Научная статья на тему 'Social category «Way of living»: notion, development, components'

Social category «Way of living»: notion, development, components Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
126
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Romanova Ilona

There are philosophic and sociological definition of the notion «way of living». There are also main stages of its development. It is proved that this category allows to use systems approach concerning activity of society, social groups and individuals. The article considers the main components of the category «way of living».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Social category «Way of living»: notion, development, components»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 517.51

И.В. Романова, к. социол. н., декан факультета довузовского и дополнительного образования,

ЗИП СибУПК

СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ «ОБРАЗ ЖИЗНИ»: ПОНЯТИЕ, РАЗВИТИЕ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Научные интересы: социальная геронтология, гендерология, социальные проблемы женского одиночества

Дано философское и социологическое толкования понятия «образ жизни». Описаны основные этапы его развития. Показано, что данная категория позволяет использовать системный подход к анализу жизнедеятельности общества, социальных групп и индивидов. Рассмотрены основные составляющие, входящие в категорию «образ жизни» ■

I. Romanova, dean of faculty of pre-high school and additional education, ZIE SibUCU (Zabaikalye Institute of Enterpreneurship of Sibirean User Cooperation University)

SOCIAL CATEGORY «WAY OF LIVING»: NOTION, DEVELOPMENT, COMPONENTS

There are philosophic and sociological definition of the notion «way of living». There are also main stages of its development. It is proved that this category allows to use systems approach concerning activity of society, social groups and individuals. The article considers the main components of the category «way of living».

* * *

Категория «образ жизни» широко используется представителями различных дисциплин, связанных с изучением общественной и культурной жизни людей: экономики, социологии, социальной психологии, геронтологии, истории, теории культуры и т.п. Сегодня это понятие функционирует как социально установившаяся научная категория. Возрастание интереса к социокультурной жизнедеятельности людей в связи с их образом жизни обусловлено как об-

щественно-практическими, так и научнотеоретическими факторами.

Актуальность изучения образа жизни людей в современных условиях связана, прежде всего, с практикой целенаправленных социокультурных изменений. За время существования каждого общества постепенно происходит становление, а затем развитие специфичных для него форм экономической, политической, культурной жизни людей. Изменение условий жизнедеятельности членов

общества влечет за собой изменение способов ее организации, т.е. образа жизни. Иными словами, можно говорить о чертах и особенностях образа жизни, специфичных для изучаемого общества [1].

Обратимся к трактовке понятия «образ жизни», приведенного в энциклопедической статье Г.Е. Глезермана. В ней сказано, что это понятие применяется в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. Образ жизни определяется существенными чертами и особенностями определённой общественно-экономической формации. Так, например, говорят о буржуазном образе жизни, о социалистическом образе жизни. Внутри данной формации, в свою очередь, различают особенности образа жизни того или иного класса, социального слоя, городского и сельского населения. Все существующие в обществе социальные различия - между классами и социальными слоями, между городом и деревней, между людьми умственного и физического труда, между квалифицированными и неквалифицированными работниками - находят своё отражение в их образе жизни.

Это даёт основание говорить о различных видах (или подвидах) образа жизни внутри каждого общества, причём некоторые из них могут находиться даже в отношении противоположности друг к другу (например, при капитализме паразитический образ жизни буржуа, особенно рантье, и образ жизни трудового человека; городской образ жизни, сельский образ жизни и т.д.).

Образ жизни охватывает все существенные сферы деятельности людей: труд, формы его социальной организации, быт, формы использования людьми своего свободного времени, их участие в политической и общественной жизни, формы удовлетворения их материальных и духовных потребностей, вошедшие в повседневную практику нормы и правила поведения. Поэтому на образе жизни сказываются не только эконо-

мические отношения, но и общественнополитический строй, культура и мировоззрение людей. В свою очередь, образ жизни людей оказывает решающее влияние на их образ мыслей.

В развитии категории «образ жизни» можно выделить несколько этапов. Её возникновение и формирование происходило в 20-60-е гг. ХХ в. в рамках философии. Среди ведущих исследователей в данной области можно отметить В.И. Левыкина, Л.В. Сохань, В.И. Толстых. Обобщённое понимание, выработанное философами, состоит в следующем: образ жизни можно определить как «устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, которые характеризуют особенности их общения, поведения и склада мышления в сферах труда, общественнополитической деятельности, быта и досуга» [2]. Однако на сегодняшний день, несмотря на широкое смысловое содержание и большие познавательные возможности данной категории, она практически не используется в философском анализе. Причина такого положения дел, видимо, состоит не столько в недостатках самой концепции образа жизни, сколько в особенностях её применения в советское время. В советский период «образ жизни» преимущественно выступал как понятие операциональное, применяемое для сопоставительного анализа двух противоположных социальных систем - социалистической и капиталистической, причём результаты такого сравнения часто были некорректны. Как замечает А.А. Возьмитель, «изучение проблематики образа жизни было начато и развивалось долгое время под знаком усиления идеологической борьбы» [3].

В последние годы произошли существенные изменения во взаимоотношениях между официальной властью и наукой, последняя стала гораздо менее идеологизированной.

С 60-х гг. прошлого столетия началось активное изучение образа жизни социолога-

ми (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, И.С. Мансуров). В отличие от психологии, концентрирующейся на отдельном индивиде, субъектом категории «образ жизни» для социолога выступают преимущественно большие социальные общности (народы, социальные классы, социально-профессиональные группы, общности по типу поселения и другие). Как правило, в социологических исследованиях рассматриваются такие обобщённые показатели, как «уровень жизни», «качество жизни», «социальное благополучие», преобладающие ценности, стереотипы социальной группы и т.д. [4].

Образ жизни - понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов. Термин активно использовался на протяжении 70-х - начала 80-х гг. и практически исчез из научного оборота во второй половине 80-х гг.: он использовался как понятие прикладной социологии для фиксирования реальных результатов исследований, выводивших на уровень повседневной жизни индивидов (как определенной целостности или отдельных ее достаточно автономных подсистем типа комплекса потребностей) [2].

Образ жизни в марксистской социологии - интегральное общественное явление, в котором проявляются производственнотехнические, экономические, социальные, политические, социокультурные и идеологические процессы, происходящие в обществе.

Это самостоятельная и очень важная категория. Она позволяет использовать системный подход к анализу жизнедеятельности общества, социальных групп и индивидов, объяснить качества его диалектического развития. Методологической основой такого понимания образа жизни служит известное высказывание К. Маркса и Ф. Энгельса, писавших в «Немецкой идеологии», что «... способ производства надо рассматривать не только с той стороны, что он яв-

ляется воспроизводством физического существования индивидов. В еще большей степени, это - определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды - это зависит, следовательно, от материальных условий их производства». В сходном смысле классики марксизма-ленинизма нередко употребляли и понятие «уклад жизни», которое можно рассматривать как совокупность объективных компонентов «образа жизни».

В зарубежной социологии сложилась иная традиция. Образ жизни определяется как часть, сторона культуры, которая считается более фундаментальным понятием. Современные социологи, в основном, согласны с тем, что понятие культуры гораздо шире, чем понятие «образ жизни».

Традиции, обычаи, нормы поведения, нравы и ценности составляют основу как культуры, так и образа жизни. Разница лишь в том, что понятие «культура» выражает возвышенную, духовную сторону этой совокупности элементов, а «образ жизни» - повседневную, материально-практическую сторону. Любую культуру можно рассматривать как традиционный образ жизни, выраженный в специфическом наборе обычаев, институтов и артефактов. Разнообразие культур выражает разнообразие образов жизни.

Образ жизни людей описывает структуру мышления и поведения, т.е. ценности, верования и правила поведения, формы экономической деятельности, условия труда и быта, состояние религиозной и культурной жизни, образование, экологию и многое другое. Образ жизни - это общая формула каждодневного бытия личности, типичные, часто практикуемые нормы поведения людей,

способ их деятельности в труде и быту, в производстве и потреблении как материальных, так и духовных ценностей.

Образ жизни выражает одновременно типичное и специфическое. Он отражает не культурное наследие, а текущую жизнь, не столько материальные артефакты, сколько социальные нормы, обычаи, ценности простых людей. Образ жизни - это заведенный порядок, или уклад жизни: привычка рано вставать или поздно ложиться, курить натощак, одеваться дома во все старое, покупать продукты на оптовом рынке, а не в магазине, по выходным бегать в лес или каждый день делать зарядку, читать перед сном и многое другое.

Культура и образ жизни настолько увязаны друг с другом, что порой их невозможно разделить. Специалисты утверждают, что корни культуры лежат в повседневном опыте людей, который строится на коллективных привычках, правилах и нормах поведения. Последние, образно говоря, представляют собой строительные кирпичики и культуры, и образа жизни.

Нередко происходит смешение понятий «образ жизни» и «условия жизни». Между тем, «условия жизни» - по существу, все опосредующие и обуславливающие образ жизни факторы, определяющие его или сопутствующие ему. К их числу следует относить материальные, социальные, политические, духовно-нравственные, культурные и другие условия, а также природные условия, которые, не являясь определяющими, оказывают на образ жизни влияние, часто достаточно существенное. Условия жизни - это материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни; образ жизни - деятельность, активность людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни.

В интегральную категорию «образ жизни» входят такие понятия, отсутствующие в культуре, как уклад жизни, уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. Эти понятия полу-

чили самое широкое распространение, некоторые из них могут применяться при условии их правильного, научно обоснованного толкования. Обобщающая категория «образ жизни» включает четыре составляющие, совместное использование которых позволяет достаточно полно ее охарактеризовать:

1) социально-экономическая (количественный аспект) - уровень жизни;

2) социально-психологическая - стиль жизни;

3) социально-экономическая (качественный аспект) - уклад жизни;

4) социологическая - качество жизни.

Категория «уровень жизни населения»

является одной из важнейших социальноэкономических категорий и используется в научной литературе, в правовых и нормативно-хозяйственных документах. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние.

Выделяется четыре градации уровня жизни населения [5]:

1) достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);

2) нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);

3) бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);

4) нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития. При

этом за критерий социального прогресса принимается благосостояние народа [6]. Особую значимость этот критерий приобретает в социально ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек.

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Условия жизни можно укрупненно разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия.

Условия быта - это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание.

Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время - часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны три аспекта изучения уровня жизни: применительно ко всему населению; к его социальным группам; к домохозяйствам с различной величиной дохода.

Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различают следующие социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др.

Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т.д. К основным социальным нормативам относятся минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-оди-ночкам, престарелым и др.).

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий, выступающих как обязанность государства обеспечить гражданам минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии; право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.); минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики - прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в благах и услугах - личных потребностях. Однако последние не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность

конкретного человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные [5].

Физиологические потребности являются определяющими - первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.

Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.

Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе -это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения.

Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Первые отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддерживания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Иррациональные потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности, по отношению к питанию.

Внешней формой проявления личных потребностей выступает потребительский спрос населения, хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.

Рассматривая следующую составляющую - стиль жизни - интегральной категории «образ жизни», следует отметить, что она не нова для социологии. Категория «стиль жизни» разрабатывалась еще социологами классического периода развития социальной мысли, в частности, М. Вебером, представлявшим стиль жизни как критерий социальной дифференциации, фактор, интегрирующий данную социальную группу и одновременно выступающий барьером, препятствующим переходу из одной группы в другую [7].

В современных словарях под стилем жизни понимают определенный тип, стандарт, отличную черту, характерную манеру поведения людей, субъективную сторону человеческой деятельности, выражающуюся в мотивах, формах и ориентациях решений, поступков, повседневном поведении индивида, его семьи, социальной группы или слоя. «Жизненный стиль» (или «стиль жизни») - исторически изменчивая и исторически обусловленная категория, прошедшая путь трансформации от единого стиля жизни архаических обществ, характеризовавшихся естественной целостностью жизнедеятельности людей, к множеству стилей современного общества. Закономерности диверсификации поведения людей имеют универсальный характер в любом из обществ. Стили жизни в неоднородном обществе всегда многозначны.

Понятие «образ жизни» некоторыми буржуазными социологами подменяется понятием «стиль жизни», который рассматри-

вается как объект индивидуального выбора человека. По мнению американского социолога А. Тофлера, для века научно-технической революции характерно возрастающее разнообразие стилей жизни. «Поэтому иностранец, попадающий ныне в американское, английское, японское или шведское общество наших дней, должен выбирать не из че-тырех-пяти основных классовых стилей жизни, но буквально из сотен различных возможностей» [8]. Другие буржуазные социологи утверждают, что растущее единообразие образов жизни (и богатые, и бедные якобы одинаково одеваются, курят одни и те же сигареты и т.д.) ведёт к стиранию классовых антагонизмов.

За внешней противоположностью этих точек зрения скрывается стремление отделить образ жизни от классовой принадлежности людей. Между тем, в обществе, расколотом на антагонистические классы, нет и не может быть единого образа жизни. Здесь, по словам В.И. Ленина, «у каждого общественного слоя свои «манеры жизни», свои привычки, свои склонности» [9].

Существует ряд причин, по которым необходимо изучать стиль жизни как самостоятельную научную категорию, среди таких причин следующие:

- во-первых, в одних и тех же условиях, при одинаковом уровне жизни люди организуют свою жизнь различными способами;

- во-вторых, люди не всегда действуют под давлением обстоятельств, «бросают вызов обстоятельствам, поступают вопреки или ориентируются в своих поступках не на обстоятельства, а на определенные ценности» [10].

Как субкатегорию, конкретизирующую категорию образа жизни, рассматривают стиль жизни А.П. Бутенко, А.С. Ципко, В.П. Киселев. Они считают, что стиль жизни - это «поведение личности, определяемое ею в соответствии с собственными потребностями и установками в пределах объективных возможностей, создаваемых типом и видом образа жизни» [11].

Многомерность понятия «стиль жизни» и широкий диапазон феноменов, составляющих его, породили множество классификаций жизненных стилей на основе самых разнообразных критериев, но все они соотносимы с личностными характеристиками (конформность, индивидуализм, агрессивность, альтруизм и т.д.), что указывает на специфику категории «стиль жизни» по отношению к стилю деятельности. При классификации последнего используются параметры, являющиеся характеристиками деятельности (результативность, эффективность, соотношение ориентировочных и исполнительских действий и т.д.).

Понятие «стиль жизни» обладает большей эвристической значимостью, так как позволяет значительно углубить понятие «образ жизни», детально рассмотреть влияние внутренних психологических факторов на развитие способа жизни личности и зафиксировать многогранность повседневного поведения людей в рамках единого для них образа жизни.

Понятие «стиль жизни» применяется для обозначения характерных специфичных способов самовыражения представителей различных социокультурных групп, проявляющихся в их повседневной жизни: в деятельности, поведении, отношениях. Показателями стиля жизни являются особенности индивидуальной организации приемов и навыков трудовой деятельности, выбор круга и форм общения, характерные способы самовыражения (включая демонстративные черты поведения), специфика структуры и содержания потребления товаров и услуг, а также организация непосредственной социокультурной среды и свободного времени. Это понятие тесно связано с общекультурным понятием моды.

Следовательно, стиль жизни - не составная часть образа жизни, а воплощение последнего на уровне личности, - это одна из конкретных его форм, посредством которой образ жизни доводится до реального

воплощения в действительность через индивидуальность личности. Отличие образа от стиля жизни и заключается в удельном весе индивидуального в них. Поскольку само существование стиля жизни основано, прежде всего, на индивидуальности, данное явление имеет право на изучение только в том случае, когда обеспечиваются реальные условия для осуществления индивидуальности в процессах жизни, когда можно говорить о сформированности высшего уровня индивидуальности - внутреннего мира личности, мира ее потребностей, ценностных ориентаций, представлений о людях и самой себе, когда уровень субъектности позволят сделать выбор из альтернативных путей жизни собственного.

Нами разделяется подход Е.Г. Пче-линцевой [12] к определению данной категории, согласно которому «стиль жизни семьи» -компонент образа ее жизни, характеризующий поведенческие особенности повседневной жизнедеятельности людей и их семей (в частности, ритм, интенсивность, темп жизни), а также социально-психологические черты быта и взаимодействия между людьми, которые нередко выражают национально-этнические и социально-

профессиональные черты социальной общности, группы.

Категория «стиль жизни семьи» выполняет не только функцию дифференцирующую, выделяя, во-первых, вариантное в образе жизни, но одновременно обобщающую, в частности, обобщение касается группы, определенного множества людей, одинаково ведущих себя, использующих общие, единые способы жизнедеятельности; во-вторых, стиль жизни семьи отражает не один из видов ее деятельности, а особенности ее образа жизни в целом; в-третьих, стиль жизни является научной категорией, которая фиксирует не единичное, случайное, а отражает устойчивое, повторяющееся в способе жизнедеятельности семьи на протяжении длительного отрезка времени.

К факторам, конструирующим жизненные стили семьи, Е.Г. Пчелинцева относит условия бытия, традиции и содержащиеся в них явные или латентные правила интерпретации, оценки жизненных феноменов, а также институциональные образования, характерные для доминирующих групп. При этом исходим из того, что ценности, нормы, каноны влияют на поведение людей лишь в той мере, в какой члены общества их активно разделяют либо пассивно признают. Она также считает, что мощным фактором стилевой дифференциации является ускоряющийся сегодня процесс глобализации.

Понятие «уклад жизни» характеризует конкретные исторические социально-экономические и политические аспекты культуры, в рамках которой разворачивается образ жизни ее носителей. В качестве показателей уклада жизни выступают характер собственности на средства производства, характер экономики, социальных отношений, ведущих идеологий, политической системы и т.п. Важнейшее значение имеет здесь также показатель урбанизации (соотношение городского и сельского населения).

Понятие «качество жизни» подразумевает степень удовлетворения потребностей и запросов более сложного характера, не поддающихся прямому количественному измерению, и выполняет социально-оценочную функцию по отношению к категории «образ жизни». К показателям качества жизни относятся характер и содержание труда и досуга, удовлетворенность ими, степень комфорта в труде и быту (включая качество жилых, производственных помещений и окружающей предметной среды); степень удовлетворенности личности знаниями, общественной активностью и саморазвитием, степенью реализации существующих в обществе моральных и нравственных ценностей. Сюда можно отнести также показатели средней продолжительности жизни, заболеваемости, естественного прироста населения, его демографической и социальной струк-

туры [5].

Таким образом, обобщающую категорию «образ жизни» можно определить как систему наиболее существенных, типичных характеристик способа деятельности, активности людей, в единстве их количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития общества.

Таким образом, категория «образ жизни» обозначает организованную совокупность процессов и явлений жизнедеятельности людей в обществе. Понятие отражает повседневную жизнь людей и служит для выявления соотношения установившихся, типичных и изменчивых, индивидуальных характеристик жизнедеятельности различных людей в определенных областях культуры.

При определении категории «образ жизни» важно подчеркнуть ее интегративный характер по отношению к таким понятиям, как «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни». Эти понятия раскрывают и конкретизируют содержание категории «образ жизни» при различных уровнях анализа социокультурной динамики [6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов Е.М. Некоторые вопросы категории "образ жизни" («уровень жизни», «качество жизни») по материалам зарубежной социологической литературы // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в

трудовых коллективах. Тезисы докладов. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - С. 47-49.

2. Толстых В.И. Образ жизни: Понятие, реальность, проблемы / В.И. Толстых. - М.: Политиздат, 1975. - 184 с.

3. Возьмитель А.А. Образ жизни: от старого подхода к новому // Социально-политические науки. - 1991. - № 1. - С. 85-91.

4. Резник Ю.М. Стратегия жизни / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов. - М.: Наука, 2002.- 370 с.

5. Социальная статистика: учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. - 3-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002. -480 с.

6. Основы изучения человеческого развития / Под ред. Н.Б. Баркалова и С.Ф. Иванова. - М.: Права человека, 1988.

7. Вебер М. Хозяйство и общество // М. Вебер. Избранные произведения. - М., 1990. - С. 575.

8. Toffler A. The Future shook. - L., 1970. - p. 306.

9. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - 5-е изд. - Т. 25. - С. 342.

10. Бестужев-Лада И.В. Содержание и структура категории образ жизни // Теоретические и методологические проблемы исследования образа жизни. - М., 1979. - С. 15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Бутенко А.П. Социалистический образ жизни (методологические проблемы исследования) / А.П. Бутенко, А.С. Ципко, В.П. Киселев. - М., 1975. - С. 20.

12. Пчелинцева Е.Г. Динамика стиля жизни семьи в период трансформации российского общества: дисс... канд. социол. наук: 22.00.03 / Е.Г. Пчелинцева. - Саратов, 2005. - 158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.