Научная статья на тему 'Содержание библейского концепта Верховное всемогущее существо (на материале русского и английского языков)'

Содержание библейского концепта Верховное всемогущее существо (на материале русского и английского языков) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ивашенцева Наталья Васильевна

In the article the content and the structure of the key Biblical concept Supreme almighty being are studied. There are biblical features which are nuclear in the mind of the native speakers, modified biblical and new non-biblical features, the latter located on the periphery of this concept structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of the Biblical concept Supreme almighty being (on the Russian end English material)

In the article the content and the structure of the key Biblical concept Supreme almighty being are studied. There are biblical features which are nuclear in the mind of the native speakers, modified biblical and new non-biblical features, the latter located on the periphery of this concept structure.

Текст научной работы на тему «Содержание библейского концепта Верховное всемогущее существо (на материале русского и английского языков)»

СОДЕРЖАНИЕ БИБЛЕИСКОГО КОНЦЕПТА ВЕРХОВНОЕ ВСЕМОГУЩЕЕ СУЩЕСТВО (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ)

Н.В. Ивашенцева

Ivashentseva N.V. Content of the Biblical concept Supreme almighty being (on the Russian end English material). In the article the content and the structure of the key Biblical concept Supreme almighty being are studied. There are biblical features which are nuclear in the mind of the native speakers, modified biblical and new non-biblical features, the latter located on the periphery of this concept structure.

Предметом исследования являются концепты, связанные с религиозной деятельностью человека, и их репрезентация средствами языка. Исследователи довольно часто обращаются к образу Бога при описании концептов внутреннего мира человека. Так, концепты Бог [1], Вера (в Бога) рассматриваются как ключевые концепты религиозного дискурса [2]. Н.Д. Арутюнова исследует концепт Истина как образ мира, сотворенного Богом [3]. Опираясь на образ Бога, Ю.С. Степанов описывает комплекс концептов: Вера, Божеский закон, Ангел, Святой, Бес, Грех и некоторые другие [4].

Из числа концептов, относящихся к религиозной деятельности человека, можно выделить группу концептов, которые получили выражение в тексте христианской (канонической) Библии: Бог / God, Добро / Good, Зло / Evil, Грех / Sin, Душа / Soul, Истина / Truth, Рай / Heaven, Ад / Hell и многие другие [3, с. 557-558; 5]. Такие концепты носят название «библейские концепты» (Biblical concepts). Они представляют собой основополагающие христианские концепты. Анализ работ, посвященных библейским концептам (БК), показывает, что ядерные характеристики этих концептов определены именно Библией [3, с. 557-558; 5].

В лингвистических исследованиях ключевой БК называют по-разному: именами Бог, Иисус Христос, описательной единицей Слово-Логос (то есть Бог Сын, Иисус Христос), описательными выражениями Верховное божество, Божественная Сущность, Бог Всемогущий, Высшее существо, Верховный Бог ит. д. Мы считаем, что за приведенными выше именами и описаниями стоит не один, а разные концепты. Согласно христианскому учению, Бог, или Верховное всемогущее существо, понимается как одна сущ-

ность, представленная в трех лицах, то есть Триединый Бог: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух (God the Father, God the Son, God the Holy Spirit). Однако наличие четырех имен: (Триединый) Бог, Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух - говорит о том, что человек отражает теологическое понятие Триединого Бога (онтологический объект для библейского концепта) в виде четырех концептов. Концепт (Триединый) Бог выступает как родовой по отношению к трем остальным, видовым концептам: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Наличие связи между названными концептами позволяет рассмотреть их как элементы одного фрейма.

Мы считаем, что для родового концепта, отражающего понятие Триединого Бога в христианстве, целесообразно использовать описательное выражение, которое эксплицировало бы не одну характеристику, а комплекс его ядерных характеристик. Такое ме-таязыковое описание - Верховное всемогущее существо - мы заимствовали из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и

Н.Ю. Шведовой [б]. По родовому концепту может быть назван фрейм: «Верховное всемогущее существо».

В литературе представлено несколько определений фрейма. Наш материал отвечает пониманию фрейма как единицы знаний, «содержащей данные о существенном, типичном и возможном для этого понятия» [1]. Формально фрейм описывают в виде иерархии узлов, или слотов, и отношений [1, с. 1SS-1S9]. В центре каждого фрейма стоит концепт, который притягивает к себе и структурирует другие концепты. Концепты (слоты), отходящие от центрального концепта, представляют собой вершинный уровень фрейма. На материале настоящего исследования в качестве центрального концепта

фрейма выступает БК Верховное всемогущее существо. Видовые концепты Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос), Бог Святой Дух во фрейме «Верховное всемогущее существо» занимают слоты, находящиеся на вершинном уровне.

В содержании каждого концепта выделяются определенным образом организованные характеристики. Родовой концепт Верховное всемогущее существо содержит общие, родовые характеристики, повторяющиеся в содержании видовых концептов. В метаязыковом описании названы отдельные ядерные характеристики исследуемого БК: «Бог занимает главенствующее положение в мире» (верховное), «Бог обладает безграничной властью и силой, всемогущ» (всемогущее), «Бог существует» (существо). Эти характеристики выделяют также и исследователи Библии, отмечая, что христианский Бог является единственным объектом поклонения, т. е. главной, верховной сущностью, наделенной всемогуществом [8, 9]. Представленные характеристики концепта отражают дискретное знание носителей языка о Боге. Видовые концепты, повторяя характеристики родового концепта, имеют в своем содержании видовые характеристики, отражающие суть каждой из личностей Триединого Бога.

Структура концепта часто представляется в виде модели поля, на которую мы также считаем целесообразным опираться при описании названных концептов фрейма «Верховное всемогущее существо». В структуре концепта выделяют ядро (ядерные характеристики) и периферию (периферийные характеристики). Особенность БК заключается в различии структуры исходного БК, содержание которого выражено в тексте Библии, и БК, который существует в сознании современного носителя языка. Это обусловлено тем, что к периоду ХХ-ХХІ вв. содержание БК - одного из древнейших типов концепта - претерпевает некоторые изменения.

Как показывает анализ библейского текста, достаточным критерием для распределения ядерных и периферийных характеристик исходного БК является частотность выражения той или иной характеристики в Библии (чем выше частотность, тем ближе данная характеристика к ядру концепта). Для современного человека к ядерным будут относиться те характеристики, которые исходно ак-

туализировались в тексте Библии, то есть библейские характеристики. Характеристики, появляющиеся в сознании людей в результате переосмысления библейских характеристик, мы относим к периферии БК. Покажем сказанное на примере родового БК Верховное всемогущее существо, который в речи, как правило, репрезентируется именем Бог. Перечислим ядерные, то есть наиболее часто актуализируемые в тексте Библии, характеристики этого БК. Для каждой из характеристик приведем библейский контекст. Поскольку в русском и английском текстах канонической Библии актуализируются аналогичные характеристики, по техническим соображениям в качестве примеров мы приведем фрагменты только русского текста. Характеристики БК Верховное всемогущее существо составляют несколько блоков.

Блок 1. «Атрибуты (существенные признаки) Бога»:

1) Бог занимает главенствующее положение в мире. И вот, у нас во главе Бог, и священники Его... (2 Паралипоменон 13:12);

2) Бог обладает безграничной властью и силой, всемогущ. ...человекам это невозможно, Богу же все возможно (Матфей 19:26);

3) Бог существует. ...свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откровение 4:8);

4) Бог справедлив. Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои (Псалтирь 118:137).

Блок 2. «Отношение Бога к людям»:

5) Бог прощает грехи. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отеи ваш Небесный (Матфей 6:14);

6) Бог добр к людям, заботится о людях. Никто не благ, как только один Бог (Марк 10:18) («благой» = «хороший, добрый»);

7) Бог гневается, наказывает людей. Ибо Господь, кого любит, того наказывает... (Евреям 12:6).

Блок 3. «Отношение людей к Богу»:

8) Бог - единственный объект поклонения. ... написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матфей 4:10);

9) в Бога верят. Потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру (Евреям 3:30);

10) Богу молятся. Ты же, когда молишъ-ся, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему... (Матфей 6:6).

Блок 4. «Отношение Бога к элементам природы»:

11) Бог заботится о животных, растениях. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отеи ваш Небесный питает их (Матфей 6:26,30);

12) Бог управляет небесными телами и природными явлениями. ...Он повелевает солниу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матфей 5:45).

Таким образом, мы привели некоторые ядерные характеристики исходного БК Верховное всемогущее существо. Многие из них осознаются и современным человеком. Далее приведем примеры, где актуализируются некоторые осознанные носителями языка библейские характеристики родового концепта Верховное всемогущее существо. В сознании современного человека они также будут ядерными.

Характеристика «Бог добр к людям, заботится о людях»: «Осечка?» - говорил Распутин. - «Это не осечка. Меня сам бог бережет...» (В. Пикуль); And his father and mother were constantly proclaiming the love and mercy and care of God for him and for all (T. Dreiser).

Характеристика «Бог гневается, наказывает людей»: Емельян Пугачев... каялся: «Богу было угодно наказать Россию через мое окаянство» («Аргументы и Факты», 2005); Against his sin, foul and secret, the whole wrath of God was aimed (J. Joyce).

Характеристика «Богу молятся»: Там он пас свиней, а утешение находил в долгих молитвах Господу («Разгадай!», 2004); She had prayed that God would spare Alan and bring him home safely (K.S. Prichard).

Характеристика «в Бога верят»: Я тебе, господи, ты мне. Я тебе веру, хвалу... (Д. Гранин); ...Mother and father, and millions of other people believed in His existence... (K.S. Prichard).

Анализ материала показал, что помимо библейских характеристик в структуре концепта Верховное всемогущее существо появляются модифицированные библейские характеристики и новые небиблейские харак-

теристики. Они составляют периферию БК Верховное всемогущее существо в сознании современного носителя языка.

Модифицированными библейскими характеристиками мы называем характеристики, основанные на библейских, но все же несколько видоизменяющие, модифицирующие их. При модификации исходная библейская характеристика может быть легко восстановлена. Проанализируем пример, показывающий возникновение модифицированной библейской характеристики «Бог не вполне справедлив»: Глаза Тани расширились, темный румянец затопил лицо. «Потому что несправедливо! Вы хотите бога сделать совсем несправедливым» (Д. Гранин). Допущение того, что Бог не вполне справедлив, заложено в словах сделать совсем несправедливым. Поскольку библейская характеристика «Бог справедлив» легко восстанавливается, образованную на ее базе характеристику «Бог не вполне справедлив» можно считать модифицированной библейской характеристикой БК Верховное всемогущее существо. Модифицированные библейские характеристики отражают восприятие библейских реалий современным человеком.

В сознании носителей языка также нередко появляются характеристики, которые можно назвать новыми небиблейскими характеристиками. Они в отличие от модифицированных библейских характеристик отражают восприятие современным человеком окружающей действительности, в том числе самого себя. Новые небиблейские характеристики формируются в результате объединения двух концептов - библейского и небиблейского, и поэтому имеют лишь отдаленную связь с библейской характеристикой. Рассмотрим механизм возникновения новой небиблейской характеристики. Когда говорят об объединении исходных концептов и, как следствие, о концептуальной деривации, часто используют понятие «интеграция ментальных пространств» [10]. В общем виде данное понятие подразумевает объединение в речемыслительном процессе нескольких ментальных пространств в совершенно новое ментальное пространство. На нашем материале интеграция ментальных пространств обнаружилась при анализе научных, художественных текстов, а также текстов юмори-

стического характера. Приведем пример из художественного текста:

Отчего она плакала? Было ли жалко ей старенького митрополита и старенького бессильного бога, который выглядел, наверное, так же устало от непосильных своих нош... (Д. Гранин). В контексте имплицитно актуализируется библейская характеристика «Бог существует», однако описывается Бог совсем «не по-библейски», а «по-человечески». В приведенном отрывке эксплицитно выражены новые небиблейские характеристики БК Верховное всемогущее существо: «Бог стар» (старенький), «Бог слаб, бессилен» (бессильный) и «Бог устал» (выглядел устало). Данные характеристики образовались на базе объединения ментальных пространств Верховное всемогущее существо и Человек. Покажем, как происходит эта операция. БК Верховное всемогущее существо содержит библейскую характеристику «Бог существует». Концепт Человек содержит характеристики «человек стареет», «человек слаб, бессилен» и «человек устает». При интеграции ментальных пространств на характеристику БК накладываются характеристики небиблейского концепта, в результате чего образуются новые небиблейские характеристики БК Верховное всемогущее существо.

Таким образом, анализ языкового материала показал, что осмысление такой религиозной сущности, как Бог, осуществляется посредством четырех концептов: родового БК Верховное всемогущее существо и трех видовых БК: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос), Бог Святой Дух. Объединенные родовидовыми и видовыми отношениями, эти БК составляют фрейм «Верховное всемогущее существо». Структура БК Верховное всемогущее существо в Библии и в сознании современного человека различается. Современный человек ХХ-ХХІ вв. модифицирует

библейские и формирует новые небиблейские характеристики, составляющие периферию БК. Модифицированные библейские характеристики отражают восприятие библейских реалий современным человеком; новые небиблейские характеристики отражают восприятие современным человеком окружающей действительности, в том числе самого себя.

1. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999.

2. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.

3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.

4. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2004.

5. Ширшиков В.Б. // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Меж-дунар. науч. конф., посвящ. 200-летию Казан. ун-та (Казань, 4-6 окт. 2004 г.): тр. и материалы. Казань, 2004. C. 280-281. Режим доступа: http://www.ksu.ru/f10/publications/konf/articles _1_1.php?id=9&num =21000000, свободный. Загл. с экрана.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 52.

7. Краткий словарь - Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьян-ков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. М., 1996. С. 188.

8. Чистяков Г.П. // Философия: Энциклопедический словарь. М., 2004. Режим доступа: http://ariom. ru/wiki/FJeS, свободный. Загл. с экрана.

9. What is God like? Режим доступа: http://www.

meant4more.com/aboutGod_04.htm, свобод-

ный. Загл. с экрана.

10. Fauconnier G., Turner M. // Cognitive Science. 1998. V. 22(2). P. 133-187.

Поступила в редакцию 6.09.2006 г.

б0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.