Научная статья на тему 'К вопросу актуальности создания антологии, посвящённой старообрядчеству'

К вопросу актуальности создания антологии, посвящённой старообрядчеству Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСТВО / OLD BELIEVERS / АНТОЛОГИЯ / ANTHOLOGY / РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / RUSSIAN CIVILIZATION / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / RUSSIAN CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Товбин Кирилл Михайлович, Аторин Роман Юрьевич, Кожурин Кирилл Яковлевич

В статье обосновывается актуальность создания научной антологии, посвященной русскому старообрядчеству, его истории и современному состоянию, культуре и ментальности. Русское старообрядчество является одним из важнейших духовных, социальных, экономических и культурных феноменов в истории России, и обращение к его интеллектуальному наследию востребовано для современного научного сообщества для прояснения уникального курса развития России в мировом сообществе цивилизаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the relevance of anthology devoted to Old Believers

The article proves the relevance of creating a research anthology devoted to the Russian Old Believers, their history and modern life, culture and mentality. Old Belief is one of the most important spiritual, social, economic and cultural phenomena in the history of Russia, and the study of its intellectual heritage is crucial for the representatives of academic community searching to clarify the unique course of the development of Russian civilization in the world.

Текст научной работы на тему «К вопросу актуальности создания антологии, посвящённой старообрядчеству»

УДК 111-141.2-130.2

DOI dx.doi.org/10.24866/1997-2857/2018-2/89-99 К.м. товбин, р.ю. Аторин, К.я. Кожурин*

к вопросу актуальности создания Антологии, посвященной старообрядчеству**

В статье обосновывается актуальность создания научной антологии, посвященной русскому старообрядчеству, его истории и современному состоянию, культуре и ментальности. Русское старообрядчество является одним из важнейших духовных, социальных, экономических и культурных феноменов в истории России, и обращение к его интеллектуальному наследию востребовано для современного научного сообщества для прояснения уникального курса развития России в мировом сообществе цивилизаций.

Ключевые слова: старообрядчество, антология, российская цивилизация, русская культура

On the relevance of anthology devoted to Old Believers. KIRILL M. TOVBIN (Sakhalin State University), ROMAN Yu. ATORIN (Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy), KIRILL Ya. KOZHURIN (Herzen State Pedagogical University)

The article proves the relevance of creating a research anthology devoted to the Russian Old Believers, their history and modern life, culture and mentality. Old Belief is one of the most important spiritual, social, economic and cultural phenomena in the history of Russia, and the study of its intellectual heritage is crucial for the representatives of academic community searching to clarify the unique course of the development of Russian civilization in the world.

Keywords: Old Believers, anthology, Russian civilization, Russian culture

По всей видимости, поиск идеологических оснований для новой России, бывший в 1990-е больным местом любой дискуссии, а в 2000-е -основной темой гуманитарных исследований, сегодня подошел к завершению. И российское общество, и властные круги остановили свой ментальный и интеллектуальный поиск на идеологиях динамического консерватизма,

социальной солидарности и субсидиарности, традиционных ценностях и демократическом патернализме. Поиск современного исследователя теперь направлен к интеллектуальным, социальным и духовным примерам в истории России, могущим вдохновить сочленение курсов на эффективное управление, суверенную демократию, социальное благополучие, этнокон-

* ТОВБИН Кирилл Михайлович, кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики Сахалинского государственного университета.

E-mail: kimito@yandex.ru

АТОРИН Роман Юрьевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева.

E-mail: atorin85@yandex.ru

КОЖУРИН Кирилл Яковлевич, кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

E-mail: kozhurin@list.ru

© Товбин К.М., Аторин Р.Ю., Кожурин К.Я., 2018

** Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ. Проект № 17-03-00010-а. 2018 • № 2 • гуманитарные исследования в восточной сибири и нА дальнем востокЕ 89

фессиональную стабильность, экономическую самостоятельность и духовную независимость. Учитывая специфику всей политической истории России, таких прецедентов весьма немного, но одним из наиболее ярких примеров соединения всех упомянутых курсов, несомненно, является русское старообрядчество. За последние годы число российских исследований старове-рия неуклонно возрастало; ученые-старообря-доведы все чаще стали выходить за пределы историко-описательного, археографического, этнографического форматов - в области семиотики [28; 62] и аналитической культурологии [10; 46; 55; 57], исследований старообрядческой ментальности [8; 75; 79; 81] и повседневности [31], смелых биографических [29; 30; 32], историософских [12; 17; 25; 33; 58; 61; 70; 74; 77], кросс-культурных [1; 13], социально-философских [9; 45; 64] и геополитических [5; 19; 34, с. 263-270; 73; 78; 82] обобщений.

Не только политикам и исследователям интересно старообрядчество - его вес в российском обществе неуклонно возрастал в 1990-е -2000-е гг., свидетельством чему является и рост числа приходов старообрядческих согласий, и учащение участия представителей старообрядчества в общественно-политической деятельности [16], и популярность самих тем древлепра-вославия и раскола в современном медийном дискурсе [18, с. 135].

Русское православное старообрядчество являлось и является одним из наиболее ярких образов «русского мира». Посредством ненасильственного сопротивления западническому и во многом ненародному курсу властей и аристократической верхушки старообрядцы планомерно созидали свое социально-экономическое чудо [49], всячески содействуя внутренней колонизации отечественных просторов [47; 52; 76; 80], российской научно-технической и экономической модернизации [24, с. 61; 60, с. 112], просвещению и демократизации общества [39, с. 45], вдохновляли русскую творческую интеллигенцию [15, с. 45; 20, с. 89-90].

Старообрядцы преуспели в созидании и балансировке социума, всецело завязанного на традиционных ценностях [41, с. 196], но в то же время необычайно гибко реагирующего на изменения внешней среды - вплоть до создания своих «островков Святой Руси» на инокуль-турной чужбине [3; 4; 43; 54; 59, с. 40-41; 71]. В отличие от иных примеров «альтернативной русскости» - хлыстов, скопцов или субботников, - староверы были чужды сковывающего

интеллектуального догматизма и сектантского отношения к окружающему миру [44, с. 16-17]. Несомненно, отгородительная тенденция была спутницей древлеправославия все время его существования [63, с. 115], но она всегда с лихвой перекрывалась тенденциями конструктивности, толерантности, диалога и сотрудничества [22, с. 70, 72].

Древлеправославие - духовный, ментальный и культурный феномен русской истории. Оно включает в себя все роды консервативного мышления в их противостоянии и взаимодействии, неизменную рефлексию над историческим опытом и условиями своего бытия и саморефлексию как правило жизни [68, с. 21-26]. Старообрядчество во всем цвете своих согласий и толков всегда было внимательно к самим цивилизационным основаниям России - во многом, сохранение этих оснований является заслугой староверов, берегших древние книги и летописи, продолжавших основные традиции древнего народного творчества, материального и духовного [36, с. 30-31]. С XIX в. старообрядческие династии были основными покровителями большого числа деятелей «русского модерна» во всех его направлениях - от традиционалистского до авангардистского [37, с. 44].

Интеллектуальный авангард старообрядческих сословий - богословы и проповедники, философы и писатели, сказители и певцы, иконописцы и книгопечатники, коллекционеры и меценаты - всегда вдумчиво изучали западнический дискурс, сторонясь его, но в то же время признавая мощь его позиций в российской цивилизации. Они выпестовывали оригинальные мировоззренческие программы «ненасильственного сопротивления» неприемлемому для православных традиционалистов миропорядку [6, с. 239; 66, с. 81], основной упор делая на социальное строительство и хозяйственную деятельность, меценатство и благотворительность [21, с. 88-89]. Материализация старообрядческой идеи в виде самодостаточных общин - условие, воспрепятствовавшее переходу старо-верия в область фантастического дискурса или архетипа [67, с. 55-56].

Безусловно, носители эскапистского и сектантского сознания также имели место в старообрядчестве за его трехсотлетнюю историю [7, с. 71], но, во-первых, со стороны основной части староверов различные сопротивленцы и самосожженцы встречали не меньшую отповедь, чем со стороны силовых структур российского государства и миссионеров официальной

церкви. Во-вторых, носители соответствующего типа сознания всегда консолидировались в обособленные группы, сторонясь либерализма своих вчерашних собратьев по вере, поэтому сектантское сознание не рассеивалось по основной массе староверов, становясь уделом осуждаемых маргиналов [56, с. 79-80].

Русское старообрядчество является замечательным примером суверенной, национальной демократии. Начала соборности, исстари присущие православному сознанию, в старове-рии не только сохранились, но и повлияли на управление самодостаточным хозяйственными общинами: Выговским общежительством, Керженскими монастырями, Покровской и Рогожской слободами и пр. Не приемля волюнтаризма и диктатуры, староверы в то же время не рассматривали демократию («соборность») как этос вседозволенности и нигилизма [79, с. 74-75]. Старообрядческая деятельность была деятельностью свободных и активных людей, легко создававших коммуникации и сообщества, но на основе традиционных православных ценностей. Вопросы мультикультурализма и аккультурации, толерантности и терпимости, сексизма и ювенальной юстиции, будоражащие сегодняшних гуманитариев, видящих для себя необходимость сопротивляться западному культурному коду, давно были проговорены и разнообразно разрешены в старообрядческих согласиях [69, с. 112-113].

История старообрядческой мысли и письменности - кладезь знаний для выработки стратегий устойчивого развития и неконфликтного, самодостаточного существования России в условиях многополярной глобализации. К такой максиме, начиная с Д.С. Лихачева [38, с. 288] и А.И. Солженицына [65, с. 295], в 2000-е гг. пришли многие деятели русской культуры, писатели, мыслители [2]. Однако имеются весьма серьезные методологические проблемы изучения древлеправославия, на одном полюсе которых - музейное представление о староверии, на другом - фантастическое, не подтвержденное реальной жизнью и историей. Поэтому создание антологии старообрядческой письменности - ответственное и беспрецедентно сложное дело.

Антология должна содержать как собственно старообрядческие тексты, так и тексты о старообрядчестве. Но прежде этого читатель должен увидеть ситуацию раскола XVII в.: его причины, ход, последствия - все эти нюансы должны быть «перекинуты» через тьму веков в наше

время, для осознания актуальности и вневре-менности многих ментальных процессов, создавших и выпестовавших старообрядчество как культурный и духовный феномен [48]. Для этого состав антологии должен быть лишен ставшего обычным историко-описательного, археографического подхода (с одной стороны) и его этнографическо-описательной альтернативы (как мнимо актуальной противоположности). Старообрядчество должно быть представлено современному читателю в его зарождении, развитии, саморефлексии, взаимоотношении с окружающими духовными, интеллектуальными, ментальными, культурными, политическими и социальными реалиями. Староверие должно предстать на страницах антологии не как музейный экспонат или сомнительный в своей востребованности артефакт, не как почва для микроскопических этнографических изысканий, но как мощный культуротворческий арсенал: многообразный и противоречивый, сложный и цельный, изменчивый и консервативный, традиционалистический и традиционный.

Наиболее привлекательные для нас детали древлеправославия - культ образованности и книжности [35, с. 52-54], логоцентризм и сохранность языка [53, с. 100], соборность и здравый национализм [14, с. 11], самоорганизация и сетевые коммуникации [42, с. 245], патриархальность уклада и традиционность ценностных оснований [26, с. 23] - не являлись изначально продуктами некой старообрядческой идеологии [11, с. 237]. Эти ментальные и мировоззренческие особенности формировались в старообрядчестве на протяжении столетий, переживая конкурентную борьбу своих версий, «обкатываясь» в специфичном быте, самозамкнутой культуре и общинном хозяйствовании, расцветая в географической изоляции и борьбе с инокультурными влияниями. Посему эти детали старообрядческого менталитета актуальны в современной России, смело обозначающей свое присутствие в пространстве и времени в эру грандиозных геополитических перемен [23, с. 17; 50, с. 120].

Антология должна показать зарождение, развитие, диалог различных старообрядческих интеллектуальных и духовных течений, по-своему осмысливающих изменение политического курса официальной России и новейшие экономические и социальные реалии. Конкретнее, сборник, во-первых, должен содержать:

- работы основоположников старообрядчества как типа мировоззрения;

- письменные примеры поляризации основных старообрядческих ментальных установок, приведших к образованию различных согласий во всем их цвете;

- труды деятелей старообрядческой идеологии, формировавшейся в результате диспутов и диалогов, ментальных сближений и разделений;

- наиболее яркие примеры старообрядчества позднего, зрелого, «светского».

Второй блок должен включать все виды внешней реакции на феномен старообрядчества:

- работы официальных клерикальных миссионеров, «обличающих» и «разоблачающих» «раскольников»;

- труды консервативных историков, рассматривавших староверие в антигосударственни-ческом формате;

- работы либеральных историков, переоткрывших староверие и пласт древнерусской культуры, на котором староверие выросло;

- светские «отзывы» на старообрядческую духовность, культуру, письменность со стороны светских мыслителей и писателей конца XIX - начала ХХ вв. - времени слома прежней цивилизационной парадигмы в России [27, с. 277-278; 40, с. 74; 51, с. 28-29; 72, с. 82].

Третий блок должен содержать советские и современные исторические, культурологические, семиотические, социологические, этнографические, экономические исследования старообрядчества.

Приведенный перечень не является планом антологии. Конкретная структура и перечень включенных текстов и отрывков требуют предварительной разработки специальной методологии, которой будет посвящен отдельный очерк.

Отличительной чертой антологии, включающей основные старообрядческие и старообря-доведческие тексты, должна стать редакторская работа, препятствующая историко-этнографи-ческой дискурсивности: обширные биографические, историографические, культурологические и религиоведческие справки должны перенести древлеправославие из музейного в культуротворческий формат в глазах читателя.

Особо важна антиидеологическая редакторская работа: указание всех мест расхождения оценок и плюрализма интерпретаций составителей и редакторов антологии. Составители -известные исследователи разных сторон старообрядчества - в ряде вопросов находятся на

разных позициях; этот факт должен быть явлен читателю - в этом состоит уникальная диалогическая направленность нашей работы, вовлекающей читателя в осмысление актуальных данностей староверия.

Подытожим: антология актуальная не для ознакомления со старообрядчеством, а для изучения возможностей цивилизационной стойкости и культурного цветения в неравновесной геополитической ситуации. Поэтому методология составления и редакторской обработки особо важна для такого сборника, но это, как было оговорено ранее, тема иной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеева Е.А. Старообрядцы в мусульманском окружении: опыт взаимодействия // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VI Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Изд-во Бурят-ГУ, 2015. С. 20-26.

2. Антонов А.В. Царский путь // Родина. 1998. № 1. С. 18.

3. Аргудяева Ю.В. Русские старообрядцы в Южной Америке // Религиоведение. 2014. № 1. С. 76-93.

4. Аргудяева Ю.В. Эмиграция русских старообрядцев-дальневосточников в Китай и Северную Америку // Религиоведение. 2012. № 2. С. 9-20.

5. Аргудяева Ю.В., Хисамутдинов А.А. Из России через Азию в Америку: русские старообрядцы. Владивосток: ДВО РАН, 2013.

6. Арефьев М.А., Давыденкова А.Г. Религия и религиозные организации в правовом поле Российского государства // Lex Russica. 2016. №12. С. 237-243.

7. Ассонов Н.В. Формирование представлений о власти в политических доктринах старообрядчества // Власть. 2008. № 7. С. 71-74.

8. Аторин Р.Ю. Религиозное мировоззрение протопопа Аввакума и влияние его деятельности на развитие экклесиологии старообрядчества: дисс. ... канд. филос. наук. Белгород, 2009.

9. Баев В.Г., Воронова-Оренбургская С.О. Социальная философия старообрядчества // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. 2011. Вып. 22. № 30. С. 27-31.

10. Баев В.Г., Давыденкова А.Г. Категория «духовность» в контексте старообрядческой культуры // Вестник ЛенГУ им А.С. Пушкина. 2012. № 1. С. 220-228.

11. Бакулов В.Д. Социокультурные метаморфозы утопизма. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2003.

12. Бобков А.И. Русский раскол как философское противостояние соборности и квазирелигиозности // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2017. Т. 19. С. 57-62.

13. Бубнов Н.Ю. Путешествие уральских казаков в Беловодское царство: погоня за призраком // Петербургская библиотечная школа. 2016. № 4. С. 54-63.

14. Быконя Г.Ф. О влиянии политической воли на развитие этнонациональной русской идентичности в XV-XVII вв. // Известия Иркутского государственного университета. Серия «История». 2017. Т. 21. С. 8-14.

15. Бытко С.С. Новые сведения о восприятии старообрядцев творческой общественностью во второй половине XIX века // Никоновские чтения. В 2-х т. Т. 1. Актуальные вопросы культурологии и искусствоведения. Чебоксары: Изд-во ЧувашГПУ, 2016. С. 42-49.

16. Верняев И.И. Старообрядчество и власть в постсоветской России // Новейшая история России. 2017. № 2. С. 192-208.

17. Глинчикова А.Г. Раскол или срыв «русской Реформации»? М.: Культурная революция, 2008.

18. Глинчикова А.Г., Синеокая Ю.В., Сте-панянц М.Т. Архаизация: поворот вспять или мобилизация к будущему? // Философский журнал. 2017. Т. 10. № 3. С. 133-152.

19. Дутчак Е.Е. Геополитическая символика сквозь призму эсхатологии // Общественные науки и современность. 2010. № 3. С. 163-172.

20. Жукоцкий В.Д. Русская интеллигенция и религия: опыт историософской реконструкции смысла // Философия и общество. 2001. № 1. С. 87-114.

21. Заплетина С.Н. Социально-психологические аспекты благотворительности в России // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1. С. 87-92.

22. Знатнов А.В. Противление злу ненасилием, или Культура мира в старообрядческой книжности // Румянцевские чтения: тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции «Книга и культура мира в России» (20-21 апреля 2000 г.). М.: Пашков дом, 2000. С. 69-77.

23. Иоаниди А.Ф., Шелпаков Ю.Ф. Религиозный фактор и военная безопасность Российской федерации // Наука и военная безопасность. 2016. № 2. С. 15-18.

24. Карнышев А.Д. Взаимодействие религиозных и психолого-экономических установок в традициях и инновациях старообрядчества // Журнал институциональных исследований. 2011. Т. 3. № 4. С. 59-70.

25. Керов В.В. Между традиционализмом и модернизацией. Статья 1. Кризис русской духовной культуры XVII века и идея оцерковле-ния жизни // Общественные науки и современность. 2010. № 5. С. 111-125.

26. Ковригина И.А. Старообрядческая педагогика как пример межпоколенной трансмиссии традиционных ценностей // Образование и культурный капитал: сборник научных статей II Всероссийской научно-практической конференции. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2016. С. 22-27.

27. Кожурин А.Я., Кожурин К.Я. Старообрядчество в работах русских консерваторов второй половины XIX - начала ХХ века // Известия СПбГАУ. 2014. № 36. С. 277-284.

28. Кожурин К.Я. Богослужение как основа миросозерцания и культурной деятельности старообрядцев // Вестник ЛенГУ им А.С. Пушкина. 2012. № 4. С. 69-77.

29. Кожурин К.Я. Боярыня Морозова. М.: Молодая гвардия, 2012.

30. Кожурин К.Я. Духовные учителя сокровенной Руси. СПб.: Питер, 2007.

31. Кожурин К.Я. Повседневная жизнь старообрядцев. М.: Молодая гвардия, 2014.

32. Кожурин К.Я. Протопоп Аввакум: Жизнь за веру. М.: Молодая гвардия, 2013.

33. Кожурин К.Я. Теории южно-западнорусских богословов как источник старообрядческой историософии // Известия СПбГАУ. 2015. № S. С. 55-58.

34. Коровин В.М. Главная военная тайна США. Сетевые войны. М.: Яуза; Эксмо, 2009.

35. Кузнецова Н.Ю., Ружинская И.Н. Старообрядческая традиция наставничества как пример непрерывной образовательной традиции // Непрерывное образование: XXI век. 2016. Вып. 4. С. 50-61.

36. Куропаткина О.В. Роль религии в нацие-строительстве современной России // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2014. Т. 7. № 1. С. 26-38.

37. Лазаревич М.А. Традиции меценатства в древлеправославии // Актуальные вопросы интеллектуальной истории и гуманитарного знания в XXI веке: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Рязань: Созвездие, 2016. С. 42-44.

38. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси // Лихачев Д.С. Избранные работы в 3-х т. Т. 2. Л.: Худож. лит., 1987. С. 280-297.

39. Маджаров А.С. Развитие концепции религиозного раскола Русской православной церкви и земства во второй половине XIX в. (С.М. Соловьев, А.П. Щапов) // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2017. Т. 19. С. 40-49.

40. Маслова Ю.В. Типология взглядов русских мыслителей на старообрядчество // Культура и цивилизация. 2016. № 3. С. 74-90.

41. Матющенко В.С. Проблема религиозной идентичности в контексте понимания особенностей старообрядчества // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2015. Т. 14. С. 194-201.

42. Миняева С.Б. Старообрядцы-странники как первая организация сетевого типа в России // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х т. Т. 1. Барнаул: Си-пресс, 2012. С. 245-249.

43. Моррис Р. А., Моррис (Юмсунова) Т.Б. Русские староверы на Аляске // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 10. С. 115-122.

44. Мудрик А.В. Социализация у старообрядцев: подход к проблеме // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 14-18.

45. Муравьев А.В. Социальная альтернатива русского старообрядчества. Ч. 2 // Социальная реальность. 2010. № 10. С. 35-47.

46. Мурашова Н.С. Персоносфера старообрядческого духовного стиха // Вестник славянских культур. 2017. Т. 45. С. 71-85.

47. Нимаев Д.Д., Имихелов А.В. Этнокультурные и этнодемографические процессы в Сибири (XVII - начало ХХ в.) // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2011. № 2. С. 50-60.

48. Новиков А.Г. Роль церковного раскола XVII века в формировании российской цивилизации // Идеи и идеалы. 2011. Т. 2. № 1. С. 11-18.

49. Носырев И. Стяжательство или неизбежность? // Родина. 2013. № 7. С. 82-85.

50. Осипов И.В., Падалкина В.В., Сажина В.А. Российское старообрядчество в системе государственно-конфессиональных отношений // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 63. С. 116-135.

51. Перекрестов Р.И. Из истории взаимоотношений старообрядцев с кружком А.И. Герцена // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 14. М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 2012. С. 28-34.

52. Пермиловская А.Б. Русский Север - специфический код культурной памяти // Культура и искусство. 2016. № 2. С. 155-163.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53. Плотникова А.А. Славянские островные ареалы в этнолингвистическом аспекте // Вестник славянских культур. 2016. Т. 42. С. 99-114.

54. Попова О.В. Трансформация этнокультурных систем старообрядческих общин в зарубежных странах // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 7. С. 173-181.

55. Потехина Е.А. Повседневная жизнь крестьянина-старообрядца // Russian Peasant Studies. 2017. Vol. 2. № 1. С. 77-89.

56. Пругавин А.С. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская Мысль. 1885. № 1. С. 77-155.

57. Пулькин М.В. Историческая суицидоло-гия: по материалам старообрядческих самосожжений // Культурно-историческая психология. 2012. № 2. С. 96-103.

58. Пыжиков А.В. Грани русского раскола. Тайная роль старообрядчества от 17 века до 17 года. М.: Концептуал, 2016.

59. Расков Д.Е. Бегство от мира и земной успех: экономическая культура зарубежных староверов // Идеи и идеалы. 2016. Т. 1. № 4. С. 37-53.

60. Расков Д.Е. Старообрядческая традиция и Постмодерн // Философия хозяйства. 2004. № 2. С. 111-124.

61. Расков Д.Е. Экономические институты старообрядчества. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012.

62. Расков Д.Е. Эсхатология и активность в миру староверов // Христианское чтение. 2012. № 6. С. 82-94.

63. Романова А.П., Канатьева Н.С., Топчиев М.С. Конфессиональный Чужой: вестиментар-ные маркеры старообрядчества // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2016. № 3. С. 111-117.

64. Романова Е.В. Массовые сожжения в старообрядчестве в России в XVII-XIX вв. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2012.

65. Солженицын А.И. Письмо из Америки // Солженицын А.И. Публицистика: в 3-х т. Т. 2: Общественные заявления, письма, интервью. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1996. С. 293-305.

66. Столбов В.П. К вопросу о симфонии государства и религии (историософский аспект) // Известия ВУЗов. Серия «Экономика, финансы и управление производством». 2017. № 3. С. 80-92.

67. Товбин К.М. «Параллельная Россия»: старообрядческие локусы как возрождение Святой Руси в эпоху Модерна // Вестник Российской нации. 2013. № 3-4. С. 41-63.

68. Товбин К.М. Концепция «Москва - третий Рим» в русском православном старообрядчестве. СПб.: Археодо^я, 2014.

69. Товбин К.М. Пострелигия и ее становление в русском старообрядчестве. М.: Этносоци-ум, 2014.

70. Товбин К.М. Церковный раскол XVII века как столкновение ментальных проектов // Эт-носоциум и межнациональная культура. 2013. № 1. С. 109-120.

71. Товбин К.М., Семичаевский А.В., Соколов В.В. Старообрядцы Русской Америки как пример современного традиционализма // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 156. № 22. С. 227-234.

72. Урушев Д.А. Иван Сергеевич Тургенев и русское старообрядчество // Спасский вестник. 2012. № 20. С. 82-89.

73. Урушев Д.А. Начало русской драмы // История в подробностях. 2013. № 7. С. 20-25.

74. Урушев Д.А. Тайна Святой Руси: История старообрядчества в событиях и лицах. М.: Вече, 2013.

75. Урушев Д.А. Художественное воплощение образа в ранней старообрядческой литературе // Ценности и смыслы. 2010. № 4. С. 116-123.

76. Фаткуллина Р.Р., Попова О.В. Географический аспект трансформации природопользования старообрядцев в России // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 6. С. 217-228.

77. Хирьянова Л.В. Мировоззренческие предпосылки церковного раскола xVII века как отражение тенденций современной старообрядческой культуры // Общество и этнополитика: материалы III научно-практической конференции СибАГС. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2010. С. 209-216.

78. Хисамутдинов А.А. Русская Аляска и православие. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2015.

79. Чистяков Г.С. Старообрядческая соборность как форма консервативной демократии // Традиционная книга и культура позднего рус-

ского средневековья: труды Всероссийской научной конференции к 40-летию полевых археографических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова. Ч. 2. История, книжность и культура русского старообрядчества. Ярославль, 2008. С. 73-75.

80. Чуркин М.К. Сценарии и опыт модернизации империи в условиях освоения окраин // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 1. С. 4-11.

81. Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция. М.: Изд-во РАГС, 2001.

82. Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь. В 2-х т. М.: Яск, 2002.

REFERENCES

1. Ageeva, E.A., 2015. Staroobryadtsy v musul'manskom okruzhenii: opyt vzaimodeystviya [Old Believers in the Muslim environment: the experience of interaction]. In: Staroobryadchestvo: istoriya i sovremennost', mestnye traditsii, russkie i zarubezhnye svyazi: materialy VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ulan-Ude: Izd-vo BuryatGU, pp. 20-26. (in Russ.)

2. Antonov, A.V., 1998. Tsarskiy put [The royal route], Rodina, no. 1, pp. 18. (in Russ.)

3. Argudyaeva, Yu.V., 2014. Russkie staroobryadtsy v Yuzhnoy Amerike [Russian Old Believers in South America], Religiovedenie, no. 1, pp. 76-93. (in Russ.)

4. Argudyaeva, Yu.V., 2012. Emigratsiya russkikh staroobryadtsev-dal'nevostochnikov v Kitay i Severnuyu Ameriku [Emigration of the Old Believers of the Russian Far Eastern to China and North America], Religiovedenie, no. 2, pp. 9-20. (in Russ.)

5. Argudyaeva, Yu.V. and Khisamutdinov, A.A., 2013. Iz Rossii cherez Aziyu v Ameriku: russkie staroobryadtsy [From Russia through Asia to America: Russian Old Believers]. Vladivostok: DVO RAN. (in Russ.)

6. Aref'ev, M.A. and Davydenkova, A.G., 2016. Religiya i religioznye organizatsii v pravovom pole Rossiyskogo gosudarstva [Religion and religious organizations in the legal field of the Russian state], Lex Russica, no. 12, pp. 237-243. (in Russ.)

7. Assonov, N.V., 2008. Formirovanie predstavleniy o vlasti v politicheskikh doktrinakh staroobryadchestva [The making of the ideas about power in the political doctrines of the Old Believers], Vlast', no. 7, pp. 71-74. (in Russ.)

8. Atorin, R.Yu., 2009. Religioznoe mirovozzrenie protopopa Avvakuma i vliyanie

ego deyatel'nosti na razvitie ekklesiologii staroobryadchestva [The religious outlook of the archpriest Avvakum and the influence of his activity on the development of the ecclesiology of the Old Believers]. Belgorod: BelGU. (in Russ.)

9.Baev,V.G.andVoronova-Orenburgskaya,S.O.,

2011. Sotsial'naya filosofiya staroobryadchestva [Social philosophy of the Old Believers], Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Kul'turologiya, Vol. 22, no. 30, pp. 27-31. (in Russ.)

10. Baev, V.G. and Davydenkova, A.G.,

2012. Kategoriya «dukhovnost'» v kontekste staroobryadcheskoy kul'tury [The category of «spirituality» in the context of the Old Believers' culture], Vestnik LenGU im. A.S. Pushkina, no. 1, pp. 220-228. (in Russ.)

11. Bakulov, V.D., 2003. Sotsiokul'turnye metamorfozy utopizma [Socio-cultural metamorphoses of utopianism]. Rostov-na-Donu: Izd-vo Rost. un-ta. (in Russ.)

12. Bobkov, A.I., 2017. Russkiy raskol kak filosofskoe protivostoyanie sobornosti i kvazireligioznosti [Russian schism as a philosophical opposition of conciliarism and quasi-religiousness], Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Politologiya. Religiovedenie», Vol. 19, pp. 57-62. (in Russ.)

13. Bubnov, N.Yu., 2016. Puteshestvie ural'skikh kazakov v Belovodskoe tsarstvo: pogonya za prizrakom [The journey of the Ural Cossacks to the Belovodsky Kingdom: chasing a ghost], Peterburgskaya bibliotechnaya shkola, no. 4, pp. 54-63. (in Russ.)

14. Bykonya, G.F., 2017. O vliyanii politicheskoy voli na razvitie etnonatsional'noy russkoy identichnosti v XV-XVII vv. [On the influence of political will on the development of ethno-national Russian identity in the XV-XVII century], Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Istoriya», Vol. 21, pp. 8-14. (in Russ.)

15. Bytko, S.S., 2016. Novye svedeniyao vospriyatii staroobryadtsev tvorcheskoy obshchestvennost'yu vo vtoroy polovine XIX veka [New data on the perception of the Old Believers by the creative public in the late XIXth century]. In: Nikonovskie chteniya. V 2-kh t. T. 1. Aktual'nye voprosy kul'turologii i iskusstvovedeniya. Cheboksary: Izd-vo ChuvashGPU, pp. 42-49. (in Russ.)

16. Vernyaev, I.I., 2017. Staroobryadchestvo i vlast' v postsovetskoy Rossii [Old Believers and state in post-Soviet Russia], Noveyshaya istoriya Rossii, no. 2, pp. 192-208. (in Russ.)

17. Glinchikova, A.G., 2008. Raskol ili sryv «russkoy Reformatsii»? [Schism or the failure of the «Russian Reformation»?]. Moskva: Kul'turnaya revolyutsiya. (in Russ.)

18. Glinchikova, A.G., Sineokaya, Yu.V. and Stepanyants, M.T., 2017. Arkhaizatsiya: povorot vspyat' ili mobilizatsiya k budushchemu? [Archaization: a turn back or a mobilization for the future?], Filosofskiy zhurnal, Vol. 10, no. 3, pp. 133-152. (in Russ.)

19. Dutchak, E.E., 2010. Geopoliticheskaya simvolika skvoz' prizmu eskhatologii [Geopolitical symbols through the prism of eschatology], Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 3, pp. 163-172. (in Russ.)

20. Zhukotskiy, V.D., 2001. Russkaya intelligentsiya i religiya: opyt istoriosofskoy rekonstruktsii smysla [Russian intelligentsia and religion: an attempt of the historiosophical reconstruction of the meaning], Filosofiya i obshchestvo, no. 1, pp. 87-114. (in Russ.)

21. Zapletina, S.N., 2015. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty blagotvoritel'nosti v Rossii [Social and psychological aspects of philanthropy in Russia], Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk, Vol. 17, no. 1, pp. 87-92. (in Russ.)

22. Znatnov, A.V., 2000. Protivlenie zlu nenasiliem, ili Kul'tura mira v staroobryadcheskoy knizhnosti [Resistance to evil by non-violence, or the culture of the peace in the Old Believers' books]. In: Rumyantsevskie chteniya: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii «Kniga i kul'tura mira v Rossii». Moskva: Pashkov dom, pp. 69-77. (in Russ.)

23. Ioanidi, A.F. and Shelpakov, Yu.F., 2016. Religioznyy faktor i voennaya bezopasnost' Rossiyskoy federatsii [Religious factor and military security of the Russian Federation], Nauka i voennaya bezopasnost', no. 2, pp. 15-18. (in Russ.)

24. Karnyshev, A.D., 2011. Vzaimodeystvie religioznykh i psikhologo-ekonomicheskikh ustanovok v traditsiyakh i innovatsiyakh staroobryadchestva [Interaction of religious, psychological and economic attitudes in the traditions and innovations of the Old Believers], Zhurnal institutsional'nykh issledovaniy, Vol. 3, no. 4, pp. 59-70. (in Russ.)

25. Kerov,V. V., 2010.Mezhdu traditsionalizmom i modernizatsiey. Stat'ya 1. Krizis russkoy dukhovnoy kul'tury XVII veka i ideya otserkovleniya zhizni [Between traditionalism and modernization. Article 1. The crisis of Russian spiritual culture of the xVII century and the idea

of the churching of life], Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 5, pp. 111-125. (in Russ.)

26. Kovrigina, I.A., 2016. Staroobryadcheskaya pedagogika kak primer mezhpokolennoy transmissii traditsionnykh tsennostey [Old Believers' pedagogy as an example of an intergenerational transmission of traditional values]. In: Obrazovanie i kul'turniy kapital: sbornik nauch. statey II Vserossiiskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Vladivostok: Izd-vo DVFU, pp. 22-27. (in Russ.)

27. Kozhurin, A.Ya. and Kozhurin, K.Ya., 2014. Staroobryadchestvo v rabotakh russkikh konservatorov vtoroy poloviny XIX - nachala

XX veka [Old Belief in the works of Russian conservative philosophers of the late XIXth and early XXth century], Izvestiya SPbGAU, no. 36, pp. 277-284. (in Russ.)

28. Kozhurin, K.Ya., 2012. Bogosluzhenie kak osnova mirosozertsaniya i kul'turnoy deyatel'nosti staroobryadtsev [Divine service as the basis of the world outlook and cultural activity of the Old Believers], Vestnik LenGU im. A.S. Pushkina, no. 4, pp. 69-77. (in Russ.)

29. Kozhurin, K.Ya., 2012. Boyarina Morozova [Boyarina Morozova]. Moskva: Molodaya gvardiya. (in Russ.)

30. Kozhurin, K.Ya., 2007. Dukhovnye uchitelya sokrovennoy Rusi [Spiritual teachers of the sacred Russia]. Sankt-Peterburg: Piter. (in Russ.)

31. Kozhurin, K.Ya., 2014. Povsednevnaya zhizn' staroobryadtsev [The daily life of the Old Believers]. Moskva: Molodaya gvardiya. (in Russ.)

32. Kozhurin, K.Ya., 2013. Protopop Avvakum: Zhizn' za veru [Archpriest Avvakum: Life for the faith]. Moskva: Molodaya gvardiya. (in Russ.)

33. Kozhurin, K.Ya., 2015. Teorii yuzhno-zapadnorusskikh bogoslovov kak istochnik staroobryadcheskoy istoriosofii [Theories of South-West Russian theologians as a source of Old Believers' historiosophy], Izvestiya SPbGAU, no. S, pp. 55-58. (in Russ.)

34. Korovin, V.M., 2009. Glavnaya voennaya tayna SShA. Setevye voyny [The main military secret of the United States. Network wars]. Moskva: YAuza; Eksmo. (in Russ.)

35. Kuznetsova, N.Yu. and Ruzhinskaya, I.N., 2016. Staroobryadcheskaya traditsiya nastavnichestva kak primer nepreryvnoy obrazovatel'noy traditsii [The Old Believers' tradition of mentoring as an example of a continuing educational tradition], Nepreryvnoe obrazovanie:

XXI vek, no. 4, pp. 50-61. (in Russ.)

36. Kuropatkina, O.V., 2014. Rol' religii v natsiestroitel'stve sovremennoy Rossii [The

role of religion in the nation-building in modern Russia], Problemnyy analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie, Vol. 7, no. 1, pp. 26-38. (in Russ.)

37. Lazarevich, M.A.,2016. Traditsiimetsenatstva v drevlepravoslavii [Traditions of philanthropy in the Ancient Orthodoxy]. In: Aktual'nye voprosy intellektual'noy istorii i gumanitarnogo znaniya v XXI veke: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ryazan': Sozvezdie, pp. 42-44. (in Russ.)

38. Likhachev, D.S., 1987. Velikoe nasledie. Klassicheskie proizvedeniya literatury Drevney Rusi [Great heritage. Classical works of literature of Old Russia]. In: Likhachev, D.S., 1987. Izbrannye raboty v 3-kh t. T. 2. Leningrad: Khudozh. lit., pp. 280-297. (in Russ.)

39. Madzharov, A.S., 2017. Razvitie kontseptsii religioznogo raskola Russkoy pravoslavnoy tserkvi i zemstva vo vtoroy polovine XIX v. (S.M. Solovyov, A.P. Shchapov) [The concept of schism of the Russian Orthodox Church and Zemstvo in the late XIXth century (S. Solovyov, A. Shchapov)], Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya«Politologiya. Religiovedenie», Vol. 19, pp. 40-49. (in Russ.)

40. Maslova, Yu.V., 2016. Tipologiya vzglyadov russkikh mysliteley na staroobryadchestvo [Typology of views of Russian thinkers on the Old Belief], Kul'tura i tsivilizatsiya, no. 3, pp. 74-90. (in Russ.)

41. Matyushchenko, V.S., 2015. Problema religioznoy identichnosti v kontekste ponimaniya osobennostey staroobryadchestva [The problem of religious identity in the context of the features of the Old Belief], Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Politologiya. Religiovedenie», Vol. 14, pp. 194-201. (in Russ.)

42. Minyaeva, S.B., 2012. Staroobryadtsy-stranniki kak pervaya organizatsiya setevogo tipa v Rossii [Pilgrim Old Believers as the first network organization in Russia]. In: Evraziystvo: teoreticheskiy potentsial i prakticheskie prilozheniya: materialy VI Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. T. 1. Barnaul: Si-press, pp. 245-249. (in Russ.)

43. Morris, R.A. and Morris (Yumsunova), T.B., 2009. Russkie starovery na Alyaske [Russian Old Believers in Alaska], Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 10, pp. 115122. (in Russ.)

44. Mudrik, A.V., 2015. Sotsializatsiya u staroobryadtsev: podkhod k probleme [Socialization among the Old Believers: an

2018 • № 2 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

97

approach to the issue], Sibirskiy pedagogicheskiy zhumal, no. 2, pp. 14-18. (in Russ.)

45. Muravyov, A.V., 2010. Sotsial'naya alternativa russkogo staroobryadchestva. Ch. 2 [Social alternative of the Russian Old Belief. Part 2], Sotsial'naya real'nost, no. 10, pp. 35-47. (in Russ.)

46. Murashova, N.S., 2017. Personosfera staroobryadcheskogo dukhovnogo stikha [Personosphere of the Old Believers' spiritual verse], Vestnik slavyanskikh kul'tur, Vol. 45, pp. 71-85. (in Russ.)

47. Nimaev, D.D. and Imikhelov, A.V., 2011. Etnokul'turnye i etnodemograficheskie protsessy v Sibiri (XVII - nachalo XX v.) [Ethno-cultural and ethno-demographic processes in Siberia (XVIIth -early XXth century)], Vestnik Buryatskogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk, no. 2, pp. 50-60. (in Russ.)

48. Novikov, A G., 2011. Rol' tserkovnogo raskola XVII veka v formirovanii rossiyskoy tsivilizatsii [The role of the XVIIth century schism in the making of Russian civilization], Idei i idealy, Vol. 2, no. 1, pp. 11-18. (in Russ.)

49. Nosyrev, I., 2013. Styazhatel'stvo ili neizbezhnost'? [Greed or inevitability?], Rodina, no. 7, pp. 82-85. (in Russ.)

50. Osipov, I.V., Padalkina, V.V. and Sazhina, V.A., 2017. Rossiyskoe staroobryadchestvo v sisteme gosudarstvenno-konfessional'nykh otnosheniy [Russian Old Believef in the system of state-confessional relations], Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik, no. 63, pp. 116135. (in Russ.)

51. Perekrestov, R.I., 2012. Iz istorii vzaimootnosheniy staroobryadtsev s kruzhkom A.I. Gertsena [From the history of the relationship of the Old Believers with the club of Alexander Herzen]. In: Staroobryadchestvo: istoriya, kul'tura, sovremennost'. Vyp. 14. Moskva: Muzey istorii i kul'tury staroobryadchestva, pp. 28-34. (in Russ.)

52. Permilovskaya, A.B., 2016. Russkiy Sever -spetsificheskiy kod kul'turnoy pamyati [Russian North, a specific code of cultural memory], Kul'tura i iskusstvo, no. 2, pp. 155-163. (in Russ.)

53. Plotnikova, A.A., 2016. Slavyanskie ostrovnye arealy v etnolingvisticheskom aspekte [Slavic island areas in the ethno-linguistic aspects], Vestnik slavyanskikh kul'tur, Vol. 42, pp. 99-114. (in Russ.)

54. Popova, O.V., 2015. Transformatsiya etnokul'turnykh sistem staroobryadcheskikh obshchin v zarubezhnykh stranakh [Transformation of ethno-cultural systems of Old Believers' communities in foreign countries], Vestnik

Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 7, pp. 173-181. (in Russ.)

55. Potekhina, E.A., 2017. Povsednevnaya zhizn' krest'yanina-staroobryadtsa [The daily life of an Old Believer peasant], Russian Peasant Studies, Vol. 2, no. 1, pp. 77-89. (in Russ.)

56. Prugavin, A.S., 1885. Samoistreblenie. Proyavleniya asketizma i fanatizma v raskole [Self-destruction. Manifestations of asceticism and fanaticism among the dissidents], Russkaya Mysl', no. 1, pp. 77-155. (in Russ.)

57. Pul'kin, M.V., 2012. Istoricheskaya suitsidologiya: po materialam staroobryadcheskikh samosozhzheniy [Historical suicidology: the cases of Old Believers' self-immolations], Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, no. 2, pp. 96-103. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

58. Pyzhikov, A.V., 2016. Grani russkogo raskola. Tainaya rol' staroobryadchestva ot 17 veka do 17 goda [The aspects of Russian schismt. The secret role of the Old Belief from the XVIIth century to 1917]. Moskva: Kontseptual. (in Russ.)

59. Raskov, D.E., 2016. Begstvo ot mira i zemnoy uspekh: ekonomicheskaya kul'tura zarubezhnykh staroverov [Escape from the world and earthly success: the economic culture of foreign Old Believers], Idei i idealy, Vol. 1, no. 4, pp. 37-53. (in Russ.)

60. Raskov, D.E., 2004. Staroobryadcheskaya traditsiya i Postmodern [Old Believers' tradition and Postmodernity], Filosofiya khozyaistva, no. 2, pp. 111-124. (in Russ.)

61. Raskov, D.E., 2012. Ekonomicheskie instituty staroobryadchestva [Economic institutions of the Old Belief]. Sankt-Peterburg: Izd-vo SPbGU. (in Russ.)

62. Raskov, D.E., 2012. Eskhatologiya i aktivnost' v miru staroverov [Eschatology and civic activism among the Old Believers], Khristianskoe chtenie, no. 6, pp. 82-94. (in Russ.)

63. Romanova, A.P., Kanat'eva, N.S. and Topchiev, M.S., 2016. Konfessional'niy Chuzhoy: vestimentarnye markery staroobryadchestva [Confessional alien: vestimentar markers of the Old Believers], Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kul'tura, no. 3, pp. 111-117. (in Russ.)

64. Romanova, E.V., 2012. Massovye sozhzheniya v staroobryadchestve v Rossii v XVII-XIX vekakh [Mass self-immolations among the Old Believers in Russia in the XVII-XX centuries]. Sankt-Peterburg: Izd-vo Evropeyskogo un-ta. (in Russ.)

65. Solzhenitsyn, A.I., 1996. Pis'mo iz Ameriki [A letter from America]. In: Solzhenitsyn, A.I., 1996. Publitsistika: v 3-kh t. T. 2.: Obshchestvennye

zayavleniya, pis'ma, interv'yu. Yaroslavl': Verkh.-Volzh. kn. izd-vo, pp. 293-305. (in Russ.)

66. Stolbov, V.P., 2017. K voprosu o simfonii gosudarstva i religii (istoriosofskiy aspekt) [Towards the question of the symphony of the State and Religion (aspects of philosophy of history)], Izvestiya VUZov. Seriya «Ekonomika, finansy i upravlenie proizvodstvom», no. 3, pp. 80-92. (in Russ.)

67. Tovbin, K.M., 2013. «Parallel'naya Rossiya»: staroobryadcheskie lokusy kak vozrozhdenie Svyatoy Rusi v epokhu Moderna [«Parallel Russia»: Old Believers' loci as the revival of Holy Russia in the modernity], Vestnik Rossiyskoy natsii, no. 3-4, pp. 41-63. (in Russ.)

68. Tovbin, K.M., 2014. Kontseptsiya «Moskva - tretiy Rim» v russkom pravoslavnom staroobryadchestve [«Moscow is the third Rome» concept among the Russian Orthodox Old Believers]. Sankt-Peterburg: Arkheodoksiya. (in Russ.)

69. Tovbin, K.M., 2014. Postreligiya i eyo stanovlenie v russkom staroobryadchestve [Postreligion and its genesis in the Russian Old Belief]. Moskva: Etnosotsium. (in Russ.)

70. Tovbin, K.M., 2013. Tserkovnyy raskol XVII veka kak stolknovenie mental'nykh proektov [Church schism of the XVII century as a clash of mental projects], Etnosotsium i mezhnatsional'naya kul'tura, no. 1, pp. 109-120. (in Russ.)

71. Tovbin, K.M., Semichaevskiy, A.V. and Sokolov, V.V., 2016. Staroobryadtsy Russkoy Ameriki kak primer sovremennogo traditsionalizma [Old Believers in Russian America as an example of modern traditionalism], Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury, Vol. 156, no. 22, pp. 227-234. (in Russ.)

72. Urushev, D.A., 2012. Ivan Sergeevich Turgenev i russkoe staroobryadchestvo [Ivan Turgenev and Russian Old Belief], Spasskiy vestnik, no. 20, pp. 82-89. (in Russ.)

73. Urushev, D.A., 2013. Nachalo russkoy dramy [The beginning of Russian tragedy], Istoriya v podrobnostyakh, no. 7, pp. 20-25. (in Russ.)

74. Urushev, D.A., 2013. Taina Svyatoy Rusi: Istoriya staroobryadchestva v sobytiyakh i litsakh [The mystery of holy Russia: History of Old Believers in events and persons]. Moskva: Veche. (in Russ.)

75. Urushev, D.A., 2010. Khudozhestvennoe voploshchenie obraza v ranney staroobryadcheskoy

literature [The embodiment of the image in early Old Believers' literature], Tsennosti i smysly, no. 4, pp. 116-123. (in Russ.)

76. Fatkullina, R.R. and Popova, O.V., 2015. Geograficheskiy aspekt transformatsii prirodopol'zovaniya staroobryadtsev v Rossii [Geographic aspect of transformation of natural resource management among Russian Old Believers], Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 6, pp. 217-228. (in Russ.)

77. Khir'yanova, L.V., 2010. Mirovozzrencheskie predposylki tserkovnogo raskola xVII veka kak otrazhenie tendentsiy sovremennoy staroobryadcheskoy kul'tury [Ideological preconditions of the xVIIth century church schism as a reflection of the tendencies of the modern Old Believers' culture]. In: Obshchestvo i etnopolitika: materialy III nauchno-prakticheskoi konferentsii SibAGS. Novosibirsk: Izd-vo SibAGS, pp. 209-216. (in Russ.)

78. Khisamutdinov, A.A., 2015. Russkaya Alyaska i pravoslavie [Russian Alaska and Orthodoxy]. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevostochnogo un-ta. (in Russ.)

79. Chistyakov, G.S., 2008. Staroobryadcheskaya sobornost' kak forma konservativnoy demokratii [Old Believers' «sobornost'» as a form of conservative democracy]. In: Traditsionnaya kniga i kul'tura pozdnego russkogo srednevekov'ya: trudy Vserossiiskoy nauchnoi konferentsii k 40-letiyu polevykh arkheograficheskikh issledovaniy MGU im. M.V. Lomonosova. Ch. 2. Istoriya, knizhnost' i kul'tura russkogo staroobryadchestva. Yaroslavl, pp. 73-75. (in Russ.)

80. Churkin, M.K., 2015. Stsenarii i opyt modernizatsii imperii v usloviyakh osvoeniya okrain [Scenarios and experience of modernization of the Empire under the development of the Empire's frontier], Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki», no. 1, pp. 4-11. (in Russ.)

81. Shakhov, M.O., 2001. Staroobryadcheskoe mirovozzrenie: Religiozno-filosofskie osnovy i sotsial'naya pozitsiya [Old Believers' worldview: Religious-philosophical foundations and social position]. Moskva: Izd-vo RAGS. (in Russ.)

82. Yukhimenko, E.M., 2002. Vygovskaya staroobryadcheskaya pustyn'. V 2-kh t. [Old Believers' monastery in Vyg. In 2 volumes]. Moskva: Yask. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.