Научная статья на тему 'Social partnership as the tool of quality improvement and resource improvement of vocational training maintenance'

Social partnership as the tool of quality improvement and resource improvement of vocational training maintenance Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСУРСНОЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / INFRASTRUCTURE OF AN ESTABLISHMENT / QUALITY OF TEACHING / MANAGEMENT / RESOURCE PROVISION / CONTINUE PROFESSIONAL EDUCATION / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Vilkov N.

In this article the questions of qualified specialists and workers' training by professional education establishments are observed. Attention is attracted to the social partnership of above mentioned establishments and the employers of the real sector of economy, authorities and other juridical and physical persons, public organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Vilkov N.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Social partnership as the tool of quality improvement and resource improvement of vocational training maintenance»

жно на долгий срок сосредоточиться над созданием инфраструктуры для инноваций, финансированием фундаментальных разработок, а также над укреплением соцпакета для всех граждан России. Инновации невозможны в нищей стране. Управление проектами само по себе является наиболее трудоемкой работой, требующей высочайшей квалификации. Не имея подобной квалификации и мотивации к ее получению, необходимо констатировать: государственное управление инновационными проектами в сегодняшней объективной реальности обречено на провал. Только реальными программами поддержки конкретных частных предприятий, работающих на инновации, формированием институтов госзаказа на инновационную разработку частным организациям, реорганизацией технического образования в стране, развивая программы финансирования и поддержки собственного экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции можно действительно осуществить перевод сырьевой экономики на инновационное развитие. И тогда понадобятся практически бесполезные сейчас технопарки, технограды, научно-внедренческие зоны.

В подтверждение всего выше сказанного можно проанализировать выступление Президента РФ на первом заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которое прошло 18 июня 2009 года в Москве.

Дмитрий Медведев заявил о необходимости перевода государственной инновационной политики под личный контроль главы государства. Мировая практика показывает, что это необходимое условие построения эффективной национальной инновационной экономики.

Главная идея, которую президент хотел донести как до членов комиссии, так и до общественности, в общем, не нова — нужно от слов переходить к делу. Новость же состоит в том, что теперь работа, направленная на технологический прорыв в экономике, войдет в сферу прямого президентского контроля, причем Дмитрий Медведев намерен лично руководить процессом. В сфере традиционной экономики подобное управление могло бы показаться неуместным и даже вызвать протест, в инновационной, как показывает мировая практика, без него не обойтись, по крайней мере, на старте.

К такому решению главу государства подтолкнул не только мировой опыт, но и вся предыстория создания инновационного кли-

мата в России. По замечанию президента, все с точки зрения теории и практики вроде бы делалось правильно и последовательно. Государство определило приоритетные задачи — переход от сырьевой к инновационной модели развития, проведение модернизации промышленности, выстраивание цепочки от идеи и разработки до-конкретного продукта, под которые формировались основные направления политики в области развития науки и технологий. Инструментами этой политики были финансовая поддержка научных разработок в виде грантов, ссуд, субсидий; формирование особых экономических зон, наукоградов, технопарков, центров трансфера технологий; создание госкорпораций, венчурного фонда и системы частно-государственного партнерства; принимались меры в области налогового стимулирования и благоприятствования законодательства инновационным фирмам.

Президент признает, что все это хорошо смотрится на бумаге, но к существенным изменениям в технологическом уровне экономики пока не приводит. Призывы сверху также не мотивируют бизнес на технологические изменения, он не хочет вкладывать деньги в то, что не принесет быстрой и высокой отдачи. Результаты такой нечувствительности промышленности к нововведениям, по словам президента, шокирующи: в России доля затрат предприятий на разработки составляет 6%, тогда как в Японии и США — 70-75%, в -Европе — от 25 до 65%.

Теперь первые лица государства будут не только периодически опекать отдельные проекты, но и убеждать общество и бизнес в -необходимости перехода к инновационной экономике. Ставя конкретные задачи и контролируя их выполнение, власти смогут наконец запустить систему, работающую в автономном «рыночном» режиме.

Литература:

1. Делягин М. Государственные корпорации как фактор модернизации России (http://www.deliagin.ru/articles/2177.html)

2. Журнал «Эксперт» №25(663) от 29.06. 2009

3. Журнал «Эксперт Сибирь» №32-33 от 31.08.2009

4. Стратегия деятельности государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» до 2020 года. Утверждена наблюдательным советом государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий». Протокол от 29.05.2008 г. № 8.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И УЛУЧШЕНИЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вилков Н.М., директор, Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Владимирской области «Гороховецкий государственный промышленно-гуманитарный колледж»

В статье рассмотрены вопросы подготовки квалифицированных специалистов и рабочих учреждениями профессионального образования. Внимание акцентируется на социальном партнёрстве учреждений с работодателями реальных секторов экономики, органами власти, другими юридическими и физическими лицами, общественными организациями.

Ключевые слова: инфраструктура учреждения; качество образования, менеджмента; обеспечение ресурсное; образование профессиональное непрерывное; социальное партнёрство.

SOCIAL PARTNERSHIP AS THE TOOL OF QUALITY IMPROVEMENT AND RESOURCE IMPROVEMENT OF VOCATIONAL TRAINING MAINTENANCE

Vilkov N., The state independent educational institution of average vocational training of Vladimir region «Gorohovetsky state industrially-humanitarian college», the director

In this article the questions of qualified specialists and workers’ training by professional education establishments are observed. Attention is attracted to the social partnership of above mentioned establishments and the employers of the real sector of economy, authorities and other juridical and physical persons, public organizations.

Keywords: infrastructure of an establishment; quality of teaching, management; resource provision; continue professional education; social partnership.

В современном обществе значительно возрастает роль интег- мационного, иного сотрудничества, получившие общее название -

рационных процессов, системного взаимодействия организаций, партнёрства. В партнёрские взаимоотношения вовлечены и госу-

социальных групп, индивидов, осуществляющих разные виды дея- дарственные структуры, о чём свидетельствует расширение круга

тельности ради достижения общей цели, что требует объединения государственно-част-ных партнёрств. В общем случае партнёры -

их усилий. В связи с этим появляются и развиваются многообраз- это участники какой-нибудь совместной деятельности. Партнёра-

ные формы финансово-экономического, производственного, инфор- ми организации являются поставщики материалов и покупных из-

делий, дистрибьютеры и потребители её продукции, собственные сотрудники и акционеры, совместные предприятия, различные союзы, общество в целом. Все они воздействуют на организацию, имеют своё мнение о том, что и как она должна делать, в свою очередь, подвержены её влиянию, заинтересованы в деятельности организации. Партнёрством называется взаимодействие двух и более хозяйствующих субъектов, предусматривающее создание добавленных ценностей - товаров, услуг - для потребителей. Применительно к учреждениям профессионального образования следует говорить о совместной образовательной и другой уставной деятельности, об образовательных и необразовательных услугах, о товарах, произведенных сотрудниками и студентами по договорам с партнёрами и потребителями, в том числе в процессе производственной (профессиональной) практики. Партнёрство играет исключительно важную роль в развитии непрерывного профессионального образования различных уровней, как вида деятельности, пронизанного многочисленными связями с различными секторами реальной экономики и социальной жизни, с хозяйствующими субъектами, создающими материальные, интеллектуальные и духовные ценности. В нынешней напряжённой финансово-экономической ситуации партнёрство становится весьма ценным источником ресурсной поддержки российского профессионального образования, остро нуждающегося, прежде всего, в финансовой и материально-технической помощи.

Главная задача социального партнёрства - наладить тесное взаимодействие партнёров, которое гарантирует подготовку квалифицированных, востребованных реальным сектором российской экономики и социальной сферой: специалистов, прошедших подготовку, переподготовку, повысивших квалификацию в рамках программ высшего и среднего профессионального образования; рабочих, которые прошли подготовку, переподготовку, повысили квалификацию по программам начального профессионального образования или профессиональной подготовки; специалистов и рабочих, сертифицировавших профессиональную квалификацию после обучения самостоятельного или в форме экстерната, либо под руководством наставников. В условиях финансово-экономического кри-зисареальный сектор общероссийской (региональной, муниципальной) экономики составляют успешно функционирующие (есть и развивающиеся) организации различных форм собственности, малый бизнес и предприниматели, которые производят товары или оказывают услуги, востребованные соответствующим рынком. Решая главную задачу социального партнёрства, следует побуждать заинтересованные стороны сближать интересы, объединять усилия, сглаживать противоречия, достигать согласия по спорным вопросам, всемерно способствовать компромиссным, взаимоприемлемым действиям в ходе подготовки, заключения, последующей реализации различных договоров, соглашений и протоколов, касающихся совместной подготовки, переподготовки, сертификации и повышения квалификации кадров. Социальные партнёры руководствуются в своей деятельности такими общеизвестными принципами, как добровольность сотрудничества, прагматичность и взаимная выгода, информационная открытость, разграничение функций и рисков между договаривающимися сторонами, юридическая, финансовая, материальная и моральная ответственность сторон за исполнение принятых обязательств.

Социальное партнёрство предоставляет учреждениям профессионального образования ряд преимуществ. Облегчается доступ к информации о рынках образовательных услуг, труда и капитала, расширяется база данных для прогнозирования потребностей работодателей в квалифицированных специалистах и рабочих, полнее учитываются требования работодателей к структуре и содержанию профессионального образования, качеству образовательного процесса и образования выпускников. Участие в партнёрстве различных организаций реального сектора экономики, сферы услуг, государственных и общественных организаций упрощает обновление устаревших и разработку новых профессиональных образовательных программ, учебных планов и учебно-методических материалов, соответствующих требованиям государственных и отраслевых стандартов последнего поколения. Партнёрство способствует также повышению результативности и эффективности, ускоренному развитию учреждений.

При модернизации системы подготовки квалифицированных специалистов и рабочих естественными партнёрами учреждений профессионального образования являются областные и районные администрации, их департаменты и отделы образования, центры

занятости, службы иммиграционные и социальной защиты, организации научно-исследовательские, производственные и сервиса. В качестве социальных партнёров желательны союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации выпускников, профсоюзы, иные общественные организации, церковь, а также физические лица (меценаты, спонсоры, обучающиеся и их родители).

Взаимовыгодное сотрудничество учреждений профессионального образования с социальными партнёрами основывается на непрерывности, преемственности, интеграции содержания образования разного уровня и осуществляется в различных формах, по многим направлениям. Мероприятия по развитию социального партнёрства целесообразно предусматривать в основных направлениях деятельности учреждений, в долго- и среднесрочных программах их развития, в планах текущей работы.

В обозримом будущем основным потребителем высококвалифицированных специалистов высшего и среднего звена, квалифицированных рабочих станет производственный сектор российской экономики, прежде всего его машиностроительный комплекс. В рамках многоуровневой системы непрерывной подготовки кадров учреждениям профессионального образования целесообразно взаимодействовать с социальными партнерами, представляющими этот комплекс, по следующим направлениям:

- определение структуры, объёмов подготовки специалистов и рабочих, разработка квалификационных требований по специальностям, профессиям, специализациям, а также наиболее значимых профессиональных образовательных программ;

- совершенствование организации образовательного процесса, содержания основного и дополнительного профессионального образования, независимая оценка и гарантия качества образовательных услуг, образования выпускников, вовлечение в образовательный процесс лучших специалистов, имеющихся у партнёров;

- стажировка у партнёров преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения, производственная практика студентов, совмещённая с освоением ими избранных специальностей, профессий и присвоением им квалификационных разрядов, сертификация и/или повышение квалификации мастеров, студентов в процессе изготовления реальных товаров, оказания реальных услуг;

- участие партнёров в экспертизе профессиональных образовательных программ, учебно-методических разработок по дисциплинам, формирующим профессиональные компетенции выпускников, в государственной (итоговой) аттестации и трудоустройстве выпускников, в кардинальном обновлении инфраструктуры учреждений, особенно её материально-технической составляющей.

- формирование единого с партнёрами информационно-коммуникационного пространства, использование 1Т-технологий в управлении, сетевом взаимодействии в сфере

образования и при осуществлении совместных программ, проектов и бизнес-операций.

В настоящее время реализуются разные формы партнёрства. Часть партнёров на основании договоров, иным согласованным образом направляет в учреждения профессионального образования на подготовку лиц, которые желают получить работу, но не имеют профессионального образования, на переподготовку лиц с профессиональным образованием, не соответствующим профилю конкретного производства, на переподготовку и повышение квалификации - своих сотрудников. Финансово-экономический кризис усложняет, но не исключает совместную реализацию партнёрами социальных программ, предусматривающих трудоустройство выпускников образовательных учреждений по полученным специальностям, профессиям и специализациям, бронирование рабочих мест для выпускников, демобилизованных из армии, создание условий, способствующих закреплению выпускников в организациях реального производства и сервиса, в бизнес-структурах. Ничто не мешает партнёрам участвовать в работе наблюдательных, попечительских и управляющих советов учреждений профессионального образования, в профессиональной ориентации школьников старших классов, абитуриентов-выпускников девятых и одиннадцатых классов, взрослого населения и студентов. Учреждения профессионального образования крайне заинтересованы в ресурсной поддержке со стороны социальных партнёров. Подобная поддержка может осуществляться в виде передачи партнёрами материалов, инструмента, технологической оснастки, производственного оборудования и/или софинансирования программ развития учреждений, оказания им безвозмездной помощи. Для автономных учреждений про-

фессионального образования важна помощь партнёров в получении банковских кредитов по приемлемым процентным ставкам, в предоставлении гарантий банкам посредством участия в создании эндаумент-фондов.

Качество образования есть сбалансированное соответствие образования (как результата образовательного процесса, функционирования системы образования) целям, ожиданиям личности, социума, государства, а также требованиям стандартов, норм и правил. Качество образования - явление многомерное, его не всегда можно адекватно и однозначно оценить (особенно количественно) с помощью какого-нибудь критерия. Качество профессионального образования определяется качеством активов образовательного учреждения, профессиональных образовательных программ, организации образовательного процесса, научно-исследовательской, экспериментальной, учебно-методической, педагогической, иной уставной деятельности, образования абитуриентов, обучающихся и выпускников, менеджмента образовательного учреждения. Под качеством менеджмента любой организации обычно понимается успешная практика программно- и проектно-целево-го, особенно ценностно-ориентированного управления, обеспечивающего достижение намеченных целей, получение запланированных результатов. Основные принципы успешной практики - это акцент внимания на создании ценностей для потребителей, исключение деформации миссии, инновации, непрерывное совершенствование всех видов и процессов деятельности с целью достижения высокой результативности, эффективности и темпов развития, стремление к лидерству, взаимовыгодное социальное партнёрство, вовлечение в работу всего персонала, ответственность перед гражданами, обществом и государством.

Достижение и гарантирование высокого качества образовательных услуг, образования выпускников возможно лишь при соответствии структуры учреждения профессионального образования современным российским реалиям и при наличии эффективно действующей системы менеджмента, охватывающей все направления, виды и процессы деятельности. С целью повышения качества профессионального образования каждое образовательное учреждение должно разрабатывать и реализовывать собственные среднесрочные (на три-пять лет) инновационные образовательные программы и проекты. Согласно российскому и зарубежному опыту эффективность любого масштабного образовательного проекта, связанного с инвестированием капитала, существенным обновлением инфраструктуры, в полной мере можно оценить только через несколько лет после начала его реализации. Многим учреждениям профессионального образования, не обладающим опытом программно- и проектно-целевого, а также ценностно-ориентированного управления, системного проектирования, поневоле придётся прибегать к заимствованию чужого опыта, к сотрудничеству с более продвинутыми в этом отношении учреждениями или со специализированными научными, проектными организациями.

В современных условиях эффективное развитие системы непрерывного профессионального образования немыслимо без взаимодействия учреждений образования с такими партнёрами, как органы государственного, муниципального управления, различные бизнес-структуры, общественные организации и фонды, меценаты и спонсоры. Органы управления, бизнес принимают участие в формировании государственных и отраслевых образовательных стандартов, требований, в установлении нормативов ресурсного обеспечения учреждений, в государственной (итоговой) аттестации их выпускников, в работе комиссий по государственной аккредитации профессиональных образовательных программ и самих учреждений. Независимые государственно-общественные и просто общественные организации (наблюдательные советы, рейтинговые агентства) оценивают качество, результативность, эффективность деятельности и темпы развития учреждений, а также командные и личные достижения их студентов, выпускников, сотрудников.

Профессиональное образование - благодатная почва для партнёрства учебных заведений с хозяйствующими субъектами (юридическими и физическими лицами, которые представляют социальную сферу, разные отрасли экономики и виды деятельности). Всем нужны квалифицированные специалисты, рабочие, их знания, умения, личностные и профессиональные компетенции. Партнёрство в сфере профессионального образования - это форма взаимодействия участников образовательной, научной, управленческой, экономической, социально-культурной и другой деятельности, которая обладает явно выраженными специфическими чертами (час-

тично они рассмотрены ранее). В сотрудничестве учреждений профессионального образования с хозяйствующими субъектами всегда проявляется и государственное и социальное начало, последнее в большей мере, что даёт основание называть такое сотрудничество социальным партнёрством.

Ценность, создаваемая социальными партнёрами в интересах: общества есть капитал социальный, который менее осязаем, чем человеческий, тем более, физический, поскольку проявляется лишь во взаимоотношениях индивидов, но как физический и человеческий облегчает производственную деятельность; индивида - это капитал человеческий: здоровье, менталитет, способности и уровень образования индивида; знания, умения, личностные и профессиональные компетенции, которые он приобретает в процессе непрерывного обучения в учреждениях профессионального образования и (или) на производстве, в том числе при изготовлении реальных товаров, оказании реальных услуг. Он является основой для личностного, профессионального и карьерного роста индивида в течение всей жизни, для повышения конкурентоспособности, результативности и эффективности, как следствие, заработной платы; организации есть капитал человеческий всех сотрудников организации; для успешного развития организации и обеспечения её конкурентных преимуществ необходимо постоянное воспроизводство данного капитала, что требует финансовых вложений в совершенствование всех его составляющих).В настоящее время физический капитал (накопленные материальные блага) составляет лишь 16% от общего достояния, природные богатства - 20%, человеческий же капитал (накопленные вложения в людей) - 64% (данные Всемирного банка и Программы развития ООН). Оценка (по методологии этого же банка) национального богатства России показала, что на каждого её жителя приходится от 1 до 1,25 млн. руб. воспроизводимого капитала, 3,75 млн. руб. - природного и 5 млн. руб. человеческого капитала. Это сопоставимо с уровнем его накопления в развитых странах.

Социальное партнёрство представляет собой ассоциативную форму взаимодействия, объединяющую усилия, ресурсы партнёров, как правило, на достаточно длительный промежуток времени, однако его не следует считать организационно-правовой формой, подобной обществам, товариществам, кооперативам, производственным объединениям, ассоциациям. Юридическую силу партнёрству придаёт наличие договора, содержащего взаимные обязательства и условия их выполнения. Но партнёрство потому и называют социальным, что оно зиждется не столько на юридических, правовых, сколько на социальных началах. Партнёры скреплены наличием общих социальных интересов, единых целей и, что не менее важно, ценностных установок.

Повышение образовательного уровня представляет в России вечную, непреходящую ценность, поэтому есть основания полагать, что участники образовательного процесса могут найти партнёров, рассчитывающих не только на экономическую выгоду, предпринимательский доход. Правда, согласие юридических и физических лиц на участие в реализации образовательных программ, проектов, сопряжённое со значительными материальными и финансовыми затратами, в большинстве случаев всё же предполагает и компенсацию издержек и получение определённых выгод. Будущие образованные, высококвалифицированные специалисты и рабочие - это, с одной стороны, наши братья и сёстры, дети и внуки, а с другой -завтрашние работники, которые принесут выгоду и организации, и обществу, и государству. Так что забота о профессиональном образовании, его поддержка, так или иначе, способствуют росту общего благосостояния. Однако стоимость качественного, востребованного рынком труда профессионального образования непрерывно растёт. По социальным причинам нельзя полностью перекладывать связанные с образованием расходы на плечи обучающихся, их родителей. А из-за кризисных явлений в экономике, финансовой сфере затраты на профессионалное образование превосходят ресурсные возможности федерального, региональных и муниципальных бюджетов. В такой ситуации только всем миром, опираясь на социальное партнёрство, можно помочь системе непрерывного профессионального образования не просто выжить, но и выполнить свои функции, достичь уровня развитых стран.

Социальное партнёрство естественным образом сочетается, органично встраивается в систему программно-целевого и ценностно-ориентированного управления развитием системы профессионального образования в России. Стратегическая линия этого развития намечена приоритетным национальным проектом «Образо-

вание», а также обновляемыми каждые пять лет федеральными целевыми программами, которые определяют цели, пути, средства для кардинальной модернизации системы, её вывода на качественно новый уровень. Рациональное распределение бюджетных средств между учреждениями, на конкурсной основе участвующими в реализации проекта, их партнерские взаимоотношения позволяют решать задачи институционального развития, внедрения педагогических инноваций, повышения роли учреждений-лидеров образования в инновационном развитии страны, регионов, секторов реальной экономики и социальной сферы, формирования исследовательско-внедренческого сектора экономики, развития системы непрерывного профессионального образования. Партнёрство участников проекта активизирует разработку, воплощение в жизнь федеральных, отраслевых, региональных и муниципальных программ, которые предусматривают обновление структуры и содержания, гарантирование доступности в течение жизни и качества профессионального образования, совершенствование инфраструктуры учреждений, в том числе с целью создания для студентов, сотрудников условий, соответствующих нормативным требованиям.

В 2008 году Гороховецкий колледж разработал инновационную образовательную программу «Обновление содержания образования посредством развития социального партнёрства в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих для высокотехнологичных производств машиностроительного комплекса на базе многоуровневого многопрофильного профессионального учебного заведения». В настоящее время программа реализуется

при поддержке и софинансировании региональной и муниципальной администрации, других социальных партнёров. Кардинальная модернизация материально-технической базы колледжа в рамках программы предусматривает приобретение лицензионного программного и учебно-методического обеспечения, сложного, дорогостоящего оборудования для учебных лабораторий и мастерских, мебели для классов. К тому же будет обновлён компьютерный парк 4-х классов, дооснащена средствами измерения лаборатории метрологии, стандартизации и сертификации, в механообрабатывающей мастерской установят новейшие металлорежущие станки; сварочную мастерскую оснастят современным оборудованием, средствами контроля. Развитие в рамках программы устойчивых договорных отношений с социальными партнёрами позволит увязать образовательный процесс с выпуском конкретной продукции, тем самым повысит конкурентоспособность выпускников, улучшит имидж колледжа, будет способствовать притоку дополнительных корпоративных и частных инвестиций. Опыт первого этапа реализации программы лишний раз говорит о том, что основным условием её ресурсного обеспечения является социальное партнёрство с государственными, производственными, образовательными и общественными организациями Владимирской, Нижегородской областей. Софинансирование подготовки квалифицированных специалистов и рабочих, модернизации инфраструктуры, особенно её материально-технической составляющей, повышения качества последней в значительной мере зависит от взаимодействия колледжа с реальными и потенциальными работодателями.

СОСТОЯНИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В РОССИИ

Короткова О.Ю., соискатель, Международный институт менеджмента «ЛИНК»

В данной статье проведен анализ основных показателей, характеризующих современное состояние инновационной деятельности России. Выделены основные факторы, препятствующие эффективному развитию инновационного предпринимательства. Показана необходимость разработки общенациональной концепции развития инновационного предпринимательства и проведения государственных реформ, которые обеспечат принципиально новую структуру экономики, банковской системы, новую конкурентную среду и инфраструктуру инновационного предпринимательства.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство; факторы, препятствующие развитию инноваций; государственная инновационная политика.

THE CONDITION AND PRE-CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE SPHERE IN RUSSIA

Korotkova O., competitioner, International institute of management «LINK»

In given article the basic indicators, characterizing the current state of innovative activity in Russia, are analyzed. The basicfactors, impedimental to effective development of innovative business are allocated. The necessity of working out of the national concept of development of innovative business and realization of the state reforms. which will provide essentially new structure of economy, of banking system, the new competitive environment and an infrastructure of innovative business is shown.

Keywords: innovative business; the factors, impedimental to development of innovations; the state innovative policy.

Во всем мире стремительно возрастает значимость нововведений. Совершенно очевидно, что возрождение, устойчивый рост, реструктуризация российской экономики и повышение благосостояния народа в значительной степени зависят от ее способности быстро осваивать высокий интеллектуальный и технологический потенциал. Главная роль в этом направлении принадлежит инновационному предпринимательству и его представителям в лице инноваторов, реализующих новшества через инновационные проекты.

История развития России свидетельствует о том, что она всегда обладала достаточным инновационным потенциалом, чтобы ее относили к инновационно-ориентированным странам. При этом под инновационным потенциалом государства подразумевается комплексное отображение его возможностей разрабатывать и реализовывать в широких масштабах эффективные научно-технологические новации в ключевых областях жизни общества, чтобы постоянно поддерживать ритмы обновления экономики, социальной сферы и обороны на современном уровне.

В 20 веке, благодаря инновационно-ориентированной экономике, общечеловеческие достижения советского периода вошли в ис-

торию мировой цивилизации, характеризуя Россию как мировую державу.

Однако, как свидетельствуют данные Госстатистики и исследования многих ученых этой области науки [5;6], первые шаги экономической реформы не добавили позитивных обстоятельств в инновационный процесс.

Переход нашей страны к рыночной модели хозяйствования сопровождался резким спадом во всех отраслях, объём капиталовложений сократился на 70% [11].

В начале 1990-х гг., из-за инвестиционного кризиса, вызвавшего спад инновационной активности, и роста бюджетного дефицита, инновационные предприятия попали в сложные условия быстрого свертывания спроса на научную продукцию. В тот период ни о каких серьёзных инновациях не было речи. Наука практически не финансировалась государством.

Доля финансирования отечественной науки из средств федерального бюджета за годы реформ не превысила 0,4% от размера ВВП в год.

Для сравнения, данный показатель в США постоянно сохраняется на уровне 2,6%-2,7% от ВВП в год; в Англии, Германии, Фран-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.