В.М. ЖУРАКОВСКИЙ, профессор, академик РАО
З.С. САЗОНОВА, профессор Московский автомобильно -дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Актуальные задачи модернизации профессионального образования
Проблемы соответствия между процессами модернизации российского образования и формированием инновационной экономики России обсуждались на ежегодном межвузовском семинаре «Инновационные педагогические технологии в инженерном образовании» (МАДИ, март 2010 г.). Авторы настоящей статьи выступили на семинаре с докладами, посвященными этой актуальной теме.
Ключевые слова: модернизацияобразования; инновационная экономика; модель непрерывного образования; научно-педагогические кадры; задачи инженерного образования; образовательные услуги; творческая образовательная среда.
Как и прежде, играя роль ведущего социального института воспроизводства науки и культуры, система высшего образования во все большей степени становится сегодня центром разработки технологических новинок и инновационных сдвигов в экономике.
Индустриальная эпоха стала достоянием истории. Вместе с ней уходит в прошлое соответствующая система образования. Поэтому проблемы современного отечественного образования связаны отнюдь не только с социально-экономическими трудностями последних десятилетий, не только с недостаточным финансированием, но и с фундаментальным несоответствием структуры реализуемых образовательных программ актуальным потребностям общества и экономики. Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественного об-
разования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления.
Наша традиционная стратегия -концентрация сил на решении текущих проблем - это работа со «вчерашним днем», поскольку сами эти проблемы в большинстве своем являются следствием вчерашних решений и действий. Сейчас нам предстоит решать не проблемы прошлого, а задачи развития. А развитие общества и производство материальных благ все больше зависят от социальных, информационных, культурных, политических и гуманитарных технологий. Ошибкой было бы восстанавливать старую систему образования, какой бы замечательной она ни казалась ее выпускникам. Условия постиндустриальных преобразований в отечественной экономике и в обществе в целом требуют создания системы образования, отвечающей требованиям XXI века и российским реалиям: высокому культурно-образовательному уровню населения и славным традициям научных школ в университетах.
Программные меры по модернизации отечественного высшего образо-
вания были определены еще в Концепции модернизации российского образования, утвержденной в декабре 2001 г. [2]. В чем же причина существующих до сих пор кризисных явлений в российской высшей школе и неэффективности предпринимающихся усилий по ее модернизации? Почему за многие годы непрерывного реформирования не удалось обеспечить соответствия качества профессиональной подготовки выпускников вузов современным международным критериям?
Потребовались десять лет для того, чтобы осознать, что модернизацией лишь одной подсистемы целостной системы непрерывного образования многого добиться невозможно. Ведь внутренний интерес к познанию, стремление к творческому освоению мира, ценностные ориентации и мотивация к созидательной деятельности -все эти личностные качества будущих профессионалов начинают формироваться задолго до вузовского периода жизнедеятельности. Отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показали, что вклады в раннее детское развитие и дошкольное образование с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов являются наиболее результативными. Интенсивное интеллектуальное развитие детей на ранних этапах в значительной степени определяет успешность их дальнейшего обучения, в том числе и профессионального.
Российской системе образования брошен вызов, на который должен быть дан ответ, адекватный потребностям и интересам как общества в целом, так и личности каждого отдельного гражданина. Важной частью модели непрерывного образования должно стать выделение специфических подходов к обучению на разных возрастных ступенях. В настоящее время мно-
го претензий предъявляется средней общеобразовательной школе в связи с тем, что она перегружает детей «лишними» знаниями. В то же время школа не прививает полезные для жизни умения (например, социальные компетенции, навыки поиска и оценки информации) и слабо воздействует на формирование ценностей. Соответственно, элементом концепции «нашей новой школы» становится ее ориентация на выработку у учащихся практических навыков, способности применять знания и реализовывать собственные проекты. Процесс обучения должен стать многообразным и вариативным. В нем важную роль будет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, ориентированная не столько на регулирование процесса обучения, сколько на оценку его результатов. В ней будут учтены не только стандартизированные внешние экзамены, неизбежно упрощающие и нивелирующие образовательные результаты, но и новые методы оценивания индивидуальных достижений.
Для обеспечения развития иннова-
ционной экономики нужны и разработчики суперсовременных технологий, и квалифицированные исполнители. Осуществляемая сегодня в ПТУ и техникумах профессиональная подготовка технических специалистов, готовых к эксплуатации наукоемкой техники, не удовлетворяет работодателей. По их мнению, в своей массе профессиональные образовательные программы, реализуемые в ПТУ и техникумах, не обеспечивают получение выпускниками современных квалификаций. Инерционность системы образования в принципе не позволяет ей мобильно реагировать на быструю смену производственных технологий. В связи с этим предполагается формировать прикладные квалификации будущих эксплуатационников в учебных центрах современных фирм, разрабатывающих и использующих высокие технологии.
В новой модели отечественного образования должны быть заложены механизмы полноценной реализации фундаментальных функций образования - социальной адаптации, обеспечения рынка труда и производства инноваций [1, 2]. Для этого необходимо, чтобы принципы организации образования соответствовали тем принципам, на которых основаны инновационная экономика и информационное общество.
К таковым можно отнести следующие:
• максимальная гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы;
• включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы;
• опора на талант, креативность и инициативность человека как важнейший ресурс экономического и социального развития;
• многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени;
• смена основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации;
• наличие двух инновационных направлений деятельности.
Остановимся на последнем принципе подробнее. Первое из направлений - это рождение и продвижение инноваций, второе - их обоснованный отбор и освоение. Первое существовало и полвека назад (в виде НИИ, университетов и конструкторских бюро). Наблюдаемая сейчас интенсификация этого направления связана с резким возрастанием его значимости для развития экономики. Становление второго направления только начинается. Оно формируется во многом стихийно и пока что не поддерживается ни системой образования, ни институтами рынка труда. Речь идет о выделении из разных социальных групп квалифицированных исполнителей - тех работников, которые обладают повышенной адаптивностью к изменениям и специфическими компетенциями поиска, оценки и внедрения нового. Предприятия, имеющие таких работников, получают в мире постоянно меняющихся технологий большие конкурентные преимущества.
В соответствии с новой моделью образования воспитательная среда учреждений профессиональной подготовки должна создавать условия для формирования у будущих выпускников потребности в постоянном повышении уровня профессиональной компетентности и готовности к переобучению.
Итак, главным отличием новой модели от прежней является концепция образования человека в течение всей
жизни. Непрерывное образование зачастую все еще воспринимается как идеологический лозунг - проходить дополнительное обучение в тех случаях, когда основного образования не хватает. В современной же модели образование понимается как принципиально не завершающееся на стадии получения диплома. Если практически до конца XX века карьера основывалась на накоплении авторитета и жизненного опыта в рамках регулярной деятельности, то в новой экономике образование является ядром профессиональной карьеры в течение всей жизни. В результате этого должна произойти индивидуализация образовательных траекторий: более половины из набора образовательных услуг че-ловекбудет отбирать для себя самостоятельно. Отсюда целый ряд фундаментальных следствий:
♦ формирование открытого рынка образовательных программ и модулей вместо заранее установленного стандарта;
♦ использование прозрачной и понятной для всех системы признания результатов образования в каждом модуле;
♦ неприемлемость исключительно государственного контроля качества образовательных программ.
Главные субъекты регулирования образовательного рынка - профессиональное сообщество и потребители. Идея гибких и принципиально «неза-вершаемых» образовательных траекторий становится центральной, ориентирующей на внедрение инноваций во все элементы многокомпонентной образовательной системы, включающей базовое и дополнительное, формальное и неформальное образование.
На основе новых механизмов финансирования и значительного расширения возможностей исследовательской работы в высшей школе постепен-
но будет происходить обновление и омоложение сложившегося корпуса преподавателей. Для тех, кто демонстрирует высокий уровень квалификации и научного потенциала, базовая зарплата будет дополняться целой системой грантов и доплат, которые в совокупности смогут обеспечить уровень вознаграждения, сопоставимый с зарубежными университетами и российским бизнесом. Доля преподавателей высшей школы, вовлеченных в научные исследования, возрастет с 16% в 2007 г. до 35% в 2015 г. и 42% - в 2020 г. При этом в федеральных исследовательских университетах эти показатели составят соответственно 65% и 75%.
Изменится само представление о «нормальной » карьере преподавателя. Привычной станет возможность начинать преподавательскую деятельность, уже имея опыт работы в других областях, и сочетать преподавание с иной деятельностью. Для формирования единого российского рынка научных
работников и преподавателей высшей школы будут введены стартовые гранты, кроме того, будет предусмотрена отраслевая ипотека для молодых преподавателей.
Государство будет стимулировать международную и отечественную академическую мобильность преподавателей, включая финансирование долгосрочных научных стажировок аспирантов и преподавателей и контрактов российских университетов с перспективными зарубежными преподавателями. При этом мобильность будет предполагать и гибкость карьеры преподавателя вуза: возможность перехода в бизнес-сектор (и приход из него) на разных этапах карьеры, а также возможность гибкого сочетания работы в академическом и бизнес-секторах.
Мобильности и распространению новых идей будет способствовать выделение молодым исследователям и преподавателям целевых грантов, не «привязанных» к конкретному вузу: исследователь, получивший долгосрочный федеральный грант, сам выбирает место работы («деньги следуют за преподавателем»). У вузов появится стимул к привлечению таких преподавателей и исследователей и к обеспечению достойных условий для их работы.
Для поддержки наиболее талантливых студентов, для закрепления их последующего академического выбора планируется создать институт целевых магистров и аспирантов. Им будет выплачиваться стипендия в размере средней заработной платы в экономической сфере. К 2015 г. эта система будет охватывать 20% магистров и 35% аспирантов федеральных исследовательских университетов, а к 2020 г. -25% и 50% соответственно.
При этом будут поддержаны профессиональные ассоциации профессоров и исследователей, создающих ус-
ловия и возможности для межуниверситетской кооперации на индивидуальном уровне, на уровне исследовательских команд и образовательных программ.
Намеченная системная трансформация отечественного образования станет возможной при создании новых организационно-экономических условий, которые предусматривают:
• введение налоговых льгот при финансировании получения образования физическими и юридическими лицами;
• перевод значительной части учреждений образования в статус автономных организаций; это расширит их экономические возможности, позволит более гибко использовать ресурсы, но вместе с тем увеличит ответственность за результаты;
• финансирование всех видов образовательных учреждений на основе «подушевого» принципа;
• создание гибкой системы заработной платы преподавателей, обеспечивающей ее сопоставимость со средним уровнем зарплаты в экономической сфере и стимулирующей преподавателей к повышению качества своей работы;
• поддержка академической мобильности, исследовательских парт-нерств университетов и бизнеса, инновационных образовательных программ за счет разработки нескольких специальных программ, обеспечиваемых целевыми грантами;
• конкуренцию образовательных учреждений разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств.
Станут значимыми следующие характеристики новой модели управления образованием:
■ реальное участие институтов общественного управления в управлении и в контроле качества образова-
ния как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровнях (наблюдательные советы, попечительские советы, школьные, управляющие советы);
■ предоставление учебными заведениями полной информации о своей деятельности и ресурсах на собственном сайте, входящем в национальный образовательный портал (образовательные программы, персональный состав преподавателей и их квалификация, бюджет учреждения, материально-техническая база, наличие библиотек, общежитий, спортивных сооружений, столовых). В свою очередь, национальный образовательный портал будет обеспечивать поиск и сопоставление такой информации, облегчая выбор для потребителей образования;
■ возрастание роли профессионального (академического) самоуправления высококомпетентных команд научно-педагогических кадров. Сообщество преподавателей и научных сотрудников будет одним из главных участников принятия решений и контроля качества в системе образования как на уровне педагогических коллективов и ученых советов, так и в виде воссозданных предметных профессиональных ассоциаций.
Императивом инновационного развития России является повышение качества отечественного инженерно-технического образования. В настоящее время значение инженерного образования и науки как ключевых факторов развития инновационной экономики России признано на уровне целого ряда основополагающих государственных документов. Правительством сформирован комплекс мероприятий, конкретизировавший задачи по совершенствованию содержания и технологий образования, структуры образовательной системы, организа-
ционно-финансовых механизмов и законодательной базы сферы образования, а также по укреплению связей образования, науки, производства и рынка труда.
Провозглашённый в России переход на инновационный путь развития обусловил постановку перед инженерными вузами новой задачи - стать центрами инновационной активности в регионах и промышленных секторах реального бизнеса. С этой целью реализуется приоритетный национальный проект «Образование», в рамках которого на конкурсной основе финансируются программы развития ведущих технических вузов с целью повышения уровня проводимых исследований и разработок, модернизации образовательных программ, обеспечения академической и профессиональной мобильности научно-педагогических кадров. Апробируется модель создания региональных учебно-научно-инновационных комплексов и осуществляется государственная поддержка университетов, активно внедряющих инновационные образовательные программы.
Наряду с безусловно актуальным для всех вузов решением проблемы коренной модернизации материально-технической базы, все инновационные программы предусматривают развитие гибкой уровневой подготовки с использованием модульного построения образовательных программ, системы зачётных единиц (кредитов), эффективных методов менеджмента качества, активных технологий обучения в условиях энергично развивающейся современной информационной среды. Важнейшими результатами совершенствования образовательных программ можно назвать разработку, методическое и материально-техническое обеспечение новых магистерских программ, являющихся результатом совместной работы со стратегическими
партнёрами в профильных отраслях промышленности. Инновационные научно-методические решения, полученные вузами в рамках реализации приоритетного национального проекта, находят своё отражение в государственных образовательных стандартах нового поколения, что является важным системным результатом национального проекта.
Направленность инновационных образовательных программ технических университетов на научное и кадровое обеспечение приоритетных направлений развития техники и технологий обусловила включение в комплекс решаемых задач выполнение образовательных проектов по целенаправленному формированию у выпускников, а также у персонала вузов и бизнес-партнёров базовых знаний по инновационному менеджменту в сфере высоких технологий, управления жизненным циклом наукоёмкой продукции, маркетинга и коммерциализации результатов разработок.
Кроме собственно образовательных инноваций, значимыми результатами вузовских проектов являются преобразования в научно-технологической сфере, позволяющие существенно повысить степень вовлеченности персонала и студентов в инновационную деятельность, обеспечить актуализацию подготовки на основе интеграции обучения, научных исследований и реальной профессиональной практики. В рамках приоритетного национального проекта осуществлена значительная трансформация институциональной структуры вузов-участников, формируются элементы инновационной инфраструктуры с участием региональных органов власти и стратегических бизнес-партнёров. Создаваемая материально-техническая и технологическая база инновационных подразделений в значительной
степени формируется на условиях частно-государственного партнёрства и имеет, как правило, «двойное назначение»: учебный процесс и научно-инновационные разработки рыночного характера.
Для повышения инновационного потенциала высшей школы большое значение имеет эффективное распространение лучших практик, используемых вузами - участниками проекта для повышения их инновационной активности и инвестиционной привлекательности (центры компетенций, центры коллективного пользования, научно-образовательные центры, учебно-научные полигоны, бизнес-инкубаторы, технопарки, механизмы частно-государственного партнёрства, взаимодействие с технико-внедренческими зонами и др.).
Гарантией устойчивости результатов приоритетного национального проекта служит сформированная в ходе его выполнения инвестиционная привлекательность вузов для их стратегических партнёров, обусловленная заинтересованностью в высококвалифицированных кадрах и актуальных научно-технологических разработках. Решающее значение имеет и государственная поддержка системных мер по дальнейшему развитию и распространению инновационных практик в высшей инженерной школе страны [3]. Одним из источников ресурсной поддержки инновационных образовательных проектов, направленных на развитие содержания образования, образовательных, в том числе и информационных, технологий, на совершенствование управления и сетевого взаимодействия вузов, является Федеральная целевая программа развития образования. Поддержка научных исследований и инновационной инфраструктуры, созданной инженерными вузами и эффективно функционирующей в мас-
штабе регионов или отраслей промышленности, осуществляется также в рамках других федеральных целевых программ.
Приоритетный национальный проект явился основанием и стимулом для дальнейшего использования принципов адресной государственной поддержки инновационных преобразований в системе высшей инженерной школы. В 2009 г. проведен конкурсный отбор 14-ти исследовательских университетов, программы развития которых до 2018 г. в приоритетном порядке будут поддерживаться государством. Перед этими университетами поставлена задача сформировать эффективные научно-образовательные кластеры инновационной направленности на основе интеграции с академической наукой, малым и средним инновационным бизнесом, стратегическими партнёрами в лице крупных корпораций. Впервые в российской практике приняты законы, позволяющие университетам формировать эндаумент (целевой капитал), выступать учредителями фирм малого наукоёмкого бизнеса, что существенно активизирует деятельность университетских бизнес-инкубаторов и технопарков. В рамках специальных государственных программ в университетах создаются, например, научно-образовательные центры в области нанотехнологий и наноматериа-лов, мощные вычислительные центры с суперкомпьютерами, центры коллективного пользования уникальным исследовательским оборудованием, поддерживаются ведущие научные школы и меры по повышению квалификации и мобильности кадров.
Подготовка студентов профессиональных образовательных учреждений, ориентированная на формирование творческого потенциала и профессиональной компетентности выпуск-
ников современных образовательных программ, отвечает потребностям устойчивого развития экономики России. Качество жизни современного общества и всех его членов зависит от уровня профессиональной компетентности и личной ответственности каждого участника профессиональной жизни. Мы поддерживаем происходящие в системе профессионального образования трансформации, которые направлены на повышение качества образовательных услуг. Одновременно с этим хотелось бы подчеркнуть, что в широком плане стратегия развития высшего образования должна формироваться не только исходя из представления о нем как о производителе образовательных и иных услуг. Систему высшей школы необходимо рассматривать как творческую среду, социокультурная функция которой заключается в воспроизводстве знаний и ценностей, создании концепций, теорий, методологии, технологий [4]. В научно-образовательном процессе реализуются не только отношения «производитель -потребитель услуги », но и, прежде всего, отношения профессионального сотрудничества, результатом которого являются новый уровень профессиональной компетентности участников, а также целый ряд общественно значимых интеллектуальных продуктов.
Литература
1. «О приоритетных направлениях развития
образовательной системы Российской Федерации».Приоритетные направления развития образования на 2006-2010 годы (одобрены Правительством РФ на заседании 9 декабря 2004 г.). URL: http:// www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/mpk-5.html
2. Концепция долгосрочного социально-эко-
номического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от
17 ноября 2008 г. № 1662-р.). URL: www.mon.gov.ru 3. Концепция Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы. Утверждена распоря-
жением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. №440-р. URL: www.fcpk.ru 4. Жураковский В.М, Сазонова З.С. Подготовка преподавателя высшей школы — стратегическая задача // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 38-44.
ZHURAKOVSKY V., SAZONOVA Z. ESSENTIAL AND TOPICAL QUESTIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION MODERNIZATION
The problems of correspondence between the developing processes of Russian education modernization and formation of national innovative economy were discussed during the annual inter-university seminar «Innovative pedagogical technologies in engineering education» (Moscow State Automobile and Road Technical University, March 2010). The basic ideas of the reports submitted at the seminar are represented in the publication.
Keywords: modernization of education; innovative economy; model of continuous education; scientific-pedagogical staff; engineering education tasks; educational service; creative educational environment.
А.М. НОВИКОВ, профессор, академик РАО
Проблемы подготовки кадров для постиндустриальной экономики
В средствах массовой информации широко обсуждается вопрос о том, что экономика России возрождается, а система профессионального образования не обеспечивает ее необходимыми кадрами. В том числе экономика столкнулась с острым дефицитом квалифицированных рабочих, инженеров, техников и т.д. Это действительно так. Дело, однако, в том, что в представлениях многих людей -как работников профессионального образования, так и представителей разных администраций, экономических и социальных элит - подразумевается, что происходит возрождение прежней индустриальной экономики с ее гигантскими заводами и фабриками, поточно-массовым производством, с преобладанием промышленных рабочих в общей численности занятого населения и т.п.
А вот это - опасное заблуждение! К чему приводят попытки сохранить, «возродить » прежнюю индустриальную экономику, наглядно видно на печальной судьбе отечественной авиационной промышленности. Во всем мире остались всего две крупные авиастроительные компании: американский «Боинг» и франко-германский «Эрбас индастри ». Эти фирмы, перестроив и сконцентрировав производство, вытеснив с мировых рынков конкурентов, собирают сегодня по одному пассажирскому авиалайнеру в день. Вся российская авиационная промышленность с многочисленными КБ - все вместе собирают в лучшем случае один самолет в месяц! Сохранение такой индустрии бессмысленно.
Между тем в стране параллельно идет рождение и развитие совершенно иной - постиндустриальной экономики! Перестройка структуры экономики вызывает необходимость соответствующей перестройки структуры профессионального образования.