ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 16 (20) 2010
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 16 (20) 2010
УДК 376.64
СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
© г. О. ГАЛИЧ, С. М. ГАПЕЕНКОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского, кафедра педагогики и психологии начального и специального образования e-mail: [email protected]
Галич Г. О., Гапеенкова С. М. - Содержание диагностической работы в системе сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 80-83. - Рассмотрены основные направления и специфика диагностики детей, оставшихся без попечения родителей, предложена программа комплексной медико-социально-психолого-педагогической диагностики, дана характеристика целей и содержания психолого-педагогической диагностики на отдельных возрастных этапах.
Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечения родителей, медицинская диагностика, социальная диагностика, психолого-педагогическая диагностика.
Galich G. O., Gapeenkova S. М. - Contents of diagnostic work in the system of supporting children who lack parents’ tuition // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2010. № 16 (20). P. 80-83. - Review of the main area and specifics of diagnostics of children, who lack parents’ tuition, a program of complex medical, social, psychological and pedagogical diagnostics is suggested, goals and contents of psychological and pedagogical diagnostics in different age periods are characterized.
Key words: children who lack parents’ tuition, medical diagnostics, social diagnostics, psychological and pedagogical diagnostics.
В работе службы сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, диагностика занимает очень важное место, поскольку только на основе подробной квалифицированной характеристики состояния здоровья, уровня психического развития и эмоционально-личностных особенностей возможна разработка адекватных и результативных программ сопровождающей деятельности.
Проблема диагностики состояния здоровья и развития детей этой группы сложна по ряду причин. Значительное число детей имеет различную наследственную, врожденную и возникшую на ранних этапах развития соматическую и психическую патологию. Большинство из них до поступления в учреждения социальной защиты росли и воспитывались в неблагоприятных условиях. Эмоциональная депривация, особенно в раннем возрасте, ведет к серьезным отклонениям в состоянии здоровья и особенно психическом и личностном развитии.
С учётом многогранности и специфики проблем у детей, оставшихся без попечения родителей, диагностическое обследование должно носить комплексный характер и выявлять общее состояние здоровья этих детей.
При этом здоровье понимается как состояние человека, характеризующееся полным физическим, духовным и социальным благополучием, а не только отсутствием болезней и физических дефектов, то есть в настоящее время принято выделять взаимосвязанные аспекты здоровья человека: соматическое, психическое и социальное.
Соответственно, комплексное диагностическое обследование детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает следующие направления обследования:
- медицинскую оценку состояния организма и уровень физического развития;
- психоневрологическую оценку состояния нервной системы и уровень эмоционального, интеллектуального, двигательного, коммуникативного развития;
- социально-личностное развитие.
Основные цели диагностики могут быть определены следующим образом:
1. Установление соответствие уровня развития ребенка (физического, психического) возрастным нормативам.
2. Определение характера и степени отклонений в состоянии здоровья.
3. Выявление степени дезадаптации ребенка.
4. Выявление индивидуальных психофизических особенностей, которые необходимо учитывать при планировании и проведении коррекционно-развивающих и реабилитационных мероприятий.
Диагностическое обследование должно быть достаточно полным, чтобы выявить все значимые характеристики соматического, психического и психологического статуса ребенка. Показатели развития и методики их оценки должны соответствовать возрасту обследуемого.
В соответствии с указанными положениями предлагаемая диагностическая программа включает следующие блоки:
1. Медицинская диагностика:
- показатели физического развития;
- показатели состояния органов и систем организма.
2. Социальная диагностика:
- характеристика социальной ситуации, в которой находился ребенок до момента лишения попечения родителей (в семье);
- условия воспитания после лишения родительского попечения.
3. Психолого-педагогическая диагностика:
- показатели сформированности основных (ведущих) видов деятельности;
- уровневые показатели развития психических процессов;
- показатели, отражающие индивидуальные особенности познавательной и эмоционально-личностной сферы.
данные медицинской диагностики позволяют проследить ход физического развития ребенка и динамику состояния его здоровья. Если ребенок какое-то время воспитывался в семье, используются данные медицинской документации, предшествующих медицинских обследований.
К основным медицинским показателям здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, можно отнести:
- генетические параметры;
- наличие или отсутствие хронической патологии;
- наличие или отсутствие функциональных нарушений в органах или системах организма;
- наличие или отсутствие физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность человека;
- наличие или отсутствие инфекционных заболеваний;
- наличие или отсутствие острой заболеваемости.
От состояния организма ребёнка непосредственно зависит его физическое развитие.
Физическое развитие - важный показатель здоровья и социального благополучия ребёнка. Основными показателями физического развития являются: длина тела, масса и окружность грудной клетки. При оценке физического развития ребёнка используют также результаты физиометрических измерений -жизненная ёмкость легких, сила сжатия кисти рук, становая сила, а также - соматоскопических показате-
лей: развитие костно-мышечной системы, кровенаполнение, жироотложение, половое развитие, различные отклонения в телосложении. Руководствуясь совокупностью этих показателей, можно установить уровень физического развития ребёнка. дети дисгармонического физического развития направляются к эндокринологу, берутся на медицинский учёт. Такие дети нуждаются в проведении лечебно-оздоровительных мер.
Социальная диагностика направлена на выявление и подробную характеристику социальных условий развития ребенка, необходимую для адекватного понимания индивидуального пути развития и организации коррекционно-развивающих и реабилитационных мероприятий.
В качестве основных показателей социальной диагностики развития детей, оставшихся без попечения родителей, можно выделить:
- социально-личностный статус родителей ребёнка;
- причины лишения родительского попечения;
- возраст, в котором ребёнок лишился родительского попечения;
- характеристика условий воспитания и развития, в которые помещён ребёнок;
- особенности семейного воспитания, предшествующего изъятию детей из семьи;
- перспективы улучшения жизненной ситуации ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Педагогическая диагностика позволяет выявить характеристики поведения и деятельности ребенка в различных повседневных ситуациях: бытовых, игровых, учебных, в общении со сверстниками и взрослыми. Эти характеристики рассматриваются в совокупности с результатами психологического обследования.
Наиболее подробную и ценную информацию о психическом развитии и личности ребенка дает психологическая диагностика. Основная цель диагностики - получение достоверных результатов, на основе которых строится соответствующая картина психического развития ребенка. Поэтому при обследовании диагностируются в первую очередь те показатели, которые связаны с ведущими линиями психического и личностного развития ребенка на данной возрастной ступени.
диагностика исходит из представлений о взаимосвязанности отдельных процессов и свойств психики, поэтому необходимо использовать комплекс методик, позволяющих оценить все стороны психического развития и составить целостное представление о ребенке.
В литературе справедливо отмечается, что в настоящее время не существует методик, разработанных и стандартизированных на детях именно этой категории []. Между тем особая социальная ситуация развития приводит к специфическим отклонениям и особенностям развития: эмоциональной и интеллектуальной пассивности, ограниченности жизненного опыта и. как следствие, представлений об окружающем мире, особом типе отношений со сверстниками и взрослыми. Это обстоятельство ограничивает возможности применения многих распространенных психологических методик.
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Общественные науки • № 16 (20) 2010 г.
Методики, входящие в диагностический комплекс, должны быть теоретически обоснованы и адекватны возрасту обследуемых, иметь достаточно длительный срок апробации, отвечать требованиям валидности и надежности. Стандартизированные методики должны иметь нормативные показатели, а нестандар-тизированные - качественные показатели, характеризующие современную популяцию детей и подростков.
диагностическая программа для каждого возрастного этапа не является жесткой. Психолог, проводящий обследование, может исключать отдельные методики или менять порядок их предъявления.
Оптимальным для проведения углубленного психологического обследования ребенка является клинический подход, предполагающий акцент на исследовании качественных, процессуальных характеристик психических процессов.
В связи с тем, что среди детей, оставшихся без попечения родителей, как отмечалось выше, часто встречаются различные отклонения в психическом развитии, важное место в диагностике принадлежит оценке развития интеллектуальной сферы в соотнесении с возрастными нормами. Исследование эмоционально-личностных характеристик должно проводиться с учетом уровня интеллектуального развития. Проводить обследование должен квалифицированный специалист.
Программа психолого-педагогического обследования ребенка ориентируется прежде всего на основные линии развития и новообразования возраста, поэтому разделы программы соответствуют этапам возрастного развития.
Младенчество. Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни осуществляется на основе наблюдения за их поведением. Предлагаемая в данной программе схема наблюдения является модификацией методики Э. Фрухт [5]. Методика включает следующие параметры.
Период новорожденности: зрительные и слуховые ориентировочные реакции, эмоции и социальное поведение, общие движения, подготовительные этапы развития активной речи.
Младенчество: добавляются движения руки и действия с предметами, навыки и умения в процессах (кормления, позднее - приучения к опрятности), подготовительные этапы развития понимания речи, к концу года - активная речь, эмоции и социальное поведение (включает не только взрослых, но и других детей). Методика содержит описание норм развития сенсомоторной сферы и общения ребенка по месяцам и позволяет охарактеризовать общую картину развития и выявить отклонения.
Степень отклонений в развитии оценивается на основе выраженности запаздывания в появлении соответствующих показателей.
Раннее детство. Поскольку в работе с детьми раннего возраста одной из важнейших задач является определение соответствия умственного развития возрастной норме, за основу диагностической программы взяты методики, разработанные в специальной психологии [2, 4].
При изучении эмоционально-волевой сферы и социального поведения фиксируются в процессе наблюдения: контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.
Дошкольный возраст. Поскольку дошкольники уже овладевают речью, реагируют на личность экспериментатора, то возможности психологической диагностики расширяются.
При анализе выполнения заданий, направленных на изучение познавательных процессов, необходимо ориентироваться на следующие показатели, характеризующие деятельность в целом:
- адекватность поведения (прежде всего, в самой ситуации обследования);
- мотивационный аспект деятельности - принятие задания (в какой форме ребенок ее принимает);
- целенаправленность деятельности - возможность удержания инструкции, изменения этого показателя в динамике;
- доступность задания в целом (прежде всего, понимание инструкции);
- доступный уровень сложности задания с точки зрения соответствия возрастной норме;
- стратегия деятельности (хаотическая; метод проб и ошибок, целенаправленное выполнение с предварительными пробами, целенаправленное выполнение с «упреждающим» программированием и контролем деятельности);
- критичность к результатам деятельности;
- обучаемость (как показатель потенциала развития) [4].
Обучаемость, адекватность и критичность являются наиболее важными дифференциально-диагностическими признаками при разграничении нормы и отклонений в развитии.
Диагностика познавательной сферы направлена на оценку уровня развития всех познавательных процессов. При этом для исследования восприятия и внимания могут использоваться многие методики, применяемые и для раннего возраста [2].
Для изучения эмоционально-волевых особенностей, помимо наблюдения в процессе обследования, используются проективные методики, как и для изучения сферы общения.
Младший школьный возраст. Основное место в психологической диагностике, в соответствии с ведущей линией развития, принадлежит исследованию познавательной сферы. В силу вышеуказанных причин (отставание в речевом развитии, ограниченный запас знаний) использование стандартизированных тестов интеллекта малоинформативно. Поэтому предпочтение отдается «клиническим» методикам. Основной акцент в диагностике познавательной сферы делается на оценке мышления. как и при исследовании психического развития дошкольников, познавательные процессы оцениваются с учетом таких показателей, как адекватность поведения, мотивация в ситуации обследования, критичность к результатам деятельнос-
ти. Обязательным показателем является обучаемость, поэтому методики могут быть использованы по алгоритму обучающего эксперимента [3].
В диагностике эмоционально-волевой сферы и сферы общения основная роль принадлежит проективным методикам.
В этом возрасте самостоятельное значение приобретает педагогическая диагностика. Цель педагогического обследования состоит в установлении усвоенного детьми объема знаний, умений и навыков, выявлении трудностей, которые они испытывают в процессе овладения новыми понятиями и видами деятельности, определении этапа, на котором эти трудности возникают, и тех условий, при которых они могут быть преодолены. После тщательного изучения педагогической документации проводится непосредственное обследование сформированности у детей навыков чтения, письма и счета.
Подростковый возраст. Результативность диагностического обследования подростка во многом зависит от того, удается ли установить с ним доверительный контакт, расположить его к ситуации обследования и к психологу, который его проводит. Хотя это условие важно в любом возрасте, но особое значение оно приобретает в работе с дошкольниками и подростками. Младшие школьники могут просто подчиниться взрослому как подчиняются учителю. Подросток, если не сочтет нужным лично для себя, либо вообще откажется работать, либо будет выполнять задания формально, и результаты будут недостоверными.
В диагностике психического развития подростков акцент смещается с интеллектуальной сферы на развитие личности. При изучении познавательных процессов ведущее значение имеет диагностика мышления.
В диагностике личности подростков обычно широко используются стандартизированные личностные опросники. Однако в работе с воспитанниками детских домов необходимо учитывать, что не только интеллект и связанная с ним способность к рефлексии, в том числе личностной, часто отстает от возрастной нормы. Важно еще и то, что их житейский опыт, опыт взаимодействия с другими людьми тоже сильно ограничен. А это, очевидно, вносит искажения в понимание вопросов теста. Чем больше времени ребенок или подросток провел в интернатном учреждении, чем более закрытым, изолированным от окружающего мира был его детский дом, тем больше страдает его понятийная и вербальная сфера. Он может не знать слов, неправильно понимать их смысл, может быть не осведомленным об элементарных вещах [1].
необходимо учитывать также быструю утомляемость, истощаемость этих подростков. Поэтому лучше использовать методики небольшие по объему. Объемные тесты можно давать в несколько приемов.
исходя из этих соображений, в диагностической работе с подростками используются преимущественно проективные тесты, прежде всего рисуночные, не имеющие ограничения по возрасту и не требующие специального материала и длительной обработки. Однако,
учитывая, что среди воспитанников могут оказаться подростки с разным стажем пребывания детском доме и с разным уровнем психического развития, в методический комплекс включены тесты интеллекта и личностные опросники, позволяющие получить ценные данные.
Цель педагогического обследования, как и на предыдущем этапе, состоит в установлении уровня усвоения учебного материала, сформированности важнейших учебных действий. необходимо выявить, какие трудности они испытывают в процессе овладения новыми понятиями и видами деятельности, определении этапа, на котором эти трудности возникли, и тех условий, при которых они могут быть преодолены.
Ранний юношеский возраст. Диагностика интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы старшеклассников по содержанию не отличается от диагностики подростков. Основной дополнение связано с появлением новой задачи профориентации. Специфические условия жизни и воспитания детей-сирот ограничивают возможности диагностики и в этом направлении. Так, из-за узости личного опыта как собственной деятельности, так и общения со взрослыми, из-за нивелирования индивидуальности и неразвитости интересов воспитанников интернатов мало полезны такие методики, как ДДО и “Карта интересов”. Воспитанник детского дома, как правило, не знает, что ему нравится и чего он хочет. Профориентацию лучше строить на выявлении природных возможностей и способностей подростка, как предметных, так и специальных [1]. Однако в том случае, если уровень общего развития ученика позволяет использовать тесты, можно использовать соответствующие методики.
В основе профориентации лежит выявление склонностей, способностей и личностных качеств, которые характеризуют интерес и возможность овладения профессией или сферой деятельности. Поэтому диагностика в сфере профориентации включает методики на выявление интересов, способностей и личностных качеств.
Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг)». Проект № 3.12/5224.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 1998.
2. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». - М., 2000/
3. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб., 2005.
5. Фрухт Э. Дети-сироты. Консультирование и диагностика. М., 1998.