Научная статья на тему 'Событийный календарь как форма продвижения региона (на примере Мурманской области)'

Событийный календарь как форма продвижения региона (на примере Мурманской области) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1136
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ / TOURIST ATTRACTIVENESS OF THE REGION / EVENT TOURISM / EVENTS CALENDAR

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кравчук Т.А., Стафеева А.Ю., Руденко Ю.А.

В статье рассмотрены современное состояние и проблемы развития событийного туризма в Мурманской области. Выявлена проблема недооценки событийного туризма как одного из способов продвижения региона и повышения его привлекательности. Обоснована необходимость создания и внедрения событийного календаря в соответствии с классификацией событий. Авторами предлагаются рекомендации по размещению календаря, его оформлению и использованию для привлечения туристов в регион, за счёт чего прогнозируется повышение привлекательности Мурманской области путём популяризации проводимых на её территории событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Кравчук Т.А., Стафеева А.Ю., Руденко Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Событийный календарь как форма продвижения региона (на примере Мурманской области)»

Кравчук Т.А.1, Стафеева А.Ю.2, Руденко Ю.А.3 ©

1К.п.н., профессор кафедры ТиМ ТиСКС ФГБОУ ВПО СибГУФК; 2ст.преподаватель кафедры ТиМ ТиСКС ФГБОУ ВПО СибГУФК;

3

студент, специальность 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» ФГБОУ ВПО

СибГУФК

СОБЫТИЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ КАК ФОРМА ПРОДВИЖЕНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация

В статье рассмотрены современное состояние и проблемы развития событийного туризма в Мурманской области. Выявлена проблема недооценки событийного туризма как одного из способов продвижения региона и повышения его привлекательности. Обоснована необходимость создания и внедрения событийного календаря в соответствии с классификацией событий. Авторами предлагаются рекомендации по размещению календаря, его оформлению и использованию для привлечения туристов в регион, за счёт чего прогнозируется повышение привлекательности Мурманской области путём популяризации проводимых на её территории событий.

Ключевые слова: туристическая привлекательность региона, событийный туризм, календарь событий.

Keywords: tourist attractiveness of the region, event tourism, events calendar.

Сферы жизненных интересов человека многообразны. Одни связаны с образом жизни, другие - с профессиональной деятельностью, третьи - с отдыхом и восстановлением сил. С появлением широких возможностей проведения отдыха, связанных с местом пребывания и выбором туристских программ все большую популярность завоевывают уникальные программы, сочетающие в себе традиционных отдых и участие в зрелищных мероприятиях.

Проблема оценки туристической привлекательности и определения туристического потенциала той или иной территории всегда являлась очень сложной исследовательской задачей. Несомненно, в создании успешных и привлекательных туристских дестинаций далеко не последнюю роль в настоящее время играет событийный туризм [1].

Понятие «событийный туризм» впервые появилось в 80-х годах в странах Европы. В настоящее время это одно из молодых и перспективных направлений, развитие которого базируется на разработке и предоставлении уникального зрелища, продукта, которым можно привлечь внимание гостей.

Долгое время событийный туризм не рассматривался как отдельное направление в туризме, а являлся частью других, например, приключенческого, экологического, гастрономического и некоторых других видов. Позже он утвердился как самостоятельная отрасль туризма [2].

Одной из главных причин бурного развития этого вида туризма можно назвать усилившуюся конкуренцию на мировом туристском рынке. И, конечно же, этот фактор заставляет искать новые способы привлечения туристов [3].

Отметим, также, что событийный туризм имеет большое экономическое значение, ведь в период проведения значимых событийных мероприятий активизируется деятельность всех объектов туристской инфраструктуры и всех смежных отраслей. На его фоне идёт возрождение местных культурных традиций, обычаев, развитие народного творчества [4].

Среди уникальных характеристик событийного туризма можно выделить его неисчерпаемость по содержанию, поскольку он требует обязательной привязки к популярным туристическим ресурсам (событие само не может превратиться в ценный туристический

© Кравчук Т.А., Стафеева А.Ю., Руденко Ю.А., 2015 г.

объект) и не зависит от погодных условий и сезона. В этой связи, ряд экспертов полагает, что не в далеком будущем число участников событийных туров превысит число участников экскурсионных туров [5].

На сегодняшний день, как никогда, актуально стоит вопрос о развитии внутреннего и въездного туризма, законодательной и научной базы, касающихся туристской деятельности. Особое внимание должно уделяться продвижению туристского продукта на внутреннем и зарубежном рынках. Но только одной инфраструктуры не достаточно для того, чтобы вызвать у туристов желание путешествовать по России [6].

Одним из способов решения этой проблемы мы видим в разработке событийного календаря того или иного региона. Событийный календарь - это систематизированный список мероприятий, проводимых в регионе, представленный вместе с их описанием, датой и местом проведения, обычно приводится в электронном варианте. И верно составленный такой календарь может привлечь огромное количество туристов.

Рассмотрим Мурманскую область как регион, в котором проводятся различные мероприятия событийного характера. Мурманская область имеет природный потенциал и выгодное географическое положение (находясь в непосредственной близости от зарубежных стран, таких как: Финляндия, Швеция, Норвегия). И при целенаправленном продвижении событийного туризма в Мурманском регионе посещать мероприятия будут не только граждане Российской федерации (и в первую очередь, жители самого региона), но и иностранные гости, которых нередко интересуют быт, традиции других стран и культур, и бизнес в том числе.

Проходящие в Мурманской области события можно условно разделить на следующие группы, в зависимости от тех интересов, которые проявляют потенциальные туристы:

СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. Соревнования (проводимые, как на уровне региона, так и на международном уровне, события, куда стремятся не только сами спортсмены, но и зрители, болельщики) Примеры мероприятий

Традиционный международный массовый лыжный пробег стран Баренц региона «Лыжня Дружбы» «Лыжня Дружбы» включена в программу международного традиционного Праздника Севера. Это уникальная международная гонка, позволяющая тысячам лыжников трижды пересечь границы России, Норвегии и Финляндии без виз и паспортов, а также побывать в трех часовых поясах. Место, к которому стремятся все лыжники, -пересечение границ трех стран. В первой «Лыжне» участвовало около 500 человек; максимальное количество участников -около 4 тысяч человек. «Лыжня дружбы» пропагандирует здоровый образ жизни и привлекает в спорт молодое поколение.

Соревнования среди детей «Серебряный Кубок Федерации» по слалом-гиганту Региональные массовые соревнования среди детей «Серебряный Кубок Федерации» по слалом-гиганту. В соревнованиях принимают участие мальчики, девочки 2003-2004 г.р., допуск 2005 г.р.

2. Спортивноразвлекательные мероприятия (направлены на освещение значимых спортивных событий и на привлечение к спорту и здоровому образу жизни) Открытие 81-го международного Праздника Севера На празднике выступают творческие коллективы, проходят спортивно-развлекательные конкурсы - забеги с санками, спринт в валенках, метание валенка на дальность, соревнования по перетягиванию каната, соревнования по гиревому спорту, традиционные показательные забеги собачьих упряжек. Проходят мероприятия для всех любителей скандинавской ходьбы.

НАРОДНЫЕ И ТРАДИ (содержание народного праздника имитиру [ЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ет жизнь, создает универсальную картину мира,

вводит человека в жизнь этой картины, заставляет его подчиниться определенным правилам игры)

81-й открытый районный Праздник Севера и традиционный День Оленевода Каждый может попробовать свои силы на лыжной трассе, почувствовать себя оленеводом или ловким охотником, накидывая аркан на хорей или стреляя из арбалета, окунуться в национальный быт, посетив саамскую деревню, посоревноваться в силе и сноровке, вступив в бой с соперником по национальной борьбе. И, конечно же, с замиранием сердца поболеть за профессиональных оленеводов, соревнующихся в гонках на оленьих упряжках. На стадионе устанавливаются национальные жилища саамов -куваксы, под пологом которых разместится красочная ярмарка мастеров декоративно-прикладного искусства коренных народов Севера, и палатки с горячим питанием, пройдут выступления фольклорных коллективов.

КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. Выставки Выставка собак «Русский север -2015» Мурманский клуб собаководства «Цербер» проводит всероссийскую выставку «РУССКИЙ СЕВЕР - 2015», а также монопородные выставки: цвергпинчер, средний шнауцер, йоркширский терьер, кане корсо.

2. Фестивали Международный фестиваль «Белые ночи» Международный фестиваль «Белые ночи» — традиционный молодежный музыкальный фестиваль, посвященный Дню России, событие в культурной жизни, неизменно собирающее на Площади Революции творчески активную молодежь. В рамках праздника молодежь демонстрирует творчество в разных направлениях современного искусства, в том числе в исполнении авторских композиций.

3. Парады Празднование 70й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Военный парад, посвященный Дню Победы. Шествие жителей города Мурманска по проспекту Ленина к мемориальному комплексу «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Митинг у мемориального комплекса «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»

4. Праздники Празднование Дня молодежи России в городе Мурманске Городской праздник «День молодежи» включает в себя работу множества развлекательных площадок, направленных на: • развитие экстремального спорта (скейтпарк, ролики, паркур); • развитие творческого потенциала молодежи (множество площадок прикладного творчества, арт искусства); • пропаганду здорового образа жизни (танцевальные и спортивные площадки); • и другие площадки от организаций и предприятий города. В дополнение к работе площадок в рамках празднования Дня молодежи России в г. Мурманске представлена насыщенная программа на сцене.

5. Концерты Концерт ансамбля солистов «Романтики» Мурманская областная филармония приглашает поклонников музыки на концерт. Ведущая -музыковед С. Бобрицкая.

ДЕЛОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

V Дни российсконорвежского Начиная с 2011 года Дни российско-норвежского приграничного сотрудничества стали новой дискуссионной площадкой для обсуждения

приграничного основных направлений двустороннего сотрудничества. В деловой

сотрудничества программе мероприятий уделяется особое внимание, прежде всего,

практическим вопросам, важным для жителей небольших приграничных городов и поселков Печенгского района Мурманской области и коммуны Сер-Варангер губернии Финнмарк.

Анализируя мероприятия региона, мы делаем вывод, что Мурманская область является отличной площадкой для развития событийного туризма, а, значит, составление календаря событий - это отличная возможность для старта в становлении такого перспективного направления.

Календарь событий Мурманской области составлен нами по определённой классификации (по типу мероприятий) с целью облегчения его использования. Он включает в себя 4 раздела: спортивные; народные и традиционные; культурные и деловые мероприятия. Календарь будет в электронном виде и переведен на английский язык.

Данный проект возможно и необходимо размещать на туристических сайтах Мурманской области, а также на сайтах государственных структур, занимающихся развитием туризма в регионе.

Правительству региона рекомендуем сформировать программу событий и составить на ее основе вышеописанный календарь событий на нескольких языках. Данное новшество будет способствовать привлечению иностранных гостей, что позволит развивать въездной туризм.

Использование подобной классификации по типу мероприятий для создания событийного календаря будет гораздо более выигрышным, чем использование других классификаций, т.к. представленная классификация наиболее удобна в использовании.

Также рекомендуем провести работу над несогласованностью администрации области, мэрии, агентства по туризму, турфирм и туроператоров в планировании и утверждении событийных мероприятий.

Одним словом, событийный туризм - это широкое поле для работы. Добившись становления данного направления, можно получать немалую прибыль, в том числе и для его дальнейшего развития, а правильным образом составленный событийный календарь станет одной из ступеней к успеху на этом пути.

Литература

1. М.Ю. Лайко - Изучение опыта воздействия мегасобытийного туризма на развитие туристского пространства (на примере Чемпионата Европы по футболу 2012) / М.Ю. Лайко, Е.Л. Ильина, А.Н. Латкин // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2012 - № 2. - с. 26-33.

2. Т.А. Адашова - Особенности организации событийных туров / Т.А. Адашова // География ментальной сферы общества: состояние, проблемы и перспективы развития. - 2013. - № 1. - С. 4-8.

3. А.В. Алейников - Роль событийного туризма в развитии туристского потенциала региона: отечественный и зарубежный опыт / А.В. Алейников // Вестник НАТ. - 2010 - №2 - с. 35-37.

4. Е.А. Шконда - Влияние событийного туризма на развитие туристско-курортной индустрии в Ставропольском крае / Е.А. Шконда // Туризм: право и экономика. - 2012 - №2 - с. 11-13.

5. Р. Кашапов - Событийный туризм: сделай сам! / Р. Кашапов // Отель. - 2011 - № 7 - с. 24-27.

6. Зарванская, А.В. Событийный туризм как динамично развивающееся направление в современных условиях [Текст] / А.В. Зарванская, В.А. Чернобровкин // Магнитогорский государственный университет. - 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.