фондами, определяют их структуру и состав, систему методов мобилизации финансовых ресурсов, их использования, а также критерии эффективности расходования финансовых ресурсов и т. п.

Финансы хозяйствующих субъектов отличаются формами, методами и инструментами управления финансовыми ресурсами. Государственный финансовый механизм, его элементы, формы, методы и инструменты жестко регламентируются нормами публичного финансового права. Финансовый механизм хозяйствующих субъектов отличается более мягкой регламентацией элементов нормами финансового права, относительной свободой выбора предприятиями форм, методов и инструментов управления финансовыми ресурсами, доходами и расходами.

В финансовом механизме можно выделить директивные и регулирующие элементы. Директивные включают на-

логи, государственный кредит, организацию бюджетного устройства и бюджетного процесса, расходы бюджета. Директивный финансовый механизм разрабатывается государством и используется участниками финансовых отношений в обязательном порядке. Регулирующий финансовый механизм определяет основные условия и правила внутрихозяйственных отношений, когда государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно принимает решение по способам формирования, видам денежных фондов и направлению их использования.

К элементам финансового механизма следует отнести также систему норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов организаций, рынка ценных бумаг, формы оценки финансовых ресурсов, методов их формирования и т. п.

Основными элементами финансового механизма выступают финансовое планирование, регулирование и контроль. Каждому из названных элементов механизма управления финансовыми отношениями присущи свои финансовые формы, методы и инструменты, финансовые показатели, нормативы и лимиты, финансовые рычаги и стимулы. Финансовые методы и инструменты зачастую называют финансовым инструментарием, имея в виду их единство и целостность в структуре финансового механизма.

В научной литературе дискуссионным остается вопрос о функциях финансового механизма, но для его формирования и совершенствования в условиях рыночной экономики представляется важным определить те функции, которые способствуют устойчивому инновационному развитию реального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сектора российской экономики. Финансовый механизм должен обеспечить формирование финансовых ресурсов и денежных фондов, их распределение в соответствии с потребностями хозяйствующего субъекта и с учетом специфики его деятельности. Посредством финансового механизма формируются финансовые ресурсы во всех подразделениях предприятия, происходит их распределение и целенаправленное использование.

Следует также отметить, что финансовый механизм - наиболее динамическая часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. В связи с этим функционирование финансового механизма нельзя рассматривать изолированно, без учета влияния на него внешних и внутренних факторов, под воздействием которых выстраиваются финансовые отношения между участниками экономических отношений.

К факторам внешнего воздействия принято относить политические, экономические, социальные, рыночные, правовые, природно-климатические, экологические, национальные, технологические, информационные и международные.

Внутренние факторы финансового механизма представляют собой те составляющие его элементы, которые целенаправленно могут изменяться как количественно, так и качественно самими субъектами.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансовый механизм представляет собой совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов де-

нежных средств и финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов и населения. Функционирование финансового механизма зависит от внешних и внутренних факторов и обеспечивающей инфраструктуры

(рис.1).

В более узком смысле финансовый механизм можно определить как действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Постепенно с развитием новых форм финансовых отношений усложняется и финансовый механизм.

Эффективность финансового механизма зависит от взаимосвязанного, согласованного функционирования всех его элементов.

Новый период экономического развития требует четкого разграничения полномочий и более эффективного взаимодействия финансовых структур федерального, регионального и местного уровня власти. Это касается и функционирования финансового механизма государственных, муниципальных и общественных структур, взаимодействие которых сейчас сложно назвать эффективным.

Одним из перспективных направлений совершенствования финансового механизма является создание инновационных кластеров. Эффективность кластеризации экономики подтверждена немалым количеством примеров в мировой практике. Неслучайно власти многих государств проводят курс на создание кластерных зон.

Рис. 1. Модель финансового механизма

Что касается российской практики, то эффективная реструктуризация бывших «промышленных гигантов» требует глубокого взаимодействия и сотрудничества между крупным и малым бизнесом, органами власти всех уровней, вузами, НИИ, и здесь кластерный подход предоставляет необходимые инструменты и аналитическую методологию.

Применение кластерного подхода позволяет достигать расширенного развития не только крупного, но и малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день основные сложности-в инфраструктурной поддержке развития инновационных кластеров. Необходимо создать единую координирующую надстройку с соответствующими полномочиями.

Формы финансовых отношений по привлечению финансовых ресурсов в реальный сектор экономики следует расширять за счет использования, помимо традиционных методов самофинансирования и кредитования, лизинга, факторинга, венчурного финансирования. Достоинством лизинга для предпринимательских структур, особенно малого и среднего бизнеса, является возможность использования оборудования без его полной оплаты, при этом затраты на приобретение относятся на себестоимость продукции лизингополучателя. Факторинг обеспечивает быстрое получения средств поставщиком. По сути, это аутсорсинг дебиторской задолженности. Венчурное финансирование осуществляется без предоставления предприятиями какого-либо залога,

что важно для предприятий, реализующих инновационные проекты.

Совершенствование финансового механизма в современных условиях должно быть направлено на решение экономических, социальных и финансовых проблем. Важную роль в этом призван сыграть финансовый контроль на основе принципов, наработанных мировой практикой: объективность и независимость, гласность государственного финансового контроля, превентивность и результативность, неподкупность субъектов контроля и др.

Совершенствование функционирования финансового механизма в условиях развития рыночных отношений в России должно осуществляться по следующим направлениям:

- цели финансовой политики должны быть обоснованы и интегрированы в систему целей долгосрочной стратегии экономического и социального развития Российской Федерации;

- развитие государственно-

частного партнерства, активное участие органов власти всех уровней в формировании инфраструктуры развития бизнеса в реальном секторе экономики;

- обеспечение прозрачности денежных потоков в государственной финансовой системе, снижение транзакционных издержек субъектов предпринимательства;

- использование всего арсенала системы управления рисками с целью разработки финансовых мер превентивного характера, нивелирующих реализацию финансовых рисков в условиях экономической нестабильности и перманентных кризисов;

- создание региональных отраслевых кластеров инновационного развития приоритетных и креативных направлений хозяйственной деятельности;

- формирование системы налоговых льгот и стимулов для инновационного развития в реальном секторе экономики России с учетом фискальной функции налогового механизма, с целью регулирования и стимулирования отдельных видов деятельности;

- проведение научных исследований в направлении поиска новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;

- организация действенного финансового контроля за формированием и строго целевым использованием финансовых ресурсов, превентивного финансового контроля на стадии обоснования бюджетных расходов.

Соблюдение указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе реализации финансовой политики, управления финансами в целях развития рыночных отношений в России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Смит, А. Исследование о природе и

причинах богатства народов. [Элек-

тронный ресурс] /А.Смит.- Режим доступа: http://booksrus.ru/6834-issledovanie-o-prirode-i-prichinah-bogatstva-narodov-adam-smit.html.

2.www.gks.ru-официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

3.www.minfin.ru-официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.

4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [текст] / С.И. Ожегов. - М.: Оникс, 2011. - 1360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.