Научная статья на тему 'Совершенствование деятельности ресурсных центров в инновационном развитии системы образования страны'

Совершенствование деятельности ресурсных центров в инновационном развитии системы образования страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ресурсный центр / среднее специальное образование / инновационная система образования / государственно-частные партнёрства / resource center / secondary special education / innovative education system / public-private partnerships

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новичков Николай Владимирович, Новичкова Александра Владимировна

В статье рассмотрены основные аспекты модернизации системы российского образования путём реализации программы создания ресурсных центров с целью усиления соответствия требованиям современного рынка труда. Статья изложена в соответствии с концепцией мобильного инновационного развития экономики и привлечения инвестиций. Благодаря совместным усилиям государства, бизнеса и образования на базе профессиональных образовательных организаций создаются современные ресурсные центры, оснащённые современными тренажёрами и высокотехнологичным оборудованием. В статье освещаются вопросы развития государственно-частного партнёрства через совершенствование деятельности ресурсных центров на базе среднего профессионального образования (СПО). В статье проанализирована деятельность двух ресурсных центров, включая Ресурсный центр профессионального образования по технологии и дизайну на базе Института пищевых технологий и дизайна, проведена оценка их деятельности, выявлены основные проблемы и предложены направления совершенствования их деятельности. В первом разделе приведена характеристика ресурсных центров, определены цели и задачи их деятельности, а также проведена оценка педагогического состава. Второй раздел статьи посвящён выявлению основных проблем в функционировании ресурсных центров Нижегородской области, основная из которых недостаточная квалификация преподавателей в системе СПО. В третьем разделами авторами предложены рекомендации по совершенствованию деятельности ресурсных центров, среди которых повышение квалификации преподавателей, через создание системы обучения, направленной на развитие профессиональных умений и навыков на базе самих ресурсных центров. В заключении сделаны выводы о том, что предоставляемые ресурсными центрами качественные образовательные услуги являются основой формирования конкурентоспособного специалиста для развитого общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новичков Николай Владимирович, Новичкова Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE RESOURCE CENTERS ACTIVITIES IN THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM OF THE COUNTRY

The article deals with the main aspects of the modernization of the Russian education system through the implementation of the program of creating resource centers in order to enhance compliance with the requirements of the modern labor market. The article is presented in accordance with the concept of mobile innovative development of the economy and attracting investment. Thanks to the joint efforts of the state, business and education, modern resource centers equipped with modern simulators and high-tech equipment are being created on the basis of professional educational organizations. The article consists of three main sections that cover the development of publicprivate partnership through the resource centers improvement on the basis of secondary special education. The article analyzes the activities of two resource centers, including the Resource Center of Vocational Education in Technology and Design on the basis of the Institute of Food Technology and Design, assesses their activities, identifies the main problems and suggests ways to improve their activities. The first section presents the characteristics of resource centers, the goals and objectives of their activities, as well as an assessment of the teaching staff. The second section of the article is devoted to the identification of the main problems in the functioning of the resource centers of the Nizhny Novgorod region, the main of which is the lack of qualification of teachers in the system of secondary vocational education. In the third section, the authors propose recommendations for improving the activities of resource centers, including the training of teachers, through the creation of a system of training aimed at the development of professional skills on the basis of the resource centers. It is concluded that the quality educational services provided by resource centers are the basis for the formation of a competitive specialist for the society development.

Текст научной работы на тему «Совершенствование деятельности ресурсных центров в инновационном развитии системы образования страны»

УДК 332.1

DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10112

НОВИЧКОВ Николай Владимирович

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); Доктор экономических наук, профессор, Советник Министра культуры РФ;

e-mail: [email protected]

НОВИЧКОВА Александра Владимировна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Нижегородский институт управления - филиал (Н. Новгород, РФ);

кандидат экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]

Совершенствование деятельности ресурсных центров в инновационном развитии системы образования страны

В статье рассмотрены основные аспекты модернизации системы российского образования путём реализации программы создания ресурсных центров с целью усиления соответствия требованиям современного рынка труда. Статья изложена в соответствии с концепцией мобильного инновационного развития экономики и привлечения инвестиций. Благодаря совместным усилиям государства, бизнеса и образования на базе профессиональных образовательных организаций создаются современные ресурсные центры, оснащённые современными тренажёрами и высокотехнологичным оборудованием. В статье освещаются вопросы развития государственно-частного партнёрства через совершенствование деятельности ресурсных центров на базе среднего профессионального образования (СПО). В статье проанализирована деятельность двух ресурсных центров, включая Ресурсный центр профессионального образования по технологии и дизайну на базе Института пищевых технологий и дизайна, проведена оценка их деятельности, выявлены основные проблемы и предложены направления совершенствования их деятельности. В первом разделе приведена характеристика ресурсных центров, определены цели и задачи их деятельности, а также проведена оценка педагогического состава. Второй раздел статьи посвящён выявлению основных проблем в функционировании ресурсных центров Нижегородской области, основная из которых недостаточная квалификация преподавателей в системе СПО. В третьем разделами авторами предложены рекомендации по совершенствованию деятельности ресурсных центров, среди которых повышение квалификации преподавателей, через создание системы обучения, направленной на развитие профессиональных умений и навыков на базе самих ресурсных центров.

В заключении сделаны выводы о том, что предоставляемые ресурсными центрами качественные образовательные услуги являются основой формирования конкурентоспособного специалиста для развитого общества.

Ключевые слова:

ресурсный центр, среднее специальное образование, инновационная система образования, государственно-частные партнёрства

Введение. В настоящее время достаточно остро стоит вопрос подготовки профессиональных кадров, которые должны быть востребованы на рынке труда и должны соответствовать требованиям инновационной экономики [7].

Такую подготовку могут обеспечить ресурсные центры, которые представляют собой интегрированное имущественное сочетание кадровых, методических, педагогических, материально-технических и других ресурсов [8].

Инновационные факторы внешней среды оказывают влияние на показатели компетентности специалиста, которая складывается из совокупности деловых, личностных и профессиональных компетенций [5].

Только работники, готовые к профессиональному выполнению своих функций и способные трудиться с максимальной отдачей могут обеспечить эффективное взаимодействие и интеграцию образовательных, государственных и бизнес-структур с целью повышения их инновационной активности и экономического роста государства в целом [4].

Современные потребности общества в соответствии с условиями инновационной экономики должны обеспечиваться профессионально-подготовленными специалистами, готовыми развивать способности каждой личности [3].

Согласно Национальной технологической инициативе, направленной на формирование принципиально новых рынков и глобального технологического лидерства России к 2035 году, и промышленно-экономической специфики Нижегородской области в регионе реализуется уникальный проект государственно-частного партнёрства - создание Ресурсных центров на базе профессиональных образовательных организаций1.

1 Приказ Министерства образования Нижегородской области от 01.02.2011 №156 «О проведении мероприятий по созданию на базе государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования ресурсных центров профессионального образо-

Проект направлен на стратегическую цель: кадровое обеспечение российской промышленности рабочими и инженерами через формирование нового типа профессиональных кадров для высокотехнологичной экономики: компетентных энергичных людей с высоким уровнем интеллекта, развитыми творческими способностями в современных областях науки и техники, способностью к быстрому переобучению.

1. Исследование деятельности ресурсных центров в Нижегородской области Нижегородская область является одним из крупных промышленных регионов с высокоразвитым научным потенциалом, крупнейшим транспортным, торговым и культурным центром Российской Федерации. Для обеспечения мобильного инновационного развития экономики, в Нижегородской области создаётся сеть территориально-отраслевых образовательных кластеров путём организации сетевого взаимодействия учреждений, реализующих обучение по программам профессионального общего образования, а также высшего и дополнительного образования при активном соучастии ведущих предприятий, организаций и научных школ.

Благодаря совместным усилиям государства, бизнеса и образования в регионе на базе профессиональных образовательных организаций созданы современные ресурсные центры, оснащённые современными тренажёрами-имитаторами сложной технологической оснастки с уникальным высокотехнологичным и наукоёмким оборудованием.

В настоящее время в регионе функционируют более двадцати ресурсных центров профессиональных образовательных организаций

В регионе выстроена чёткая система управления кадрами, оптимально настроены образовательные ресурсы для гибкого реагирования на динамичность изменений среды

вания». URL: http://minobr.government-nnov.ru ?id=5903 (дата обращения: 11.02.2019).

занятости, что, конечном итоге, определяет будущую кадровую стратегию области. Для этих целей был создан Координационный совет по управлению кадровым развитием области, В состав которого входят представители власти, бизнеса и общественности.

Для анализа и оценки эффективности деятельности ресурсных центров в Нижегородской области выделим следующие показатели:

1. Количественные показатели трудоустройства выпускников программам, реализуемых Центром.

2. Согласованность перечня реализуемых программ актуальным и перспективным потребностям рынков труда с учётом решения задач технологической модернизации и роста потенциала субъектов Российской Федерации с ФГОС.

3. Число обучающихся по программам.

4. Результаты обучающихся Центра в олимпиадах и других мероприятиях профессионального мастерства.

5. Показатели квалификации преподавателей.

Объектами исследования выберем Инновационный центр-инкубатор по подготовке и переподготовке рабочих широкого профиля и специалистов в условиях реформы ЖКХ и строительства на базе ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж» (Центр-1) и Ресурсный центр профессионального образования по технологии и дизайну на базе Института пищевых технологий и дизайна (Центр-2).

А. Инновационный центр-инкубатор по подготовке и переподготовке рабочих широкого профиля и специалистов в условиях реформы ЖКХ и строительства. Открыт 15 сентября 2009 г. Отрасль: жилищно-коммунальное хозяйство, машиностроение. Предприятия-партнёры: предприятия «Группы ГАЗ», АО «Красный якорь», ООО «Наш дом», Строительная компания «52», АО «Нижегородский машиностроительный завод», ГЗАС им. Попова, ООО «НПП «Прима», ООО «Сервисный центр», СТО «Маз-Камаз», «Волжская промышленная компания», «Ресторанный

Мир Нижнего», ЗАО «Турист», ЗАО «Меридиан», ЗАО «Лир».

Основные цели и задачи2:

1. Объединение, интеграция и концентрация образовательных ресурсов, реализующих обучение и переподготовку квалифицированных рабочих кадров и экспертов, востребованных рынком труда Нижегородской области.

2. Подготовка и переподготовка на основе эффективных инновационных педагогических, производственных и информационных технологий современных рабочих кадров и специалистов, удовлетворяющих потребностям экономики Нижегородской области.

3. Транслирование инновационных педагогических, производственных и информационных технологий в однопрофильные образовательные учреждения Нижегородской области.

4. Разработка и внедрение рабочих учебных планов и программ с целью адаптации к изменяющейся социально-экономической ситуации в обществе, максимального удовлетворения требований потребителей и заказчиков образовательных услуг и повышения эффективности обучения.

5. Анализ потребностей в профессиональном обучении в Нижегородской области и формирование перечней профессий (квалификаций) для перспективного планирования деятельности Колледжа.

6. Разработка и систематизация нормативной документации, определяющей и обеспечивающей единство требований к учебной деятельности Колледжа, подготовка учебно-методической документации, соответствующей современным требованиям производства и требованиям к образовательному процессу.

7. Организация стажировок для мастеров производственного обучения.

8. Участие в областных конкурсах профессионального мастерства для обучающихся и

2 Положение о ресурсном центре ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж». URL: http://www.nik. nn.ru/page/add_education/ (дата обращения: 11.02.2019).

мастеров производственного обучения по профилю Центра.

9. Опережающая подготовка, переподготовка специалистов, востребованных на региональном рынке труда на основе интеграции компетентностно-ориентированного образования и инновационных производственных технологий.

Оценка эффективности деятельности ресурсного центра 1. Соотношение числа трудоустроенных с общим количеством выпускников показано на рис. 1.

Рис. 1 - Соотношение трудоустроенных выпускников Центра-1 с общим количеством

Таким образом, соотношение числа трудоустроенных выпускников от общего числа составило: в 2015 году - 35,3%, в 2016 году -50,4%, в 2017 году - 86,9%.

2. Соответствие перечня реализуемых программ с ФГО. Количество программ - 5:

- повар-кондитер;

- плиточник-облицовщик;

- слесарь;

- токарь-универсал;

- оператор станков с программным управлением.

3. Число студентов на 2017 г. - 1450 чел.

4. Результаты обучающихся Центра в олимпиадах и других мероприятиях профессионального мастерства: 3 место на Региональном чемпионате профессионального ма-

стерства WorldSkills по компетенции «Сварочные технологии»; 1 место на Региональном чемпионате профессионального мастерства World Skills по компетенции «Дизайн одежды»3.

5. Уровень квалификации преподавателей показан в табл. 1. Количество преподавателей, имеющих высшую категорию, составляет 33%.

Таблица 1 - Уровень квалификации преподавателей Центра-1

Показатель Значение

Общее число преподавателей, чел. 104

Число преподавателей, успешно 34

прошедших аттестацию, чел.

Процент числа аттестованных препо-

давателей по отношению к общему 33

показателю, %

Б. Ресурсный центр профессионального образования по технологии и дизайну. Открыт 28 сентября 2012 г. Отрасль: сфера услуг, индустрия моды. Предприятия-партнёры: Филиал ОАО «РОСНО-МС», ООО «АмРест», Архитектурно-строительная мастерская «Проспект А», ЗАО «ЭНЕРГОПРОМРЕСУРС», ГБУК НО «Нижегородский государственный академический театр оперы и балета им. А.С. Пушкина, ООО «Нижегородская Школа Модельеров».

Основные цели и задачи4:

1. Ресурсное обеспечение качественно нового уровня среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения.

2. Обеспечение квалифицированными кадрами рабочих и специалистов среднего звена творческих проектов Нижегородской

3 Отчёт о результатах самообследования «Нижегородский индустриальный колледж» за 2017 год. URL: http://nik.nn.ru/uploads/files/91b4/9831d82447.pdf (дата обращения: 11.02.2019).

4 Положение о ресурсном центре ИПТД «Ресурсный центр профессионального образования по технологии и дизайну». URL: http://www.iptd.nn.ru/page/ add_education/ (дата обращения: 11.02.2019).

области и России.

3. Развитие государственно-частного партнёрства между сферой услуг и профессиональным образованием на основе взаимодействия ИПТД с предприятиями и организациями, учреждениями общего и профессионального образования.

4. Разработкам реализация инновационной системы подготовки специалистов среднего звена в сотрудничестве со стратегическими партнёрами.

5. Развитие учебно-производственной инфраструктуры кадрового сопровождения организаций в сфере услуг.

Оценка эффективности деятельности ресурсного центра: 1. Соотношение числа трудоустроенных с общим количеством выпускников показано на рис. 2.

Рис. 2 - Соотношение трудоустроенных выпускников Центра-2 с общим количеством

Таким образом, соотношение числа трудоустроенных выпускников от общего числа составило: в 2015 году - 91,1%, в 2016 году -100%, в 2017 году - 98,6%.

2. Соответствие перечня реализуемых программ с ФГО. Количество программ - 3:

- технолог-конструктор;

- специалист по рекламе;

- дизайнер.

3. Число студентов на 2017 г. - 101 чел.

4. Результаты обучающихся Центра в олимпиадах и других мероприятиях профессионального мастерства: 1 место на Всерос-

сийском творческом конкурсе «Моя Москва, моя столица»; 1 место на IV Региональном чемпионате «Молодые профессионалы»5 [7].

5. Уровень квалификации преподавателей приведён в табл. 2. Количество преподавателей, имеющих высшую категорию, составляет 61%.

Таблица 2 - Уровень квалификации преподавателей Центра-2

Показатель Значение

Общее число преподавателей, чел. 57

Число преподавателей, успешно 35

прошедших аттестацию, чел.

Процент числа аттестованных препо-

давателей по отношению к общему 61

показателю, %

Таким образом, основным направлением деятельности ресурсных центров в регионе является концентрация материально-технической базы с целью реализации основных профессиональных образовательных программ. Ресурсные центры - решение проблемы кадрового дефицита в сфере рабочих профессий.

Большинство центров выпускают специалистов высокого качества, об этом свидетельствуют данные показателей трудоустройства выпускников по специальности на ведущие предприятия города.

Активно реализуется программа внедрения обучения по наиболее востребованным специальностям в соответствии с ФГОС ТОП-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация работы по профессиональному становлению студентов на базе ресурсных центров способствует высокой мотивации к обучению, результатом которой является демонстрация результатов студентов на всевозможных олимпиадах, чемпионатах рабочих профессий.

5 Отчёт о результатах самообследования «Ресурсный центр профессионального образования по технологии и дизайну» за 2017 год. URL: http://www.iptd.nn.ru/ uploads/files/85n2/2745h93216.pdf (дата обращения: 11.02.2019).

2015 2016 2017

Новичков Н.В., Новичкова А.В. СТЕПОМ

Совершенствование деятельности ресурсных центров С|ТЛ\/ии1 1М

в инновационном развитии системы образования страны х1х\/пи лпНЫ

ЖУРНАЛ

2. Основные проблемы функционирования ресурсных центров в Нижегородской области

Проанализировав деятельность ресурсных центров Нижегородской области, важно отметить некоторые несовершенства в их функционировании. Первой существенной проблемой на пути к успешному развитию и функционированию является недостаточность, а иногда отсутствие информации о долгосрочном трудоустройстве выпускников. К сожалению, информация часто бывает актуальна лишь в первые годы трудоустройства выпускника, руководство ресурсных центров интересует лишь сам факт трудоустройства, как показатель эффективного функционирования образовательной организации.

Ещё одним важным недостатком является относительно небольшое число предприятий-партнёров ресурсных центров. Несмотря на то, что создание ресурсных центров - это новый инновационный путь в системе российского образования, нельзя забывать - не все предприятия готовы к обеспечению финансирования образовательных организаций.

Квалификация преподавателей - решающий критерий в оценки деятельности образовательного учреждения, так как развитие инновационного образования - очень быстрый процесс, не все могут актуализироваться и полностью отвечать запросам развивающейся образовательной системы. К сожалению, во многих ресурсных центрах квалификации обучающего персонала отведено слишком мало внимания: в некоторых учреждениях нет даже и половины сотрудников, прошедших через систему повышения квалификации. Возможно, это происходит потому, что на курсы повышения квалификации тратится слишком много времени, кроме того, любая проверка знаний - это большой стресс, что является немаловажным фактором неспособности отвечать на вызовы времени среди сотрудников старшего возраста. Важно отметить, что курсы повышения квалификации чаще всего проводятся в специализированных учреждениях, таких как ГБОУ ДПО НИРО, ко-

торые удалены от места работы и жительства сотрудников.

Иногда эта проблема может быть связана с определенной репутацией образовательной организации, либо с недостаточным уровнем доверия населения. Более того, часть населения нашей области совершенно не представляет себе ресурсный центр, так как идея инновационного образования - относительно новый проект в системе российского образования. Представители ресурсных центров так же слабо заинтересованы в продвижении такого проекта: отсутствует освещение деятельности на телевидении, радио, количество опубликованных статей в СМИ (рис. 3) и количество проведённых профориентацион-ных мероприятий за 2017 год (рис. 4) существенно низкое для региона такого масштаба. Следовательно, многие просто не имеют никакой возможности узнать о перспективе инновационного образования, таким образом, велика вероятность к снижению количества обучающихся.

100 80 60 40 20 0

2015 2016 2017

Рис. 3 - Количество опубликованных статей о ресурсных центрах в 2017 г.

тшт

84

77

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рис. 4 - Количество профориентационных мероприятий в ресурсных центрах в 2017 г.

Сегодня ресурсные центры являются той базовой площадкой, где начата подготовка по ФГОС ТОП-50, перечню профессий и направлений подготовки, которые являются наиболее востребованными и перспективными [6]. В Нижегородской области, к сожалению, на данный момент внедрена лишь малая часть программ подготовки квалифицированных рабочих кадров в соответствии с ФГОС ТОП-50. Внедрение новых программ требует дополнительного материально-технического обеспечения, что, в свою очередь, невозможно без достаточного финансирования.

Таким образом, несмотря на эффективность показателей работы ресурсных центров в Нижегородской области, многие из них требуют решения ряда проблем для дальнейшего развития и достижения целевых показателей. 3. Направления совершенствования деятельности ресурсных центров

в Нижегородской области В качестве направлений совершенствования деятельности ресурсных центров можно предложить несколько вариантов. Одним из таких является долгосрочный мониторинг системы трудоустройства выпускающихся студентов. К сожалению, в ресурсных центрах Нижегородской области такой индикатор управления качеством предоставления образовательных услуг как мониторинг применяется лишь в некоторых организациях. Принципами проведения мониторинга, прежде всего, являются: достоверность, актуальность, непрерывность (осуществление мониторинга на постоянной основе), единство (осуществление мониторинга по одним и тем же критериям), доступность (вся собранная информация о трудоустройстве должна предоставляться как сотрудникам, так и абитуриентам). Весь процесс мониторинга включает в себя 3 стадии: сбор информации, синтез и анализ. Первая стадия, как правило, включает личный и телефонный, либо интернет-опрос выпускника.

Ещё одним направлением развития данных организаций может являться исследование желаемого места работы студентов [1].

Такое исследование, как правило, проводится с помощью анкетирования, либо опроса. Цель: выявить предпочтения студента. Показателями данного исследования будут являться: желаемая должность, организация, территориальные предпочтения. Кроме того, студенты получат возможность выражать своё мнение в отношении предпочтения трудоустройства на какое-либо предприятие, не являющееся партнёром-работодателем ресурсного центра. Таким образом, это данная информация поможет организации выбрать новых, дополнительных, а главное востребованных студентами партнёров-работодателей.

В качестве ещё одной рекомендации можно предложить руководителям ресурсных центров обратить внимание на продвижение своих услуг: реклама на ТВ, публикации в СМИ, проведение открытых уроков/мастер-классов/тренингов/профориентационных мероприятий на бесплатной основе позволят повысить заинтересованность и доверие абитуриентов [2]. Так же очень важно, чтобы население имело доступ к полному объёму информации, касающейся обучения. Кроме того, информация о деятельности организации должна быть актуальной, достоверной и открытой. Данный путь развития поможет увеличить поток абитуриентов и повысить популярность организации, а так же, привлечь дополнительных инвесторов.

Пытаясь увеличить поток абитуриентов, нельзя не отметить, что это потребует и увеличения материально-технической оснащённости от ресурсного центра. Каждый ресурсный центр должен быть оснащён такой материально-технической базой, которая смогла бы отвечать требованиям современного производства и подготовки кадров для ведущих предприятий региона. В качестве решения проблемы дефицита учебных лабораторий и дорогостоящего оборудования можно предложить систему создания сетевого взаимодействия и кооперации ресурсов по разным направлениям. На базе головной организации создаются современные ресурсные центры,

которые являются базой для качественной подготовки кадров всех участников сетевого взаимодействия. Такой подход обеспечит в дальнейшем высококачественное образование за счёт преобразования и развития управленческих, материально-технических, финансовых, кадровых и других возможностей и основ. Кроме того, такой подход позволит расширить возможности появления новых специальностей в соответствии с ФГОС ТОП-50. Появление новых специальностей потребует увеличения числа сотрудников образовательной организации, таким образом, появятся новые дополнительные рабочие места на должностях преподавателей ресурсных центров.

Решением проблемы повышения квалификации преподавателей будет являться создание системы обучения на базе самих ресурсных центров, позволяя улучшать свои

навыки и умения, «не уезжая из дома». Кроме того, современная система образования в России позволяет внедрить систему дистанционного обучения.

Выводы. Таким образом, целью любого ресурсного центра является формирование и воспитание конкурентоспособного специалиста через оказание образовательных услуг высокого качества, доступных каждому, кто хочет получить профессиональное образование. Именно качество образовательных услуг, предоставляемых ресурсным центром, рассматривается как решающий фактор успеха функционирования рынка, так и важнейший фактор повышения уровня жизни общества. Улучшая качество образовательных услуг, мы обеспечиваем устойчивое развитие и стремимся занять лидирующее положение среди российских образовательных учреждений.

Список источников:

1. Ахметов Ш.Р., Хисамеева Л.Р., Низамова А.Х. Развитие ресурсных центров как одно из направлений модернизации профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. 59 с.

2. Ломакина Т.Ю. Ресурсный центр как единица системы профобразования // Профессиональное образование. 2016. №12. 15 с.

3. Новичков Н.В., Серебренников С.С. Стратегические инициативы в экономике // Экономист. 2014. №6.

4. Новичкова А.В. Повышение эффективности управления бизнесом через построение моделей корпоративной памяти // Интернет-журнал «Науковедение» (Институт государственного управления, права и инновационных технологий). 2013. №6(19).

5. Новичкова А.В. Формирование модели корпоративной памяти в системе управления знаниями инновационных организаций: Автореферат диссертации кандидата экономических наук. М.: ГУУ, 2012.

6. Посталюк Н.Ю. Модели ресурсных центров // Профессиональное образование. 2016. №12. 12 с.

7. Helloway H. The benefits of coaching: Manual. 2011.

8. Hurwell W. Business training // Personnel Management. 2009. Vol.2(19).

Nikolai V. NOVICHKOV a, a Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia);

Alexandra V. NOVICHKOVA b PhD (Dr.Sc) in Economics, Advisor of the Minister of culture of the

Russian Federation; e-mail: [email protected] b Nizhny Novgorod Institute of management - branch of Russian presidential academy of national economy and public administration (Nizhny Novgorod, Russia); PhD in Economics, Associate Professor;

e-mail: [email protected]

IMPROVING THE RESOURCE CENTERS ACTIVITIES IN THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM OF THE COUNTRY

The article deals with the main aspects of the modernization of the Russian education system through the implementation of the program of creating resource centers in order to enhance compliance with the requirements of the modern labor market. The article is presented in accordance with the concept of mobile innovative development of the economy and attracting investment. Thanks to the joint efforts of the state, business and education, modern resource centers equipped with modern simulators and high-tech equipment are being created on the basis of professional educational organizations. The article consists of three main sections that cover the development of public-private partnership through the resource centers improvement on the basis of secondary special education.

The article analyzes the activities of two resource centers, including the Resource Center of Vocational Education in Technology and Design on the basis of the Institute of Food Technology and Design, assesses their activities, identifies the main problems and suggests ways to improve their activities. The first section presents the characteristics of resource centers, the goals and objectives of their activities, as well as an assessment of the teaching staff. The second section of the article is devoted to the identification of the main problems in the functioning of the resource centers of the Nizhny Novgorod region, the main of which is the lack of qualification of teachers in the system of secondary vocational education.

In the third section, the authors propose recommendations for improving the activities of resource centers, including the training of teachers, through the creation of a system of training aimed at the development of professional skills on the basis of the resource centers.

It is concluded that the quality educational services provided by resource centers are the basis for the formation of a competitive specialist for the society development.

References

1. Akhmetov, Sh. R., Khisameeva, L. R., & Nizamova, A. H. (2015). Razvitie resursnyh centrov kak odno iz napravlenij modernizacii professional'nogo obrazovanija [Development of resource centers as one of the areas of vocational education modernization]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 3. (In Russ.).

2. Lomakina, T. Yu. (2016). Resursnyj centr kak edinica sistemy profobrazovanija [Resource Center as a unit of vocational education]. Professional'noe obrazovanie [Professional Education], 12. (In Russ.).

Keywords:

resource center, secondary special education, innovative education system, public-private partnerships

3. Novichkov, N. V., & Serebrennikov, S. S. (2014). Strategicheskie iniciativy v ekonomike [Strategic Initiatives in Economics]. The Economist, 6. (In Russ.).

4. Novichkova, A. V. (2013). Povyshenie effektivnosti upravlenija biznesom cherez postroenie modelej korporativnoj pamjati [Improving the efficiency of business management through the construction of corporate memory models]. Internet-zhurnal «Naukovedenie» (Institut gosudarstvennogo upravlenija, prava i innovacionnyh tehnologij) [Internet journal "Naukovedenie" (Institute of Public Administration, Law and Innovation Technologies)], 6 (19). (In Russ.).

5. Novichkova, A. V. (2012). Formirovanie modeli korporativnoj pamjati v sisteme upravlenija znanijami innovacionnyh organizacij [Formation of a corporate memory model of innovative organizations]: Candidate of Economics dissertation: author's abstract. Moscow: GUU. (In Russ.).

6. Postalyuk, N. Yu. (2016). Modeli resursnyh centrov [Resource Center Models]. Professional'noe obrazovanie [Professional Education], 12. (In Russ.).

7. Helloway, H. (2011). The benefits of coaching: Manual.

8. Hurwell, W. (2009). Business training. Personnel Management, 2(19).

Новичков Н.В., Новичкова А.В.

Совершенствование деятельности ресурсных центров в инновационном развитии системы образования страны // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 1. С. 152-161. РО!: 10.24411/1995-042Х-2019-10112.

Novichkov, N. V., & Novichkova, A. V. (2019). Improving the resource centers activities in the innovative development of the education system of the country. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(1), 152-161. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10112. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.