Научная статья на тему 'МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА'

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
928
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС И МОРАЛЬ / БИЗНЕС-КУЛЬТУРА / МОДЕЛИ ЭТИКИ БИЗНЕСА / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / BUSINESS AND MORALITY / BUSINESS CULTURE / BUSINESS ETHICS MODELS / PRIVATE PROPERTY / MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова А.Д., Грабовская Е.А.

В данной статье рассматривается поведение предпринимателей в сфере ведения бизнеса с точки зрения морали и этики, рассматривается взаимосвязь между принципами ведения бизнеса и имеющимися в обществе общепринятыми нормами морали и этики. В настоящее время менеджеры осуществляют попытки соединить морально-этические нормы и деловую практику в хозяйственной деятельности. С каждым годом всё большее количество предприятий создают свои правила ведения бизнеса, несмотря на недостатки существующих моральных норм для предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND ETHICAL ASPECTS OF BUSINESS

This article examines the behavior of entrepreneurs in the field of doing business from the point of view of morality and ethics, examines the relationship between the principles of doing business and the generally accepted standards of morality and ethics in society. Currently, managers are trying to combine moral and ethical standards and business practice in economic activity. Every year a growing number of enterprises create their own rules for doing business, despite the shortcomings of the existing moral standards for entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА»

УДК 179

Егорова А.Д. студент 2 курса экономический факультет Грабовская Е.А. студент 2 курса экономический факультет Российская таможенная академия Россия, г. Люберцы

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

Аннотация: в данной статье рассматривается поведение предпринимателей в сфере ведения бизнеса с точки зрения морали и этики, рассматривается взаимосвязь между принципами ведения бизнеса и имеющимися в обществе общепринятыми нормами морали и этики. В настоящее время менеджеры осуществляют попытки соединить морально-этические нормы и деловую практику в хозяйственной деятельности. С каждым годом всё большее количество предприятий создают свои правила ведения бизнеса, несмотря на недостатки существующих моральных норм для предпринимателей.

Ключевые слова: бизнес и мораль, бизнес-культура, модели этики бизнеса, частная собственность, рыночная экономика.

Egorova A.D. student

2nd year, faculty of Economics Russian customs academy Russia, Lyubertsy Grabovskaya E.A.

student

2nd year, faculty of Economics Russian customs academy Russia, Lyubertsy MORAL AND ETHICAL ASPECTS OF BUSINESS

Annotation: this article examines the behavior of entrepreneurs in the field of doing business from the point of view of morality and ethics, examines the relationship between the principles of doing business and the generally accepted standards of morality and ethics in society. Currently, managers are trying to combine moral and ethical standards and business practice in economic activity. Every year a growing number of enterprises create their own rules for doing business, despite the shortcomings of the existing moral standards for entrepreneurs.

Keywords: business and morality, business culture, business ethics models, private property, market economy.

Основным противоречием, рассматриваемым в бизнесе, является противоречие между ведением соответствующего морально-этическим аспектам дела и стремлении извлечь максимальную прибыль из производственного процесса любой ценой. Каких-то общих моральных правил в бизнесе не существует, но стоит заметить, что ни один бизнесмен не может избежать моральных проблем, решение которых ложиться на него [4]. Сам по себе бизнес нацелен на извлечение прибыли и не предполагает наличие моральных ценностей.

В связи с этим в бизнесе выделяют два направления морали: мораль личной нравственной ответственности управляющего; институциональная мораль [2].

Нормы морали существуют как внутри организации, так и в отношениях между организацией и социальной средой. Предприниматели не осуществляют свою деятельность только в рамках бизнес-сообщества, они также являются частью общества в целом. В связи с этим бизнесменам следует руководствоваться так называемым категорическим императивом И. Канта: «Поступай так, чтобы максима (основное правило, принцип) твоей воли всегда могла быть и принципом всеобщего законодательства» [6].

К бизнес-сфере данный принцип можно сформулировать так: при принятии решения следует поступать так, чтобы личные устремления имели точки соприкосновения с нравственными ценностями подчиненных, допускали урегулирование интересов всех сторон и не противоречили нравственным эталонам [3].

Таким образом, бизнес в современном мире ведется в социальной среде, в которой нельзя игнорировать интересы социума, общества, так как это прямо отражается на экономической среде. Предпринимательская этика неразрывно связана с общечеловеческими представлениями о справедливости, чести, совести, благородстве, честолюбии и самолюбии, бесстыдстве и лицемерии и др.

Выделяют несколько направлений осуществления моральных норм в бизнесе (Рис. 1):

Рис. 1. Пути реализации моральных требований руководителя

Существуют различные мнения по поводу морально-этических аспектов ведения бизнеса. Рассмотрим некоторые из них.

Одни представители американской бизнес-этики, утверждают, что мораль в бизнесе зависит в основном от самого предпринимателя, его интересов, предпочтений, совести, ответственности.

Другие авторы (например, П. Козловски, Р. Лей) считают, что мораль и экономика взаимодействуют в бизнесе благодаря усилиям предпринимателей, так как именно они утверждают морально-этические нормы на своем предприятии.

Еще одна категория экономистов (Х. Штайнман, П. Ульрих и другие) связывают ведение бизнеса с позиции морально-этических норм с институтами и структурами.

Сегодня по вопросу о взаимодействии морали и бизнеса имеются две модели, которыми руководствуются бизнесмены: «акулы» и «дельфины» бизнеса (Рис. 2).

Мораль - основной элемент при ведении бизнеса

Л

3

Мораль не является

обязательным

компонентом

Основная забота менеджеров -получение прибыли

моральные принципы - помеха в бизнесе

Направленность бизнеса на эффективность, качество и достижение успеха с опорой на моральные принципы

Бизнес необходимо стр оитьунив ере ал ь ных этических нормах

(добро, справедливость и др.)

ея

т

X

X/

Рис. 2. Парадигмы нравственного ведения бизнеса

Представители первой парадигмы полагают, что в предпринимательской деятельности мораль не является обязательным компонентом. [4]. Черты данной концепции проявляются в теории «экономического человека», которая возникла в ХУШ в. и исходит из определяющей роли эгоистического интереса в экономике. Придерживающиеся такой позиции представители бизнеса получили название «акулы» в противовес «дельфинам».

Эти дефиниции используются для обозначения двух типов деловых отношений, утверждающих противоположные позиции и ценности, основанные в первом случае на эгоизме и утилитаризме, во втором - на альтруизме и добре.

Подробная характеристика видов дана в работе Р. Андерсона и П. Шихирева «"Акулы" и "дельфины"» [1]. В современном мире господствующим типом является «акула». Об этом свидетельствует вся современная практика бизнеса.

В настоящее время человечество подвергается глобализации, мир преобразовывается в сложную целостную систему. В конечном счёте, особо важной становится задача реализации и утверждения новой парадигмы взаимосвязи морали и бизнеса, которая соответствовала бы веку глобализации.

В основе импульса развития морального сознания в ведении бизнеса стоит противоречие между требованиями морали и стремлении к прибыли в условиях конкуренции и рыночной экономики.

Таким образом, моральные и нравственные нормы в бизнес-культуре представляют собой совокупность выработанных на основе

частнособственнических отношений соответствующих норм и правил ведения бизнеса и соответствующего поведения в обществе, которым должны следовать лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Использованные источники:

1. Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины» (психология и этика российско-американского делового партнерства). М., 1994. 208 с.

2. Концепции предпринимательской этики. URL: http://studme.org/185604234693/etika_i_estetika/kontseptsii_predprinimatelskoy_ etiki.

3. Некоторые нравственные эталоны и образцы поведения в менеджменте

4. Эффективность и культура предпринимательской деятельности. URL: http://producm.ru/books/business structure/book5/p36.

5. Категорический императив и парадоксы человеческой нравственной свободыURL:http://fLlosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st112.shtml.

6. Лачугина Ю. Н. Этика деловых отношений: учеб. пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.