Научная статья на тему 'Social-media marketing на российском рынке: особенности применения'

Social-media marketing на российском рынке: особенности применения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
426
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SMM ПРОДВИЖЕНИЕ / SMM PROMOTION / ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ / INTERNET PLATFORM / ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА / ELECTRONIC ENVIRONMENT / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ / ONLINE SERVICES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Батикова Регина Олеговна, Изакова Наталья Борисовна

В статье рассматриваются некоторые особенности применения Social-media marketing на российском рынке. В первую очередь, авторы подчеркивают актуальность использования социальных сетей для продвижения товаров и услуг (Social-media marketing). Описаны преимущества применения такой формы маркетинга по сравнению с традиционным. Далее определены основные интернет-платформы, актуальные для продвижения компании именно среди русскоязычной аудитории, которые позволяют интенсифицировать деятельность организаций, привлечь новых клиентов. В качестве примера использования Social-media marketing продвижения изучена и описана деятельность ПАО «Сбербанк России» как представителя крупного бизнеса в интернет-пространстве. Выявлено, что «Сбербанк России» является лидером по количеству используемых социальных медиа по сравнению со своими главными конкурентами. Кроме того, банк активно применяет другие возможности сети интернет: онлайн-банкинг «Сбербанк Онлайн» и SMS сервис «Мобильный банк», а также обладает крупнейшей в мире сетью банкоматов и терминалов обслуживания. Сделан вывод, что активное освоение интернет-пространства является одной из основных технологий ведения бизнеса, позволяющей сохранять лидерские позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-MEDIA MARKETING ON THE RUSSIAN MARKET: FEATURES OF APPLICATION

In this article some features of Social-media marketing application in Russia are considered. First of all, the authors emphasize the urgency of social networks using to promote goods and services (Social-media marketing). The advantages are described of applying this form of marketing in comparison with the traditional one. Further, the main Internet platforms are identified, which are relevant for promoting the company among the Russian-speaking audience, which allow to intensify the activities of organizations, attract new customers. As an example of the Social-media marketing promotion using, the "Sberbank of Russia" (PJSC) activity has been studied and described as a representative of large business in the Internet space. It was revealed that "Sberbank of Russia" is the leader in the number of used social media in comparison with its main competitors. In addition, the Bank is using actively other opportunities of the Internet: online banking "Sberbank Online" and SMS service "Mobile Bank", and also has the world's largest network of ATMs and service terminals. The conclusion is made that the active development of the Internet space is one of the main business technologies, which allows maintaining leadership positions.

Текст научной работы на тему «Social-media marketing на российском рынке: особенности применения»

redactor@ progress-human.com

Ссылка для цитирования этой статьи:

Батикова Р.О., Изакова Н.Б. Social-Media Marketing на российском рынке: особенности применения // Human Progress. - 2017. - Том 3, № 7 [Электронный ресурс] URL: http://progress-human.com/images/2017/tom3_7/Batikova.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

УДК 339.138

SOCIAL-MEDIA MARKETING НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Батикова Регина Олеговна

Студент профиля международный менеджмент ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

batikova@list.ru ул. 8-е Марта, 62 - 755, г.Екатеринбург, РФ, 620219 +7 (343) 221-27-46

Изакова Наталья Борисовна

Старший преподаватель кафедры маркетинга и международного менеджмента ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

izakovan@gmail.com ул. 8-е Марта, 62 - 755, г.Екатеринбург, РФ, 620219 +7 (343) 221-27-46

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые особенности применения Social-media marketing на российском рынке. В первую очередь, авторы подчеркивают актуальность использования социальных сетей для продвижения товаров и услуг (Social-media marketing). Описаны преимущества применения такой формы маркетинга по сравнению с традиционным. Далее определены основные интернет-платформы, актуальные для продвижения компании именно среди русскоязычной аудитории, которые позволяют интенсифицировать деятельность организаций, привлечь новых клиентов. В качестве примера использования Social -media marketing продвижения изучена и описана деятельность ПАО «Сбербанк России» как представителя крупного бизнеса в интернет-пространстве. Выявлено, что «Сбербанк России» является лидером по количеству используемых социальных медиа по сравнению со своими главными конкурентами. Кроме того, банк активно применяет другие возможности сети интернет: онлайн-банкинг «Сбербанк Онлайн» и SMS сервис «Мобильный банк», а также об-

4<. ¿

redactor@ progress-human.com

ладает крупнейшей в мире сетью банкоматов и терминалов обслуживания. Сделан вывод, что активное освоение интернет-пространства является одной из основных технологий ведения бизнеса, позволяющей сохранять лидерские позиции.

Ключевые слова: SMM продвижение; интернет-платформы; электронная среда; социальные сети; онлайн-сервисы.

JEL коды: М 30; М 31.

Введение.

Социальные сети в современном обществе стремительно набирают популярность. Потребители проводят в сети большую часть своего времени, доверяя электронным масс-медиа и партнёрам по сетевому общению. Поэтому производителям товаров и услуг следует изменять пути продвижения, концентрировать свои усилия на интенсификации взаимоотношений с целевой аудиторией. В современной экономике России идет активное перемещение усилий в области продвижения товаров в электронную среду. Эффективность Social-media marketing (SMM) продвижения уже испытали на себе и потребители, и производители в туризме и сфере гостеприимства [1; 2], здравоохранении [3], спорте [4] и других сферах бизнеса. Оно удобно и не сдерживает свободу времяпровождения потребителей в интернет-пространстве.

Целью написания настоящей статьи является анализ особенностей применения Social-Media Marketing на российском рынке и эффективности его использования лидером банковского сектора страны - ПАО «Сбербанк России».

Основные интернет-платформы, позволяющие интенсифицировать маркетинг

В современном мире Social-media marketing понимают, как процесс привлечения возможных потребителей и увеличение внимания к бренду товара или услуги, посредством интернет-ресурсов, востребованных в обществе. Это способ продвижения фирмы путем ее вовлечения в социальные медиа. Компания может создать свой контент в social-media, который бы представлял основную информацию о ней, о товарах и услугах, которую люди в социальных сетях добровольно размещали бы и распространяли без участия самого маркетолога [5]. Маркетинговая концепция управления предприятием предполагает интеграцию маркетинга во все сферы деятельности компании. Интернет становится наиболее доступным и актуальным источником маркетинговой информации. На современном этапе рассматривается необходимость создания интегрированной маркетинговой информационной системы (ИМИС), которая обеспечивает многоцелевое использование маркетинговой информации в разных функциональных сферах управления и принятия решений [6]. SMM платформы также могут

быть использованы в качестве источника маркетинговой информации при формировании ИМИС предприятия.

Как известно, со стороны потенциальных потребителей вызывает больше доверия именно контент компании, распространяемый в соцсетях. Человек доверяет своему интернет-окружению, которые в свою очередь размещают информацию о деятельности компании на своих страницах. Такая информация не расценивается как реклама, практически нет так называемого отторжения. Зачастую наоборот интернет-контент привлекает внимание и интерес аудитории. Информация распространяется быстро среди высоко восприимчивых пользователей. Данный процесс можно назвать «из уст в уста», только уже в более инновационном формате [7, с. 87]. Преимуществом SMM продвижения является возможность более точечно воздействовать на целевую аудиторию, а именно концентрируя все усилия на интернет- площадки, где эта аудитория более всего представлена. Возникает возможность учитывать демографические, психографические и поведенческие характеристики потенциальных потребителей. Через социальные сети появляется более тесное взаимодействие с аудиторией. Обратная связь позволяет узнать компании мнение потребителей, на основе которых в дальнейшем будет совершенствоваться или внедряться новый товар или услуга [7, с. 87].

Можно выделить основные SMM-платформы, актуальные именно для продвижения компании среди русскоязычной аудитории. Это такие социальные сети как «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир», «Instagram», «Facebook», «Google+», а также блогосферы «Twitter», «Живой журнал», «YouTube».

SMM продвижение, само по себе, является очень динамичным процессом. Интересы аудитории постоянно меняются, и необходимо следить за данными изменениями, совершенствовать и создавать что-то новое, что могло бы заинтересовать потребителей, и чтобы они продолжали посещение сообществ компании [8]. Стоит уточнить, что social-media marketing используется не только для продвижения каких-либо товаров и услуг компании, но и способствует актуализации основного сайта фирмы.

Крупный бизнес один из первых начал использовать социальные сети для продвижения, решая такие маркетинговые задачи как: брэндинг, повышение информативности целевой аудитории, формирование лояльности и доверия со стороны потребителей, отслеживание мнений. Главной особенностью SMM в этой сфере является работа сразу на нескольких интернет-площадках, охватывая большой круг потребителей. Очень большое внимание уделяется репутационному аспекту. Проводится мониторинг комментариев, своевременное выявление негатива в сторону компании и ее продукции. Проводятся мероприятия по устранению возникших проблем и по предотвращению последующих. По статистике наибольшую актив© Р.О.Батикова, Н.Б.Изакова 3

ность в социальных сетях из представителей крупного бизнеса проявляют: застройщики жилых и офисных зданий, крупные производители, банки и другие финансовые структуры, киностудии, сетевые операторы услуг, торговые сети [9, с.21].

В качестве примера использования SMM продвижения рассмотрим деятельность ПАО Сбербанк как представителя крупного бизнеса в интернет-пространстве. В сегодняшнем Сбербанке ничего не напоминает о сберегательных кассах, функции которых он выполнял значительную часть времени своего существования. Сбербанк не только шагает в ногу с современными тенденциями, неся при этом титул старейшего и крупнейшего банка России, но и опережает их, быстро ориентируясь в стремительно изменяющихся технологиях и потребностях клиентов. У онлайн-банкинга «Сбербанк Онлайн» и SMS сервиса «Мобильный банк» более 30 миллионов активных пользователей в каждой из двух данных услуг, число которых постоянно растет. 18 миллионов пользователей у мобильного приложения «Сбербанк Онлайн», которые составляют в основном молодежь и продвинутую часть зрелого населения до 50 лет. Так же Сбербанк обладает крупнейшей в мире сетью банкоматов и терминалов обслуживания (более 90 тысяч устройств) [10, с.12].

Банк активно работает в социальных сетях для повышения интереса к предлагаемым услугам. Использует такие сети как Facebook, ВКонтакте, Twitter, Instagram, Одноклассники, YouTube. В каждой из них Сбербанк транслирует последние новости из жизни организации, представляет новинки услуг. Если сравнивать социальные сети, которые использует Сбербанк для своей деятельности, по степени информативности, то можно выделить 3 основных лидера: ВКонтакте, Facebook и Одноклассники. Сообщества содержат максимальный размер информации по деятельности банка [9, с.21]. Сбербанк преуспел в привлечении клиентов через интернет. Например, по Курганской области за неделю привлекается через интернет около 500 клиентов, что в несколько раз меньше данного показателя по Свердловской области

Сбербанк использует в своей работе 6 интернет-платформ. Если сравнивать с главными конкурентами, то он является лидером по количеству используемых социальных медиа. На Рисунке 1 представлена наглядная диаграмма распределения количества актуальных социальных медиа конкурентами Сбербанка.

[8, с.43].

redactor@ progress-human.com

Сбербанк ВТБ 24 Альфа-Банк СИТИбанк

Рис. 1: Количество актуальных социальных сетей в деятельности банков [8, с.43]

Интернет стал полностью функциональным рекламным инструментом, со своими специфическими особенностями, способным конкурировать с традиционными видами рекламы, но при этом не требующий больших финансовых затрат [11, с.121].

Заключение

Стоит отметить, что на сегодняшний день именно интернет-пространство является одним из основополагающих типов продвижения и привлечения потребителей. Современный человек практически не выходит из состояния «онлайн» и ему гораздо удобнее воспринимать рекламу и информацию непосредственно через интернет.

Любая существующая на рынке компания может адаптировать SMM продвижение под свою специфику. Для каждого сегмента рынка данный комплекс маркетинга применяется с учетом своих особенностей. Активное освоение интернет-пространства с целью продвижения товаров и услуг позволяет достигать и сохранять лидерские позиции в бизнесе, что подтверждается опытом ПАО «Сбербанк России».

Литература

1. Cimbaljevic, M. Social media marketing in tourism and hospitality // Annals of Tourism Research. - 2015. - Т.: 54. - С.: 236-238.

2. Hardesty, Sh. Agritourism operators embrace social media for marketing // California Agriculture. - 2011. - Т.: 65, Вып.: 2. - С.: 56-56.

3. Malvey, D.; Beardsley, A.; Howse, P.K.; и др. Healthcare marketing and social media // Handbook of Healthcare Management. - 2015. - С.: 235-254.

4. Peetz, T.B. Social Media in Sport Marketing // Sport Management Review. - 2014. - Т: 17, Вып.: 3. - С.: 390-390.

5. Social-media marketing: вопросы актуальности применения / Бондаренко В.А., Азизов ВВ./ Концепт 2014/ Спецвыпуск №17/ ART145713, с.19.

6. Изакова, Н.Б. Формирование интегрированной маркетинговой информационной системы производственного предприятия / Материалы VIII международной научной конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов «Инновации в создании и управлении бизнесом», Москва, РУДН. - 2016. - с.30.

7. Албитов, А. Facebook: как найти 100 000 друзей для вашего бизнеса бесплатно. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. — 140с.

8. Бернадский, С. Продающиеся тексты. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 140с.

9. Ермолова, Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 358с.

10. Кабани, Ш. SMM в стиле дзен. — М.: Питер, 2012. — 240с.

11. Кононов, Н. Код Дурова. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. —262 с.

SOCIAL-MEDIA MARKETING ON THE RUSSIAN MARKET:

Natalia Lzakova

Senior Lecturer of the Marketing and International Management Department in Ural State

University of Economics Yekaterinburg, Russia

Abstract: In this article some features of Social-media marketing application in Russia are considered. First of all, the authors emphasize the urgency of social networks using to promote goods and services (Social-media marketing). The advantages are described of applying this form of marketing in comparison with the traditional one. Further, the main Internet platforms are identified, which are relevant for promoting the company among the Russian-speaking audience, which allow to intensify the activities of organizations, attract new customers. As an example of the Social-media marketing promotion using, the "Sberbank of Russia" (PJSC) activity has been studied and described as a representative of large business in the Internet space. It was revealed that "Sberbank of Russia" is the leader in the number of used social media in comparison with its main competitors. In addition,

FEATURES OF APPLICATION

Regina Batikova Student in Ural State University of Economics Yekaterinburg, Russia

redactor@ progress-human.com

the Bank is using actively other opportunities of the Internet: online banking "Sberbank Online" and SMS service "Mobile Bank", and also has the world's largest network of ATMs and service terminals. The conclusion is made that the active development of the Internet space is one of the main business technologies, which allows maintaining leadership positions.

Keywords: SMM promotion; Internet platform; electronic environment; social networks; online services.

JEL Code: M 30; M 31.

References:

1. Cimbaljevic, M. Social media marketing in tourism and hospitality // Annals of Tourism Research. - 2015. - T.: 54. - p.: 236-238.

2. Hardesty, Sh. Agritourism operators embrace social media for marketing // California Agriculture. - 2011. - T.: 65, Issue: 2. - p.: 56-56.

3. Malvey, D.; Beardsley, A .; Howse, P.K .; and others. Healthcare marketing and social media // Hand-book of Healthcare Management. - 2015. - p.: 235-254.

4. Peetz, T.B. Social Media in Sport Marketing // Sport Management Review. - 2014. - T: 17, Issue 3. - p.: 390-390.

5. Social-media marketing: issues of relevance of application / Bondarenko, V.A., Azizov, V.V. / Concept 2014 / Special Issue 17 / ART145713, p.19.

6. Izakova, N.B. Formation of an integrated marketing information system of a manufacturing enterprise / Proceedings of the VIII International Scientific Conference of Teachers, Staff and Graduate Students "Innovations in the Creation and Management of Business", Moscow, RUDN. - 2016. -p.30.

7. Albitov, A. Facebook: how to find 100 000 friends for your business for free. - M: Mann, Ivanov and Ferber, 2011. - 140 p.

8. Bernadsky, S. Selling texts. - M: Mann, Ivanov and Ferber, 2012. - 140 p.

9. Ermolova, N. Promoting business in social networks. - M: Alpina Pablisher, 2013. - 358 p.

10. Kabani, Sh. SMM in the style of Zen. - M: Peter, 2012. - 240s.

11. Kononov, N. The code of Durov. - M: Mann, Ivanov and Ferber, 2012. -262 p.

Contact

Regina Batikova

Ural State University of Economics

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

62-755, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia batikova@list.ru

Natalia Izakova

Ural State University of Economics

62-655, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia

izakovan@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.