Научная статья на тему 'СОБЫТИЙНАЯ РЕЖИССУРА КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ'

СОБЫТИЙНАЯ РЕЖИССУРА КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
событийная основа театрализации / сценарно-режиссерская деятельность / ситуативная общность участников праздника / факт / документ / реальный герой / event basis of theatricalization / screenwriting and directing / situational community of participants of holiday / fact / document / real hero

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Конович, С.В. Мурзин

Рассмотрение происходящих в современном гражданском обществе глубоких политических и социально-культурных изменений выдвигает серьезные требования к формированию личности, продуктивно, осмысленно и инновационно действующей на благо развития демократии в стране, обладающей чувством гражданского долга, патриотизма, активной жизненной позицией. При этом одним из важнейших аспектов трансформации воспитательной системы, сложившейся в последние десятилетия, стала опора на формирование исторической памяти личности как ключевой дефиниции в обеспечении безопасности государства. Важным аспектом этого являются театрализованные формы культурно-досуговой деятельности, позволяющие создать художественно-педагогический фундамент правильного осмысления исторического наследия с помощью форм и методов сценарно-режиссерской деятельности, опирающейся на конкретную событийность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVENT DIRECTING AS AN ARTISTIC AND PEDAGOGICAL BASIS FOR THE FORMATION OF HISTORICAL MEMORY

Consideration of deep political, social and cultural changes taking place in modern civil society puts forward serious requirements for the formation of personality, productively, meaningful and innovative for the benefit of the development of democracy in the country, having a sense of civic duty, patriotism, her active life position. At the same time one of the most important aspects of the transformation of the educational system that has developed in recent decades, has been the reliance on the formation of the historical memory of the individual as a key definition in ensuring the security of the state. Important aspects of this are theatrical forms of cultural leisure activities that allow to create a worse artistically pedagogical foundation for the correct understanding of historical heritage with the help of forms and methods of scenario directing based on specific events.

Текст научной работы на тему «СОБЫТИЙНАЯ РЕЖИССУРА КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ»

ских акциях "Бессмертный полк", "Георгиевская лента", "Свеча памяти", организовывают концерт ко Дню Победы и др.

4. В рамках формирования гражданско-патриотического поведения обучающиеся участвуют в благотворительных мероприятиях, волонтерских акциях и других формах социальной активности. Обучающиеся выступают организаторами и активными участниками проведения мероприятий, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню России и другим государственным праздникам. Большое количество студентов - это волонтеры проектов, направленных на помощь ветеранам, инвалидам, детям-сиротам и другим категориям граждан, нуждающимся в поддержке. Студенты университета в составе творческой группы участвуют в гастролях со спектаклем "А зори здесь тихие..." в Абакане, Томске, Омске, Луганске (проект является победителем спецконкурса Президентского фонда культурных инициатив). В том числе обучающиеся совместно с преподавателями вуза ведут работу по созданию гражданско-патриотического контента (так, за последние три года отсняты и смонтированы видеоклипы по разным тематикам: "Моя родина - Россия!", "Донбасс за нами!", "Я подарю тебе", "Встанем", "Тишина", "Журавли").

Библиографический список

Очевидно, что воспитательная среда университета является важным условием формирования гражданско-патриотической культуры обучающихся. Правильно организованная воспитательная работа в университете по формированию гражданско-патриотической культуры позволит сформировать активного гражданина и патриота страны.

Таким образом, в статье раскрыта актуальность формирования граждан-ско-патриотической культуры обучающихся посредством посредством включения их в воспитательные мероприятия, реализованные в университете. В рамках поставленной цели проведен теоретический анализ изучения проблемы формирования гражданско-патриотической культуры обучающихся в университете, а также конкретизирована сущность процесса формирования гражданско-патри-отической культуры обучающихся в университете посредством воспитательной работы. В качестве перспектив продолжения данной работы выступает разработка диагностического инструментария для оценки уровня сформированности гражданско-патриотической культуры обучающихся в образовательной организации высшего образования, позволяющая определить динамику сформированно-сти гражданско-патриотической культуры обучающихся.

1. Адаева Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащийся молодежи. Человек и образование. 2012; № 1: 130-133.

2. Григорьева А.В., Черняк Е.Ф., Белов В.Ф. Метод проектов в патриотическом воспитании обучающихся организаций профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 18-20.

3. Самигуллина В.Г Гражданско-патриотическое воспитание студентов в образовательной организации высшего образования. Казанский педагогический журнал. 2015; № 4.

4. Чикаева Т.А. Формирование патриотического сознания личности. Манускрипт. 2019; Т. 12, № 3: 97-100.

5. Верещагин Н.И. Формирование патриотической культуры школьников в общеобразовательном учреждении. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Самара, 2020.

6. Крылова Е.Л. Формирование патриотического сознания студентов вузов средствами медиавоспитания. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Самара. 2020.

7. Тазетдинова Е.Н. Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Иркутск. 2019.

8. Шаронов А.А. Формирование патриотических ценностей подростков во внеурочной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Астрахань. 2019.

9. Патриотическое воспитание. Федеральный проект. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/

10. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации: методические рекомендации. Утверждены Экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриотцентр» 10.10.2022 г. Available at: https://patriot.nso.ru/sites/patriot.nso.ru/wodby_files/files/document/2022/12/documents/metodicheskie_ rekomendacii_ osnovy_ patr._vospitaniya.pdf

11. Мурзина И.Я., Казакова С.В. Перспективные направления патриотического. Образование и наука. 2019; Т. 21, № 2: 155-175.

References

1. Adaeva N.V. K ponimaniyu suschnosti patriotizma i patrioticheskogo vospitaniya uchaschijsya molodezhi. Chelovek i obrazovanie. 2012; № 1: 130-133.

2. Grigor'eva A.V., Chernyak E.F., Belov V.F. Metod proektov v patrioticheskom vospitanii obuchayuschihsya organizacij professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 18-20.

3. Samigullina V.G. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie studentov v obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovaniya. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2015; № 4.

4. Chikaeva T.A. Formirovanie patrioticheskogo soznaniya lichnosti. Manuskript. 2019; T. 12, № 3: 97-100.

5. Vereschagin N.I. Formirovaniepatrioticheskojkul'tury Shkolnikov vobscheobrazovatel'nom uchrezhdenii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Samara, 2020.

6. Krylova E.L. Formirovanie patrioticheskogo soznaniya studentov vuzov sredstvami mediavospitaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Samara. 2020.

7. Tazetdinova E.N. Formirovanie grazhdanskojidentichnostiobuchayuschihsya kolledzha. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Irkutsk. 2019.

8. Sharonov A.A. Formirovaniepatrioticheskih cennostejpodrostkov vo vneurochnojdeyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Astrahan'. 2019.

9. Patrioticheskoe vospitanie. Federal'nyj proekt. Oficial'nyj sajt Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/

10. Osnovy patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj Federacii: metodicheskie rekomendacii. Utverzhdeny 'Ekspertnym sovetom po patrioticheskomu vospitaniyu pri FGBU «Rospatriotcentr» 10.10.2022 g. Available at: https://patriot.nso.ru/sites/patriot.nso.ru/wodby_files/files/document/2022/12/documents/metodicheskie_rekomendacii_ osnovy_ patr._vospitaniya.pdf

11. Murzina I.Ya., Kazakova S.V. Perspektivnye napravleniya patrioticheskogo. Obrazovanie inauka. 2019; T. 21, № 2: 155-175.

Статья поступила в редакцию 20.02.24

УДК 792.075:930

Konovich A.A, Doctor of Sciences (Pedagogy), Academician of the Russian Academy of Sciences, Professor, Department of Directing and Acting, Saint Petersburg

State Institute of Culture (Saint Petersburg, Russia), E-mail: askold.konovich@mail.ru

Murzin S.V., Senior Lecturer, Head of Department of Directing and Acting Skills, Saint Petersburg State Institute of Culture (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: sergei_murzin@mail.ru

EVENT DIRECTING AS AN ARTISTIC AND PEDAGOGICAL BASIS FOR THE FORMATION OF HISTORICAL MEMORY. Consideration of deep political, social and cultural changes taking place in modern civil society puts forward serious requirements for the formation of personality, productively, meaningful and innovative for the benefit of the development of democracy in the country, having a sense of civic duty, patriotism, her active life position. At the same time one of the most important aspects of the transformation of the educational system that has developed in recent decades, has been the reliance on the formation of the historical memory of the individual as a key definition in ensuring the security of the state. Important aspects of this are theatrical forms of cultural leisure activities that allow to create a worse artistically pedagogical foundation for the correct understanding of historical heritage with the help of forms and methods of scenario directing based on specific events.

Key words: event basis of theatricalization, screenwriting and directing, situational community of participants of holiday, fact, document, real hero

А.А. Коноеич, д-р пед. наук, проф., акад. РАЕН, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», г. Санкт-Петербург,

E-mail: askold.konovich@mail.ru

С.В. Мурзин, доц., зав. каф. режиссуры и мастерства актера ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»,

г. Санкт-Петербург, E-mail: sergei_murzin@mail.ru

СОБЫТИЙНАЯ РЕЖИССУРА КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Рассмотрение происходящих в современном гражданском обществе глубоких политических и социально-культурных изменений выдвигает серьезные требования к формированию личности, продуктивно, осмысленно и инновационно действующей на благо развития демократии в стране, обладающей чувством гражданского долга, патриотизма, активной жизненной позицией. При этом одним из важнейших аспектов трансформации воспитательной си-

стемы, сложившейся в последние десятилетия, стала опора на формирование исторической памяти личности как ключевой дефиниции в обеспечении безопасности государства. Важным аспектом этого являются театрализованные формы культурно-досуговой деятельности, позволяющие создать художественно-педагогический фундамент правильного осмысления исторического наследия с помощью форм и методов сценарно-режиссерской деятельности, опирающейся на конкретную событийность.

Ключевые слова: событийная основа театрализации, сценарно-режиссерская деятельность, ситуативная общность участников праздника, факт, документ, реальный герой

Поднимаемая в данной статье проблема является сегодня бесспорно актуальной. Возникающие в последние годы в рамках огромной ивент-индустрии событийных мероприятий компании и агентства требуют поиска современных технологий ^епАес^ и смыслов не только и не столько финансово-экономического и организационного, сколько художественно-творческого и психолого-педагогического характера. Неслучайно именно проблемы событийной режиссуры стали основополагающим вопросом на встрече осенью 2023 года в городе Челябинске специалистов отрасли в рамках Всероссийской научно-практической конференции режиссеров массовых мероприятий, театрализованных представлений и праздников, постановщиков еvent и креативных направлений «трансформация реальности». И это неслучайно. Ведь именно событийная режиссура лежит в основе столь актуальных для сегодняшних реалий нашего государства проблем, которые последние несколько десятилетий казались не особенно важными. Речь идет о формировании идеологии и культурного кода, которые являются фундаментом чувства патриотизма, ставшего, к сожалению, на определенном этапе развития России вторичным. По меньшей мере странным является факт, что молодое поколение очень мало знает о славном историческом прошлом своей Родины, во многом поклоняется западным лекалам в своих жизненных устремлениях. Именно эти пробелы должна, в частности, попытаться закрыть событийная режиссура, опирающаяся на праздничный календарь, связанный с важнейшими историческими событиями, героическим прошлым России.

Не вызывает никаких возражений тезис о том, что в театрализованном шоу, носящем событийный характер, будь это мероприятие уровня государственного или регионального масштаба, трудового коллектива или семейно-личностного, сценарист, режиссер и заказчик преследуют общую цель - создать запоминающееся действие на основе конкретного творческого замысла, осмысляющего конкретное событие или события. Следует подчеркнуть, что реализация замысла всегда происходит в рамках субъектно-объектных отношений, где субъектом является постановочная группа, а объектом - ситуативная общность, которая обычно и является заказчиком, реально выражающим потребность в реализации конкретной событийности в той или иной форме действия.

Задача постановочной группы состоит в том, чтобы в рамках идейного замысла художественно-образно «оплодотворить» тему, событийную основу, создав сценарий, гармонично сочетающий все грани рассказа о событии через монтаж документального и художественного материала, а также приемов, реализующих потребность аудитории быть вовлеченной в действие по поводу события. При этом бесспорным является учет пожеланий заказчика, которые во многом диктуются его видением мероприятия. Именно такая диффузорность, выраженная в сотрудничестве, полном взаимопонимании и сотворчестве, позволяет исключить творческое самовыражение постановщиков, которое не встречает действенного отклика у ситуативной общности участников.

Что же является важнейшими скрепами упомянутой выше диффузорности в процессе создания и воплощения замысла событийно обоснованного театрализованного действа. Здесь следует разделить наше осмысление проблемы на две важные части, связанные как с формой, так и содержанием, которыми одинаково профессионально должен владеть режиссер, работающий над художественно-педагогическим осмыслением событийной основы действия.

Сегодня возникают довольно частые споры о том, что же первично в замысле театрализованного действия - форма или содержание. На наш взгляд, такие споры бессмысленны, а главное - бесплодны, ибо не могут существовать независимо друг от друга в замысле яркий художественный образ праздничного события и несущая функцию психолого-педагогического осмысления историческая память об этом событии в ситуативной общности празднующих людей.

Бесспорным является тот факт, что формы, не наполненной содержанием, быть не может Как, впрочем, и содержание, неосмысленное художественно-образно, превращает яркое праздничное театрализованное действие в достаточно скучное, чисто информационное мероприятие. При этом в понимании режиссуры события первичным будет являться драматургическая основа, а сутью сценарного замысла - смонтированный по определенным законам документальный и художественный материал. Тем самым содержательная основа, связанная с поиском, отбором и монтажом конкретного материала становится все же первичной. Материал, как в любом строительстве, является в деятельности постановщиков театрализованного действа, опирающегося на событие важнейшей составной частью конечного результата. Именно поэтому так важно верно отобрать, обработать и подать фактологический материал, связанный с событием, исходя из потребностей общности участников действия, их исторической памятью.

Событийная режиссура сегодня являет собой важнейший потенциал художественно-творческой деятельности, позволяющий осуществить реально значимый психолого-педагогический подход к ненавязчивому формированию у тех или иных групп населения, в особенности молодежи, исторической памяти, связанной с важнейшими вехами событийно-праздничного календаря страны,

коллектива, личности. Конференция, которая была нами упомянута выше, неслучайно была названа «трансформация реальности». Именно трансформация реалий исторической памяти лежит сегодня в основе всей мировой идеологии противостояния различных политических систем, воспитании чувства патриотизма в конкретном контексте жизненных явлений. В данной статье перед нами не стоит задачи попытаться осмыслить и дать анализ деятельности наших политических оппонентов по распространению в искаженном виде очевидных фактов и формированию на этой основе общественного мнения об исторических событиях. Наша задача - продемонстрировать возможности событийной режиссуры по формированию исторической памяти как действенного иммунного механизма, работающего против любой распространяемой лжи и манипулирования. Важно понимать, что продуктивной особенностью событийной режиссуры является как раз то, что в рамках трансформации реальности в театрализованном действии она добивается создания иммунных механизмов, борясь с ложью не на этапе, когда она становится явью для целых поколений, по принципу выживем - учтем, а работая на опережение.

Говоря о методике постановочной деятельности в процессе работы событийного режиссера над конкретным театрализованным действием, следует подчеркнуть, что история, в отличие от исторической памяти, не терпит сослагательных наклонений. Именно поэтому между объективностью канвы исторических фактов и субъективным осмыслением этих фактов через документы не следует в рамках деятельности событийного режиссера ставить знак равенства. В сценарном замысле, осмысляя конкретное историческое событие, режиссер монтирует документальный материал, художественно его резонирует с целью формирования у аудитории определенного видения исторического факта. При этом следует понимать, что историческая память не терпит двойных стандартов. Нельзя усидеть одновременно на двух стульях, анализируя факты истории. В этом их сила и коренное отличие от политизированного манипулирования историческими фактами, свойственного сегодня многим людям. Появившийся термин «ждуны» в событийной режиссуре не работает. Она исключительно про «здесь», «сейчас», и в конкретике исторической памяти без страха иметь четко выраженную патриотическую позицию гражданина, отстаивающего интересы своей страны без каких-либо двойных стандартов.

Важность и действенность наших теоретических выводов подтверждена на практике большим объемом постановок конкретных театрализованных действ, связанных впрямую с событийным праздничным календарем различного масштаба. Проведенные нами вербальный опрос и анкетирование, а также разработанный алгоритм замеров восприятия аудиторией ситуативной общности конкретных эпизодов постановок позволили проанализировать действие с позиций художественно-педагогической эффективности формирования исторической памяти в рамках событийной режиссуры.

Объем статьи не позволяет подробно остановиться на самом исследовании, поэтому мы ограничимся только констатацией его результатов, которые показали, что сущностные особенности формирования исторической памяти в театрализованном действии выдвигают к событийной режиссуре ряд необходимых методических требований. Во-первых, любое знаменательное событие, торжественная дата должны быть в рамках театрализованного действия конкретизированы до уровня той ситуативной общности людей (города, области, села, района, трудового коллектива), в котором оно происходит. Из этого вытекает второе требование, связанное с поиском и отбором в сценарно-режиссерском замысле героев театрализованного действия. Их судьбы, жизненные свершения должны нести яркий собирательный образ конкретного исторического события, быть созвучны ему. Именно они резонируют историческую память через положительный, а порой (в случае необходимости) и отрицательный пример, который представляет суть художественно-педагогического воздействия театрализации.

Нами был сделан важный вывод о том, что путь образного решения в театрализованном действе наиболее ярко позволяет формировать историческую память при опоре в раскрытии события на предельную конкретизацию реальных героев сценария в каждом из эпизодов действия, что позволяет создать в сце-нарно-режиссерской разработке собирательный образ исторического события, наиболее адекватный идейному замыслу. В предыдущих исследованиях мы неоднократно отмечали, что «эту образность подсказывают реальный материал, жизненный путь героев театрализации, положенные в основу сценарно-режис-серского хода. Диалектика общего и частного, собирательного и конкретизированного чрезвычайно характерна для театрализации, составляет ее сценарное ядро» [1].

Следует сделать особый акцент на том, что резонирование исторической памяти в театрализованном действе всегда завязано на конкретную праздничную ситуацию и сформированную в ее рамках общность людей с соответствующими социальными потребностями по реализации этой праздничной ситуации. Событийная режиссура в ходе построения действия и должна это сделать, дав

возможность проявить ситуативной общности свое активное отношение к происходящему, почувствовать себя одним из героев-участников, а точнее - соучастников, сотворцов исторических свершений. Именно поэтому речь должна идти о построении реального действия по поводу конкретного события, а ни в коем случае не о спектакле или литературно-музыкальной композиции на заданную тему.

Из контекста сказанного о содержательном аспекте действия ни в коем случае нельзя делать вывод о вторичности поиска формы в деятельности событийного режиссера. Немаловажно особое внимание уделять спецэффектам и визуальным решениям. Заказчик не всегда понимает на предварительной стадии сдачи ему синопсиса - сценарной заявки всех хитросплетений творческого замысла, но ему можно полноценно продемонстрировать яркие картинки того, что должно будет происходить в рамках мероприятия. Нельзя, в частности, не согласиться с исследованиями А.С. Попова, который подчеркивает необходимость использования передовых технологий и инновационных решений при создании постановок зрелищно-массовых мероприятий. В частности, он делает акцент на том, что с помощью «технологии проекции и виртуальной реальности... можно создавать невероятные визуальные эффекты. воплощать даже самые амбициозные идеи режиссеров, делая представления более впечатляющими и запоминающимися. Кроме того, виртуальная реальность предоставляет возможность создания полностью интерактивного и погружающего опыта для зрителей. зрители могут почувствовать себя частью представления, перенестись в другие миры или времена. активно взаимодействовать с представлением, создавать свои собственные сюжетные линии или менять ход мероприятия в реальном времени. Это придает зрелищно-массовым мероприятиям новую динамику и вовлекает аудиторию в происходящее» [2].

Понимая, что автор в первую очередь ведет речь о концертно-зрелищных представлениях с элементами театрализованного действия, все же отметим, что данный тезис имеет важнейшее значение и для событийной режиссуры. Так как именно в ней наиважнейшее значение имеет погружение аудитории в те или иные события на основе имеющегося у ситуативной общности исторического опыта и памяти по их поводу. Яркость же этого погружения как раз и определяется использованием современных достижений науки и техники, передовых технологий в области сценографического решения действия. Конечно, все это требует соответствующей подготовки сценарно-постановочной группы и серьезного финансирования, однако художественно-педагогическая эффективность восприятия действия это окупает.

В постановочной работе нами неоднократно использовались возможности игрового интерактивного включения аудитории в действие. Так, в театрализованном представлении «Набат революции», посвященном столетию Октябрьской революции, аудитория была включена в митингование рабочих Петрограда, а

Библиографический список

во время действия, посвященного юбилею прорыва блокады Ленинграда, каждый из присутствующих в Ледовом дворце смог почувствовать себя участником поездки на полуторке по неустоявшемуся льду Ладоги под постоянными бомбежками фашистов. В финале театрализованного митинга-ритуала «Колокола Победы», имеющего событийной основой годовщину Победы в Великой Отечественной войне, действие было построено таким образом, чтобы каждый мог поучаствовать в кульминационной точке действия этого исторического события, водрузив Знамя Победы над Рейхстагом вместе с Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария.

Завершая разговор о зрелищности и яркости формы событийной режиссуры, важно сделать акцент на том, что форма категорически не должна стать самоцелью постановщиков. В погоне за техническими эффектами и трюками не может выхолащиваться сама концептуальная идея замысла действия, теряться неповторимая атмосфера события, позволяющая органично объединить уникальность осмысления исторической сути события и художественную стилистику его резонирования.

Наш опыт позволяет утверждать, что событийная режиссура представляет собой художественно-педагогическое осмысление реальных исторических свершений жизни страны, региона, конкретного коллектива, личности. Такая детерминанта является значимой в формировании исторической памяти людей, ибо она дает каждому гражданину в отдельности и всему народу в целом возможность сплотиться вокруг исторических свершений державы, совершенных предшествующими поколениями, создавая тем самым особый общественный настрой, делая яркими, впечатляющими знаменательные даты и этапные моменты истории. Как результат - формирование в рамках исторической памяти уважения к героям ратных и трудовых подвигов, демонстрация в зримой образной форме непрерывности патриотической эстафеты нашего народа. Наконец, событийная режиссура дает возможность через соучастие примерить каждому участнику театрализованного действия на себя те или иные исторические свершения, почувствовать свою меру ответственности как перед историческим прошлым, так и настоящим, а в особенности будущим.

Событийная режиссура дает нам необходимое понимание того, что историческая память - это не просто отголоски исторических событий, интерпретированные в конкретном контексте действия. В сегодняшних реалиях это в первую очередь демонстрация через конкретные поступки конкретных людей - реальных героев общей нравственной судьбы поколений, биографии времени. Это наша славная история, которая была непростой, порой с ошибками, но являющаяся коллективным портретом, оживающим перед нами через реальных людей, участников и очевидцев исторических событий, ставших зачастую поворотными в судьбе державы.

1. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. Москва: Высшая школа. 1990: 19-20.

2. Попов С.А. Модернизация конструктивизма в образах зрелищно-массовых мероприятий. Искусство и образование. 2024; № 1 (47): 77. References

1. Konovich A.A. Teatralizovannye prazdniki i obryady v SSSR. Moskva: Vysshaya shkola. 1990: 19-20.

2. Popov S.A. Modernizaciya konstruktivizma v obrazah zrelischno-massovyh meropriyatij. Iskusstvo i obrazovanie. 2024; № 1 (47): 77.

Статья поступила в редакцию 12.02.24

УДК 837

Nechina E.N., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: ennechina@fa.ru

CHANGING THE CONTENT OF EDUCATIONAL MATERIALS ON THE EXAMPLE OF GRAMMAR MANUALS AS A MEANS OF FOSTERING PATRIOTISM.

The article suggests considering the possibility of changing the content of textbooks used to teach foreign languages to university students, with the emphasis on teaching grammar in order to make students aware of the history, culture, values and traditions of our country, which is the basis necessary to instill love and pride of their motherland and to encourage patriotic feelings. The changed political, geopolitical, and economic conditions in the world require rethinking approaches to working with the younger generation in the field of patriotic education. This topic has not been given due attention for a long time and has been almost neglected. Moreover, it was not even fashionable to be a patriot of your country in Russia. However, the modern agenda requires transforming and improving the methods of educational work to change attitudes and modality in the field of developing an active civic position. The educational materials such as textbooks, workbooks and manuals which are used in foreign language classes, in our opinion, represent a good means to achieve this goal.

Key words: patriotic education, textbooks content, teaching grammar, content transformation, love to your country, culture, values

Е.Н. Нечина, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Е-mail: ennechina@fa.ru

ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ПРИМЕРЕ ПОСОБИЙ ПО ГРАММАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА

Данная статья предлагает рассмотреть возможность изменения содержания учебных пособий по предмету «Иностранный язык», по которым занимаются студенты российских вузов, особенно в части изучения грамматики, с целью познакомить студентов с историей, культурой, ценностями, традициями нашей страны, что является основой для формирования любви к родине, гордости за свое отечество и необходимо для воспитания чувства патриотизма. Изменившиеся политические, геополитические, экономические условия в мире требуют переосмысления подходов в работе с подрастающим поколением в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.