возможность проявить ситуативной общности свое активное отношение к происходящему, почувствовать себя одним из героев-участников, а точнее - соучастников, сотворцов исторических свершений. Именно поэтому речь должна идти о построении реального действия по поводу конкретного события, а ни в коем случае не о спектакле или литературно-музыкальной композиции на заданную тему
Из контекста сказанного о содержательном аспекте действия ни в коем случае нельзя делать вывод о вторичности поиска формы в деятельности событийного режиссера. Немаловажно особое внимание уделять спецэффектам и визуальным решениям. Заказчик не всегда понимает на предварительной стадии сдачи ему синопсиса - сценарной заявки всех хитросплетений творческого замысла, но ему можно полноценно продемонстрировать яркие картинки того, что должно будет происходить в рамках мероприятия. Нельзя, в частности, не согласиться с исследованиями А.С. Попова, который подчеркивает необходимость использования передовых технологий и инновационных решений при создании постановок зрелищно-массовых мероприятий. В частности, он делает акцент на том, что с помощью «технологии проекции и виртуальной реальности... можно создавать невероятные визуальные эффекты. воплощать даже самые амбициозные идеи режиссеров, делая представления более впечатляющими и запоминающимися... Кроме того, виртуальная реальность предоставляет возможность создания полностью интерактивного и погружающего опыта для зрителей. зрители могут почувствовать себя частью представления, перенестись в другие миры или времена. активно взаимодействовать с представлением, создавать свои собственные сюжетные линии или менять ход мероприятия в реальном времени. Это придает зрелищно-массовым мероприятиям новую динамику и вовлекает аудиторию в происходящее» [2].
Понимая, что автор в первую очередь ведет речь о концертно-зрелищных представлениях с элементами театрализованного действия, все же отметим, что данный тезис имеет важнейшее значение и для событийной режиссуры. Так как именно в ней наиважнейшее значение имеет погружение аудитории в те или иные события на основе имеющегося у ситуативной общности исторического опыта и памяти по их поводу. Яркость же этого погружения как раз и определяется использованием современных достижений науки и техники, передовых технологий в области сценографического решения действия. Конечно, все это требует соответствующей подготовки сценарно-постановочной группы и серьезного финансирования, однако художественно-педагогическая эффективность восприятия действия это окупает
В постановочной работе нами неоднократно использовались возможности игрового интерактивного включения аудитории в действие. Так, в театрализованном представлении «Набат революции», посвященном столетию Октябрьской революции, аудитория была включена в митингование рабочих Петрограда, а
Библиографический список
во время действия, посвященного юбилею прорыва блокады Ленинграда, каждый из присутствующих в Ледовом дворце смог почувствовать себя участником поездки на полуторке по неустоявшемуся льду Ладоги под постоянными бомбежками фашистов. В финале театрализованного митинга-ритуала «Колокола Победы», имеющего событийной основой годовщину Победы в Великой Отечественной войне, действие было построено таким образом, чтобы каждый мог поучаствовать в кульминационной точке действия этого исторического события, водрузив Знамя Победы над Рейхстагом вместе с Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария.
Завершая разговор о зрелищности и яркости формы событийной режиссуры, важно сделать акцент на том, что форма категорически не должна стать самоцелью постановщиков. В погоне за техническими эффектами и трюками не может выхолащиваться сама концептуальная идея замысла действия, теряться неповторимая атмосфера события, позволяющая органично объединить уникальность осмысления исторической сути события и художественную стилистику его резонирования.
Наш опыт позволяет утверждать, что событийная режиссура представляет собой художественно-педагогическое осмысление реальных исторических свершений жизни страны, региона, конкретного коллектива, личности. Такая детерминанта является значимой в формировании исторической памяти людей, ибо она дает каждому гражданину в отдельности и всему народу в целом возможность сплотиться вокруг исторических свершений державы, совершенных предшествующими поколениями, создавая тем самым особый общественный настрой, делая яркими, впечатляющими знаменательные даты и этапные моменты истории. Как результат - формирование в рамках исторической памяти уважения к героям ратных и трудовых подвигов, демонстрация в зримой образной форме непрерывности патриотической эстафеты нашего народа. Наконец, событийная режиссура дает возможность через соучастие примерить каждому участнику театрализованного действия на себя те или иные исторические свершения, почувствовать свою меру ответственности как перед историческим прошлым, так и настоящим, а в особенности будущим.
Событийная режиссура дает нам необходимое понимание того, что историческая память - это не просто отголоски исторических событий, интерпретированные в конкретном контексте действия. В сегодняшних реалиях это в первую очередь демонстрация через конкретные поступки конкретных людей - реальных героев общей нравственной судьбы поколений, биографии времени. Это наша славная история, которая была непростой, порой с ошибками, но являющаяся коллективным портретом, оживающим перед нами через реальных людей, участников и очевидцев исторических событий, ставших зачастую поворотными в судьбе державы.
1. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. Москва: Высшая школа. 1990: 19-20.
2. Попов С.А. Модернизация конструктивизма в образах зрелищно-массовых мероприятий. Искусство и образование. 2024; № 1 (47): 77. References
1. Konovich A.A. Teatralizovannye prazdniki i obryady v SSSR. Moskva: Vysshaya shkola. 1990: 19-20.
2. Popov S.A. Modernizaciya konstruktivizma v obrazah zrelischno-massovyh meropriyatij. Iskusstvo i obrazovanie. 2024; № 1 (47): 77.
Статья поступила в редакцию 12.02.24
УДК 837
Nechina E.N., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: ennechina@fa.ru
CHANGING THE CONTENT OF EDUCATIONAL MATERIALS ON THE EXAMPLE OF GRAMMAR MANUALS AS A MEANS OF FOSTERING PATRIOTISM.
The article suggests considering the possibility of changing the content of textbooks used to teach foreign languages to university students, with the emphasis on teaching grammar in order to make students aware of the history, culture, values and traditions of our country, which is the basis necessary to instill love and pride of their motherland and to encourage patriotic feelings. The changed political, geopolitical, and economic conditions in the world require rethinking approaches to working with the younger generation in the field of patriotic education. This topic has not been given due attention for a long time and has been almost neglected. Moreover, it was not even fashionable to be a patriot of your country in Russia. However, the modern agenda requires transforming and improving the methods of educational work to change attitudes and modality in the field of developing an active civic position. The educational materials such as textbooks, workbooks and manuals which are used in foreign language classes, in our opinion, represent a good means to achieve this goal.
Key words: patriotic education, textbooks content, teaching grammar, content transformation, love to your country, culture, values
Е.Н. Нечина, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Е-mail: ennechina@fa.ru
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ПРИМЕРЕ ПОСОБИЙ ПО ГРАММАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА
Данная статья предлагает рассмотреть возможность изменения содержания учебных пособий по предмету «Иностранный язык», по которым занимаются студенты российских вузов, особенно в части изучения грамматики, с целью познакомить студентов с историей, культурой, ценностями, традициями нашей страны, что является основой для формирования любви к родине, гордости за свое отечество и необходимо для воспитания чувства патриотизма. Изменившиеся политические, геополитические, экономические условия в мире требуют переосмысления подходов в работе с подрастающим поколением в
сфере патриотического воспитания. Долгое время этому аспекту не уделялось должного внимания, более того, быть патриотом своей страны не было модным. Однако современная повестка требует трансформировать и совершенствовать методы воспитательной работы с целью изменения отношения, смены модальности в области формирования активной гражданской позиции. Учебный материал, который используется на занятиях иностранными языками, на наш взгляд, представляет собой хорошее средство для достижения этой цели.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, содержание учебников, обучение грамматике, изменение контента, любовь к родине, культура, ценности
Актуальность темы данной статьи объясняется острой необходимостью воспитания любви к родине и патриотизма у студентов, которые представляют собой будущее нашей страны. Для осуществления этого требуется сформировать положительный образ родины, рассказать студентам о том, чем богата наша страна, какие выдающиеся личности выросли в России, какой вклад наша Родина сделала в мировую цивилизацию. Для этого необходимо пересмотреть содержание учебников, в частности пособий, которыми пользуются преподаватели и иностранных языков. Знакомство с историей и культурой страны поможет осуществить смену ценностных ориентиров и ту призму, через которую студенты воспринимают все происходящее в мире.
Цель статьи - предложить, как именно можно поменять наполнение учебников и пособий по иностранным языкам. Автор описывает виды упражнений и заданий, которые не только будут знакомить студентов с грамматикой иностранного языка, но и содержать информацию об их стране, крае, регионе. Это окажет положительный эффект как на формирование любви к своей родине, так и на запоминание учебного материала, потому что подобная персонализация контента, вызывающая ассоциации, эмоции и чувства у студентов, будет способствовать прочному закреплению материала и его удержанию в памяти.
Чтобы достичь поставленных целей, автор предполагает решить следующие задачи:
- рассмотреть необходимость смены содержания пособий, применяемых для обучения студентов российских вузов английскому языку;
- предложить наполнение различных упражнений на грамматику всех уровней владения языком, что позволит познакомить студентов с их страной, вызывая гордость за свою родину и желание защищать ее интересы.
При написании статьи автор использовал такие методы, как анализ учебных пособий, а также свой педагогический опыт и знания.
Научная новизна данной работы состоит в том, что автор предлагает соединить преподавание грамматики английского языка студентам вузов с воспитанием чувства гордости, уважения и любви к родине.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в обосновании на примере грамматики английского языка того, как контент преподавания иностранных языков влияет на формирование патриотизма у студентов.
Практическая значимость находится в плоскости использования результатов исследования преподавателями иностранных языков при составлении планов занятий и издания учебных пособий, ориентированных на культуру России, ее историю, путь развития, место в мире и перспективы развития. Это поможет объединить образовательную и воспитательную составляющие учебного процесса и использовать занятия иностранного языка как средство укрепления чувства патриотизма в студентах.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из основных задач, стоящих как перед учителями в общеобразовательной школе, так и перед преподавателями вуза. Это направление воспитания является приоритетным в настоящее время, что отражено в нормативных документах и программах. Обеспечение единства народов, проживающих в России, целостности нашей страны, сохранение духовных, культурных ценностей и традиций представляют собой актуальные цели, достижение которых неразрывно связано с будущим нашей родины. Особую значимость патриотическое воспитание приобрело в настоящее время, когда патриотизм и любовь к родине приобрели статус национальной идеи в связи с нестабильной политической обстановкой в мире, отменой русской культуры, подменой моральных ценностей, распространению губительного влияния СМИ. Президент Российской Федерации Путин В.В. неоднократно подчеркивал, что страна нуждается в неравнодушных людях с активной жизненной позицией, проявляющих инициативу, берущих на себя ответственность, работающих на благо своей страны и принимающих участие в политических, социальных, экономических и духовных процессах. Согласно стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года, «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [1].
Несмотря на понимание важности формирования патриотизма среди молодежи, в современном российском обществе понятие «патриотизм» трактуется очень широко. Это и любовь к родине, отечеству, к родной земле, культуре. Многие отечественные педагоги считали, что любовь к родине составляет основу личности, так как связь с народом, чувство принадлежности к малой родине, к группе людей, проживающих на определенной территории и имеющих одну культуру, ценности, традиции, обычаи, является неотъемлемым условием самоидентификации личности. Российский историк и писатель XIX века Карамзин Н.М., рассуждая о патриотизме, выделял три составляющих этого концепта. Он считал,
что, во-первых, патриотизм - это физическая любовь человека к месту, где он родился. Во-вторых, это любовь гражданская, когда человек ассоциирует себя с обществом, в котором живет и подчиняется правам, обладает обязанностями и свободами, которое оно предоставляет. И, наконец, патриотизм, согласно Карамзину Н.М., - это любовь политическая, которая подразумевает то, что человек поддерживает и разделяет политические идеалы своей Родины [2]. Однако в современном мире слово «патриотизм» часто имеет негативные коннотации. Быть патриотом не считается модным и современным. Не все понимают истинное значение данного понятия и предпочитают считать себя космополитами, гражданами мира, лучше разбираясь в европейской и американской культуре, чем в родной. Это связано с процессами глобализации, с распространением западной культуры и ценностей не только в нашей стране. В связи с этим необходимо грамотно построить процесс воспитания патриотизма в вузе, где студенты уже зачастую имеют свою позицию и точку зрения в этом вопросе. Задачей преподавателя является привить любовь к родине, не навязывая свою позицию, а сделать так, чтобы благодаря общению, знаниям, получаемых о своей стране, мероприятиям, посвященным культуре своей родины, у студентов возникла любовь и гордость за отчизну.
Для того чтобы воспитать чувство патриотизма в молодом поколении, необходимо сформировать знания о своей стране, адекватное представление о своей родине, о ее культуре, истории, географии, о вкладе России в развитие науки и техники, а людях, которыми гордится наша страна. К сожалению, студенты далеко не всегда обладают этими знаниями. Аутентичные учебники и пособия на иностранных языках не справляются с этой задачей [3]. В них присутствуют тексты, видео- и аудиоматериал, представляющий различные аспекты жизни в странах изучаемого языка и на Западе в целом. Культура России в них не представлена. Пособия и учебники, издаваемые кафедрами иностранных языков российских университетов, также ориентированы на аутентичные тексты и представляют информацию из западных источников. Это часто приводит к тому, что на уроках иностранного языка студенты получают информацию исключительно о странах изучаемого языка, реалиях жизни в этих странах. Соответственно, невозможно говорить об эффективном патриотическом образовании в вузе на занятиях иностранным языком, где отсутствует упоминание о России, о наших реалиях.
Автор считает целесообразным менять содержание учебников и пособий, используемых преподавателями иностранных языков. Новые учебники должны отражать реалии жизни в Российской Федерации, ее историю, культуру, религию, ценности и содержать информацию об известных ученых, предпринимателях, политических деятелях, спортсменах, художниках, врачах и представителей других областей и специальностей, сделавших вклад в мировую культуру или культуру нашей страны. Без гордости за свою родину, без понимания ее места в мире очень сложно сформировать любовь к ней и, соответственно, воспитать настоящих патриотов [4].
Первое и самое очевидное, что можно менять этот контент пособий и учебников, которые используются в вузах на занятиях иностранными языками. Парадокс заключается в том, что, изучая профессиональный иностранный язык, студенты российских вузов разбирают различные ситуации и кейсы на примерах, взятых из зарубежных статей и учебников, которые описывают реалии различных сфер жизни страны изучаемого языка. Безусловно, такие тексты необходимы для практики языка, что возможно для сравнения особенностей различных стран. Сравнительный анализ экономической ситуации, законов, регулирования различных областей жизни может быть полезным для студентов, расширяя их кругозор и давая представления о разнообразных способах решения проблемных вопросов. Однако учебники должны содержать и тексты, посвященные реалиям жизни в России, и отражать нашу действительность. Например, пособия для экономистов и менеджеров могут включать статьи о российских предпринимателях, предприятиях, экономике в целом. Это даст не только возможность отработать навыки говорения и чтения, но и лексику и грамматику на основе данного материала, познакомит студентов с достижениями в различных областях производства, техники и науки в нашей стране. Такой подход косвенно может стимулировать студентов к изучению иностранного языка и способствовать лучшему запоминанию учебного материала, потому что персонификация способствует лучшему удержанию в памяти того, что имеет непосредственное отношение к жизни студентов.
Однако автор полагает, что не только тексты учебников нужно подвергать переработке и замене. Упражнения на лексику и грамматику также можно изменить, наполнив их содержанием, которое отражает наши российские реалии в соответствующих областях. Это поможет сделать выполнение упражнений более осмысленным и содержательным [5].
Практические рекомендации по изменению курса грамматики
Упражнения на ввод и отработку грамматических тем дают массу возможностей познакомить студентов с различными аспектами жизни в России. Как пра-
вило, содержание подобных упражнений относится либо к жизни в странах изучаемого языка, либо имеет нейтральный характер. В отличие от текстов, студенты редко запоминают предложения из грамматических упражнений. Однако грамматические темы способствуют наполнению грамматических заданий на их отработку содержанием воспитательного и образовательного характера, развивая представления студентов о своей стране, обогащая их знаниями о своей родине.
Degrees of comparison of adjectives
Тема степеней сравнения прилагательных, которая присутствует во всех европейских и многих неевропейских языках, может включать в себя упражнения с текстами о городах, природе и географии России, дополненными упражнениями на сравнение территории России с другими странами, высоты гор на Кавказе и Урале, глубины озер, размера городом и т. д. (e.g. Compare these two mountains: Elbrus (5642 ) and Belukha (4509 m)).
There is/There are
Конструкция There is/There are может усваиваться при рассказывании о географии России. Можно предложить небольшой текст студентам или отдельные факты, на основе которых они должны составить предложения с использованием данной конструкции. Например, 2,5 million rivers, more than 2 million lakes, 12 seas, 3 oceans, 5 mountain ranges, more than 1100 islands, 1117 cities and towns.
Tenses
Отрабатывать прошедшие времена можно на рассказах о различных исторических событиях в нашей стране, повлиявших на ее становление и знаменитых людях, родившихся в нашей стране и сделавших вклад в ее развитие. Упражнения на настоящие времена могут касаться различных сторон жизни современной России, а задания на отработку будущих времен можно посвятить проектам, запланированным к осуществлению в течение предстоящих нескольких лет, например, обсудив план развития Москвы или другого города.
Conditional sentences
Условные предложения можно усвоить на заданиях, где студентам предлагается подумать, как жизнь в России могла бы сложиться, если бы не произошли те или иные исторические события (Conditional III in English language), какой была бы наша жизнь сейчас, если бы принимались другие исторические решения (Conditional II in English language), и какой она может быть в будущем в зависимости от курса развития принятого правительством и президентом (Conditional I in English language).
Cleft sentences
Cleft sentences можно практиковать на примерах предложений, связанных со знаниями студентов о своей стране и их отношением к различным процессам, происходящим в России. Студентам можно предложить закончить следующие предложения: hat I really love about living in Russia is ... What I would like to change in my city is. What I hope to do for my country when I graduate from the university is ...
Modal verbs
Модальные глаголы (must, can, should, have to, etc, в английском языке) можно вводить на примере законов, обычаев и традиций всех народов, проживающих в нашей стране. Студенты могут рассказать, как должны вести себя в семье муж и жена, как следует вести себя детям по отношению к родителям, как можно отмечать различные праздники. Например, можно включить задания, в
Библиографический список
которых необходимо закончить предложения: A husband must .../A wife must./ Children should.../Elderly people can.
Modals of deduction
Кроме того, на более высоком уровне владения языком можно включить упражнения, требующие студентов поразмышлять, как то или иное нововведение или закон может отразиться на их жизни, на жизни других людей в нашей стране, используя modal verbs of deduction. Например, This law can effect families with children because./ This new rule should improve the lives of. because./This new tax is likely to.
Passive voice
Знакомясь со страдательным залогом, можно предложить упражнения, знакомящие студентов с вкладом русских и российских деятелей в различные сферы нашей жизни. Примером могут быть предложения, в которых нужно открыть скобки, употребив глагол в правильной форме: The radio (to invent) by A. Popov. The first nuclear power station (to build) in Obninsk. The periodic table (to create) by Mendeleev.
Таким образом, все грамматические упражнения - имитативные, подстановочные, упражнения на заполнение пропусков и преобразование, на перифраз, задания с множественным выбором, вопросно-ответные и репродуктивные можно составить на основе информации о нашей стране. Это не только поможет студентам лучше узнать свою странуно и позволит им гордиться своей родиной, но и сделает выполнение упражнений более интересным и запоминающимся, что будет способствовать лучшему запоминанию изучаемого материала.
На этапе свободной практики и закрепления грамматического материала студенты могут подготовить различные проекты, такие как видеоролики, посвященные истории и культуре России и видным личностям, внесшим вклад в развитие нашей страны, организация экскурсии в музей или галерею на иностранном языке, презентация с рассказом о своей малой родине, конкурс сочинений на темы, связанные с нашей страной, дискуссии, интервью с президентом (когда один из студентов играет роль президента), блоги о нововведениях в различных сферах жизни в России, местный новостной канал, рассказывающий об интересных событиях, происходящих в городе, в котором живут студенты и т. д.
В заключение данной работы автор хотел бы отметить, что современные студенты, являясь очевидцами негативного отношения к нашей стране со стороны западного мира, а также наблюдая, какие сложности переживает Россия в связи с трансформационным процессом, которой начался в связи с меняющейся геополитической обстановкой в мире, и не имея никакой национальной идеи, теряют ориентиры и чувство гордости за свою родину. Задача высших учебных заведений заключается в том, чтобы в процессе образования и воспитания студентов создать позитивные условия для социализации и познакомить студентов с наследием нашей стране, ее местом в мире. Это постепенно формирует уважение к своей родине, желание работать на ее благо, развивая различные отрасли и принимая активное участие в жизни стране. Те знания, которые студенты получают в университете, являются основой для формирования их мировоззрения, идеалов, ценностей, поэтому содержание учебных материалов имеет большое значение на пути к развитию полноценной личности, имеющей представление о своих корнях, предках, прошлом, настоящем и будущем своей родины.
1. Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г № 996-р. Официальный сайт Правительства РФ. Available at: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
2. Карамзин Н.М. Избранные сочинения: в 2-х т. Москва - Ленинград: Художественная литература, 1964; Т. 2.
3. Волегжанина И.С., Чусовлянова С.В. Онтолого-семантический метод обучения иностранному языку. Тенденции развития науки и образования. Самара: Издательский научный центр «LJournal», 2021; № 78: 16-19.
4. Квасных Г.С., Саржанова А.Н. Патриотическое воспитание студентов современном вузе. Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015; № 1: 87-90.
5. Богданова А.И. Патриотическое воспитание студентов средствами дисциплины «Иностранный язык». Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016; № 50 (2): 40-44.
References
1. Ob utverzhdenii strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r. Oficial'nyj sajt Pravitel'stva RF. Available at: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
2. Karamzin N.M. Izbrannye sochineniya: v 2-h t. Moskva - Leningrad: Hudozhestvennaya literatura, 1964; T. 2.
3. Volegzhanina I.S., Chusovlyanova S.V. Ontologo-semanticheskij metod obucheniya inostrannomu yazyku. Tendenciirazvitiya naukiiobrazovaniya. Samara: Izdatel'skij nauchnyj centr «LJournal», 2021; № 78: 16-19.
4. Kvasnyh G.S., Sarzhanova A.N. Patrioticheskoe vospitanie studentov sovremennom vuze. Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2015; № 1: 87-90.
5. Bogdanova A.I. Patrioticheskoe vospitanie studentov sredstvami discipliny «Inostrannyj yazyk». Psihologiya i pedagogika: metodika iproblemy prakíicheskogo primeneniya. 2016; № 50 (2): 40-44.
Статья поступила в редакцию 02.03.24
УДК 373.3
Ivanova A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: afgust1945@gmail.com Osipova S.I., teaching assistant, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: Struch.Sara94@mail.ru
INTEGRATED CLASSES IN EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES AS THE WAY OF FORMING ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN. The formation of ethnocultural competence by a junior schoolchild implies proficiency in their native language, knowledge of the culture and traditions of the people. The article is dedicated to an issue of developing the ethnocultural competence of primary schoolchildren. One of the ways of its formation is integrated