Научная статья на тему 'Событийность как основополагающий фактор развития event'

Событийность как основополагающий фактор развития event Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
65
Поделиться
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
EVENT-ТЕХНОЛОГИИ / EVENT / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / СОБЫТИЙНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIAL AND CULTURAL SPACE / СЦЕНАРИЙ / SCRIPT / РЕЖИССУРА / DIRECTING / ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ / EVENT-TECHNOLOGY / EVENT-EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азарова Ю.А.

В статье представлен авторский подход к проблеме разработки творческой концепции event в отечественной практике культурно-досуговой деятельности. Он основан на реализации социально-эстетической активности личности через событие. Автор подчеркивает, одним из принципов организации event должно стать изучение связи между духовным содержанием личности в рамках праздничной ситуации и ее необходимости в деятельности в ходе проведения действия, базирующегося на конкретном событии. Событие и рожденная им ситуативная общность участников с потребностью в его реализации являются основополагающим фактором разработки event, а event-технология является художественно-педагогической технологией формирования каналов реализации творческого развития социально-творческой активности масс в современном социальном и культурном пространстве. В таком контексте event может рассматриваться гораздо шире с точки зрения художественного потенциала это планирование, организация, проведение и анализ события, обусловленный «рождением» психологической потребности конкретной коллективной общности в реализации праздничной ситуации, рожденной этим событием. Разработка event базируется на выявлении особенностей восприятия события и в формировании личностных запросов и желаний, что требует активизации аудитории путем организации педагогически программируемой и направляемой познавательной, ценносто ориентированной, коммуникативной и художественно-творческой деятельности зрителей и участников. В основе реализации педагогического потенциала event, художественного потенциала идейно-тематического замысла сценария и достижения организационно-постановочных целей конкретного культурно-досугового действия лежит глубинный анализ понятия «событийность».

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азарова Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Newsworthiness as a main factor of event's development

This article contains the author's approach to the problem of art concept development of event in domestic practice of cultural and leisure activity. The author underlines that one of the principles of event's organization should become a study of link between spiritual content of personality in the frames of holiday's situation and its necessity in activity during acting based on an exact event. Event and situational community of participants with a necessity of its realization are the key factors of event's development, and event-technology is an art-pedagogical technology of creative development of realization channels of social and creative activity of masses creative development in modern social and cultural space. In this context event can be considered wider from the point of view of creative potential, it is a planning, organization, holding and analysis, conditioned by a «birth» of psychological demand of exact collective community in realization of holiday's situation provoked by this event. Development of event is based on discovering of being's perception peculiarities and in formation of personal requests and wishes what demands activation of audience by organization of pedagogically programmed and oriented, value-oriented, communicative and creative activity of viewers and participants. The base of pedagogical potential of event, art potential of idea-theme concept of script and achieving of organizational-stage aims of exact activity is a deep analysis of the notion « Newsworthiness»

Текст научной работы на тему «Событийность как основополагающий фактор развития event»

дискуссия

журнал научных публикаций

Ю.А. Азарова, специалист по учебно-методической работе 1-й категории, кафедра социально-культурной деятельности, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, г. Санкт Петербург, Россия, juliayazarova@rambler.ru

СОБЫТИЙНОСТЬ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ EVENT

В статье представлен авторский подход к проблеме разработки творческой концепции event в отечественной практике культурно-досуговой деятельности. Он основан на реализации социально-эстетической активности личности через событие. Автор подчеркивает, одним из принципов организации event должно стать изучение связи между духовным содержанием личности в рамках праздничной ситуации и ее необходимости в деятельности в ходе проведения действия, базирующегося на конкретном событии. Событие и рожденная им ситуативная общность участников с потребностью в его реализации являются основополагающим фактором разработки event, а event-технология является художественно-педагогической технологией формирования каналов реализации творческого развития социально-творческой активности масс в современном социальном и культурном пространстве. В таком контексте event может рассматриваться гораздо шире с точки зрения художественного потенциала — это планирование, организация, проведение и анализ события, обусловленный «рождением» психологической потребности конкретной коллективной общности в реализации праздничной ситуации, рожденной этим событием. Разработка event базируется на выявлении особенностей восприятия события и в формировании личностных запросов и желаний, что требует активизации аудитории путем организации педагогически программируемой и направляемой познавательной, ценносто ориентированной, коммуникативной и художественно-творческой деятельности зрителей и участников. В основе реализации педагогического потенциала event, художественного потенциала идейно-тематического замысла сценария и достижения организационно-постановочных целей конкретного культурно-досугового действия лежит глубинный анализ понятия «событийность».

Ключевые слова: event, event-технологии, инновации, культурно-досуговая деятельность, событийность, социально-культурное пространство, сценарий, режиссура, театрализованное действие.

Несомненное внимание, обращенное сегодня к проблеме разработки event-технологий, обусловлено теоретической необходимостью осмысления современных режиссерско-педагогических реалий массовых форм театрализованного действия. Сегодня мы отчетливо видим две основные характеристики современного общества — массовое производство и массовое потребление, которые неоспоримо повлияли на создание новых форм культурно-до-суговой деятельности. Один из ярчайших примеров — event, или организация исключи-

тельного события на основе личностных запросов и желаний. В данном контексте очень важно привести мнение одного из крупнейших еуеп1-технологов У. Хальцбаура: «Я не припомню мероприятия, которое не стало бы событием. Остальные я забыл все»1, точно раскрывающее процесс превращения театрализованного мероприятия в исключительное событие.

Для того чтобы уточнить понятие «исключительное событие», в первую очередь следует проанализировать «природу» российского и западного понимания термина

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

event. Во многом сегодня оно идентично. На Западе event трактуется и функционирует как индустрия по планированию, организации, проведению, анализу событий частного и государственного масштаба, ориентированных на пиар и рекламу бренда, через «агрессивную» продажу продукта. В основе данной концепции event заложены стратегии и принципы работы событийного маркетинга или «Бизнес в стиле шоу».

В российских реалиях концепция event является важнейшей составляющей индустрии рекламы в рамках досуга и развлечений, предлагаемой в конкретных формах с использованием элементов театрализации крупнейшими event-агентствами. В частности, одно из них — группа ИМА (http:// www.imagroup.ru/event.php) трактует свою деятельность именно так: «Event мероприятия от агентства по организации мероприятий группа ИМА» — это нестандартные идеи и креативные концепции, приводящие к формированию бренда и позитивного имиджа компании в кругу потенциальных партнеров и потребителей и продвижению бренда или конкретного товара»2. В данном случае мы видим, что event — в первую очередь отличный информационный повод для СМИ и Интернета, источник информационного вируса.

Копирование зарубежного опыта очевидно. Исключительные события (event) становятся уникальной возможностью манипулирования людьми посредством применения художественно-коммуникативных инноваций. Событийная основа в таком действии вторична. На первый план выходит потенциал «раскручивания» бренда, воздействие на сознание потенциального потребителя товара или услуги. Действие при этом отличается отсутствием социально-психологической атмосферы и художественно-образного решения, ибо главной его целью становится апробация продукта на участниках и увеличение бюджета мероприятия за счет заинтересованных фирм-партнеров и спонсоров.

Event может рассматриваться гораздо шире, с точки зрения художественного потенциала -это планирование, организация проведение и анализ события, обусловленный пробуждением психологической потребности

конкретной коллективной общности в реализации праздничной ситуации, рожденной этим событием.

Подход автора к проблеме разработки творческой концепции event в отечественной практике культурно-досуговой деятельности основан на реализации социально-эстетической активно -сти личности через событие. Этим свойством обладает метод театрализации, по А.А. Ко-новичу, включающий в себя набор педагогических механизмов, находящих выражение в активизации аудитории путем организации педагогически программируемой и направляемой познавательной, ценно-сто ориентированной, коммуникативной и художественно-творческой деятельности зрителей и участников.

В основе концепции, помимо выше приведенных аспектов, лежит абсолютно не свойственное современному западному подходу, по мнению автора, само этимологическое понятие термина event, означающее буквально — событие. Событие — это то, что имеет место, происходит, наступает в произвольной точке пространства-времени; значительное происшествие, явление или иная деятельность как факт общественной или личной жизни3. С нашей точки зрения, научная категория «событие» является одной из важнейших составляющих в психолого-педагогических исследованиях в режиссуре культурно-досуговой деятельности, так как наличие субъекта — человека — для возникновения события обязательно. Разработка event базируется на выявлении особенностей восприятия события и в формировании личностных запросов и желаний. Станиславский советовал оглянуться на какой-нибудь этап собственной жизни, чтобы вспомнить, какое событие на этом отрезке времени было главным. Действительно, человеку нетрудно оценить значимость того или иного события в собственной жизни. Но это становится весьма затруднительно и, конечно, весьма субъективно, когда такая попытка делается в осмыслении жизнедеятельности другого человека.

Такой подход к личностной событийности позволил нам поставить между event

и событием не только этимологический знак равенства, но и выделить некий общий, более профессиональный контекст с точки зрения режиссуры. В таком контексте event может рассматриваться гораздо шире, с точки зрения художественного потенциала — это планирование, организация, проведение и анализ события, обусловленный пробуждением психологической потребности конкретной коллективной общности в реализации праздничной ситуации, рожденной этим событием. Побуждающими мотивами к активному включению в действие его участников становятся как сообщение новой информации о праздничной ситуации, так и регулирование эмоциональной индукции в рамках исключительности события. В комплексе все это вызывает мощный эмоциональный отклик, способствуя осознанию каждым отдельным участником своей причастности к общему действию.

Важно отметить, та или иная трактовка концепции event влияет на формирование каналов реализации event-ресурсов. В случае традиционной интерпретации каналом действенной реализации event-ресурсов становится агрессивное манипулирование сознанием аудитории, в основе которого лежит предложение продукта, основывающееся на навязывании потребностей в нем. Не исключается, что такое действие может выстраиваться по определенному сценарию и с использованием художественных выразительных средств.

Нами предлагается абсолютно другой подход, в рамках которого на формирование каналов реализации event-ресурсов, а значит и предлагаемого на их основе культурного продукта, не влияет современное социокультурное пространство общенавя-зываемого потребления, которое минимизирует этот продукт с позиций художественно-эстетического, эмоционально-образного и событийного начал. С точки зрения педагогики, важным является разрушение

такой потребительской концепции event-ресурсов, для этого нами были выделены следующие методологические аспекты.

Во-первых, одним из принципов организации event должно стать изучение связи между духовным содержанием личности в рамках праздничной ситуации и ее надобности в деятельности в ходе проведения действия, базирующегося на конкретном событии. Это дает нам возможность избежать ошибки: рассматривать event статично — как совокупность известных действий и поступков заранее запрограммированного мероприятия. При таком подходе любую разновидность деятельности, в том числе и художественную, являющуюся определяющей характеристикой event, можно исследовать только в динамике.

Во-вторых, динамический подход допускает рассматривать event как педагогический процесс. Иерархически организованные события и действия в основе event в совокупности со специфическими сценар-но-режиссерскими приемами приобретают характер специально организованного, целенаправленного взаимодействия со зрителем как воспитуемым и представляет собой педагогический процесс, направленный на решение воспитательных и развивающих задач, к которым мы можем отнести «чело-векотворческую» деятельность. Это предполагает активизацию участников event, содействующую превращению из пассивного наблюдателя в заинтересованное лицо, затем — в лицо, испытывающее потребность в приобщении к действию, и — в итоге — участвующее в нем.

Тем самым педагогический процесс активизации участников становится формирующим каналом реализации event-ресурсов, способствующим удовлетворению потребностей человека в получении нового эмоционально-чувственного опыта и художественно-творческого развития.

Таким образом, говоря об организации исключительного события, или event,

Иерархически организованные события и действия в основе event в совокупности со специфическими сценарно-режиссерскими приемами приобретают характер специально организованного, целенаправленного взаимодействия со зрителем как воспитуемым и представляет собой педагогический процесс, направленный на решение воспитательных и развивающих задач.

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Ц

следует подразумевать единую сценарно-режиссерскую концепцию, воспитательная ценность которой кроется в органичном единстве социально-психологической потребности участников действия и сценарно-режиссерской деятельности, организующей ситуативную общность в рамках реализации конкретного события4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложенное выше понимание проблемы позволяет нам выявить и конкретизировать в современных условиях такое явление, как event-технологии. Они являются инструментом формирования каналов реализации event-ресурсов, в том числе «личностных запросов и желаний» — той самой психологической потребности коллективной общности в реализации праздничной ситуации, на основе которой создается исключительное событие. Под потребностью подразумевают как познавательный процесс, присущий каждому человеку, — через воображение, логическое мышление и эмоциональное восприятие, память — так и более тонкие психологические механизмы активизации аудитории, связанные с их восприятием конкретной ситуативной общности.

Таким образом, следует говорить, что коренное различие между манипулированием сознанием аудитории на основе использования художественных элементов и театрализованным действием как методически точно продуманной организацией участников, составляющих конкретную общность людей, рожденную потребностью в реализации близкой им праздничной ситуации, — водораздел между двумя полюсами технологического подхода в понимании event.

Предложенные тезисы предполагают не только частный подход к расширению понимания event как важной составляющей событийной методики театрализации, но и рассмотрение общего состояния и положения понимания event-технологии в социокультурной среде сегодня.

Событийность, как основополагающий фактор развития event, обладает

большим педагогическим потенциалом, он определяется высокой личностно мотивированной активностью участников event, непосредственным активным участием в действии как результате эмоционального потрясения, идейно-эмоционального воздействия, стимулирующих внутренний настрой зрителя. Актуальность обращения к данной теме, обусловлена также высоким интересом к наработкам в сфере художественной педагогики, в первую очередь к ее универсальной формуле педагогического процесса, выведенной в 1950-х годах — потребность-переживание-действие. В соответствии с этой формулой любое педагогическое воздействие на всю конструкцию устойчивых потребностей человека возможно лишь через действие. С позиции автора, событие побуждает к эмоциональному отклику и к действию. В этой связи стимулирование социальной, духовной активности личности, эстетическое образование в рамках исключительного события осуществляется через последовательное и целенаправленное воспитательное воздействие. Режиссерско-педа-гогическая деятельность — многоплановая и одновременно целостная совокупность воздействий на личность через психолого-педагогические механизмы при организации event, включающие в себя: предметно-творческие, событийные, художественно— образные и игровые аспекты. \

Литература

1. Event-менеджмент / У. Хальцбаур и [др]; (пер. с нем. Т Фоминой). М.: Эксмо, 2007. C. 5.

2. Холдинг группа ИМА». [Электронный ресурс]. URL: http://www.imagroup.ru/event.php (дата обращения 01.11.14).

3. Свободная русская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://traditio.ru (дата обращения: 01.10.14).

4. См.: Генкин Д.М. Возможные использования художественных выразительных средств в методике театрализации / Д.М. Генкин, А.А. Конович. М., 1982.

Педагогический процесс активизации участников становится формирующим каналом реализации еуеп^ресурсов, способствующим удовлетворению потребностей человека в получении нового эмоционально-чувственного опыта и художественно-творческого развития.

NEWSWORTHINESS AS A MAIN FACTOR OF EVENT'S DEVELOPMENT

J.A. Azarova, 1st category specialist of academic work, the department of socio-cultural activity, St. Petersburg State University of Culture and Arts, St. Petersburg, Russia, juliayazarova@rambler.ru

This article contains the author's approach to the problem of art concept development of event in domestic practice of cultural and leisure activity. The author underlines that one of the principles of event's organization should become a study of link between spiritual content of personality in the frames of holiday's situation and its necessity in activity during acting based on an exact event. Event and situational community of participants with a necessity of its realization are the key factors of event's development, and event-technology is an art-pedagogical technology of creative development of realization channels of social and creative activity of masses creative development in modern social and cultural space. In this context event can be considered wider from the point of view of creative potential, it is a planning, organization, holding and analysis, conditioned by a «birth» of psychological demand of exact collective community in realization of holiday's situation provoked by this event. Development of event is based on discovering of being's perception peculiarities and in formation of personal requests and wishes what demands activation of audience by organization of pedagogically programmed and oriented, value-oriented, communicative and creative activity of viewers and participants. The base of pedagogical potential of event, art potential of idea-theme concept of script and achieving of organizational-stage aims of exact activity is a deep analysis of the notion « Newsworthiness» Key words: event, event-technology, event-experience, directing, innovations, script, social and cultural activity, social and cultural space.

References

1. Event-menedzhment [Event-management. Ed. Holz-baur U., Hettinger E., Knaus, B., Moser, R., Zeller M.]. Moscow, Jeksmo Publ., 2007. 384 p.

2. The website holding «GRUPPA IMA» (in Russian). Available at: http://www.imagroup.ru/event.php (accessed 01.11.14).

3. Svobodnaja russkaja jenciklopedija [Free Russian encyclopedia] Available at: http://traditio.ru (accessed 01.10.14).

4. Genkin D.M. Konovich A.A. Vozmozhnye ispol'zovanija hudozhestvennyh vyrazitel'nyh sredstv v metodike tea-tralizacii [The possible use of artistic means of expression in the method of theatricality]. Moscow, 1982.