Научная статья на тему 'Читая письма военной поры'

Читая письма военной поры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
583
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Война / победа / тыл / подвиг / память / war / victory / rear / feat / memory

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузина Светлана Викторовна

Автор на основе источников личного происхождения - уникальных писем с фронта за 1942 год - воссоздает повседневный образ жизни солдат на войне и их родных в глубоком тылу, размышляет о коллизиях восприятия войны разными поколениями и подчеркивает важнейшую роль семейного воспитания в сохранении преемственности поколений, патриотизма и верности памяти предков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author, with reference to sources of personal origin unique letters from the front-line of 1942, recreates the everyday life of soldiers during the war and their relatives in the rear, reflects on the perception of the war conflicts by different generations and emphasizes the important role of family education in preserving the continuity of generations, patriotism and loyalty to the memory of their ancestors.

Текст научной работы на тему «Читая письма военной поры»

Размышления о войне, памяти, победе Читая письма военной поры

Кузина С. В.

Автор на основе источников личного происхождения - уникальных писем с фронта за 1942 год - воссоздает повседневный образ жизни солдат на войне и их родных в глубоком тылу, размышляет о коллизиях восприятия войны разными поколениями и подчеркивает важнейшую роль семейного воспитания в сохранении преемственности поколений, патриотизма и верности памяти предков.

The author, with reference to sources of personal origin - unique letters from the front-line of 1942, recreates the everyday life of soldiers during the war and their relatives in the rear, reflects on the perception of the war conflicts by different generations and emphasizes the important role of family education in preserving the continuity of generations, patriotism and loyalty to the memory of their ancestors.

Ключевые слова: Война, победа, тыл, подвиг, память.

Key words: war, victory, rear, feat, memory.

Годы войны, победа, люди, разгромившие врага и пережившие все тяготы военной поры, все больше отдаляются от нас. И не только во времени. Но и в памяти. С каждым днем все меньше остается тех, кто может рассказать о войне и показать ее так, как видел, чувствовал и понимал сам, являясь непосредственным участником.

Безусловно, история Великой Отечественной в целом достаточно хорошо изучена, и этот процесс продолжается. Картина войны представлена в искусстве, литературе, кинематографе. Мы воспитываем подрастающее поколение на ярких примерах героизма, самоотверженности, любви к Родине. Герои войны всем хорошо известны, их чтят и помнят.

1

Но, исходя из собственного опыта, могу сказать, что имеет место и такое представление о войне, которое, при всем показе трагического, страшного, опасного, в то же время в большей степени связано с героическим, победоносным. Сформирован образ солдата-победителя.Это человек несгибаемой воли, бесстрашный и мужественный, который, превозмогая самого себя, преодолевая неимоверные трудности, победил врага, победил смерть и защитил жизнь. И этот правдивый образ ассоциируется с известными нам именами героев, полководцев, людей, совершивших героические поступки. И не особо делался акцент на то, что этот герой-победитель - самый обыкновенный человек. Вот и получалось, что, например,в одном только селе в Казахстане, где я родилась и выросла, было два Героя Советского Союза - И.И. Корнев и С.А. Елистратов, а на пионерских сборах и на уроках, в соответствии с программой, нам рассказывали о других героях. Здесь же жили и работали учителями супруги, которые всю войну воевали в партизанском отряде в Белоруссии, но они никогда нам, детям, об этом не рассказывали. В селе было несколько десятков ветеранов войны, которых все знали, видели каждый день, работали и жили с ними рядом. Но всех их мы воспринимали как обычных людей, не видя в них ничего особенного и героического.

В чем причина такого отношения? Недостатки в воспитательной работе? Или, может быть, потому, что в Казахстане эта война воспринималась не так, как на оккупированных или прифронтовых территориях? Далекая война? Но разве может быть эта война далекой, если из небольшого села на фронт ушли 360 человек. Из них 150 не вернулись, погибнув. И, конечно же, в каждом доме, в каждой семье были те, кто пережил войну. Нет, эта была общая война.

Возможно, причина в том, что война, память о ней были мифологизированы. За образами героев, полководцев не были видны миллионы простых солдат, простых людей. И ведь именно они, не чудо-

2

богатыри, а простые солдаты сокрушили такое страшное порождение, как немецкий фашизм. Миллионы из них пали на полях сражений. Многие из тех, кто выжил, сегодня уже закончили свой путь земной. И немного их осталось среди нас.

И не каждый из нас может признаться себе в том, что знает «своего солдата», воина из своей семьи. И когда сегодня мы вместе со всеми повторяем «Спасибо деду за Победу!», все ли из нас представляют при этом именно своего деда-прадеда? Исходя из своего жизненного опыта, из опыта воспитательной работы с молодежью, к сожалению, знаю, что ответ на этот вопрос не всегда будет положительным. Не такая уж и редкость, когда наши деды-прадеды остаются для нас незнакомыми, далекими, как некие

мифические герои.

А это отдаляет нас от них, от войны, заглушает память о ней.

Убеждение в этом заставило меня обратиться к личности моего деда по материнской линии, погибшего на войне в 1942 году, - Слюсареву Алексею Егоровичу. Честно признаюсь - слишком поздно! Непростительно поздно! Потому что целые десятилетия его как бы и не существовало в нашей жизни, он не был известен мне, моим детям, внукам. Его образ ассоциировался с единственной сохранившейся фотографией размером 3х4, что делала его расплывчатым и далеким. А ведь это живой человек! Наш предок. И если бы не те 20 писем с войны от него, я бы уже никогда не познакомилась с ним. Как с человеком, с личностью, поняв его характер и душу. Поскольку скудные рассказы моей мамы - его дочери, его сына, моего дяди, не позволяли это сделать.

И вот такой его образ сложился из их рассказов.

Внешне он предстает здоровым, крупным и сильным мужчиной. Был великим тружеником. Как говорила мама: «Работал без продыху». На любых работах, куда его отправляли в колхозе, трудился хорошо. Несколько раз его

3

премировали красной кумачовой рубахой. Это была очень почетная награда. Но семья с четырьмя детьми жила в постоянной нужде. Колхоз был небогатым. На фронт призвали прямо с работы, из бригады. Вечером добрался до дома, а утром надо было быть в райцентре за несколько десятков километров. Нужно было что-то собрать из продуктов на дорогу, найти деньги. А у него даже не было запасной одежды, кроме рабочей. И поэтому пришлось в спешке ее стирать, топить печь всю ночь и сушить. Время было зимнее. И рано утром он ушел. Навсегда. Остались от него только письма. Позже в одном из них он напишет, что никак не может забыть, как при расставании плакала его Г аня, жена, моя бабушка Агафья Ивановна.

Письма написаны в период с января по июнь 1942 г. В них не указано его местонахождение, и вообще практически нет никаких географических названий.

Начинаю поиск. Пытаюсь расшифровать почтовые штампы на письмах. (Полевая почтовая станция) ППС 488. Относилась к 30 армии

Калининского фронта. Проверяю по историческим описаниям военных действий, где находилась эта армия и располагался фронт в данное время. Это район г. Ржев. Далее расшифровываю аббревиатуру рядом с номером ППС на письмах. АГЛР 2950 - армейский госпиталь для легкораненых. Он также в то во время, которое указано в письмах, располагался в этом районе. По данным ОБД «Мемориал», дед находился в 363 стрелковой дивизии (30-й армии), за несколько дней до его гибели переименованной в 22 Гвардейскую дивизию, воевавшую в этом месте. Нахожу архивную карту Генерального штаба Калининского фронта 1942 г., карту Калининской области 1942 г. На них обозначены те населенные пункты, которые имеют отношение к моему деду. На штампе одного письма указан Новоторжский район. Госпиталь для легкораненых в период, когда дед был ранен, находился в с. Березки. Эти пункты есть на картах! Дед был здесь! Добавляют уверенности в том, что я иду по его следам, письма, написанные им на обратной чистой стороне

4

различных бланков, документов, относящихся к Машутинскому колхозу и начальной школе. Есть на карте и Машутино! А также нахожу и деревню Воробьево Ржевского района, что указана на похоронке, как место первичного захоронения деда. Дед был в этом регионе, и это неоспоримо!

Если посмотреть на даты и место его нахождения, то можно определить, что это был один из самых тяжелейших периодов войны и важнейший участок фронта.В районе Ржева в 1941 - 1943 гг. развернулось одно из самых затяжных и кровавых сражений всей Второй мировой войны. Потери здесь были так велики, что битву окрестили «Ржевской мясорубкой». Судя по тому, где находился дед в данное время, там происходили сражения в рамках Ржевско-Вяземской стратегической наступательной операции. Читая ее описание, убеждаюсь в том, насколько кровопролитными были там бои. По воспоминаниям участников сражений, десятки тысяч красноармейцев, которые прибывали на этот участок фронта, отправлялись в бой прямо с марша, с одной винтовкой и криками «Ура!», становясь «пушечным

мясом».Также, в силу больших потерь, там происходили неоднократные передислокации и переформирования, когда из остатков дивизий и полков приходилось срочно формировать новые воинские соединения. Из писем деда также можно это предположить, т.к. он часто пишет, что он в дороге, не знает, где сейчас находится и куда прибудет на новое место.

Передо мной на столе его письма. Пожелтевшие от времени, очень плохо сохранившиеся, а некоторые порой даже и невозможно прочитать. Это письма с войны. Я не говорю с фронта. На мой взгляд, если рассматривать фронт как область соприкосновения воюющих армий, зону боевых действий, то в письмах фронт таковым не представлен. Ничего нет о том, что непосредственно происходит на линии боев, как он воюет, наступает или отступает и т.п. Мне видится, что он находится в ситуации, которую можно определить как война. Война как разрушенная прошлая жизнь, в которой остались дом, семья, работа, забота о хлебе насущном. Война как ситуация,

5

где присутствует страх за свою жизнь, за жизнь своих детей и близких. Война, как ситуация, оторвавшая человека от дома и забросившая его за тысячи километров. Война - это место, где рядом смерть, кровь, голод и холод. Война- это место, в котором проявляются мужество и храбрость, трусость и подлость, раскрываются великие возможности человека и его разрушительная сила. Именно в такой ситуации и находится дед. Исходя из этого, он и пишет письма.

В этих письмах конкретные военные события, факты меня интересуют лишь как обстоятельства, которые определяют поведение, действия, ход мыслей деда. За ними я хочу разглядеть его как человека.

В тех фронтовых письмах, с которыми мы знакомы по различным мероприятиям воспитательного характера, школьным учебникам, книгам и фильмам, солдаты полны решимости разгромить врага, обещают изгнать его со своей земли и не дрогнуть. Пишут о любви к Родине, партии. В этих письмах видится бесстрашие и уверенность в победе.

В письмах моего деда ничего этого нет. Только в трех письмах он пишет о том, что вернется с победой домой. Без всякого пафоса, а как само собой разумеющееся: «Что будет, то и будет. Пойду на передовую. И буду бить врага. И я вернусь с победой домой». Или как приписка в конце письма, где он прощается и передает всем привет: «Остаюсь жив-здоров, чего и вам желаю.Останусь жив - вернусь с победой домой, и увидимся с вами!». Быть может, эта уверенность в победе была естественной? И не надо было политработникам проводить агитации, настраивать боевой дух. Простой, рядовой красноармеец Слюсарев был уверен в Победе!

В письмах дед совсем не пишет о своем восприятии войны, своих страхах и чувствах. Все эмоции, переживания и чувства связаны только с домом, семьей. А в остальном просто сообщает о себе в тех ситуациях, в которых оказался, не делая никаких оценок, не выражая своего отношения:

6

дорога на фронт, учебный пункт, первый бой, ранение, госпиталь, плен, путь на передовую. Не жалуется, не ропщет, ни радуется, ни огорчается.

Основная, большая часть письма посвящена семье, родителям и другим родственникам. «... болит сердце мое о том, как вы живете. Я все думаю, что осталась больна сама, моя супруга. Как посадили огород?" Думаю, как там ходят дочки - обуты-одеты? Есть ли у них ботинки? Как будут косить покос? Даже там, на войне, не отпускали проблемы, камнем лежащие на душе:«...получили ли вы с колхоза хлеба или нет, просеяли ли его? Напишите, сколько вы уплатили налогу, сколько по мясу, по молоку? Сколько по облигациям? Как вы собрались пахать? Есть ли у вас дрова, саман, солома?».

Мне трудно представить, что у человека, находящегося в пекле войны, оставались силы на такие думы. И дед, никогда не писавший писем, «мало-мальски» освоивши грамоту, будучи уже взрослым в годы ликбеза, начинает писать письма почти каждый день! Это хорошо видно по датам в начале каждого письма. И во всех письмах сквозит всепоглощающее чувство (так я почувствовала сама) тоски по дому, по детям. Вот так начинались почти все его письма:«Здравствуй, дорогая супруга Ганя! Агафья Ивановна! Здравствуйте, дорогие мои детки. Здравствуйте, дорогие тятя и мамаша. Я посылаю вам свой горячий привет! Крепко жму ваши руки и горячо целую вас-дочку Мотю, сынка Николая, дочку Марию Алексеевну, сладко целую дочку Катерину».

Моя мама рассказывала, что, конечно же, от простого деревенского человека, задавленного непосильной работой и нуждой, не так часто приходилось слышать ласковые слова. Ему просто некогда было их говорить, находясь от зари до зари на работе. Постоянная занятость, усталость и беспокойство о хлебе насущном мало оставляли сил и эмоций для нежностей.

7

Однако, впервые оторвавшись от семьи и дома, оказавшись за тысячи километров от них, попав в тяжелейшую ситуацию, не получая писем из дому, он оказывается способным на проявление сентиментальности. И, практически не умея писать, формулировать свои мысли, не имея бумаги и карандаша, он пишет и пишет письма домой.

И мне кажется, я начинаю его понимать. Я представляю его состояние. Письма домой - это отдушина для него. Это возможность отвлечься от того, что его окружает. Это возможность выплеснуть на бумагу то, что лежит у него на душе. Мысленно улетая домой, он успокаивался, согревался душой.

В каждом письме сведения о самом деде занимают 2-3 строчки.Сообщая о себе, с самого первого письма еще из учебного пункта в Петропавловске, в Казахстане, просто пишет:«...находимся с земляками-односельчанами все вместе. Часть находится в березовом лесу. Уже выдали теплую военную одежду. Скоро начинается военная подготовка. Кормят хорошо. Еще свои продукты остались. Питаемся все вместе».

Следующее письмо уже из Свердловска, по пути на фронт. По всей видимости, здесь и произошло зачисление в 363 стрелковую дивизию, которая и формировалась в это время здесь. Теперь уже пишет о том, что стало голодно. «Я поменял на хлеб белье и рубаху, которые выдали.Дали полторы булки. Остался в одной туфайке» (том самом ватнике, который называли фуфайка). Зимой, в январе. А также сообщает:«...находимся в бараке. Спим на голых нарах. Укрыться нечем. Холодно. Обедаем в 3 ч. Ужин у нас в 11 ч. Иногда в 5 ч. дают нам хлеба 500-600 гр. Хотя не хватает, ну ничего». Как видим, жалоб на то, что трудно, голодно, холодно, жестко - нет.

Сообщая о прибытии на место, не указывает, где он находится. И только один раз упоминает, что до Москвы 200 км. Просто и по-будничному сообщает в письме: «.сегодня был первый раз на передовой, в бою. Меня ранило в левую руку. Ну, это ничего. На то и воин. Меня как ранило, то я

8

лежал долго в снегу, и даже некому было сделать мне перевязку. Раны мои не так сильно тяжелые. Сам хожу справляться. Не так, как другие».

В исторических описаниях обстановки, в воспоминаниях о ходе боевых действий в этом районе зимой-весной 1942 г. отмечается сильнейшая нехватка оружия, снарядов и продовольствия. Личный состав воинских формирований терпел лишения и голод. Свидетельство этому можно найти в письмах деда, когда он описывает, как кормили солдат: «... хлеба нам дают не особенно. 200 гр. утром, в обед и вечером. Да галушки жиденькие». Находясь первый раз в госпитале, описывает рацион: «С гороха суп, картошка, жирка-масла 100гр.». С комом в горле читаю о том, что, находясь в госпитале уже второй раз, солдаты собирали в поле сгнившую мерзлую картошку и из нее готовили еду. Видимо, постоянно испытывая чувство голода, дед не раз пишет в письмах: «.слетал бы я домой, да наелся одной картошки или хлеба с водой». Хотя уже в июне стало получше: «.хлеба нам дают 700 гр., также и сахару, селедки 200 гр., сварят суп постный, махорки 20 гр.»

В одном письме он поведал о том, как был взволнован: «Я сегодня поработал немного на паре коней. Да так помянулось! Так бы я и поработал еще!». Или другой случай в его письме: «Уже проехали много деревень. Вся степь позеленела. Бабы косят сено литовками. Как посмотрю на всю эту работу, да зубы стисну», -видимо, вспомнив привычный мирный труд и довоенную жизнь. Еще пишет о своих снах: «.часто вижу во сне, что я дома, что я то сею, то огороды сажу, то паслен ем в огороде, то на нашем коне еду»; «. видел сон, будто я дома и строил себе избу и что-то я плакал».

Совсем кратко пишет о важном событии: «.остался один между чужими. Я отбился от своей части, потому что был в плену. Но все-таки я убежал». И больше не сообщает никаких подробностей.

9

Коротко сообщает о своем втором ранении:«Ранило меня 26 марта в 8 часов утра». И все. Возможно, именно этот факт и привел к тому, что его посчитали убитым и сообщали об этом семье в похоронке. Но после этого, с марта по июнь дед регулярно присылал домой письма, был живой. Чтобы во всем разобраться, его семья посылала всевозможные запросы. В декабре получили вот такое уведомление: «Прошу считать извещение о гибели красноармейца Слюсарева А.Е. недействительным и сообщить, что в списках убитых, умерших от ран и пропавших без вести он не значится». Его жена, моя бабушка, еще долго продолжала поиски своего мужа. Она ездила по соседним селам района в поисках среди вернувшихся с фронта солдат, тех, кто мог его видеть и рассказать о нем. И она нашла такого человека. Он и поведал о том, что видел, как совсем рядом с дедом разорвался снаряд, подбросивший его над землей. А потом, спустя продолжительное время, его, раненого, нашли на дне воронки от этого снаряда. Быть может, в то время, пока он был не найден, и была отправлена похоронка? Но что с ним случилось в июне, когда перестали приходить письма?

В ответ на официальные запросы семьи уже после войны, в 1947 году, пришло извещение, которое было просто копией того, первого, в котором указывалось, что он погиб 26 марта 1942 г.

Но из дома письма почему-то не приходили. И это доставляло ему сильнейшие душевные страдания. Я не допускаю мысли о том, что жена и дети не писали их. Наверное, просто письма терялись на дорогах войны. И непосредственная близость к передовойне позволяла сохранить поступившие письма, доставить их до адресата или найти его. (Однако, на мой взгляд, несмотря ни на что, почтовая связь в годы войны работала хорошо, даже в тот трагический период. Даты на почтовых штампах показывают, что письмо в течение 1-2-х дней после написания уже было проверено цензурой и отправлялось. Спустя неделю -10 дней доходило в далекое село в Казахстане).

10

Он пишет: «.. .от вас я не получил ни одного письма. Хоть я и живу, как перелетная птичка, но некоторые товарищи все же получают письма. А мне обидно не получать и не знать никаких новостей про вас. Прошло столько времени уже, а меня ни разу никто не обрадовал. И сколько я ни ходил на бугор, все поглядывал в свою сторону- не несет ли кто мне письма. До последнего дня я все ходил на гору, смотрел. А потом не стал ходить и ушел. Сдавило мне сердце, я стиснул зубы. И теперь я не знаю, то ли забыли вы меня, то ли вас в живых нет, то ли вам шибко некогда, то ли дома никого нет, то ли вы не получаете мои письма. У меня остались на память от вас только носки да варежки. Я вас вижу каждую ночь во сне, всех своих детишек. И так радостно. А когда проснусь, то нет никого, и сердце заболит. Но деваться некуда. Опять дожидаюсь: может сегодня. Может завтра. И так прошло полтора месяца, и я ничего не знаю о вас. Если бы у меня были крылья, то я бы улетел да посмотрел».

Может быть, поэтому сквозит мотив одиночества, тем более, рядом с ним нет никого из земляков или знакомых. Он совершенно один. (Насколько я поняла, в силу своего характера скромному, малограмотному деревенскому человеку сложно было сблизиться с незнакомыми людьми. Да и обстановка, возможно, не позволяла устанавливать прочные отношения. Частые переформирования воинских соединений из-за больших потерь делали непостоянным их состав).Только однажды написал, что сблизился с хорошим человеком, и тот вошел в его положение и дал ему 4 листа бумаги для писем.

В своих письмах домой он часто спрашивал о своих односельчанах, с которыми призывался на фронт и какое-то время был вместе. А потом они потерялись, да так и не нашлись. Нашла их уже я. Оказывается, они воевали с ним в одном полку. И в «Именном списке безвозвратных потерь начальствующего, младшего и рядового состава 22 гвардейской дивизии (бывшей 363 сд), 62 гв. стрелкового полка (бывш. 1205сп.) за время с20.12.41по 15.04.42» они оказались рядом. Под №96 записан мой дед,

11

Слюсарев А.Е., а под №№ 94,95указаны фамилии односельчан: Мурзаев Александр Анатольевич и Шилякин Михаил Федорович. Рядом еще два человека из соседних сел Бескарагайского района Павлодарской области Каз. ССР. У всех в графе «причина убытия» одинаковая запись: «убит». И одна дата- 26 марта 1942 г. И захоронены в одной братской могиле. Вот и встретились. На фронте, живыми, не удалось. А я думаю, насколько легче было бы деду, если б находились они рядом!

- • ^ —' . . ;L - . - '

. t i ч -tej < - •

]f 82.” ХРУС'ШН • 1 , ' '• 1912 г.Алта£с?и~ Ььшпсго Яысшгсусдс. Ш 25.3.42 Jp.Воробье)

г )Маиз Андрее, м ‘ К?венсарм\*.делор гсроднех. p-и ко^ст.с/совех » ' РВ9. •' мгеьси,р-ы

j 50. Л ИГУ - -

Григорий •П«1,0.ИЧ.

l/n1.. raciu.c:

V ~ Т-гг^пиа-ПетрЗнич

/г2.•1 Тр0Г

'•1. ■

J 93. УДАЧ!

V- Петр И-

У .У Ателсе^ Aaio.i

V-"-

Со^нД./фаназьенич

•J .93. удачи

- Петр '!‘-аьсвич. -

У 95 • Я/Лянн::

.ге;,дра.цч,

V' 96. ВЛЮГ»оет

Авенсей Егорович

/ 97 КРАВЧУК-.

Григорий Касьянович -

. ‘ Олейников -

Евгемяй Степанович

V 99. :j крууажп: -

' Алексей Егорович

■ 1>С2 г.Нссчес<.И1а-йЗкый.ь . °нгицвкм PBri. сильс-с*. р-н Лквсьс*.£/а Дслессс.обв

. 1>03 г. Фрулвеьсн.сбла.-ги.Квыл Всроинзолсх.

^ - -кызяь оскгр*В ;...с . РВ.:. .

. 1903 Геме льс..ая сбл.Ува^Сялчесн УБароалчесгмм

\] р-Ь Глазове.;П': С/с . ' РВ...

, 1>05 г.фрунаенск, cflRacjib ,Всро- Во,с.нпле)1С*.

\f LUflo*vCr.. p-и Чврьериис*..с/ссл. 'РЗл. . 1

t .1905 г.Паьлояарсьая-.осзЛваьс^о Бевв.рогадски;»

у — г~*,саий р-.т йлрдиьпрскнн с/о РВ:..-- . з.

, 1205 г в

у Т о * е _ I о ... 6 .

“ г 1904 го.а- - Г. . ' ■ ' . - ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

у , _ т о г е - Т , о с •

■ г 1905 г.Павтедаоск. область Бевко '

* рогадский р-н СоснсвскиИ с/с Т с ь е

• ,/ - - 19CS? Г. • . . ..

V Толе 1 ...Тоже -

.( - - 1503г Павлсд. сбеастьБевкорсвад •

V ский р-н Семияронскив с/ео.ет т с.з е-

У' ' ✓ ' /. 4э-а гп\р"Г~г'':‘,[.У:'|:л,.ЖУ:л;:- пег.к /бьш 926 артполк/

• Vл.03 г.Саердзсёск. обл.Бсгдавсв. СуходоккаА ' - ' д.Деньгинс

[а.В/ддУ-.Р-а а с/с . Рэ”. Убит 7.Г.42. Рхевск.р-на

I' "ПСТСВ:- ■' -- .1 3..19С4 Г.Сьврдя* сбя. Иссьс.р-я • - ■ --

•' - Василий Ст епвн спичКр—- ^^Рядоосй. „ер. Ел».лс. '. ИсСасвой Рв:; •

^ 102. RAJ110B с. 1903 г. Сзердповсл.область

J. . :»хакл Сергеев. (Кр-ц ^Рядовой, ловреккй район. *•......lt>.: Ьелсярсв.РВ:;.

с По иестр •рсаден'ия. , 'J- *

Tv uterj ..одде«|ЦП,_ •' • i

По ыес.у решения. . ’’

• По иесту реждеи.^.

По песту роадсьвя.' ’

-. . . ч ■ V

чЖеыа Ц/ргаеьа Вера ..«ановив

- П- нес.д, ро.-дсгиц. *

По месту рождения. # .

жена dlccApei-a Аг^ья !'ъаьД|( По ме гусроедешл. ■ 1

- Вена Кравчук AHT6hirta ГАесоА®

По месту ремдения. •

- Жеиь Ose0HHKCi,a Елена ’Ымсф. ч По месту рождения.

- Кена Пелагея 'матряеана KpyuajJ

- кина По месту решения.*

ЮЗ. • PELETiHIKCB' 1 / 1909 г. Яеяяб.обя.Каменся.р-л •

Аземек Григор. \/ксм.оруд, Гряан.с/с д.Большая Грлапуха Ревдкысл.РвК.

--- f у-- - -*- 1«вячыди'.ч.;с^ . ^

V-’-

БРСЛИШ» ,

А;.атолий Максшов Серх.

IU4 . ч ..

1922 г. Г.'елихрад:.: й>>:

fi см!'

БЕГГПП1В . 1907 го.а ?ОД(авс1£.;Л£С?.Кувг?»

--"ПикмаЯ Алевсаи.-Кр-ц ЮАртилер. киисниА-',р-»'де{1.1Л0а*ресенс. .

„ \. ’ 1 . ’ Л.\ГЛА.

• .Приморелий РбК г.Лешграда.

^дыкдяс|^ые

д.Ц/равьево 3 Р»евся.р-на

Сьердлоссадй'оба. Сухове...р-н ьегдащзв.с/с.чеаа '.ешла Map;J

жена Псссьа Устину Алексеев. По месту релдепия, . ■

жена Наумова ал.а^Д. По месгу Роадеьья. ^ ^

А.Решетшксь^Е^^и^Сзердп.обл. Рецдииск. р-н уч-г Каверина.

- lAH^rpai 18 вв

10. *; Пруднякоьа Вера Тедор.

ел на Еркиои^а/Аятсы-дв Н>1код. 10 MASS* .деден». '

' 105. МАТВЕЕВ ' .

» 1 .JftSKHXa Васильев. .

’ 107. КЕРй*Т0В

Uiuaiil Евдокимович

• 103^ 'ПАНОВ -

План едсросич Серхант

I/ . 1907 года Сйер;яоьск.Обл.К£кый кашахоьскш • Д.Бура_________________...

у " *■- ло.свия^о р/фю гмкиьск.с/с^ -РВК, Убит 8.3.дг.всхоЬ раг-yja

\/ fsoi. Свердл*.область. Невьянск. “ " "

» а р-н село Кунара . Певья

'*зйнт\/саакд,отд 150б гГ бэасгодсяка обя. Куб-Ав ■i нтураваедкь. Аварского р-на дер.Пакс-лаево ■

\/ fsoi. Сверял*.область. Невьянск. - .—"Д^ровьевТ! 3

, -•>_ » f р-н село Купара Невьянск.РВЕ --9.3.42 Тхевск.р-на

Аеарск!

•Зерслин --Д.’Оалгиво-Рхе

Убит 3.3.42 вскаго р-на

Матвеева В.;..По местугскденчя

По месту рождения.

Сана Ша^ва Маргарита.по месту рождения. ' ,

Донесение 2

Более подробно описывает дед свое поведение и чувства, когда, наконец, получил письма из дома: «Получил от вас 2 письма. Как раз шел на пост и его отдал мне товарищ, с которым лежал в госпитале, Яновский, украинец. Я как получил письмо, да сразу 2 письма, у меня винтовка из рук выпала, так я узнал, что не забыли меня. Хотел сразу написать, вечером. Не мог дождаться белого дня». «Я похожу-похожу, да опять читаю письмо, да повеселею маленько».

12

В последнем письме он сообщает о том, что выписался из госпиталя и уходит на передовую (возможно, она находилась рядом). Сообщает о том, что его могли бы оставить писарем при штабе, но из-за его плохой грамотности не сделали этого. И пишет: «Может быть, тогда и остался бы жив. А так...». Допускаю мысль, что он хорошо отдавал себе отчет, что в той ситуации, где он находился, остаться живым практически было невозможно. Видя масштаб потерь, он понимал, что невозможно уцелеть. (Исходя из описания боев в тех местах, прочитав, предполагаю, что даже будучи писарем при штабе, невозможно было уцелеть. Ведь не случайна эта путаница с датой гибели. Видимо, ни штаба, ни писаря не осталось).

Немного штрихов к его образу добавляют вот такие строки из его писем из госпиталя: «Приезжали артисты. Один очень смешно рассказывал. Я насмеялся». И еще: «.у нас дают слушать патефон. Хорошо играет. Послушал песню, дак у меня все затряслось. А потом сыграл «Мои сады», то я еще хуже расстроился и потом стал писать письмо». Видимо, эти песни напомнили мирную жизнь, дом, семью, и у него возникла потребность выплеснуть эти чувства в письме.

Прочитав все письма, увидела деда, в котором совсем мало героического, а больше человеческого. Мой дед совсем не похож на героя или бравого солдата, который не унывает в любой, даже самой трудной ситуации. Может быть, потому что он мало повоевал? Но это был самый трудный, трагический период войны и самый кровавый участок фронта. На ржевском направлении потери исчислялись сотнями тысяч.Многие из них погибали, даже не совершив свой подвиг. Они просто не успели.

Может быть, дед плохо воевал? Вряд ли так можно утверждать: ведь был дважды ранен (конечно, необстрелянные новобранцы были неумелыми воинами и, поэтому быстро попадали под пули). Это значит, что дед не прятался за чужие спины и не отсиживался в окопе. Был в плену и сумел убежать. Сообщал, что хотели направить учиться на младшего командира -

13

значит, все же проявил себя и заслужил доверие. И если бы это было не так, то в похоронке не написали бы «верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит». Значит, не запятнал себя трусостью и предательством. Все дело в том, что он не успел. Не успел отвыкнуть от дома. Не успел ожесточиться. Не успел совершить свой подвиг.

А может быть, подвиг в этом и состоит, что страшному врагу противостояли совсем не чудо-богатыри, а обыкновенные люди -со своими страхами, чувствами и переживаниями. И в то же время они смогли! Смогли не струсить, не сбежать. Смогли отдать свою жизнь для победы над врагом. Смогли сделать то, что под силу исполинам! И именно в этом их подвиг! Независимо от того, прошли ли они всю войну или были на передовой совсем немного. Главное, они не ушли и не дрогнули!

Тем и страшна и омерзительна война, что она убивает массы вот таких живых, ранимых, никому не угрожающих, ни на кого не нападающих. Она убивает их радости, их надежды, их нежность и любовь. И это самая страшная несправедливость на Земле!

Я не жалею, что не увидела героического деда. Но зато узнала и почувствовала, каким он был человеком. И даже увидела продолжение его черт в своей маме, в себе. Теперь дед стал по-настоящему мне близким и родным. Ну, здравствуй, дед! Со знакомством! То, о чем ты просил в каждом письме, заканчивая его: «Не забывайте вы меня, не забывайте меня!» - теперь тебе не грозит. Теперь с тобой познакомятся и мои дети, и внуки, и твои правнуки и праправнуки. И ты никогда не будешь забыт. И ты будешь жить рядом с нами. Всегда!

Письма от деда перестали приходить в июне 1942 г. Пришла

похоронка. Но в ней сообщалось, что он погиб еще 26 марта 1942 г. Указывалось место его захоронения: Ржевский район, деревня Воробьево. Сейчас, после перезахоронения, его прах покоится недалеко, в братском

14

захоронении деревни Сухуша. Даже если из-за путаницы в датах гибели и есть сомнения в том, действительно ли его прах захоронен под этой фамилией, то все равно - дед воевал на этой земле, он был здесь!

Извещение

Нахожу в Интернете фотографии и материалы об этом захоронении. Оно расположено в красивом месте, находится в хорошем состоянии. Там есть памятник солдату, мемориальные плиты с именами погибших. Испытываю потрясение, узнав о количестве захороненных там - 4003 человек! Не могу даже представить, что на площади в 250 кв.м. предано земле такое колоссальное количество погибших.

Среди имен, выбитых на камне, начинаю искать фамилию деда. И первая фамилия - наша, казахская - Абаев Сюбай, далее -Абасов Карим. И еще много-много азиатских фамилий. А сколько еще покоится здесь моих земляков под русскими, украинскими, белорусскими, татарскими фамилиями?

15

Мемориальная доска в деревне Сухуша, Ржевского района.

Ржевская земля густо полита кровью казахстанцев. Известно, что несколько воинских соединений, сформированных в Казахской ССР, вместе с бойцами из других уголков огромной страны принимали активное участие в боевых действиях на территории Тверской области и несли огромные потери.

И поэтому они с местными жителями-россиянами связаны кровью, жизнью, и у них одна земля, одна Родина. Сегодня на территории Ржевского района Тверской области 41 братское захоронение. Всего в шести братских захоронениях только одного поселения Чертолино покоятся более 18 тысяч солдат. В районе 7 таких поселений, в составе которых несколькодеревень. И в каждом есть братские могилы. Обдумывая эти цифры, прихожу к мысли, что слова о земле, пропитанной кровью и усыпанной костями погибших, -вовсе не штамп, не «красное словцо». Так может быть на самом деле. Для людей, живущих здесь, возможно, это уже и не воспринимается так остро. Для тех, на чьей земле не падали бомбы и не гибли солдаты, этот факт имеет сильнейшее воздействие. Это - святая земля!

16

Приходят на память слова из малоизвестной песни М. Ножкина «Под Ржевом»:

Под Ржевом и ночью и днем не смолкали сраженья,

А враг был одет и обут, и силен и жесток,

Под Ржевом сжималось, сжималось кольцо окруженья И наши от пуль и от голода падали с ног.

А ныне в долине колышется хлебное поле,

А ныне в долине снимают тройной урожай,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А там под землею, в три слоя, в три слоя, в три слоя-Солдаты, солдаты, солдаты России лежат...

А дома поныне все ждут их, все ждут - не дождутся, В сердцах у родных все кипит неоконченный бой,

А дома все верят, надеются - вдруг да вернется! Хоть в песнях, хоть в сказках вернутся домой....

17

Говоря о войне, нам обязательно надо иметь в виду и ее человеческий аспект. Война - это тяжелое моральное испытание для человека. Разлука с семьей, домом, неизвестность, лишения, страх за свою жизнь, скорбь из-за потери близких - все это есть в жизни солдата на войне. И это не принижает его образ, а дополняет его. И мы должны склонять головы перед человеком, которому выпало это перенести. И если в отношении к войне, к ее участникам и жертвам, кроме почтения, уважения благодарности, добавится и чувство жалости, сопереживания к судьбе конкретного человека, то это порождает еще большее неприятие войны.

Поэтому одним из источников сведений о войне, ее участниках, должна быть семья. Через близкого, родного человека- члена семьи, пережившего войну, фронтовика, должна передаваться память о войне. Показав войну глазами тех, кто ее видел- значит, тем самым дать почувствовать и понять,что война - это страшно! Поняв это - не допустить ее! Сохранить память о войне, о Победе и победителях - значит защитить от тех, кто хочет умалить, преуменьшить их подвиг! Это особенно важно сейчас, когда у нас хотят отобрать нашу Победу!

Литература

1. Слюсарев А.Е. Письма. 1942 г. личный архив С.В. Кузиной.

2. Ржевская битва 1941-1943 г. Первая Ржевско-Вяземская операция.

Огненный коридор. Коллектив авторов. Ржев: Изд. «История Ржева», 2000. С.149-222.[Электронный ресурс]//

иКЬ:ЬИр://1942.г2еу.га/гвЬе’№_Ыв1;огу.Ь1т1#7(дата обращения: 15.03.2015).

3. Герасимова С.А. Военные действия в районе Ржевско-

Вяземского выступа в январе 1942 - марте 1943 гг.: Ржевская битва.

Диссертация на соискание ученой степени к.и.н., защищена в мае 2002 г. в

18

ТвГУ. Глава I, §4, Глава II, §1. [Электронный ресурс]// URL:http://rshew-42.narod.ru/gerasimova.html (дата обращения: 15.03.2015).

4. Стратегические и фронтовые операции на Калининском фронте. [Электронный ресурс]// URL:http://tvervov.tverlib.ru/tv-003.htm (дата обращения 11.03.2015).

5. ОБД «Мемориал». Донесения о безвозвратных потерях. №17382. От 25.07.1942 г. С. 1, 8. [Электронный ресурс]// URL:http://www.obd-memorial.ru/html/index.html (дата обращения: 3.03.2015).

6. Справочник полевых почтовых станций РККА в 1941-1945 годах.[Электронный ресурс]// URL:http://soldat.ru/pps.html (дата обращения:

3.03.2015) .

7. Справочник. Действующая армия. Перечни войск. Перечень

№5.Стрелковые, горно-стрелковые, мотострелковые и моторизованные

дивизии. [Электронный ресурс]//

URL:http://www.teatrskazka.com/Raznoe/Perechni_voisk/Perechen_05_01.html (дата обращения: 3.03.2015).

8. Братское захоронение. Д. Сухуша. Ржевский район.

[Электронный ресурс]// URL:http://www.kremnik.ru/gallery2/v/albums/venera-i/venera-i_001/ (дата обращения: 6.03.2015).

9. Иванов В. Нужна ли нам память о Великой отечественной войне.[Электронный ресурс]// URL:http://gazeta-licey.ru/ (дата обращения:

12.03.2015) .

10. Чернова О.В. Историческая память россиян о Великой

Отечественной войне.[Электронный ресурс]//

URL:http://www.politpros.com/j ournal/read/?ID=138&j ournal=68 (дата

обращения: 13.03.2015).

19

11. Аманжолова Д.А. История и образование: борьба за души и умы //

Российские регионы: взгляд в будущее. 2014. №1. [Электронный ресурс] // URL: http://futureruss.ru/ioumal-archive/nomer- 12014.Ь1т!(дата обращения:

13.03.2015).

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.