Научная статья на тему 'Сочинский государственный университет'

Сочинский государственный университет Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
248
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сочинский государственный университет»

[сочи]

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Сочинский государственный университет (СГУ) был образован в 1989 году как учебно-научный центр по подготовке, повышению квалификации и переподготовке рабочих кадров и специалистов в области курортного дела и туризма. В 2011 году вуз обрел статус классического университета, в его составе 8 факультетов: социально-педагогический, инженерно-экологический, экономический, туризма и сервиса, информационных технологий и математики, юридический, физической культуры, дополнительного профессионального образования, а также «Университетский экономико-технологический колледж», имеется ряд филиалов. Ректор университета — Галина Максимовна Романова, д-р экон. наук, проф. — член рабочей группы по науке и образованию Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

СГУ стал единственным вузом г. Сочи, который заслужил право на создание центра привлечения волонтеров для участия в организации и проведении XXII Олимпийских зимних и XI Паралимпийских зимних Игр в Сочи в 2014 году. Центр подготовки волонтеров «Forward» выпустит 2700 волонтеров, которые будут работать в Олимпийской деревне, обслуживать олимпийские мероприятия, заниматься размещением гостей Игр.

В настоящее время университет имеет партнерские связи с 60 международными образовательными организациями из 24 стран мира, таких как Великобритания, Германия, Италия, Испания, Канада, Китай, США, Франция, Швейцария, Греция, Украина, Белоруссия, Абхазия, Армения, Узбекистан, Чехия, Болгария, Турция, Австрия, Нидерланды, Кипр, Индия, Молдавия, Ирак.

Университет является участником трех исследовательских грантовых проектов Европейского Союза в рамках международной образовательной программы TEMPUS и 7-й Рамочной Программы ЕС. Академические программы студенческих обменов реализуются с Университетом Савуа (Франция), Университетом Анже (Франция), Французской Бизнес-школой (Клермон-Ферран, Франция), Университетом им. Яна Евангелиста Пуркине (Чехия), Университетом Хайльбронна (Германия), Университетом Прикладных наук Саксион (Нидерданды). Студенты СГУ проходят стажировки по международным программам в Испании и Германии; принимают участие в форумах, научно-практических конференциях, семинарах, проводимых в Германии, Турции, Латвии, Великобритании.

Кафедра русской филологии СГУ

Кафедра русской филологии образована в 2010 году путем объединения кафедр русского языка, русской и зарубежной литературы. Сотрудники — доктора и кандидаты наук. Кафедра является выпускающей по ряду специальностей и направлений: 050301 «Русский язык и литература» с дополнительными специализациями «Язык рекламы и бизнес-коммуникации», «Русский язык как иностранный», «Практическая журналистика»; 030602 «Связи с общественностью» с дополнительной специализацией «Связи с общественностью в СМИ»; 050301 «Педагогическое образование», профиль «Русский язык» (бакалавриат). На всех направлениях бакалавриата мы ведем дисциплины речеведче-ского цикла в качестве межфакультетской кафедры.

Большое значение придается обучению русскому языку как иностранному: к нам приезжают студенты из Чехии, Франции, Японии, Турции и др. стран. Подготовленные на кафедре программы удовлетво-

[мир русского слова № 4 / 2013]

119

[россия... народы, языки, культуры]

ряют разные запросы желающих получить знания в области русского языка. Доценты Н. Ю. Хачатурова, Е. И. Лебедева, Н. Н. Федорова имеют опыт преподавания РКИ студентам разных уровней подготовки.

Проводятся как индивидуальные занятия, так и обучение в небольших группах. Есть семестровые программы для студентов, приезжающих в рамках академических программ по обмену. Особой популярностью пользуются летние двухнедельные и месячные программы, когда гости нашего города могут совмещать языковые курсы с купанием в теплом море и отдыхе в горах. Кроме того, для иностранцев мы остаемся сво-

его рода «экзотическим» местом на карте: уже обучавшиеся в университетах Москвы или Санкт-Петербурга хотят продолжить свое знакомство с Россией и русским языком именно у нас. Всплеск интереса к городу и университету вызвала и 0лимпиада-2014. Кафедра готовит учебное пособие, в котором найдет отражение это грандиозное событие. И это будет взгляд изнутри — преподавателей-волонтеров.

Мы ожидаем скорого введения в строй общежития и формирования полноценных групп иностранных студентов (подготовительное отделение и затем бакалавриат по филологии).

СОЧИНСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА «ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ»

Основателем и научным руководителем Сочинской лингвориторической (ЛР) ЛР школы является зав. кафедрой русской филологии Александра Анатольевна Ворожбитова — доктор филологических наук (2000), доктор педагогических наук (2002), профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, автор свыше 350 публикаций, в том числе монографий, учебных пособий. С 2001 года при кафедре успешно функционирует аспирантура по специальности 10.02.19 — «Теория языка», единственная по филологии в г. Сочи. В рамках Сочинской ЛР школы защищены 27 кандидатских диссертаций: 19 по теории языка и 8 по педагогическим специальностям, продолжают разрабатываться различные аспекты проблематики ЛР исследования дискурс-практик разных типов. Изданы 13 монографий; 4 учебных пособия имеют грифы УМО по филологии университетов РФ.

На концептуальной основе интегративного ЛР подхода на кафедре русской филологии СГУ разработан ряд научно-исследовательских проектов, в том числе финансируемые Министерством образования и науки РФ, например: «Непрерывное лингвориторическое образование: научно-методические рекомендации для Южного Федерального округа» (ФЦП «Русский язык», 2004 год); «Разработка теоретико-методологических проблем исследования состояния и функционирования общественного языкового сознания в условиях социокультурной инновации» (Темплан МОиН РФ, 2009-2010 гг.); «Лингвориторический концептуальный анализ поэтических текстов русской классики как основа выявления этнокультурной специфики российского и американского менталитетов (по данным психолингвистического эксперимента среди студентов-филологов)» (АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)»); «Теоретико-

методологические основы лингвориторического исследования дискурсивных процессов в российском социокультурно-образовательном пространстве (на материале текстов конца XIX — начала XXI вв.)» (Госзадание МОиН РФ, 2012-2014 гг.).

В период 2002-2012 гг. изданы 17 межвузовских сборников научных трудов с международным участием «Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты». Авторы статей — доктора и кандидаты наук, известные ученые российских городов. Зарубежные участники сборников представляют Украину, Литву, Латвию, Германию, Польшу, США.

В 2013 году научный сборник преобразован в журнал «Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты», ему присвоен номер ISSN, заключен договор о включении всех выпусков в базу научной электронной библиотеки elibrary.ru (РИНЦ), формируется Вып. 18 за 2013 год.

Издание призвано объединить усилия филологов — теоретиков и методистов, а также психологов, педагогов, философов, культурологов, социологов, политологов, в центре внимания которых — язык в его риторической функции, созидающей дискурсив-но-текстовый универсум культуры, русская языковая личность и ее интегральная лингвориторическая компетенция.

В 2014 году запланировано проведение 5-й Сочинской ЛР школы (26 сентября — 5 октября), которая включает курсы повышения квалификации «Лингво-риторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты» (72 ч., гос. свидетельство о повышении квалификации) и научный семинар «Сочинская лингвори-торическая школа» (12 ч., сертификат). Сайт школы — www-лингвориторика.рф. Заявки следует направлять по адресу: alvorozhbitova@mail.ru.

120

[мир русского слова № 4 / 2013]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.