УДК 618.177-089.888.11, 618.145
СОДЕРЖАНИЕ АМГФ В МЕНСТРУАЛЬНОЙ КРОВИ ЖЕНЩИН С ГИПЕРПЛАСТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ ЭНДОМЕТРИЯ, АССОЦИИРОВАННЫХ С НЕУДАЧНОЙ ПОПЫТКОЙ ЭКО
© 2019 И.В. Гилевич-Родкина1, Д.Л. Прибытков2
:ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Самара 2Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз», Самара
В работе рассматриваются результаты исследования содержания АМГФ в менструальной крови женщин с развившимся в течение года после проведенного протокола ЭКО гиперпластического процесса эндометрия.
Ключевые слова: гиперплазия эндометрия, АМГФ, протокол ЭКО.
По данным литературы число женщин с хронической ановуляцией, обращающихся за ВРТ составляет около 36-40 % от всего числа бесплодных женщин и не имеет тенденции к снижению [1]. Отметим, что гормональные нарушения, сопровождающие ановуляцию, прямо влияют на состояние эндометрия, изменяя его рецепторный аппарат и процессы нормальной трансформации в течение менструального цикла [2].
При ановуляции основным нарушением является гипопрогестеронемия, которая отражается, в свою очередь, на продукции эндометриальных белков, продуцирующихся в лютеино-вую фазу нормального цикла и служащих маркерами полноценности секреторных преобразований эндометрия, необходимых для успешного зачатия и вынашивания беременности [3].
В частности, у женщин с гипопрогестеронемией существенно меняется продукция аль-фа-2-микроглобулина фертильности (АМГФ).
Изменения этого белка на протяжении менструального цикла отражают функциональную активность маточных желез и децидуализации эндометрия [3].
АМГФ является димерным гликопротеином, который синтезируется исключительно в секреторной фазе менструального цикла. В постовуляторном периоде его тканевая концентрация возрастает с 0,2 мг до 24 мг на один грамм общего белка с 4-5 постовуляторного дня до 12-14 дня после овуляции. Исследованиями in vitro доказано, что АМГФ синтезируется исключительно эпителием желез эндометрия, стромальные клетки в этом синтезе не участвуют. Еще в 1990 г. Fay T.N. и соавт. методом иммунопероксидазного окрашивания после культивирования клеток эндометрия было установлено, что экспрессия АМГФ имеет четкую временную регуляцию [4]. Так, в глубоких базальных железах АМГФ выявлялся только в первые 5 дней менструального цикла, далее, в пролиферативной фазе цикла - белок в тканях отсутствовал и (как было указано выше) начинал экспрессироваться только с 4-5 дня после овуляции. На 10 день после овуляции уже все железы эндометрия показывали присутствие АМГФ.
Таким образом, АМГФ начинает синтезироваться в ткани эндометрия в предмплантаци-онный период и пик его содержания приходится на так называемое «окно имплантации» (с 6-го по 10-й день после пика секреции ЛГ, или 20-24 день идеального менструального
цикла) сохраняясь до первых дней следующего менструального цикла. В фазу пролиферации секреция АМГФ временно прекращается [5].
Было установлено, что АМГФ усиленно синтезируется и в первом триместре беременности, особенно в железах decidua spongiosa и decidua compacta. По мере увеличения срока ге-стации и формирования плаценты количество АМГФ постепенно уменьшается [6].
В 1991 году Посисеевой Л.В. было установлено, что АМГФ можно использовать для дифференцировки овуляторных и ановуляторных циклов. Так, при нормальной функции яичников концентрация АМГФ в менструальной крови составляет 16-64 мкг/мл, в то время, как при ановуляторном менструальном цикле менее 2 мкг/мл (предел чувствительности метода иммунодиффузии) [7].
В связи с изложенным нами было исследовано содержание АМГФ в менструальной крови 179 женщин с неудачными попытками ЭКО, у которых в течение первого года после проведения протокола сформировался гиперпластичсекий процесс эндометрия. Группой сравнения служили 119 пациенток с гиперпластическими процессами эндометрия аналогичной возрастной группы, у которых не было анамнестических указаний на нарушение фертильности. Исследования проводились нами с 2015 по 2019 гг на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарский областной медицинский центр Династия».
Критериями включения в основную группу являлись: возраст женщин от 25 до 35 лет, первичное бесплодие, неудачный протокол ЭКО, наличие гиперпластического процесса эндометрия в течение первого года после проведения протокола.
Критериями исключения из группы считали: возраст женщин моложе 25 и старше 35 лет, бесплодие, ассоциированное с эндометриозом, нарушения состояния эндометрия, развившиеся более чем через год после проведения протокола ЭКО.
Группу сравнения составили женщины в возрасте от 25 до 35 лет с гиперпластическими состояниями эндометрия без нарушения фертильности.
Рассматривая содержание АМГФ женщин выделенных групп, как показатель функциональной активности эндометрия, следует отметить, что мы забирали менструальную кровь на анализ через 6 месяцев после проведения выскабливания полости матки и завершения гормональной коррекции эндометрия, которая назначалась для профилактики рецидива гиперпластического процесса после получения гистологического заключения. Менструальная кровь забиралась в течение трех последовательных менструальных циклов, высчитывался средний результат, на основании которого проводилась оценка качества функции эндометрия (табл. 1).
Результаты исследования АМГФ в течение 3 месяцев после завершения терапии гиперпластического процесса в обеих группах свидетельствовали о том, что у женщин с сохраненной репродуктивной функцией, независимо от формы гиперпластического процесса, содержание АМГФ в менструальной крови было достоверно выше, чем у женщин, после проведенного ЭКО. В то же время внутри каждой из групп, независимо от формы гиперплазии, различий в содержании АМГФ не было. Это позволило сделать вывод, что содержание АМГФ в менструальной крови не зависит от формы гиперплазии, а ассоциируется с репродуктивным потенциалом женщины (рис. 1).
Таблица 1
Результаты содержания АМГФ женщин в менструальной крови женщин сравниваемых групп (М ± т)
Гистологическое заключение Основная группа (п = 179) Группа сравнения (п = 119) р1-2
Абс. число АМГФ (мкг/мл) Абс. число АМГФ (мкг/мл)
Железистая гиперплазия эндометрия функционального типа пролиферативный вариант 11 11,9 ± 0,3 49 26,7 ± 0,4 < 0,001
Полип эндометрия железистый 52 10,9 ± 0,4 38 26,8 ± 0,3 < 0,001
Полип эндометрия железисто-фиброзный и преобладанием фиброзного компонента 6 11,8 ± 0,3 4 27,4 ± 0,4 > 0,05
Эндометрий фазы пролиферации с признаками хронического эндометрита и очаговой гиперплазией 36 11,4 ± 0,4 25 26,9 ± 0,5 < 0,001
Сложная железисто-кистозная гиперплазия эндометрия 74 10,8 ± 0,3 3 27,2 ± 0,2 < 0,001
Примечание: рь2 - показатель достоверности различия показателей в сравниваемых группах.
Среднее содержание АМГФ (мкг/мл) ■ Основная группа (п=179) Группа сравнении (п=119)
27,6 26,8 27,4 26,9 27,2
11,9 10,9 11,8 11,4 10,8
Железистая гиперплазия эндометрия функционального типа пролиферативнь й ва риа нт
Пол ип эндометрия железиегь й
Полип эндометрия железисто фиброзный и преоблада нисм фиброзного компонента
Эндометрий фазь прол ифераиии с призна нами хронического эндометрита и очаговой гиперплазией
Сложная железисто кистозная гиперплазия эндометрия
Рис. 1. Среднее содержание АМГФ в менструальной крови женщин сравниваемых групп после проведенной терапии гиперпластического процесса
Отметим, что для детализации процессов, происходящих в эндометрии женщин после перенесенного выскабливания полости матки по поводу той или иной гистологической формы гиперпластического процесса и понимания механизмов влияния нарушений гормонального фона на продукцию АМГФ, нами было проведено исследование качества менструального цикла у женщин сравниваемых групп.
Оценивалось наличие овуляции и полноценность лютеиновой фазы менструального цикла стандартными диагностическими тестами (использовались тесты на овуляцию, УЗ иссле-
дование толщины и структуры эндометрия в секреторную фазу цикла, наличие «желтого тела» в яичниках, измерение базальной температуры) (табл. 2).
Таблица 2
Результаты содержания АМГФ женщин в менструальной крови женщин сравниваемых групп в зависимости от полноценности менструального цикла (М ± т)
Характер менструального цикла Основная группа (n = 179) Группа сравнения (n = 119) р1-2
A6^ число AM№ (мкг/мл) A6^ число AM^ (мкг/мл)
Овуляторный менструальный цикл с полноценной фазой секреции 29 32,8 i 3,6 109 26,2 i 3,7 > 0,05
Ановуляторный менструальный цикл 98 1,3 i 0,2 2 0,7 i 0,3 > 0,05
Недостаточность лютеиновой фазы цикла (НЛФ) 52 10,5 i 1,4 8 7,9 i 1,5 > 0,05
Примечание: рьг - показатель достоверности различия показателей в сравниваемых группах.
В процессе обследования женщин обеих групп было установлено, что в основной группе НЛФ была определена у 52 (29,1 i 3,4 %) женщин, AMГФ в этой подгруппе женщин составил в среднем 10,5 i 1,4 мкг/мл. В группе сравнения таких женщин было 8 (6,7 i 2,3 %), т.е. достоверно меньшее число (р < 0,001), в то время, как содержание AMГФ в этой подгруппе не различалось и составило 7,9 i 1,5 мкг/мл (р > 0,05).
В основной группе женщин ановуляторные циклы после проведенной терапии гиперплазии эндометрия были установлены у 98 (54,7 i 3,7 %) пациенток, в группе сравнения таких женщин было только две (1,7 i 1,2 %), (р < 0,001). Что касается AM^, то средние значения у них не имели достоверных различий и составили 1,3 i 0,2мкг/мл и 0,7 i 0,3мкг/мо, соответственно (р > 0,05).
Остальные пациентки основной группы - 29 (16,2 i 2,8 %) и подавляющее большинство женщин группы сравнения - 109 (91,6 i 2,6 %), (р < 0,001), имели сохраненный овуляторный менструальный цикл, содержание AMГФ в этой подгруппе составило 32,8 i 3,6 мкг/мл и 26,2 i 3,7 мкг/мл, соответственно (р > 0,05).
Таким образом, анализ проведенных сопоставлений содержания AMГФ в менструальной крови свидетельствовал о том, что на его секрецию оказывает влияние не только и не столько морфологическая структура эндометрия, сколько яичниковые гормональные влияния, в частности наличие овуляции. В связи с изложенным, вопросы, касающиеся восстановления функции и структуры эндометрия после агрессивного гормонального влияния на организм в процессе стимуляции суперовуляции в протоколах ЭКО, требуют особого внимания, а меры профилактики развития гиперпластических процессов эндометрия нуждаются в коррекции и дальнейшей разработке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Балтер Р.Б., Целкович Л.С., Иванова Т.В. Клинические особенности женщин с хронической ановуляцией в зависимости от метаболических нарушений II Научные исследования и разработки в эпоху глобализации: сборник статей международной научно-практической конференции. - Самара, 2016. - С. 106-109.
2 Бурлеев ВА. и др. Функциональная активность эндометрия влияет на результаты ЭКО и перенос эмбрионов: молекулярные механизмы регуляции фертильности // Проблемы репродукции. - 2010. - № 2. - С. 41-52.
3 Bastu, E. Role of Mucin 1 and Glycodelin A in recurrent implantation failure I E. Bastu, M.F. Mutlu, C. Yasa, O. Dural, A. Nehir Aytan, C. Celik II Fertil. Steril. - 2015. - T. 103 (4). - P. 1059-1064.
4 Fay, T.N. De novo synthesis of placental protein 14 (PP14) and not placental protein 12 (PP12) by monolayer cultures of glandular epithelium of gestational endometrium / T.N. Fay, S. Lindenberg, B. Teisner, L.G. Westergaard // J Clin Endocrinol Metab. - 1990. - N 70. - P. 1-4.
5 Ольховская М.А. Биомаркеры «имплантационного окна» (обзор литературы) // Проблемы репродукции. -2007. - № 1. - С. 72-77.
6 Ибрагимова А.Р. Оценка содержания факторов роста и альфа-2-микроглобулина фертильности в диагностике и лечении эндометриоидной болезни: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Самарский государственный медицинский университет. - Самара, 2015.
7 Посисеева Л.В. «Новые» плацентарные белки в оценке нормальной и нарушенной репродукции человека: дис. ... д-ра мед. Наук / Л.В. Посисеева. - Иваново, 1991. - 326 с.
Рукопись получена: 30 мая 2019 г.
Принята к публикации: 10 июня 2019 г.
УДК 616.1
ОСОБЕННОСТИ СИСТОЛИЧЕСКОЙ И ДИАСТОЛИЧЕСКОЙ ДИСФУНКЦИИ У БОЛЬНЫХ С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ, ПЕРЕНЁСШИХ ИНФАРКТ МИОКАРДА, ДО И ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ АОРТОКОРОНАРНОГО ШУНТИРОВАНИЯ
© 2019 Т.М. Кузьмина, М.В. Манжос, Е.В. Асеева, М.А. Качковский
Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз», Самара
Цель: определение особенностей систолической и диастолической дисфукции у больных с метаболическим синдромом, перенесших инфаркт миокарда, при различных степени и распространённости стеноза коронарных артерий до и через 2 года после операции аортокоронарного шунтирования.
Материалы и методы исследования. Обследовано 42 больных, из которых 36 мужчин и 6 женщин. Средний возраст пациентов составил 52,02 ± 1,72 лет. Всем пациентам были поставлены диагнозы: ИБС Стенокардия напряжения стабильная III функционального класса, перенесённый один и более инфаркты миокарда. У всех пациентов имела место гипертоническая болезнь и метаболический синдром. До проведения хирургической реваскуляризации отмечались признаки хронической сердечной недостаточности (СН), соответствующие II ФК по NYHA. Всем пациентам проведена операция аортокоронарнонго шунтирования. Выраженность степени поражения коронарного русла до реваскуляризации оценивалась с помощью селективной коронарографии с оценкой коронарного индекса.
Результаты. Реваскуляризация миокарда с помощью операции АКШ в сочетании с комплексной медикаментозной терапией (периндоприл или валсартан, бисопролол, ацетилсалициловая кислота. клопидогрел и розувастатин) в течение 2 лет послеоперационного периода у пациентов со стенокардией III функционального класса, перенёсших инфаркт миокарда, с метаболическим синдромом позволяют повысить толерантность к физической нагрузке и уменьшить функциональный класс стенокардии. Имеется взаимосвязь между регрессом систолической и диастолической дисфункции и дооперационным характером стенозирования коронарных артерий: менее выраженная положительная динамика систолических и диастолических показателей (ФВ, VCF, степени утолщения МЖП и ЗС ЛЖ, Е, А, Е/А, IVRT, DTE) отмечается у пациентов с большей степенью и распространённостью коронарного стеноза. Выявлена зависимость степени улучшения клинического состояния и гемодинамики у пациентов с метаболическим синдромом, перенёсших инфаркт.
Ключевые слова: аортокоронарное шунтирование, метаболический синдром. гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, систолическая и диастолическая дисфункция.