УДК 802
Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова Кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка Лифенко Л.В. Россия, г. Таганрог, тел. + 7 918 5034663; e-mail: tres 7 7@yandex. ru
Taganrog State Pedagogical ¡institute named after A.P. Chekhov The chair of modern Russian language PhD in philology, associate рrofessor Lifenko L. V.
Russia, Taganrog, tel. + 7 918 5034663 e-mail: tres 7 7@yandex. ru
Л.В. Лифенко
СОЧИНИТЕЛЬНЫЙ РЯД КАК ОТРАЖЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННО-КАЧЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Данная статья посвящена рассмотрению четырех степеней расчлененности качества и количества; сочинительный ряд появляется на третьей ступени расчлененности, при этом каждый компонент сочинительного ряда сочетает в себе значение качества и значение количества.
Ключевые слова: категория качества, категория количества, количественно-именное сочетание, сочинительный ряд.
Ь.У. ЫГепко
COORDINATING ROW AS A REFLECTION OF THE QUANTITATIVE AND QUALITATIVE RELATIONS IN THE MODERN RUSSIAN LANGUAGE
The article deals with four degrees of division in the expression of quantity and quality; it is marked that coordinating row appears on the third level of division and each component combines qualitative and quantitative meaning.
Key words: the category of quantity, the category of quality, quantitative nominal word combination, coordinating row.
Сочинительный ряд как один из этапов развития количественной абстракции сохранился на современном уровне языка в качестве одного из синтаксических способов выражения количественно-качественных отношений. В мышлении современного человека сосуществуют и регулярно используются разные способы представления и выражения количественных значений, которые отражают разные степени расчлененности в языковом выражении идеи количества и идеи качества.
Первую (нулевую) степень расчлененности в выражении количества и качества в современном русском языке представляют структуры типа «Семеро одного не ждут», в которых совершенно отсутствует противопоставление количества и качества - они представлены слитно за счет субстантивации числительных.
Вторую степень расчлененности представляют собой количественно-именные сочетания типа «семь человек», где раздельно выражена идея количества и идея качества.
Третья степень расчлененности имеет место тогда, когда количественно-именное сочетание получает дальнейшую расчлененность как в области качества, так и в области количества. «Семь» может быть представлено как «три и четыре» или «два, четыре и один», а понятие «люди» («человек») как «мужчина и женщина» или «мужчина, женщина и ребенок».
© Лифенко Л.В., 2013
Количественно-именное сочетание «семь человек» может быть равно сочетанию «три женщины и четверо мужчин» или «две женщины, четверо мужчин и один ребенок». На этом уровне расчлененности мы наблюдаем появление сочинительного ряда.
Четвертая (предельная) степень расчлененности качественного и количественного понятия представлена структурно-образующими единицами количества и качества. Сочетание «семь человек» может быть расчленено в области количества: семь = один, один, один, одни, один, один и один; а также в области качества: люди («человек») = Иван, Марья, Сергей, Петр, Никита, Кирилл и Дарья. Это предельное (до единицы) расчленение количественно-качественных представлений. Таким образом, на третьем и четвертом уровне расчлененности именно сочинительный ряд осуществляет расчлененность и конкретизацию качественного и количественного понятия.
При этом необходимо отметить, что подчинительное количественно-именное сочетание представляет собой множество, основанное на сходстве элементов, входящих в него, то есть амплифицирующее множество; множество, реализующееся в сочинительном ряду, основано на различии его элементов и представляет собой эллиптическое множество. Сходство в нем представлено имплицитно: Например: «В комнате стояли два канцелярских стола»... (К. Симонов).
Количественно-именные сочетания «два стола», «четверо детей» дают название считаемым объектам только по самому общему для них признаку, не указывая на качественное своеобразие каждого из них. «В подобных структурах степень абстракции качества достаточна для того, чтобы назвать считаемые объекты, и слишком велика для того, чтобы указать на качественную специфику каждого» [1; с. 44-52].
В центре множества, представленного сочинительным рядом, лежит различие счисляемых предметов, их индивидуальность. Особенности структуры, компонентный состав сочинительного ряда зависят от того, что подвергается счислению. Считаться могут «чистые числа», считаться могут предметы, действия, ситуации.
Если счету подвергаются чисто количественные понятия, то есть считаются числа натурального ряда, то в качестве компонентов счетного ряда выступают количественные числительные. Например: «Ямщик мучительно засыпал под действием эфира, прерывистым голосом считая: - Двадцать один... Двадцать два... Двадцать три...» (А. Казакевич).
Подобный сочинительный ряд не дает нам названия считаемых предметов, счисление носит чисто отвлеченный характер.
В иных случаях мы можем знать, какие предметы подвергаются счету, поскольку название считаемых предметов дано в установке на счет [2; с. 101-109].
— «Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти... Сейчас все ступеньки сосчитаю, — сказал Петя. Стали подниматься по лестнице, а Петя громко считает ступеньки. — Одна, две, три, четыре, пять... — А дальше «шесть», — сказала мама. — Шесть? — обрадовался Петя и пошел дальше — семь, восемь, девять, десять» (И. Носов).
Сочинительный ряд, представленный количественными числительными, не дает качественной характеристики объектов счета, но это качество присутствует в сочинительном ряду имплицитно. Такое счисление можно определить как контекстуально-отвлеченное.
Компонентный состав сочинительного ряда зависит также от степени сходства и различия предметов перечисления. Однако необходимо отметить, что «категория различия находится в неразрывном единстве с категорией тождества» [3; с. 53-60], то есть понятие «одинаковые предметы» и понятие «разные предметы» весьма относительны. Степень однотипности членов сочинительного ряда может быть разной. Любое множество, с максимально выраженным сходством или с максимально выраженным различи-
ем, представляет собой сложное диалектическое взаимодействие отношений тождества и различия.
«Именно различие позволяет выделить элементы из множества и противопоставить его множеству, и именно тождество не допускает превращение этого элемента в самостоятельное множество... Множество есть тождество различий» [4; с. 53-60].
При счислении предметов с подчеркиванием их одинаковости (однотипности), которые называются одним общим именем, в качестве компонентов сочинительного ряда могут выступать:
1) Имена числительные без существительных: «Яшка идет к груде запорошенных песком бревен, считает их, наверное, тысячный раз за лето: — Раз, два, три, четыре... Пятнадцать штук» (К. Горбунов). При этом не следует смешивать понятие «однотипные», «одинаковые предметы» (в предложении они выражаются однородными членами) и понятие «редупликация» (повторение).
Однородные члены — это сочинительный ряд хотя и морфологически однотипных (но не всегда), выполняющих единую, общую синтаксическую функцию, но все-таки разных слов. Поэтому однородный ряд всегда представлен лексически разными словами.
Редупликация — это повторение одной и той же лексической единицы.
«Функциональное назначение повтора варьируется в зависимости от синтаксического статуса члена и его морфологического выражения» [5; с. 20-21].
Переход от повторений к однородным членам возможен тогда, когда каждый повторяющийся элемент приобретает семантическую или грамматическую индивидуальность, то есть отражает в той или иной степени различия элементов множества. Лексические повторы с распространениями образуют «однородный комплекс с лексически тождественными опорными словами [5; с. 22-23]: «Все садами, садами летели, а дальше — в лес и в горы» (Ю. Домбровский). «Вот сады то меня и путали больше всего: поди-ка разберись, где ты находишься, если весь город один сплошной сад — сад яблоневый, сад урючный, сад вишневый, сад миндальный — цветы розовые, цветы белые, цветы кремовые» (Ю. Домбровский).
Лексически тождественные опорные слова при распространении обозначают разные, хотя и соотносительные понятия, то есть приобретают разную предметную соотнесенность.
Функцию распространителей при переходе повторений в сочинительный ряд однородных членов могут выполнять слова с количественной семантикой. Формируется следующая разновидность компонентного состава сочинительного ряда:
2) Количественно-именные сочетания с повторяющимися существительными: «Мимо шли и шли люди... Один человек, два человека, три человека...» (П. Шелест).
3) При существительном, начинающем сочинительный ряд, употребляется числительное «один»; последующими компонентами сочинительного ряда являются неполные количественно-именные сочетания с опущенным существительным: «Один танкист напевает; второй, полузакрыв глаза, полон страха и плохих предчувствий; третий думает о родном доме; четвертый ждет хлеба с колбасой и думает о колбасе; пятый, открыв рот, тщится опознать птицу на дереве — не удод ли; шестой тревожится, не обидел ли он вчера грубым словом товарища...» (К. Симонов).
4) Существительное, называющее счисляемые предметы, появляется вместе с последним числительным в сочинительном ряду; все члены сочинительного ряда, стоящие перед последним количественно-именным сочетанием, являются неполными сочетаниями: «Я просмотрела одну, две, три, четыре картины... Вконец измучившись, выбрала то, чего недоставало тогда в жизни. Грусть на зелено-розовом фоне» (журнал «Юность»).
При счислении неодинаковых (неоднотипных) предметов, каждый из которых называется своим именем, в качестве компонентов сочинительного ряда могут функционировать:
1) Имена существительные без числительных: «Бабушка ходила вздыхая... ведь это все — и Алевтина, и Людмила, и Валентин, и Михаил — все четверо были ее кровные дети — и надо же как нескладно получается» (В. Попов). Сочинительный ряд в данных примерах является косвенным показателем количества, поскольку нет специальных количественных слов для обозначения числа. Но сумма перечисленных предметов дает количественную характеристику предметам счисления.
2) Имена существительные, обозначающие единицы меры: «Николай смотрел, не отрываясь, завороженный мощью и красотой буйствующей воды, и утратил ощущение времени. Если бы его спросили, сколько времени он стоит здесь: минуту, час, пять часов, — он бы не смог ответить» (Ф. Гаурин). В предложениях подобного типа количественная и качественная характеристика перечисляемых предметов передается одной словоформой.
При счислении явлений и ситуаций в структуре сочинительного ряда могут быть использованы субстантивированные числительные «первое», «второе» и пр.; вводные слова «во-первых», «во-вторых» и т.п.; количественные слова «раз», «два» и т.п. Например: «Пьер так больно страдал три года тому назад от оскорбления, нанесенного ему женой, что теперь он спасал себя от возможности подобного оскорбления, во-первых, тем, что он не был мужем своей жены, во-вторых, тем, что он не позволял себе подозревать» (Л.Толстой);
«— Ты совсем другое дело! Ты здесь родился и вырос, многих знаешь, тебя знают
— это первое. — Он по своей манере принялся загибать пальцы.
— Известно, что пару лет назад тебя выперли из органов... Так что ничего удивительного в глазах людей не будет, что ты туда снова попросился, — это второе... И, наконец, третье: ты хороший сыщик» (С. Устинов);
«— Мы ошиблись. Наша ошибка вот к чему привела — видишь... Да какое уж там каяться. Сего не искупишь никаким наказанием. Это я хотел сказать тебе. Раз. Теперь — два. Мы не понимаем свободы. Мы раздавили ее: она основа, смысл, базис над базисом. Без свободы нет пролетарской революции. Вот два, и слушай — три. Мы проходили через лагерь, тайгу, но вера наша сильнее всего. Не сила это — слабость, самосохранение» (В. Гроссман).
Сочинительный ряд в таких случаях распадается как бы на две параллельные части. Первая часть представлена компонентами с качественной характеристикой, вторая
— компонентами с количественной характеристикой. Таким образом, сочинительный ряд передает процесс счисления элементов макросистемы множества, которое состоит из двух микросистем: качественной и количественной. Поскольку количество — это свойство предметов, оно всегда связано с качественной определенностью предмета. Выделение какого-либо объекта из той или иной их совокупности является условием познавательной деятельности человеческого мышления вообще, обеспечивающим саму возможность сравнения одного объекта с другим по его качественной характеристике.
С одной стороны, категория количества и категория качества находятся в отношениях противопоставления, с другой стороны, категория количества не свободна от идеи качества [7; с. 366]. Опираясь на теорию единства и взаимосвязи категории качества и категории количества, необходимо отметить, что каждый компонент сочинительного ряда (как полное, так и неполное количественно-именное словосочетание) объединяет в себе и качественные и количественные значения. Хотя в неполных сочетаниях одно из значений опущено, оно все равно мыслится говорящим. Таким образом, полная семантика остается качественно-количественной.
Библиографический список
1. Чеснокова Л. Д. Категория количества и синтаксические структуры // Вопросы языкознания, 1981, №2. С.77-83.
2. Чеснокова Л.Д. Процесс счета и способы его выражения в современном русском языке // Вопросы языкознания, 1987, №6.С.91-95.
3. Хазагеров Т.Г., Николаев С.П. О типологии сочетаемости количественных числительных с существительными в русском и осетинском языках // Известия СКНЦ ВШ, Ростов-на-Дону, 1984, №4.С.66-71.
4.Перетрухни В.И. Проблемы синтаксиса однородных членов предложения в современном русском языке. Воронеж, 1979. 209 с.
5. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. Наука логики М , 1974. Т.1.254с.
References
Chesnokova L.D. The category of quantity and syntactical structures // Questions of Linguistics, 1981, № 2. Р.77-83.
1. Chesnokova L.D. The process of counting and means of its expression in the modern Russian language // Questions of Linguistics, 1987, № 6.Р.91-95.
2. Khazagerov T.G., Nikolaev S.P. On the typology of quantitative numbers and nouns correlation in the Russian and Osetian languages // Izvestia SKNZ HS, Rostov-on-Don, 1984,№4.Р.66-71.
3. Peretrukhni V.I. The homogeneous members of sentence syntax problems in the modern Russian language. Voronezh, 1979. 209 p.
4. Gegel G.V. The encyclopedia of philosophy. The science of logic. M, 1974. V.1. 254 р.