ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2012. № 6
НАУКА И ПРАВО ЗА РУБЕЖОМ
Панкратов П.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права МГУ*
ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ПРАВА В ТРУДАХ
ВЕРНЕРА ЗОМБАРТА (к 150-летию со дня рождения)
Статья рассматривает проблемы частного права в трудах немецкого исследователя Вернера Зомбарта, чей 150-летний юбилей отмечается в январе 2013 г. (год Германии в России). В своих работах В. Зомбарт основное внимание уделил природе капитализма, основным институтам рынка — товарной бирже, векселю, акции, облигации, рекламе и т.п.
Ключевые слова: Германия, частное право, В. Зомбарт, капитализм, рынок, акционерное общество, облигация, вексель, реклама.
The article deals with the issues of private law in the writings of the German researcher Werner Sombart whose 150th anniversary is celebrated in January 2013 (the year of Germany in Russia). In his works Werner Sombart paid main attention to the nature of capitalism, the basic institutions of the market — commodity exchange, promissory notes, stocks, bonds, advertising, etc.
Keywords: Germany, private law, W Sombart, capitalism, market, joint-stock company, bond, promissory note, advertising.
19 января 2013 г. исполняется 150 лет со дня рождения немецкого исследователя Вернера Зомбарта (1863—1941), чья научная деятельность пришлась на период повышенного интереса к общественным наукам в конце XIX — начале XX в.
По масштабу научных интересов В. Зомбарта следует считать философом европейской культуры в классическом, университетском понимании, в отличие от современных, узких специалистов, страдающих, по определению К. Маркса, «профессиональным кретинизмом». В. Зомбарта, подходившего к изучаемой общественной проблеме максимально широко (но без ущерба для глубины), в равной мере можно считать социологом и историком, экономистом и правоведом.
Наряду со своими всемирно известными современниками М. Ве-бером и Г. Зиммелем В. Зомбарт посвятил большую часть своих научных работ всестороннему анализу капитализма как общественно-экономического явления, уяснению его природы и генезиса. По уровню поставленных и решенных в данной области научных задач В. Зомбарта справедливо можно назвать «антропологом капитализма»: словно под
* civil@law.msu.ru
микроскопом рассмотрены им причины зарождения капиталистических отношений на рубеже Нового времени, характер их развития с учетом специфики разных стран. Раскрыта сложная диалектика капитализма, с одной стороны, безмерно оживившего мировой экономический порядок, вытащившего рынок из оков натурального обмена феодальной Европы, а с другой — до предела извратившего природу традиционного рынка, заложившего «фугасы кризисов» под им же сформированную систему общественных отношений.
Хроническая, уже с трудом сдерживаемая турбулентность современного капитализма во многом была предсказана В. Зомбартом на базе всестороннего анализа ключевых институтов гражданского оборота еще сто лет назад. Исследования проводились в течение полувека на основе огромного фактического материала, собранного и систематизированного автором с учетом географических, национальных, религиозных особенностей.
В. Зомбарт считается учеником и последователем Г. фон Шмол-лера и так же, как и его учитель, по своим научным позициям принадлежит к «исторической школе». «Историческая школа права» (Гуго, Савиньи, Пухта, Эйхгорн) и «историческая школа в политэкономии» (Рошер, Гильдебранд, Книс) сопоставимы по основным принципам как родственные течения, параллельно отражающие немецкий подход к закономерностям базисных и надстроечных явлений. Обе школы закладывают в основу хозяйственного и правового развития общества категорию «народный дух» (т.е. некое коллективное сознание), состоянием которого обусловлены развитие социальных институтов, его направление и темпы.
По своим политическим взглядам В. Зомбарт являлся (это явно просматривается в его работах) германским националистом-консерватором, пережившим в молодости увлечение социализмом. Он не был, как это принято считать, антагонистом К. Маркса, так как занимался научной критикой капитализма не менее остро, но изучал данный предмет под другим углом, несколько абстрагируясь от классовых противоречий и сосредоточившись на конфликтах институционального характера.
Труды В. Зомбарта широко издавались как в дореволюционной России, так и в предвоенный период в СССР («Современный капитализм», «Народное хозяйство в Германии»1). А с начала XXI в., когда в России был реанимирован капитализм, интерес к исследованиям немецкого ученого возрос, поскольку возникла потребность в осмыслении происходящего на научном уровне. Метод, предложенный В. Зомбартом, позволяет анализировать даже выведенный «лабораторным» путем современный российский капитализм, по существу являющийся историческим артефактом.
1 Зомбарт В. Современный капитализм / Пер. с нем. под ред. В. Базарова, И. Степанова. М., 1904; Онже. Народное хозяйство в Германиив XIX и в начале XX в. М., 1924.
Переиздание работ В. Зомбарта на русском языке началось в 2000-е гг., когда появилась возможность критически переосмыслить социально-экономические итоги «ельцинского десятилетия». С 2008 г. актуальности исследованиям В. Зомбарта добавил глобальный кризис мировой капиталистической системы. Его книги, равно как и книги К. Маркса, стали повсеместно восприниматься как «история болезни». Примечательно, что мировой кризис наиболее разрушительно проявился именно в тех экономико-правовых институтах, изучению которых ученый уделил наибольшее внимание и на которые он указывал как на «локомотивы» капитализма (рано или поздно они могут оказаться без машиниста), — это предъявительские ценные бумаги, акционерные общества, фондовые биржи.
В 2004 г. московское издательство «Айрис-пресс» выпустило сборник, включающий две наиболее известные работы В. Зомбарта «Буржуа» и «Евреи и хозяйственная жизнь»2. В 2005 г. издательский дом «Территория будущего» издало сборник, включающий малоизвестные работы автора — «Строй хозяйственной жизни» и «Почему в США нет капитализма»3. В 2005 г. петербургское издательство «Владимир Даль» выпустило собрание сочинений В. Зомбарта в трех томах (третий том вышел в 2008 г.)4. Именно этот трехтомник содержит наибольший объем аналитического материала, связанного с проблемами частного права, особенно в тот период, когда в рамках частного права зародились элементы современного торгового права (т.е. торгового права эпохи капитализма). Это издание следует рекомендовать в первую очередь правоведам — магистратам и аспирантам.
Так сложилось, что в изучаемых на юридических факультетах общих курсах теории и истории государства и права по объективным причинам приоритет отдается преподаванию публично-правовых институтов с расчетом на то, что студенты частноправовых специализаций смогут добрать необходимый материал самостоятельно. Однако этого не происходит. Дело в том, что в современных условиях добросовестный студент гражданско-правовой специализации (опять же по объективным причинам) перегружен материалом позитивного права, который постоянно изменяется и дополняется. Ему некогда выстроить ретроспективный анализ проблемы даже на несколько лет, не то что столетий: это не позволяет сосредоточиться на исторической логике явления. Важную задачу в решении данного вопроса выполняет серия «Классика российской цивилистики». Но исследования немецкого ученого позволяют заглянуть в сущность проблем гражданско-правовых институтов еще глубже.
2 Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. Евреи и хозяйственная жизнь / Пер. с нем. М., 2004.
3 Он же. Избранные работы / Пер. с нем. М., 2005.
4 Он же. Собр. соч.: В 3 т. СПб., 2005-2008.
В рамках истории народного хозяйства Европы В. Зомбарт поставил целью решение вопроса: почему скованная натуральным обменом феодальная Европа смогла в ХУ1—ХУШ вв. совершить качественный скачок в инструментарии регулирования оборота, а античный мир, куда более организованный и развитый прежде всего в сфере юстиции, не сумел этого сделать в силу жесткой приверженности традиции.
В. Зомбарт попытался установить причины этого, казалось бы, исторического парадокса в области социальной психологии. В значительной мере избранное им направление поиска сближает его с представителями «психологической школы права». По мнению ученого, причина кроется в резком подъеме уровня абстрактного мышления у относительно широких слоев торговой корпорации на рубеже позднего Средневековья и Нового времени. В результате развившегося отвлеченного сознания возникла возможность воспринимать и оценивать символы благ на совершенно ином уровне в сравнении со средним торговцем античного мира. То, что прежде было доступно античным философам или средневековым богословам, теперь стало проясняться для большинства экономически активного населения.
В самом общем виде социально-психологическая предпосылка становления капитализма и его хозяйственно-правовых институтов состоит в сформировавшейся способности контрагентов обоюдно признавать ликвидность уже не только в непосредственных благах и их примитивных символах, но теперь и в «символах символов». Следовательно, сущность капитализма в сравнении с традиционным (римско-германским, по В. Зомбарту) регулированием гражданского оборота выражается в перманентном наводнении рынка легитимированными символами ликвидности, природа которых со временем приобретает все более условный характер. Благодаря этому «коммерциализация» охватила уже не только зону обмена, но и все сферы человеческих отношений, включая семью и творческую деятельность.
Главный итог психологического скачка от «классического торговца» к «капиталистическому человеку» состоит в том, что был окончательно узаконен принцип обезличенности в правоотношениях. Данный принцип стал «архимедовым рычагом» капитализма, овладев которым космополитичная торговая корпорация смогла опутать и публичную власть, и обывателя.
таким образом, можно выделить как минимум пять «ингредиентов», характеризующих природу капиталистического хозяйства и формирующих его:
1. Возникновение «капиталистического человека» с новым уровнем абстрактного мышления и соответственно новым представлением о дозволенном между контрагентами. По мнению В. Зомбарта, «капиталистический человек» сформировался в средневековой еврейской
общине, вынужденной в условиях экономического и религиозного террора проявлять чудеса приспособления к предлагаемым обстоятельствам. В дальнейшем этика «капиталистического человека» была рано или поздно освоена торговым сословием других национальностей, а затем объективно охватила собой и массу обывателей.
2. «Символизация» и «коммерциализация» гражданского оборота, придание ликвидности все более условного, основанного на внушенном доверии характера.
3. Война выступает главным «локомотивом» капитализма, организуя массовый спрос и превращая государство в перманентного должника. Расходы на армию и флот становятся обязательным сопровождением капитализма.
4. Все более раскрепощающаяся из-под религиозно-семейного гнета европейская женщина формирует эстетику роскоши, став в одном лице и инструментом, и жертвой вакханалии потребления.
5. Реклама как средство создания ажиотажа и искусственного спроса. В. Зомбарт провел анализ природы коммерческой рекламы как явления чисто капиталистического, доказав, что в условиях традиционного рынка, когда действовал принцип «товар для потребителя», реклама воспринималась торговой корпорацией как недопустимое средство недобросовестной конкуренции.
Исследовав составляющие капиталистического оборота, вновь сложившуюся этику отношений, В. Зомбарт указал на его характерные черты (в противопоставлении с традиционным обменом):
а) подмена сущности символом и фетишизация символа;
б) значение фактора времени, т.е. темпа оборота;
в) обезличенность правоотношений, обеспечивающая оборот формуляров, зачастую лишенных реального содержания;
г) наполнение оборота знаками сомнительной ликвидности, целиком зависящей от степени социального доверия;
д) интернационализация оборота как следствие обезличенности правоотношений;
е) как следствие интернационализации — развитие международного торгового обычая и международного частного права;
ж) классический обмен товарами и услугами, направленный на удовлетворение насущных естественных потребностей «докапиталистического человека», вытесняется спекуляцией символами, «правами на права». Отныне не «товар для потребителей», а «потребитель для товара», который необходимо сбыть в максимально сжатые сроки посредством навязчивой, изощренной рекламы типа «Ты этого достойна!». А следующий этап — заманивание обывателя в капкан потребительского кредита.
Умеренность как основной принцип религиозной этики «докапиталистического человека» становится главным психологическим врагом Нового времени. Завтрашний уровень потребления должен
обязательно превышать сегодняшний, иначе капитализм, подобно остановившейся акуле, камнем пойдет на дно кризиса.
Зерном, из которого, по мнению В. Зомбарта, проросли современные экономические отношения, является ценная бумага, совершившая на исходе Средневековья быструю эволюцию через ордерную к предъявительской, что создало юридическую основу для явления, которое немецкий исследователь назвал «объективацией кредита». По В. Зомбарту, «объективация» тех отношений, которые изначально имели личностный характер, происходит там, где взаимовлияние живых контрагентов заменяется деятельностью определенных системных установлений, созданных человеком.
В качестве отправной точки «объективации» предлагается рассматривать переводной вексель, распространение которого В. Зомбарт датирует XVI в. От переводного векселя уже один шаг в психологии «капиталистического человека» к «предъявительской ценной бумаге», а от нее — к другим бумажным носителям, в частности к наличным денежным знакам как форме долговых обязательств государства.
Особое значение в процессе «объективации кредита» В. Зомбарт придает акции и акционерным обществам, которые в современной форме складываются, по его расчетам, к XVIII в., поскольку все более ранние финансовые объединения с ограниченной ответственностью в большей или меньшей степени сохраняют свой личностный характер. Превращение именных акций в предъявительские стало самым действенным средством «объективации».
Следовательно, к XVIII в. благодаря предъявительским документам обязательственные правоотношения все больше утрачивают связь с конкретной личностью. По мнению В. Зомбарта, сама идея предъявительских ценных бумаг естественным образом берет начало в «духе еврейского права»: такие бумаги настолько отвечают духу еврейского права, насколько они оказываются чуждыми внутренней природе права римского или германского, так как предполагают безличные отношения кредитора и должника.
Новое время потребовало создания такого имущественного права, которое позволяло бы как можно легче упразднять старые и устанавливать новые правоотношения, т.е. осуществлять прямо противоположное тому, к чему стремилось германское и римское право. В качестве технического механизма осуществления «объективации» и «коммерциализации» В. Зомбарт анализирует биржу — как товарную (исторически пришедшую на смену ярмаркам), так и прежде всего фондовую.
Таким образом, следуя логике В. Зомбарта, современное частное право Европы в совокупности являет собой единство противоположностей: с одной стороны, классическую основу цивилистики на базе реципированного римского и германского права, сложившуюся к
позднему Средневековью; а с другой — значительно потеснившее классику еврейское право, составившее основу того, что сегодня квалифицируют как современное капиталистическое торговое право. Такова диалектика права и правосознания.
Список литературы
1. Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. Евреи и хозяйственная жизнь / Пер. с нем. М., 2004.
2. Зомбарт В.Избранные работы / Пер. с нем. М., 2005.
3. Зомбарт В. Собр. соч.: В 3 т. СПб., 2005-2008.