Научная статья на тему 'События в политическом дискурсе США: проблемы смыслоформирования'

События в политическом дискурсе США: проблемы смыслоформирования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
140
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / POLITICAL DISCOURSE / СОБЫТИЕ / EVENT / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / SOCIO-CULTURAL SITUATION / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / INTERTEXTUALITY / СМЫСЛОФОРМИРОВАНИЕ / MEANING CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сескутова И.К.

В статье рассматриваются некоторые вопросы дискурсивной организации текстов политического дискурса США. Анализ политического текста в междисциплинарном ключе позволяет сделать вывод о его сложной иерархической структуре, «обремененной» фоновыми знаниями c большим смысловым потенциалом. На примере современных англоязычных форматов показано, что сам набор событий, заслуживающих упоминания, культурообусловлен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Events in political discourse: perception and meaning construction

The contributor expresses a viewpoint on complexities of contemporary political discourse in the USA. The paper traces the issue of knowledge and its relevance in discourse as social practice. The author argues for the idea that political discourse recontextualizes social practices. Thus decoding and inferring the message in discourse is dependent on sociocultural competence of the addressee.

Текст научной работы на тему «События в политическом дискурсе США: проблемы смыслоформирования»

УДК 81'42

И. К. Сескутова

кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры стилистики английского языка факультета английского языка, МГЛУ; e-mail: seskutova@bk.ru

СОБЫТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ США: ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛОФОРМИРОВАНИЯ

В статье рассматриваются некоторые вопросы дискурсивной организации текстов политического дискурса США. Анализ политического текста в междисциплинарном ключе позволяет сделать вывод о его сложной иерархической структуре, «обремененной» фоновыми знаниями c большим смысловым потенциалом. На примере современных англоязычных форматов показано, что сам набор событий, заслуживающих упоминания, культурообусловлен.

Ключевые слова: политический дискурс; событие; социокультурная ситуация; интертекстуальность; смыслоформирование.

Seskutova I. K.

Ph. D. (Philology), Professor, Department of English Stylistics, Faculty of the English Language, MSLU; e-mail: seskutova@bk.ru

EVENTS IN POLITICAL DISCOURSE: PERCEPTION AND MEANING CONSTRUCTION

The contributor expresses a viewpoint on complexities of contemporary political discourse in the USA. The paper traces the issue of knowledge and its relevance in discourse as social practice. The author argues for the idea that political discourse recontextualizes social practices. Thus decoding and inferring the message in discourse is dependent on sociocultural competence of the addressee.

Key words: political discourse; event; sociocultural situation; intertextuality; meaning construction.

И уж никак не сами вещи вторгаются в наше сознание, воображение способно воскресить лишь образы виденного.

Чьи образы? Как они возникают? Кто ответит нам... ?

Св. Августин. Исповедь

Статья содержит размышления автора о важности пространственного представления знания, культурной и социальной обусловленности выбора новостных событий для более глубокого понимания природы и сути процессов смыслоформирования в современной социокультурной ситуации в США.

Предлагаемый в статье аспект рассмотрения дискурсивной практики1 американского социума позволяет не только расширить традиционные представления о диапазоне исследований речевой деятельности познающего субъекта, но и имеет прикладное культурологическое значение, намечая подходы межкультурного взаимодействия в современном динамично меняющемся мире.

Речь идет о попытке рассмотреть тексты политического дискурса2 в событийном пространстве американского социума с точки зрения прагматики высказывания, т. е. выполнения ими функций не только в сообществе языковом, но также социальном и политическом.

Актуальность обращения к материалам политического дискурса и его роли в формировании знания в современных языковых коллективах определяется возросшим интересом политологов, культурологов, лингвистов к изучению прагматического аспекта речевого высказывания. Исследование проблематики текста в междисциплинарном ключе позволяет обнаружить моменты, существенные для понимания политического текста как сложной иерархической системы с фоновыми знаниями, со спецификой передачи реалий, с большим смысловым потенциалом.

Мы исходим из того, что рассмотрение текстов политического дискурса представляется значимым для изучения речевого поведения человека и «поведения» языковых единиц как вполне определенного кода пространства власти в США в реальных актах коммуникации. Полагаем, что междисциплинарное изучение языковых явлений на стыке философии, культурологии, лингвистики, социолингвистики, нейро-биологии является закономерным и востребованным, позволяя составить более полное представление о разнообразии и многоуровневой

1 Данная категория обозначает речевую деятельность и подразумевает наличие в повседневной реальности конкретного социума различных типов дискурсов, в том числе и политического, функционирующих одновременно и «пронизывающих» социальное пространство в виде автономных, гетерогенных и непрерывных информационных потоков [3].

2 Вслед за Е. И. Шейгал мы рассматриваем понятие «политический дискурс» как политическую коммуникацию, которая включает не только официальный контроль явлений социальной жизни, но и разговоры о политике в самых разных аспектах - бытовом, художественном, публицистическом [14]. В политической коммуникации важной функцией является воздействующая. Именно на достижение воздействия в коммуникации ориентируется политик при выборе лингвистических средств.

сложности текстов с превалированием функции воздействия над функцией сообщения.

Методологической основой рассуждений о необходимости новых подходов к изучению сущности социокультурного знания и естественного языка послужило мнение современных исследователей о том, что всякое культурологическое знание есть определенным образом специфицированная область языковых описаний [1; 4; 5; 7; 10].

Традиционное изучение языка «в себе и для себя» как автономной системы, существующей в независящей от познающего субъекта «объективной реальности», не всегда приводит к положительным результатам. Только подход к знанию как динамичному состоянию, детерминированному социальной практикой социума, может дать ключ к пониманию языка и глубинных когнитивных процессов построения смысла.

За последнее время накопление информации и расширение понятийной области исследований привело к формированию серьезной теоретической базы в отечественной и зарубежной науке. Появился целый ряд оригинальных концепций и мнений, в которых представлены попытки решения поставленных проблем. В орбиту интересов проблематики когнитивной лингвистики, например, активнее включаются вопросы взаимодействия языка, ума и мозга человека [15]. Обзор существующей научной литературы увел бы нас далеко в сторону от основной темы настоящего исследования. Поэтому отметим наиболее важные для нас моменты.

В первую очередь это феномен культуры как своеобразная матрица речи и речевой деятельности. Почему это важно?

Исследование приобретает необходимую объяснительную силу лишь в том случае, если изучение системности и функциональности в языке дополняется анализом тех факторов, которые коренятся во внешней (нередко лишь относительно внешней) среде.

К числу значительных явлений в отечественной лингвофилософ-ской мысли следует отнести книгу М. К. Петрова «Язык, знак, культура» [8]. Основываясь на данных нескольких научных дисциплин и, прежде всего, опираясь на возможности и специфику человеческого биокода, М. К. Петров делает вывод о том, что принадлежность индивида к определенному социальному и культурному типу задает человеку через наследуемые им программы социально значимой деятельности вполне определенный круг реалий окружения, алгоритмы

воздействия на эти реалии, кодированные посредством языкового знака. Подобное комплексное отношение к проблемам языка, знака, знания, культуры характерно и для многих других теоретических построений современного языкознания [16].

Для целей нашего исследования важно отметить набирающую в последнее десятилетие темп тенденцию активного использования языковых технологий и их трансформирующего влияния на язык, когнитивную способность индивида, коммуникацию.

С появлением киберпространства виртуальной реальности происходит стирание границ между реальным и воображаемым, поверхностью и глубиной. Более того, цифровой горизонт в настоящее время формирует принципиально новую метагеографию. В последнем случае мы затрагиваем проблематику формата репрезентации знания, что очень важно для более глубокого понимания природы и сущности процессов смыслоформирования в современной социокультурной ситуации в США. Естественно предположить, что для проникновения в суть происходящего правомерно размышлять о значимости пространственной информации и ее влиянии на восприятие. Ибо каждый последующий поведенческий акт связан с определенной «порцией» информации, всегда содержащей в себе действующий в данный момент раздражитель и опыт прошлого [2].

Теперь остановимся на нашем понимании термина «событие». Как известно, в контексте современной философии событие имеет широкий спектр толкований: событие как природное явление; как событие историческое, политическое, психобиографическое; как событие в статусе происшествия или случая. В современных и новейших философских онтологиях феноменологического и постструктуралистского толка понятие «событие» противопоставляется понятию бытия. Таким образом, в человеческий опыт вводится представление о процессуальных образах мира [13].

Подход к языку средств массовой информации под ракурсом пространственного представления знания, процессуальности и событийности «высвечивает» новые тенденции и явления восприятия, заслуживающие пристального внимания.

Каким образом и благодаря какому механизму между событиями формируются внешние отношения совместимости? Почему одно событие совместимо или несовместимо с другими? О каком сцеплении соответствий, отголосков, повторений, резонансов может идти речь? Эти и другие вопросы занимают умы современных ученых.

На изменение базовых принципов организации жизнедеятельности в современном обществе и трансформации человеческого поведения указывают, например, лауреаты Нобелевской премии Ф. Шарпа и С. Яманака [6]. Исследователи приходят к выводу о том, что Интернет усиливает и усложняет многие процессы, трансформируя коммуникативные отношения между людьми, «фильтруя» действительность в своем ритме, со своими референциями, своими критериями восприятия и оценки.

Тенденция усложнения формы и семантического наполнения может быть проиллюстрирована на примере популяризации правительством США исторических знаний об американской политической системе, духе американского индивидуализма - на том, что входит сегодня в качестве интегрального элемента в официальную идеологию США, в установки и лозунги, в литературу, искусство, повседневность. Как известно, цели популяризации исторических знаний о США служит создание так называемых президентских библиотек1.

Президентские библиотеки, расположенные в разных уголках США, представляют собой не только центры сбора и хранения уникальных исторических документов (от Герберта Гувера (1929-1933) до Джорджа Буша младшего), но и служат своеобразным памятником американским ценностям, президентам США и президентству как институту государственной власти.

На территории президентского центра располагается музейно-образовательный комплекс с характерной интеграцией содержания и пространства, использованием современных технологий и интерактивностью форм взаимодействия с посетителями.

Не будем подробно останавливаться на вербализации тактического репертуара стратегий в таком глобальном конгломерате жанров, как

1 Первый президент США Дж. Вашингтон по истечении срока полномочий в 1797 г. вывез из официальной резиденции накопившийся за 8 лет президентский архив. Так было положено начало традиции.

Цель создания сети президентских библиотек состоит в сборе и хранении исторических материалов, связанных с жизнью и деятельностью президентов США, и обеспечении условий для работы с ними. Библиотеки становятся собственностью правительства США. Они находятся в ведении Управления президентских библиотек (Office of Presidential Libraries) при Национальном управлении архивов и документации (National Archives and Records Administration - NARA), в систему которого входят все 13 существующих на сегодняшний день президентских библиотек [9].

дискурс президентских библиотек в США. Подобные рассуждения увели бы нас далеко в сторону. Для целей настоящей статьи в теоретическом и практическом плане интересна концепция интертекстуальности как одно из основных свойств политического дискурса. Как известно, интертекстуальность как использование элементов уже существующего текста в процессе создания и функционирования нового проявляется, в частности, в воспроизводстве определенных социокультурных установок, характеризующихся многомерностью и ценностной значимостью. Любопытно и то, что под влиянием изменений в идеологии нации непрерывно меняется корпус национальных прецедентных текстов, прежние тексты вытесняются, на их место приходят новые [12].

Степень активизации интертекстуальных связей варьирует в широких пределах: от простого напоминания о том, что на эту тему говорил тот или иной автор, до введения в рассмотрение всего, что хранится в памяти о концепции предшествующего текста, форме ее выражения, стилистике, аргументации, эмоциях.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Рассмотрим пример из газетной статьи, демонстрирующий исторически и социокультурно обусловленный характер восприятия новостного события и его последующего осмысления.

В приводимом ниже фрагменте статьи речь идет о призывах темнокожих студентов университета Принстон убрать имя 28 президента США из названия Школы государственного управления. Причиной конфликтной ситуации явились возросшие в силу определенных причин антирасистские настроения в некоторых штатах США.

Администрация крупнейшего университета в США встала на защиту памяти о политическом деятеле, с президентства которого (1913-1921) началось восхождение США к вершине мирового господства.

Историк-американист А. И. Уткин, в свое время директор Центра международных исследований Института США и Канады РАН, характеризуя вклад Вудро Вильсона в мировой миропорядок, писал, что Вудро Вильсон стоял на стартовой полосе американского всемогущества. А. И. Уткин подчеркивал: «...чтобы обозначить судьбу

этого предприятия, касающегося нас всех, мы просто обязаны видеть этот старт. Без этого нам не разглядеть контуры будущего. Радикальные реформы, внедренные президентом Вудро Вильсоном четыре поколения назад, - это не покрытый пылью исторический архив. Они актуальны и сегодня не только для Америки» [11].

Princeton Rebuffs Calls to Rename Woodrow Wilson School

4 April 2016

Princeton University has rebuffed calls to remove Woodrow Wilson's name from its public policy school.

A group of black students pushed for the name change, saying the former US president was a segregationist and held racist views.http:// www.bbc.com/news/world-us-canada-35964791

Подводя итоги, отметим следующее.

Во-первых, в условиях новой медиологической конфигурации передачи знания типы отношений между языком и социальным миром претерпевают определенные изменения.

Во-вторых, восприятие нельзя считать просто неким механизмом расшифровки сенсорной информации, обеспечивающим пространственно-временное измерение внешних раздражителей. Результатом восприятия является нечто совершенно новое, созданное работой мозга отчасти из сырого материала реакций органов чувств, отчасти сформированное разнонаправленными процессами центральной нервной системы, протекающими в данное время, а также полученными в результате научения уроками прошлого опыта.

В-третьих, принципы такого отбора по большей части связаны с тем, что восприятие информации сильно зависит от имеющейся у человека установки, от мотивов действий индивида, от того, осознанно или бессознательно мозг исследует непосредственную среду окружения, извлекая из нее те «кадры», которые необходимы индивиду для выполнения его специфических намерений. Другими словами, сам «набор» событий, заслуживающих внимания, культурообусловлен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипов И. К. Язык и его функция: смена парадигм научного знания // Studia lingüistica cognitiva. - Вып. 2. Наука о языке в изменяющейся парадигме знания. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. - С. 100-152.

2. Демьянков В. З. Семиотика событийности в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учеб. пособие. Ч. 2 / отв. ред. М. Н. Володина. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2004. - С. 68-83.

3. Дискурсивные Практики. - URL: http://enc-dic.com/sociology/Diskursivnye-Praktiki-1989.html

4. Дискурс и стиль: Теоретические и прикладные аспекты: коллективная монография / под ред. Г. Я. Солганика, Н. И. Клушиной, Н. В. Смирновой. -М. : Флинта, 2014. - 268 с.

5. Залевская А. А. Проблема знания в различных ракурсах // Studia lingüistica cognitiva. - Вып. 2. Наука о языке в изменяющейся парадигме знания. -Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. - С. 14-64.

6. Константинов А. Жизнь - это компьютер. Почему лауреаты Нобелевской премии занялись информатикой // Русский репортер. - 2014. - № 24. -С. 46-49.

7. Кравченко А. В. Знание, языкознание и язык // Studia lingüistica cognitiva. -Вып. 2. Наука о языке в изменяющейся парадигме знания. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. - С. 5-13.

8. Петров М.К. Язык, знак, культура. - М. : Наука, 1991. - 328 с.

9. Президентские библиотеки США. - URL: http://ru.rfwiki.org/wiki/%D0 %9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD %D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B1%D0%B8%D 0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B 8_%D0%A1%D0%A8%D0%90

10. Сескутова И. К. Многомерность коммуникативного пространства современного медиадискурса // Стилистика и проблемы контекста. - М. : Рема, 2009. - С. 70-81. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 573. Сер. Языкознание).

11. Сидорук А. Вудро Вильсон: от профетеора до президента. - URL: http:// gazeta.zn.ua/SOCIETY/vudro_vilson_ot_profecsora_do_prezidenta.html

12. Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. - М. : Academia, 2000. - 128 c.

13. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. - М. : Гардарики, 2004. - 1072 с.

14. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса: дис. ... д-ра филол. наук. - Волгоград, 2000. - 440 с.

15. Черниговская Т. В. Зачем мозгу язык? // Публичные лекции в лектории «Прямая речь». - М., 2013. - URL: http://www.pryamaya.ru/ tatyana_chernigovskaya

16. Язык и мысль: современная когнитивная лингвистика / сост. А. А. Кибрик, А. Д. Кошелев, ред. А. А. Кибрик [и др.]. - М. : Языки славянской культуры, 2015. - 848 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.