Научная статья на тему 'Событийная структура памяти поколений: сравнительный анализ'

Событийная структура памяти поколений: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
350
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / BIOGRAPHICAL METHOD / СОБЫТИЯ ЖИЗНИ / THE EVENTS OF LIFE / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS / ПОКОЛЕНИЕ / ПАМЯТЬ / MEMORY OF THE GENERATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гадарь Екатерина Викторовна

Данная статья посвящена анализу моделей восприятия ключевых событий в биографиях представителей разных поколений. Автор анализирует различные теоретико-методологические подходы к изучению событийной структуры памяти поколений и делает попытку сравнить модели восприятия значимых событий жизни у представителей разных поколений. Автор подчеркивает, что при анализе событийной структуры памяти различных поколений необходимо учитывать ряд факторов, в частности возможное влияние ближайшего окружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Event structure of the generation memory: the comparative analysis

In this article author compares the biographies of different generations and analyzes the patterns of perception key events in the biographies. Author examines various theoretical and methodological approaches to study event structure of the generation memory, and makes an attempt to compare the perception models of significant life events among different generations. The author stresses that the analysis of event-memory structure of different generations should take into account several factors, including the possible influence of the nearest environment (family).

Текст научной работы на тему «Событийная структура памяти поколений: сравнительный анализ»

СОБЫТИЙНАЯ СТРУКТУРА

ПАМЯТИ ПОКОЛЕНИЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Е.В. Гадарь

Данная статья посвящена анализу моделей восприятия ключевых событий в биографиях представителей разных поколений. Автор анализирует различные теоретико-методологические подходы к изучению событийной структуры памяти поколений и делает попытку сравнить модели восприятия значимых событий жизни у представителей разных поколений. Автор подчеркивает, что при анализе событийной структуры памяти различных поколений необходимо учитывать ряд факторов, в частности возможное влияние ближайшего окружения.

Ключевые слова: биографический метод, события жизни, межпоколен-ческие отношения, поколение, память.

Проблемы межпоколенческих отношений всегда занимали приоритетное место в гуманитарных исследованиях. Анализ жизненных историй представителей разных поколений позволяет взглянуть другими глазами на многие общественно-политические события. Не менее важным является и микроуровень переживаний различных событий каждым человеком. Сегодняшняя ситуация в России дает большие возможности для исследования данной проблемы. Ценности, которыми жило советское поколение, сейчас «...утратили свой смысл и практическое значение, и ... не могут быть унаследованы "детьми", поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни»1.

В структуре воспоминаний людей существуют разные точки отсчета, от которых выстраивается картина жизни. При этом у представителей разных поколений существуют различия в социальном опыте, в окружении и, следовательно, различия в описаниях воспоминаний, что влияет на восприятие социальной реальности, а так© Гадарь Е.В., 2011

же на отношения между различными поколениями. То есть в некоторых случаях оно провоцирует конфликты либо служит для поддержания хороших отношений.

На сегодняшний день существует массивная теоретическая база по данной проблеме. Можно выделить работы таких авторов, как Н.Н. Козлова, В.Б. Голофаст, В.В. Семенова, Б. Дубин, Ю. Левада, П. Рикер, П. Нора. В данной статье мы рассмотрим событийную структуру памяти у представителей разных поколений: «молодых» (респонденты в возрасте от 17 до 30 лет) и «старших» (респонденты в возрасте от 60 до 75 лет).

Нашей целью является анализ моделей восприятия и выявление ключевых событий в биографиях представителей разных поколений. Нам важно понять, почему респондент описывает определенное событие, почему именно оно несет для него особую ценность и как это связано с его жизненными позициями и отношением к жизненным принципам своего и других поколений.

В основу нашего исследования легло авторское исследование 2006-2008 гг. (24 интервью с представителями разных возрастных групп, анализ личных документов и рукописей), а также вторичный анализ материалов исследования Н.Н. Козловой «Сцены из частной жизни периода "застоя": семейная переписка» (1999 г.), материалов проекта «Народный архив»: семейная переписка 1970-1980 гг. (1200 писем, открыток, телеграмм с 1972 по 1990 г.)2.

Форма и структура воспоминаний у представителей разных поколений

Достаточно интересным оказался тот факт, что большая часть респондентов самое яркое событие своей жизни связывает с путешествиями, переездами, сменой обстановки и т. п. Это относится как к представителям младшего поколения, так и к представителям старшего. И те и другие обязательно упоминают о событиях такого рода как об одних из самых интересных, ярких и запоминающихся. Также важно, что нередко самые яркие воспоминания респонденты связывают с личными отношениями: «ну, наверное, когда мы с моей женой в Египте валялись ночью на берегу моря, прям на песке, смотрели в небо, пили из красивых бокалов шампанское, вокруг больше никого не было...» (муж., 24 г.). На структурирование памяти оказывает влияние и окружающая обстановка, от которой зависит яркость эмоций респондента на момент описываемого события. Если обстановка меняется и является непостоянной для респондента, то это только усиливает его впечатления о пережитом.

Но важно отметить, что описываются путешествия представителями старшего и младшего поколений по-разному. У представителей младшего поколения путешествия ассоциируются с общением с друзьями, весельем, спортом, клубами, новыми ощущениями и т. п. Представители же старшего поколения, напротив, видят в путешествиях отдых, достопримечательности, а главное, что они отмечают: путешествия для них - это поддержка и внимание их детей, так как в основном именно дети отправляют их на отдых. Путешествие для представителей старшего поколения - некий символ заботы и любви их детей, некий знак, указывающий на их близкие отношения с детьми, способ показать, что они почитаются в семье и пользуются уважением.

Под влиянием окружения и в силу определенного возраста у представителей разных поколений формируется специфический ритм жизни, из чего вытекают различия в форме и структуре воспоминаний. И если для одних приоритетное значение в досуге имеет общение с друзьями (в том числе через Интернет) и шумные вечеринки, то другие живут воспоминаниями об ушедшем, вновь и вновь восстанавливая события в своей памяти. Представители старшего поколения пытаются приспособиться к нынешнему укладу, но им тяжело принимать современные тенденции и идти в ногу со временем, и выходом для них оказывается ограничение досуго-вых практик, уменьшение социальной активности и размеренный образ жизни.

Ключевые события в биографиях в контексте изменения социальных ролей

Важно понимать, что социальные роли, исполняемые на том или ином этапе жизни, имеют огромное значение в отдаче приоритетов тем или иным пережитым событиям. Другими словами, респондент, «играющий роль» бабушки, уделяет внимание своим детям и внукам, а респондент, играющий роль дочери, непременно отводит в своих воспоминаниях место для родителей: «Ну вот например недавно у меня был День рождения, 19 апреля, и у меня как раз 18 приехала мама. Естественно мне хотелось с мамой провести День рождения... Вот и я считаю, что всё-таки такие ну праздники как Дни рождения, Новый год - это семейные вечера» (жен., 21 г.) (здесь и далее сохранена орфография и пунктуация респондентов. - Авт.). Что касается представителей старшего поколения, то в их повествовании постоянно уделяется внимание детям, внукам и семье: «Конечно, на первом месте - моя дочь и мои внучки. Старшая внуч-

ка вышла замуж, но учится ещё в университете, скоро закончит -через год. Младшая - в колледже учится второй год, дочка работает. Работает с утра до позднего вечера» (жен., 71 г.). В контексте изменения социальных ролей в течение жизни меняются и воспоминания, меняется отношение к тем или иным событиям. Следовательно, на смену одним ключевым событиям приходят другие, и отношение к участникам этих событий тоже меняется.

Относительно же представителей старшего поколения можно отметить, что наибольшую ценность для них, судя по эмоциональным состояниям, которые изменялись в ходе интервью, представляют семья и отношения в ней. Большую роль также играет внимание, уделяемое членами семьи респондентам старшего поколения: «...с дочкой прекрасные теплые отношения...ходим друг к другу в гости постоянно, по телефону общаемся, помогаем друг другу, в магазин часто ходим вместе, моя дочка заботится обо мне. » (жен., 71 г.). На наш взгляд, это связано с разными жизненными ценностями респондентов и их различным социальным опытом. У представителей разных возрастных групп мы видим подробнейшие описания мелочей, но, по сути, эти мелочи существенно различаются и по-своему важны для представителей разных поколений.

Специфика поколенческих различий в социальном опыте, полученном в молодости

На наш взгляд, разница в социальном опыте у представителей разных поколений очевидна, и тому есть масса примеров. Надо начать с того, что у представителей разных поколений совершенно разные статусы и социальные роли. Соответственно, существует разница и в социальном опыте, о чем говорят и истории жизней, которые мы получили, задавая респондентам вопрос об их жизненном пути, и окружение, которое изменялось в течение их жизни. Таким образом, нынешняя молодежь и представители старшего поколения, будучи в «молодежном» (17-30 лет) возрасте, имеют различный социальный опыт, а следовательно, и воспоминания. Если для сегодняшней молодежи яркими являются те воспоминания, в которых мы наблюдаем наличие друзей, вечеринок, алкоголя и клубов, то для молодежи времен 1960-х годов веселье представлялось совсем иначе. Одна из респонденток описала картину жизни своей семьи и близких ей людей в 1960-е годы. Во времена, о которых она повествует, она проживала в Краснодаре и, позже, Майкопе. В те времена ей было около 20 лет, в ее жизни начинался новый этап, она получает образование, выходит замуж. В ее рассказе раскрыва-

ются особенности сосуществования разных поколений и отношений между ними, а именно отношения «отцов и детей», которые были очень теплыми.

Через ее рассказ мы можем проанализировать не только ее жизнь в этот период, но также и жизнь ее семьи, члены которой спешили домой, чтобы провести время с близкими: «Работали родители дотемна, а после работы бабушка и мама плели кружева, вышивали, что-то перекрашивали, перешивали. Я по их просьбе читала вслух "Угрюм-реку" Шишкова, "Казаков" Толстого, "Графа Монте-Кристо" и другие книги. Системы не было, читали все и постоянно. Делились книгами самыми разными, давали друг другу почитать на одну - две ночи. "Евгения Онегина" я по собственному почину учила наизусть просто потому, что завораживали стихи. Толстого читали всем классом, но в "Войне и мире" частенько пропускали "войну", а уж "мир" читали самым внимательным образом. Зачитывались Чеховым, Достоевским, Диккенсом, а чуть позже Джек Лондон, Хемингуэй», «...в нашей семье много музицировали. Старшая сестра прекрасно играла на филармонии и на аккордеоне, мама - на гитаре, а два моих дядюшки - на всех струнных и клавишных инструментах. В праздничные дни собирались у нас в квартире все родственники, заходили соседи, пели романсы, танцевали под патефонные пластинки. На майские праздники выезжали на маевки в лес взрослые и дети в автобусах» (жен., 73 г.). Благодаря этому рассказу мы можем увидеть, какие настроения и эмоции были характерны людям того времени. Шестидесятнику - все по плечу, за что бы он ни взялся - во всем гениален: в живописи, скульптуре, литературе, философии. В живописных полотнах, в фильмах и песнях дует вольный ветер, развеваются платки, волосы и юбки -весело шагающих, сбегающих с лестниц и взбегающих по ним, просто бегущих, поднимающихся на кранах, плывущих на пароходах по рекам и морям, мчащихся на поездах и в грузовиках комсомолок; мелькают версты, полустанки, перелески, гудят поезда, пароходы, клаксоны автомобилей, от пароходных и паровозных труб вздымаются дымы. Мускулистые, чубастые и вихрастые загорелые парни всех национальностей страны в заношенных гимнастерках, майках, телогрейках пилят, строгают, пашут, кладут кирпичи, водят самосвалы и экскаваторы, сплавляют лес, пасут табуны оленей и колхозные стада, плещутся в реках, протекающих через субконтинент СССР, в омывающих его морях, спят вповалку в теплушках, палатках, стогах, пляшут на комсомольских свадьбах и новосельях, веселятся на презентациях новых промышленных объектов3.

В 1960-е формируется особое в советской истории поколение. Преимущественно это люди, не захваченные войной, т. е. родивши-

еся в конце 20 - начале 40-х годов, именно поэтому нам интересен респондент данной возрастной категории (жен., 73 г.). В связи с осуществлением в стране перевода рабочих и служащих на 7-и 6-часовой рабочий день, с постепенным переходом с 1964 г. на 5-дневную рабочую неделю, т. е. с установлением двух выходных дней в неделю, советские люди получают больше времени для культурного отдыха. Упомянутый нарратив напрямую связан с институтом досуга и проблематикой досуговых практик и позволяет нам увидеть настроения 60-х годов, которые очень ярко выражены в рассказе. Возможно, это связано с тем, что поколение 60-х - «именное» поколение, т. е. поколение «свидетелей» некоего перелома, срыва некоторых рутинных механизмов социального порядка, систем его поддержания и воспроизводства - и социальных, и куль-турных4. Ее рассказ пропитан духом активности, энтузиазма и перемен: «Жгли костры и устраивали пляски вокруг», «Жизнь била ключом», «В нашей семье много музицировали», «.мы организовали литературные вечера. Поручали всем участникам по очереди изучать творчество поэтов и просвещать остальных. Старались узнать побольше о тех поэтах, которых не печатали... кто-то привозил запрещенные книги из заграницы, стихи переписывали и передавали друг другу» (жен., 73 г.).

В описываемый период формируется первое в советской истории поколение, свободное от массового страха. Это так называемое поколение «дважды рожденных» личностей5. Речь здесь идет о людях, которые в зрелом возрасте обращаются к новой системе мировосприятия, т. е. заново переживают процесс аккультурации. Ю. Левада пишет, что в российском XX в. таких переломов было два: после 1917 г. и в 60-х годах6. Весь рассказ пронизан демонстрацией попыток как-то повлиять на возвращение страны в утраченное цивилизационное русло: «. мы после занятий спешили домой, учили уроки, а вечером -все на волейбольную площадку и до темна», «В городе было два "главных" кинотеатра - "Гигант" и "Ударник" и не было ни одного нового фильма, который бы мы не смотрели: "Два бойца", "Сердца четырех", "Близнецы", "Георгий Саакадзе" и многие другие» (жен., 73 г.) -в 50-60-е годы отечественное кино переживало новый этап своего развития (распространилось цветное кино).

После XX съезда КПСС началось оживление культуры. Увидели свет роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым», поэма А.Т. Твардовского «Теркин на том свете», повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Атмосферу тех лет назвали «оттепелью». Общество пыталось освободиться от прежней покорности и страха перед властью. Поэты-барды - Александр Галич, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава и другие соединили стихи с

музыкой, их голоса стали звучать в домах постоянно, несмотря на все несовершенство советских магнитофонов. Тысячи людей, и прежде всего молодежь, были захвачены этой новой поэтической волной: «. увлекались пением стихов под гитару, переписывали на магнитофоны и пели все, не всегда зная, кто автор. Позднее то же произошло и с В. Высоцким. И как мы мечтали попасть в Политехнический на встречи с поэтами! Это было массовое увлечение поэзией, все знали имена поэтов и зачитывались стихами» (жен., 73 г.). Мы видим мечты молодежи 60-х: это не мечты о карьере, не мечты о семье, это мечты о. встречах с поэтами.

Таким образом, отдельные, индивидуальные мотивации с течением времени складываются в некую структуру событий, важность которых индивид считает бесспорной. Согласимся с мнением С.Ю. Неклюдова: «С близкого расстояния индивидуальные мотивации, случайные обстоятельства обусловливают . неповторимые конфигурации каждого момента реальной жизни и драмы человеческих характеров... однако на некотором отдалении, по прошествии времени в них обнажается то, что можно назвать "центральной идеей" или "основной траекторией"»7.

Документальные свидетельства о прошлом: фотография как субститут значимых людей и событий

Классификации, которым подвергают фотографию, носят по сути эмпирический характер (профессиональное фото / любительское фото), риторический (фото пейзажей, натюрморты, портреты, нагая натура) или эстетический (реалистическая фотография / художественная фотография), во всех случаях внешний своему предмету, не имеющий отношения к его сущности, которая является не чем иным, как тем «новым, которое пришло вместе с ней»8. «Новое» - это тот смысл, который вкладывает в фото человек, разглядывающий его, т. е. spectator. «Новое» - это те чувства и эмоции, которые фотография дает поверх изображения, это то, что скрыто за ее границами, то сокровенное для spectator'a, что не будет видно никому больше, кроме него самого. Человеку очень важно иметь материальное воплощение своих чувств и переживаний, этим материальным воплощением и становятся фотографии, памятные подарки, сувениры, предметы интерьера, которыми человек населяет свою квартиру и которые напоминают ему о близких людях и радостных моментах в жизни.

Анализируя нарративы о фотографиях, нам хотелось бы раскрыть следующие функции фотографии:

- фотография как документальное свидетельство (фото является своего рода документом, подтверждающим то, что событие действительно имело место в жизни человека);

- фотография как рычаг, потянув за который можно пережить представленное на фото событие вновь (фотография позволяет испытать те же эмоции, чувства, погрузиться во время, которое изображает фотография);

- фотография как «заменитель людей» (фотография позволяет в любой момент оживить в памяти черты человека).

Для анализа мы выбрали нарративы Л. Г., пенсионерки 1927 г.р., у которой хранится внушительное количество семейных альбомов и фотографий. Некоторые фотографии совсем новые, а некоторым около ста лет. Несколько фотоснимков Л. Г. держит на прикроватном столике и регулярно их пересматривает.

Для Л. Г. бартовское Новое, хотя уже и пережитое, заключается всего в трех фотографиях. Эти фотографии она выбрала как самые яркие, самые волнующие ее душу. Волнение ее от того, что из всех присутствующих на фотографиях она одна осталась в живых, и, глядя на родные лица, она радуется и вспоминает тепло детства, тепло близких ей людей. Сейчас Л. Г. 71 год, а на одной из фотографий ей всего 4. Фотография умеет до бесконечности воспроизводить тот миг, который имел место всего однажды. Фотографии Л. Г. являют собой случайность, сингулярность, которую с их помощью можно пережить вновь. Для Л. Г. это выход, это побег от одиночества, это возможность повидаться с родными людьми. Фотографии, выбранные Л. Г., удостоверяют то, что видимое ею действительно было. То, что она видит на фотографиях, является для нее реальностью в ее прошлом состоянии, одновременно прошлой и действительной. Фотография - это само утверждение подлинности.

Л. Г. одновременно является 8рес1а1ог'ом и зреСхиш'ом (зритель и участник) по отношению к выбранным ею снимкам. Она является связующей нитью между фотографией и 8рес1а1ог'ом, и это еще больше обостряет ее воспоминания, именно это имеет непосредственное влияние на выбор данных фотографий. В этих снимках для Л. Г. заключается настоящее и прошлое. Эти фотографии притягательны для нее по «принципу приключения»9, некой особенной притягательности. Эта притягательность, в свою очередь, позволяет существовать этим трем фотографиям, эта притягательность - одушевление. Одушевление не фотографии, но Л. Г.

Фотография позволяет Л. Г. задумываться, она не торопит ее и дает ей достаточно времени, чтобы увидеть, вспомнить, почувствовать, заметить, рассмотреть и поразмыслить. Это отличительная черта фотографии от кино, где, для того чтобы вспоминать, рассма-

тривать и размышлять, просто нет времени. Кино побуждает к постоянной прожорливости; оно обладает множеством других добродетелей, задумчивость не из их числа10.

В описаниях фотографий Л. Г. часто использует настоящее время, она описывает родителей, бабушку, мужа в настоящем времени. Она все еще ощущает свою вовлеченность в их жизни, будто эти жизни продолжаются. Л. Г. не в силах отделить свое существование от существования своих близких, она не может смотреть на них как на историю, историю своей семьи. А ведь история конституируется при условии, что на нее смотрят - а чтобы на нее посмотреть, надо быть из нее исключенным. Тем не менее каждый раз, пересматривая снимки, Л. Г. оказывается рядом со своими близкими. Неподвижность фото представляет собой результат смешения двух понятий: Реального и Живого; удостоверяя, что предмет был живым, она подспудно побуждает верить, что он еще жив11.

Л. Г. выбрала и описала три фотографии:

1. Семейная фотография. Изображение черно-белое, фотобумага обветшала. Снимок сделан 23-24 июня 1941 г. Дата составляет часть фото, вычисляя шансы жизни, смерти, неумолимость вымирания целых поколений. На фотографии изображена семья Л. Г. накануне ухода ее папы на фронт. Она часто рассматривает эту фотографию и вспоминает тот день, когда родители решили сфотографироваться, ведь им не было известно, увидятся ли они после войны и все ли уцелеют. Именно поэтому на фотографии запечатлен именно этот момент жизни их семьи.

На фото изображены бабушка, Прасковья Федоровна, мать мамы Л. Г. (она отмечает, что Прасковья Федоровна была мамой и для отца), сестра Л. Г. Талечка, которой тогда было 10 лет, мама и папа Л. Г., а также она сама. Л. Г. пишет, что их семья была очень дружной, все очень переживали друг за друга и помогали во всем. Бабушки со стороны матери и отца очень дружили, ездили друг к другу в гости.

Несмотря на то что Л. Г. было всего 4 года, когда был сделан снимок, ее воспоминания очень яркие. Она пишет, что до мелочей помнит все детали и особенно подавленное состояние взрослых. Л. Г. отмечает, что папа и мама старались держаться бодро, а вот бабушка на фотографии мало похожа на себя, ее губы поджаты, а глаза очень грустные.

2. Фотография мужа с дочкой. Фото любительское. На нем изображен В. А., муж Л. Г. с дочкой Галочкой. Л. Г. объясняет, что они только что вернулись из школы 1-го сентября. Галочка пошла в первый класс, а Л. Г. и ее муж провожали ее. Галочке очень хотелось в школу, она была нарядной и веселой. Вернулась из школы она ус-

тавшей и измученной, что нам и показывает фотография. Галочке поручили в школе трезвонить 1-й звонок, она так нервничала, что дома рядом с В. А. осталась очень напряженной, хотя обычно рядом с папой чувствовала себя спокойно и ничего не боялась. Л. Г. пишет о том, как любит смотреть на эту фотографию и вспоминает то прекрасное время, когда они с мужем были молоды, жили в Прибалтике, много работали, много развлекались вместе с детьми и друзьями. Она вспоминает о том, как вечерами они ходили к морю, а по воскресеньям в лес, как жгли костры, пекли картошку. Эта фотография напоминает Л. Г. о той жизни, вызывает те светлые чувства и заставляет ее переживать те же ощущения, что были в те времена.

3. Фотография бабушки Марии Ивановны. Фотография черно-белая, в картонной рамке. Мария Ивановна - мать отца Л. Г. По ее словам, это была добрая и мудрая женщина. Она овдовела в 31 год, осталась с пятью сыновьями (младшему был 1 год, старшему -11 лет). Все сыновья получили образование, были удивительно доброжелательными, уважаемыми людьми и очень дружили между собой.

Л. Г. очень тепло отзывается о фотографии и пишет о том, как, всматриваясь в лицо бабушки, она видит некоторую тревогу в глазах и в то же время уверенность в себе. Л. Г. восхищается бабушкиной жизнеспособностью и верой в себя и свою семью. Она отмечает, что, глядя на фото, она набирается мудрости. Она пишет, что выросла рядом с другой бабушкой, которая очень дружила с Марией Ивановной, что бабушки помогали друг другу выживать в трудные годы словом и делом.

Подводя итоги вышесказанному, мы можем сделать вывод, что фотография является неотъемлемой частью жизни человека сегодня. Фотография - это сочетание материального и духовного, она несет важнейшие функции как «фото для людей», являясь одновременно и картинкой, и воспоминанием, и документом, и рычагом, и стимулом. Фотоснимок несет в себе эмоции и переживания, он -история, он - место встречи. Нам удалось увидеть детали и проанализировать каждую из проблематизированных нами функций, анализ нарративов Л. Г. показал нам значимость каждой из них.

Заключение

В нашей статье были проанализированы модели восприятия у представителей разных поколений, а также установлена связь между описываемыми событиями и происходящими на данный момент процессами. Были выявлены некие закономерности, которые поз-

волили сопоставлять описываемые события, людей и место этих событий в жизни респондентов.

1. Поступками человека управляет «жизненный мир» человека в целом, как результат всего предыдущего опыта. Следовательно, каждое действие человека должно рассматриваться в контексте всей биографической ситуации субъекта.

2. Рассказчики обращаются со своим прошлым как с неким текстом, который они каждый раз переписывают заново, вспоминая все новые и новые детали. Наличие или отсутствие этих деталей зависит от места и времени, в котором происходит повествование.

3. Используя такие индексальные выражения, как «здесь», «это», «естественно» и т. д., рассказчик стремится приобщить участников разговора к описываемым событиям, тем самым демонстрируя значимость этих событий.

4. Под влиянием окружения и в силу определенного возраста у представителей разных поколений формируется специфический ритм жизни, из чего вытекают различия в форме и структуре воспоминаний. И если для одних приоритетное значение в досуге имеет общение с друзьями и вечеринки, то другие живут воспоминаниями об ушедшем и заботами о детях и внуках. Для всех респондентов огромное значение имеет поддержка их семьи и поддержание теплых и близких семейных отношений.

5. Фотография является одним из важнейших личных документов, неотъемлемой частью жизни человека сегодня, являясь одновременно и картинкой, и воспоминанием, и стимулом, и документом жизни. Фото - это рычаг, потянув за который можно пережить представленное на снимке событие вновь; фотография - это заменитель людей и событий. Она позволяет задумываться, не торопит и дает время на то, чтобы увидеть, вспомнить, почувствовать, посмотреть и поразмыслить.

Примечания

1 Козлова Н.Н. Методология анализа человеческих документов // Социологические исследования. 2004. № 1. С. 15.

2 Центр документации «Народный архив» (ЦДНА). Ф. 424.

3 Сальников В. В 60-х в СССР // Художественный журнал. 2003. № 51/52.

4 Левада Ю. Заметки о «проблеме поколений» // Мониторинг общественного мнения. 2002. № 2 (58). С. 19-25.

5 Понятие «дважды рожденных» (twice-born) личностей было введено в книге У. Джемса «Многообразие религиозного опыта».

6 Левада Ю. Поколения 20 века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения. 2002. № 2 (58). С. 38-46.

7 Неклюдов С.Ю. Стереотипы действительности и повествовательные клише // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии: Тезисы конференции, М., 1995. С. 79.

8 Барт Р. Camera lucida / Пер. с фр., послесловие и комм. М. Рыклина. М.: Ad Marginem, 1997.

9 Там же.

10 Там же.

11 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.