Научная статья на тему 'Теория и практика лингвориторической парадигмы: Сочинская школа'

Теория и практика лингвориторической парадигмы: Сочинская школа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
266
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / СОЧИНСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА / ДИСКУРСИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / LINGUO-RHETORIC PARADIGM / SOCHI SCHOOL OF SCIENCES / DISCOURSIVE PROCESSES / SOCIOCULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ворожбитова Александра Анатольевна

В статье представлены установочные тезисы лингвориторической парадигмы для курсов повышения квалификации, охарактеризованы достижения Сочинской школы лингвориторики, предложен практический материал тренинга «Становимся ораторами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory and practice of the lingvo-rhetorical paradigm: Sochi school

The article presents orientation theses of linguo-rhetoric paradigm for career enhancement training, achievements of Sochi linguo-rhetoric school, practical material of training “Becoming orators”.

Текст научной работы на тему «Теория и практика лингвориторической парадигмы: Сочинская школа»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ:

ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ: СОЧИНСКАЯ ШКОЛА*

А.А. Ворожбитова

ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет» ул. Советская, 26-а, Сочи, Россия, 354000

В статье представлены установочные тезисы лингвориторической парадигмы для курсов повышения квалификации, охарактеризованы достижения Сочинской школы лингвориторики, предложен практический материал тренинга «Становимся ораторами».

Ключевые слова: лингвориторическая парадигма, Сочинская научная школа, дискурсивные процессы, социокультурное и образовательное пространство.

Введение в лингвориторическую (ЛР) парадигму как совокупность научных представлений и теоретико-методологических установок, порождаемую синтезом терминологических платформ антропоцентрической лингвистики и (нео)риторики на базе междисциплинарных взаимодействий спектра лингвистических, литературоведческих, гуманитарных дисциплин.

Теоретико-методологические основы ЛР парадигмы. Категориальные аспекты и методология исследования ЛР парадигмы. ЛР константы социокультурной коммуникации. Интегральная ЛР компетенция языковой личности: структура и механизмы реализации. Типология языковой личности в ЛР парадигме. ЛР картина мира как дискурс-универсум и детерминант способа ментального видения, проблемы ее деформирования. Трихотомия «текст — дискурс — произведение» в ЛР парадигме. Языковая личность и литературная личность: соотношение понятий. Текст как синергетическая структура ЛР характера.

Дискурс как ЛР континуум саморепрезентации языковой личности. Результаты ЛР исследования дискурсивных процессов в российском социокультурно-образовательном пространстве на разножанровом текстовом материале периода конца XIX в. — начала XXI в. Типы дискурса: общественно-политический, масс-медиа, психолого-прагматический; фольклорный, литературно-

* Статья выполнена в рамках проекта НИР № 6.3660.2011, МОиН РФ.

художественный, художественно-идеологический; научный, эзотерический, религиозный; рекламный и др.).

ЛР образование как инновационная педагогическая система: принципы проектирования и опыт реализации. Реализация концепции непрерывного ЛР образования: дошкольное учреждение — школа — вуз — поствузовская подготовка (аспирантура, система дополнительного профессионального образования). Теоретико-методологическое обоснование модернизации филологических образовательных программ ВПО в лингвориторико-синергетическом аспекте (ФГОС-3).

ЛР парадигма и общие вопросы теории и методологии исследования языка и дискурса. Основные направления исследований в современном языкознании, традиционные, новые и новейшие. Методы и методики исследования в языкознании. Коммуникация и рефлексия языковой личности в порождении дискурса. Ситуативно-связанный и ситуативно-свободный дискурс в различных сферах коммуникации и деятельности сознания. Принципы формирования дискурса. Типология дискурсивных моделей. Регулятивный компонент дискурсивных моделей в ЛР парадигме.

Перспективы научных изысканий в теоретическом и прикладом аспектах ЛР парадигмы на пересечении смежных областей гуманитарного знания.

Цель проводимой кафедрой русской филологии ([email protected]) ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет» Ш-й Сочинской Международной научной школы «Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты» (28.09—7.10.2012 г.) — повысить квалификацию преподавателей филологических и других гуманитарных дисциплин, аспирантов и магистрантов на системной основе инновационной концепции формирования профессиональной языковой личности специалиста-филолога (области теории и методологии комплексного исследования языка, текста, дискурса, литературного произведения, информационно-коммуникативных процессов, рекламы и PR-технологий, лингводидактики и др.).

Цель зачетного научного семинара — коллективное выявление и разноас-пектное идиокогнитивное стимулирование креативного потенциала участников Школы в системном поле концепции ЛР парадигмы.

В целом в рамках Сочинской лингвориторической школы с 2000 г. защищены 2 докторские и 25 кандидатских диссертационных исследований по теории языка и педагогическим специальностям, изданы монографии и учебные пособия, в т.ч. с грифами УМО университетов РФ, выполнены и продолжаются проекты НИР, финансируемые Министерством образования и науки РФ:

«Непрерывное лингвориторическое образование: научно-методические рекомендации для Южного Федерального округа» (2004 г.);

«Разработка теоретико-методологических проблем исследования состояния и функционирования общественного языкового сознания в условиях социокультурной инновации (на примере дискурсивной ситуации Большого Сочи после присвоения олимпийского статуса)» (2009—2010 гг.);

«Лингвориторический концептуальный анализ поэтических текстов русской классики как основа выявления этнокультурной специфики российского и американского менталитетов (по данным психолингвистического эксперимента среди студентов-филологов)» (2009—2011 гг.);

«Разработка теоретико-методологических основ исследования феномена языковой личности творческого субъекта, создателя глобальных социокультурно-педагогических проектов, в контексте гуманистической образовательной парадигмы в России XXI века» (2011 г.);

«Теоретико-методологические основы лингвориторического исследования дискурсивных процессов в российском социокультурно-образовательном пространстве (на материале текстов конца XIX — начала XXI вв.)» (2012—2014 гг.).

За период 2002—2011 гг. изданы 16 выпусков межвузовского сборника научных трудов с международным участием «Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты». Издание призвано объединить усилия филологов — теоретиков и методистов, а также психологов, педагогов, философов, культурологов, социологов, политологов, в центре внимания которых — язык в его риторической функции, созидающей дискурсивно-текстовый универсум культуры, русская языковая личность и ее интегральная лингвориторическая компетенция.

В разработке различных аспектов ЛР парадигмы приняли участие филологи и педагоги из целого ряда российских вузов. Зарубежные участники сборника представляют Украину, Литву, Латвию, Германию, Польшу, США.

В 2012 г. готовится к изданию Вып. 17, включающий материалы зачетного научного семинара, в том числе авторские концепции НИР участников «на входе» и «на выходе» Сочинской ЛР школы-2012 на основе предложенных матриц и алгоритмов научной рефлексии (см.: www.лингвориторика.рф).

ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС-ТРЕНИНГ «СТАНОВИМСЯ ОРАТОРАМИ»

План занятия

1. Мини-лекция «Основы оратории». Риторика — теория и практическое мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Оратория, или ораторское искусство, — прикладная часть риторики, мастерство публичного выступления, технология воздействия на умы и сердца слушателей с помощью живого устного слова. Сведения из истории: Древняя Греция (Сократ, Платон, Аристотель, Демосфен) и Рим (Цицерон, Квинтилиан). Середина XX в. — теория аргументации (X. Перельман) как неориторика. Постперестроечная Россия: с демократизацией, гласностью востребована культура живой публичной речи. 90-е гг. XX в. — создание учебников и учебных пособий по риторике для разных образовательных ступеней. Классический риторический канон: Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Мемориа. Акцио.

2. Мини-практикум: а) прослушивание подготовленного публичного выступления (до 5 мин.); б) его анализ с точки зрения требований к оратору.

Параметры оценки выступления и саморекомендации оратора

1. Содержание речи (инвенция, ИЗОБРЕТЕНИЕ, ЧТО СКАЗАТЬ?):

Оценивается:

— значимость темы выступления, забота оратора о благе аудитории;

— раскрытие темы выступления;

— наличие нескольких микротем, последовательно раскрывающих главную мысль;

— отсутствие лишней информации;

— оригинальность замысла;

— наличие интересного материала, редких фактов, примеров из жизни и др. Рекомендуется:

В процессе инвенции, изобретая содержание речи, я:

— проявляю себя как неповторимую личность, представляю собственный взгляд на проблему, предлагаю ту или иную оригинальную концепцию,

— демонстрирую слушателям глубину освоения темы, эрудицию, широту кругозора;

— опираюсь на специальную литературу, документы, сведения из различных источников,

— привлекаю свой личный опыт, делюсь наблюдениями и выводами;

— привожу убедительные аргументы в пользу утверждаемых положений;

— отбираю необходимые для аргументации факты, статистические данные, цитаты, ссылаюсь на авторитеты;

— использую наглядность — зрительную (плакаты, схемы, таблицы) и словесную (рисую словами образы с помощью эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений и др.),

— исключаю избыточную, второстепенную информацию, не отвлекаюсь на мелочи.

2. Построение речи (диспозиция. В КАКОМ ПОРЯДКЕ СКАЗАТЬ?):

Оценивается:

— наличие вступления;

— логическая связь вопросов в основной части;

— наличие заключения;

— наличие связующих фраз между частями речи, промежуточных и итогового резюме;

— оригинальность композиции и др. Рекомендуется:

В процессе диспозиции, располагая содержание речи, я:

а) во вступлении психологически готовлю аудиторию к восприятию моей речи:

— вызываю интерес необычным началом, овладеваю вниманием аудитории;

— сообщаю тему и проблему речи;

— готовлю слушателей к восприятию материала;

— устанавливаю взаимопонимание и доверие;

— излагаю цель выступления (не в агитационной речи);

б) в основной части — излагаю содержание речи, свою аргументацию (доказательство и опровержение возможных возражений):

— логически организую содержание;

— формулирую основной тезис, утверждение;

— обосновываю свою точку зрения;

— иллюстрирую теоретические положения примерами;

— убеждаю аудиторию;

— побуждаю слушателей к конкретным действиям (при агитационном выступлении);

в) в заключении — усиливаю воздействие на аудиторию и резюмирую содержание:

— суммирую сказанное, делаю выводы;

— усиливаю интерес к предмету речи;

— закрепляю впечатление от речи яркой, запоминающейся концовкой.

3. Речевое оформление высказывания (элокуция. КАК СКАЗАТЬ?):

Оценивается:

— точность, правильность речи (соблюдение литературных норм);

— богатство, выразительность речи (использование эпитетов, метафор, гипербол, параллелизма, антитезы и др. тропов и фигур, пословиц, крылатых слов, афоризмов и т.д.).

Рекомендуется:

тщательное саморедактирование: при написании конспекта выступления и во время устных репетиций я:

а) стремлюсь к уместности, ясности, доступности речи;

б) добиваюсь точности, богатства, выразительности языковых средств;

в) выверяю чистоту и правильность будущей речи.

4. Манера выступления (акцио. ГОВОРЕНИЕ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ):

Оценивается:

— одушевление оратора, его эмоциональность, стремление позитивно воздействовать на аудиторию;

— уверенность в себе, психологическая комфортность, харизма лидера (обаяние личности);

— зрительный и голосовой контакт со слушателями, элементы управления аудиторией;

— умение отвечать на вопросы и провоцировать их;

— поза, жесты, движения, мимика, пространственное поведение;

— техника речи (дыхание, голосоведение, дикция, интонирование, мелодическое разнообразие, тон, тембр).

Рекомендуется:

в процессе произнесения речи (акцио) на репетициях и перед публикой я:

— моделирую свой имидж, заранее обдумываю внешний вид;

— контролирую позу, движения, жесты, мимику;

— проявляю максимальную уверенность в себе;

— повседневно совершенствую технику речи (достаточную громкость голоса, богатство интонаций, четкость дикции, оптимальный темп речи).

В процессе публичного говорения я учитываю психологические характеристики аудитории:

— учитываю состав и состояние аудитории;

— устанавливаю и поддерживаю зрительный и голосовой контакт;

— управляю аудиторией с помощью приемов привлечения и удержания внимания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— уверенно отвечаю на вопросы и даже провоцирую их, ставлю риторические вопросы;

— разряжаю конфликтные ситуации с помощью юмора и других приемов.

Алгоритм начинающего оратора

1. Как выбрать ведущий стиль речи и вид выступления?

Можно излагать строго, неэмоционально, по-деловому: научный стиль, официально-деловой стиль. Можно говорить образно, с передачей своего отношения, эмоционально: публицистический стиль, художественный стиль.

Вид вашего выступления: оно может быть: информационным, убеждающим, агитационным, развлекательным.

Отвечаю на вопрос: перед кем и с какой целью я буду выступать?

а) чтобы информировать о чем-то, объяснить (научно-деловая речь);

б) чтобы поделиться своими мыслями и чувствами, нарисовать словесные картины (разговорно-художественная речь);

в) чтобы побудить слушателей к каким-то действиям;

г) чтобы развлечь своих слушателей.

2. Как составить вступление своей речи?

Представляю себе своих слушателей. Обдумываю:

а) какова тема моего выступления?

б) что в ней может заинтересовать, удивить слушателей, что полезного для себя они узнают?

С помощью вступления стремлюсь сделать свою речь понятной, интересной и приятной аудитории.

3. Как готовить основную часть речи?

Решаю, что именно я буду говорить по данной теме и что главное я хочу сказать?

а) собираю материал по теме из разных источников (книги, газеты, журналы, фильмы, личные наблюдения и др.);

б) записываю ключевые слова и главные мысли выступления.

Составляю план основной части, сначала простой, потом добавляю подпункты для каждой микротемы.

Готовлю рисунки, схемы, чтобы запомнить свой план. Удачные можно показать слушателям.

4. Составляю заключение своей речи.

Решаю, как лучше закончить выступление, чтобы оно запомнилось слушателям. Можно:

а) кратко повторить главное;

б) привести подходящую пословицу, цитату, литературный образ;

в) напомнить, почему эта речь важна для слушателей;

г) призвать их к конкретным действиям и т.д.

5. Представляю, какие вопросы мне могут задать слушатели и продумываю ответы.

6. Репетирую выступление несколько раз. Виды репетиций:

а) пользуясь планом и собранными материалами и представляя перед собой аудиторию;

б) с записью на магнитофон (оцениваю дыхание, голос, дикцию, интонацию, тембр, темп речи);

в) перед зеркалом (слежу за мимикой, жестами, позой, держусь сдержанно, уверенно);

г) перед родными, друзьями (использую зрительный и голосовой контакт, слежу за их реакцией, стремлюсь заинтересовать, увлечь их).

Готовлю папку оратора: план выступления, рисунки, материалы, которые можно процитировать или показать слушателем, и др.

THEORY AND PRACTICE OF THE LINGVO-RHETORICAL PARADIGM: SOCHI SCHOOL

A.A. Vorozhbitova

FGBOU VPO "Sochi State University" Sovetskaya str., 26-a, Sochi, Russia, 354000

The article presents orientation theses of linguo-rhetoric paradigm for career enhancement training, achievements of Sochi linguo-rhetoric school, practical material of training "Becoming orators".

Key words: linguo-rhetoric paradigm, Sochi school of sciences, discoursive processes, sociocul-tural and educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.