Научная статья на тему 'ЕВАНГЕЛЬСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА'

ЕВАНГЕЛЬСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ЭТИКА / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЛИГИЯ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аторин Роман Юрьевич

Представленная статья посвящена анализу процессов формирования этики бизнеса в российском старообрядчестве. Автором рассматриваются факторы и основные принципы, формирующие предпринимательскую этику старообрядцев в условиях современной социально-экономической действительности. Выявлены особенности этико-религиозного сознания старообрядцев-предпринимателей. Отмечены характерные черты ведения предпринимательской деятельности приверженцами старой веры и их высокая деловая активность. Бизнес-этика старообрядчества представлена как уникальное явление, формируемое на основе культурно-национального менталитета и религиозного мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVANGELICAL MORALITY AS THE BASIS OF THE ETHICAL CODE OF OLD BELIEVERS ENTREPRENEURS OF THE XIX CENTURY

The presented article is devoted to the analysis of the processes of formation of business ethics in the Russian Old Believers. The author examines the factors and basic principles that form the entrepreneurial ethics of Old Believers in the conditions of modern socio-economic reality. The features of the ethical and religious consciousness of Old Believers-entrepreneurs are revealed. The characteristic features of doing business by adherents of the old faith and their high business activity are noted. The business ethics of the Old Believers is presented as a unique phenomenon formed on the basis of cultural and national mentality and religious worldview.

Текст научной работы на тему «ЕВАНГЕЛЬСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА»

Евангельская нравственность как основа этического кодекса старообрядческих предпринимателей XIX века

Аторин Роман Юрьевич,

к.ф.н., старший преподаватель Государственного университета управления E-mail: nrpsc@yandex.ru

Представленная статья посвящена анализу процессов формирования этики бизнеса в российском старообрядчестве. Автором рассматриваются факторы и основные принципы, формирующие предпринимательскую этику старообрядцев в условиях современной социально-экономической действительности. Выявлены особенности этико-религиозного сознания старообрядцев-предпринимателей. Отмечены характерные черты ведения предпринимательской деятельности приверженцами старой веры и их высокая деловая активность. Бизнес-этика старообрядчества представлена как уникальное явление, формируемое на основе культурно-национального менталитета и религиозного мировоззрения.

Ключевые слова: бизнес-этика, старообрядчество, предпринимательская деятельность, религия, традиции.

Современная Россия испытывает глубокие социально-экономические и духовно-нравственные изменения. К настоящему времени коренным образом трансформировались хозяйственно-экономическая и мировоззренческая парадигмы общества.

У России, избравшей демократическое направление в развитии, в приоритете стоят ценности демократии и свободных рыночно-экономических отношений, стремление к строительству гражданского общества. На этом фоне модифицируются морально-нравственные ценности, возрастает степень социально-нравственной ответственности. Формирование институтов бизнеса и возникающих там проблем, определяет становление и развитие этики. При этом создаются этико-нормативные системы, регулирующие отношения в бизнесе, и представляющие собой комплекс этических норм и правил поведения. Требования нравственности вырабатываются в процессе коммуникации и выступают отражением практического опыта предпринимателей.

Этика бизнеса - важнейшая составляющая культуры предпринимательства в контексте социально-исторических преобразований, таких как рост уровня корпоративности и информационно-коммуникационных процессов. Этика бизнеса как комплекс морально-этических принципов, норм, стандартов, которыми должны руководствоваться институты бизнеса и их участники - основной компонент предпринимательской культуры в рамках развития корпоративности и информационно-коммуникационных процессов современности. Она включает в себя: профессиональную мораль, моральный климат; стереотипы морального поведения; нормы и требования делового этикета.

Этика бизнеса представляет собой совокупность морально-этических принципов, норм, стандартов, которыми должны руководствоваться институты бизнеса и их участники. Важным фактором, влияющим на предпринимательскую деятельность, может выступать религиозное мировоззрение. В этой связи особое внимание привлекает такое уникальное явление российской действительности как старообрядчество, представляющее многочисленную группу консервативно настроенного населения, отделившегося от Русской Православной Церкви в XVII веке в связи с реформами патриарха Никона [3, с. 59].

Вся история старообрядческого движения тесным образом связана с сохранением культурно-духовной традиции. Старообрядчество уже более трехсот веков упорно пытается противостоять процессам модернизации, секуляризации, выступает хранителем и носителем древнерусских духовных форм и традиций. Старообрядчество оказало существенное влияние на формирование отечественной экономической культуры. История и культура старообрядчества представляет собой борьбу за сохранение ранее устоявшихся религиозно-культурных ценностей и нравов. Старообрядчество стремится к сохранению традиций, повседневного быта и уклада древней Руси в условиях действующего светского мировоззрения, разрушающего прежде существовавшие религиозные основы жизнепостроения.

«Старообрядчество, как попытка сохранения прежде существовавших церковных укладов и идейных ориен-

сз о

сг

0

1

—I

У

=Е СГ

<п

I_

и

см л

тиров, представляет собою особенный культурный тип с религиозным мировоззрением, в меньшей степени подверженным влиянию секуляризации» [1, с. 27].

Старообрядцы - носители самобытности. «Понимание своей религиозной группы как народа-богоносца вытекает из феноменологически возникшей мессианской идеи: «Москва - Третий Рим», характерной русскому суперэтносу и доминирующей в сознании крестьянства. Мессианские убеждения старообрядцев обусловлены выполнением генеральной функции, возложенной на них Богом - сохранение старой веры и обрядов» [7, с. 187]. Старообрядцы провозглашают культурную и религиозную самоидентичность. «Основную парадигму духовной жизни старообрядцы видят в вероучительных представлениях, осознающихся через призму древнерусско-византийской православной (или древлеправославной) традиции. Религиозный консерватизм, выраженный в концепте: «старая вера является субстанциональным элементом сохранения религиозной идентичности данного религиозного объединения» [8, с. 33].

Старообрядцы отличаются преданностью старым (древнерусским) заветам и приверженностью традициям. Почти в неприкосновенности они сохранили старую веру, национальный быт, обычаи и дух предков, что ярко свидетельствует о наличии у старообрядцев средневекового (древнерусского) православно-христианского менталитета. Все это дает основание говорить о старообрядчестве как об уникальном самобытном объекте, выделившемся из основного и преобладающего инновационного культурного контекста России. Важно подчеркнуть, что старообрядцы сохранили традиционные виды хозяйственной деятельности. Они являются прямыми наследниками древнерусской хозяйственной традиции.

Фундаментальными факторами сохранения хозяйственно-культурных традиций у старообрядцев выступает институт традиционной семьи и церковная община, которая представляет собой духовную микроструктуру религиозного пространства, и является формой духовного союза старообрядцев. Главная функция старообрядческой общины заключается в сохранении христианской традиции, духовных установок, нравственных норм и стандартов. Бизнес-этика старообрядчества представляет собой определенный комплекс стереотипов поведения и ценностных установок, вышедших из древнерусской культурной традиции и вырабатывающихся на протяжение веков. Старообрядческая бизнес-этика зиждется на библейских предписаниях и на Евангельских заповедях. Именно на Евангельских заповедях основана вера в Бога как Высшую ценность.

Религиозные, или духовные, ценности, религиозная культура в существенной степени регулируют предпринимательскую деятельность, задают определенные нормы делового поведения: отказ от всего материального во имя приобщения к Богу. Отличительные особенности предпринимательской этики старообрядцев заключаются в том, что финансовая прибыль не является самоцелью, а на первое место выходят Евангельские нормы и ценности. «Святое Евангелие и заповеди Христовы - вот свет, который освещает жизнь каждого из нас, придает ей смысл, помогает с молитвой и упованием на милость Божию преодолевать любые жизненные трудности, и - никогда не отчаиваться и не унывать» [6]. Для старообрядцев бизнес - это не средство наживы; главное в процессе трудовой деятельности - сохранение истинного благочестия, следование религиозно-нравственному закону, идея служения Отечеству и обществу. Нарушение морально-нравственных принципов ради достижения прибыли является категорически не приемлемым. Старообрядцам свойственна «духовная

концепция дела» [4, с. 36]. Религиозная этика коррелирует с трудовой этикой. Трудолюбие как христианская добродетель, самоотверженная деловая активность -стержневые морально-нравственные императивы старообрядчества, обусловленные идеей душеспасения личности. «Отсюда доверие, взаимопомощь и взаимовыручка в предпринимательстве» [5, с. 63] - отмечает Д.Е. Расков.

Этико-нравственной мотивацией активной предпринимательской деятельности старообрядцев - христианский долг перед Господом и окружающим миром. Служение Богу и Церкви - основной критерий успешности дела. Жизнь в религии, отразившаяся в предпринимательской деятельности, - основа того духовного единства, которое связывает не только жизни сегодняшних старообрядцев, но и их сегодняшнюю жизнь с прошлой. Присущие старообрядчеству активность жизненной, в том числе деловой позиции, активность мировоззрения, способствуют ориентации в конкретной среде, в конкретном мире. Старообрядцы-предприниматели неукоснительно апеллируют к системе христианских ценностей и добродетелей. Основным духовно-нравственным фактором генезиса православно-старообрядческого мировоззрения являются дела милосердия. Милосердие - прямое следствие духа Евангелия, духа любви. В христианско-старообрядческом понимании, милосердие представляет собой одну из главных добродетелей, выполняемую посредством дел милости телесной и духовной. Первоисточником представлений о милосердии выступает Нагорная проповедь Христа, провозглашающая идеал нравственной личности. Одна из заповедей блаженства восславляет милостивых (Мф. 5:7). Блаженство получит только тот человек, который оказывает милость другим людям. Это самая важная для практической жизни заповедь блаженства. Здесь Спаситель говорит о милосердии. Христианское милосердие является базовой характеристикой в сотереологической перспективе, то есть играет основополагающую роль в деле спасения человека. Милосердие - целенаправленное выражение человеколюбия, неотъемлемая часть нравственной жизни предпринимателей из старообрядческой церковной общины. Милосердие является мощнейшим средством, очищающим душу приверженца старой веры. Оно направлено как на личное спасение, так и на общественное преобразование (обеспечение религиозной общины).

Ключевая нравственная цель старообрядческой модели бизнеса заключается в передаче финансовых средств церковной общине, благотворительность. Дела благотворительности (милосердия) - важнейшая составляющая старообрядческой бизнес-этики. Одним из главных подходов к исследованию благотворительности выступает философское обоснование милосердия и благотворительной деятельности в религиозно-нравственно-этическом аспектах. Это определяется тем, что благотворительность, входящая в нравственно-этическую сферу старообрядческой религиозной системы, имеет длинную культурно-историческую традицию. Традиция помощи больным, пожилым, нуждающимся, инвалидам - неотъемлемая характеристика нравственной культуры и социальных норм старообрядцев, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Благотворительность как духовно-практическая ценность, играет доминирующую роль в старообрядчестве. Благотворительность является практическим выражением милосердия. Благотворительность (дела милосердия) в понимании старообрядца-предпринимателя - это готовность ставить интересы других выше собственных, готовность к самопожертвованию. Те люди, которые спо-

собны искренне полюбить других, проявлять к ним милосердие, будут и сами помилованы Богом. Милосердие открывает путь к Божией благодати, поскольку есть предпосылка для принятия милости от Бога в Царствии Небесном. В старообрядчестве считается, что человек, творящий доброе дело, должен руководствоваться только одним началом - любовью к Богу и любовь к ближнему. Человек должен быть свободным от всякого самолюбования по поводу осуществления благих дел. Следовательно, милостыня должна выступать, не только тайной для других людей, но и в каком-то роде тайной для самого благотворителя, чтобы избежать повода к самопревознесению. Милосердие отражает основную идею христианства: Бог - есть Любовь, Боговоплоще-ние выступает истинным милосердием. В качестве обоснования призыва к делам милосердия являются слова Христа о любви к ближнему. В старообрядчестве любовь - способность человека пожертвовать самим собой ради других и выражается в самых разных формах: взаимопомощь, сочувствие, помощь нуждающимся. Понимание любви как жертвы связано с Богом, который принес Себя в жертву, спасая человечество от власти греха и вечной смерти. Итак, из жертвенного осмысления любви, вытекает милосердие, как готовность помочь нуждающимся людям. С идеей милосердия генетически связано учение о жертвенной любви, как оптимальном типе отношений между людьми. Основа этих отношений заключается в «Золотом правиле» - человек должен так относиться к другим людям, как бы он хотел, чтобы они к нему относились (Мф. 7: 12); (Лк. 6.31). «Золотой стандарт» или «Золотое правило нравственности» - фундамент бизнес-этики старообрядцев. Золотое правило, сформулированное на основе Священного Писания, звучит: «Не делай другим (партнерам, конкурентам и пр.) того, что не желаешь себе», «поступай со своими коллегами, подчиненными, конкурентами так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой».

Совесть - категория императивная, согласно концепции И. Канта, исходящая из внутреннего убеждения предпринимателя в необходимости поступать этично: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как цели, и никогда не относись к нему только как средству» (И. Кант). Итак, старообрядческая этика бизнеса - уникальное явление.

Старообрядцы-предприниматели являются продолжателями и носителями традиций православной церковной культуры. Феномен старообрядческого предпринимательства выступает ярким примером жизни во Христе, образцом высокого служения людям и России. В основе бизнес-этики старообрядчества находятся Евангельские заповеди о любви к Богу и ближнему, определяющие систему христианской нравственности. Специфика ведения дел осознаются старообрядцами исключительно через религию, Евангелие.

Литература

1. Аторин Р.Ю., Хирьянова Л.В. Традиционный субэтнос в контексте модернизации/секуляризации: философско-культурологический анализ. Монография /Р.Ю. Аторин, Л.В. Хирьянова. - Тюмень: Ист-Консалтинг. - 2011. - 52 с.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе - любое издание

3. Долгих Ф.И. История отечественного государства и права: учебное пособие. Москва: Московский финансово-промышленный университет «Синергия». - 2012. - 336 с.

4. Козловцева Н.В. Старообрядческая православная этика и «дух русского капитализма» (по материалам Нижегородской губернии XIX века) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 107. С. 3138.

5. Расков Д.Е. Хозяйственная жизнь русского старообрядчества: Новаторство в рамках традиций // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 1999. вып. 3 (№ 19).

6. Старообрядцы Украины. - URL: https://sites.google. com/site/staroobradcestvo/ (дата обращения: 05.10. 2020).

7. Хирьянова Л.В. Старообрядческий субэтнос как носитель традиционного крестьянского менталитета // Общероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы современной науки и образования». - Красноярск. - 2010. - С. 186-191.

8. Хирьянова Л.В. К проблеме религиозности и православной идентичности в культурном континууме современного старообрядчества // Московское научное обозрение. - № 6 (22) июнь. - Москва: ИНГН. -2012. - С. 30-36.

EVANGELICAL MORALITY AS THE BASIS OF THE ETHICAL CODE OF OLD BELIEVERS ENTREPRENEURS OF THE XIX CENTURY

Atorin R. Yu.

State University of Management

The presented article is devoted to the analysis of the processes of formation of business ethics in the Russian Old Believers. The author examines the factors and basic principles that form the entrepreneurial ethics of Old Believers in the conditions of modern socio-economic reality. The features of the ethical and religious consciousness of Old Believers-entrepreneurs are revealed. The characteristic features of doing business by adherents of the old faith and their high business activity are noted. The business ethics of the Old Believers is presented as a unique phenomenon formed on the basis of cultural and national mentality and religious worldview.

Keywords: business ethics, Old Believers, entrepreneurial activity, religion, traditions.

References

1. Atorin R. Yu., Hiryanova L.V. Traditional sub-ethnos in the context of modernization/secularization: philosophical and cultural analysis. Monograph /R.Yu. Atorin, L.V. Khiryanova. - Tyumen: East Consulting. - 2011. - 52 p.

2. Bible. Books of the Holy Scriptures of the Old and New Testaments in Russian translation - any edition.

3. Dolgikh F.I. History of the domestic state and law: textbook. -Moscow: Moscow Financial and Industrial University «Synergy». - 2012. - 336 p.

4. Kozlovtseva N.V. Old Believer Orthodox Ethics and the «Spirit of Russian Capitalism» (Based on Materials from the Nizhny Novgorod Province of the 19th Century) // Proceedings of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. 2009. No. 107. P. 31-38.

5. Raskov D.E. Economic life of the Russian Old Believers: Innovation within the framework of traditions // Bulletin of St. Petersburg State University. Ser. 5. 1999. issue. 3 (No. 19).

6. Old Believers of Ukraine. - URL: https://sites.google.com/site/ staroobradcestvo/ (accessed: 05.10.2020).

7. Khiryanova L.V. Old Believer sub-ethnos as a carrier of the traditional peasant mentality // All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation «Actual Issues of Modern Science and Education». - Krasnoyarsk. - 2010. -P. 186-191.

8. Khiryanova L.V. On the problem of religiosity and Orthodox identity in the cultural continuum of modern Old Believers // Moscow Scientific Review. - No. 6 (22) June. - Moscow: IN-GN. - 2012. - P. 30-36.

C3

о

u~

IE

0

1

—I

У

IE

u~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.