Научная статья на тему 'СОЧЕТАЯ ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖНЫХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

СОЧЕТАЯ ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖНЫХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВОЕННО-УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудолатов Александр Алексеевич

В статье раскрываются современное состояние и особенности профессиональной подготовки преподавателей зарубежных военно-учебных заведений государств - членов блока НАТО, учет и творческое использование которых может способствовать разработке направлений и определению условий развития системы профессиональной подготовки преподавателей военных образовательных организаций высшего образования министерства обороны Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBINING THEORY AND PRACTICE PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE TRAINING OF TEACHERS OF FOREIGN MILITARY SCHOOLS

The article reveals the current state and characteristics of the training of teachers of foreign military educational institutions of the NATO member states, accounting and creative use of which can help to develop directions and determine the conditions for the development of the training system for teachers of military educational organizations of higher education of the Ministry of Defense of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОЧЕТАЯ ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖНЫХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

<

^ г I пзз

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

А.А. ДУДОУ1АТОВ А.А. DUDOLATOV

СОЧЕТАЯ ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ

COMBINING THEORY AND PRACTICE

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖНЫХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE TRAINING OF TEACHERS OF FOREIGN MILITARY SCHOOLS

Сведения об авторе. Дудолатов Александр Алексеевич - старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела (военно-гуманитарных исследований ) Военного университета МО РФ, кандидат военных наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, (г. Москва ).

Аннотация. В статье раскрываются современное состояние и особенности профессиональной подготовки преподавателей зарубежных военно-учебных заведений государств - членов блока НАТО, учет и творческое использование которых может способствовать разработке направлений и определению условий развития системы профессиональной подготовки преподавателей военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации.

Ключевые слова: военная образовательная организация, военно-учебное заведение, вуз, профессиональная подготовка, педагогическая подготовка.

Information about the author. Alexander Dudolatov - Senior Researcher of the Research Department (Military-Humanitarian Research) of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Candidate of Military Sciences, Professor, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation (Moscow ).

Summary. The article reveals the current state and characteristics of the training of teachers of foreign military educational institutions of the NATO member states, accounting and creative use of which can help to develop directions and determine the conditions for the development of the training system for teachers of military educational organizations of higher education of the Ministry of Defense of the Russian Federation.

Keywords: military educational organization, military educational institution, University, professional training, pedagogical training.

Научные и прикладные основы организации профессиональной подготовки преподавателей зарубежных вузов (США, Великобритании, Франции, ФРГ и др.) выявлялись путем изучения: особенностей систем военного образования зарубежных государств; требований к подготовке офицерских кадров; особенностей профессиональной подготовки преподавателей вузов; специфики педагогической деятельности преподавателей.

Важными особенностями систем военного образования развитых зарубежных государств являются их организационное включение в общие системы высшего образования и как следствие - единые подходы к подбору, подготовке, повышению квалификации преподавателей; единые требования к содержанию их профессиональной деятельности. Многие учебные программы в вузах осуществляются совместно

с гражданскими учебными заведениями.

Существенной особенностью педагогического труда является то, что преподаватели зарубежных вузов имеют высокий социальный статус (статус старшего гражданского служащего), надежную социальную защиту, гарантированную высокооплачиваемую постоянную работу.

По мнению западных военных специалистов, одной из характер-

ных особенностей современных операций и боевых действий войск является тесное взаимодействие всех видов вооруженных сил, родов войск и специальных войск в ходе их ведения.

Именно поэтому они считают, что:

- главной задачей военного образования является подготовка военных профессионалов, сочетающих в себе качества теоретика и практика, способных рассматривать войну как взаимосвязанный процесс мысли и действия;

- главной целью системы профессионального военного образования является подготовка офицера, компетентного в стратегии, оперативном искусстве и тактике, который может действовать на поле боя как в составе своего войскового формирования, так и в составе межведомственных и многонациональных сил;

- для овладения искусством ведения боевых действий офицеру требуется сплав практических навыков и теоретических знаний, технической компетенции и творческого мышления;

- подготовку, переподготовку и повышение квалификации военных специалистов, в том числе преподавателей вузов, нецелесообразно осуществлять на общей организационной и нормативно-правовой основе.

Реализация изложенного, по мнению западных военных специалистов, обеспечивает:

- значительную экономию интеллектуальных, финансовых и экономических ресурсов при высоком качестве подготовки, переподготовки и повышении квалификации военных специалистов, в том числе преподавателей вузов;

- качественную разработку и гарантированное внедрение основных научно обоснованных теоретических положений в практику военного образования государств -членов блока НАТО;

- более четкое взаимопонимание и взаимодействие коали-

ционных многонациональных сил в мирное и особенно в военное время.

При этом различные по содержанию и срокам выполнения учебные программы, действующие в различных образовательных организациях видов вооруженных сил, родов войск и специальных войск, предполагается заменить единой, научно обоснованной и использующей лучшие образовательные ресурсы единую технологию моделирования образовательного процесса и единую для военного блока языковую подготовку преподавателей и обучаемых для реализации актуальных и эффективных решений в единой системе военного образования.

Основными военно-учебными заведениями государств - членов блока НАТО являются военные университеты (например, в США - Национальный университет обороны), колледжи (например, в США - колледж сухопутных войск), училища (например, в Италии - военное училище ВВС) и институты (например в Великобритании - институт общеобразовательной подготовки сухопутных войск).

Изучение количественной и качественной характеристик преподавательского состава зарубежных вузов показывает, что количество должностей военнослужащих и гражданского персонала в них примерно равное, а иногда имеет место, например, в США, преобладание последних. Гражданский персонал в основном составляют преподаватели - бывшие военнослужащие, находящиеся в запасе. Однако руководство кафедрами, в том числе по общенаучным дисциплинам, осуществляется военнослужащими.

Актуальным требованием, предъявляемым к преподавателям зарубежных вузов, является их высокая общеобразовательная подготовка. Поэтому в вузах США, ФРГ, Франции на изучение гуманитарных дисциплин отводится около 40% учебного времени. Обра-

Г : 1 ^ 4 ! ^ 1 \ 4

1 ■ 1 1 I 1 Д1

1 .'|]г1 ^

зовательными программами вузов предусматривается углубленное изучение истории, политологии, психологии, философии, социологии, правоведения, экономики, литературы, мировой культуры и искусства, иностранных языков, теории лидерства и управления.

Важным требованием к кандидатам на замещение должностей преподавателей вузов является наличие у них существенного войскового и педагогического опыта в соответствующей сфере и обязательное регулярное повышение квалификации.

Имеющаяся высокая общеобразовательная, гуманитарная и научная подготовка офицеров, наличие у них практического опыта службы в войсках позволяют командованию вооруженных сил зарубежных государств отказаться от продолжительной по времени профессиональной переподготовки офицеров для занятия должностей преподавательского состава вузов. При этом профессиональная подготовка военного преподавателя рассматривается как формирование сущностных характеристик его личности и не сводится лишь к узкопрофессиональной подготовке для выполнения определенных функций.

Тем самым, в состав основных требований к профессиональным и личностным качествам преподавателей зарубежных вузов целесообразно отнести следующие: наличие соответствующих ученых степеней; высокая общеобразовательная подготовка; гуманистическая ориентация; глубокое знание педагогики и психологии; умение руководить процессом познания обучаемых; высокий уровень профессиональной подготовки, в том числе военно-профессиональной подготовки для гражданских преподавателей; богатый войсковой опыт, в том числе участие в локальных войнах и вооруженных конфликтах; готовность к непрерывному личностному и профессиональному самосовершенствованию;

(и-Ц ж 1. * 1 т + \ 1 г» ■

Ш | 1 и ■1 4 4 1 II

активное участие в научной работе; усердие в формировании у обучаемых идеалов западной демократии.

Следует отметить, что возможности получения ученых степеней магистра и доктора наук для военнослужащих в зарубежных государствах не одинаковы.

Так в США дополнительная подготовка военнослужащих (имеющих ученую степень бакалавра и выслугу не менее 5 лет) для получения ученых степеней магистра и доктора наук осуществляется как в двух военных (Морская аспирантская школа; Технологический институт университета ВВС), так и в гражданских высших учебных заведениях.

Важно подчеркнуть, что офицеры из войск и преподаватели гражданских учебных заведений, претендующие на педагогические должности в вузах, должны пройти дополнительную подготовку и получить диплом преподавателя высшего военного учебного заведения. Дополнительную подготовку для занятия преподавательских должностей в войсковых школах, например, сухопутных войск ФРГ, проходят штабные офицеры.

Изложенные выше особенности в развитии высшего образования, его теоретико-методологические основы реализуются руководителями военного образования и вузов, определяя специфику педагогической деятельности преподавателей. Последняя заключаются в следующем.

Во-первых, содержание образовательного процесса предполагает обучение и воспитание будущих преподавателей и руководителей вузов, позволяет формировать у них высокие профессиональные, патриотические и морально-психологические качества.

Во-вторых, в современных зарубежных вузах наблюдается изменение роли и предназначение педагога: из основного источника и ретранслятора знаний он превратился в управленца познавательной деятельностью обучающихся в их

работе с различными источниками учебной информации. И как следствие - еще большее внимание стало уделяться профессиональной подготовке преподавателей, повышению их социального статуса.

В-третьих, содержание педагогической деятельности военных преподавателей, а, следовательно, и их профессиональной подготовки в значительной мере зависит от того, в каком вузе они преподают.

Так в развитых зарубежных государствах системы подготовки военных кадров многоуровневые и многоцикличные. Поэтому от уровня к уровню растут требования к научной и педагогической квалификации преподавательского состава, к содержанию их профессиональной подготовки. С этой целью профессиональная подготовка преподавателей для вузов включает в себя несколько этапов, например, в США-4 этапа.

Первый этап (40 часов) - подготовка собственно преподавателя включает: изучение принципов обучения взрослых; философию образования личности; теорию обучения; особенности творческого мышления.

Второй этап (6 месяцев) - подготовка разработчиков учебных курсов включает изучение: особенностей учебных курсов и методик их преподавания; профессиональных компетенций преподавателя;

методики оценки учебного процесса.

Успешная отработка программ первого и второго этапов обязательна для получения права преподавания в командно-штабном колледже сухопутных войск США.

Третий этап (до 1 года) - управление изменениями учебной программы. Этап обязателен для авторов и редакторов учебных курсов, учебно-методических материалов и пособий, учебников. Содержание обучения имеет преимущественно практическую направленность. Освоение программы обеспечивает получение обучаемыми преподавателями требуемого уровня методической и научной подготовки для качественной разработки учебных курсов, учебно-методических материалов и пособий, учебников. Уровень полученной профессиональной подготовки подтверждается оценкой разработанного каждым обучаемым авторского варианта учебного пособия или учебника.

Четвертый этап подготовки (до 1 года) - повышение квалификации. Для проведения занятий с обучаемыми - будущими и действующими руководителями образовательных подразделений, организаций и управлений привлекаются ведущие специалисты министерства обороны, военных и гражданских вузов. На этом этапе обучаемым предоставляется воз-

можность реализации программы годичных отпусков для научной работы, для завершения подготовки и защиты диссертации.

В-четвертых, преподаватели высших учебных заведений убеждены, что эффективность их деятельности зависит от качества мыслей и логики, а не от его личности, занимаемых ими ранее должностей, бойкости риторики и языка жестов. Именно поэтому им предоставляется определенная свобода в творчестве подготовки и проведении занятии с обучаемыми. Этому также способствует наличие права у обучаемых изучать часть учебных дисциплин (до 30% от их общего количества) по собственному выбору, который, как правило, обусловливается популярностью того или иного преподавателя, его авторитетом среди научно-педагогических работников. Отсюда - естественное стремление большинства преподавателей к повышению уровня педагогического мастерства, к самосовершенствованию.

Так в США для повышения уровня профессиональной подготовки преподавателей в Национальном университете обороны реализуется практика интернатур. Последняя обеспечивается выдачей двух дипломов: временного - по выпуску из университета и постоянного - после прохождения интернатуры, если преподаватель показал себя квалифицированным специалистом.

В-пятых, существующая в зарубежных вузах система контроля уровня подготовки обучаемых, основанная на широком применении тестирования, практически освобождает преподавателей от мотивации обучаемых на качественную учебу, увеличивает бюджет времени на совершенствование личной профессиональной подготовки.

Для оценки работы обучаемых в учебных заведениях США обычно не полагаются только на результаты итоговых экзаменов. Кроме проверки знаний во время практических занятий проводят-

ся как плановые, так и внезапные контрольные работы.

Объективность оценки результатов труда обучаемых также обеспечивается использованием механизма внешней аттестации, сущность которой заключается в том, что при приеме экзаменов один из экзаменаторов является представителем вида вооруженных сил, в интересах которого готовятся выпускники вуза, или преподавателем другого вуза. При этом мнение внешнего экзаменатора об оценке аттестуемого является решающим.

В-шестых, содержание педагогической деятельности преподавательского состава зарубежных вузов, а, следовательно, и содержание их военно-профессиональной подготовки в значительной мере определяется руководящими документами, разрабатываемыми высоко компетентными специалистами военных ведомств.

Анализ специфики педагогической деятельности преподавателей зарубежных вузов позволяет сформулировать следующие основные особенности их профессиональной подготовки:

- военное руководство имеет целостную и эффективную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей в базовых военно-учебных заведениях. Например, в США: факультеты подготовки преподавательского состава в ко-

мандно-штабных колледжах видов вооруженных сил;

- подготовка преподавателей ведется с учетом специфики их будущей педагогической деятельности в различных вузах видов, родов войск и специальных войск;

- образовательный процесс подготовки преподавателей включает их обучение и воспитание требуемых качеств в ходе проведения с ними всех видов учебных занятий. Особое внимание уделяется формированию у будущих преподавателей потребности к самосовершенствованию в течение всей их педагогической деятельности;

- уровень профессиональной подготовки преподавателей педагогических образовательных учреждений определяется с учетом качества педагогической деятельности выпускников в вузах;

- преимущественным правом поступления в военно-педагогическое образовательное подразделение пользуются офицеры, имеющие ученые степени;

- весь процесс профессиональной подготовки преподавателей вузов направлен на обеспечение ими и их будущими обучаемыми национальной безопасности страны.

Качественной профессиональной подготовке преподавателей зарубежных вузов способствуют благоприятные условия для самообразования за счет низкой учебной нагрузки.

ф- к t 1 m t s Vi

Щ | 1ГГРТ1 1 и ■i 4 1 Я

Успешной педагогической деятельности преподавательского состава благоприятствует оптимальная численность учебных групп, обеспечивающая установление с обучающимися требуемого контакта при проведении семинарских, групповых и других видов учебных занятий.

Повышению эффективности профессиональной подготовки преподавателей способствуют высокий уровень оплаты их труда, значительные возможности командования вузов по его стимулированию с учетом результатов учебной, методической, научной и общественной работы, а также современная учебно-материальная база образовательных заведений.

Учебные заведения имеют компьютерные терминалы, доступные как преподавателям, так и обучаемым, библиотеки. Учебные аудитории и классы оснащены современными техническими средствами обучения, включая компьютерные и телевизионные системы.

Тем самым педагогический анализ профессиональной подготовки преподавательского состава зарубежных военно-учебных заведений позволил установить, что к значимым явлениям в исследуемом процессе, актуальным для совершенствования системы и процесса подготовки педагогических работников военных образовательных организаций высшего образования МО РФ, целесообразно отнести:

- учет в научных и прикладных подходах к исследованию проблемы профессиональной подготовки преподавателей вузов (наряду с другими, общими для системы высшего образования) характера, принципов, особенностей строительства и подготовки Вооруженных Сил, офицерских кадров в современных условиях и в перспективе;

- преимущественное назначение на руководящие должности

в систему военного образования военнослужащих, имеющих ученые степени, звания, а также опыт войсковой и педагогической деятельности, участия в современных войнах и вооруженных конфликтах;

- усиление педагогической и научной направленности военно-профессиональной подготовки обучающихся вузов;

- предварительный конкурсный отбор кандидатов для подготовки преподавателей еще со слушательской (курсантской) скамьи, а также из войсковых офицеров с учетом их задатков и склонностей к педагогической деятельности;

- возврат к показавшей высокую эффективность в советский период практике педагогической подготовки основной части преподавателей вузов в военно-педагогических институтах (факультетах);

- изменение роли и предназначения преподавателей: из основного источника и ретранслятора знаний они должны превратиться в управленцев познавательной деятельностью обучающихся;

- обязательность высокой общеобразовательной подготовки, опыта практической деятельности по профилю кафедры вуза и предварительной переподготовки для выпускников гражданских образовательных организаций - кандидатов на преподавательские должности в вузы;

- привлечение руководителей и ведущих ученых других гражданских и военно-учебных заведений к проведению занятий в ходе подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов;

- повышение значимости методического, научного, информационного и воспитательного обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов;

- изучение, обобщение и реализация опыта формирования творческого мышления обучающихся, а также опыта современных войн

и вооруженных конфликтов в ходе подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов;

- стимулирование педагогических работников к дальнейшему повышению уровня своей профессиональной подготовки и создание им благоприятных условий для самосовершенствования;

- обязательность педагогической подготовки руководителей становления начинающих преподавателей и руководителей педагогической практики будущих и начинающих преподавателей в подразделениях повышения квалификации вузов высшего уровня профессиональной подготовки;

- изложение основ частных методик преподавания оперативно-тактических и тактико-специальных дисциплин в соответствующих наставлениях по боевой и специальной подготовке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акентъев, С. П. Командно-штабной колледж сухопутных войск США: организация образовательного процесса, подбор, подготовка профессорско-преподавательского состава и оплата их труда // Вестник сибирского отделения АВН, 2013. №17.

2. Кужилин, В.Ф. Кадровая политика военного руководства США по формированию офицерского корпуса вооруженных сил // Военная мысль, 2001. №3.

3. Шеллер, А., Бере-дент, М.Г. Единая система подготовки вооруженных сил - общая основа для специализации в военно-организационных областях. Europaisce Sicherheit. 2 / 2008, с. 62-66,16 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Эванс, М. От долгого мира к долгой войне: вооруженный конфликт, военное образование и подготовка в XXI веке. Доклад к региональному форуму стран АСЕАН, секция профессионального военного образования, 2007. 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.