Научная статья на тему 'Сочинения Вернера Зомбарта в России'

Сочинения Вернера Зомбарта в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРНЕР ЗОМБАРТ / WERNER SOMBART / НЕМЕЦКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / GERMAN SOCIOLOGY / "ЕВРЕИ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ" / "JEWS AND ECONOMIC LIFE" / РОССИЯ / RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Браславский Руслан Геннадьевич

Представлен краткий обзор рецепции научных трудов Вернера Зомбарта в России. Он предваряет публикацию ключевых фрагментов книги Зомбарта «Евреи и хозяйственная жизнь» (Санкт-Петербург: Книгоиздательство "Разум", 1912).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Works of Werner Sombart in Russia

This brief overview of the Russian reception of Werner Sombart's works introduces the republication of some essential fragments of his "Jews and Economic Life" (Russian edition: St. Petersburg, 1912).

Текст научной работы на тему «Сочинения Вернера Зомбарта в России»

КЛАССИКА XX СТОЛЕТИЯ

Р.Г. Браславский

СОЧИНЕНИЯ ВЕРНЕРА ЗОМБАРТА В РОССИИ

С начала XX века работы немецких социологов, юристов, экономистов усиленно переводятся в России. В. Зомбарт занимал одно из первых мест в этом процессе, уступая лишь своему другу Г. Зиммелю [1, с. 33 — 36]. Первый перевод нашумевшей в Германии серии публичных лекций Зомбарта «Социальное движение в XIX столетии» был опубликован у нас в 1897 г. в нескольких номерах журнала «Новое слово» (№ 1—3), редакция которого разделяла некоторые устремления «легального марксизма». Деятели этого отечественного течения внимательно следили за всеми публикациями Зомбарта, испытывая сильное умственное сопряжение с рядом его идей и предчувствуя сходство в намечающейся идейной эволюции. М. Туган-Барановский писал хвалебные предисловия к некоторым его работам, а П. Струве после личного знакомства в Берлине вступил в многолетнюю переписку. Зомбарт начал свою исследовательскую деятельность как пылкий социалист, чтобы со временем не менее пылко его отвергать. Г. Плеханов рано почувствовал реальность подобной идейной метаморфозы, которую испытали на себе на рубеже двух веков многие интеллектуалы, как в Западной Европе, так и в России. В письме из Германии в конце 1895 года Струве попытался оправдать Зомбарта в гла-

Браславский Руслан Геннадьевич (р. 1973) — научный сотрудник сектора Истории российской социологии Социологического института РАН (Санкт-Петербург).

Адрес: 198052, Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14.

Тел.: (812) 316-32-70. Факс: (812) 316-29-29.

E-mail: inso@ego.spb.ru

зах Плеханова: «здешнее министерство народного просвещения очень косится на него и подбирается к нему, так что врагом (социализма. — Р.Б.) он, я думаю, никогда не будет» [2]. Однако он стал именно таковым, как, впрочем, и сам Струве.

В течение первого десятилетия XX века все главные работы Зомбар-та, принесшие ему общеевропейскую известность, появляются на русском языке. Часть сочинений печаталась фрагментарно в виде журнальных статей, но больше — в виде целостных монографий. Некоторые из последних неоднократно переиздавались, так, его известное сочинение «Пролетариат. Эскизы и очерки» имело три издания с разными переводчиками, а знаменитая работа — «Социализм и социальное движение» за 1900—1909 годы имело семь переизданий, причем качество переводов постоянно улучшалось. Зомбарт выступил против двух расхожих в его время точек зрения на происхождение социологии как науки — позитивистской, которая сводила дело к вкладу О. Конта, и марксистской, соответственно полагающей в качестве основоположника оной К. Маркса. Он сам считал, что социологическая наука (по крайней мере, первые формулировки ее задач) возникла не в XIX веке, а в недрах рационалистической «социальной физики» XVII века. Отметим мимоходом, что подобный же взгляд с развернутыми в два больших тома доказательствами у нас в России защищал Е. Спекторский (см. его «Проблема социальной физики в XVII столетии», 1910 т. 1, 1917 т. 2). И если Конт и позитивистская традиция в социологии не очень интересовали Зомбарта, то Марксу он уделил самое пристальное внимание, реализация требований которого позволила ему уверенно занять ведущее место в знаменитой кампании по «критике Маркса», которая с начала века набирала силу в ряде европейских стран, в том числе и в России [3]. Зомбарт не принимал технологического детерминизма Маркса и выступил с острой критикой ряда его экономических и социологических взглядов, подчеркивая свое расхождение с ним в оценке мировой миссии не только пролетариата, но и буржуазии и соответственно перспектив и идеалов должной «социальной политики» [4]. Русские социологи внимательно следили за публикациями в немецком социологическом журнале «Архив социальной науки и социальной политики», который Зомбарт редактировал вместе с М. Вебером, и переводили некоторые его материалы по проблемам «социальной политики». «Легальные марксисты» были абсолютно солидарны с трактовкой Зомбартом главной функции «социальной политики», которую обоюдно понимали как искусство снимать и гасить нежелательные эксцессы в росте капитализма, этого, по словам Струве, «юного великана».

Последнее, уже менее идеологизированное и более академического толка, сочинение Зомбарта на русском языке появилось в 1926 году. Он назвал его лаконично и строго — «Социология». Она представляла собою антологию, или «хрестоматию», как называл ее сам Зомбарт, т.е. свод очерков ведущих социологов начала XX века — самого составителя, а также Г. Тарда, М. Вебера, Г. Зиммеля и др. Книга вызвала резкое неприятие со стороны М. Серебрякова, бывшего в эти годы деканом фа-

Р.Г. Браславский. Сочинения Вернера Зомбарта в России 25

культета общественных наук Петроградского университета и немало в этом качестве повоевавшего с идейно чуждыми марксизму преподавателями факультета, в том числе с П. Сорокиным, К. Тахтаревым и др. Его обзор «Зомбарт и социологи» был скроен в духе партийной риторики тех лет и полон идеологических разоблачений [5]. После этой атаки воинствующего исторического материализма (проблемами которого Серебряков в эти годы усиленно занимался) печатание работ Зомбарта в России прекратилось, хотя он продолжал научную деятельность еще последующие пятнадцать лет и не без пользы для социологии. И хотя главные труды Зомбарта в области истории и социологии капитализма были сделаны еще до начала Первой мировой войны, они оказали большое влияние и в позднейшую эпоху, как справедливо отмечал в конце 1950-х годов немецкий социолог В. Мильман [6, с. 759].

Зомбарт находился под явным влиянием социальной методологии М. Вебера и Э.Трельча, с которыми поддерживал добрые товарищеские отношения. Но на природу капитализма у него был свой взгляд, совершенно отличный от Вебера. Он предположил, что, в конце концов, современный капитализм имеет генетически еврейское происхождение и характер. Хотя размер дискуссий вокруг тезиса Вебера о протестантских корнях капитализма был значительно шире и явно превосходил масштабы полемики вокруг предположений Зомбарта, последняя имела место и стимулировала разработку социологами (как евреями, так и не евреями) проблем капитализма. Против Зомбарта с убедительной критикой выступили П. Сорокин, Л. Вирт, Дж. Джекобс и другие исследователи. Возникает вопрос: не использовала ли нацистская критика капитализма гипотезу Зомбарта, как продукта и орудия еврейской плутократии? Конечно, нет, более того, в 1934 году нацисты, еще только придя к власти, без колебаний распустили Немецкое социологическое общество, у истоков которого стояли М. Вебер, Ф. Теннис и В. Зомбарт, между прочим, сидевший в президиуме последнего заседания общества.

Зомбарт полагал, что идея его друга Макса Вебера о зависимости капиталистического хозяйствования от пуританизма была верной для стадии, которую он называл раннекапиталистической. Деятельность субъектов хозяйствования (производителя и торговца) в эту эпоху, охватывавшую в первую очередь XVI век, была направлена на обеспечение себя «пропитанием» соответственно своему социальному положению, т.е. экономический процесс продолжал рассматриваться с точки зрения средневекового натурального хозяйства. Откровенное (до цинизма) и безграничное стремление к наживе и прибыли еще считалось делом непозволительным, «нехристианским». Каждое экономическое действие подлежало непосредственному ведению высшей этической инстанции — Божьей воли, а из земных средств — корпоративной цеховой организации производства и меркантильной политики государства. В таких условиях конкуренция между хозяйственными единицами принципиально исключалась, расширение круга покупателей сверх числа необходимого для «пропитания» осуждалось категорически, варьирование ценами считалось «грязным» приемом. Против этого «крепко сколоченного мира, — писал Зомбарт, —

евреи пошли атакой», и это случилось потому, что уже на раннекапита-листической фазе начался процесс или размывания четкой «черты оседлости», или вообще снятия запретов на проживание в ряде европейских стран, а позднее и в колониях. Благодаря целой серии придуманных евреями хитроумных нововведений, куда Зомбарт относил: изобретение рекламы товаров, продажи в рассрочку, сезонной дешевой распродажи, борьбе за увеличение круга покупателей, созданию системы публичного кредита и «бумаг на предъявителя» был создан современный развитой капитализм и многие его институты: «свободной торговли», «свободной конкуренции», экономического рационализма и т.п.

Крупнейший отечественный экономист Иван Христофорович Озеров в предисловии к русскому переводу книги Зомбарта «Евреи и хозяйственная жизнь», которую он высоко оценил, отмечал, что ее автор обнаружил один из крупнейших факторов мирового промышленного развития. «И у нас еврей-предприниматель и еврей-купец характеризуются аналогичными чертами», какими их награждает в своей книге проф. Зом-барт, вот почему «нельзя не пожелать ей самого широкого распространения во всех слоях русского населения», заинтересованных в более эффективном экономическом развитии России [8, с. V-VII]. Нами отобраны для современного читателя содержательно взаимосвязанные куски из предисловия, IV-VI глав и особенно самой ценной заключительной VIII главы — «Образование капиталистического хозяйственного воззрения», которые более адекватно, чем другие, чисто «экономические» главы представляют методологический стиль Зомбарта как социолога.

Литература

1. Голосенко И.А., Скороходова А.С. Сочинения зарубежных социологов в русской печати середины XIX — начала XX веков. Библиографический указатель. СПб.: Издание Института социологии РАН, 1997.

2. РНБ. Архив Дома Плеханова. Отдел рукописей. № 3255. Ед. хр. 8.406.7. Л. 1.

3. Прокопович С. К критике Маркса. СПб.: Л.Ф. Пантелеев, 1901.

4. См.: Зомбарт В. 1) К критике экономической системы Маркса // Научное обозрение. 1898. № 3, 4; 2) Техника и экономика // Научное обозрение. 1902. № 10; 3) Карл Маркс как теоретик // Вестник знания. 1904. № 3; 4) Идеалы социальной политики. СПб.: Знание, 1900.

5. Серебряков М.В. Зомбарт и социологи // Известия ЛГУ. 1928. Т. 1.

6. Мильман В.Э. Социология в Германии: Новая расстановка сил // Современная социологическая теория / Г. Беккер и А. Босков. М.: Издательство иностранной литературы, 1961.

7. Зомбарт В. Евреи и хозяйственная жизнь. СПб.: Книгоиздательство «Разум», 1912.

8. Озеров Ив. Предисловие к русскому переводу // Зомбарт В. Евреи и хозяйственная жизнь. СПб.: Книгоиздательство «Разум», 1912.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.