Научная статья на тему 'СОЧЕТАНИЕ МОРАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ И ЦЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ КОМПАНИИ. ПОИСК СМЫСЛОВ: ФИЛОСОФСКИЙ И ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

СОЧЕТАНИЕ МОРАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ И ЦЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ КОМПАНИИ. ПОИСК СМЫСЛОВ: ФИЛОСОФСКИЙ И ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / ЭТИКА / ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / "ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ" / БИЗНЕС / ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Глушкова А.В.

В данной статье поднимается проблема сочетания морально-этических норм и извлечения прибыли при ведении бизнеса. Раскрывается сущность понятий «мораль», «этика», «этические нормы», «деловые отношения». Приводятся различные взгляды на затрагиваемую проблему. Раскрываются основные принципы этичного поведения в бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMBINING OF THE MORAL PRINCIPLES AND THE PROFIT AIMES OF A COMPANY. THE SEARCH OF THE MEANINGS: PHILOSOPHIC AND ETHICAL ASPECTS OF CORPORATION SOCIAL RESPONSIBILITY

This article focuses on the problem of the combining of the ethical norms and profit-making in doing business. The notions ‘morality’, ‘ethics’, ‘ethical norms’, ‘business relationship’ are revealed. The various views on the problem are given. The main principles of ethical behavior in business are revealed.

Текст научной работы на тему «СОЧЕТАНИЕ МОРАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ И ЦЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ КОМПАНИИ. ПОИСК СМЫСЛОВ: ФИЛОСОФСКИЙ И ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

М, 2015. - 512 с.

4. Савицкая Г.В. Экономический анализ [Текст] : учебник. - 14-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 649 с.

5. Планирование и прогнозирование в условиях рынка [Текст] : учебное пособие / Е.А. Стёпочкина - Москва: Директ-Медиа, 2014. - 236 с.

6. Виды нелинейных регрессий и определение их параметров с помощью линеаризации // STUDOPEDIA.RU: ваша школопедия. URL: https://studopedia.ru/2 34942 vidi-nelineynih-regressii-i-opredelenie-ih-parametrov-s-pomoshchyu-linearizatsii.html (дата обращения: 29.11.2017).

7. Сайт «Вертолёты России» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.russianhelicopters.aero/ru/

УДК 174.4

Глушкова А.В. студент 3 курса институт экономики Уральский государственный экономический университет

Россия, г. Екатеринбург СОЧЕТАНИЕ МОРАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ И ЦЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ КОМПАНИИ. ПОИСК СМЫСЛОВ: ФИЛОСОФСКИЙ И ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ Аннотация: в данной статье поднимается проблема сочетания морально-этических норм и извлечения прибыли при ведении бизнеса. Раскрывается сущность понятий «мораль», «этика», «этические нормы», «деловые отношения». Приводятся различные взгляды на затрагиваемую проблему. Раскрываются основные принципы этичного поведения в бизнесе.

Ключевые слова: мораль, этика, этические нормы, «золотое правило нравственности», бизнес, деловые отношения, извлечение прибыли.

Glushkova A. V. student

2-year, the institute of economics the Ural State University of Economics Russia, с. Ekaterinburg THE COMBINING OF THE MORAL PRINCIPLES AND THE PROFIT AIMES OF A COMPANY. THE SEARCH OF THE MEANINGS: PHILOSOPHIC AND ETHICAL ASPECTS OF CORPORATION SOCIAL

RESPONSIBILITY Annotation: this article focuses on the problem of the combining of the ethical norms and profit-making in doing business. The notions 'morality', 'ethics', 'ethical norms', 'business relationship' are revealed. The various views on the problem are given. The main principles of ethical behavior in business are revealed.

Key words: morality, ethics, ethical norms, 'the golden rule of morality', business, business relationship, profit-making.

Коммерческие организации в качестве своей главной цели преследуют извлечение максимально возможной прибыли. Но, к сожалению, достижение экономической выгоды далеко не всегда успешно сочетается с морально-этическими нормами ведения бизнеса. В этой связи раскрываемый в данной статье вопрос всегда будет носить актуальный характер и привлекать внимание самых разных исследователей в области корпоративной социальной ответственности.

Что понимается под моралью? В социальной философии мораль - это один из основных способов неформальной регуляции деятельности и поведения человека во всех областях общественной жизни. Это особая форма сознания и отношений, представляющая собой систему ценностей, норм и оценок поведения людей и социальных явлений, представлений о добре и зле, о справедливости, признанных и разделяемых участниками культурной общности. [1, с.25]

Высшим проявлением морали является познание некого совершенства, достижение установленного в рамках морали идеала. Мораль не подчиняется закону причинности и не предполагает принцип полезности. [4]

Предназначение морали - объединять разъединённых, отличающихся друг от друга людей. Как говорил Иммануил Кант, в морали человек подчиняется только своему собственному и одновременно всеобщему законодательству. В этом и выражается единство двух противоположных полюсов человека: добровольно-личностного и объективно универсального. Мораль является своеобразным регулятором человеческого поведения, его поступков, отношения к окружающему миру, ко всему происходящему. Внутренний эмоционально-чувственный механизм самоконтроля - это совесть. [1, с.25, 26]

Понятие морали изучает такая философская наука, как этика. Этика -это область теоретического знания, рассматривающая различные аргументы, выступающие в пользу конкретной нравственной позиции. [1, с.26]

Этические нормы - это система единых ценностей и правил этики, соблюдение которых общество требует от входящих в него людей [2, с.209].

В отличие от кодексов юридических (правовых) норм этика основана на культурных особенностях, общественном мнении, привычках и традициях. [2, с.209]

В процессе осуществления предпринимательской деятельности этическим нормам необходимо уделять особое внимание.

Деловые отношения - это один из типов общественных отношений, представляющий собой взаимодействие между деловыми партнёрами, коллегами и конкурентами, возникающее в процессе совместной деятельности в коллективе и на рынке. [2, с.211]

Результат успешного функционирования организации зависит от соблюдения морально-этических принципов не меньше, чем от следования

экономическим законам. Предприятие - это в первую очередь коллектив сотрудников, в котором воплощена совокупность человеческих отношений. Благополучный моральный и психологический климат в трудовой среде является важной основой для успеха фирмы. [3]

Но было бы ошибочным полагать, что соблюдать моральные принципы и нормы необходимо лишь в рамках внутренних взаимоотношений. Немаловажно следовать этическим правилам и при взаимодействии с внешней средой, к которой относятся поставщики, посредники, покупатели, партнёры и конкуренты, государство, окружающая среда и другие.

Основным носителем морально-этических принципов, положительным примером для сотрудников и гарантом обеспечения благоприятного во всех отношениях климата должен являться руководитель (президент, директор, ведущий менеджер).

По мнению Питера Костенбаума, этика наполняет предпринимательство смыслом при всех обстоятельствах, в любой сфере экономики, в любой культуре, именно этика открывает дорогу к прибыли. Этика учит быть полезным, т.е. уметь ставить себя на место другого и проявлять желание к этому, отыскивать смысл и ценность в интересе к другому человеку и в заботе о нём. Необходимыми этическими компонентами Костенбаум считает заботу, преданность, верность и любовь. Любовь показывает, что вы действительно заботитесь о людях независимо от того, кем вы являетесь сами. В любви создаётся особое межличностное поле, в котором возникают духовная связь, эмоциональные узы. [2, с.212]

А вот, с точки зрения американского экономиста Милтона Фридмана, общество выполняет роль «добывания возможно большего количества денег», но только в рамках правил игры, которые не допускают обман и принуждение. Фридман считает, что бизнесмены должны вести открытую и свободную конкурентную борьбу без мошенничества. [2, с.212, 213]

Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм подчёркивает важность потребностей индивида в уверенности, в системе ориентиров и привязанностей. Чувство уверенности и защищённости появляется у члена той общности, в которой созданы нравственный и психологический комфорт и условия для развития личностного потенциала. [1, с.27]

Предпринимательская среда диктует особые правила: стремление организаций к максимизации получаемой прибыли, обеспечение выживаемости фирмы на рынке за счёт её вовлечения в непрерывный механизм конкуренции. При таких условиях участники бизнес-среды забывают о базовых принципах морали, которые должны строиться на сострадании, участливости, взаимопомощи и взаимной поддержки, о философских понятиях добра и зла, о роли и предназначении человека в существующем мире. Следовательно, рыночная экономика призвана превращать эгоистический интерес человека в общественное благо, чему должны способствовать следующие моральные нормы:

- служение обществу - соблюдение интересов клиентов за разумную плату;

- отсутствие культа денег: деньги являются не целью, а лишь средством на пути к её достижению; главное богатство бизнесмена - это его дело;

- постоянная нацеленность на успех - предприниматель не должен останавливаться на достигнутом, а должен находиться в постоянном поиске лучших идей и решений;

- справедливость - в том числе принцип распределения прибыли между всеми участниками её создания;

- беспокойство о благополучии других людей;

- возможность приносить пользу - благотворительность и милосердие;

- уважение права других быть самостоятельными;

- предупреждение вредных последствий - в том числе бережное отношение к окружающей среде;

- добровольное подчинение закону;

- искренность и добросовестность;

- честность;

- объективность;

- терпимость;

- конфиденциальность. [1, с.28, 29; 3]

В качестве вывода из всего вышеизложенного следует сделать заключение о том, что в современных рыночных условиях одним из важнейших аспектов корпоративной социальной ответственности является морально-этический аспект, требующий соблюдения нравственных норм, в основе которых должны находиться сострадание, взаимопомощь, забота о благополучии общества и окружающей среде, а также увлечённость своим делом, а не денежным успехом. Ведь «золотое правило нравственности» гласит: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

Использованные источники:

1. Михайлина С.А. Корпоративная социальная ответственность [Текст] / Учебное пособие. - М.: МИЭТ, 2013. - 120 с.

2. Психология и этика менеджмента и бизнеса [Текст] : учебное пособие для бакалавров / А.К. Семёнов, Е.Л. Маслова. - 7-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 276 с.

3. Бабина Е.Н., Костюков К.И., Карасёва С. Морально-этические аспекты бизнеса // Nauka-Rastudent.ru. 2014. №11 (11). С.3

4. Парадоксы морали по А.А. Гусейнову // VIKENT.RU: гении, творческие личности. URL: http://vikent.ru/enc/5538/ (дата обращения: 28.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.