Научная статья на тему 'Память, пронизывающая поколения'

Память, пронизывающая поколения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1303
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественная война / память / народы / преемственность поколений / the Great Patriotic War / memory / nations / continuity of generations

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аманжолова Дина Ахметжановна

Автор обращает внимание на специфику межпоколенной взаимосвязи актуализации памяти и эмоционального восприятия знаний о Великой Отечественной войне. Подчеркивается принципиальное значение сохранения и активного распространения правды о преступной сущности фашизма, о подвигах старших поколений советского общества в 1941-1945 гг., актуальность системного противодействия извращению фактов о решающем вкладе СССР в победу над нацизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author draws attention to the specifics of intergenerational relationships of memory updating and emotional perception of knowledge about the Great Patriotic War. The fundamental importance of preserving and active dissemination of the truth about the criminal nature of fascism, about the feats of the older Soviet generation in 1941-1945 is emphasized, as well as systematic counteraction to the distortion of facts about the Soviet Union's decisive contribution to the victory over fascism.

Текст научной работы на тему «Память, пронизывающая поколения»

Память, пронизывающая поколения

Аманжолова Д.А.

Посвящаю памяти моей мамы Веры Гавриловны Панариной

Автор обращает внимание на специфику межпоколенной взаимосвязи актуализации памяти и эмоционального восприятия знаний о Великой Отечественной войне. Подчеркивается принципиальное значение сохранения и активного распространения правды о преступной сущности фашизма, о подвигах старших поколений советского общества в 1941-1945 гг., актуальность системного противодействия извращению фактов о решающем вкладе СССР в победу над нацизмом.

The author draws attention to the specifics of intergenerational relationships of memory updating and emotional perception of knowledge about the Great Patriotic War. The fundamental importance of preserving and active dissemination of the truth about the criminal nature of fascism, about the feats of the older Soviet generation in 1941-1945 is emphasized, as well as systematic counteraction to the distortion of facts about the Soviet Union's decisive contribution to the victory over fascism.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, память, народы, преемственность поколений.

Key words: the Great Patriotic War, memory, nations, continuity of generations.

Уходят наши бесценные старики - все меньше свидетелей и участников Великой Отечественной. Тех, кто прожил и пережил страшную беду, взрастил и утвердил во всем мире грандиозную, на все времена, ПОБЕДУ. Что остается нам? Как мы продолжим и сохраним величие тех событий и бессмертие победителей фашизма? Что мы можем противопоставить сегодня чудовищной лжи, распространяемой дельцами от

1

политики, стремящимися переписать историю, ниспровергнуть ПРАВДУ, возвеличить античеловечную идеологию нацизма, подлость и предательство?

Не сомневаюсь, что эти вопросы задает себе каждый человек, неравнодушный к судьбе своей страны, воплощенной в жизнях наших отцов и матерей, дедов и бабушек, - свидетелей и хранителей знания,

пропущенного через собственные сердца, неизбывных чувств горечи, огромных утрат и гордости за восстановление мира и справедливости.

Борьба за отстаивание правды о войне, о жизни, ратных и трудовых буднях наших старших поколений - персональная гражданская ответственность каждого из ныне живущих, потому что мы не имеем права предавать наших стариков. Великая Отечественная не может быть просто назидательным и даже самым талантливым повествованием - литературным, кинематографическим и телевизионным, музыкальным и изобразительным, научным, образовательно-воспитательным и экскурсионным. Она должна быть и оставаться абсолютно гармоничной (как ни странно звучит понятие «гармония» в связи с самим фактом войны), неразрывной частью личной памяти и индивидуальной духовной жизни любого из нас, в том числе, все новых и новых молодых поколений. Чтобы популярный слоган «Спасибо деду за Победу!» был не только презентацией общенациональной гордости, но и прямым выражением личной связи с прошлым того, кто поместил эту надпись.

Педагогический опыт подтверждает, что война прочно входит в сердца и умы молодежи, когда рассказы родных людей дают возможность личного сопереживания об услышанном. Поколение эпохи информационнотехнологических забав далеко не сразу включается в такой труд, особенно если в семье нет прочной культуры межпоколенной преемственности и духовной близости. Однако даже принудительная необходимость подготовить самостоятельную работу, основанную на семейной истории как

части истории Отечества, поворачивает многих к новому взгляду на

2

прошлое, пробуждает неподдельный интерес к поиску смысла и подлинных ценностей, уважение к труду и знанию старших поколений. Это убедительно демонстрируют студенческие сочинения, использованные, в т.ч., в анализе межэтнических отношений и вклада народов СССР в разгром нацистской Германии [1].

Анкетирование студентов по теме «Великая Отечественная война в нашей памяти и в наших сердцах», проведенное в 2009 г. среди 200 студентов московского вуза, в частности, показало: у 80,49% из них кто-нибудь из родственников был на войне, однако 73% студентов затрудняются ответить, в каких битвах участвовали их родственники. Основными источниками информации о Великой Отечественной являются школа и вуз (82,6%), кинофильмы, театр (57,26%), художественная литература о войне (52,3%), а также рассказы родных, друзей (51,9%), которые на поверку оказались малоинформативными (вероятнее всего, это эмоциональная память).

Большая часть студентов знает, что Верховным главнокомандующим в СССР в годы Великой Отечественной был И.В. Сталин (73,9%), однако почти четверть опрошенных показала свою неосведомленность. Только 59 студентов (29,5%) вспомнили имена трех Героев Советского Союза, 47 человек помнят только одного героя (23,5%), 32 человека помнят двух героев (16%), 62 человека не помнят героев вообще (31%). Таким образом, вспомнили хотя бы одного Героя Советского Союза времен войны 69% студентов. Наиболее известным Героем Советского Союза стала Зоя Космодемьянская (36%), на втором месте - трижды Герой Советского Союза Г.К. Жуков (29,5%), на третьем месте - И.В. Сталин (8%), на четвертом -Александр Матросов (7%), на пятом - К.Е. Ворошилов и В.В. Талалихин (5%). Далее идут А.П. Маресьев (4,5%), Н.Ф. Гастелло, И.В. Панфилов и панфиловцы (4%), К.К. Рокоссовский (3,5%), В.П. Андросов и Д.М. Карбышев (3%), П.Д. Осипенко и М.М. Раскова (2%), Е.И. Демина, М.Т.

3

Калашников, Александр Космодемьянский, молодогвардейцы (без имен) (1,5%).

Отношение к победителям у студентов - тема для отдельных размышлений: 55% считают, что победа стоила той цены, которую за нее заплатил СССР,22,2% полагают, что не стоила, 22,8% затрудняются с ответом. При этом 44,5% считают, что история войны 1941-1945 гг. искажается в некоторых публикациях в печати, в передачах телевидения и радиовещания, 29% считают, что иногда искажается, 14,9% полагают, что нет. В то же время 89% студентов уверены, что в нашей стране недостаточно заботятся о ветеранах войны.

Итак, при всей неоднозначности отношения к истории Великой Отечественной войны отношение к победителям сохраняется в целом положительное. 71,4% студентов считают себя патриотами России.

Историческая память о Великой Отечественной значительно смещается от живой памяти народной, событийной - к обобщенной, реконструированной памяти, которая зависит, в т.ч., от идеологических влияний. Очень важную роль в передаче памяти о Великой Отечественной войне играют институты образования [2].

Студенческие самостоятельные работы об истории семьи и родословной, особенно в связи с событиями Великой Отечественной, стали важным компонентом комплекса воспитательных и образовательных усилий, преследующих цель помочь современной молодежи сформировать чувство сопричастности к истории Отечества, понять, на чем зиждется благородное чувство гордости за труды и подвиги старших поколений, уважение к ним, сделать их частью своей культурной, гражданской самоидентификации. Эти качества служат мощным фактором обеспечения национального прогресса, достоинства и подлинного авторитета государства, которые не могут держаться на беспамятстве поколений, фальсификации прошлого и отрицании исторической правды.

4

Однако совершенно очевидно, что среди определенной части молодежи возникла отстраненность от прошлого своей страны, в т.ч. от истории Великой Победы. Это происходит по разным объективным причинам, но не в последнюю очередь, из-за разрушительного эффекта 1990-х гг., когда подрывались базовые основы одной из лучших в мире образовательной системы, когда агрессивно внедрялась потребительская культура и наметился межпоколенный разрыв в ценностных ориентирах. Преодолевать его нужно последовательно, терпеливо и разными способами. Один из наиболее действенных - реанимация семейной культуры общения представителей разных поколений, домашних архивов и библиотек, интеграция семейной памяти в коллективное гражданское представление о прошлом, в т.ч. о войне.

В Советском Союзе патриотизм был естественным проявлением национального чувства для любого гражданина страны, идентифицировавшего себя как представителя и носителя государственного, державного начала, которое издавна доминировало в комплексе критериев самоопределения россиянина. Чувство комплиментарности и сложный опыт многовекового взаимодействия, сотрудничества и сожительства объективно толерантных друг другу народов СССР закономерно обеспечивали приоритетное место гражданской идентичности. Повседневная жизнь каждого человека в огромной державе, независимо от официально поддерживаемых установок, складывалась из всей многозначной и разнообразной социокультурной практики. Совместные труд и творчество, профессиональные занятия и увлечения, взаимный обмен уникальным социально-хозяйственным и культурным опытом, скрепленные суровыми испытаниями дружба и товарищество, любовь и семья, единственная и неотъемлемая от гражданского понимания и этнического самосознания Родина служили мощным основанием объединяющего всех патриотизма. Москва была единственной столицей всех народов СССР, Советский Союз не мог восприниматься как некая навязанная извне территория согражданства,

5

поскольку малая родина - республика, область, район, город или деревня - в индивидуальном и групповом сознании не отрывалась от единого государства. Разумеется, такие представления, характерные для большинства людей, «перекочевавших» из общей страны - Российской империи - в ту же общую страну, но уже СССР, не были всепоглощающими. Но социальное и идейное отторжение советской власти и идеологии большевизма далеко не всегда означали этнократическую политизацию самочувствия и гражданского поведения людей. Война послужила самым сильным индикатором, «провокатором» для проявления и испытания нравственной и гражданской зрелости людей, приоритетов их ценностных ориентиров.

Частый рефрен: «Лишь бы не было войны», - многие десятилетия был отнюдь не шуточным. Память о самых тяжких испытаниях, пережитых в 1941-1945 гг., абсолютному большинству людей давала право повторять эти слова при наступлении тех или иных тягот, прежде всего почти перманентного дефицита на любые товары «ширпотреба». С особым, трепетным вниманием встречались новости о возможных

внешнеполитических угрозах. Объяснение таким переживаниям старших дети получали из рассказов о войне.

В мою жизнь война как страшное событие тоже вошла в детстве. Кино - художественное и документальное, повести о настоящем человеке Алексее Маресьеве, о юных героинях Гуле Королевой и Зое Космодемьянской, о неустрашимом Николае Гастелло и многих-многих других, буквально пожертвовавших собственной жизнью, создавали романтический настрой. Песни военных и послевоенных лет легко запоминались и были непременной частью семейных и дружеских праздников; их пели все - взрослые и дети.

Кажется, повседневная жизнь родственников никак не вписывалась в

эту возвышенную атмосферу. Огромное желание учиться в полуголодных

буднях - главное, что пронизывало жизнь подростка в глубоком

казахстанском тылу. Это ощущение прочно вошло в память из материнских

6

рассказов. В многодетной семье рабочего-железнодорожника дороже всего была корова, и единственным лакомством, конечно, молоко, а учеба в школе-интернате, из которого домой удавалось приехать далеко не каждую неделю, сопровождалась трудовой вахтой. Именно работа на полях в школьные годы «подарила» малярию. Выздоровление совпало с великой новостью -ПОБЕДА!

Зато излечение обернулось временным облысением, и когда долго ходившая в школу в марлевой повязке девочка, наконец, сняла ее, обнаружилась густо завитая шапка волос. Это оказалось одним из самых тяжких испытаний: мама ужасно стеснялась своих прекрасных кудряшек, потому что никак не могла доказать стыдившим ее сверстникам, что это совсем не искусственная завивка. Спасло только то, что вскоре волосы приобрели природную прямоту.

Победа принесла ощутимые перемены в буднях далеко не сразу. Обычными в интернатской столовой были жидкие щи из самых верхних капустных листьев, и школьники после объявления долгожданного мира решили, что завтра непременно будет вдоволь хлеба. Но произошло это совсем не 10 мая. Пришлось ждать довольно долго, а когда хлеб действительно стал ненормированным, дети получили строгий наказ: есть можно «сколько влезет», но только в столовой. Лакомый кусочек иногда удавалось исхитриться вынести с собой - под платком, накинутым на плечи, в рукаве и т.п.

Кажется, странным, что мужчины и женщины, вернувшиеся с войны,

никогда о ней не рассказывали. О том, что на войне была сестра моего

дедушки, я узнала только по фотографии. Несколько двоюродных братьев

отца освобождали не только свою страну, но и Европу, и об этом я тоже

узнавала по снимкам или из коротких фраз, звучавших мимоходом. Никто из

них не вспоминал о боях, о присутствии смерти, о жутких преступлениях

фашистов - обо всем, что всегда звучало в официальной версии и в

7

художественной интерпретации событий, участниками которых они были. Абсолютно достоверные исторические свидетельства военных бедствий, справедливая ненависть к фашизму и войне врастали в нашу память и не могли быть опровергнуты, как и фактическое присутствие фронтовиков в нашей повседневности. Но ужасы войны в сознании детей и внуков Победителей воспринимались вне связи с родными людьми. А они как будто стремились успеть нарадоваться жизни в самых обычных ее проявлениях. Именно участники войны - самое жизнелюбивое и жизнерадостное поколение. Трудно вспомнить их брюзжащими или унылыми,

разочарованными или злыми. Озорные шутки и остроумные комментарии, задушевные встречи родных, друзей и соседей - все это стало одним из главных атрибутов житейских практик недавних солдат и офицеров и их семей.

Ахметжан Юсупжанович Аманжолов (1925-2004) был призван в армию в январе 1943 года. Его отца репрессировали в 1937 г. Растить сына матери помогали родственники, в т.ч., дядя Молдакаш. 18 лет Ахметжану исполнилось в мае, и к этому времени он уже прошел первоначальную военную подготовку. Очевидно, национальная принадлежность сыграла свою роль - казахский паренек из далекого села, получив звание сержанта и специальность связиста, оказался в Забайкалье, где дислоцировались войска, противостоявшие союзнику фашистской Германии - Японии.

Война с ней был скоротечной, завершив историю Второй мировой, но в историографии, особенно в предназначенной для широкого круга лиц литературе, осталась почти незамеченной. Лишь в 2010 г. в России утверждена Памятная дата окончания Второй мировой войны - 2 сентября. Авторы общих изданий и учебников ограничиваются, как правило, сухим и кратким изложением событий. Гораздо меньше внимания уделяется и мемуарам героев боев с Японией. Но для участников основной операции в войне с Японией, в т.ч. форсирование Большого Хингана, она была

8

продолжением Великой Отечественной (среди них были и участники Сталинградской битвы), а для молодежи, только вступавшей в жизнь, - самой важной, самой дорогой и самой ценной школой взросления и формирования личности, братства, патриотизма и интернационализма на всю оставшуюся жизнь. Именно боевой и армейский опыт предопределил дальнейшую судьбу и характер военного поколения.

Аманжолов А.Ю.

Юность, проведенная в военное время и в армейской обстановке (А.Ю. Аманжолов демобилизовался в 1950 году), предопределила для ветеранов трепетное отношение к Родине, к памяти о потерях и героизме своих командиров и товарищей, умение быть надежным другом и членом коллектива, трудолюбие и дисциплину, терпение и упорство в достижении цели, удивительный оптимизм и чувство единства многонародной нации[3].

Песни военных лет для этого поколения были самыми любимыми, близкими и дорогими. Именно пережитое в заграничном походе по китайской земле заставляло отца и его фронтовых друзей так часто запевать: «...хороша страна Болгария, а Россия лучше всех!»; и - «...в любом порту, в

9

любой заморской гавани бывал, повсюду я по дому тосковал...». Фронтовики и 20-30 лет спустя умели быстро и интересно «зарядить» снежным зимним вечером своих детей на игру в «разведчиков» по пути за водой, на помощь старикам в «тимуровской команде». Они и спустя десятилетия продолжали шутливые обмены между собой «не глядя», когда вместо единственных часов можно было получить какой-нибудь пустячок, но обиды при этом никогда и ни у кого не возникало. О самой войне, как правило, не вспоминали и не рассказывали, лишь некоторые эпизоды озвучивались после настоятельных просьб, но западали в детскую память уже навсегда.

Запомнились легкий вздох, улыбка и задумчивый комментарий, когда на завтрак была сварена пшенная каша: «Опять блондинка.», - слишком много довелось питаться ею в армии. Однажды с горечью и сожалением отец рассказал, что при форсировании горного хребта Большой Хинган во время тяжелого перехода одного из китайских проводников - обычного крестьянина - было приказано расстрелять, дабы он не смог провести тем же путем противника. Другое воспоминание казалось трагикомичным: дефицит воды для радиаторов заставил организовать поголовный сбор мочи. Лишь через полвека обращаю внимание на строки из воспоминаний: «.Во рту сухо. Начинают трескаться губы. Слизываем с них солоноватую кровь. Кипит в радиаторах вода, и машины останавливаются. Под колеса сзади ставятся тормозные башмаки. Нет воды уже вторые сутки. Гимнастерки побелели от соли, пота и коробятся на лопатках, подмышками, белая хрустящая кайма по краям пилоток. Некоторые бойцы вместо слов произносят хрипящее «бу-бу», т.к. начали чернеть и пухнуть языки, но люди бодры, пытаются шутить: «. от те-е Куз . ина . ать».

Жара. Адский труд, но движемся. Короткий отдых. Миша Саянкин щурит в улыбке узкие глаза: «Вот бы домой, земеля, пол соленого озера высосал бы, а?» .

10

Команда «Вперед!». Еще 5-10 км, еще чуть-чуть, а силы убывают. И вот тут неожиданно налетел ветер, нагнал тучи, и хлынул ливень. Все подняли головы вверх, ловя иссохшими ртами благодатную влагу. Подставляли пилотки. Падали ниц и припадали губами к грязным ручейкам, текущим по колее и со склонов гор. Раздалась команда: «Прекратить пить! Раскатать тенты и скатки, мочить гимнастерки!». И вовремя. Некоторые солдаты, нахлебавшись воды, ложились на дорогу в изнеможении. Сержанты и офицеры хватали солдат за ремни, трясли и ставили на ноги. Приказывали не пить, а собирать воду.

Быстро прошел внезапно налетевший ливень. Скинуты с кузовов пустые бочки и канистры, в которые выжимали воду из намокших шинелей и гимнастерок, сливали с тентов и кирзовых сапог, выжимали пилотки и портянки. Заправили радиаторы и двинулись вперед и вверх» [3. С.62].

Забытое сегодня слово «интернационализм» не было пустым звуком для участников войны. Без взаимной поддержки и уважительного отношения друг к другу, нераздельного совместного подвига, скрытого за ежедневным выполнением боевых задач, Великая Победа наших дедов и отцов - граждан одной на всех великой Родины, была бы невозможна.

Это подтверждает еще одна история, длившаяся с 1943 по 2009 год, когда сыновьям удалось найти могилу Молдакаша Аманжолова.

Уходя на фронт в сентябре 1942-го, Молдакаш наказывал жене, через месяц родившей второго сына: «Если родится сын, назови Майдан [поле брани, фронт - Д.А.], если дочь — Женис, Победа». Но до желанной победы не дожил. Последняя весточка от него пришла в начале 1943-го из подмосковного госпиталя. Молдакаш прислал четырехмесячному Майдану свою фотографию с надписью: «Береги и храни. Будь Человеком».Парторг батальона второго гвардейского стрелкового полка 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии Центрального фронта погиб 20 июля 1943 года.

11

Похоронку мать получила в этом же году, но потеряла ее. И мы не знали, где отец похоронен. Как искать, не представляли. Только в 1981 году, когда я стал учиться в Москве в милицейской академии, знающие люди подсказали, как действовать, - рассказывал Майдан Молдакашевич

Аманжолов. - Три раза ездил в Подольск, где находится Центральный военный архив Министерства обороны, но там дали справку, что фамилия отца нигде не значится. Как это может быть? В 1986 году я еще раз сделал запрос. Через четыре года пришел ответ, что старший лейтенант Молдакаш Аманжолов погиб 20 июля 1943 года, похоронен в селе Бузулук Курской области. Но когда мы его стали искать в этой области, оказалось, что такого села нет.

Теперь уже внучки погибшего старшего лейтенанта - Гульнара и Раушана приняли эстафету поиска. Задействовали все: от запросов до Интернета, передачи «Жди меня» и обращения в газеты. Искали в Курской, Воронежской, Брянской,Тульской областях... Корреспондент газеты «Курская правда» Борис Киряев подсказал, что деревня Бузулук находится в Орловской области. В 2009 году был создан сайт с поименным списком призванных в армию в других областях и погибших на Орловской земле. Среди них -Аманжолов Молдакаш, 1904 года рождения, старший лейтенант, погиб 20 июля 1943 года. Но местом захоронения была указана станция Малоархангельская. С помощью сокурсников по милицейской академии Майдану Молдакашевичу в военном архиве удалось найти список погибших политработников гвардейской воздушно-десантной дивизии, в котором есть и фамилия его отца.

Друзья прислали карту, где воевала Центральная армия. На ней и значилось село Малоархангельское. На обелиске высечены имена 719 захороненных воинов. Но фамилии М. Аманжолова там не было. Оказалось, что в 1958 г. здесь перезахоронены останки воинов, погибших в деревне Бузулук. Это и объяснило трудности поиска. Через 19 лет поисков на

12

мемориальной плите памятника, установленного на братской могиле близ села Малоархангельское Орловской области, появилась новая фамилия -Аманжолов Молдакаш[4].

Фрагмент обелиска

Конечно, в детском восприятии войны вряд ли мог всерьез быть понятым и прочувствованным жуткий факт -отца, его братьев, тетю все годы участия в боях преследовала ежедневная опасность быть убитыми! И миллионы погибших в борьбе против фашизма наших соотечественников, в т.ч., один из моих родственников - это огромная, неизбежная цена Победы. Именно в этом смысле стало понятным через много лет, почему с каким-то юношеским восторгом однажды буквально ворвался домой отец, с радостью и душевным трепетом рассказывая, что встретил своих фронтовых товарищей. Именно потому так дороги каждому из нас непрерывающиеся поиски пропавших без вести, восстанавливающиеся памятники и пополняющиеся надписи на братских могилах. Жизнь и смерть, скорбь и гордость, надежда и память, верность и долг - это объединяет и делает нас сильными.

13

Берлин. Трептов парк. 2014 г. Фото Г. Чернакова.

Яркий пример такой силы - история моего преподавателя Р.И. Чернаковой (1924-2001), продленная памятью сына и учеников. В вузе она была одной из самых строгих и справедливых наставниц. Ее лекция о Великой Отечественной по предмету «История КПСС», который сегодня представляется как сплошная занудная пропаганда и который, конечно, изучали в обязательном порядке в 1970-е годы без особого энтузиазма, оказалась настолько возвышенной и трепетной, что в студенческой аудитории воцарилась звенящая тишина. До сих пор об этом с

14

благодарностью вспоминают сокурсники, разлетевшиеся по всему миру, - в России, Казахстане, Германии, Польше...

Детство Розалии Исааковны Чернаковой (в девичестве Шальман) прошло на Донбассе, когда вовсю развернулась индустриализация. Школьные кружки и самодеятельность, пионерская охрана урожая по ночам, за которую постоянно бранил отец, семейные будни в единстве русского, идиш и украинского языков, вручение цветов Алексею Стаханову - все это сформировало патриотизм, гражданскую активность и интернационализм.

Русские, украинские, еврейские пионеры у клуба в д. Мануйловка Украинской ССР. 1934 г. Из личного архива Г. Чернакова.

С началом войны семья была эвакуирована в Узбекистан, где родители умерли от брюшного тифа, а оставшейся с братом Розалии, дабы не умереть от голода, узбекский мир предложил замужество как выход из голодного прозябания. За поддержкой девушка обратилась в райком комсомола, где получила направление на оборонный завод в Казахстане. Добираться с братом до места назначения зимой, в легкой одежде, без билетов пришлось с

15

большим трудом. Помог случай - на пересадочной станций девушку узнал один из участников чествования А.Стаханова и помог доехать до Петропавловска. Как комсорг ЦК ВЛКСМ Р.И. Шальман имела право приостановить работу в случае брака или других экстраординарных случаях.

Шальман Р.И. (слева) с подругой Поповой Машей, во время работы на военном заводе в должности бригадира,а затем комсорга ЦК ВЛКСМ. М.Я. Попова-Петрова в годы войны - бригадир молодежной бригады. г.Петропавловск Казахской ССР. 1945 г.

Муж Розалии Исааковны, Яков Чернаков (1920-1968), в 1944 г. был командиром артбатареи 303 отдельного гвардейского артиллерийского дивизиона 20-й гвардейской отдельной воздушно-десантной бригады Белорусского фронта. Сын Геннадий стал военным врачом. Проживая в

16

Берлине, он сохраняет верность родительским идеалам антифашизма и справедливости, продлевает и возвращает современникам гордость за поколение победителей.

7 января 2012 года на сайте «Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Г.Я. Чернаков обнаружил наградной лист на неврученный орден «Отечественная война» 1-й степени на своего дядю - старшего лейтенанта З. Шальмана. С помощью друзей (Т. Шарова) в г. Елгава, Латвия, на гарнизонном кладбище по Баусскому шоссе 5 октября 2011 г. закончилась эпопея по изменению ошибок в фамилии дяди, длившаяся в течение десятилетий из-за полного бездушия должностных лиц молодой страны.

Его неустанными усилиями обнаружены многие данные о пропавших без вести, погибших в концлагерях, местах захоронения. Благодаря кропотливым поискам в немецких и российских источниках (Красный крест, музеи и пр.), Геннадий помогает живущим в бывших советских республиках родственникам восстановить память о погибших героях. Свидетельство тому - отправленное им фото с подписью: «9 мая 2013. Берлин-Ораниенбург. Концентрационный лагерь «ЗАКСЕНХАУЗЕН». Стена Памяти. Таня из Днепропетровска! Я положил цветы в память Вашей прабабушки, узницы этого лагеря».

17

Берлин-Ораниенбург. Концентрационный лагерь

«ЗАКСЕНХАУЗЕН». Стена Памяти. 2013 г. Из личного архива Г. Чернакова.

Фрагмент памятника от Правительства и народа России узникам

Заксенхаузена.

Продолжается поиск...

Курсант Винницкого военно-пехотного училища Ламердонов Дачи Хизирович, кабардинец, призван из Кабардино-Балкарской АССР. Пропал без вести в Сталинграде. Найдена могила майора Шилохвостова А.М., похороненного как «неизвестный офицер» на мемориальном кладбище

18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

советских воинов района Бланкенфельде-Махлоу, г. Глазов, область Телтов -Флеминг, земля Бранденбург, ФРГ.

Красноармеец Ванчугов Андрей Алексеевич (1906-1942). Найдено место захоронения. Приведем краткий отчет Г. Чернакова: «Красноармеец Ванчугов Андрей Алексеевич, 1906 года рождения, родился - д. Новотроицк Кыштовского района Новосибирской области РСФСР. 20 августа 1941 года призван на фронт Отечественной войны и направлен в 1252-ой стрелковый полк 376-ой стрелковой Кузбасско-Псковской Краснознамённой дивизии 2ой Ударной Армии Волховского фронта. Погиб в 1942 году. Захоронен: село Пехово-Чудовского района Новгородской области, братская могила. Ответ Администрации Новгородской области на запрос: «Уважаемый Геннадий! Администрация Чудовского муниципального района рассмотрела Ваше обращение и сообщает, что д. Пехово уничтожена в годы Великой Отечественной войны, после войны не восстановлена. Останки солдат и офицеров, захороненных в д. Пехово, перенесены на воинское захоронение д. Лезно. Согласно данным отдела военного комиссариата Новгородской области по г.Чудово, Чудовскому и Маловишерскому районам, Администрации Успенского сельского поселения, Ванчугов Андрей Алексеевич числится в списках безвозвратных потерь по Чудовскому району и его имя увековечено на мемориальной плите воинского захоронения д. Лезно. Желаем Вам всего наилучшего!».

Еще одно имя из досье Г.Чернакова. «Техник-интендант 1 ранга Сбитнев Иван Петрович,1889 г.р. Домашний адрес во время войны: Курская область, Старо-Оскольский район, г.Верхний, Стеклострой. Родственники во время войны: жена Сбитнева Фекла Петровна. Дата призыва:1941. Место призыва (военкомат):Старо-Оскольский РВККурской области.На фронте - заведующий делопроизводством 312 отдельного сапёрного батальона 33 стрелкового корпуса. Попал в плен в районе г. Юхнов, в Вяземском котле. Находился в ОФЛАГЕ 336 «Калвария», Литва.

19

Погиб в плену 10 октября 1942 года. В настоящее время ведется работа с Посольством России в Литве по установке памятного знака на месте гибели офицеров Красной Армии. Вечная память Героям, павшим за Свободу и Независимость нашей Родины!». Фотографии героев, могилы которых найдены и еще в поиске, также приводятся[7].

Благодарность родителям и их сверстникам, любовь к родной стране, верность долгу и ненависть к фашизму объединяют тысячи единомышленников в разных странах. Это единство не может прерваться, а память о Великой Отечественной войне всегда должна быть надежным фундаментом для следующих поколений.

Литература

1. Аманжолова Д.А. Патриотический подъем народов в борьбе с

фашизмом в 1941-1945 гг.: общее и особенное // Патриотизм - составляющая государственной национальной политики России: теория, практика / Колл. авторов; ост., авт. и рук. авт. кол. Н.Ф. Бугай; Ин-т российской истории РАН. М.: Голден-Би, 2010. С. 143-190; Гронский А.Д. Представление о войне у современной белорусской молодежи по опыту рецензирования текстов работ, направленных на конкурс, посвященный 65-летию освобождения Белоруссии. [Электронный ресурс] // URL:

http://valerytishkov.ru/cntnt/horoshie_t2.html (дата обращения: 6.07.2010).

2. Аманжолова Д.А., Васильева Е.Н. Молодежь и память о войне. Из опыта учебно-воспитательной работы в вузе // Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. № 3. С. 73-81.

3. «Воевать, не жалея пота и труда...» //Исторический архив. 2009. № 1. С. 56-67.

4. Аманжолов М.М. Река моей жизни. Воспоминания-эссе. Астана: Фолиант, 2012. С.12-17; Новое имя на старом обелиске.[Электронный ресурс]

20

// URL: http://maloarhangelsk.ru/novoe-imya-na-starom-obeliske/ (дата

обращения: 23.08.2012).

5. Аманжолова Д.А.История и образование: борьба за души и умы // Российские регионы: взгляд в будущее. 2014.№1. [Электронный ресурс] //URL: http://futureruss.ru/iournal-archive/nomer- 12014.html

6. Аманжолова Д.А.Из истории преодоления межэтнических

конфликтов // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. №1. [Электронный ресурс] //URL: http://futureruss.ru/iournal-archive/nomer-

12015.html

7. [Электронный ресурс] // URL: http://ok.ru/profile/501943439/album/ (дата обращения: 28.03.2015).

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.